И. Н. Полынская
(Нижневартовск)
формирование художественного воображения у школьников на уроках изобразительного искусства
developing artistic imagination of schoolchildren
at fine art lessons
В статье рассматривается актуальная проблема формирования художественного воображения у школьников на уроках изобразительного искусства, которая диктуется необходимостью их подготовки к дальнейшей продуктивной творческой деятельности, в основе которой лежит воображение. Представлены экспериментальный тематический план и сравнительный анализ уровня сформированности художественного воображения у школьников. Ключевые слова: художественно-творческая деятельность, воображение, изобразительное искусство, рисование с натуры, тематическое рисование, декоративное рисование, прикладная деятельность
The article considers the actual problem of developing schoolchildren's artistic imagination at the lessons of fine art, which is dictated by the need to prepare them for productive creative activity, which is based on imagination. The paper presents the experimental thematic plan and comparative analysis of the level of formation of schoolchildren 's artistic imagination
Key words: Artistic and creative activity, imagination, visual art, life-drawing, theme painting, decorative painting, crafts activities
Преподавание изобразительного искусства в средней школе преследует прежде всего общеобразовательные цели. Основная задача - расширить кругозор учащихся, воспитать всесторонне развитого образованного человека.
Большой потенциал для активизации развития детского воображения содержится в дисциплине «Изобразительное искусство». В теории и практике образования много подходов к этой проблеме, и прежде всего потому, что процесс творчества - довольно сложный механизм психического развития.
К настоящему времени разработан и накоплен достаточно обширный материал, который позволяет строить различные концепции для реализации художественно-творческой деятельности, при этом
развивая воображение посредством изобразительного искусства. Исследования по развитию художественно-творческой деятельности и художественно-творческого воображения научно обосновали А. Д. Алехин, Г. В. Беда, А. Н. Ветлугина, Е. И. Игнатьев, С. Е. Игнатьев, А. В. Карлосон, В. В. Коло-кольникова, Т. С. Комарова, В. С. Кузин, Г. В. Лабунская, Б. М. Неменский, Н. Н. Ростовцев, Н. П. Сакулина, Н. М. Сокольникова, Е. В. Шорохов, Б. Ю. Юсов и др.
Умение изобразить на бумаге свои представления, впечатления является важным для многих учащихся общеобразовательной школы, а графическая и живописная культура подачи всегда вызывает восторг и восхищение. В процессе изобразительной деятельности развиваются художественно-творческое воображение, образное
мышление, фантазия, которые являются основополагающими функциями, способствующими раскрытию творческих способностей школьников через умение создавать выразительный художественный образ в рисунках.
Уроки изобразительного искусства в общеобразовательной школе предусматривают четыре вида учебных занятий: рисование с натуры, тематическое рисование, декоративное рисование и прикладную деятельность и беседы об изобразительном искусстве.
Занятиям по рисованию с натуры отведено учебной программой наибольшее количество часов. Рисование с натуры является методом наглядного обучения и дает прекрасные результаты для общего развития учащихся, приучает мыслить и целенаправленно вести наблюдения, пробуждает интерес; располагает большими возможностями для развития умения анализировать, синтезировать, что крайне необходимо для усвоения других учебных дисциплин, таких как математика, физика, естествознание и т.д.
Рисуя с натуры, учащиеся внимательно ее рассматривают, учатся осознано понимать ее характерные особенности, структуру, форму и т.д. Большое значение рисование с натуры, и особенно перспективное рисование, имеет для развития пространственного мышления и воображения. Сложность передачи трехмерности объемного предмета в рисунке заставляет ученика развивать воображение, тем самым автоматически развиваются пространственное мышление, память.
«Воображение - это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи» [1, с. 225]. Развивая образное мышление, ребенок развивает воображение. Задача педагога - вдохновлять порывы детей, но при этом умело подводить к правильному представлению о мире. Научить правильно пользоваться цветом, тоном и игрой света на предметах. Рисование с натуры прекрасно развивает воображение, так как ученик, рисуя пейзаж, дерево, цветок, изучая формы этих предме-
тов, проявляет интерес не только к форме предметов, но и богатству красок. При этом развиваются наблюдательность, внимание, а также «редкие впечатления», которые удерживаются в памяти.
Важным психологическим фактором художественного творчества является память. «Изобразительное искусство немыслимо без оперирования образами памяти и представлений, которые в совокупности со зрительными образами, полученными непосредственно в процессе рисования с натуры, создают полноценный образ ...» [1, с. 178].
