Научная статья на тему 'Возможности информационных и коммуникационных технологий в процессе преподавания курса «Изобразительное искусство»'

Возможности информационных и коммуникационных технологий в процессе преподавания курса «Изобразительное искусство» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1399
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА / УЧАЩИЕСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ГРАФИЧЕСКИЙ РЕДАКТОР / THE TEACHER OF THE FINE ARTS / PUPILS OF INITIAL CLASSES / INFORMATION-COMMUNICATION COMPETENCE / ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES / THE GRAPHIC EDITOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайцева Светлана Анатольевна

Цель: определение направлений использования возможностей современных информационных и коммуникационных технологий в процессе обучения учащихся начальных классов изобразительному искусству. Методология работы: системно-деятельностный подход, концепция информатизации начального образования. Результаты: выявлены методические возможности использования информационных и коммуникационных технологий в преподавании школьного предмета «Изобразительное искусство», определены направления совершенствования учебного процесса на основе использования современных электронных образовательных ресурсов. Область применения результатов: методика обучения учащихся начальных классов изобразительному искусству, методическая подготовка учителей изобразительного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зайцева Светлана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITIES OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN TRAINING TO THE FINE ARTS

Purpose: definition of variants of use of actual information and communication technologies in training to the fine arts of pupils of initial classes. Work methodology: association of system and executing approaches, the concept of information of elementary education. Results: methodical possibilities of use of information and communication technologies in school teaching of the fine arts are revealed, directions of perfection of training on the basis of use of actual electronic educational resources are defined. Scope of results: technique of training of pupils of initial classes to the fine arts, methodical vocational training of teachers of the fine arts.

Текст научной работы на тему «Возможности информационных и коммуникационных технологий в процессе преподавания курса «Изобразительное искусство»»

УДК 372.874 ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

Зайцева С.А.

Цель: определение направлений использования возможностей

современных информационных и коммуникационных технологий в процессе обучения учащихся начальных классов изобразительному искусству.

Методология работы: системно-деятельностный подход, концепция информатизации начального образования.

Результаты: выявлены методические возможности использования

информационных и коммуникационных технологий в преподавании школьного предмета «Изобразительное искусство», определены направления совершенствования учебного процесса на основе использования современных электронных образовательных ресурсов.

Область применения результатов: методика обучения учащихся

начальных классов изобразительному искусству, методическая подготовка учителей изобразительного искусства.

Ключевые слова: учитель изобразительного искусства, учащиеся

начальных классов, информационно-коммуникационная компетентность, электронные образовательные ресурсы, графический редактор.

POSSIBILITIES OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN TRAINING TO THE FINE ARTS

Zaytseva S.A.

Purpose: definition of variants of use of actual information and

communication technologies in training to the fine arts of pupils of initial classes.

Work methodology: association of system and executing approaches, the concept of information of elementary education.

Results: methodical possibilities of use of information and communication technologies in school teaching of the fine arts are revealed, directions of perfection of training on the basis of use of actual electronic educational resources are defined.

Scope of results: technique of training of pupils of initial classes to the fine arts, methodical vocational training of teachers of the fine arts.

Keywords: the teacher of the fine arts, pupils of initial classes, information-communication competence, electronic educational resources, the graphic editor.

Важнейшей задачей современной системы начального образования, положенной в основу образовательных стандартов нового поколения [3], является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. При этом одним из важнейших инструментариев формирования у учащихся универсальных учебных действий выступают средства информационных и коммуникационных технологий.

В примерной образовательной программе начальной школы особое значение уделяется развитию у учащихся начальных классов учебной информационно-коммуникационной компетентности, которая определяется как «способность решать учебные задачи с использованием инструментов информационных и коммуникационных технологий и источников информации в соответствии с возрастными потребностями и возможностями младшего школьника» [2, с. 132]. При этом очень важным представляется то, что формирование информационно-коммуникационной компетентности ученика предполагается осуществлять не только в рамках курса информатики или

отдельного модуля курса технологии в 3 классе, но и во всех без исключения учебных предметах начиная с уже с первых занятий в школе.

В связи с этим, перед учителем изобразительного искусства встает очень острая и серьезная проблема: как соединить на первый взгляд совсем «несоединяемые» вещи - художественное творчество и компьютерную технику. При этом необходимо осознать, что как умение пользоваться калькулятором не заменяет знание таблицы умножения, так и компьютер не заменит карандаш и краски. Наряду с этим, появился новый современный инструмент со своими специфическими возможностями, позволяющий не только повысить эффективность устоявшегося учебного процесса, но и модернизировать его, ориентируясь на мировые достижения в области искусства и образования.

Информатизация в современном мире охватывает практически все сферы жизни и деятельности человека. Уже в начальной школе учащиеся знакомятся с информацией разной природы: тексты на родном и иностранных языках; числовые данные, полученные в результате измерения или вычислений; собственные компьютерные рисунки, слайды и цифровые фотоснимки; аудио и видеозаписи; диаграммы, графики и планы территории.

