Научная статья на тему 'Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления: формы, правовая регламентация'

Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления: формы, правовая регламентация Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
780
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
местное самоуправление / местная власть / органы местного самоуправления / взаимодействие / государственный контроль / local self-government / local government / local self-government bodies / interaction / state control

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лайлакъ Изамутдиновна Таймазова

Статья посвящена анализу форм взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации, а также правовой регламентации указанных форм взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Лайлакъ Изамутдиновна Таймазова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interaction of state authorities and local self-government bodies: forms, legal regulation

The article is devoted to the analysis of the forms of interaction between state authorities and local selfgovernment bodies in the Russian Federation, as well as the legal regulation of these forms of interaction.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления: формы, правовая регламентация»

Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 1. С. 94—96. Education. Science. Scientific personnel. 2022;(1):94 — 96.

ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ

Научная статья

УДК 342.25 NIION: 2007-0062-1/22-022

doi: 10.24411/2073-3305-2022-1-94-96 MOSURED: 77/27-004-2022-01-222

Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления: формы, правовая регламентация

Лайлакъ Изамутдиновна Таймазова,

Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия, taimazovaaa1998@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена анализу форм взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации, а также правовой регламентации указанных форм взаимодействия.

Ключевые слова: местное самоуправление, местная власть, органы местного самоуправления, взаимодействие, государственный контроль

Для цитирования: Таймазова Л.И. Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления: формы, правовая регламентация // Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 1. С. 94—96. doi: 10.24411/2073-3305-2022-1-94-96.

PUBLIC LEGAL (STATE LEGAL) SCIENCES

Original article

Interaction of state authorities and local self-government bodies:

forms, legal regulation

Laylak I. Taymazova

Dagestan State University, Makhachkala, Russia, taimazovaaa1998@mail.ru

Abstract. The article is devoted to the analysis of the forms of interaction between state authorities and local self-government bodies in the Russian Federation, as well as the legal regulation of these forms of interaction.

Keywords: local self-government, local government, local self-government bodies, interaction, state control For citation: Taimazova L.I. Interaction of state authorities and local self-government bodies: forms, legal regulation // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2022;(1):94 — 96. (In Russ.). doi: 10.24411/2073-3305-2022-1-94-96.

Эффективное реформирование сфер жизни общества невозможно без успешного взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления. Основными причинами, которые препятствуют указанному взаимодействию, являются, прежде всего, отсутствие четкого разграничения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления и механизма их взаимодействия, равно как и отсутствие распре-

© Таймазова Л.И., 2022

деления ответственности между органами местного самоуправления различных уровней.

Актуальным остается вопрос взаимодействия органов государственной власти субъектов с органами местного самоуправления. Положения Основного закона Российской Федерации установили самостоятельность органов местного самоуправления, определив, что местные органы власти не входят в систему органов государственной власти и независимы при решении вопросов местного значения. В то же время существуют определенные формы взаимодействия местных органов власти и государственных органов, которые основаны на федеральном и ре-

Публично-правовые (государственно-правовые) науки

гиональном законодательстве Российской Федерации, однако четко выработанных концепций, форм, содержаний и принципов их взаимодействия все еще нет.

На сегодняшний день выделяются следующие формы взаимодействия органов государственной власти субъектов с органами местного самоуправления:

■ инициируемые государственными органами субъектов Российской Федерации;

■ реализуемые по инициативе самих органов местного самоуправления;

■ инициированные государственными органами и органами местного самоуправления совместно — в случаях заключения договоров, контрактов, создания консультативных или координационных органов.

Правовой основой указанного взаимодействия служат положения Конституции РФ, федерального законодательства, в частности, ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления», указы главы государства, постановления Правительства РФ, постановления и определения Конституционного Суда РФ, региональное законодательство (конституции / уставы субъектов, законы субъектов РФ и уставы муниципальных образований).

Рассмотрим формы взаимодействия более подробно. Одной из форм взаимодействия является государственный контроль над местным самоуправлением. Указанный контроль реализуется в двух формах — контроль за соблюдением законодательства и контроль за осуществлением отдельных государственных полномочий местными автономными органами. В правовой науке выделяют три типа совместного функционирования органов государства и органов местного самоуправления: административный, децентрализованный и дуалистический. Отличительной чертой административного вида взаимоотношений является тотальный контроль центральной власти над местной посредством включения ее в систему государственной власти. Такой тип характерен для КНДР, КНР, Кубы.

В децентрализованной системе взаимоотношений органы местного самоуправления осуществляют свои полномочия самостоятельно, а структурные элементы публичной власти выступают как равноправные субъекты — так называемые партнерские взаимоотношения.

