1УДК 372.874 ББК 74.268.5
ПРИНЦИПЫ ИННОВАЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПОЗИЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И. Ю. Руднев
Аннотация. Статья посвящена принципам инновационного обучения детей младшего школьного возраста тематической композиции на занятиях изобразительным искусством в системе дополнительного образования. Это комплексный, проектно-деятельностный и лич-ностно-ориентированный подход к обучению с позиций естественных законов развития жизни на земле, с позиций живого общения с окружающим миром, а также реалистического искусства и эстетического взгляда на мир. Новый синергетический принцип обучения - принцип «ключа» позволяет преобразовать и оптимизировать процесс обучения за счет активизации методов и форм обучения. Важным аспектом инноваций в обучении выступает организационный аспект, позволяющий педагогу диагностировать, координировать и направлять учебно-образовательный процесс. Результатом такого подхода к обучению становится качественное преобразование процесса обучения и качественное преобразование личности. Дополнительное образование выступает при этом действенной интеграционной средой, обеспечивающей оптимальные условия для обучения, воспитания и развития личности. Статья предназначена для студентов педвузов, педагогов-художников и читателей, интересующихся вопросами творческого развития детей.
Ключевые слова: инновационное обучение, комплексный подход, проектно-деятельностный подход, личностно-ориентированный подход, реалистическое искусство, изобразительное искусство, тематическая композиция.
PRINCIPLES OF INNOVATIVE TEACHING THE THEMATIC COMPOSITION TO JUNIOR SCHOOLCHILDREN IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION
I. Yu. Rudnev
Abstract. The article is devoted to the principles of innovative teaching the children of primary school age to the thematic composition at the art classes in the system of additional education. This is an integrated, project-activity and personality-oriented approach to learning from the standpoint of the natural laws of life on earth, from a position of live communication with the surrounding world, from the standpoint of realistic art and aesthetic worldview. The new synergetic principle of learning - the principle of „the key", allows to transform and optimize the learning process through the activation of methods and forms of learning. An important aspect of innovations in training is the organizational aspect, which allows the teacher to diagnose, coordinate and guide the educational process. The result of the approach is the qualitative transformation of the learning process into a qualitative transformation of the personality. Additional education acts as an effective integration environment, providing optimal conditions for training, education and personal development. The article is for students of pedagogical universities, teacher-artists and readers interested in questions of creative development of children.
Keywords: innovative teaching, integrated approach, project-activity approach, personality-oriented approach, realistic art, fine art, thematic composition.
Происходящие в обществе кардинальные изменения во всех сферах общественной жизни выдвинули новые требования к образованию и воспитанию подрастающего поколения. Современному обществу необходимы творческие молодые люди, соответствующие изменившимся условиям жизни, которые будут способствовать дальнейшему развитию и процветанию страны. Особую важность приобретают: готовность личности к продуктивной творческой деятельности, развитие творческой самостоятельности, социальная адаптация, способность легко ориентироваться в решении творческих задач, национальное самосознание. Традиционное обучение, как процесс воздействия на учащегося с целью формирования определенных качеств (репродуктивный подход), сменяется инновационным образованием, с целью приобретения личностью ряда компетенций (умений) и знаний, получаемых из различных достоверных источников информации как самостоятельно самим учащимся, так и в совместной деятельности - диалоговом сотрудничестве учителя и ученика. Такое образование, на основе субъект-субъектных отношений, личностно-ориентированного подхода, в попытках выявления творческой одаренности на ранней стадии обучения и построения индивидуальных образовательных траекторий, в соответствии с интересами и возможностями детей, наиболее способствует раскрытию с раннего школьного возраста творческих задатков учащихся, их ранней профориентации и социализации.
Под социализацией понимается включение растущего человека в настоящую практическую деятельность, доступную возрасту, интересную для него и направленную на пользу, с созданием ситуации успеха и признанием конечных результатов детского труда.
