1УДК 372 (874) ББК 74.268.5
ТЕМАТИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ
НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ
С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ
И. Ю. Руднев
Аннотация. Статья посвящена одному из самых сложных и важных вопросов, от решения которых зависит успех обучения детей изобразительному искусству. Это - обучение тематической композиции. Овладение детьми законами, закономерностями, принципами, правилами, методами, средствами и приемами композиции важно и с теоретической и практической точек зрения, так как композиция - это то, что связывает воедино все вопросы теории и практики в изобразительном искусстве. Знание основ композиции и методики ее преподавания поможет не только познакомить учащихся с изобразительным искусством, но и вовлечь их в активную творческую работу, что способствует развитию и гармонизации личности ребенка. Статья предназначена для студентов педвузов, педагогов-художников и читателей, интересующихся творческим развитием детей.
Ключевые слова: изобразительное искусство, композиция, тема, сюжет, язык изображения, художественный образ, композиционное решение, художественные способности, творческое мышление.
THEMATIC COMPOSITION AT THE LESSONS OF FINE ARTS WITH YOUNGER PUPILS
I. Yu. Rudnev
Abstract. The article is devoted to one of the most difficult and important issues of teaching the thematic composition. The success of teaching children the fine arts depends on the solution of this issue. Mastering of the rules, methods and means of the composition is important both from the theoretical and practical points of view. The composition binds together all the theory and practice of the visual arts. Knowledge of the basics of composition and its teaching methods will help not only to acquaint students with fine arts, but also to involve them in active creative work that contributes to the development and harmonization of child's personality. This article is for students of pedagogical institutes, artists, teachers and readers who are interested in the creative development of children.
Keywords: fine arts, composition, theme, story, the language of images, artistic image, compositional solution, artistic ability, creative thinking.
В сегодняшней России происходят реформы. На первое место ставятся задачи духовного возрождения нации, формирования национального самосознания, любви к своему Отечеству, решение которых невозможно без духовного, нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения граждан нашей страны.
В этой связи становится необходимым поиск наиболее эффективных средств, методов и форм воспитания, обучения и развития детей.
Немаловажную роль в решении этих вопросов играют занятия изобразительным искусством, в частности занятия тематической композицией, которые влияют на формирование мировоззрения, мироощущения и миропонимания детей, воспитывают и помогают формировать личность ребенка, его духовность, культуру и нравственность, эстетические и патриотические чувства.
Актуальность темы диктуется настоятельной необходимостью формировать у учащихся знания, умения, навыки и развитие способно-
стей композиционного мышления, но одним мышлением картину не напишешь, для этого надо задействовать еще и чувства, волю и способность действовать.
Композиция - центральный, объединяющий фактор, обеспечивающий реалистическое отражение окружающего мира и образную выразительность картины, ведь именно композиционными средствами художник согласованно связывает воедино и раскрывает главную идею, цель, сущность, смысл и содержание произведения, конкретизированное в сюжете, еще до сбора этюдного материала, для последующей организации повествовательной функции картины и реализации ее в произведении. А для этого необходимо знание основ композиции: законов, закономерностей, принципов и правил композиционного построения картины, а также владение методами, средствами, техниками и приемами создания композиции, ясно выражающей ее образ, через который бы картина испускала лучи мыслей художника. Картины таких художников становятся подобны каплям росы на лугу под солнцем. В каждой капле будет изображаться с отчетливостью солнце.
Учащимся, овладевшим этими основами композиционного построения произведения, удастся наиболее реалистично передавать в них явления, события, красоту и гармонию окружающего мира и вводить зрителя в мир ощущений, впечатлений, переживаний, то есть в психологический компонент восприятия реального мира, размышлений о нем и понимания его через мир искусства.
И поэтому важно учить детей композиции, опираясь на методику и технологию изобразительного искусства, теорию и методику воспитания и развития, на дидактику, философию, антропологию, психологию, физиологию, социологию и другие науки, необходимые в каждом конкретном случае, с полным набором компонентов каждой науки, применяя их, но не подменяя, а гармонизируя их взаимодействие, понимая и соблюдая их иерархическое положение. Все это и будет выступать в качестве педагогической системы, позволяющей создавать эмерджентные свойства этой системы и проявляющей себя в эмерджент-ном эффекте взаимодействия и взаимосвязи. Тогда не приходится специально заниматься, например, патриотическим воспитанием или отдельно
изучать историю - все будет происходить «автоматически», при институциональной работе над тематической композицией.
