Научная статья на тему 'Правотворчество органов местного самоуправления'

Правотворчество органов местного самоуправления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
703
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
правотворчество / местное самоуправление / органы местного самоуправления / муниципальное образование / нормативный правовой акт / law-making / local self-government / local self-government bodies / municipal formation / normative legal act

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Патимат Расуловна Магомедова, Абдулгамид Магомедович Абдулгамидов

В статье раскрываются основные понятия терминов «правотворчество», «законотворчество», «нормотворчество», а также «правотворчество местного самоуправления». Исследуется классификация правотворчества в зависимости от субъектов и определяется роль правотворчества органов местного самоуправления как неотъемлемого компонента правовой системы Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Law-making of local self-government bodies

The article reveals the basic concepts of the terms “law-making", “rule-making", as well as “law-making of local self-government". The classification of lawmaking depending on the subjects is investigated and the role of lawmaking of local self-government bodies as an integral component of the legal system of the Russian Federation is determined.

Текст научной работы на тему «Правотворчество органов местного самоуправления»

Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 1. С. 68 — 70. Education. Science. Scientific personnel. 2022;(1):68 — 70.

ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ

Научная статья

УДК 342.553 NIION: 2007-0062-1/22-014

doi: 10.24411/2073-3305-2022-1-68-70 MOSURED: 77/27-004-2022-01-214

Правотворчество органов местного самоуправления

Патимат Расуловна Магомедова1, Абдулгамид Магомедович Абдулгамидов2

1 2 Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия

1 [email protected]

2 [email protected]

Аннотация. В статье раскрываются основные понятия терминов «правотворчество», «законотворчество», «нормотворчество», а также «правотворчество местного самоуправления». Исследуется классификация правотворчества в зависимости от субъектов и определяется роль правотворчества органов местного самоуправления как неотъемлемого компонента правовой системы Российской Федерации.

Ключевые слова: правотворчество, местное самоуправление, органы местного самоуправления, муниципальное образование, нормативный правовой акт

Для цитирования: Магомедова П.Р., Абдулгамидов А.М. Правотворчество органов местного самоуправления // Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 1. С. 68-70. doi: 10.24411/2073-3305-2022-1-68-70.

PUBLIC LEGAL (STATE LEGAL) SCIENCES

Original article

Law-making of local self-government bodies

Patimat R. Magomedova1, Abdulgamid M. Abdulgamidov2

1 2 Dagestan State University, Makhachkala, Russia

1 [email protected]

2 [email protected]

Abstract. The article reveals the basic concepts of the terms "law-making", "rule-making", as well as "law-making of local self-government". The classification of lawmaking depending on the subjects is investigated and the role of lawmaking of local self-government bodies as an integral component of the legal system of the Russian Federation is determined.

Keywords: law-making, local self-government, local self-government bodies, municipal formation, normative legal act For citation: Magomedova P.R., Abdulgamidov A.M. Law-making of local self-government bodies // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2022;(1):68 — 70. (In Russ.). doi: 10.24411/ 2073-3305-2022-1-68-70.

Одним из важнейших направлений деятельности органов местного самоуправления является правотворчество. Согласно ст. 130 Конституции РФ: «Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью» [1, ст. 130]. Определяющая роль органов местного самоуправления связана с решением основополагающих задач, направленных на дальнейшее развитие Российской Федерации как демократического, федеративного и социального государства.

© Магомедова П.Р., Абдулгамидов А.М., 2022

Прежде чем определиться с понятием «правотворчество местного самоуправления», следует разграничить понятия «правотворчество», «законотворчество», «нормотворчество». По мнению Б.Г. Хачатурян: «Нормотворчество — это процесс создания и закрепления норм права (правил поведения в обществе) с последующим их санкционированием в нормативных правовых актах» [5, с. 123]. М.А. Матвеева считает, что нормотворчество является широким понятием ввиду того, что из него можно вычленить не только правотворческую деятельность государства, но и весь процесс создания всех социальных норм в обществе. «В этом процессе участвуют различные корпорации, общественные объединения,

Публично-правовые (государственно-правовые) науки

политические партии, религиозные организации» [6, с. 7].