Наиболее интересной, доступной и востребованной практической деятельностью детей, начиная с раннего возраста, является изобразительная деятельность, и в частности тематическая композиция, которая не только дает широкие возможности уже с начального этапа об-
учения для приобщения учащихся к общечеловеческим ценностям, но и является важнейшим фактором познания объективной реальности и духовно-нравственного становления личности. В связи с данными обстоятельствами поиск инновационных решений новых образовательных возможностей средствами тематической композиции на занятиях младших школьников изобразительным искусством приобретает особую актуальность.
Тематическая композиция - это сюжетно-тематическое рисование, один из плодотворных и творческих видов детской изобразительной деятельности, когда средствами рисунка и живописи ведется композиционное повествование на темы окружающей жизни, а также иллюстрирование литературных произведений: сказок, былин, народного эпоса.
Особую актуальность занятия тематической композицией приобретают и в современных условиях мультимедийных технологий, когда на детей обрушивается огромное количество визуальной информации, не всегда хорошего качества, которая влияет и на сознание, и на поведение ребенка. Поэтому поиск новых путей, подходов и принципов обучения в существующем порой агрессивном информационном пространстве, воспитания реалистического восприятия, художественного и эстетического вкуса, душевной отзывчивости к ценностям человечества выделяются в качестве приоритетных задач обучения.
Поставленное на новый уровень целенаправленного системно-деятельностного и профессионального обучения, сюжетно-тематиче-ское рисование становится не просто свободным тематическим рисованием по выбору ребенка, а настоящей поисково-познавательной, практической творческой деятельностью, когда дети рисуют по законам изобразительного искусства, по законам композиции то, что ежедневно наблюдают в своей жизни, то, что их занимает и волнует, что составляет смысл их жизни. Владение изобразительными и выразительными средствами является необходимым инструментом для воплощения в детских темати-
ческих композициях своего замысла. Познавательная основа этой деятельности, по мнению многих ученых, педагогов и художников, признается как фактор наилучшего развития у детей наблюдательности, внимания, мышления, представления, памяти. Именно формирование и развитие познавательных процессов, и в частности представлений, играют решающую роль для успешной работы младших школьников при создании тематических композиций.
Выполнение тематических композиций происходит одновременно с постепенным овладением основ изобразительной грамоты -живописи, рисунка и композиции. Композиция (от лат. сотроБШо 'составление', 'связывание', 'соединение') - составление частей в целое, то есть стремление к порядку, к гармонии. Основной функцией композиции является передача основного замысла, идеи художника в такой художественной форме (художественном образе), которая отражает гармонию, эстетическую красоту, выразительность, жизненность, правдивость, единство и целостность произведения. Если обобщить, то композиция - это форма (организация, структура) гармоничного содержания идей, мыслей и чувств художника, выраженная в конкретном, цельном и выразительном художественном образе. Гармоничность композиции обеспечивает гармоничность восприятия. Восприятие прекрасного -это естественное человеческое качество, от которого зависит становление духовного мира человека, его нравственных, духовных качеств и патриотических чувств.
Применительно к процессу обучения, композиция является основным системообразующим компонентом изобразительного языка, от усвоения общетеоретических и практических основ которой зависит успешность овладения учащимися основами изобразительного искусства. Владение основами композиции (выбор формата, выделение главного, композиционное размещение предметов на плоскости, выразительность, передача своего отношения) является важным критерием духовно-нравственного воспитания и художественно-эстетического развития личности. Знание ее правил и законов выражается в качественном изменении результатов изобразительной деятельности, осознанном отношении к ней, мотивиро-
ванном выборе сюжета и техники выполнения детьми тематических композиций.
Вся работа по тематической композиции складывается из поиска и сбора материалов по теме, самостоятельного или совместного с учителем наблюдения (природы, предметов на местности, человека), выбора сюжета, набросков и поисковых эскизов и собственно творческой работы над окончательным вариантом. Чтобы дети набрались впечатлений перед предстоящей работой, желательно организовать экскурсию на природу, поход в музей или на выставку, посмотреть соответствующие видеоматериалы, провести встречу или мастер-класс с настоящими художниками.
