Научная статья на тему 'Сущность и значение интеграции предмета Познание мира на уроках изобразительного искусства и музыки в начальных классах'

Сущность и значение интеграции предмета Познание мира на уроках изобразительного искусства и музыки в начальных классах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
583
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОЗМОЖНОСТИ МЕЖПРЕДМЕТНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ПРЕДМЕТА "ПОЗНАНИЕ МИРА" / ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕГРАЦИИ ПРЕДМЕТА "ПОЗНАНИЕ МИРА" НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И МУЗЫКИ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ХАРАКТЕР ИНТЕГРАЦИИ ПРЕДМЕТОВ / ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИНТЕГРАЦИИ ПРЕДМЕТОВ / POSSIBILITIES OF INTERDISCIPLINARY INTEGRATION OF THE SUBJECT "KNOWLEDGE OF THE WORLD" / ABILITY TO INTEGRATE THE SUBJECT „KNOWLEDGE OF THE WORLD" AT LESSONS OF FINE ARTS AND MUSIC / PERSON-ORIENTED NATURE OF INTEGRATION OF SUBJECTS / EDUCATIONAL VALUE OF INTEGRATION OF SUBJECTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рустамова Лейла Вагиф Кызы

Статья посвящена интеграции предмета «Познание мира» на уроках изобразительного искусства и музыки в начальных классах. Автор статьи в основном обращает внимание на влияние процесса интеграции на мировоззрение учащихся начальных классов. Чтобы раскрыть проблему, выбирается тема, связанная с познанием мира, интегрируется с темами, связанными с изобразительным искусством и музыкой. При этом этапы урока (цели, ассоциация, рефлексия, оценивание, подведение итогов и т. д.) разъясняются конкретно и системно. В статье также отражается возможность влияния на процесс интеграции новых модулей обучения и парадигм. Автор статьи показывает необходимость совместного действия учителя начальных классов с учителями изобразительного искусства и музыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Essence and importance of integration of the subject "Knowledge of the World" on the lessons of fine arts and music at Primary School

The article is devoted to integration of the subject „Knowledge of the World" on the lessons of fine arts and music in Primary school. The author of the article focuses at the influence oftheprocess of integration on the outlook of pupils at Primary school. To reveal the issue, the subject connected with knowledge of the world is selected and integrated with the subjects connected with fine arts and music. Thus, lesson stages (goals, association, reflection, estimation, summing up etc.) are explained specifically and systemically. Possibility of the influence on the process of integration of new modules of training and paradigms is also considered in the article. The author shows the need of joint action of the primary school teacher with art and music teachers.

Текст научной работы на тему «Сущность и значение интеграции предмета Познание мира на уроках изобразительного искусства и музыки в начальных классах»

1УДК 37.01 ББК 74.268.51

СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ИНТЕГРАЦИИ ПРЕДМЕТА ПОЗНАНИЕ МИРА НА УРОКИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Л. В. Рустамова

Статья посвящена интеграции предмета «Познание мира» на уроках изобразительного искусства и музыки в начальных классах. Автор статьи в основном обращает внимание на влияние процесса интеграции на мировоззрение учащихся начальных классов. Чтобы раскрыть проблему, выбирается тема, связанная с познанием мира, интегрируется с темами, связанными с изобразительным искусством и музыкой. При этом этапы урока (цели, ассоциация, рефлексия, оценивание, подведение итогов и т. д.) разъясняются конкретно и системно.

В статье также отражается возможность влияния на процесс интеграции новых модулей обучения и парадигм. Автор статьи показывает необходимость совместного действия учителя начальных классов с учителями изобразительного искусства и музыки.

Ключевые слова: возможности межпредметной интеграции предмета «Познание мира», возможности интеграции предмета «Познание мира» на уроках изобразительного искусства и музыки, личностно-ориентированный характер интеграции предметов, воспитательное значение интеграции предметов.

ESSENCE AND IMPORTANCE OF INTEGRATION OF THE SUBJECT "KNOWLEDGE OF THE WORLD" ON THE LESSONS OF FINE ARTS AND MUSIC AT PRIMARY SCHOOL

L. V. Rustamova

The article is devoted to integration of the subject „Knowledge of the World" on the lessons of fine arts and music in Primary school. The author of the article focuses at the influence of the process of integration on the outlook of pupils at Primary school. To reveal the issue, the subject connected with knowledge of the world is selected and integrated with the subjects connected with fine arts and music. Thus, lesson stages (goals, association, reflection, estimation, summing up etc.) are explained specifically and systemically.

