УДК 372 (874)
Lomov S.P., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Moscow State Pedagogical University, Academician, Russian Academy
of Education, Academician, Russian Academy of Arts (Moscow, Russia), E-mail: splomov@yandex.ru
Rudnev I.Yu., postgraduate, teaching assistant, Painting Department, Art and Graphic Faculty, Moscow State University
of Education (Moscow, Russia), E-mail: rudnev-ivan@yandex.ru
Anvarova O.V., postgraduate, Department of Fine Arts and Methods of Teaching, Chuvash State Pedagogical University n.a. I.Ya. Yakovlev (Cheboksary, Russia), E-mail: оlga.art2013@mail.ru
SPACE EDUCATION OF CHILDREN BY MEANS OF FINE ARTS IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION. The article studies issues of space education of children by means of visual arts, as one of priority direction in the scientific researching of the world. This will help to create a realistic world view of children, as well as their earlier career guidance and socialization. The authors of the article suggest expanding knowledge of children and supporting their interest in this direction, helping them to learn new and useful information about space and gain new knowledge using creative visual activity on space topics with a useful and applied orientation. The result of this approach is a qualitative transformation of the learning process into a qualitative transformation of the personality. Additional education is one of the conditions for making this project real. It is a necessary educational developmental integration environment that provides an individual approach and optimal conditions for the education, upbringing and development of the individual.
Key words: natural science direction, space education, project activity, innovative approach, qualitative development of personality, additional education.
С.П. Ломов, д-р пед. наук, проф., зав. каф. истории художественной культуры, Московский педагогический
государственный университет, академик РАО, академик РАХ, г. Москва, Е-mail: splomov@yandex.ru
И.Ю. Руднев, ассистент каф. живописи художественно-графического факультета, Института искусств
Московского педагогического государственного университета, г. Москва, E-mail: rudnev-ivan@yandex.ru
О.В. Анварова, аспирант каф. изобразительного искусства и методики преподавания, Чувашский государственный
педагогический университет им. И.Я. Яковлева, г. Чебоксары, Е-mail: оlga.art2013@mail.ru
ТЕМА КОСМОСА НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
В статье раскрывается проблема «космического» образования детей средствами изобразительного искусства, как одного их приоритетных направлений в естественнонаучном познании мира, для формирования у детей и подростков реалистического мировоззрения, а также ранней профориентации и социализации личности. Расширить круг познания детей и поддержать их интерес в данном направлении, помочь освоить новую, полезную информацию о космосе и получить новые знания, используя проектную, творческо-изобразительную деятельность на космические темы. Результатом такого подхода к обучению становится качественное преобразование процесса обучения и качественное преобразование личности. Дополнительное образование выступает, как одно из условий претворения данного проекта в жизнь, и является необходимой, образовательно-развивающей, интеграционной средой, обеспечивающей индивидуальный подход и оптимальные условия для обучения, воспитания и развития.
Ключевые слова: естественнонаучное направление, тема космоса в изобразительном искусстве, проектная деятельность, инновационный подход, качественное развитие личности, дополнительное образование детей.
5 - 6 октября 2017 года в г. Благовещенске проходила I Международная научно-методическая конференция «Естественно-научный потенциал космического образования в профильных классах общеобразовательной школы» на базе ФГБОУ ВО «Амурский государственный университет». В общей сложности в конференции поучаствовало более 130 учёных из Москвы, Хабаровска, Владивостока, Забайкальского края, а также учителя из школ Приамурья. Тема конференции продиктована актуальной необходимостью внедрения инновационных подходов целенаправленного и профессионального обучения детей в естественнонаучном направлении для освоения ими реальной картины мира на всех ступенях общеобразовательной школы, для формирования у них реалистического мировоззрения, а так же для ранней профориентации и социализации личности.
Тема космоса выбрана не случайно. Загадочная Вселенная притягивает внимание и будоражит воображение людей. Мир, далекий и близкий, загадочный и таинственный, возможность проникнуть взглядом и мечтой сквозь пространство и время и увидеть совершенно другую Вселенную и другую реальность. Стремление к познанию нового и неизведанного, возможность соединения мечты и реальности актуально для человечества всегда. И человек в этой стихии наиболее важное звено. От качества его жизни и деятельности зависит и жизнь на планете Земля и благополучие всего мироздания.