Проблема обучения младших школьников тематической композиции состоит в том, что многие традиционные методы обучения, такие как наблюдение и рисование с натуры, сводятся к формальному аудиторному наблюдению и пассивному воспроизведению готового, предложенного педагогом материала, то есть механического копирования. О живых наблюдениях природы (психологических компонентах творчества), наблюдении, восприятии, ощущении, размышлении, анализе порой и речи не идет. А ведь чем больше развита наблюдательность у ребенка, тем более точным будет его рисунок. «Способность наблюдать, - отмечает Н. Н. Ростовцев, - оказывает влияние не только при рисовании, но и на успешность овладения учащимися основами других наук в школе, способствует формированию в сознании ребенка предпосылок для научно-исследовательской работы, воспитывает в детях те качества, которые позволят в дальнейшем творчески подходить к решению различных задач» [1, с. 5].
Выдающийся русский живописец П. А. Федотов говорил: «Я учусь жизнью, я тружусь, глядя в оба глаза, мои сюжеты рассыпаны по всему городу, и я сам должен их разыскивать» [2, с. 52], поэтому педагогу прежде всего необходимо уделять внимание вопросам наблюдения и восприятия натуры.
«Творческий процесс младшего школьника в начале обучения отличается быстротой и смелостью, он рисует без предварительной планировки, плоскостно, схематично, изображая предметы не такими, как видит их в данный момент, а такими, какими "знает", подчас
преувеличивая их характерные черты. Пропорции не соблюдается. Композиция и перспектива еще не осознаны. Расположение предметов - фризовое. Характер линий - проволочный, непрерывный, с одинаковым нажимом» [3, с. 89].
Учитель, начиная заниматься с детьми этого возраста, должен сразу сосредоточить свое внимание на этих особенностях. Выравниванию и исправлению допущенных ошибок при рисовании на темы способствует правильно организованное наблюдение натуры, коллективное, диалоговое обсуждение наблюдаемых предметов, с включением в речь учителя различных эмоциональных приемов и проблемных вопросов, и личный показ приемов рисования на доске.
Под натурой мы подразумеваем предметы и объекты окружающей действительности (человек, предметы, ландшафт и т. п.), которые художник непосредственно наблюдает при их изображении.
«Неустойчивое внимание первоклассников требует от учителя строго продуманного порядка демонстрации наглядных предметов -ярких, запоминающихся, красивых, способных привлечь внимание. Эмоциональное выделение качеств предмета (сочное, румяное, сладкое яблоко) насыщает образ содержанием, обогащает эстетическое переживание детей, способствует наиболее правильному и выразительному его изображению» [3, с. 91].
Правильно организованное, целенаправленное наблюдение тренирует внимание, восприятие, ощущения и способствует формированию у учащихся четких представлений об окружающем мире. Формирование представлений напрямую связано с развитием воображения и образной памяти. А так как тематическая композиция - это, в первую очередь, рисование по памяти и представлению, то необходимо, чтобы у детей был в памяти достаточный запас образных, ясных и достоверных представлений, имеющих реальное основание. Ориентируя младших школьников на реалистическое восприятие, познание предметов и объектов окружающего мира, учитель способствует формированию в их сознании реальной картины мира и правильного мировосприятия.
Тематическая композиция - это один из ви-
дов непосредственного общения ребенка с реальностью, получение достоверной информации о мире и способ самовыражения. Основной целью обучения тематической композиции является развитие способности младшего школьника «сознательно воспринимать окружающий мир, вооружение его необходимыми знаниями, умениями и навыками для верного отражения реальной действительности» [1, с. 26], что напрямую способствует достижению главной цели образования - подготовить растущего человека, как самостоятельного субъекта, к реальной жизни в постоянно меняющейся объективной реальности.
