Научная статья на тему 'Развитие налоговых расследований как одна из предпосылок формирования финансового мониторинга в России'

Развитие налоговых расследований как одна из предпосылок формирования финансового мониторинга в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
186
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ МОНИТОРИНГ В РОССИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие налоговых расследований как одна из предпосылок формирования финансового мониторинга в России»

РАЗВИТИЕ НАЛОГОВЫХ РАССЛЕДОВАНИЙ КАК ОДНА ИЗ ПРЕДПОСЫЛОК ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО МОНИТОРИНГА В РОССИИ

Терзиди А.В., ст. преподаватель кафедры налогового контроля и проверок финансовохозяйственной деятельности

Академия экономической безопасности МВД России

Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Создание условий для развития цивилизованной рыночной экономики, как свидетельствует исторический опыт, невозможно без целостной налоговой системы, обеспечивающей поступление в бюджет в достаточном количестве финансовых ресурсов и способствующей росту производства.

Формирование и развитие российской налоговой системы проходило в условиях реализации Концепции национальной безопасности Российской Федерации1, Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации2, проведения административной, образовательной, военной, налоговой реформ и, наконец, реформы существующей системы налогового контроля в целях совершенствования отдельных его процедур и укрепления правового положения налогоплательщика.

Государственное управление налоговой системой во многом определяет эффективность налогообложения. В свою очередь, параметры налоговой системы напрямую зависят от проводимой государством налоговой политики, которая должна соответствовать общепринятым принципам налогообложения. На практике претворение в жизнь налоговой политики происходит через налоговый механизм3. Реализация налогового механизма происходит на двух уровнях: макроуровне и микроуровне.

1 Концепция национальной безопасности Российской Федерации - система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности (указ Президента РФ от 17 декабря 1997 г. N 1300).

2 Указ Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608 «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации» (далее - государственная стратегия экономической безопасности).

3 Налоговый механизм - совокупность организационно-

правовых форм и методов управления налогообложением.

(Кваша Ю.Ф. и др. Налоги и налогообложение: Пособие для

сдачи экзамена. - М.: Юрайт-Издат, 2005). С. 60.

На микроуровне важной составляющей налогового механизма выступает налоговый менеджмент4, который включает в себя налоговую логистику, налоговую оптимизацию и налоговую минимизацию.

Главной составляющей налогового механизма на макроуровне является система государственного налогового администрирования, под которым в данном случае понимается функция государства по управлению в налоговой сфере. Организационно-структурное обеспечение налогового администрирования происходит через органы государственной власти, которые осуществляют управление в налоговой сфере.

Органами налогового администрирования (налоговыми администрациями) условно можно назвать те государственные органы, которые наделены какими-либо властными полномочиями в сфере налогообложения, за исключением осуществляющих сугубо правоохранительную функцию5.

На сегодняшний день в Российской Федерации к таким органам относятся налоговые и таможенные органы.

Новые условия хозяйствования и функционирования субъектов предпринимательской деятельности происходили в условиях формирования правового государства, что предполагало реформирование системы органов государственной власти и местного самоуправления, повышения уровня правовой культуры и правосознания, устранение пробелов в законодательстве.

Проводимые в государстве преобразования и изменения в структуре федеральных органов исполнительной власти были направлены, в том числе и на повышение уровня налоговой культуры, укрепление финансовой дисциплины. Настоятельная необходимость таких преобразований подчеркивается ведущими учёными, занимающимися проблемами совершенствования отечественной системы налогового контроля и организации деятельности российских органов налоговых расследований.

Эффективность реализации налогового законодательства напрямую зависит от отношений, субъектами которых являются власть и бизнес.

Переход к рыночной экономике занимает особое место в истории России и характеризуется глубокими трансформационными процессами. Обязательным условием эффективного функционирования налоговой системы в этот период явля-

4 Налоговый менеджмент означает: систему управления налоговыми обязательствами и выплатами налогоплательщика, а также ресурсами, составляющими его налогооблагаемую базу; деятельность налогоплательщика, направленную на повышение эффективности его взаимодействия с государственным механизмом налогообложения. (См.: там же С. 6061)'

Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций. - М., Учебно-консультационный центр «ЮрИнфоР», 2001. С. 166.