Создание системы ранней профориентации учащихся, формирования у них стойкого интереса к космосу и космонавтике, желание посвятить свою жизнь и творчество данному направлению, постановка работы по выявлению и отбору одарённых детей и подростков, были главными задачами проходившей конференции.
Перед участниками конференции с докладами о перспективах внедрения и развития данного направления выступили
академик Российской академии наук, академик-секретарь Российской академии образования, доктор географических наук, профессор Виктор Павлович Дронов; академик Российской академии образования и Российской академии художеств, доктор педагогических наук, профессор Станислав Петрович Ломов и другие. Гости порекомендовали общеобразовательным учебным заведениям ввести «космическое образование» в качестве регионального компонента в профориентационное образование школьников. Такой инновационный подход с использованием «космического» компонента позволит обеспечить раннюю профориентацию, социализацию и полноценное развитие личности школьника любого возраста, и в полной мере реализовать требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. [1, с. 50 - 51].
Одним из приоритетных направлений освоения космической реальности и в качестве практического примера было предложено рассмотрение интеграционного проекта освоения космоса детьми младшего школьного возраста средствами изобразительного искусства в системе дополнительного образования.
Тема космоса - это приподнятость над обыденностью, это новая линия развития души каждого ребенка, его восприятие и видение новой реальности, нового мира. Тема космоса в изобразительном искусстве - это ключ освоения космической реальности через практическое познание и отражение объективной картины мира, ведущий к переходу личности на новый уровень существования. И начинать надо именно с детства, со школы и даже раньше, привлекая силы и средства дошкольного и дополнительного образования.
Известно, что дети всегда проявляют неподдельный интерес к данной теме и выражают свое отношение и представление о космическом мире в своих тематических рисунках. Потому что рисование - наиболее естественный и доступный с раннего
детства вид творческой деятельности, отражающий не только уровень владения техникой и средствами изобразительного искусства, но и внутренний мир ребенка, его устремления, мечты и идеалы.
Дети и Космос - эти понятия неразделимы, так думаем и мы, глядя на их работы. Велик и воспитательный потенциал такого проекта - привлечение детей к наиболее знаковым событиям и юбилеям нашей страны через творческую составляющую, способствующий формированию у них устойчивой мотивации к познанию, стремлению к творческой самореализации и воспитанию ценного качества - патриотизма [2; 3, 4].
Хотя, на первый взгляд, кажется, что тема эта чисто научная и узкопрофессиональная, тем не менее, ознакомившись поближе с творчеством детей некоторых образовательных учреждений г. Москвы на космические темы, хочется отметить некоторые направления, в которых работают дети. Это реальность и фантазия.
Реальные темы освещаются детьми в таких аспектах, как покорение человеком космоса, полет первого человека, выход в открытый космос, работа и будни космонавтов и т. д., т. е темы космического реализма. Эти темы дают детям основы для развития познавательной силы души.
Другой стороной творчества является фантазия ребенка от идеи возникновения новых цивилизаций, встречи с ними, до реального прагматического освоения космического пространства и посещения других планет Галактики. Глядя на детские работы поражаешься обилию идей и направлений в освоении космических далей. Если для ученых это представляется сложной проблемой, для детей это просто - «слетать» на Марс и «устроить» там концерт или чемпионат Вселенной по футболу, или высадиться на Венеру и пообедать там, в местном кафе. Эти темы дают развитие эмоционально-чувственной линии развития души.
Хотя фантазия тоже должна быть полезно-реалистической, а не вымышленной. Вымысел дезориентирует ребенка. Навязывание детям, особенно младшего дошкольного и школьного возраста различных мульти и телепроектов о космических пиратах, звездных войнах, инопланетянах, негативно действуют на психику ребенка, вызывая отрицательные эмоции, а порой и необоснованные страхи.
Поэтому приоритетным направлением детского творчества в изучении и освоении просторов Вселенной средствами изобразительного искусства должен оставаться реализм.