Один из основных видов информации, с которым учащиеся начальной школы работают при изучении дисциплины «Изобразительное искусство» -графическая информация. Возможности современных информационных технологий при работе с данным видом информации направлены как на использование готовых электронных образовательных ресурсов, успешно заменяющих подчас скудный запас иллюстративного материала, имеющегося в наличии в школах, так и на освоение учащимися средств и инструментария создания и обработки графической информации.

Исходя из потребностей курса «Изобразительное искусство» и возможностей информационных и коммуникационных технологий можно выделить следующие направления деятельности учителя и учащихся:

самостоятельная разработка учебно-методических материалов курса; поиск, каталогизация и использование готовых электронных образовательных ресурсов; создание и редактирование изображений с использованием графического редактора.

Для преподавания курса «Изобразительное искусство» учителю требуется большое количество наглядного материала, для чего ему необходимо уметь находить, выбирать, оценивать и систематизировать графическую, текстовую и видеоинформацию. Современный инструментарий информационных и коммуникационных технологий предоставляет учителю и младшему школьнику достаточно простые в использовании средства фиксации окружающей действительности, художественных произведений, декоративных изделий, изделий народного промысла, представленных в музеях и на выставках, такие как сканеры, цифровые фотоаппараты и видеокамеры. На основе полученной таким образом информации учитель может самостоятельно изготовить методические и учебные материалы. Учитывая то, что современное состояние общества характеризуется информационным и техническим насыщением, обусловленным ежегодным удвоением информации, перед учителем закономерно встает проблема систематизации разработанных учебных и методических материалов. Поэтому ему необходимо с самого начала научиться оформлять всю ценную и полезную информацию, формируя собственный педагогический банк данных и избавляться от ненужной или дублирующей информации.

Разработанные самим учителем наглядные пособия и мультимедийная продукция обладают особым педагогическим эффектом, заключающимся в том, что качество наглядности стало иным: более приближенным к

действительности, отражающим состояния природы, выражений лиц, движения, формы и т.д.; доступным для фиксации не только художникам, но и самим ученикам; появилась возможность обработки и трансформации полученных изображений: изменение размера и контрастности, добавление

цвета, фильтрация цветовой и световой гамм. Подобная методическая деятельность учителя стимулирует учащихся к проведению аналогичной работы. Как показывает практика, учащиеся начальных классов с большим энтузиазмом находят и фиксируют на фото и видео экспозиции музеев, предметы народной культуры и продукты собственного творчества. Освоение простейших функций позволяет им обрабатывать снимки, творчески выполнять домашние задания. Компьютер позволяет наглядно представить учащимся такие сложные в обычном восприятии категории как контрастность, наложение света, фильтрация цвета, размытость контура, световые пятна и др.

Вместе с тем, учащихся можно познакомить с возможностью сканирования и компьютерного редактирования собственных рисунков, обработка фотоизображений, составление нового изображения из готовых фрагментов (компьютерная аппликация). Встраивая готовые изображения в программу PowerPoint, педагоги и учащиеся могут создать иллюстративный материал, полученный изменением последовательности экранов в слайд-шоу. Наглядность создания презентаций и эффектность получаемого результата делают данную работу вполне доступной и понятной для учащихся даже первого класса. В дальнейшем работа с презентацией может быть дифференцирована и углублена, при этом, появляются презентации-учебники, презентации-каталоги, презентации-базы данных и т.д. Это возможно благодаря добавлению на экран изображения, звука, текста, использованию гиперссылок и управляющих объектов. Презентация может выступать поддержкой устного сообщения, для этой цели учителю необходимо научить школьников выделению в тезисной форме главных мыслей излагаемого материала.

Перед начальной школы в государственном образовательном стандарте, в качестве одной из задач, поставлено освоение детьми доступных способов получения информации из открытого информационного пространства. Поэтому учителю начальной школы необходимо в курсе «Изобразительное искусство» научить детей способам организации поиска дополнительной информации для

решения учебных и познавательных задач, предусмотренных в изучении предмета. Современные сервисы сети Интернет предоставляют пользователям широкие возможности знакомства с художественными произведениями, народными промыслами, историческими и культурными традициями народов.

Обычные репродукции картин и фотографии произведений архитектуры, скульптуры, декоративно-прикладного искусства являются уже «вчерашним днем» в образовании. Они не всегда в состоянии создать адекватное представление о произведении искусства в силу своего малого размера, качества печати и плоской проекции изображения. Наряду с этим, печатные репродукции не в состоянии заинтересовать современного школьника, свободно путешествующего по виртуальной реальности и «искушенного» мультимедиными информационными ресурсами. В настоящее время создано большое количество электронных учебных материалов по искусству (например: http://fcior.edu.ru; http://www.openclass.ru), на основе которых можно организовать виртуальное путешествие по различным музеям мира, отображать на большом экране или электронной доске качественные изображения произведений архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, дизайна, сопровождать занятие необходимыми комментариями и музыкой. Как правило, инструментальные возможности программного обеспечения позволяют сконцентрировать внимание учащихся на конкретных деталях произведения, несущих особую смысловую нагрузку. При этом, можно выделить светом, увеличить или рассмотреть объект с различных ракурсов, что является очень удобным при анализе объемного объекта (например, скульптуры) или отдельных элементов картины.