Possibility of the influence on the process of integration of new modules of training and paradigms is also considered in the article. The author shows the need of joint action of the primary school teacher with art and music teachers.

Keywords: possibilities of interdisciplinary integration of the subject "Knowledge of the World", ability to integrate the subject „Knowledge of the World" at lessons of fine arts and music, person-oriented nature of integration of subjects, educational value of integration of subjects.

В подписанном Президентом Азербайджанской Республики уважаемым господином Ильхамом Алиевым директивном документе, который называется «Государственная стратегия по образованию в Азербайджане», одним из главных направлений является формирование содержания личностно-ориентированного обучения и в связи с этим ставится важная задача перед учителями-предметниками: интеграция предметов имеет большое значение с точки зрения успешного решения поставленных задач. Ин-

теграция предмета «Познание мира» на уроках изобразительного искусства и музыки имеет большое значение для развития личности учащихся, независимо от того, какая тема изучается. В этом отношении учебный предмет «Познание мира», который недавно вошел в программу общеобразовательных предметов средних школ, имеет большие возможности. Потому что прежде всего в процессе преподавания этого предмета дается совокупность знаний, прививается система умений и навыков, способствующих формиро-

ванию личности учащихся. В учебнике «Познание мира» для II, III, IV классов содержатся такие разделы, как «В семье», «В школе», «Здоровая жизнь», «Что такое природа», «Природные явления», «Среди людей», «Духовные и материальные ценности», «Наша Родина», «Родная школа», «Земля - наш дом», «Азербайджан - родина моя», «Твое место в обществе», «Твои права», «Твоя духовность», «Твое здоровье», «Твой покой и защита». Каждый из них имеет большое значение для развития личности младших школьников. Как известно, в отличие от врожденных генетических особенностей, социальные (общественные) особенности личности вырабатываются в процессе обучения, в общении с людьми в обществе или в процессе социализации. Эти социальные особенности, качества личности влияют в том числе и на отношения человека с близкими и с другими членами общества. Известно, что изучение предметов с различных сторон на разных уровнях влияет на формирование и развитие общечеловеческих качеств, социальных особенностей личности. Нужно обратить особое внимание на гуманизацию, гуманитаризацию и индивидуализацию процесса образования, обучения и воспитания [1, с. 79], потому что они оказывают большое влияние на формирование личности младших школьников. И также нужно обратить внимание на интеграцию гуманитарных предметов. И при этом было бы очень полезно использовать межпредметную интеграцию в процессе преподавания предмета «Познание мира». Несомненно, предмет «Познание мира» имеет большие возможности для интеграции всех предметов. Но среди этих предметов «Изобразительное искусство» и «Музыка» имеют больше дидактических возможностей интеграции и могут дать толчок динамическому развитию гуманизации и гуманитаризации образования. Некоторые глобальные проблемы современности - отдаление научно-технического развития от культурных ценностей, разногласия между техносферой общества и природной средой, отставание духовно-нравственного развития людей от технологического развития общества считаются симптомами одной из самых страшных болезней техногенной цивилизации. Поэтому нужно обратить особое внимание на аспект гуманизации и гуманитаризации образования, иначе говоря, нужно искать такие пути и возможности для гуманитарной трансформации общенаучных и общетехнических

предметов, чтобы можно было восстановить прерванные в последнее время связи между гуманитарными и техническими науками. Поэтому если систематически не учитывать тенденции развития технической среды общества и его влияние на образование, на процесс обучения и воспитания, то это приводит ко многим негативным последствиям [1, с. 226].

Так как фундамент проведенных в этом аспекте работ закладывается в начальных классах, возникает необходимость обратить особое внимание на интеграцию гуманитарных предметов. Особенно полезно обращать внимание на процесс интеграции уроков познания мира в начальных классах. Если объединить уроки познания мира, изобразительного искусства и музыки, с использованием педагогических технологий, новых модулей обучения, - одним словом, педагогических инноваций, можно повысить уровень личностной ориентации учащихся.