Занятия тематической композицией требуют большой подготовительной работы и интегрированных знаний по другим общеобразовательным предметам, таким как литература, история, математика, окружающий мир, музыка, а также предварительного освоения таких видов изобразительной деятельности, как рисование с натуры, рисование по памяти и представлению, декоративное рисование, иллюстрирование, лепка, аппликация. Все это возможно осуществить в должной и полной мере лишь в условиях системы дополнительного образования, не ограниченной программными требованиями и временными факторами, с индивидуализацией подхода к обучению, большой вариативностью направлений обучения, и представленной широкой сетью специализированных учебных заведений: домов искусств, изостудий, школ искусств, творческих мастерских, обладающих удобным для детей графиком работы и наличием комфортной образовательно-развивающей среды, располагающей к творчеству. Воспитание и обучение детей средствами изобразительного искусства в системе дополнительного образования имеет большие возможности, чем в общеобразовательной школе. Оно включает в себя не только практические занятия по рисунку, живописи, композиции, но и участие в выставках, выезды на пленэры, проведение мастер-классов, что представляет более широкую свободу для развития детского художественного творчества. Младшие школьники, занимаясь целенаправленно и систематически с профессиональным педагогом, уже на начальном этапе обучения усваивают не только целый ряд графических и
живописных умений и навыков, но и учатся под руководством педагога правильно наблюдать и анализировать предметы и явления окружающего мира. Именно в учреждениях дополнительного образования художественно-эстетической направленности появляется реальная возможность осуществить на практике новые принципы обучения: применить инновационный комплексный подход, способный соединить педагогические традиции и инновации и от репродуктивного обучения перейти к поисково-познавательному, системно-деятельност-ному и личностно-ориентированному. Новый подход и принципы обучения способствуют приобретению личностью базиса личной культуры, коммуникативных, трудовых навыков, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий (УУД) и позволяют обеспечить:
• ценностно-смысловую ориентацию в едином образовательном информационном пространстве (личностные УУД);
• организацию учащимися своей деятельности - учебной, творческой, исследовательской, поисковой (регулятивные УУД);
• постановку конкретной цели и следование ей в решении возникающих образовательных проблем (познавательные УУД);
• умение строить свои отношения через взаимодействие и сотрудничество в коллективе как с взрослыми, так и со сверстниками (коммуникативные УУД).
Центральным объектом нового подхода и принципов обучения становится конкретная личность во всем многообразии ее интересов, потребностей и устремлений, а предметом -накопление и развитие ее жизненного опыта в результате плодотворной, полезной художественно-творческой деятельности, и тогда конечным результатом будет не накопление знаний, а познание и образное построение в сознании младшего школьника целостной картины окружающего мира, определение своего места и своей роли в этом мире. Сама деятельность становится смыслообразующей, фундаментальной категорией всего учебно-воспитательного процесса, а участники процесса - учитель и ученики, а также их родители - субъектами этой деятельности. Приобретаемый при этом практический опыт можно назвать инно-
вационным образованием и как процесс, и как результат, специфика которого заключается в новой сущности образования. Образование становится достоянием личности, средством самореализации и самоопределения в жизни.
«Образование - это построение и развитие человеком своего образа окружающего мира и образа своего "Я", своего места, своей роли в этом мире. Образование - это развитие жизненного опыта человека» [4, с. 25].
Накопление и развитие знаний об окружающем мире, о мире природы становятся условием и опорой для усвоения других предметных знаний и роста познавательных и творческих способностей учащихся.
Согласно концепции С. Л. Рубинштейна о детерминации индивидуально-психического развития человека внутренними и внешними факторами, мы определяем следующие педагогические условия, обеспечивающие новый подход к обучению младших школьников тематической композиции, позволяющий реализовать на практике новые принципы обучения.
К чисто внешним педагогическим условиям мы отнесем: наличие специально организованной развивающей творческой среды; доброжелательная, эмоционально положительная атмосфера; создание для детей ситуации успеха; сотворчество и сотрудничество между всеми субъектами образовательного процесса, включая и родителей учеников; личностно-ориенти-рованный подход; сочетание традиций и инноваций; применение современных технологий и интерактивных методов обучения; новизна подхода и приоритет исследовательской, про-ектно-практической деятельности как в индивидуальном плане, так и совместно в коллективной деятельности; современные методические приемы проведения занятий с использованием компьютерных технологий; самоопределение и самореализация учащегося в различных видах изобразительной деятельности; прикладной, социально направленный характер конечных продуктов творчества.
