педагогические науки
Рощин Сергей Павлович, Кандыбей Павел Наумович ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ...
УДК 372.874
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ
© 2016
Рощин Сергей Павлович, доктор педагогических наук, профессор кафедры рисунка и графики института культуры и искусств Кандыбей Павел Наумович, аспирант Московский городской педагогический университет, Москва (Россия)
Аннотация. В существующей агрессивной аудиовизуальной среде особую актуальность приобретает поиск путей эстетического развития ребенка, воспитания душевной отзывчивости к истинным культурным смыслам и ценностям человечества. Статья посвящена проблеме интеграции информационно - коммуникационных технологий со сложившимися формами педагогической деятельности для активизации композиционной деятельности учащихся на занятиях изобразительным искусством в системе дополнительного образования. Представлена методическая система обучения композиции младших школьников, соответствующая современному информационному обществу, направленная на развитие композиционного мышления учащихся и улучшающая их мотивационные установки. Предлагаемая система реализует все три функции процесса обучения: образовательную, воспитательную и развивающую; основана на дидактических принципах научности, последовательности, систематичности, наглядности, доступности, сознательности и активности. При проектировании учебного процесса предусмотрена целесообразность игровых и соревновательных компонентов. При проектировании учебного процесса предусмотрена целесообразность игровых и соревновательных компонентов. Проблемное изложение учебного материала способствует развитию вариативности, непосредственности, гибкости и самостоятельности композиционного мышления. Новые формы подачи учебного материала на основе информационно-коммуникационных технологий формируют композиционную культуру младших школьников путем приобщения их к наследию отечественного и мирового искусства. Содержащиеся в исследовании положения являются ориентиром для реальной образовательной практики, -каждый преподаватель может в рамках предложенной методики по своему усмотрению наполнить учебный процесс визуальными наглядными материалами.
Ключевые слова: изобразительное искусство, младшие школьники, дополнительное образование, композиционное мышление, анализ художественных произведений, коммуникационные технологии.
USE MODERN COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE CLASSROOM OF FINE ARTS
© 2016
Roshchin Sergei Pavlovich, doctor of pedagogical sciences, professor of the department of drawing
and graphics Institute of Culture and Arts Kandibey Pavel Naumovich, postgraduate student Moscow City Pedagogical University, Moscow (Russia)
Abstract. In the current aggressive audiovisual media it is especially important to find ways of aesthetic development of the child, upbringing, mental responsiveness of a true cultural meaning and value of humanity. The article is dedicated to the integration of information - communication technologies with traditional forms of educational activities to enhance the compositional activity of junior schoolchildren on the fine arts classes in complementary education system. The methodical system of training of junior schoolchildren of the composition is presented. It corresponds to the modern information society, aimed at the development of composite thinking of junior students and enhancing their motivation. The proposed system provides all three functions of the learning process: educational, tutorial and developing. It is based on the didactic principles of science, sequence, systematic thinking, visibility, accessibility, awareness and activity. Designing the educational process provides the expediency of gaming and competitive components. Problem presentation of teaching material promotes biodiversity, spontaneity, flexibility and freedom of compositional thinking. New forms of presentation of teaching material based on information and communication technologies create the composite culture of junior schoolchildren by introducing them to the heritage of national and world art. Positions contained in the study guide are reference points to the real educational practices - every teacher at his/her own discretion is able to fill the educational process visual materials within the framework of proposed methods.
Keywords: Fine art, junior schoolchildren, complementary education system, compositional thinking, analysis of works of art, communication technology.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования в результате изучения предмета "Изобразительное искусство" у учащихся должны сформироваться первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни человека, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством[1].
Особый смысл эти вопросы приобретают в современных условиях стремительного развития мультимедийных технологий. Ежедневно на ребенка обрушивается огромное количество визуальной информации, не всегда хорошего качества, бесконтрольное, стихийное восприятие которой может деформировать не только художественный вкус, но и "примитивизировать" сознание. Особую актуальность приобретает поиск путей развития ребенка в существующем агрессивном аудиовизуальном поле, воспитания душевной отзывчивости к истинным культурным смыслам и ценностям человечества [2,3].