Декоративное рисование имеет также большое значение в развитии творческих способностей, развивая воображения у учащихся. Задания декоративного рисования могут быть различными, например, оформление помещений школы к праздникам и мероприятиям, создание праздничных открыток и эскизов буклетов, оформление фотоальбомов, ежедневников, изготовление праздничных сувениров посредством составления узоров и орнаментов и т.д. На уроке декоративного рисования дети учатся составлять узоры, изучать орнаментальное творчество русского и других народов, знакомятся с основами художественного конструирования, моделирования, дизайна. Изучают функции, роль и значение декоративного искусства, использование его в быту и на производстве.
Декоративное рисование должно быть тесно связанно с рисованием с натуры. При составлении узоров учащимся предлагается стилизовать и декорировать природные формы цветов, листьев, веток и т.д., составлять композиции для дальнейшей работы. Занимаясь декорированием, они рождают в себе творческую инициативу, развивают воображение, мыслят образно, придумывают различные формы, создают красивые узоры, используя природный материал.
В содержание занятий тематическим рисованием входят изображение различных сюжетов из окружающей среды, иллюстрирование литературных произведений, творческое сочинение картин на разнообразные темы. Рисование на темы может
осуществляться как графическими, так и живописными средствами. Оно развивают творческие способности, мысли и чувства учащихся, погружает их в мир сказок, фантазий, воображений и представлений. Школьники учатся передавать свои мысли, чувства, эмоции, впечатления. Обязанность учителя - активизировать детское воображение, направлять их работу в правильный творческий процесс.
В школьной программе также предусмотрены учебные часы уроков-бесед об изобразительном искусстве. На этих занятиях педагог знакомит учащихся с творчеством выдающихся художников, скульпторов, архитекторов. Беседы об искусстве благоприятно воздействуют на школьников,
формируется эстетический вкус, повышается культурный уровень, развивается интерес к изобразительному и декоративно-прикладному искусству. Уроки-беседы об искусстве являются важным средством воспитания - при рассматривании и анализе картин или репродукций знаменитых художников учащиеся знакомятся с особенностями природы нашей страны, архитектурными стилями различных стран, историей и традициями народов, формируются патриотические и интернациональные чувства, любовь к Родине и т.д.
Таким образом, на уроках изобразительного искусства решается проблема эстетического воспитания, формируется эмоционально-нравственное отношение к
Таблица1
й план уроков
классы Темы уроков
Вид занятий 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс
«Полна набирушка «Туесок для «Берестяная кужень- «Грибное лукошко»
морошки» брусники» ка для костяники» (натюрморт с лу-
(натюрморт с бере- (натюрморт (натюрморт кошком, грибами,
а стяной набирушкой с туеском) с берестяной крынкой и
£ н для ягод) куженькой драпировкой)
с о «Беличьи запасы» «Яблочный спас» «Горит костер «Цитрусовый
и н а (натюрморт (натюрморт рябины красной» аромат»
п о с кедровыми с яблоками, (натюрморт (натюрморт с апель-
о шишками) предметами быта с ветками гроздей синами, лимонами,
№ и драпировкой) рябины, фруктами мандаринами, быто-
и драпировкой) выми предметами и
драпировкой)
«У берез и сосен «Перезвон зимы «Неодетая весна» «Шелест света де-
щ 2 щ тихо бродит осень» хрустальной» (изображение по ревьев»
о 3 и я (изображение по во- (изображение по во- воображению весен- (изображение по во-
Е § ображению осеннего ображению зимнего него пейзажа) ображению летнего
Й ® пейзажа) пейзажа) пейзажа)
5 а Н «Царство Берендея» «Незримое пение «И тишина кочую- «Величие былинки»
птицы» щих вершин»
«Синий рокот воды» «Радуга смеющихся «Орнамент ночи» «Летний сон доро-
= н (составление орна- дождей» (композиция орна- ги»
ев а мента) (орнаментальная мента) (орнаментальная
о с и & композиция) композиция)
о н «Земляничная поля- «Городецкая ярмар- «Голубое чудо» «Ромашковый ве-
а и на Хохломы» ка» (роспись под нок».
та (хохломская ро- (городецкая ро- гжель») (Урало-Сибирская
о к и П спись) спись) роспись)
окружавшему миру, природе, человеку, открываются большие возможности развития художественно-творческого воображения.
Исходя из решения поставленной проблемы и замысла исследования, нами разработана и экспериментально проверена методика преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе, определены оптимальные формы занятий, направленные на эффективное и продуктивное формирование художественного воображения у школьников. Для исследовательской работы были определены экспериментальные и контрольные группы (классы).