Занимаясь с детьми, учителю важно сразу же овладеть их вниманием, вовлекая их в процесс практической целесообразной деятельности по работе над интересными и значимыми для них темами, в ходе которого (в форме диалога или в вопросно-ответной форме), ребенку даются знания и прививаются умения и навыки работы над тематической композицией. При этом очень важным моментом является воспитание эстетических чувств, так как в детском возрасте эмоциональность - движущая сила поведения. Поэтому первоначальная задача при обучении - заинтересовать ребенка. А заинтересовать может лишь тот учитель, который сам занимается любимым делом, увлечен предметом, заинтересован в совершенствовании в нем и в передаче своих знаний, умений и навыков своим ученикам, а также в бесконечном поддержании этого интереса у них. Создавая сразу интерес и формируя положительное отношение к занятию, преподаватель легче достигает своих целей.
Заинтересовать детей преподаватель может только интересным преподнесением темы. Темы занятий, над которыми будут работать дети, должны затрагивать их ум, чувства, волю, заставлять их обращаться к фактам, примерам, событиям окружающей жизни, то есть должны быть связаны с их реальным жизненным опытом. Только тогда в сознании ребенка может сразу отобразиться будущий художественный образ произведения. А этого можно добиться, когда ребенок часто общается с природой, так как окружающая нас природа является неисчерпаемым источником образов.
Поэтому ведущим видом изобразительной деятельности при работе над тематической композицией должна являться работа с натуры. Эта деятельность развивает внимание у детей, наблюдательность, правильное восприятие окружающего мира, творческое мышление, прививает хороший вкус, умение ценить красоту и видеть ее в окружающей жизни, напитывает чувства ребенка, а также способствует, что самое главное, развитию и гармонизации личности. За яркими, радостными впечатлениями от соприкосновения с реальным миром природы, от по-
знания предметного мира и его рисования возникает радость первооткрывателя, радость всей человеческой жизни, потому что первые сильные впечатления ложатся в «фундамент» души ребенка - а это дверь в мир прекрасного.
Поэтому, как писал профессор Е. В. Шорохов: «... обучение детей композиции - один из важных вопросов обучения в изобразительном искусстве» [1, с. 8].
Работая над темами, учащийся имеет дело с большим объемом доступной информации, -это обращение к изучению народного фольклора, русских традиций, мировой культуры, истории и быта, обогащающее его словарный запас терминами и понятиями, побуждающее к рассуждениям, способствующее развитию у него образного и логического мышления, способности устанавливать причинно-следственные связи, умения делать выводы; то есть развивающее духовные и душевные силы ребенка.
Дети знакомятся с произведениями великих художников, посещают музеи, выставки, у них постепенно формируются устойчивые эстетические критерии, которые помогают противостоять безвкусице и пошлости, заполнившими нынешнее информационное пространство.
Знания, умения, навыки, приобретенные в процессе работы, помогают ребенку в создании сюжета и поиске художественного образа, а знание основных закономерностей композиционного построения, таких как композиционный центр, точка зрения, линия горизонта, ритм, симметрия, асимметрия, статика и динамика, свет и цвет, колорит, светотени, рефлексы, пятна, контрасты и нюансы и т. д., помогает ребенку на практике добиваться большей выразительности и убедительности работ и приводят ребенка к пониманию того, как увлекательно создавать произведения искусства своими руками. Это очень ценные переживания и достижения в современном мире, где настоящей ручной работы остается все меньше и меньше.
Но прежде чем обучать детей, педагог сам должен быть готовым к процессу обучения: ему необходимы теоретическое знание и «актерское» умение практическим владением предметом и методикой его преподавания, что даст ему возможность избежать методологических и методических ошибок в практике, и найти путь к сердцам своих учеников. Дети любят умных, краси-
вых, добрых, веселых, начитанных, всесторонне образованных учителей, которым хочется подражать и у них учиться. И тогда учителю не надо будет обижаться на своих учеников, потому что они не будут скучать на уроке рисования, и никто из них не посмеет даже так подумать.
