Научная статья на тему 'Групповой метод расследования тяжких и особо тяжких преступлений, совершаемых в сфере экономической деятельности'

Групповой метод расследования тяжких и особо тяжких преступлений, совершаемых в сфере экономической деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
320
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ / STATE AND LEGAL POLICY TO COMBAT CRIME / ГРУППОВОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ / THE GROUP METHOD OF INQUIRY / ГРУППОВОЙ МЕТОД РАССЛЕДОВАНИЯ / GANG INVESTIGATION / ТЯЖКИЕ И ОСОБО ТЯЖКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / SERIOUS AND HEINOUS CRIMES COMMITTED IN THE SPHERE OF ECONOMIC ACTIVITY / СОВЕРШАЕМЫЕ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СЛЕДСТВЕННЫЕ ГРУППЫ / INVESTIGATIVE TEAM / СЛЕДСТВЕННО-ОПЕРАТИВНЫЕ ГРУППЫ / СЛЕДОВАТЕЛИ / INVESTIGATORS / ОПЕРАТИВНЫЕ РАБОТНИКИ ОВД / ЭКСПЕРТЫ-КРИМИНАЛИСТЫ / FORENSIC EXPERTS / СПЕЦИАЛИСТЫ / SPECIALISTS / OPERATIVES OF THE ATS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Баженов С.В.

В статье профессора С.В. Бажанова говорится о месте и роли группового метода расследования в практике борьбы с экономическими и налоговыми преступлениями. Анализу подвергаются правовые, криминалистические и оперативно-тактические аспекты деятельности следственных и следственно-оперативных групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Group method of investigation of grave and especially grave crimes committed in the sphere of economic activity

In this article is defined the place and a role of a group method of investigation in practice of struggle against economic and tax crimes. The analysis are exposed legal, operational and tactical aspects of activity of investigatory and investigatory operative groups.

Текст научной работы на тему «Групповой метод расследования тяжких и особо тяжких преступлений, совершаемых в сфере экономической деятельности»

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА

CJ

OI

О CJ

О О

о

Q.

со

S

н

о

0

1

о я с о

т ф

VO >s

о *

о

ф у

S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я *

<

*

S I

н

о ф

со

ГРУППОВОЙ МЕТОД РАССЛЕДОВАНИЯ ТЯЖКИХ И ОСОБО ТЯЖКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Бажанов С.В.*

In this article is defined the place and a role of a group method of investigation in practice of struggle against economic and tax crimes. The analysis are exposed legal, operational and tactical aspects of activity of investigatory and investigatory — operative groups.

Государственно-правовая политика Российской Федерации в области, которую традиционно принято именовать борьбой с преступностью, немыслима без четкого осмысления и адекватного преломления в законодательных системах уголовно-правового блока наиболее прагматичных средств осуществления соответствующего комплекса мер организационно-управленческого, процессуально-правового, криминалистического и оперативно-разыскного порядка, объективно ориентированных на скорейшее достижение реального общественно-полезного результата.

Провозглашенная в последние годы установка на приоритет интересов личности или как минимум паритет ее интересов с интересами государства во многих областях общественной жизни с трудом наблюдаема и тем более осуществима в условиях «беспокойного социума». Более того, она изначально уязвима, поскольку в под об -ном подходе сквозит очевидное заблуждение, обусловленное заведомо ложными представлениями о пользе, являющимися, по определению Ч. Беккариа, одним из источников ошибок и несправедливостей.

В контексте изложенного одним из основополагающих принципов уголовной политики Российской Федерации в рассматриваемом вопросе должна была бы стать идея, пока не воспринятая ни Конституцией РФ, ни самим Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. При самом первом приближении ее можно было бы выразить в виде аксиомы, презюмирующей гарантированную государством для граждан, пострадавших от реальных преступных посягательств, возможность выбора наиболее оптимального (на их конкретно взгляд) способа защиты нарушенных преступлением интересов —

права, исторически поглощенного публичным началом в построении российского уголовного процесса.

Обозначенная проблема, в свою очередь, умыкается в доктрину дифференцированного подхода к построению уголовного процесса (множественности форм его реализации в досудебных и судебных стадиях), существенно обострившаяся в результате серьезнейших экономических потрясений, переживаемых нашим отечеством в условиях новейшего времени.

