Моняк Снежана Геннадьевна,
адъюнкт адъюнктуры ФГОУ ВПО «РЮИ МВД России», майор милиции, моб. тел.: 9281852092, 344004, Ростов-на-Дону, ул. Профсоюзная, д. 89, кв. 217, e-mail - monyaksg@mail.ru
С.Г. Моняк
Взаимодействие органов внутренних дел с другими органами государства при осуществлении государственного финансового контроля
Эффективная борьба с правонарушениями, совершаемыми в процессе осуществления финансовой деятельности государства, то есть «в ходе аккумулирования, распределения, перераспределения и использования фондов денежных средств» [1, с. 178], возможна только в условиях координации деятельности всех государственных органов, осуществляющих различные виды финансового контроля, с правоохранительными органами и, в первую очередь, - с органами внутренних дел.
Органы внутренних дел, решая задачи, возникающие в ходе такой борьбы, обязаны действовать с учетом координации и тесного взаимодействия, не дублируя при этом деятельность других структур. Во взаимосвязи с принципом неотвратимости ответственности за совершенные правонарушения в финансовой сфере организация взаимодействия приводит к уменьшению их количества и нейтрализации угроз финансовой безопасности государства. Именно поэтому результативная и эффективная деятельность органов внутренних дел по осуществлению контроля за исполнением законодательства в области финансов возможна только при условии их тесного взаимодействия с органами исполнительной власти, обладающими контрольно-надзорными функциями в указанной сфере.
Под взаимодействием органов внутренних дел с органами исполнительной власти понимается регламентированная законом и подзаконными актами совместная согласованная деятельность, основанная на использовании каждой из сторон свойственных ей форм, методов, сил и средств борьбы с правонарушениями, участии в разработке и осуществлении комплексных мер, направленных на обеспечение исполнения законодательства и недопущения противоправных проявлений в охраняемой законом сфере [2, с. 401].
Указанное взаимодействие можно рассматривать в двух аспектах: в широком и узком смысле [2, с. 401-402]. В широком смысле - это сотрудничество нескольких органов исполнительной власти по осуществлению контроля в обозначенной сфере на определенной территории (районе, городе, области, округе и т.д.). Данное взаимодействие осуществляется путем выработки и принятия совместных документов (приказов, инструкций, директив, целевых программ, соглашений, планов и т.д.), в которых определяются порядок и основные направления деятельности, совместные мероприятия, формы, методы и сроки их проведения. Взаимодействие в узком смысле - это совместная деятельность заинтересованных органов в противодействии конкретным противоправным деяниям (участие в пресечении и расследовании преступлений, раскрытии правонарушений и т.д.).
Состояние взаимодействия субъектов при осуществлении финансового контроля в настоящее время находится на низком уровне. Борьба с нарушениями законов в финансовой сфере носит разобщенный характер и не оказывает реального влияния на пополнение доходной части федерального бюджета. Несмотря на то, что руководство Министерства органов внутренних дел неоднократно обращало на это внимание и заявляло, что «результативно бороться с криминалом в экономическом секторе можно, только объединив усилия всех правоохранительных органов» [3] каких-либо серьезных положительных изменений в данной области не произошло и проблема по-прежнему актуальна.
По мнению министра внутренних дел Р.Г. Нургалиева, в условиях экономического кризиса отслеживание прохождения и использования выделенных государством денежных средств приобретает еще большую важность. Выделенные средства неизбежно должны дойти в полном объеме до конкретного адресата. Одной из основных проблем является отсутствие прозрачного механизма их распределения и расходования, должного уровня взаимодействия между экономическими, правоохранительными и контрольно-надзорными органами. И как следствие, отсутствие возможности
оперативного получения информации о банках, которым выделяются средства, суммах траншей, целях и условиях их выделения, а значит - и дальнейшее отслеживание их движения [4].
Недостаточный уровень взаимодействия субъектов в рассматриваемой сфере неоднократно констатировался и научным миром. Так, В.Д. Ларичев отмечал, что решение задачи по обеспечению экономической безопасности в значительной степени зависит от взаимодействия всех звеньев системы, обеспечивающих экономическую безопасность государства [5, с. 150].