Важно заметить, что возможность виртуального видоизменения электронных источников информации, в отличии их печатных аналогов, наиболее соответствуют особенностям мышления младших школьников в изучении окружающей действительности [4], в том числе и художественных

произведений.

В процессе изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования предполагается знакомство обучающихся с графическими редакторами и освоение простых форм редактирования изображений. В настоящее время укоренилось и активно развивается новое направление в изобразительном искусстве - цифровая живопись. Но для того чтобы хорошо рисовать на компьютере и достигнуть успехов в данном направлении не достаточно только владение компьютером как инструментом современных информационных и коммуникационных технологий, но и необходимо знать и уметь применять все накопленные поколениями художников знания и опыт (перспектива, воздушная перспектива, цветовой круг, блики и т. д.). Современному учителю необходимо как самому владеть языком компьютерной графики, так и технологией и методикой выполнения младшими школьниками рисунков и орнаментальных композиций в графическом редакторе. В примерной образовательной программе начальной школы (составитель Е.С.Савинов) в качестве распространенного и наглядного графического редактора для первоначального знакомства с элементами компьютерной графики рекомендуется редактор Paint, входящий в состав стандартного программного обеспечения операционной системы Windows. Благодаря интуитивной понятности данного редактора, учащиеся начальных классов выполняют такие действия с объектами как поворот, вырезание, изменение контрастности, яркости, вырезание и добавление фрагмента, изменение размера, соединение нескольких графических изображений, наслаивание изображений. Использование графического редактора типа Paint на уроках по изобразительному искусству оптимально так же с точки зрения учебных целей, так как используемые в нем инструменты (кисточка, карандаш, резинка) и графические примитивы напрямую соотносятся с их вещественными эквивалентами (карандаш, кисть, ластик, циркуль, лекала, линейка) при рисовании на бумаге. Если в распоряжении учителя имеются графические

планшеты, то появляется возможность соотнесения и проецирования собственного рисунка и рисунков детей в электронную форму с возможностью дальнейшего видоизменения и трансформации.

Выполнение учащимися междисциплинарных творческих проектов, включающих создание графических работы, несложных видеосюжетов, компьютерной анимации с собственным озвучиванием позволяет им глубже познакомиться с возможностями графических редакторов и получить практический опыт создания собственных учебных материалов для уроков изобразительного искусства [1].

Таким образом, содержание и направленность предмета «Изобразительное искусство» в начальных классах предопределяют перспективы и возможности использования современных информационных и коммуникационных технологий при освоении младшими школьниками учебного предмета, формирование в рамках дисциплины информационнокоммуникационной компетентности школьников и организацию на основе современных технологий коммуникативной, познавательной и проектной деятельности учащихся. К важнейшим профессиональным характеристикам современного учителя изобразительного искусства следует отнести и то, насколько он способен в процессе обучения предмету адаптировать современные информационные и коммуникационные технологии к возрастным возможностям и дидактическим потребностям детей младшего школьного возраста.

Список литературы

1. Зайцева, С.А. Состояние и перспективы развития ИКТ-компетентности учителя начальных классов // Ярославский педагогический вестник, 2011. №2. С. 109-112.

2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е.С. Савинов. 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 2010. 204 с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: Просвещение, 2010. 31 с.

4. Шептуховский, М.В. Экологические аспекты профессиональной подготовки учителя начальных классов // Школа будущего. 2009. №1. С. 72-78.

References

1. Zajceva S.A. Yaroslavskiypedagogicheskiy vestnik, no. 2 (2011): 109-112.

2. Primernaja osnovnaja obrazovatel'naja programma obrazovatel'nogo uchrezhdenija [Approximate basic educational program of educational institutions. Elementary School] / comp. E.S. Savinov. 2nd ed., Revised. M.: Education, 2010. 204 p.

3. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obwego obrazovanija /Ministerstvo obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii [Federal State Educational Standard of primary education / Ministry of Education and Science of the Russian Federation]. M.: Education, 2010. 31 p.

4. Sheptuhovskij M.V. Shkola budushchego, no. 1 (2009): 72-78.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Зайцева Светлана Анатольевна, заведующая кафедрой информационных систем и технологий, доктор педагогических наук, доцент Шуйский государственный педагогический университет ул. Кооперативная д.14, г. Шуя, Ивановская область, 155900, Россия e-mail:Z_A_S_@rambler. ru

DATA ABOUT THE AUTHORS

Zaytseva Svetlana Anatolevna, head of department of information systems and technologies, doctor, the senior lecturer

Shuya State Pedagogical University

14, Kooperativnaya street, Shuya, Ivanovo region, 155900, Russia e-mail: Z_A_S_@rambler.ru

Рецензент:

Червова А.А., доктор педагогических наук, профессор ФГБОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.