Научная статья на тему 'Пейзажное изображение пространства и его восприятие детьми'

Пейзажное изображение пространства и его восприятие детьми Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1652
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / FINE ARTS / ПЕЙЗАЖ / LANDSCAPE / ПРОСТРАНСТВО / SPACE / ДЕТСКИЙ РИСУНОК / A CHILD DRAWING / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / JUNIOR STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лыкова Елена Сергеевна

В статье рассматриваются проблемы изображения пространства детьми. Выделен принцип обучения изображению пространства. Описаны этапы развития передачи пространства в детском рисунке. Обозначена роль наблюдательной перспективы в обучении младших школьников. Приведены примеры необходимости систематического обучения детей начальных классов изобразительному искусству. Перечислены композиционно-пространственные проявления в изобразительной деятельности детей. В результате научного исследования выделены этапы развития изображения пространства в пейзаже у младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LANDSCAPE DEPICTING OF SPACE AND ITS PERCEPTION BY CHILDREN

The article describes children's difficulty in space depicting. The principle of teaching space depicting has been pointed out. The article describes main steps in development of space reflecting in a child drawing. The article defines the meaning of a watching prospect in teaching junior students. The examples proving the necessity of systematical teaching junior students Fine Arts are given. The article presents spatial and composition phenomena in children's artistic activity. As a result of the scientific investigation the steps of the development of landscape depicting of space in junior students are determined in the article.

Текст научной работы на тему «Пейзажное изображение пространства и его восприятие детьми»

YAK 371.3:75 ББК 74.268.51

E.C. ЛЫКОВА

E.S. LYKOVA

ПЕЙЗАЖНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА И ЕГО ВОСПРИЯТИЕ ДЕТЬМИ

LANDSCAPE DEPICTING OF SPACE AND ITS PERCEPTION BY CHILDREN

В статье рассматриваются проблемы изображения пространства детьми. Выделен принцип обучения изображению пространства. Описаны этапы развития передачи пространства в детском рисунке. Обозначена роль наблюдательной перспективы в обучении младших школьников. Приведены примеры необходимости систематического обучения детей начальных классов изобразительному искусству. Перечислены композиционно-пространственные проявления в изобразительной деятельности детей. В результате научного исследования выделены этапы развития изображения пространства в пейзаже у младших школьников.

The article describes children's difficulty in space depicting. The principle of teaching space depicting has been pointed out. The article describes main steps in development of space reflecting in a child drawing. The article defines the meaning of a watching prospect in teaching junior students. The examples proving the necessity of systematical teaching junior students Fine Arts are given. The article presents spatial and composition phenomena in children's artistic activity. As a result of the scientific investigation the steps of the development of landscape depicting of space in junior students are determined in the article.

Ключевые слова: изобразительное искусство, пейзаж, пространство, детский рисунок, младший школьник.

Key words: fine arts, a landscape, space, a child drawing, a junior student.

Рисунок младшего школьника является отражением мышления, восприятия, воображения и чувств ребёнка, т. е. представляет большой интерес для исследователя как с теоретической, так и практической точек зрения. Критерий оценки детского рисунка - степень его приближения к полноценному реалистическому изображению, потому что ребёнок, стремится к познанию действительности, развивается его интеллект и способность к наблюдению и анализу - все это заставляет искать ребёнка возможности более полного и правильного воспроизведения предметов и явлений.

Актуальной проблемой образовательного процесса в общеобразовательной школе является то, что в существующих учебных программах по изобразительному искусству не просматривается генеральная идея, подчиняющая все многообразие теоретических, искусствоведческих видов занятий в единстве с практической деятельностью, которая была бы направлена на освоение технических основ изображения детьми, вследствие чего работа по развитию творческих способностей детей и их эстетическому воспитанию утрачивает целенаправленность, дидактическую и методическую ценность [6, с. 7]. Известно, что учить детей правилам изображения бесполезно, пока у них не появится внутренняя мотивация на самовыражение, что и стимулирует их стремление к освоению конкретных умений, в нашем случае умению пейзажного изображения пространства детьми.