Для примера приведем описание одного интерактивного урока.

По требованию программы «Познание мира» весной изучается тема «Наши праздники», по программе предмета «Музыка» требуется выучить песню о празднике весны, а по программе предмета «Изобразительное искусство» - нарисовать картину на тему праздника весны. Составим план урока по теме «Наши праздники». Целями урока будет: разъяснить сущность национальных праздников, их содержание и воспитательное значение; формировать художественно-эстетические вкусы у учащихся; привить любовь к Родине, ее обычаям и традициям, национально духовным ценностям. Используем наглядные пособия: картины, описывающие национальные праздники, слайды, видеоленты и другие дидактические материалы.

В плане должны найти свое отражение и этапы урока, также эти этапы должны быть систематизированы в виде модулей. Реализация этих этапов предлагается в следующей последовательности.

На первом этапе проводится работа с группами, активизация урока, организация игры, связанной с праздниками (дети передают изречения, проигрывают диалоги в виде состязаний, Коса, Кечал, Девочка-весна своими комическими действиями придают динамичность дидактической игре).

На втором этапе преподаватель последовательно представляет фотографии о празднике, атрибуты праздника, сюжеты о празднике в инно-вативной форме, все учат песню о весне. Учащиеся высказывают свои мысли о празднике.

На третьем этапе происходит активная работа учащихся на уроке с использованием образцов познания мира, изобразительного искусства и музыки. Учитель создает условия для тройной интеграции. Он исполняет песню о празднике весны. Аккомпанируя исполняемую песню на фортепьяно, демонстрирует весеннее настроение. В конце песни исполняется народный танец «Новрузу». Наряженные персонажи Новруза - Коса, Кечал, Девочка-весна танцуют. Танец заканчивается, и дети хором исполняют песню Ф. Амирова «Идет весна».

На четвертом этапе - рефлексия. Учитель просит учащихся высказать свои мнения, просмотрев образцы изобразительного искусства, связанные с темой урока и вывешенные на стенах классной комнаты, а также прослушав песню Ф. Амирова «Идет весна». Ученик, у которого на груди висит табличка «Познание мира», рассказывает о национальных праздниках. Ученик с табличкой «Изобразительное искусство» объясняет, что изображено на картинах о праздновании Новруза, говорит о праздничном настроении, обычаях и традициях Азербайджанского народа. Ученица с табличкой «Праздник весны» в национальном танцевальном костюме исполняет танец «Новрузгюлю» со своеобразными элементами национального танца. В конце этого этапа учитель обобщает сведения, данные учащимися, делает выводы.

На пятом этапе подводится итог урока. Учитель спрашивает, как бы учащиеся оценили работу своих товарищей на предыдущих этапах урока. Некоторые активные ученики высказывают свое мнение. Учитель задает вопросы: что усвоили на уроке, что нового узнали, какие чувства пережили.

На шестом этапе происходит оценивание. Самые активные учащиеся пролучают высшую оценку, менее активные - среднюю, пассивные - низкую оценку.

Как видно, представленные на каждом этапе модули обучения и парадигмы отличаются своей актуальностью. Исходя из этого, в процессе интеграции предметов нужно стремить-

ся к обновлению этих модулей и парадигм, что отразится и на форме, отвечающей самым актуальным требованиям дня, и на содержании, повышающем уровень личностной ориентации учащихся.

В современном обществе полученная система знаний в процессе формирования личности недостаточна для всего периода трудовой деятельности. В век научно-технической революции полученные знания очень быстро «устаревают», большинство знаний, необходимых специалисту, через 5-6 лет теряет свою актуальность. В условиях ускоренного развития науки и техники создание новых технических систем требует изучения основ современных направлений наук. В условиях такого перспективного развития педагогика должна радикально менять свою функцию. Ведь изобилие информации в образовании, решение различных вопросов на основе синтеза различных учебных предметов находит свое место лишь во время фундаментальной подготовки [1, с. 227].

Поэтому со временем, то есть соответственно требованиям цивилизации или глобализации, обновление модуля и парадигм обучения в учебном процессе, особенно в процессе интеграции предметов, способствует созданию модели личностной ориентации.