В контрольных группах занятия проходили по традиционной программе и методике. Для достижения поставленной цели в экспериментальных классах был разработан тематический план, серия уроков, дающих возможность провести системати-
ческую работу и мониторинг по теме исследования. Задания и темы уроков составлены с учетом возрастных особенностей учащихся, преемственности, систематичности в обучении и могут быть реализованы в процессе всех видов учебных занятий по изобразительному искусству. Все темы и задания уроков направлены на более эффективное формирование художественного воображения у школьников (табл. 1 с. 47).
Разработана система критериев оценки, в которой каждый компонент наполнен минимумом необходимых и достаточных показателей, позволяющих определить уровень сформированности художественного воображения у школьников в контрольных и экспериментальных группах в процессе художественно-творческой деятельности. Подбор критериев отражает те компоненты, которые соответствуют основным целям и задачам уроков ИЗО:
Таблица 2
Сравнительный анализ уровня сформированности художественного воображения у школьников в процессе художественно-творческой деятельности
ЭГ КГ
Классы 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс
уч-ся
25 % 24 % 25 % 23 % 27 % 26 % 25 % 24 %
Компоненты
1 .Эмоциональность художественных образов 12 48 12 50 13 52 11 49 8 29 1 27 9 36 7 29
2,Оригинальность в трактовке 14 56 13 54 15 60 13 48 7 26 5 19 7 28 6 25
изображения
3.Техническое
владение 10 40 12 50 17 68 16 69 8 30 9 35 9 36 10 41
художественным
материалом
4.Эстетическая
подача с помощью различных изобразительных 14 56 16 66 18 78 18 78 12 44 12 46 11 44 13 54
средств
5.Образное решение 10 40 11 46 9 36 12 52 6 22 7 27 7 28 8 33
изображения
б.Художественно-
выразительные 14 56 12 50 14 56 13 57 9 33 9 35 10 40 10 42
качества
изображения
ЭГ - экспериментальные группы КГ - контрольные группы
1. Эмоциональность художественных образов.
2. Оригинальность в трактовке изображения.
3. Техническое владение художественным материалом.
4. Эстетическая подача с помощью различных изобразительных средств.
5. Образное решение изображения.
6. Художественно-выразительные качества изображения.
Для установления исходного уровня сформированности художественного воображения у школьников в процессе художественно-творческой деятельности был проведен анализ их оценок по разработанным показателям.
Результаты исследования представлены в таблице 2.
Оценка и сравнительный анализ художественно-творческих работ учащихся на уроках изобразительного искусства в контрольных и экспериментальных группах показали, что работы учащихся экспериментальных классов отличались своеобразием выбора способов и приемов композиционного строя изображения, оригинальностью трактовок художественных образов, эмоционально-художественной выразительностью в работах, что свиде-
тельствует о повышения уровня сформи-рованности воображения. Из таблицы 2 видна значительная разница в показателях экспериментальных и контрольных групп. Занятия, проведенные в рамках педагогического исследования, направлены на эффективное формирование у детей воображения, художественного вкуса, а также на развитие познавательного интереса в художественно-творческой деятельности.
Это убедительно доказывает целесообразность и эффективность методики формирования художественного воображения у школьников в процессе художественно-творческой деятельности. Факторы воздействия на процессы мышления и воображения, которые во многом определяются образным представлением установок на выполнение заданий и тем уроков, стали определяющими в достижении положительных результатов в художественно-творческой деятельности школьников.
Преподавателям общеобразовательных школ необходимо активизировать работу по формированию воображения, представления, фантазии у школьников, находить новые формы и методы работы, активизировать художественно-творческие способности учащихся.
Литература
1. Боголюбов Н. С. Формирование творческих способностей учащихся средней школы средствами изобразительного искусства с учетом индивидуального подхода: дис. ... д-ра. пед. наук. - М., 1993. - 387 с.
2. Ветлугина Н. А. Художественный образ и детское творчество // Художественное творчество и ребенок. - М., 1972. - С. 22-36.
3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологические очерки. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1990. - 93 с.
4. Ермолаева-Томина Л. Б. Психология художественного творчества: учебное пособие для вузов. - М.: Академический проект, 2003. - 304 с.
5. Изобразительное искусство: Методические разработки уроков к типовой программе по изобразительному искусству. 1-3 классы / под ред. Б. П. Юсова. - М.: АПН СССР, НИИ ХВ, 1983. - 88 с.
6. Кершенштейнер Г. Развитие художественного творчества ребенка. - М.: Тип. И. Д. Сытина, 1914. - 214 с.
7. Кузин В. С. Психология. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: АГАР, 1997. - 304 с.
8. Полынская И. Н. Педагогический рисунок в профессиональной подготовке учителя изобразительного и декоративно-прикладного искусства // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 11 (часть 1). - С. 157-160.