В свою очередь, А.А. Козырев отмечал, что во многих странах налоговые правонарушения являются одним из наиболее серьезных видов преступлений, поэтому во всем мире распространена практика совместной деятельности спецслужб, ориентированных на борьбу с данным видом преступлений. В то же время в России мы наблюдаем, что потенциал возможностей органов внутренних дел и налоговых органов в интересах борьбы с преступлениями, отнесенными к их ведению, ФСБ России практически не используется [6, с. 116-117]. Справедливости ради следует заметить, что именно взаимодействию органов внутренних дел и налоговых органов по вопросам борьбы с налоговыми преступлениями и правонарушениями уделяется большее внимание. Этот вывод можно сделать из того, что объем нормативного регулирования в данной сфере взаимодействия значительно превышает другие.
При анализе состояния взаимодействия обращает на себя внимание и тот факт, что оперативно-разыскные мероприятия, дознание, предварительное следствие проводятся исключительно в рамках одного ведомства, т.е. одним из правоохранительных органов: органами внутренних дел, прокуратурой, федеральной службой безопасности, таможенной службой. Межведомственные следственно-оперативные группы создаются крайне редко. Таким образом, не используются в должной мере организационные, процессуальные и информационные возможности компетентных подразделений, знания и навыки специалистов в различных сферах экономики, таможенного дела, валютного законодательства, оперативно-разыскной деятельности [7].
Характеризуя взаимодействие органов внутренних дел с иными государственными органами, целесообразно дать краткий анализ основным направлениям его осуществления.
Так, реализуя предоставленные полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях в области финансов, органы внутренних дел взаимодействуют с Министерством финансов РФ и подведомственными ему службами.
Контрольно-ревизионные органы Министерства финансов Российской Федерации и Министерство внутренних дел Российской Федерации, Генеральная прокуратура Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации в целях повышения эффективности организации работы по борьбе с правонарушениями в сфере экономики взаимодействуют на постоянной основе по вопросам организации, проведения и реализации материалов ревизий (проверок), а также обмена информацией по укреплению законности в области финансовой, бюджетной и валютной политики страны, разработки совместных методических рекомендаций, указаний при осуществлении контрольных функций, принятии совместных мер по единообразному применению финансового, бюджетного и валютного законодательства Российской Федерации [8].
Деятельность органов внутренних дел по взаимодействию с управлениями Федерального казначейства Министерства финансов России направлена на организацию и осуществление контроля за исполнением бюджета, порядка ведения работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, взаимное информирование и передачу материалов о нарушениях бюджетного законодательства по подведомственности.
Органы внутренних дел взаимодействуют с Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР России) в сфере обмена информацией и анализа данных об организациях, являющихся эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг в соответствии с законодательством РФ о ценных бумагах, выявления и пресечения административных правонарушений и преступлений. Федеральная служба по финансовым рынкам составляет протоколы и рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.17-15.24, 15.28 КоАП РФ. При выявлении признаков данных правонарушений, а также в случае составления протоколов об указанных правонарушениях в пределах предоставленных полномочий, органы внутренних дел направляют материалы в территориальные органы ФСФР России.
Взаимодействие органов внутренних дел с налоговыми органами реализуется в рамках совместного планирования мероприятий по выявлению и пресечению правонарушений в сфере экономики и нарушений налогового законодательства. Оно регламентируется как федеральным законодательством (законом РФ «О милиции», ФЗ «Об оперативно-разыскной деятельности», Налоговым кодексом РФ и др.), так и совместными приказами [9]. От того, насколько четко налажено взаимодействие данных органов, во многом зависит обеспечение налоговыми и правоохранительными органами исполнения налогоплательщиками своих обязанностей, эффективность своевременной уплаты налогов и сборов [10].
Счетная палата является постоянно действующим органом государственного финансового контроля. Органы внутренних дел при взаимодействии со Счетной палатой обязаны оказывать содействие в ее деятельности, предоставлять по ее запросам информацию о результатах проводимых ревизий и проверок. Счетная палата вправе привлекать к участию в проводимых контрольно-ревизионных мероприятиях отдельные подразделения органов внутренних дел или их представителей.