Если учесть, что педагогика не только утверждает имеющееся, но и формирует требуемый образ обучения, можно осознать неизбежность изменения парадигм. В результате таких изменений человек превращается из объекта, пассивно принимающего информацию, в активно действующий субъект, который способен на самообразование. Учитывая все это, можно прийти к нижеследующему выводу: новая парадигма образования формирует переход от унитарных прагматических (направление, отрицающее объективность реальности и принимающее за истину только лишь то, что приносит практическую пользу, или же подтверждающее исторические события лишь с аспекта их внешних связей и последовательности) целей образования к гуманным целям как совокупность знаний, умений и навыков для эффективного претворения в жизнь образовательной деятельности, к формированию субъекта как личности, способной к усвоению новых умений, обеспечивающих личностное развитие.

При таком перемещении унитарные цели превращаются в средства, и требуется заново сформировывать цели образования. И в этом случае должны учитываться и другие механизмы реализации цели [2, с. 229].

Сегодня в передовой науке и мировой практике определяются и применяются самые новые виды, типы и формы модулей и парадигм обучения. Среди модулей обучения модули коммуникативного обучения, модули конструктивного обучения и модули познавательного обучения считаются последними достижениями педагогики.

Нижеследующие три вида педагогической парадигмы, вобравшие в себя содержание образования и цели обучения, научно систематизируются и группируются таким образом:

• научно-технократическая парадигма. Ее основу составляет испытание истины конкретной научной методологией;

• гуманная парадигма. Ее основу составляет осознание истины (темпы изучения по каждому предмету осуществляется с учетом возможностей учащихся, динамики осознания информации);

• эзотерическая парадигма. Ее основу составляет мысль о том, что истина вечна и неизменна, как и организация возможностей и путей ее достижения [1, с. 225].

Каждый из указанных модулей и парадигм считается важным фактором, способствующим созданию личностно-ориентированного обучения в процессе интеграции предметов.

Подытоживая изложенное, должны отметить, что в начальных классах при интеграции предмета «Познание мира» на уроках изобразительного искусства и музыки, с использованием новых технологий обучения и современных педагогических инноваций, можно сформировать уровень личностной ориентации

учащихся соответственно актуальным требованиям дня. Для этого при интеграции всех трех предметов нужны совместные действия учителя начальных классов с учителями изобразительного искусства и музыки.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Мехрабов, А. Современные проблемы образования в Азербайджане [Текст] / А. Мехрабов. - Баку: Мутерджим, 2007. - 448 с. 1. Мехдиева, Г. Познание мира [Текст]: учебник для 3-х классов общеобразовательных школ / Г. Мехдиева, Ф. Байрамова. - Баку: Азполиграф, 2014. - 96 с. 1. Ражабов, О. Музыка [Текст]: учебник для 3-х классов общеобразовательных школ / О. Раджабов, Н. Казымов, О. Иманова. - Баку: Полиграфия, 2014. - 33 с. 1. Слободчиков, В. И. Инновационное образование [Текст] / В. И. Слободчиков // Школьные технологии. - М., 2005. - № 5. 1. Нейматов, Я. М. Образование в XXI веке: тенденции и прогнозы [Текст] / Я. М. Нейматов. - М.: Алгоритмы, 2002. - С. 10-30.

REFERENCES

1. Mekhrabov A. Sovremennye problemy obra-zovaniya v Azerbaydzhane Baku: Muterdzhim, 2007.448 p.

2. Mekhdieva G., Bayramova F. Poznanie mira: uchebnik dlya 3-kh klassov obshcheobrazo-vatelnykh shkol. Baku: Azpoligraf, 2014. 96 p.

3. Razhabov, O., Kazymov N., Imanova O. Muzy-ka: uchebnik dlya 3-kh klassov obshcheobrazo-vatelnykh shkol. Baku: Poligrafiya, 2014. 33 p.

4. Slobodchikov V. I. Innovatsionnoe obrazovanie. Shkolnye tekhnologii. M., 2005. No. 5.

5. Neymatov Ya. M. Obrazovanie v XXI veke: ten-dentsii i prognozy. Moscow: Algoritmy, 2002. Pp. 10-30.

Рустамова Лейла Вагиф кызы, преподаватель кафедры изобразительного искусства Гянджинского государственного университета e-mail: leylarustamova@list.ru

Rustamova Leila V., Lecturer, Fine Arts Department, Ganja State University e-mail: leylarustamova@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.