ется юридически грамотное и экономически обоснованное установление и введение налогов. Кроме того, необходим действенный механизм взимания и контроля за поступлением обязательных платежей. Поэтому в РСФСР была создана Государственная налоговая служба, одной из задач которой был контроль «за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством РСФСР и республик, входящих в состав РСФСР»6.

Противоречивость и несовершенство налогового законодательства, которому предстояло в кратчайшие сроки стать экономической опорой государства, обусловленные во многом его ускоренным развитием, способствовали бурному росту правонарушений в этой сфере, что требовало принятия более решительных мер со стороны государства.

Вместе с тем с первых дней своего создания налоговые органы встретились с рядом препятствий политического, социально-экономического и технического характера, недоверием со стороны налогоплательщиков, укрывавших прибыль (доходы) от обложения, к контролирующим органам, коллективным нежеланием платить налоги. Отсутствовавшая у плательщиков налоговая культура обусловила их открытое противодействие деятельности учреждениям государственных налоговых органов7.

Поэтому в тот период развития России на федеральном уровне было принято решение о создании защитного механизма, необходимого государству для борьбы с криминалитетом в сфере налогообложения и обеспечением экономической безопасности в целом. Изначально этот механизм заключался в формировании специализированного органа (подразделения), который занимался правоохранительной деятельностью в налоговой сфере. Такой орган был создан Указом Президента Российской Федерации № 262 «О создании Главного управления налоговых расследований при Государственной налоговой службе Российской Федерации» от 18 марта 1992г.

Следовательно, главная причина создания органов налоговых расследований была обусловлена необходимостью оказания противодействия преступлениям в сфере налогообложения, которые приводили к негативным социально-экономическим и политическим последствиям. В системе правоохранительных органов налоговая полиция занимала особое место, так как обладала не только общими для всех правоохранительных органов, но и исклю-

6 Ст. 1 Закона РСФСР «О Государственной налоговой службе РСФСР» от 21.03.91 № 943-1 (утратил силу).

7 См. подробнее: Пилипенко В.Ф. Федеральные органы налоговой полиции в правоохранительной и фискальной системах государства. - М.:«Черо», 2000. - С. 8-9.

чительными полномочиями в сфере выявления, предупреждения, пресечения и расследования нарушений налогового законодательства.

Образование и функционирование в структуре федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации правоохранительного органа, наделённого специальными полномочиями в налоговой сфере как основополагающего механизма обеспечения экономической безопасности и противодействия налоговой преступности, обусловило наличие особого рода деятельности, включающей, в свою очередь, уголовно-

процессуальную деятельность и деятельность по осуществлению налогового контроля.

Стратегическим направлением развития ФСНП России являлось превращение её в ведущий специализированный институт обеспечения экономической безопасности в налоговой сфере, активно осуществляющей превентивную и текущую оперативно-служебную деятельность по лишению финансовой преступности питательной среды. Необходимость функционирования налоговой полиции обуславливалась недостатками в действующем правовом поле, кризисом в экономике и социальной среде8. Именно в этом состояло значение налоговой полиции.

На первом этапе (1992 - 2003 гг.) налоговые расследования осуществлялись преимущественно органами налогового контроля и налоговой полицией. Формирование института налоговых расследований в России происходило одновременно с появлением и развитием института налогового контроля. В этом состоит сходство, а порой и полное соответствие данных институтов.

Взаимодействие субъектов налоговых расследований показано на схеме 19.

Схема 1

Появление института налоговых расследований в России объясняется заимствованием из зарубежного опыта доктрины «злоупотребления правом» (Германия). Данная доктрина ставит своей

8 Зайцев В.А. Правоохранительные механизмы обеспечения экономической безопасности России в налоговой сфере. /Аудит и финансовый анализ. - 2002. №4. - С.

9 Период с 1993 по 2003 гг.

целью борьбу с действиями налогоплательщика, формально носящими законный характер, но по сути противоречащими интересам казны.

С другой стороны, существует спорное мнение о том, что концепция злоупотребления правом предполагает применение мер принуждения за законные действия. Неоднозначность такой позиции подтверждается следующим обстоятельством. Пересмотр налоговых последствий сделки при применении доктрины злоупотребления правом основан на предположении о незаконности сделки, требует предъявления достоверного подтверждения и неопровержимых фактов.