Целью настоящей статьи является классификация этапов развития пейзажного изображения пространства у младших школьников. Исследование развития изобразительной деятельности младших школьников имеет большое значение. Именно в этот период закладываются основы знаний и умений реалистического изображения, ребёнок подготавливается к переходу на другую, более высокую ступень развития изобразительной деятельности в средних классах [5, с. 87].

Рисование является средством познания действительности, влияет на развитие наблюдательности и интереса к окружающему миру, целенаправленного, осознанного, эмоционального восприятия предметов и явлений с целью их изображения.

Процесс графического воспроизведения образов действительности неразрывно связан у ребёнка с осмысливанием характерных особенностей изображаемого, с посильной оценкой его качеств, где большую роль играют эстетические чувства, отношение к тому, что изображается. Передача этого отношения в рисунке связана с овладением художественного материала и его техникой, с поисками доступных для ребёнка средств художественного выражения (одним из которых является передача пространственных явлений). Это и является объектом нашего исследования в детском рисунке.

При анализе изобразительного творчества детей особое значение имеет вопрос развития и обучения. Обучение восприятию и изображению пространства необходимо начинать с изображения большого количества предметов. При обучении нужно соблюдать последовательность: от изображения открытого пространства (пейзажа) к передаче пространственных особенностей закрытого пространства (натюрморта, интерьера) [8, с. 181].

Этот принцип реализуется в процессе выполнения учебных заданий, содержание которых обеспечивает ступенчатое формирование необходимых навыков. Предлагаемые учителем темы и задания должны быть конкретны, соответствовать жизненным ситуациям и интересам ребёнка, и в этом случае будет оказано влияние на развитие изображения пространства. Название темы урока подсказывает учащимся возможные объекты изображения и основную сюжетную ситуацию.

В младшем школьном возрасте дети нередко изображают предметы цепочкой, на одной линии. Это так называемый принцип фризовости, или строчности в расположении предметов в композиции. Такое построение пространства в детских рисунках появляется спонтанно. Это является первой формой изображения организованного пространства в детских рисунках и наблюдается почти у каждого ребёнка. Оно бывает нескольких типов: изображение в строчку у нижнего края листа бумаги, изображение в строчку посередине листа, изображение в несколько ярусов, строчек.

Обучение в начальных классах изображению пространства начинается с наблюдательной перспективы. Для эффективности наблюдения важны определённые условия, прежде всего конкретная установка на специально организованное наблюдение. Если учащиеся не имеют конкретный объект наблюдения, то они в своих рисунках изображают разнообразные предметы. Г.Г. Виноградова писала, что при объяснении правил наблюдательной перспективы нельзя сказать детям примерно так: «Когда пойдёте домой, посмотрите по сторонам. Что вы при этом увидите?». В данном случае нет чётко поставленной задачи, и рассказ детей сведётся к простому перечислению объектов окружающего пейзажа. Совсем другие результаты получаются, когда перед школьниками поставлена конкретная задача наблюдения. Сначала на уроке учитель объяснит правила наблюдательной перспективы в пейзаже и даст задание учащимся внимательно понаблюдать за тем, как зрительно изменяются предметы и объекты в зависимости от удаления, и дети без труда справятся с поставленной задачей [1, с. 48].

Одной из основных учебных задач является развитие у младших школьников простейших пространственных ориентиров на плоскости листа бумаги: «верх - низ», «справа - слева», «над - под», «выше - ниже». Е.И. Игнатьев утверждал, что перспективное изображение доступно детям дошкольного возраста, тем более оно понятно младшему школьнику. Он описывал исследование, которое провёл совместно с Н.И. Ткаченко. Ученые попросили учащихся первых и вторых классов изобразить с натуры модель домика, который был расположен так, что дети видели его угол и две стены. От класса

к классу количество детей, сделавших попытку перспективно изобразить домик, увеличивалось [2, с. 104]. Данные таких исследований свидетельствуют о том, что необходимо систематическое обучение детей начальных классов основам изобразительной грамоты. Практический опыт работы с детьми показывает богатые возможности обучения. Е.И. Игнатьев сделал вывод, что развитие перспективного изображения у детей приостанавливается не из-за недостаточной зрелости восприятия, а из-за недостаточной техники изображения. Он показывал учащимся первого класса способы перспективного изображения, и они каждый раз приводили к положительным результатам, хотя и не все дети одинаково быстро усваивают правила данного изображения. Этот факт доказывает, что в начальных классах необходимо обучать детей изобразительному искусству.