Сама постановка вопроса о соотноси-мости целей и средств по их достижению, спускаемых законодателем на раскрытие и расследование преступлений, совершаемых, в частности, в сфере экономической деятельности, судебное разбирательство и разрешение соответствующих уголовных дел, не будучи ни новой, ни тем более, оригинальной, в который уже раз (косвенно) была провозглашена в постановлении Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 г. «О концепции судебной реформы в РСФСР». Данную установку можно было бы рассматривать в качестве самостоятельного принципа государственно-правовой политики борьбы с преступностью, поскольку, во-первых, цель, не материализованная определенными средствами, как известно, не может быть достигнута, и, во-вторых, дифференцированный подход к построению уголовного процесса следует сопровождать четко продуманной законодательной регламентацией прогнозируемых мероприятий во избежание его (подхода) дискредитации в глазах широкой юридической общественности.

Действующие законодательные системы уголовно-правового блока, являющие в единстве остовом государственно-правовой политики борьбы с преступностью,

Начальник кафедры криминалистики АЭБ МВД России, доктор юридических наук, профессор.

представляются чрезмерно заформализо-ванны. Они загромождены избыточными правовыми конструкциями, институтами, отдельными нормами-статьями, всевозможными гарантиями, слабо работающими на представителей прежде всего судебно-следственной и прокурорской власти.

Можно констатировать, что процесс их деградации продолжается в канве порочных акцентов либерально-демократического толка, положенных в основу проводимой ныне судебно-правовой реформы. Наверное, тому есть определенное объяснение, ибо и сам термин «либеральный», понимаемый в духе небезызвестной двузначной логики, весьма неоднозначно трактуется в Толковом словаре русского языка: одно из его значений — излишняя терпимость, снисходительность, вредное попустительство.

Расследование экономических и налоговых преступлений, совершаемых организованными преступными группами, широко разветвленными и тщательно законспирированными, сопряжено с очевидными трудностями. Достаточно часто они вовлекают в свою деятельность работников государственного аппарата, оказывающих влияние на планирование, распределение фондов, импортные и валютные операции, решение кадровых и других вопросов управления, что, безусловно, представляет собой благодатную почву для постоянного воспроизводства коррупции.

Преступления рассматриваемой категории нередко сопровождаются особой жестокостью и изощренностью и порождают в конечном итоге исключительно тяжкие последствия. Речь идет о новых, ранее нетипичных для России общественно-опасных деяниях, как-то: незаконный ввоз рабочей силы, контрабанда автомобилями, денежные махинации путем подделки банковских чеков и кредитных карточек, выпуск необеспеченных ценных бумаг, незаконные операции по переводу за границу крупных денежных сумм, осуществляемые, в частности, международными подпольными (в том числе, семейными) банками, неправомерные действия при банкротстве, преднамеренных и фиктивных банкротствах, мошенничество при осуществлении биржевых сделок и т.д.

Специфика перечисленных преступлений предполагает необходимость подобающих организационных, процессуально-правовых, криминалистических и оперативно-разыскных средств реагирования, которые в

совокупности наибольшее преломление находят в деятельности следственных и следственно-оперативных групп, в том числе постоянно действующих и межведомственных1. Их еще иногда называют «объединенными», «смешанными» или «совместными», что с этимологической и исторической точек зрения представляется неудачным.

Отдельные вопросы практической реализации группового метода расследования преступлений продолжают активно обсуждаться на страницах специальной юридической литературы. Общий тон выступлений, в целом рационалистический и верный, порою нивелируется схоластическими выпадами, равно наивными и противоречивыми, дезориентирующими широкую читающую публику относительно проблем рассматриваемого правового института.

Явно в обход основных положений теории управления, приобретающих в условиях группового расследования особое звучание, некоторые ученые и юристы-практики как положительный опыт прокламируют деятельность так называемых супербригад2, в результате чего групповой метод расследования, культивируемый в качестве панацеи ото всех бед, превращается в дань моде.

В отдельных публикациях появились предложения о целесообразности включения в состав следственно-оперативных групп некоторых вспомогательных работников и даже целых штабов. В силу этого традиционная процессуально-правовая проблематика группового расследования размывается, а реальные следственно-оперативные группы, доходящие в некоторых случаях по численности до 200—300 и более сотрудников, по существу перерастают в межрегиональные трудно управляемые горрайорганы внутренних дел.

Такова суровая действительность, которая, с одной стороны, свидетельствует о запущенности ситуации с общекриминологической точки зрения, а с другой — обусловленная механистическим восприятием предписаний ст. 163 УПК РФ, порождает идеалистическое воззрение относительно возможностей группового метода расследования преступлений как крайнего средства, реализуемого по принципу «стенка на стенку» в каждой конкретной следственной ситуации.