Целесообразность использования такого подхода связана с тем, что рассмотрение фиктивных сделок налогоплательщика в качестве правонарушения предполагает возложение на налоговые органы бремени доказывания, что представляет значительные сложности. Установить тот факт, что услуги, за которые были перечислены средства, фактически не оказывались, весьма затруднительно, учитывая, что услуги по определению потребляются в процессе их оказания и не имеют вещественного результата. Выявление и документирование фактов, указывающих на наличие противоправного сговора в действиях налогоплательщика и иных участников сделки, возможно путем проведения оперативно-разыскных мероприятий и следственных действий, допустимых лишь в рамках уголовного, но не налогового расследования.

Именно для того, чтобы обеспечить фискальные интересы, не обременяя налоговые органы обязанностью доказывания наличия правонарушения в действиях налогоплательщика, и выработана доктрина злоупотребления правом10.

По мнению д.ю.н., профессора Кваши Ю.Ф., «налоговый контроль - систематизированная совокупность средств, методов и форм, применяемых налоговыми органами РФ в пределах их компетенции для наблюдения за исполнением налогоплательщикам налогового законодательства, а также для предупреждения, выявления, пресечения, расследования и раскрытия налоговых правонарушений», причём «именно налоговый контроль, осуществляемый налоговыми органами, представляет собой фактически первый начальный этап налогового расследования во всей системе выявления и расследования налоговых преступлений»11.

В данном контексте авторы учебника отмечают, что «налоговые расследования - специальный термин, вводимый в целях отражения специфики разрешения вопросов, касающихся оптимального осуществления проверочной процедуры с учётом

10 См. подробнее: Золотарева А. О применимости в России немецкого опыта противодействия уходу от налогообложения // Корпоративный юрист, 2006. - N 5. С.

11 Налоговые расследования: Экспериментальный учебник под общей редакцией д.ю.н. Ю.Ф. Кваши. М.: «ЮРИСТЪ», 2000. С. 55.

уголовно-правового, налогово-правового, уголовнопроцессуального, оперативно-розыскного, административно-правового и иных правовых аспектов и последующего разрешения вопросов, касающихся возбуждения уголовных дел по признакам налоговых преступлений»12.

Как юридическая категория понятие «налоговое расследование» включает в себя предварительное расследование, т.е. регулируемую уголовно-процессуальным законом правоохранительную деятельность органов предварительного следствия и дознания, нацеленную на раскрытие и пресечение преступлений путём установления наличия или отсутствия состава преступного деяния, изобличения и привлечения к уголовной ответственности виновных в этом лиц13.

В то же время значение понятия «налоговое расследование» будет раскрыто не полностью, если не учитывать особенности отечественной практики и деятельности правоприменительных органов по обеспечению экономической (налоговой) безопасности.

Из существующих научных толкований категории «налоговое расследование» наиболее пристального внимания привлекло определение д.ю.н., профессора Кваши Ю.Ф. Это определение отличается полнотой отражения сущности налогового расследования как явления и особого вида деятельности. По его мнению, «налоговое расследование - процесс применения специальными органами уголовной юстиции и налоговыми органами в пределах предоставленных им полномочий уголовно-процессуальных, оперативно-розыскных, налогово-проверочных и иных мер гласного и оперативно-разыскного характера по выявлению и проверке первичной информации (сведений) о налоговых преступлениях и правонарушениях, а также разрешению вопроса о возбуждении уголовного дела или принятия иных предусмотренных законодательством мер»14.

Следует иметь в виду, что данная формулировка была разработана в целях отражения специфики проверочной процедуры. Ее оптимальное осуществление требует учёта уголовно-правового, налогово-правового, уголовно-процессуального, оперативно-розыскного, административно-

правового и иных организационно-правовых аспектов и последующего разрешения вопросов, касающихся возбуждения уголовных дел по признакам преступлений, предусмотренных ст. 198 и 199 Уголовного кодекса РФ.

12 Там же. С. 55.

13 Комментарий Закона РФ «О федеральных органах налоговой полиции» с постатейными материалами / Под ред проф. А.Н. Козырина. - М.: «Статут», 2000. С. 126.

14 Налоговые расследования: Экспериментальный учебник

под общей редакцией д.ю.н. Ю.Ф. Кваши. М.: «ЮРИСТЪ»,

2000. С. 55.