Взаимодействие с Федеральной службой по финансовому мониторингу осуществляется по вопросам совместной деятельности в рамках противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Взаимодействие органов внутренних дел с органами ФСБ России обусловлено реальной тенденцией к проникновению организованной преступности в сферу экономики. Особое внимание при этом уделяется пресечению коррупции в органах власти и управления, квалифицированного вымогательства, в том числе в отношении предпринимателей.
Особая роль в сфере осуществления внешнеэкономической деятельности отводится также взаимодействию органов внутренних дел с Государственным таможенным комитетом.
Таким образом, взаимодействие органов внутренних дел с различными контрольными органами в процессе осуществления финансового контроля дает возможность не только выявить и пресечь, но и предотвратить совершение правонарушений в финансовой сфере. Безусловно, это положительный аспект взаимодействия.
Вместе с тем данное взаимодействие нуждается в совершенствовании, поскольку возникает проблема координации деятельности органов государственного финансового контроля, относящихся к разным ветвям власти и находящихся в разном ведомственном подчинении. Государственный контроль в финансовой сфере в основном осуществляется органами, подчиняющимися различным ведомствам, на основании подзаконных нормативных правовых актов, действующих только для данной отрасли государственного управления, и чаще всего не согласованных между собой. Это приводит как к дублированию проверок, так и к отсутствию их систематичности, нерациональному распределению обязанностей и перекладыванию ответственности. Одним из возможных путей решения обозначенной проблемы, по нашему мнению, является принятие закона о государственном финансовом контроле, в котором были бы ликвидированы указанные пробелы.
Литература
1. Грачева Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. М., 2000.
2. Административная деятельность органов внутренних дел: Учебник / Под ред. В.П. Сальникова. М., 2005. Ч. 2.
3. Интервью с начальником ФСЭНП МВД РФ С.В. Веревкиным-Рахальским // Российская газета. 2003. 6 августа.
4. Выступление министра внутренних дел РФ Р.Г. Нургалиева на расширенном заседании коллегии МВД России 6 февраля 2009 г. // www.mvd.ru/news/23452
5. Ларичев В.Д., Решетник И.С. Налоговые преступления и правонарушения. Кто и как их выявляет и предупреждает. М.: Юринформ, 1998.
6. Козырев А.А. Влияние института ответственности за налоговые правонарушения на экономическую безопасность государства: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004 .
7. Грамаев Ю. Преступное «бегство» капиталов за границу. Практика правоохранительных органов // Право и экономика. 2005. № 8.
8. Приказ Минфина РФ, МВД РФ и ФСБ РФ от 7 де-кабря 1999 г. № 89н/1033/717 «Об утверждении Положения о порядке взаимодействия контрольно-ревизионных органов Министерства финансов Российской Федерации с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации при назначении и проведении ревизий (проверок)» // Информационно-правовая система «Гарант».
9. Приказ Госналогслужбы России и МВД России «О взаимодействии органов Государственной налоговой службы Российской Федерации и органов внутренних дел Российской Федерации» от 10 октября 1996 г. № ВА-3-16/88/541 // Информационно-правовая система «Гарант».
10. Организационно-правовые основы деятельности налоговых и правоохранительных органов по обеспечению своевременного исполнения налогоплательщиками своих обязанностей // Законодательство и экономика. 2008. № 4.
В статье анализируется взаимодействие органов внутренних дел и иных органов государства в процессе осуществления государственного
финансового контроля, предпринята попытка оценки уровня взаимодействия. Автор рассматривает понятие взаимодействия, его формы и основные направления, дана краткая характеристика взаимодействия между отдельными субъектами.
Ключевые слова: взаимодействие органов внутренних дел и органов государственной и исполнительной власти, борьба с правонарушениями, государственный финансовый контроль.
Monyak Snezhana G.
Adjunct of the Rostov law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia,
Interaction of the internal affairs organs with other bodies of the state in the implementation of the state financial control
The article examines the interaction of the of the internal affairs and other state organs in the implementation of state financial control. The author tries to assess the level of this interaction. The author examines the concept of interaction, its forms and guidelines, summarizes the interaction separate subjects.
Key words: state financial control, the interaction of organs of internal affairs and state and executive power.