УДК 343.98:343.37
Л.Н. Посельская, канд. юрид. наук, доц., проф., (Россия, г. Москва, Московский университет МВД России)
ПРАВОВОЕ И ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ
В статье рассматривается взаимосвязь правовой и экономических наук в решении вопросов организации работы по выявлению и расследованию преступлении в сфере экономической деятельности и связанных с этим проблем деятельности следственных органов на современном этапе.
Ключевые слова: экономическая безопасность, организация следственной работы, процессуальное взаимодействие, криминалистическая практика.
Правовое обеспечение организации работы по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений в сфере экономической деятельности является необходимым условием в организации деятельности правоохранительных органов, призванных отстаивать интересы экономической безопасности экономических структур в частности и страны в целом. Правовое регулирование, обеспечивающее правопорядок в сфере экономической деятельности, представляет собой систему правовых норм и систему субъектов, обусловливающих существование и развитие правоотношений в этой сфере. Оно характеризуется реальным уровнем соблюдения законности, реализации субъективных прав, исполнения своих юридических обязанностей всеми участниками регулируемых правоотношений.
Современные условия деятельности правоохранительных органов по выявлению и расследованию экономических преступлений требуют изменений в общей концепции организации управления в органах расследования и обеспечения на постоянной основе взаимодействия подразделений органов внутренних дел и других контролирующих государственных органов, а также в организации работы самого следователя.
В криминалистической литературе дано немало рекомендаций по организации взаимодействия следователя с оперативными работниками, но вместе с тем, проблем от этого меньше не стало. Взаимодействие по преступлениям в сфере экономической деятельности невозможно осуществить по традиционной, наработанной схеме. Проблема состоит в том, что успешность выявления и раскрытия таких преступлений зависит от организации взаимодействия на этапе доследственной проверки. Однако, в соответствии с действующим УПК РФ, у следователя на этом этапе практически нет процессуальных полномочий взаимодействовать с оперативными подразделениями ОБЭП. Взаимодействие строится на «доброй воле» следователя - оказывать или нет консультативную,
теоретическую и правовую помощь. Но не всегда есть такое волеизъявление или возможность. С другой стороны, более предметное взаимодействие оперативных сотрудников со следователями на первоначальном и последующем этапах расследования преступлений в сфере экономической деятельности также ограничено уголовно-процессуальными нормами, четко определяющими полномочия оперативных подразделений и органов дознания.
На организации работы по данному виду преступлений сказывается и крайне слабая профессиональная подготовка и следователей, и оперативных работников. Качественный состав кадров соответствующих служб оставляет желать лучшего: значительная часть следователей и подавляющее количество оперативных работников имеют высшее экономическое или иное образование и стаж работы в должностях до 3 лет.
Но, вместе с тем, эффективность решения задач выявления, раскрытия и расследования преступлений экономической направленности все-таки определяется, как справедливо было отмечено, «слаженностью деятельности системы специализированных правоохранительных органов, так как только при наличии соответствующих структур и в результате их деятельности «может быть гарантирована стабильность общества, его успешное развитие, реализация его ценностей, целей и задач» [1, С.3]. В связи с чем, проблему взаимодействия и организацию следственной работы по этому виду преступлений, необходимо рассматривать более широко. В круг взаимодействующих субъектов необходимо включить специализированные правоохранительные и контролирующие органы.
Создание специализированных правоохранительных органов является компетенцией государства в соответствие с поставленными задачами. К числу таких правоохранительных органов относятся: Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральная налоговая служба, Департамент по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями МВД России, Федеральная служба по финансовому оздоровлению и банкротству, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная служба по финансовым рынкам, Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), Аудиторская палата России, Счетная палата России и другие. В соответствии со своей компетенцией, названные правоохранительные органы осуществляют административно - правовую деятельность, разведывательную и контрразведывательную деятельность, а так же, уголовно-процессуальную в связи с необходимостью расследования преступлений в сфере экономической деятельности. Направление деятельности и полномочия органа определяются в зависимости от их компетенции. Так, например, Федеральная служба по финансовому мониторингу (ФСФМ)
уполномочена принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. Федеральная служба по финансовому оздоровлению РФ (ФСФО) осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности предприятий (организаций), заявивших о своей несостоятельности (банкротстве) и дает заключение. Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) осуществляет функции по контролю и надзору в сфере финансовых, принятию нормативно-правовых актов в этой сфере. Межправительственная организация (ФАТФ), созданная для выработки и реализации коллективных мер борьбы с «отмыванием» преступных доходов и финансированию терроризма, разрабатывает комплексные меры по противодействию преступности.
Таким образом, одним из наиболее важных способов борьбы с преступностью в сфере экономической деятельности, при хорошо организованном взаимодействии с правоохранительными органами, может стать финансовый контроль. Основная задача организации финансового контроля состоит в отслеживании правильности управления финансами и выявление отклонений в финансово-хозяйственной деятельности, так как одними из самых распространенных видов экономических преступлений остаются преступления в банковской и налоговой сфере, а также, криминальные банкротства. Наряду с осуществлением финансового контроля и финансового мониторинга, у государства имеются правоохранительные органы, основной задачей которых является непосредственно борьба с преступлениями в сфере экономики.