Хорошо об этом сказал М.М. Пришвин (1873 - 1954), писатель, прозаик, публицист, который исследовал важнейшие вопросы человеческого бытия, размышляя о смысле жизни, о связи человека с природой: «Реализм в искусстве - это есть, иначе говоря, путь к правде. Это единственно верный путь познания действительности, чтобы не заблудиться в этой жизни. Реализм - это единственный путь созидания самой жизни. Чтобы не строить замки на песке, надо изучать объективную реальность в её бесконечном многообразии» [5, с. 36]. Человек, как важная часть окружающего мира, не должен выпадать из всеобщего процесса созидания, он обязан совершенствоваться сам и совершенствовать окружающий мир, жить реальным настоящим и думать о реальном будущем.
Мы исходим из того, что искусство - это следствие воспитания человека. Как человек воспитан, такое он несет искусство людям. Средствами воспитания ребёнка, в том числе и художественно-эстетического, является окружающая реальная действительность, взаимоотношения людей, полезная творческая деятельность, традиции, культура и искусство и, конечно же, необъятная Вселенная, то есть все то, что окружает человека в каждый момент его жизни.
Метод художественного реализма целиком опирается на реальную жизнь, на жизненные впечатления, на жизненный опыт. Ему чужды схематичность, упрощенчество, формальность, сводящие на нет живое образное начало у рисующего. Следование этому методу предполагает вдумчивый, творческий подход. Рисуем, значит, прежде всего, думаем и размышляем.
Его основа - рисование с натуры, которое представляет собой не просто визуальное наблюдение предмета, определение его формы, объема, пропорций, цвета, расположения в пространстве и т. д., но и изучение внутренней, содержательно-смысловой стороны вопросов. Это также способ накопления и формирования у детей достоверных знаний об окружающем мире, формирования достоверного образного восприятия, мышления и накопления образов в памяти. Кроме того, рисование натуры, опираясь на конкретный образный материал, содержит
неограниченные возможности для воспитания в детях духовно-нравственных качеств и патриотических чувств. Это также и один из важнейших способов, определяющий и моделирующий нормы взаимоотношений, поведения, формирующий истинные ценности и идеалы, как для человека, так и общества в целом, и служащий базой для развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства.
Формирование и развитие творческой личности, становления ее внутреннего мира, реалистического мировоззрения, становится в условиях глобальной информатизации актуальной необходимостью и для системы образования, и для всего общества.
Изобразительное искусство - это не только реальное познание мира, это, в первую очередь, воспитание, обучение и развитие личности. Это также наша культура и традиции. В изобразительном искусстве ключевое слово - «образ», образное восприятие, образное познание, образное мышление и выражение отношения художника к реальным событиям и явлениям через художественный образ [6]. И потому какой «образ» художник предлагает зрителю, и какие идеи несет в мир, зависит от его практического жизненного опыта, его наблюдений над реальной жизнью, его представлений и предпочтений, ценностей, убеждений и идеалов.
И совсем иное получается, когда ученику не приходится задумываться над тем, что он рисует и как это лучше и правдивее нарисовать. Из обучения выпадает и творческий поиск, и размышление над изобразительным решением замысла, взаимосвязь мысли и изображения. Факторы, которые определяют как саму личность, так и инвариативность всех решений, принимаемых ею при работе над тематической композицией. А в итоге -низкое качество детских рисунков, и далее - угасание интереса к творчеству и вообще к искусству [7]. Поэтому грамотная организация и планирование образовательно-воспитательного процесса над любой темой - важное условие ее реализации.
Формирование у детей гордости за свою страну в освоении Космоса, за её первооткрывателей, побуждает их творить на реальные темы о настоящих героях нашей эпохи. Этому способствуют привлечение детского внимания к различным реальным фактам и знаковым событиям, полезно-прагматическим, научно-фантастическим и детским фильмам о космосе, телепередачам, встречам с героями-космонавтами, а так же обращение к реалистическому изобразительному искусству.
Ярким примером являются известные живописные картины Алексея Архиповича Леонтьева, летчика-космонавта, впервые совершившего выход в открытый космос и имеющего реальное представление о дорогах Вселенной. В своих картинах он открывает перед зрителями реальный мир космических далей, о которых знает не понаслышке, а вплотную соприкоснувшись с миром Космоса.
Обращение к реальным фактам истории и современности, к настоящим, невымышленным героям, положительным образом влияет не только на познавательную сферу ребенка, но и на его положительные эмоции и чувства, и служит отличной практической базой для рождения новых образов и сюжетных линий [8, с. 13].
