Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 1. С. 94—96. Education. Science. Scientific personnel. 2022;(1):94 — 96.
ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ
Научная статья
УДК 342.25 NIION: 2007-0062-1/22-022
doi: 10.24411/2073-3305-2022-1-94-96 MOSURED: 77/27-004-2022-01-222
Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления: формы, правовая регламентация
Лайлакъ Изамутдиновна Таймазова,
Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия, [email protected]
Аннотация. Статья посвящена анализу форм взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации, а также правовой регламентации указанных форм взаимодействия.
Ключевые слова: местное самоуправление, местная власть, органы местного самоуправления, взаимодействие, государственный контроль
Для цитирования: Таймазова Л.И. Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления: формы, правовая регламентация // Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 1. С. 94—96. doi: 10.24411/2073-3305-2022-1-94-96.
PUBLIC LEGAL (STATE LEGAL) SCIENCES
Original article
Interaction of state authorities and local self-government bodies:
forms, legal regulation
Laylak I. Taymazova
Dagestan State University, Makhachkala, Russia, [email protected]
Abstract. The article is devoted to the analysis of the forms of interaction between state authorities and local self-government bodies in the Russian Federation, as well as the legal regulation of these forms of interaction.
Keywords: local self-government, local government, local self-government bodies, interaction, state control For citation: Taimazova L.I. Interaction of state authorities and local self-government bodies: forms, legal regulation // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2022;(1):94 — 96. (In Russ.). doi: 10.24411/2073-3305-2022-1-94-96.
Эффективное реформирование сфер жизни общества невозможно без успешного взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления. Основными причинами, которые препятствуют указанному взаимодействию, являются, прежде всего, отсутствие четкого разграничения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления и механизма их взаимодействия, равно как и отсутствие распре-
© Таймазова Л.И., 2022
деления ответственности между органами местного самоуправления различных уровней.
Актуальным остается вопрос взаимодействия органов государственной власти субъектов с органами местного самоуправления. Положения Основного закона Российской Федерации установили самостоятельность органов местного самоуправления, определив, что местные органы власти не входят в систему органов государственной власти и независимы при решении вопросов местного значения. В то же время существуют определенные формы взаимодействия местных органов власти и государственных органов, которые основаны на федеральном и ре-
Публично-правовые (государственно-правовые) науки
гиональном законодательстве Российской Федерации, однако четко выработанных концепций, форм, содержаний и принципов их взаимодействия все еще нет.
На сегодняшний день выделяются следующие формы взаимодействия органов государственной власти субъектов с органами местного самоуправления:
■ инициируемые государственными органами субъектов Российской Федерации;
■ реализуемые по инициативе самих органов местного самоуправления;
■ инициированные государственными органами и органами местного самоуправления совместно — в случаях заключения договоров, контрактов, создания консультативных или координационных органов.
Правовой основой указанного взаимодействия служат положения Конституции РФ, федерального законодательства, в частности, ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления», указы главы государства, постановления Правительства РФ, постановления и определения Конституционного Суда РФ, региональное законодательство (конституции / уставы субъектов, законы субъектов РФ и уставы муниципальных образований).
Рассмотрим формы взаимодействия более подробно. Одной из форм взаимодействия является государственный контроль над местным самоуправлением. Указанный контроль реализуется в двух формах — контроль за соблюдением законодательства и контроль за осуществлением отдельных государственных полномочий местными автономными органами. В правовой науке выделяют три типа совместного функционирования органов государства и органов местного самоуправления: административный, децентрализованный и дуалистический. Отличительной чертой административного вида взаимоотношений является тотальный контроль центральной власти над местной посредством включения ее в систему государственной власти. Такой тип характерен для КНДР, КНР, Кубы.
В децентрализованной системе взаимоотношений органы местного самоуправления осуществляют свои полномочия самостоятельно, а структурные элементы публичной власти выступают как равноправные субъекты — так называемые партнерские взаимоотношения.
Дуалистической модели свойственен контроль местного самоуправления со стороны государства только в тех сферах, в которых органы местного самоуправления осуществляют его задачи. Думается, что именно этот тип взаимоот-
ношений представлен на сегодняшний день в Российской Федерации, поскольку даже при провозглашении в ст. 12 Конституции РФ самостоятельности органов местного самоуправления за ними все же остается контроль со стороны государства, в чем и проявляется дуалистический тип взаимодействия.