Положение усугубляется консерватизмом законодателя, а также вялым регулированием в подзаконных ведомственных нормативных правовых актах принципов и общих условий взаимодейс-

сч

01

г •

о

о

сч •

о о о о.

с[ со

I-

О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

ISSN 1997-1001

СЧ

Ol

О CJ

О

о о

Q. C[ CQ

s

I-

о

0

1

о я с о т ш vo >s о

о ф

у

S

2

0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1

о о

2 ф d

я <

S I

н

о ф

со

твия, осуществляемого в рамках следственно-оперативных групп3. Во многих научных трудах тематика, посвященная организации и деятельности следственно-оперативных групп (организационной формы взаимодействия), напрямую увязывается с групповым методом расследования. Здесь, надо полагать, авторы исходят из признания того, что в обоих случаях речь идет об одновременной (совместной) работе нескольких должностных лиц органов предварительного следствия и дознания, расследующих в составе пусть временного, но единого формирования (группы) сложное или большое по объему уголовное дело.

Надо заметить, что с исторической точки зрения подобные утверждения нуждаются в серьезных комментариях. Как будет показано далее, оперативные, или, как их еще называли, оперативно-следственные группы, в 40-60-е гг. ХХ столетия создавались исключительно для совместных выездов следователей и оперативных работников ОВД на осмотры мест происшествий. И, во-вторых, группы (бригады) следователей, расследовавшие в тот же период времени сложные или большие по объему уголовные дела, достаточно часто чисто следственными, к сожалению, также не были. В их состав ввиду малочисленности следственных подразделений органов прокуратуры входили и оперативные работники ОВД, выполнявшие не столько оперативные (к чему они были призваны), сколько процессуальные функции (в виду преобладания объема следственных действий над количеством оперативных мероприятий).

Таким образом, в 70-е гг. ХХв. групповое расследование претерпело определенные изменения: группы следователей, создававшиеся для расследования «сложных или больших по объему уголовных дел», постепенно трансформировались в следственно-оперативные, которые, как представлялось, в большей степени способствовали выполнению стоящих перед правоохранительными органами задач. За этим не последовало изменений уголовно-процессуального законодательства, допускавшего в определявшихся им случаях расследование одного, но сложного (большого по объему) уголовного дела несколькими следователями (ч.3. ст. 129 УПК РСФСР), а не следователями совместно с сотрудниками органов дознания. Что тем не менее не помешало расценивать положения рассматриваемой

нормы в качестве правового основания деятельности следственно-оперативных групп. Таким образом практика группового расследования, сохранив установления закона в принципе, расширила его возможности, оптимизировав рассматриваемый правовой институт в целом4.

Вместе с тем характер правоотношений, складывавшихся при выполнении требований ч. 4 ст. 127 УПК РСФСР и дополнявших тем самым положения ч. 3. ст. 129 УПК РСФСР, предполагал действия сотрудников уголовного розыска, ОБХСС не в группе, а за ее пределами, что по результативности было менее продуктивно. При этом объем полномочий (компетенция) оперативных работников, как правило, ограничивался разовыми поручениями следователей, которые, согласно закону, должны были даваться исключительно в письменном виде.

Между тем опыт работы, насчитывавший уже не одно десятилетие, убеждал в том, что использование совместных усилий сотрудников аппаратов следствия и дознания, организованных в одну группу, позволяло достигнуть наилучших результатов, превышающих возможности каждой из взаимодействующих сторон, взятой в отдельности.

Отсутствие четкой концепции в понимании и толковании правового института группового расследования в научном аспекте неизбежно и пагубно сказывалось не только на правоприменительной практике5, но и на состоянии отраслевого законодательства, теории уголовно-процессуального права, подзаконных нормативных правовых актов, содержание которых порождало гипертрофированное представление об узловых проблемах деятельности групп следователей и следственно-оперативных групп6. К месту заметим, что законодатель (в ст. 129 УПК РСФСР) временное формирование из нескольких следователей, расследовавших одно уголовное дело, специально именовал группой следователей, а не следственной группой (ст. 163 УПК РФ) с тем, чтобы не смешивать первое понятие (обозначавшее состоявшийся правовой институт и чисто процессуальное явление) со вторым, подразумевавшим организационно-штатные единицы, имевшиеся в структуре следственных подразделений (отделов, управлений) областных, краевых и к ним приравненных УВД (МВД).