Приобщаясь к миру реалистического искусства, дети уже с дошкольного и младшего школьного возраста входят в уникальный мир изобразительного творчества, соприкасаются с традиционными культурными ценностями, народным искусством и произведениями мастеров. Они обретают реальную возможность живого общения с природой, с окружающим миром, с космической Вселенной, обретают бесценный опыт для анализа и оценки реальных событий и явлений, познания законов миропорядка и мироустроения, полноценно развиваются в гармонии с миром и обществом.
Поэтому главной целью обучения детей при обращении к теме космоса, да и к любой другой теме, должен быть реалистический подход, который позволит получить детям, в результате их практической творческой деятельности, реальные представления об окружающем мире, о космической Вселенной и сформировать в соответствии с возрастом понятия о себе, о своем месте и роли на планете Земля и бережном отношении ко всему, что окружает. А также получить реальные представления о роли человека в изучении и освоении космического пространства, расширить знания о государственных праздниках и знаменательных датах, связанных с освоением Космоса человеком и проникнуться чувством гордости и патриотизма за свою страну и достижения наших ученых и космонавтов.
Необходимо привлекать к творческой изобразительной деятельности детей и родителей. Потому что ребенок приходит в систему образования из семьи, которая является важным первичным институтом воспитания и обучения, а значит и семья, т. е. родители, так же являются субъектом образовательного процесса, наравне с педагогом и самим ребёнком.
Такая совместная деятельность в тесном содружестве интересов детей, и поддержания этого интереса педагогом и родителями, ведет к активизации познавательных, коммуникативных и регулятивных способностей, развитию детского творческого потенциала и творческого роста, а так же помогает наладить общение между родителями и детьми в наше непростое время, когда практически утеряны семейные связи, и в приоритете остается вечная родительская занятость.
Тема космоса не только притягательна, но и обширна. Наиболее эффективным методом для её освоения является проектно-коллективное творчество в рамках индивидуальной, личностно-ориентированной деятельности с определением конкретных целей и достижения конкретных результатов - участие в конкурсах и выставках, посвященных знаковым датам в освоении Космоса, выпуск каталогов лучших детских работ, наборов открыток и календарей, а так же размещение работ на учебно-образовательных сайтах, посвященных обучению и воспитанию детей средствами изобразительного искусства.
Такой комплексный подход с социально-прикладной направленностью результатов труда, создает ситуацию успеха для каждого ребенка, обеспечивает признание продуктов его творческой деятельности, способствует развитию основных индивидуально-психологических качеств и свойств личности, и продвижению уникального детского творчества в мир, где так мало сегодня ручной детской работы.
В ходе реализации естественнонаучного направления обучения - космического образования средствами изобразительного искусства, дети частично сами, частично с помощью педагогов и родителей, получают новые знания о Земле, о планетах Солнечной системы, узнают имена космонавтов и первооткрывателей Космоса, знакомятся с новыми словами и определениями, привлекают знания других предметных областей, учатся устанавливать причинно-следственные связи объектов и явлений, учатся по-новому смотреть и отражать мир. Создание проблемно-поисковых ситуаций способствует развитию познавательно-речевой активности, развитию памяти, мышления, воображения, принятию самостоятельных решений в поиске сюжета и решения композиции. Всё это в целом гармонизирует развитие личности, когда в процессе активных внешних воздействий (ин-теориризации) происходят качественные изменения личности и её деятельности (экстериоризация). На сегодняшний день это совершенно новый подход и принцип обучения.
Освоение методического и дидактического материала в разрезе творческо-изобразительной проектной деятельности над темой космос, проходит комплексно: целенаправленно и постепенно, в виде структуры последовательно выстроенных видов деятельности: рисование с натуры, рисование по памяти и представлению, декоративное рисование, лепка, аппликация, конструирование. Такая методика обучения позволяет ребенку целостно освоить азы изобразительного искусства от простого к
Библиографический список
сложному, и подойти к выполнению тематической композиции -заключительному виду творчества над выбранным сюжетом сознательно, грамотно применяя полученные знания, впечатления и эмоции о космосе через художественное изображение.
Тема Космоса, одна из самых реальных и интересных тем, способных дать детям в ходе ее изучения средствами изобразительного искусства, и базовые знания, и практические умения и навыки, т.е. опыт, расширяя ориентацию детей в различных предметных областях, а также помогая подрастающему человеку найти верные ценностные ориентиры и направленность вектора жизни. Самое главное, предложить детям интересные и доступные для детского восприятия темы творчества, и именно на начальном этапе обучения заложить в них основы осмысленного и сознательного подхода к любому делу и выбору оптимальных путей решения творческих задач.