Внутренние педагогические условия представляют собой создание оптимальных и соответствующих условий для духовно-нравственного и трудового воспитания, развития целостного мировосприятия и становления мировоззрения младшего школьника, развития его
внутреннего потенциала: творческой одаренности и развития способностей, темперамента, характера; самоопределения и социализации; самостоятельности в принятии решений и приобретения детьми базиса личной культуры и культуры труда; проявления активности и инициативы, приобретения полезного практического опыта.
Одним из важных условий выступает выбор тем для занятий. Тема в переводе с древнегреческого буквально означает «нечто, положенное в основу». Это реальный жизненный материал, взятый для отображения в тематическом произведении. Тема - это начальный момент авторской концепции произведения. Ведь то, какие явления и события действительности отобраны художником, говорит о направленности его творчества.
Поэтому педагогу всегда следует тщательно продумывать и выбирать тему, чтобы знакомство и последующее объяснение оказалось доходчивым и возбуждало у ребенка интерес к работе над ней. Интерес к теме, мотивация деятельности, наглядность, интерактивные элементы обучения весьма положительно влияют на выполнение сюжетно-тематических композиций учащимися. Темы могут быть различны, но все они должны ориентироваться на значимые события и явления реальной жизни и выбираться в соответствии с возрастом и программой обучения. Это могут быть военные и мирные темы, темы природы, жизнедеятельности людей, темы про любимых животных, спортивные темы, темы космоса, темы семьи и личности, иллюстрирование литературных произведений и многие другие.
Работа над любой темой должна быть целенаправленной, результативной и выполнять определенные задачи:
• обучающие: вовлечение каждого учащегося в активный познавательный творческий процесс, приобщение к полезной значимой практической деятельности как под руководством педагога, так и самостоятельно: учить ребенка учиться, трудиться, формировать у него умения и навыки к познавательной активности, исследовательской деятельности с применением новейших технологий и средств обучения; учить применять полученные знания, навыки и умения на практике;
• воспитательные: воспитание у детей интереса к искусству, к творческой деятельности, созиданию продуктов собственного творчества, уважения к культуре и традициям народов, населяющих Россию, в первую очередь русского народа; воспитание духовно-нравственных чувств: патриотизма, долга, ответственности, гордости за свою страну;
• развивающие: развитие природных задатков и творческих способностей, развитие эстетических чувств.
Важным условием эффективного обучения является личность педагога. Постоянное самосовершенствование при осуществлении процесса обучения; диалоговое, доверительное общение и поощрение учащихся, активное приобщение детей к творчеству личным примером делает процесс обучение более привлекательным, интересным, продуктивным.
Новым инновационным принципом комплексного и системного подхода к процессу обучения младших школьников тематической композиции является принцип «ключа». Ключ в нашем понимании - это ясное видение и понимание целей и задач и выработанное, осмысленное решение, ведущее к конкретному результату в каждом заданном конкретном случае, то есть для каждой конкретной темы. Принцип ключа - это следование законам, принципам и правилам изобразительного искусства и оптимальность в выборе методов, форм и средств деятельности при работе над тематической композицией, что позволяет как педагогу, так и ученику научиться делать работу более совершенно и качественно с наименьшими затратами сил и средств.
«Ключ» необходим и ученику, и педагогу для открытия возможностей нового уровня, повышения качества обучения, для улучшения психологического контакта и общения.
«Ключ» в изобразительном искусстве - это реализм, правда жизни. Ключи в композиции -это ее основополагающие принципы. Для обучения младших школьников тематической композиции в рамках нового комплексного подхода методика обучения выстраивается в следующем методическом ключе: реалистический метод обучения; метод проектной деятельности и проблемного обучения; метод диалогового сотрудничества и творческого взаимодействия
между всеми субъектами образовательного процесса, включая в субъекты и родителей учащихся.