Важнейшей частью художественно-эстетического образования является композиция, она является и по-
исково-исследовательской и эмоционально-образной деятельностью, способствующей творческому становлению личности. Композиционное мышление выполняет функцию посредника между образным рядом, возникающим в сознании художника, и художественным произведением, имеющим определенную и законченную композиционную структуру. От развитости композиционного мышления зависит и успешность композиционной деятельности ребенка.
Учитывая наглядно-образный характер мышления и памяти, небольшую емкость и неустойчивость внимания младших школьников, мы считаем, что методически адекватным условием активизации композиционной деятельности на занятиях изобразительного искусства является применение грамотно подобранного наглядного материала, расширение типов дидактических материалов, изменение форм его предъявления, включение в учебную деятельность школьников современных средств коммуникационных технологий [4,5].
Для того, чтобы педагогу было легче удержать дли-
Рощин Сергей Павлович, Кандыбей Павел НаумовичИ педагогтесше
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ... науки
тельное время внимание учеников, предъявляемый учебный материал должен иметь элементы новизны и занимательного учебного поиска. Хорошо, если в нем присутствуют подвижные и изменяющиеся элементы, здесь особая роль принадлежит, конечно, использованию информационно-коммуникационных технологий и подготовленным на их основе визуальным материалам: проблемные задания, наводящие вопросы, активное комментирование. Все это позволяют заинтересовать каждого ученика.
Концептуальные основы решения проблемы интеграции информационно - коммуникационных технологий со сложившимися формами педагогической деятельности для активизации композиционной деятельности учащихся содержат следующие позиции.
1. В педагогическом проектировании учебного процесса необходимо учитывать существующую тенденцию смещения приоритетов восприятия информации в сторону визуальной её формы. Наглядность традиционно является доминирующим дидактическим принципом.
2. Включение в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий способствует активному и образному формированию замысла, побуждает ребенка к композиционному поиску.
3. К теме композиции необходимо возвращаться на каждом занятии (анализ произведений известных художников, проблемное изложение учебной информации, краткосрочные творческие задания). Подачу учебного материала целесообразно осуществлять на основе информационно - коммуникационных технологий.
4. Использование информационно-коммуникационных технологий целесообразно для практической проработки композиционных понятий, способности находить необходимые композиционные приёмы и средства для создания целостного художественного образа.
5. Использование информационно-коммуникационных технологий целесообразно для введения в структуру занятий композицией игровых элементов, связанных с оперированием наглядными материалами (изменение, комбинирование), созданием атмосферы состязательности.
6. В области формирования личностной сферы использование информационно-коммуникационных технологий мотивирует сознание ребенка в сферу изобразительного искусства; активизирует психические процессы (память, мышление, воображение), формирует потребность самореализации в художественном творчестве.
Модель методической системы обучения композиции младших школьников, соответствующая современному информационному обществу, направленная на развитие композиционного мышления учащихся и улучшающая их мотивационные установки, представлена на рисунке 1.
Учебный процесс предполагает следующую последовательность, которая определяется внутренней логикой учебного материала и познавательными возможностями учащихся [6].
Первый этап. Накопление опыта восприятия различных по характеру и тематике художественных произведений, усвоение понятия «композиция». В процессе выполнения разработанных нами упражнений дети осваивали стержневые понятия такие как: пятно, линия, изобразительная плоскость, ритм, формат, равновесие, симметрия и асимметрия, статика и динамика.
Например, в рамках занятия, посвященного знакомству детей первого класса с понятием формата, мы использовали портрет художника И. Шишкина, который посвятил свое творчество пейзажу. Так как его главными темами были лес и поле, на этом фоне и изобразил его статную фигуру И. Крамской.
ООбсуждаем процесс выбора формата, который становится более понятным при предъявлении в качестве наглядных материалов компьютерных вариаций портре-104
та. Обсуждаем, что изображение в формате не должно быть слишком крупным (так как фигуре будет «тесно» в формате) и не должно быть слишком мелким (так как оно будет теряться и «плавать»). И то и другое снижает выразительность изображения.
Рис.1. Модель методической системы обучения композиции младших школьников.
Второй этап. Формирование способности к ассоциации и импровизации, освоение правил передачи движения, знакомство и творческая работа с композиционными схемами, организация предметов в натюрморте, развитие способности к видению цвета, формы, выразительности произведения искусства. Живое общение с произведениями искусства, интеграция компьютерной технологии со сложившимися и инновационными формами педагогической деятельности делают процесс обучения композиции целостным.