Пожалуй, основными работами, раскрывающими предмет и методику преподавания тематической композиции, являются работы профессора Е. В. Шорохова, несущие в себе нестареющий опыт, который не зависит ни от социального строя, ни от образовательных программ, ни от других факторов и который нужно брать преподавателям на вооружение при обучении детей тематической композиции.
Что же такое «тематическая композиция»? Это композиция, которая ставится в зависимость от конкретной темы, а тема является центральным и направляющим фактором организации композиции, диктующим ее сюжет.
Тема в переводе с древнегреческого буквально означает «нечто, положенное в основу». Это реальный жизненный материал, взятый для отображения в тематическом произведении. Поэтому «педагогу следует тщательно продумать, чтобы выбор и объяснение темы оказалось доходчивым и возбуждало у ребенка интерес к теме. Правильный характер объяснений и методика проведения урока весьма положительно влияют на выполнение сюжетных композиций учащимися» [1, с. 86].
Темы могут быть различны, но все они выбираются в соответствии с программой и возрастом учащихся и берутся из событий и явлений реальной жизни. Это могут быть военные и мирные темы, темы природы, спортивные темы, иллюстрирование литературных произведений и т. д.
Основная задача тематической композиции состоит в раскрытии образного замысла художника, который в композиционной реализации сюжета, с помощью всех средств живописи получает полное раскрытие темы. Вдохновение при поиске образа художник черпает из событий и явлений окружающей жизни и природы.
И чтобы научить ребенка «видеть» красоту в природе и в жизни, что в изобразительном искусстве называется «постановкой глаза» художника, требуется углубленное изучение предметов изображения, а также наличие
определенных теоретических знаний, умений и практических навыков в изображении их (предметов быта, интерьера, пейзажа, животных, фигур людей); а также развитие наблюдательности, восприимчивости, представления, логического и образного мышления, хорошей памяти, воображения, идеомоторных навыков.
Поэтому вопрос организации тематической композиции - это комплексная, целенаправленная, специально организованная педагогическая деятельность преподавателя с включением функций управления: целеполагания (управления результатом), планирования, проектирования, диагностирования, прогнозирования; организации творческого процесса и его запуска: мотивации, делегирования, контроля, координации и преобразования, с надлежащим исполнением преподавателем его профессиональных функций педагога.
Но прежде чем приступить к совместной работе с детьми над тематической композицией, педагогу необходимо провести большую подготовительную работу самому: составить план работы в соответствии с учебной программой, подготовить условия, выбрать средства и способы реализации плана, с целью выполнения задач и достижения положительных результатов занятий, то есть спланировать свою деятельность.
И только потом можно начинать заниматься с детьми: объявить тему, предоставить необходимую информацию, задать направление сюжетных линий возможных будущих произведений по теме, провести вступительную беседу о художниках, писавших на данную тему, об их произведениях, подготовить презентацию, показать фильмы, репродукции. Для закрепления знаний по выбранной теме предложить целенаправленные тематические экскурсии в музеи, на выставки, в художественные мастерские, на природу, на предприятия, другие социально значимые мероприятия, которые связаны с тематикой, организовать и провести встречи с интересными людьми (если того требует данная тема) и т. д.
Завершающим этапом теоретической части работы с детьми является выбор сюжета. В вопросно-ответной форме выясняются и определяются главные и второстепенные образы выбранного детьми сюжета, способы выделения главного: по-
ложением, размером, цветом. Объясняется учителем и сам термин «сюжет». «Смысл этого слова учитель раскрывает на примерах некоторых названных им сюжетов конкретной темы» [1, с. 88].
При выборе сюжета дети в основном сами сочиняют и описывают сюжет для своей композиции. Умение представить сюжет в воображении и описать его словесно - очень важный момент творческой сосредоточенности ребенка, от которого зависит яркость и индивидуальность тематической композиции.
Но если ребенок затрудняется в выборе, следует помочь ему, «предложив на выбор -два-три сюжетных варианта... а также сделать на бумаге две-три схемы решения данной темы, чтобы активизировать композиционное мышление детей» [1, с. 89].
Во время работы нужно постоянно координировать работу учащихся, «конкретизируя круг задач, стоящих перед ними. Это облегчает работу учащихся, дает возможность яснее представить себе то, что они хотят изобразить, удачнее составить композицию» [1, с. 88].
После выбора сюжета начинается сбор этюдного материала, организовывается несколько предварительных занятий по наблюдению и рисованию объектов окружающего мира с натуры и по декоративному рисованию.