Другими словами, процесс налогового расследования предполагает осуществление мероприятий, сочетающих в себе признаки уголовнопроцессуальных, оперативно-розыскных, налоговопроверочных, административно-процессуальных

действий, осуществляемых правоохранительными органами, - как правило, субъектами оперативнорозыскной деятельности, налоговыми органами, таможенными органами (в рамках своей компетенции по вопросам выявления и пресечения налоговых правонарушений)15.

Нельзя не принимать во внимание и другие формулировки категории «налоговое расследование», которые сегодня имеются в теории налогового права. Наличие этих формулировок позволяет точно раскрыть сущность данного термина и оха-растеризовать институт налогового расследования.

Рассмотрим эти формулировки.

1) Налоговое расследование - процесс креатив -ного выбора и применения формализованных методов и способов выявления совершённого налогового правонарушения или преступления, способствующий динамичному развитию репрезентативной системы налогового контро-ля16.

Научное содержание этого толкования основано на методике расследования налоговых преступлений и правонарушений, которую автор раскрывает через свою классификацию способов уклонения от уплаты налогов и методы противодействия уклонению. Следует отметить, что автор данного толкования Плескач А.Н. правильно подчеркнул научную сторону проблем, которые имеются в налоговой сфере, и выстроил в соответствии с этим план своего исследования.

2) Административное расследование в области налогов и сборов- разновидность административного расследования, предусмотренного действующим КоАП РФ в качестве факультативной стадии производства по делам об административных правонарушениях. Отличительными особенностями данного вида расследования являются необходимость соблюдения требований административного и налогового законодательства, особый правовой режим расследования и специфический состав объектов его проведения17.

В настоящее время отдельные элементы налогового расследования искусственно соединены законодателем с понятиями контрольной работы налоговых органов и процедурой рассмотрения

15 Там же.

16 Плескач А.Н. Налоговые расследования на основе репрезентативной системы налогового контроля. Автореферат к дисс. на соискание учёной степени канд. экон. наук. Волгоград, 2005. С. 7.

1 Зрелов А.П. Административное расследование нарушений законодательства в области налогов и сборов - М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2004. С. 48.

фактов налоговых и административных правонарушений. Между тем процесс расследования нарушений в области налогов и сборов является не составным элементом указанных понятий, а самостоятельным процессом, выступающим в роли логической и функциональной связи между контрольно-проверочной и административно-

юрисдикционной деятельностью по фактам налоговых и административных правонарушений.

По мнению Зрелова А.П., в действующем законодательстве предусмотрена возможность проведения налогового расследования в четырёх правовых режимах:

• правовой режим законодательства о налогах и сборах;

• правовой режим таможенного законодательства;

• правовой режим законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях (административное расследование нарушений в области налогов и сборов);

• правовой режим уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации.

Каждый из указанных режимов предусматривает собственный алгоритм выявления и расследования фактов нарушений налогового законодательства. При этом правовое регулирование схожих процедур (например, осуществление осмотра или проведение экспертизы) для налогового, административного, таможенного, уголовного расследований имеет существенные различия, что затрудняет оформление доказательственной ба-зы18.

Так, на основании п. 2 ст. 10 НК РФ все стадии производства по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки административного правонарушения, должны проводиться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Существование нескольких правовых режимов расследования нарушений в области налогов и сборов обуславливает позицию отдельных авто-ров19, считающих, что дела об административных нарушениях, непосредственно связанных с уплатой налогов и обеспечением порядка государственного управления в налоговых правоотношениях, не должны быть включены в перечень административных правонарушений, по которым проводится административное расследование, поскольку в данном случае экспертиза и все иные процессу-

18 См. подробнее: Зрелов А.П. Современные проблемы налогового, административного, таможенного, уголовного расследования и производства по фактам нарушений в налоговой сфере, как фактор необходимости создания единого процессуального законодательства Российской Федерации и совершенствования системы образования в этой сфере // Антикризисное управление в России в современных условиях. Тезисы докладов, V Всероссийской молодёжной научнопрактической конференции. - М: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2003. С. 139-141.

19 Панкова О.В. Проблемы применения КоАП РФ в производстве по делам о налоговых правонарушениях // Законодательство. 2003. № 10.