В качестве важного приема обучения композиции учащихся второго класса рассматривалась опора на эмоциональное восприятие. С помощью компьютерной программы можно произвести следующие изменения деталей композиции: передвинуть и трансформировать элементы, убрать или заменить предметы. Подобные трансформации мы выполняли с натюрмортами Анны Валайе-Костер, Луизы Муайон, Анри Фантен-Латура и других. Занятия носили характер «тренингов», направленных на развитие способности учащихся цельно видеть, выделять композиционный центр. Обсуждая предъявленный материал, дети убеждаются в том, что каждая деталь в картине имеет свой смысл, и он уходит с изменением чего-либо в целостной композиции.
Отдельное занятие с учащимися первого класса было посвящено освоению правил передачи динамики. Для компьютерной визуализации учебной информации (генерации серии компьютерных изображений для создания специальных эффектов, усиливающих восприятие) за основу были взяты работы А. Степанова, А. Иванова, У. Хомера и др.
Третий этап. Формирование навыков самостоятельного и осознанного композиционного поиска для воплощения замысла. При выполнении творческих заданий под руководством педагога дети уделяют внимание передаче смысловых связей изображаемых объектов, ис-
педагогические науки
Рощин Сергей Павлович, Кандыбей Павел Наумович ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ...
пользуя при этом освоенные композиционные приемы, заботятся о выразительности композиции, ее уравновешенности, динамичности. Целенаправленная работа художника-педагога способствует формированию у юного художника потребности критически оценивать сделанное изображение.
В течение 10-15 минут на каждом занятии с учащимися второго класса практиковалось уделять внимание анализу художественных произведений. Анализ содержит разбор того, как введение, удаление или перемещение тех или иных элементов композиции отражается на ясности подачи содержания.
В ходе занятий был использован ряд компьютерных вариаций картин известных художников, имитирующих композиционный поиск, развивающих композиционное видение и прививающих вкус к композиционному поиску.
Была выполнена проверка эффективности формирования композиционного мышления учащихся, обучающихся с использованием экспериментальной методической системы.
В ходе занятий целесообразно несколько раз возвращаться к тому или иному вопросу композиции с разных точек зрения, каждый раз полнее и глубже для расширения словаря понятий, развития художественной зоркости, практического освоения способов художественной выразительности.
Результаты эксперимента доказывают, что использование предлагаемой методической системы, вырабатывает умение детей работать с образами (создавать их, оперировать ими), формирует композиционное мышление и развивает композиционные навыки. Дети из экспериментальных групп, которые занимались по инновационной методике, рационально используют площадь листа, понимают необходимость выделить главное, смелее используют загораживание, реже упускают из внимания передачу масштаба. Работы детей экспериментальной группы характеризует точное «попадание» в цвет и тон.
Содержащиеся в исследовании положения являются ориентиром для реальной образовательной практики, -каждый преподаватель может в рамках предложенной методики по своему усмотрению наполнить учебный процесс визуальными наглядными материалами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Игнатьев С.Е., Ломов С.П. Изобразительное искусство. 1-4 кл: рабочая программа для общеобразовательных учреждений. / С.Е. Игнатьев, С.П. Ломов. 5-е изд., - М.: Дрофа, 2012. - 46 с.
3. Белиц-Гейман, А.П. Возможности компьютерных технологий в процессе обучения художественной, графической композиции: дис. ... канд. пед. наук. / А.П. Белиц-Гейман - М., 2008. - 185 с.
4. Игнатьев, С.Е., Кандыбей, П.Н. Развитие композиционного мышления младших школьников на занятиях изобразительным искусством. / С.Е. Игнатьев, П.Н. Кандыбей // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. - 2013. - №4 (26). -С. 77-95.
5. Рощин С.П. Формирование профессионально-личностных потребностей художника-педагога: монография / Отв. Редактор В.В.Корешков. - М.: МГПУ, 2013. - 112 с.
6. Игнатьев, С.Е. Теория и практика развития изобразительной деятельности детей: дис. ...докт. пед. наук / С.Е. Игнатьев.- М., 2007.- 320 с.