Изучая вопросы закономерности изобразительной деятельности детей, известный российский ученый С.Е.Игнатьев выделил следующие композиционно-пространственные проявления:

1. «Свободное» изображение на листе.

2. Фризовые построения: одно «фризовое на кромке» листа, одно «фризовое на полосе», «двух-, трёхфризовое».

3. Развёрнуто-плановые построения: совмещение вида сверху с фронтальным изображением, «египетский вариант».

4. Наличие загораживания.

5. Элементы пространственного построения: передача масштаба; передача планов; наличие горизонта; воздушная перспектива.

6. Перспективное построение изображения: в системе центральной перспективы, в системе угловой перспективы [3, с. 95].

В детских рисунках постепенно появляются признаки пространственных построений. Учащиеся передают в своих работах не только реалистическое изображение объектов пейзажа, но и сохраняется их масштаб: предметы, расположенные близко, изображаются больше, чем дальние. Например, на рисунке деревья большие и маленькие, о которых ребёнок говорит, что это дерево расположено ближе, а это дальше. Для объяснения масштабности предметов в пейзажном изображении целесообразно использовать интерактивную доску. На ней можно наглядно показать, во-первых, как и где на листе бумаги будут располагаться основания предметов на первого и второго планов, во-вторых, изменение размеров предметов в зависимости от их удаления. С целью обогащения и закрепления представлений учащихся используются репродукции картин художников и уточняется, почему сразу видно, что одни предметы находятся ближе, а другие - дальше [7, с. 116; 4, с. 107]. Чем старше становится ребёнок, тем все заметнее использование признаков масштабности в изображении пейзажных композиций.

Другой признак передачи пространства в детском рисунке - это изображение планов. Этот признак возникает в рисунках, когда в пейзажах появляются «висящие» в воздухе изображения, что является попыткой ребёнка показать удалённость объектов. В это время важно методически грамотно объяснять ребёнку правила изображения наблюдательной перспективы. Эти понятия, умения и способности формируются не сразу, постепенно, путём освоения тем уроков, посвящённых пейзажным композициям. От класса к классу все заметнее использование признаков планового построения для пространственных решений пейзажных композиций.

Закономерно в изобразительной деятельности детей, когда в пейзажных композициях начинает появляться линия горизонта. В рисунке изображается чаще всего сине-голубая полоска вверху листа, обозначающая небо, и чёрно-коричневая полоска внизу листа, обозначающая землю. Средняя часть листа остаётся незаполненная цветом. В дальнейшем такое изображение уже не устраивает ребёнка, и он старается полностью заполнить цветом это пространство, здесь и возникает необходимость обозначения границы земли и неба.

Изображение горизонта, планов, масштабности - все это составляющие пространственной организации композиции, необходимые элементы перспективного изображения в детских рисунках.

Выделяется также такой признак передачи пространства, как воздушная перспектива. В самостоятельных детских рисунках он не появляется, но в результате целенаправленного обучения легко понимается и выполняется учащимися в изображениях пейзажа - дальний план (например, лес) может быть синим, голубоватым, фиолетовым и т. д. Это происходит в результате изучения свойств цвета, когда младшим школьникам показывают, как можно получить путём смешения цвета глухие и звонкие (насыщенность цвета) или светлые и тёмные (светлота цвета).

И, наконец, в некоторых рисунках детей появляются такие признаки пространственного построения, которые выполнены в системе наблюдательной перспективы. У наиболее способных детей младшего школьного возраста, например, появляются изображения дорог, рек, уменьшающихся к горизонту; изображения домов, крыши которых имеют явное сужение в глубину, но целостной системы перспективного построения в силу своих возрастных особенностей они ещё выполнить не могут.