Базируя обучение детей на реализме, знаковой чертой которого, как основы всех искусств, наиболее приближающей человека к познанию реальной действительности, является стремление художника через свое субъективно-чувственное восприятие, отразить объективную гармонию мира, творить и созидать на общее благо, связывая свой опыт, с опытом многих культурно-исторических эпох и с той действительностью, в которой, в данный момент находится сам автор. Всепобеждающая сила творчества способствует не только гармоничному развитию личности, но и гармонии ее отношений с реальным миром.
В качестве примера творческого освоения детьми Космоса в статье представлены работы учащихся народной изостудии «Радуга» г. Москвы - мастерской реалистического искусства, отмечающей в скором времени свой полувековой юбилей. И хотя, многие учащиеся знают о Космосе понаслышке, многочисленные художественные работы, отражают целый спектр детских впечатлений и представлений о притягательном космическом мире. В результате осуществления интеграционного проекта «Мир Космоса - Мир детей» был выпущен каталог детских работ о космосе, куда вошли лучшие художественные композиции студийцев. Социально-прикладной характер деятельности способствует развитию в детях поисковой и познавательной активности, творческого потенциала, творческих способностей, самоопределению и становлению личности. Осваивая космические просторы, дети учатся беречь и любить не только Землю, но и всю Вселенную, насыщая ее радостью творческого бытия.
Итак, космическое образование, как одно из приоритетных инновационных направлений ранней профориентации и социализации учащихся, должно рассматриваться сегодня в качестве интеграционной основы для многих предметных областей. На примере интеграционной проектной деятельности с предметом «изобразительное искусство» мы можем констатировать у детей устойчивый интерес к этой области познания, формирования у них естественнонаучной картины мира и реалистического мировоззрения. Также в детском сознании происходит активное и самостоятельное приращение новых реальных знаний о Космосе, о необъятных просторах Вселенной, об окружающем мире и, как следствие - разностороннее, творческое развитие личности -конечная цель обучения детей в соответствии с вызовами времени и требованиями ФГОС.
1. Ломов С.П. Методология художественной деятельности. Инновационные проекты и программы в образовании. Инновации и эксперимент в образовании. 2013; Т. 2: 49 - 52
2. Игнатьев С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей. Москва: Академический проект; Фонд «Мир», 2007.
3. Кузин В.С. Изобразительное искусства и методика его преподавания в начальных классах: учебное пособие для учащихся педучилищ. Москва: Просвещение, 1984.
4. Ломов С.П. Образование и искусство в условиях глобализации. Совершенствование методики преподавания изобразительного искусства и народных ремёсел: сборник научно-методических трудов. Москва, 2011: 6 - 8.
5. Пришвин М.М. Глаза земли. Корабельная чаща. Челябинск: Южно-Уральское книжн. изд-во, 1981.
6. Кузин В.С. Особенности изобразительной деятельности как познавательной деятельности: пособие для учителей. Москва: Министерство просвещения РСФСР, 1969.
7. Ильин Г.Л. Инновации в образовании: учебное пособие. Москва: Прометей, 2015.
8. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. Москва: АГАР, 2000.
References
1. Lomov S.P. Metodologiya hudozhestvennoj deyatel'nosti. Innovacionnye proekty i programmy v obrazovanii. Innovacii i 'eksperiment v obrazovanii. 2013; T. 2: 49 - 52
2. Ignat'ev S.E. Zakonomernosti izobrazitel'noj deyatel'nosti detej. Moskva: Akademicheskij proekt; Fond «Mir», 2007.
3. Kuzin V.S. Izobrazitel'noe iskusstva i metodika ego prepodavaniya v nachal'nyh klassah: uchebnoe posobie dlya uchaschihsya peduchilisch. Moskva: Prosveschenie, 1984.
4. Lomov S.P. Obrazovanie i iskusstvo v usloviyah globalizacii. Sovershenstvovanie metodiki prepodavaniya izobrazitel'nogo iskusstva i narodnyh remesel: sbornik nauchno-metodicheskih trudov. Moskva, 2011: 6 - 8.