Этот этап работы дает возможность выявить степень усвоения теории и практических навыков в самостоятельной творческой деятельности каждого ребенка, что позволяет ему лучше прочувствовать тему.
Совместный опыт общения педагога и учеников обогащает и детей и преподавателя, он ближе знакомится с духовным миром каждого ученика, узнает особенности их характеров, дарований, уровень развития художественных способностей, запас наблюдений и впечатлений от красоты окружающего мира и проникновение в понятия о нем, что поможет ему в дальнейшем индивидуальном подходе к каждому ребенку на занятиях тематическим рисованием.
Об этом пишет и академик С. П. Ломов: «Именно в композиционной работе возникает возможность наиболее ярко проявить себя как личность. Здесь больше, чем в какой-либо другой работе, видны гражданская позиция обучающегося, его мастерство, художественная культура, вкус, готовность к самостоятельной работе» [2, с. 199].
Во время такой совместной работы учителя и ребенка «закладываются, - по определению профессора С. П. Ломова, - основы творческого мышления, профессионального видения натуры, умения последовательно вести работу, собирать нужный материал и умело им пользоваться» [2, с. 203].
Только после предварительной подготовительной работы можно говорить о начале творческого процесса над тематической композицией - начиная от замысла темы, конкретизированного в сюжете и его проявления в первоначальном изображении - художественном образе, с дальнейшим его оформлением средствами языка изобразительного искусства по законам композиции.
Чтобы найти наилучший образ, нужно хорошее знание и усвоение сюжета, а для этого необходима большая и активная работа по сбору подготовительного материала, в которой и создаются варианты наилучшего композиционного решения. Найденный и осмысленный при помощи учителя художественный образ, ребенок начинает воплощать в тематической картине.
Поэтому тематическая работа над композицией, будь то различные темы окружающей жизни, иллюстрирование или коллективная творческая работа, все это требует большой подготовительной работы, сначала работы мысли и чувств, а уж потом работы кистью и красками.
Активное усвоение знаний, умений и практических навыков детьми требует не только активности педагога, но и вовлечение в творческую работу над тематической композицией родителей учащихся. И для этого преподавателю необходимо постоянно вести большую воспитательную работу с детьми и их родителями. Только с родителями ребенок может побывать в музее и выехать на природу, посетить различные достопримечательности города или поселка, потому что темы композиций берутся из жизни, и помощь родителей здесь просто неоценима.
Вовлечение родителей в творческий процесс является важной составляющей воспитания и обучения ребенка. Проводя с ребенком больше времени, живя общими с ним интересами, родители способствуют стимулированию его потребности в познании и интереса к обучению. Когда учение становится в радость, результаты обучения совершенно другие. Родитель-друг терпели-
во и доброжелательно помогает ребенку, не ущемляя его самостоятельности и не унижая человеческое достоинство, ненавязчиво создает возможность и условия для серьезной работы детского мышления, формирования и высказывания собственного мнения, разумного выбора.
Но самое главное, такие тематические композиции, прожитые и прочувствованные совместно с преподавателем и родителями, несут в себе сильные душевные переживания детей, ярко высвечивая характерологические и личностные особенности ребенка, раскрывая и детализируя неповторимую картину мира каждого из них.
Ничто так не раскрывает душу ребенка, как рисование - любимый вид занятий детей, тем более рисование на любимые и знакомые темы. Такие занятия развивают у детей познавательную сферу, приучают к творческому, самостоятельному нестандартному мышлению и практической реализации той или иной темы, учат ребенка творчески подходить к решению возникающих проблем.
Во время работы «закладываются, - по определению профессора С. П. Ломова, - основы творческого мышления, профессионального видения натуры, умения последовательно вести работу, собирать нужный материал и умело им пользоваться» [2, с. 203].
И поэтому жаль, что в рамках общеобразовательной школы очень сложно практически заниматься этим вопросом, поэтому творческая работа над тематической композицией осуществляется школьниками в классе под руководством учителя в недостаточном объеме и качестве. Обучение композиции в школе утрачивает системный характер. А в итоге - низкое качество детских рисунков, и далее - угасание интереса к творчеству и вообще к изобразительному искусству.