альные действия, необходимые для составления протокола об административном правонарушении, осуществляются в рамках налоговой проверки в порядке, предусмотренном НК РФ.

По выявленным налоговым органом нарушениям, за которые физические лица или должностные лица организаций, признаваемые налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами, подлежат привлечению к административной ответственности, уполномоченное должностное лицо налогового органа, проводившее проверку, на основании п. 7 ст. 101 НК РФ составляет протокол об административном правонарушении.

Аналогичный порядок предусмотрен в п. 13 ст. 101.1 НК РФ и для нарушений законодательства о налогах и сборах, совершенных лицами, не являющимися налогоплательщиками, плательщиками сбора или налоговыми агентами. Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применение административных санкций в отношении указанных лиц, виновных в их совершении, производятся в соответствии с административным законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации20.

Устоявшееся толкование термина «налоговое расследование», используемое в правоприменительной деятельности правоохранительных органов, заключается в следующем.

Налоговое расследование - расследование налоговых преступлений, т.е. процессуальная деятельность в форме предварительного следствия по уголовным делам, предусмотренная уголовнопроцессуальным кодексом РФ, которая заключается в уголовном преследовании лица, допустившего неуплату налогов и в отношении которого возбуждено уголовное дело.

Смысл такого определения термина «налоговое расследование» можно встретить в работах ведущих учёных-практиков, которые исследуют проблемы обеспечения экономической безопасности в налоговой сфере21.

Однако необходимо учитывать, что термин «налоговое расследование» взят отечественной практикой из зарубежного лексикона22, поэтому следует учитывать толкование налогового рассле-

20 Зрелов А.П. Административное расследование нарушений законодательства в области налогов и сборов - М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2004. С. 49-50.

21 Кучеров И.И. Налоговые преступления. - М.: Учебноконсультационный центр «ЮрИнфоР», 1997; Сологуб Н.М. Налоговые преступления: методика и тактика расследования. - М.: ИНФРА-М, 1998; Александров И.В. Основы налоговых преступлений. - Спб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003; Козлов В.А. Налоговое расследование в сфере международного законодательства. - М.: Издательство «Щит-М», 2005 и др.

22 См.: подробнее «Налоговые расследования»: Эксперимен-

тальный учебник под общей редакцией д.ю.н. Ю.Ф. Кваши.

М.: «ЮРИСТЪ», 2000. С. 55-56.

дования, которое существует в зарубежной налоговой практике. По аналогии с термином Ипапо1а! туеэйдайоп (финансовое расследование), определение которого дано в новой серии англо-русских толковых словарей «Еоопотюиэ»23, налоговое расследование - это изучение налоговой отчётности и отслеживание финансовых операций, направленных на выявление налоговых нарушений и преступлений.

Следовательно, налоговое расследование включает в себя комплекс процедур, составляющих в совокупности налоговое производство, цель которого - осуществление налогового контроля, выявление соответствующих нарушений налогового законодательства, привлечение правонарушителей к ответственности. Налоговое расследование может быть основанием для проведения оперативно-разыскных мероприятий; уголовно-

процессуальной деятельности органов дознания, следователя и прокурора, направленной на то, чтобы с помощью производства следственных действий по собиранию доказательств раскрыть совершённые уголовно наказуемые деяния, связанные с уклонением от уплаты налогов; установления обстоятельств дела, изобличения виновных в совершении данных преступлений и правонарушений, обеспечения привлечения их к уголовной ответственности и подготовкой материалов уголовного дела для направления в суд.

С другой стороны, материалы, полученные в ходе оперативно-разыскной или уголовнопроцессуальной деятельности правоохранительными органами, могут положить начало проведению налогового расследования24.

Один из проектов предполагал преобразование налоговой полиции в финансовую. Так, глава Федеральной службы налоговой полиции Вячеслав Солтаганов заявлял, что 5 января 2001 г. в рамках разрабатываемой концепции создания системы государственного финансового контроля он представит президенту пакет законопроектов, касающихся создания финансовой разведки и преобразования ФСНП в финансовую полицию. По его словам, законопроект о финполиции подготовлен с учетом всех поступивших замечаний от заинтересованных ведомств, и если депутаты Госдумы «проявят добрую волю», то уже через четыре месяца закон о новом органе будет принят. Что касается создания финансовой разведки, то, по словам г-на Солтаганова, ее появление не только инициатива ФСНП, но и требование Страсбургской конвенции по противодействию отмыванию (легализации) "грязных" денег. «Подобная структура существует уже в 52 странах, которые занимаются выявлением каналов отмывания "грязных" денег», --

23 Толковый англо-русский словарь «Банковское дело» / www.eosooman.edu.ru.