Как показывает практика, навыки перспективных построений удаётся освоить детям только в результате специальных занятий под руководством художника-педагога на уроках изобразительного искусства в средних классах и на занятиях в системе дополнительного образования (студии, художественные школы).

Опираясь на результаты опытно-поисковой работы, которая проходила на базе Омских общеобразовательных школ, систематизируя полученный экспериментальный материал (детские рисунки), на теоретические положения искусствоведческой, психолого-педагогической литературы по художественному и творческому развитию младших школьников мы сделали выводы, которые явились обобщающими для данной темы. Материалы исследования проверялись и корректировались в процессе практической работы над темой статьи.

Таким образом, мы выделяем следующие этапы развития пейзажного изображения пространства у младших школьников:

1. Элементы и предметы пейзажа изображаются на одной линии, цепочкой, используется нижний край листа бумаги (рис. 1).

Рис. 1. Осенний пейзаж (автор Наташа С., 6 л.)

2. Элементы и предметы пейзажа изображаются на одной линии, в строчку выше края листа бумаги (рис. 2).

Рис. 2. Летний день (автор Лиза Б., 7 л.)

3. Элементы и предметы пейзажа изображаются на краю листа бумаги, в работе есть несколько ярусов, строчек (рис. 3).

Рис. 3. Городской пейзаж (автор Максим Б., 7 л.)

4. Элементы и предметы пейзажа изображаются на одной линии, выше края листа бумаги. Линия горизонта находится за элементами пейзажа с передачей пространства плоскости земли (рис. 4).

Рис. 4. Изображение пейзажа (автор Лена Ш., 7 л.)

5. Элементы и предметы пейзажа изображаются на разном уровне (выше -ниже), возможно загораживание предметов. Линия горизонта находится за элементами пейзажа с передачей пространства плоскости земли

(рис. 5).

Рис. 5. Лесной пейзаж (автор Саша И., 8 л.)

6. Элементы и предметы пейзажа изображаются на разном уровне (выше -ниже), наблюдается загораживание предметов. Линия горизонта находиться за элементами пейзажа с передачей необходимого пространства (больше - меньше) земли и неба (рис. 6).

Рис. 6. Яблоневый сад (автор Ира П., 8 л.)

Итак, выделенные этапы изображения пространства в детском рисунке позволяют создать прочный фундамент для формирования пространственного видения детей и усвоения соответствующих навыков в изображении пейзажа, что в дальнейшем создаёт предпосылки для изучения основ линейной перспективы.

Литература

1. Виноградова, Г.Г. Уроки рисования с натуры в общеобразовательной школе : пособие для учителя [Текст] / Г.Г. Виноградова. - М. : Просвещение, 1980. - 144 с.

2. Игнатьев, Е.И. Психология изобразительной деятельности детей [Текст] / Е.И. Игнатьев. - М. : Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1959. - 190 с.

3. Игнатьев, С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей : учеб. пособие для вузов [Текст] / С.Е. Игнатьев. - М. : Академический Проект ; Фонд «Мир», 2007. - 208 с.

4. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Дошк. педагогика и психология», «Педагогика и методика дошк. образования» [Текст] / Т.Г. Казакова. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 255 с.

5. Ломов, С.П. Дидактика художественного образования: монография [Текст] / С.П. Ломов. - М. : ГОУ Педагогическая академия, 2010. - 104 с.

6. Медведев, Л.Г. Дидактика детского художественного творчества : монография [Текст] / Л.Г. Медведев. - Омск : Наука, 2010. - 102 с.

7. Неменский, Б.М. Педагогика искусства [Текст] / Б.М. Неменский. - М. : Просвещение, 2007. - 255 с.

8. Юсов, Б.П. Изобразительное искусство и детское изобразительное творчество: Очерки по истории, теории и психологии художественного воспитания детей [Текст] / Б.П. Юсов. - Магнитогорск : МаГУ, 2002. - 283 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.