Научная статья на тему 'Взаимодействие органов внутренних дел с другими субъектами обеспечения финансовой безопасности страны'

Взаимодействие органов внутренних дел с другими субъектами обеспечения финансовой безопасности страны Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
368
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ / ФИНАНСОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Галкин Д. В.

В статье рассматриваются проблемы борьбы с административными правонарушениями и преступлениями в области финансов в аспекте взаимодействия государственных органов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Галкин Д. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие органов внутренних дел с другими субъектами обеспечения финансовой безопасности страны»

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ С ДРУГИМИ СУБЪЕКТАМИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ

Д.В. ГАЛКИН

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы борьбы с административными правонарушениями и преступлениями в области финансов в аспекте взаимодействия государственных органов.

Ключевые слова: финансовая безопасность, экономическая безопасность, взаимодействие государственных органов, финансовые правонарушения.

Административные правонарушения и преступления в области финансов являются актуальной угрозой финансовой безопасности страны, причиняют значительный вред государству, поэтому борьба с ними ведется силами различных подразделений, входящих в систему органов внутренних дел, а также другими органами исполнительной власти. Решая задачи по обеспечению финансовой безопасности России, защиты экономики и других жизненно важных объектов безопасности, органы внутренних дел не должны дублировать деятельность других структур системы обеспечения безопасности страны, а обязаны действовать с учетом координации и взаимодействия. Поэтому результативная и эффективная деятельность органов внутренних дел по осуществлению административно-правового контроля за исполнением законодательства в области финансов возможна только при условии их тесного взаимодействия с органами исполнительной власти, обладающими контрольно-надзорными функциями в указанной сфере.

Под взаимодействием органов внутренних дел с органами исполнительной власти понимается регламентированная законом и подзаконными актами совместная согласованная деятельность, основанная на использовании каждой из сторон свойственных ей форм, методов, сил и средств борьбы с правонарушениями, участии в разработке и осуществлении комплексных мер, направленных на обеспечение исполнения законодательства и недопущения противоправных проявлений в охраняемой законом сфере1.

Правовые основы взаимодействия государственных органов в процессе обеспечения финансовой безопасности заложены в Конституции РФ2. Согласно нормам последней, Президент РФ принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

В соответствии со ст. 3 Закона РФ «О милиции»3 органы внутренних дел решают стоящие перед ними задачи по предупреждению экономических преступлений во взаимодействии с другими государственными органами, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами. Аналогич-

ную норму содержит Положение о Министерстве внутренних дел РФ: «...министерство осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями»4. Обозначенным вопросам посвящен Указ Президента РФ «Об обеспечении взаимодействия государственных органов в борьбе с правонарушениями в сфере экономики»5. Постановлением Правительства РФ от 19 января 2005 г. № 30 «О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти»6 устанавливаются общие правила организации деятельности федеральных органов по реализации их полномочий и взаимодействию, в том числе правила организации взаимодействия федеральных министерств с находящимися в их ведении федеральными службами и федеральными агентствами.

Необходимость взаимодействия подчеркивается и в ведомственных нормативных актах. Приказ МВД России от 22 июня 1999 г. № 456 «О мерах по совершенствованию деятельности милиции общественной безопасности по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка товаров и услуг» требует обеспечить комплексное использование сил и средств милиции общественной безопасности во взаимодействии с иными подразделениями органов внутренних дел, правоохранительными, контролирующими и налоговыми органами по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка.

Межведомственные нормативно-правовые акты по вопросам взаимодействия в процессе осуществления функций по обеспечению финансовой безопасности МВД России изданы совместно с Федеральной налоговой службой, органами государственной безопасности, Министерством финансов РФ, Центральным Банком России и другими государственными органами.

Значительный объем деятельности МВД России совместно с другими государственными органами проводится в рамках выявления и документирования административных правонарушений в области финансов, предусмотренных главой 15 КоАП РФ «Административные правонарушения в области финансов,

налогов и сборов, рынка ценных бумаг». Органы внутренних дел наделены широкими юрисдикционными полномочиями в этой сфере. Они рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.1 и 15.2 КоАП РФ. Должностные лица органов внутренних дел также имеют право составлять протоколы о правонарушениях, предусмотренных статьями 15.12—15.24 КоАП РФ. При этом компетенция органов внутренних дел пересекается с компетенцией других правоохранительных и контролирующих органов — субъектов обеспечения финансовой безопасности Российской Федерации.