24

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

пояснил г-н Солтаганов. Главным отличием российской финразведки от ее западных аналогов станет численность персонала. Во Франции в подобной структуре работает 30 человек, в Голландии -- 20, в России же будет примерно 200--250 человек25.

Схема 2

Фискальные и правоохранительные органы

3 сферы

Минфін (ФНС. ФСФМ);

М инэкономраэви-тия (ФТС); ДЭ6МВД России;

ФСБ;

Прокуратура; Судебные органы

• Налоговый контроль (налоговое производство.

административная деятельность и административные раослеооеания);

• Оперативно розыск кая деятельность.

• Процессу агъная деятельность в форме предварит егьного следствия по

Источники

НК РФ. БК РФ, ТК РФ, КоАП РФ, Зжон обОРД, УК РФ, УПК РФ и др.

Система финансового мониторинга, функционирующая в Российской Федерации, представлена на схеме 2.

Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Создана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в результате преобразования Комитета Российской Федерации по финансовому мониторингу (КФМ России)26.

В 2005 году по признакам подозрительности отобрано для проверки свыше 1500 материалов (по итогам 1 квартала), 683 материала направлено в правоохранительные органы, заведены уголовные дела - 171.

Следует отметить, что значительно возрос поток запросов от правоохранительных органов. Так по состоянию на 01.05.2005 из правоохранительных органов получено уже 953 запроса (за

весь прошлый год поступило 1900 запросов). Кроме того, проводится активная работа с ПФР иностранных государств - на 01 мая т.г. 22 совместных расследования27.

Федеральная служба финансового мониторинга (ФСФМ) обобщила результаты финансовых расследований, подготовила наиболее характерные схемы в виде альбомов, типологий, которые в ближайшее время будут направлены в правоохранительные органы.

В своей противоправной деятельности при совершении финансовых операций банки и их клиенты используют различные схемы для того, чтобы придать правомерный вид владению, пользованию и распоряжению денежными средствами или иным имуществом. С начала года ФСФМ направила в правоохранительные органы 1.405 тыс. дел, содержащих сведения о 36 тыс. финансовых операций, «вызывающих обоснованные подозрения в причастности к отмыванию преступных доходов». 463 материала расследуются в рамках уголовных дел. Согласно документам, переданным в правоохранительные органы, с начала этого года российские граждане могли "отмыть" более $7 млрд. К настоящему времени в ФСФМ накоплено более 4 млн. сообщений о подозрительных и сомнительных финансовых сделках в России. 80% всех сообщений приходится на банки. Об этом сообщает ИА АК&М28.

В заключении следует отметить, что финансовый мониторинг, как и институт налоговых (финансовых) расследований получил своё развитие из системы финансового контроля. ФСФМ России использует при осуществлении свой деятельности весь инструментарий (формы и методы) налогового контроля.

И, наконец, сложившаяся система финансового мониторинга, развивающаяся в условиях глобализации и внешнеэкономической интеграции, постепенного перехода России к международным стандартам финансовой отчётности, наряду с усилением банковского надзора, жёсткими требованиями антимонопольного законодательства и государственного налогового контроля, способствует обеспечению экономической безопасности и предотвращению угроз, связанных с неконтролируемым притоком и доминированием иностранного капитала в финансовой системе России.

Перейти на Главное МЕНЮ

Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

25 Время новостей №194, 26 декабря 2000.

26 КФМ России образован в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 ноября 2001 года № 1263 «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», приступил к выполнению возложенных на него задач с 1 февраля 2002.

27 Выступление руководителя Федеральной службы по финансовому мониторингу В.А. Зубкова на XIX Годовом Общем собрании членов Ассоциации региональных банков России 24 мая 2005, Москва.

28 ГТРК Саратов 12.09.2005 http://saratov.rfn.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.