Метод проектной деятельности и проблемного обучения заключается в том, что в процессе творческой изобразительной деятельности всего коллектива над одной темой в рамках выполнения единого проекта ставятся индивидуальные для каждого младшего школьника учебные проблемы. В ходе обучения они воплощаются в индивидуальные сюжетные решения, и «рождается» индивидуальное новое знание, полученное самим ребенком в процессе работы над тематической композицией, а не привнесенное педагогом извне. Полезно-прикладной характер работ и социальная направленность конечных продуктов проекта, признание труда каждого учащегося, учет его интересов и предпочтений формируют вдохновение, мотивацию и ситуацию успеха для каждого школьника при работе над проектом.
Метод диалогового сотрудничества и творческого взаимодействия между всеми субъектами образовательного процесса включает в субъекты и родителей учащихся. Активное привлечение родителей к творческому сотрудничеству и помощи ребенку на подготовительном этапе при работе над темой или проектом способствует укреплению внутрисемейных связей, более ответственному подходу ребенка к обучению и более качественному результату творческих композиций. Только с родителем младший школьник может выехать на природу, посетить различные социально-культурные площадки, побывать в музее, кино и театре.
Самым важным методическим ключом при обучении младших школьников тематической композиции является реалистический метод обучения. Успех художественно-образовательной и воспитательной работы на занятиях младших школьников тематической композицией зависит от качества преподавания и от того, на каком материале и в каких условиях воспитывать, учить и развивать. Как известно из истории изобразительного искусства, все великие художники учились у Природы, использовали ее законы, подражали ей, и вследствие этого, достигали вершин в своем творчестве. Леонардо да Винчи говорил: «Живопись - наука и законная дочь природы, ибо она порождена природой, она
единственная подражательница всем видимым творениям природы» [5, с. 11].
Особое внимание в методике обучения тематической композиции уже на самом раннем этапе, практически с первого класса, как советуют П. П. Чистяков, Н. Н. Ростовцев, В. С. Кузин, Е. В. Шорохов, С. П. Ломов, С. Е. Игнатьев, важно и нужно уделять рисованию с натуры, как наиболее достоверному средству познанию объективно существующего мира.
Реализм не прихоть, не выдумка человека, это форма существования, данная ему самой природой, все композиционные основы, присущие всем видам искусства, - гармония (красота), целостность, симметрия, ритм, стремление к порядку, совершенству - заложены в природе; поэтому, учась у природы и в какой-то степени подражая ей, художник познает сущность предметов и явлений природы, их закономерности. Ведущий принцип реализма - руководствоваться жизнью - не потерял актуальности и сегодня и вполне созвучен современным целям и задачам образования.
Необходимо отметить еще одно важнейшее качество реалистического метода обучения -его богатые дидактические возможности. Объектами изучения становятся объекты реальной действительности, которые являются своего рода эстетической информацией реальности и одновременно жизненным учебным наглядным пособием для изображения.
«Рисование с натуры является методом наглядного обучения и дает прекрасные результаты не только в деле обучения рисованию, но и в деле общего развития ребенка. При рисовании с натуры все понятия, суждения, умозаключения о предмете становятся у ребенка более конкретными и ясными, ибо находящаяся перед глазами натура доступна зрению, осязанию, измерению и сравнению» [1, с. 26].
Выдающийся художник-педагог П. П. Чистяков говорил: «По-настоящему, прежде всего, надо научить глядеть на натуру, это почти самое необходимое и самое трудное. Очень часто на уроках рисования с натуры учителя ограничивают свою деятельность лишь постановкой натуры и хорошо еще, если сделают несколько общих замечаний по поводу того, как следует рисовать» [цит. по: 1, с. 27]. Учителю необходимо организовать правильное наблюдение натуры и объяснить, «раскрыть перед учащимися всю закономер-
ность предмета. И поскольку любой предмет отражается на сетчатке глаза ребенка, так же как и на сетчатке взрослого человека, то ребенка можно с раннего возраста научить рисовать по правилам реалистического искусства» [1, с. 29]. Но в то же время следует иметь в виду, что сознание младшего школьника не подготовлено к рисованию с натуры. Имея ее перед глазами, дети все равно рисуют ее по памяти. Задачей рисования с натуры в этом возрасте «является перестройка отношения ребенка к натуре путем приучения его к длительному, целенаправленному, пытливому ее наблюдению» [3, с. 96].