В контексте изложенного как недоразумение следовало воспринимать реко-

мендации, излагавшиеся в приказе МВД РФ № 224 от 12 мая 1993 г. «О создании следственно-оперативной группы МВД России для координации деятельности служб министерства и органов внутренних дел по раскрытию и расследованию пожаров и поджогов» и в утвержденном указанной директивой Положении с одноименным названием. В данных документах на рассматриваемые временные формирования возлагались, по сути, методические (штабные) функции по координации деятельности аппаратов следствия и дознания, в том числе и на местах в случаях осуществления выездов на осмотры мест происшествий по делам о преступлениях, повлекших тяжкие либо особо тяжкие последствия7.

Подобные установки входили в прямое противоречие с положениями теории управления в ОВД, поскольку в каждой конкретной ситуации неизбежно приводили к ущемлению процессуальной самостоятельности следователей — руководителей следственно-оперативных групп, а также, правда, больше по административно-распорядительной линии, начальников территориальных ОВД8.

Таким образом, если и говорить об определенной полезности организационно-методической помощи со стороны МВД РФ в раскрытии и расследовании тяжких и особо тяжких преступлений, то и именовать подобные, создававшиеся в этих целях формирования, целесообразно было бы в соответствии с возлагавшимися на них функциями.

В последнее время всякий раз, когда речь заходит о необходимости раскрытия и расследования очередного тяжкого или

особо тяжкого экономического (налогового) преступления, получившего широкий общественный резонанс, ученые юристы и специалисты-практики все чаще обращают свои взоры к наиболее прагматичной форме реагирования — следственно-оперативной группе, представляющей собой организационную микромодель правоохранительной структуры более высокого уровня. Думается, что она (эта микромодель) удачно аккумулирует (сочетает) в себе организационно-управленческие, процессуально-правовые, криминалистические и оперативно-розыскные активы группового метода расследования 9.

Представляется, что приведенный в данной публикации краткий историко-правовой обзор основных этапов зарождения и развития группового расследования следовало бы иметь в виду адептам (сторонникам) концепции единого вневедомственного следственного комитета при обосновании необходимости создания в России Федеральной службы расследования.

Следует учитывать и еще одно важное в теоретическом аспекте обстоятельство: в криминалистической науке вопросы организации и деятельности следственных и следственно-оперативных групп в системе соответствующего учебного курса почему-то традиционно освещаются в разделе следственной тактики. На взгляд автора настоящей статьи, по своей значимости они (эти вопросы) в совокупности вправе претендовать на статус самостоятельной частной криминалистической теории (учения), подлежащей изучению в рамках криминалистической теории и методологии.

Литература и примечания

1. Бажанов С.В. Возникновение и развитие группового метода расследования преступлений // Законность. 1995. № 9. С. 41-45.

2. Кондратов А.И. Организация деятельности следственных бригад по расследованию многоэпизодных уголовных дел // Актуальные проблемы теории и практики борьбы с организованной преступностью в России: материалы научно-практич. конф. М.:МИ МВД РФ. 1994. Вып. 1. С. 94-101.

3. Химичева Г.П., Бажанов С.В. Групповой метод расследования тяжких преступлений: учебное пособие. Смоленск: СГУ, 1997. С. 3.

4. Бажанов С.В. Групповой метод расследования как способ повышения эффективности предварительного следствия: дисс. ... к.ю.н. М.: ВЮЗШ МВД СССР, 1990. С. 5.

5. Бажанов С.В. Влияние либеральных правопредставлений на деформацию профессионального правосознания сотрудников следственно-оперативного звена МВД РФ // Актуальные проблемы развития правосознания и правовой культуры в России: материалы межвузовской научно-практич. конф.: сборник докладов. Иваново:Ивановское отделение ВЮИ МВД РФ. 1998. С. 68-73.

6. Об этом см. подробнее, в частности: Бажанов С.В. Персонификация ответственности за утрату вещественных доказательств при групповом метода расследования преступлений // Вестник МВД РФ. 1994. № 4. С. 45-47.

7. Вопросы расследования преступлений: справочное пособие / под ред. А.Я. Качанова. М.: Спарк, 1996. С. 447-449.

8. Бажанов С.В. Общие условия группового метода расследования преступлений: учебно-методическое пособие. Владимир: ВЮИ МВД РФ, 1997. С. 22-27.

9. Бажанов С.В. Основные направления совершенствования взаимодействия органов предварительного следствия и дознания в условиях следственно-оперативных групп: учебно-методическое пособие. Владимир: ВЮИ МВД РФ, 1998. С. 15-19.

сч

01

г •

о

о

сч •

о о о о.

с[ со

I-

О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.