Дуалистической модели свойственен контроль местного самоуправления со стороны государства только в тех сферах, в которых органы местного самоуправления осуществляют его задачи. Думается, что именно этот тип взаимоот-

ношений представлен на сегодняшний день в Российской Федерации, поскольку даже при провозглашении в ст. 12 Конституции РФ самостоятельности органов местного самоуправления за ними все же остается контроль со стороны государства, в чем и проявляется дуалистический тип взаимодействия.

Стоит отметить, что ст. 8 Европейской хартии местного самоуправления регламентирует положение, согласно которому любой административный контроль над органами местного самоуправления должен осуществляться только таким образом, чтобы степень вмешательства надзорного органа была соизмерима с важностью интересов, которые такое вмешательство направлено защитить [3, с. 146]. Эффективность государственного контроля тождественна с его адекватностью, хотя Конституционный Суд РФ считает противоречащим Основному закону РФ право органов государственной власти субъекта отменять акты органов местного самоуправления.

В соответствии с положениями Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» [1] и Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» [2] к числу форм взаимодействия можно также отнести реализацию права законодательной инициативы представительным органом местного самоуправления в парламентах субъектов РФ, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъекта РФ, назначение и освобождение от должности должностных лиц местного самоуправления.

Для достижения эффективного взаимодействия государственной и местной власти при государственных органах стали создаваться консультативные органы; к примеру, на федеральном уровне при должностных лицах создаются советы по развитию местного самоуправления; на региональном уровне — как при законодательной и исполнительной ветвях власти, так и при высших должностных лицах субъектов РФ. Следует также подчеркнуть, что формы взаимодействия между уровнями публичной власти требуют законодательного урегулирования, что должно быть решено посредством внесения дополнений в базовый Федеральный закон № 131, тем более, что предпосылка к этому уже есть — ч. 3 ст. 132 Конституции РФ, которая закрепляет взаимодействие органов государственного и местного уровня для эффективного разрешения задач в интересах населения муниципалитетов.

2022 / № 1 Е^оайоп. Бйепое. БаепйЛс регэоппе!

95

Список источников

1. Федеральный закон РФ от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» (в ред. от 21 декабря 2021 г.) // СПС «КонсультантПлюс».

2. Федеральный закон РФ от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (в ред. от 30 декабря 2021 г.) // СПС «КонсультантПлюс».

3. Вишнякова Л.В. Формы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления // Синергия наук. 2021. № 59.

References

1. Federal Law of the Russian Federation of October 6, 1999 No. 184-FZ "On the General Principles of Organization of Legislative (Representative) and Executive Bodies of State Power of the Subjects of the Russian Federation" (as amended on December 21, 2021) // SPS "ConsultantPlus".

2. Federal Law of the Russian Federation of October 6, 2003 No. 131-FZ "On the General Principles of Organizing Local Self-Government in the Russian Federation" (as amended on December 30, 2021) // SPS ConsultantPlus.

3. Vishnyakova L.V. Forms of interaction between public authorities and local self-government // Synergy of Sciences. 2021. No. 59.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Гражданский процесс

Гражданский процесс. Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция», специальности «Правоохранительная деятельность» / Под ред. Л. В. Тумановой, Н.Д. Амаглобели. — 9-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. - 687 с.

На основе современного законодательства системно и комплексно раскрыты основные темы курса: цели, задачи, принципы гражданского судопроизводства, сущность и источники гражданского процессуального права, гражданские процессуальные правоотношения, понятие доказательств и доказывания, участники и сроки судопроизводства, порядок и особенности его ведения. Рассмотрены основные положения арбитражного процесса, нотариата, третейского суда, а также порядок обращения российских граждан в Европейский суд по правам человека.

Особое внимание уделено порядку пересмотра судебных постановлений в судах апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, особенностям производства по делам, связанным с выполнением функций содействия и контроля в отношении третейских судов, а также пересмотру по новым или вновь открывшимся обстоятельствам судебных постановлений, вступивших в законную силу.

Учтены последние изменения, внесенные в Гражданский процессуальный кодекс РФ, по состоянию на 1 апреля 2018 г.

Для студентов, аспирантов и преподавателей высших и средних специальных учебных заведений юридического профиля, а также для всех интересующихся вопросами гражданского процесса.

Информация об авторе Л.И. Таймазова — магистрант 2-го года обучения Юридического института.

Information about the author L.I. Taymazova — a 2-year master's student of the Law Institute.

Статья поступила в редакцию 24.02.2022; одобрена после рецензирования 03.03.2022; принята к публикации 10.03.2022.

The article was submitted 24.02.2022; approved after reviewing 03.03.2022; accepted for publication 10.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.