Осознанное зрительное реалистическое изображение наблюдаемых предметов формируется у ребенка постепенно и складывается лишь в результате систематического освоения основ изобразительной грамоты к концу первого года обучения. Наблюдение и анализ натуры необходимо производить в строгой последовательности, так же как и рисовать - от общего к частному.
Для лучшего усвоения натуры необходимо представлять учащимся для наблюдения несколько однотипных предметов, чтобы дать им возможность сравнения: формы, размеров, цвета. Важным моментом является аналитическое размышление детей вслух, когда ведутся и композиционные поиски: как расположить лучше предмет на плоскости, на каком формате, с какой точки зрения. Поиск композиции можно организовать с помощью аппликации - передвижения различных вырезанных предметов на плоскости бумаги самим ребенком или с помощью схематичных рисунков, выполняемых на доске учителем. Объяснив, как и какими линиями делается первый набросок, учитель показывает на доске и объясняет порядок работы. Используя развитую в этом возрасте подражательную способность ребенка, можно достичь хороших результатов уже на начальном этапе обучения.
Одним из важных моментов обучения учащихся овладению рабочими движениями в процессе рисования, как отмечает Е. И. Игнатьев, «является правильная организация действий ребенка с принадлежностями, с помощью которых создается рисунок» [3, с. 97]. Правильная организация рабочего пространства, удобное расположение инструментов и принадлежностей, рабочая одежда также создают оптимальные предпосылки для качественной работы. Вы-
полнять работу следует как на белой, так и на тонированной бумаге, которая уже своим определенным цветом задает тон и настроение будущей композиции. Некоторые дети рисуют сразу красками, не делая набросков карандашом. При этом необходимо, чтобы ребенок словесно изложил будущий сюжет тематической композиции и наметил для себя порядок работы.
Наблюдая за детьми во время рисования, при обнаружении ошибок учитель должен постоянно побуждать их к повторному наблюдению предметов и явлений, которые они изображают.
Планирование занятий тематической композицией должно быть организовано таким образом, чтобы младшие школьники постепенно накапливали знания и умения, приобретали опыт сначала на занятиях рисования с натуры, которые и дают качественные изменения при рисовании на темы. Правильно организованное наблюдение и разбор натуры - предмета, который предстоит рисовать, - оказывают, по мнению Н. Н. Ростовцева, решающее влияние на качество восприятия, воображение, мышление, память и представление учащихся. Чем более глубокому изучению и анализу подвергнется предмет, тем более полно и достоверно он будет отражен в детских тематических композициях. Только рисуя с натуры, ребенок получает положительный практический опыт, который является основой и фундаментом для дальнейшего изобразительного творчества.
Тематическая композиция, базирующаяся на изображении, в первую очередь, предметов и объектов окружающей жизни, «дает большие возможности для идейного воспитания и творческого развития учащихся, направляя их внимание и интересы на окружающую их действительность, воспитывая у них умение творчески подходить к выбору предметов, которые надо нарисовать для передачи темы. Рисование с натуры сближает ученика с реальной действительностью, заставляет его относиться более вдумчиво к ней, видеть по-новому многое из того, что он раньше едва замечал. И это помогает ребенку глубже проникнуть в мир изображаемого и увидеть все ярче, в более повышенном, эмоциональном тоне» [1, с. 57, 59].