Так, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), подведомственная Министерству финансов РФ, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.14—15.16 КоАП РФ, в отношении получателей средств федерального бюджета и получателей средств бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Росфиннадзор проводит ревизии и проверки правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета по мотивированному обращению руководителей правоохранительных органов федерального уровня и руководителей правоохранительных органов субъектов Российской Федерации. Анализ правовой базы деятельности Росфиннадзора7 позволяет сделать вывод, что действующее законодательство дает возможность привлекать ревизоров не только по постановлению органов предварительного следствия при наличии возбужденного уголовного дела, но и в любых других случаях возникновения необходимости привлечения сотрудников Росфиннад-зора — по мотивированному обращению. Они могут проводить ревизии по требованию органов внутренних дел и в ходе проверочных действий, а также по делам об административных правонарушениях.

Федеральная служба по финансовым рынкам составляет протоколы и рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.7—15.24, 15.28 КоАП РФ. При выявлении признаков данных правонарушений, а также в случае составления протоколов об указанных правонарушениях в пределах предоставленных полномочий органы внутренних дел направляют материалы в территориальные органы ФСФР России.

Наиболее организовано и нормативно урегулировано сотрудничество между органами внутренних дел и налоговыми органами. Порядок и другие аспекты взаимодействия между ними закреплены в федеральном законодательстве и в совместных ведомственных нормативных актах8. С другими финансовыми органами уровень взаимодействия ниже, чему способствует недостаточное правовое обеспечение такого взаимодействия. Налоговые органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.1 и 15.2 КоАП РФ. Протоколы о данных правонарушениях также вправе состав-

лять должностные лица органов внутренних дел. При этом необходимо отметить, что налоговые органы обладают исключительной компетенцией по применению мер юридической ответственности, установленной Налоговым кодексом РФ9.

При взаимодействии со Счетной палатой органы внутренних дел обязаны оказывать содействие в ее деятельности, предоставлять по ее запросам информацию о результатах проводимых ревизий и проверок. Счетная палата вправе привлекать к участию в проводимых контрольно-ревизионных мероприятиях отдельные подразделения органов внутренних дел или их представителей. Право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.14—15.16 КоАП РФ, предоставлено как сотрудникам органов внутренних дел, так и инспекторам Счетной палаты РФ.

Взаимодействие с Федеральной службой по финансовому мониторингу осуществляется по вопросам совместной деятельности в рамках противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Тесный характер взаимодействия обусловлен тем, что служба составляет протоколы и рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.27 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Противодействие аналогичным нарушениям уголовного характера осуществляют органы внутренних дел.

Изложенное выше дает основания полагать, что обеспечение финансовой безопасности России должно обладать комплексным характером ввиду сложности и многогранности защищаемых общественных отношений, интересов и ценностей. Финансовые правонарушения: неуплата налогов, нецелевое использование бюджетных средств, легализация незаконных доходов, банковские нарушения и другие — тесно связаны и взаимно детерминируют друг друга. Поэтому, на наш взгляд, цели, задачи и порядок взаимодействия для всех субъектов финансовой безопасности должны быть едиными и являться для них внешним условием. Эта задача может быть решена путем закрепления стандартов взаимодействия в нормативном акте, обязательном для всех субъектов обеспечения финансовой безопасности, в форме Указа Президента РФ. Необходимость такого нормативного акта следует также из ст. 11 Закона РФ «О безопасности»10, в соответствии с которой Президент Российской Федерации осуществляет общее руководство государственными органами обеспечения безопасности и координирует их деятельность.

1 См.: Административная деятельность органов внутренних дел: Учебник / Под ред. В.П. Сальникова. Ч. 2. — М., 2005. С. 401.

2 См.: Российская газета от 25 декабря 1993 г. № 237.

3 Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР от 22 апреля 1991 г. № 16. Ст. 503.

4 Указ Президента РФ от 19 июля 2004 г. № 927 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» // СЗ РФ от 26 июля 2004 г. № 30 Ст. 3149.

5 СЗ РФ от 9 марта 1998 г. № 10 Ст. 1159.

6 СЗ РФ от 24 января 2005 г. № 4 Ст. 305.