«В школьной практике мы нередко сталкиваемся с тем, что иногда бывает трудно добиться достаточно грамотных и в то же время художественно выразительных рисунков. Причина этого - недооценка обучающей и воспитывающей роли художественной композиции. Нередко учащиеся не знают, что такое композиция, так как учитель не всегда объясняет ее смысл. Иногда же педагог слишком кратко раскрывает суть этого термина, что мало помогает ученикам в их практической работе над рисунком» [1, с. 5].
Исходя из утверждений Е. В. Шорохова, невольно приходишь к выводу, что заниматься решением тематических композиционных задач лучше всего в условиях системы дополнительного образования: в изостудиях, на кружках и т. д. Здесь у учителя и ребенка больше возможностей для сотрудничества, для понимания, для воспитания, индивидуального обучения и развития, потому что в работе над композицией нужны постоянство и систематичность.
«Случайной работой над темой... трудно добиться хороших результатов. Композиционная мысль должна постоянно работать, обогащаться, совершенствоваться и непременно фиксироваться в. набросках, эскизах, разработках. Нужно взять за правило - думать с карандашом и кистью в руках» [2, с. 206].
Итак, работа над тематической композицией при обучении детей изобразительному искусству является одним из интереснейших видов изобразительной деятельности и в то же время одним из наиболее сложных при ее организации.
Она способствует развитию у детей поисковой, познавательной и творческой активности, дает им возможность более осмысленного и полного выражения своих мыслей, чувств, желаний и предпочтений в своих работах. Дети непосредственнее выражают свои впечатления, свой способ восприятия окружающего мира.
Если учитель сумеет заинтересовать детей темой, организовать работу над сюжетом и поиском образа, активизировать их творческие способности и воображение, направить процесс развития и формирования личности ребенка, то это и есть основа успеха работы над тематической композицией. Именно поэтому тематическое рисование является наиболее творческим и продуктивным, где дети не только изображают разнообразные сюжеты и решают сложные композиционные задачи, но и готовятся к встрече с реальной жизнью.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Шорохов, Е. В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе [Текст] / Е. В. Шорохов. - М.: Просвещение, 1984. - 142 с.
2. Ломов, С. П. Дидактика художественного образования [Текст] / С. П. Ломов. - М.: Пед. академия, 2010. - 104 с.
3. Игнатьев, Е. И. Психология изобразительной деятельности детей [Текст] / Е. И. Игнатьев. - М.: Учпедгиз, 1961. - 224 с.
4. Игнатьев, С. Е. Закономерности изобразительной деятельности детей [Текст] / С.Е. Игнатьев. - М.: Академ. проект; Фонд «Мир», 2007. - 208 с.
5. Кузин, В. С. Рисунок. Наброски и зарисовки [Текст] / В С. Кузин. - М.: Академия, 2004. - 232 с.
6. Ростовцев, Н. Н. Рисунок. Живопись. Композиция [Текст]: Хрестоматия / Н. Н. Ростовцев, С. Е. Игнатьев, Е. В. Шорохов. - М.: Просвещение, 1989. - 207 с.
REFERENCES
1. Shorokhov E. V. Metodika prepodavaniya kom-pozitsii na urokakh izobrazitelnogo iskusstva v shkole. Moscow: Prosveshchenie, 1984. 142 p.
2. Lomov S. P. Didaktika khudozhestvennogo ob-razovaniya. Moscow: Ped. akademiya, 2010. 104 p.
3. Ignatyev, E. I. Psikhologiya izobrazitelnoy dey-atelnosti detey. Moscow: Uchpedgiz, 1961. 224 p.
4. Ignatyev S. E. Zakonomernosti izobrazitelnoy deyatelnosti detey. Moscow: Akadem. proekt; Fond „Mir", 2007. 208 p.
5. Kuzin V. S. Risunok. Nabroski i zarisovki. Moscow: Akademiya, 2004. 232 p.
6. Rostovtsev N. N., Ignatyev S. E., Shorokhov E. V. Risunok. Zhivopis. Kompozitsiya: Khrestomati-ya. Moscow: Prosveshchenie, 1989. 207 p.
Руднев Иван Юрьевич, аспирант кафедры живописи художественно-графического факультета Московского педагогического государственного университета. e-mail: rudnev-ivan@yandex.ru
Rudnev Ivan Yu., Post-graduate student, Painting Department, Art and Graphics Faculty, Moscow State Pedagogical University. E-mail: rudnev-ivan@yandex.ru