В связи с чем, на Министерство внутренних дел Российской Федерации, в соответствии с принятием Федерального закона «О полиции» возлагаются обязанности по выявлению, пресечению и предупреждению преступлений в сфере экономической деятельности. [2]. Возглавляет это направление работы подразделения по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями. Выявление налоговых преступлений осуществляется в тесном взаимодействии с Федеральной налоговой службой.
В теории и практике социального управления отчетливо просматривается неразрывная связь правовой и экономической наук. В экономических науках в последнее время стали активно разрабатываться правовые аспекты, юридические науки рассматривать организационные формы функционирования управленческих процессов в экономике.
При этом право всегда было и остается главным элементом любой системы управления, любого субъекта управления, использующего правовые формы и методы в решении экономических задач.
Следует отметить, что организация работы следственных и оперативных подразделений наиболее зависима от правильного понимания и осуществления организационно-управленческих функций, взаимосвязи
права и управления в области обеспечения раскрытия и расследования преступлений и обеспечения экономической безопасности.
В настоящее время на руководителей следственных подразделений возложены не только контрольно-надзорные функции, но и организационно - управленческие. Придание большей правовой самостоятельности органам расследования, требует от их руководителей и правильной организационно-управленческой деятельности. Однако, в отличие от традиционных представлений в теории управления, руководителям органов расследования приходиться выполнять внешние и внутренние функции управления следственным аппаратом. Как отмечено в исследовании этой проблемы, проведенном коллективом авторов, внешние связаны с производством предварительного расследования и процессуальным контролем за его осуществлением, а внутренние - с организацией следственного подразделения в целом, подбором и профессиональной подготовкой кадров. [3, С.9-11].
Не меньшее значение имеет и организация работы самого следователя. Чтобы «не потеряться» в объеме информации по конкретному делу и приобрести навыки одновременной работы по нескольким уголовным делам, необходимо планировать ежедневную работу в целом и мероприятия по каждому конкретному делу с точностью до часа, но главное - это умение правильно разграничить компетенцию субъектов взаимодействия и поставить перед каждым конкретные задачи. Другим инструментом организации работы конкретного следователя является овладение теоретическими криминалистическими знаниями и современными методиками организации расследования преступлений в сфере экономической деятельности.
Современные исследования в области криминалистического знания более конкретно показывают взаимосвязь организационно-управленческих функций с криминалистическим обеспечением, как видом деятельности по раскрытию и расследованию преступлений. Так, криминалистическая практика, изучение и обобщение которой представляет собой наиболее веский аргумент в решении правовых проблем, в частности, допустимости и порядка использования криминалистических методов, средств и рекомендаций в раскрытии и расследования преступлений экономической направленности, позволяет создавать частные методики расследования наиболее актуальных видов преступлений.
Тенденции развития методики расследования отдельных видов преступлений в сфере экономической деятельности, прежде всего, связаны с изменениями, вносимыми в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, но в тоже время, обусловлены и формированием в законодательстве экономической концепции развития государства, формированием новых экономических инструментов. Весьма перспективным является использование при формировании таких
криминалистических методик информационных и, в частности, компьютерных технологий, которые позволяют произвести информатизацию и алгоритмизацию самого процесса расследования преступления.
Список литературы
1. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебное пособие для юридических вузов и факультетов /Под общ. Ред. Ю.Ф. Кваши. 4.1. М.: ЧеРо-Контур, 2000. C.3.
Федеральный закон «О полиции». Москва: Проспект, 2011.
Ст.12,13.
3. Попова В.В., Сенчуков С.П., Яворский М.А. Организационные функции в деятельности руководителей следственных подразделений при горрайорганах внутренних дел: Учебно-практическое пособие / В.В. Попова, С.П. Сенчуков, М.А. Яворский. - М: ЦОКР МВД России, 2006. С.9-11.
L.N. Poselskaya
MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS
Special attention is given to the intercommunication of the two sciences (law and economics) when they solve problems in arranging the work aimed at finding and investigating crimes in the sphere of economic activity. The problems of the investigation bodies in this connection are also in the focus of the author's analysis.
Key words: economic safety, an arrangement of investigation work, process cooperation, criminalist experience, economic robberies.
УДК 343.98:343.61
A.A. Светличный, асп., (8-960-599-31-87), [email protected], (Россия, Тула, ТулГУ)
ОСОБЕННОСТИ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ УБИЙСТВ ПО НАЙМУ
В статье рассмотрены проблемные вопросы криминалистической характеристики убийств по найму, анализируются причины совершения и практика борьбы с указанным видом преступлений.
Ключевые слова: криминалистическая характеристика, наемные убийства, преступные группировки, личность преступника (организатор, посредник, исполнитель), киллер, способ совершения преступления, место, обстановка и время совершения преступления.