7 Постановление Правительства РФ от 8 апреля 2004 г. № 198 «Вопросы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора» // СЗ РФ от 12 апреля 2004 г. № 15. Ст. 1490.

8 См., например: Приказ Госналогслужбы России и МВД России «О взаимодействии органов Государственной налоговой службы Российской Федерации и органов внутренних дел Российской Федерации» от 10 октября 1996 г. № ВА-3-16/88/541; Приказ МВД РФ от 26 декабря 2003 г. № 1033 «Об утверждении Перечня должностных лиц системы МВД России, пользующихся правом доступа к сведениям, составляющим налоговую тайну» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 16 февраля 2004 г. № 7.

9 СЗ РФ от 3 августа 1998 г. № 31. Ст. 3824; от 7 августа 2000 г. № 32. Ст. 3340.

10 Российская газета от 6 мая 1992 г. № 103.

ТРЕТЬЕ ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ ЗАКОНОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ: СОВРЕМЕННЫЙ ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ

В.Н. ГАЛУЗО,

кандидат юридических наук

Аннотация. В статье изложены результаты комплексного историко-правового исследования Собрания третьего Полного Собрания Законов Российской Империи. Автор, использовав проблемно-эвристический метод, дает ответы на целый ряд сформулированных им же вопросов. В статье предложена формула ПСЗ РИ-3 («33—33—50»), дано пояснение к ней. Результаты проведенного исследования автором представлены также в виде двух таблиц.

Ключевые слова: Собрание третье Полного Собрания Законов Российской Империи, проблемно-эвристический метод, формула ПСЗ РИ-3, «Дополнения», Приложения», «законоположение».

Итак, что же представляет Собрание третье Полного Собрания Законов Российской Империи (ПСЗ РИ-3)?

Системное исследование Собрания третьего Полного Собрания Законов Российской Империи позволило нам впервые выработать формулу ПСЗ РИ-3: «33—33—50». Представленная нами формула означает следующее: 33 — количество пронумерованных римскими цифрами (1—ХХХ111) томов с нормативными правовыми актами («узаконениями»), 33 — общее количество пронумерованных римскими цифрами (1—ХХХШ) томов, 50 — фактическое количество томов. Все тома были изданы в течении 31 года с 1885 г. по 1916 г. «Государственной Типографией», из них 46 томов (1—ХХХ1) — в г. Санкт-Петербурге и 4 тома (ХХХП—ХХХШ) — в г. Петрограде.

Общая характеристика Собрания третьего Полного Собрания Законов Российской Империи (ПСЗ РИ-3) нами представлена в виде следующей таблицы.

Анализ приведенной таблицы позволяет нам высказать ряд суждений. В Собрании третьем Полного Собрания Законов Российской Империи систематизировано законодательство за период времени с 1 марта 1881 г. по 31 декабря 1913 г. (13 января 1914 г.), что соответствует и датам узаконений (№ 1 — от 1 марта 1881 г.1 и № 40846 — от 31 декабря 1913 г.2). Ука-

занный период времени охватывается двумя правлениями: правление «Государя Императора» Александра Александровича (более известного под именами «Александр Третий» и «Александр III») (1881—1894) и правление «Государя Императора» Николая Александровича (более известного под именами «Николай Второй» и «Николай II») (1894—1917).

Положения таблицы № 1 детализированы (конкретизированы) нами в табл. № 2.

Анализ приведенной таблицы позволяет нам высказать ряд суждений. Только тома Х, ХУ!, ХУШ, ХГС, ХХ, ХХГ ХХП, ХХШ, ХХГУ, ХХУ, ХХУГ ХХУШ, ХХГС, ХХХ, ХХХГ ХХХП, ХХХШ имеют отделения. Причем все перечисленные тома ПСЗ РИ-3 имеют по два отделения: Отделение I и Отделение II. Более того, в Отделение I всех томов включены узаконения и структурный элемент «Дополнения», а в Отделение II всех указанных томов ПСЗ РИ-3 включен только один структурный элемент: «Приложения». Общее количество томов с отделениями (Отделение I и Отделение II) — 17. В томах без отделений (а таковыми являются тома I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII, К, ХТ, ХП, ХШ, ХЩ ХЧ XVП, XVПI — всего 16) содержатся узаконения и два структурных элемента: «Дополнения» и «Приложения».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.