Стоит отметить, что ст. 8 Европейской хартии местного самоуправления регламентирует положение, согласно которому любой административный контроль над органами местного самоуправления должен осуществляться только таким образом, чтобы степень вмешательства надзорного органа была соизмерима с важностью интересов, которые такое вмешательство направлено защитить [3, с. 146]. Эффективность государственного контроля тождественна с его адекватностью, хотя Конституционный Суд РФ считает противоречащим Основному закону РФ право органов государственной власти субъекта отменять акты органов местного самоуправления.
В соответствии с положениями Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» [1] и Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» [2] к числу форм взаимодействия можно также отнести реализацию права законодательной инициативы представительным органом местного самоуправления в парламентах субъектов РФ, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъекта РФ, назначение и освобождение от должности должностных лиц местного самоуправления.
Для достижения эффективного взаимодействия государственной и местной власти при государственных органах стали создаваться консультативные органы; к примеру, на федеральном уровне при должностных лицах создаются советы по развитию местного самоуправления; на региональном уровне — как при законодательной и исполнительной ветвях власти, так и при высших должностных лицах субъектов РФ. Следует также подчеркнуть, что формы взаимодействия между уровнями публичной власти требуют законодательного урегулирования, что должно быть решено посредством внесения дополнений в базовый Федеральный закон № 131, тем более, что предпосылка к этому уже есть — ч. 3 ст. 132 Конституции РФ, которая закрепляет взаимодействие органов государственного и местного уровня для эффективного разрешения задач в интересах населения муниципалитетов.
2022 / № 1 Е^оайоп. Бйепое. БаепйЛс регэоппе!
95
Список источников
1. Федеральный закон РФ от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» (в ред. от 21 декабря 2021 г.) // СПС «КонсультантПлюс».
2. Федеральный закон РФ от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (в ред. от 30 декабря 2021 г.) // СПС «КонсультантПлюс».
3. Вишнякова Л.В. Формы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления // Синергия наук. 2021. № 59.
References
1. Federal Law of the Russian Federation of October 6, 1999 No. 184-FZ "On the General Principles of Organization of Legislative (Representative) and Executive Bodies of State Power of the Subjects of the Russian Federation" (as amended on December 21, 2021) // SPS "ConsultantPlus".
2. Federal Law of the Russian Federation of October 6, 2003 No. 131-FZ "On the General Principles of Organizing Local Self-Government in the Russian Federation" (as amended on December 30, 2021) // SPS ConsultantPlus.
3. Vishnyakova L.V. Forms of interaction between public authorities and local self-government // Synergy of Sciences. 2021. No. 59.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Гражданский процесс
Гражданский процесс. Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция», специальности «Правоохранительная деятельность» / Под ред. Л. В. Тумановой, Н.Д. Амаглобели. — 9-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. - 687 с.
На основе современного законодательства системно и комплексно раскрыты основные темы курса: цели, задачи, принципы гражданского судопроизводства, сущность и источники гражданского процессуального права, гражданские процессуальные правоотношения, понятие доказательств и доказывания, участники и сроки судопроизводства, порядок и особенности его ведения. Рассмотрены основные положения арбитражного процесса, нотариата, третейского суда, а также порядок обращения российских граждан в Европейский суд по правам человека.
Особое внимание уделено порядку пересмотра судебных постановлений в судах апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, особенностям производства по делам, связанным с выполнением функций содействия и контроля в отношении третейских судов, а также пересмотру по новым или вновь открывшимся обстоятельствам судебных постановлений, вступивших в законную силу.
Учтены последние изменения, внесенные в Гражданский процессуальный кодекс РФ, по состоянию на 1 апреля 2018 г.
Для студентов, аспирантов и преподавателей высших и средних специальных учебных заведений юридического профиля, а также для всех интересующихся вопросами гражданского процесса.
Информация об авторе Л.И. Таймазова — магистрант 2-го года обучения Юридического института.
Information about the author L.I. Taymazova — a 2-year master's student of the Law Institute.
Статья поступила в редакцию 24.02.2022; одобрена после рецензирования 03.03.2022; принята к публикации 10.03.2022.
The article was submitted 24.02.2022; approved after reviewing 03.03.2022; accepted for publication 10.03.2022.