Организованная с позиций живого общения с окружающим миром, по законам реалистического искусства и эстетического взгляда на мир,
тематическая композиция становится в итоге открытой педагогической системой упорядоченного взаимодействия различных компонентов: изобразительных, технологических, методических, организационных и воспитательно-развивающих, объединенных единой целью для достижения учащимися конкретного результата -умения видеть и изображать реалистически предметы и события окружающей действительности во всем их многообразии. Процесс обучения, влекущий за собой не только приобретение младшими школьниками изобразительных умений и навыков, но и развитие направленности личности и изменение ее психических свойств, способствует приобретению детьми ряда компетенций в области художественно-эстетического образования, таких как: культурно-историческая (при изучении культуры и искусства различных времен и народов), художественно-практическая (при овладении различными средствами и способами художественной выразительности в результате собственной творческой деятельности), художественно-оценочная (при критериальной оценке произведений культуры и искусства с точки зрения эстетических ценностей и духовно-нравственных идеалов) -и достижению главной цели образования - подготовке подрастающего человека как самостоятельного субъекта к реальной жизни.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Лошаков Н. И., Ростовцев Н. Н., Титов Е. П. Методика преподавания рисования в 1-11 классах. - М.: Учпедгиз, 1958. - 69 с.
2. Журнал «Художник». - 1964. - № 2. - С. 52.
3. Коргузалова Р. И. Рисование. 1 класс: альбом для учащихся первого класса. - М.: Просвещение, 1971. - 151 с.
4. Новиков А. М. Основания педагогики: пособие для авторов учебников и преподавателей. - М.: Эгвес, 2010. - 208 с.
5. Леонардо да Винчи. Суждения о науке и искусстве / пер. с итал. А. А. Губера и В. П. Зубова, под ред. А. К. Дживелегова. - СПб.: Азбука-классика, 2010.
6. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: психол. очерк: кн. для учителя. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1991. - 93 с.
7. Кузин В. С. Психология живописи: учеб. пособие для вузов. - 4-е изд., испр. - М.: Оникс 21 век, 2005. - 304 с.
8. Ломов С. П. Преференции изобразительного искусства в общеобразовательной школе // Право и практика. - 2017. - № 2. - С. 173-189.
9. Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. - М., 1959.
REFERENCES
1. Loshakov N. I., Rostovtsev N. N., Titov E. P.
Metodika prepodavaniya risovaniya v I-II kl-assakh. Moscow: Uchpedgiz, 1958. 69 p.
2. Zhumal "Khudozhnik". 1964, No. 2, pp. 52.
3. Korguzalova R. I. Risovanie. 1 klass: albom dlya uchashchikhsya pervogo klassa. Moscow: Prosveshchenie, 1971. 151 p.
4. Novikov A. M. Osnovaniya pedagogiki: poso-bie dlya avtorov uchebnikov i prepodavateley. M.: Egves, 2010. - 208 s.
5. Leonardo da Vinchi. Suzhdeniya o nauke i iskusstve. Transl. A. A. Guber & V. P. Zubov, ed. A. K. Dzhivelegov. St. Petersburg: Azbuka-klassika, 2010. (in Russian)
6. Vygotskiy L. S. Voobrazhenie i tvorchestvo v det-skom vozraste: psikhol. ocherk: kn. dlya uchite-lya. Moscow: Prosveshchenie, 1991. 93 p.
7. Kuzin V. S. Psikhologiya zhivopisi: ucheb. posobie dlya vuzov. Moscow: Oniks 21 vek, 2005. 304 p.
8. Lomov S. P. Preferentsii izobrazitelnogo is-kusstva v obshcheobrazovatelnoy shkole. Pravo i praktika. 2017, No. 2, pp. 173-189.
9. Rubinstein S. L. Printsipy i puti razvitiya psik-hologii. Moscow, 1959.
Руднев Иван Юрьевич, ассистент Кафедры живописи Художественно-графического факультета Института искусств Московского педагогического государственного университета e-mail: [email protected]
Rudnev Ivan Yu., assistant, Painting Department, Art and Graphic Faculty, Institute of Art, Moscow Pedagogical State University
e-mail: [email protected]