В свою очередь, правотворчество можно рассматривать с двух позиций: в узком смысле под правотворчеством понимается непосредственный процесс создания правовых норм компетентным органом. В широком — это процесс с момента правотворческого замысла и до фактической реализации юридической нормы. Л.Ф. Черданцев рассматривает правотворчество как «специфическую, требующую особых знаний и умений интеллектуальную деятельность» [4, с. 504].

Правотворчество можно классифицировать по различным основаниям: по юридической силе принимаемых актов, по способу придания юридической силы нормативному акту, по наличию лоббирования. Кроме того, одной из основных классификаций является выделение правотворчества в зависимости от субъектов:

1) законотворчество — непосредственное правотворчество народа. Это может быть как участие в референдуме, так и правотворчество законодательных органов власти;

2) подзаконное правотворчество — правотворчество должностных лиц;

3) локальное правотворчество — правотворчество органов местного самоуправления;

4) правотворчество общественных организаций;

5) договорное правотворчество — деятельность государственных органов, связанная с принятием нормативных договоров.

Таким образом, понятие «правотворчество» шире понятия «законотворчество», так как связано с созданием широкого массива нормативных правовых актов и нормативных договоров, прецедентов.

Правотворчество местного самоуправления представляет собой деятельность, связанную с принятием общеобязательных формально определенных правил поведения в рамках, установленных уставом муниципального образования и иными нормативными актами органов и должностных лиц местного самоуправления, направленных на решение задач и вопросов, определенных предметом ведения местного самоуправления [3, с. 412].

Согласно ст. 43 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [2] система муниципальных правовых актов включает следующие виды:

■ устав муниципального образования;

■ правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);

■ нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования (решения);

■ правовые акты главы муниципального образования, местной администрации;

■ правовые акты иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования.

Муниципальные правовые акты выступают в качестве подзаконных актов. Подзаконным является акт, непротиворечащий законам, которые по своей иерархии имеют преимущество над актами органов местного самоуправления. Так, акты местного самоуправления не должны противоречить нормам Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, законам субъектов РФ. Подобная система предопределяет согласованность деятельности органов государственной власти, слаженность при взаимодействии правовых актов различного уровня [7, с. 2].

Значение правотворчества органов местного самоуправления как неотъемлемого компонента правовой системы Российской Федерации заключается в его близости к нуждам населения муниципальных образований. В соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальными правовыми актами признаются «решения, принятые населением, органами и должностными лицами местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер» [2]. Принятие наиболее оперативного решения по вопросам, возникающим у населения, адаптивность к особенностям того или иного муниципального образования, а также расширение субъектов правотворческой инициативы — основополагающие признаки выделения муниципального элемента в российской правовой системе.

Исходя из изложенного, местное правотворчество зависит от государства, а правовые акты на уровне муниципальных образований могут быть приняты на местном референдуме, сходах

2022 / № 1 Е^оайоп. Бйепое. БаепйЛс регэоппе!

69

граждан, коллегиально представительным органом местного самоуправления, на основе принципов единоначалия, что также свидетельствует об осуществлении полномочий муниципальной властью хотя и самостоятельно, но в пределах компетенции, закрепленной в федеральном законодательстве.

Таким образом, муниципальное правотворчество можно определить как осуществляемую в пределах, установленных правовыми актами органов и должностных лиц местного самоуправления, а также уставом муниципального образования и иными нормативными актами, в процессуальном порядке деятельность по созданию, дополнению и изменению правил поведения субъектов местного самоуправления.

Список источников

1. Конституция Российской Федерации 1993 г. М.: Проспект, 2022.

2. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 30 декабря 2021 г.).

3. Сенякин И.Н. Правотворчество: понятие, принципы, виды / / Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н.И. Матузова и A.B. Маль-ко. М., 2001.

4. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М., 1998.

5. Хачатурян Б.Г. Законотворческий процесс: научное и практическое пособие (курс лекций). 3-е изд., обновл. и дораб. М., 2019.

6. Матвеева МА Теоретические основы соотношения нормотворчества и правотворчества / / Образование и право. 2014. № 11-12. URL: https://

cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-sootnosheniya-normotvorchestva-i-pravotvorchest-va (дата обращения: 12.02.2022).

7. Синюков С.В. О понятии правотворчества // Известия Саратовского университета. Сер.: Экономика. Управление. Право. 2011. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-ponyatii-pravotvorchestva (дата обращения: 12.02.2022).

References

1. Constitution of the Russian Federation 1993. M.: Prospekt, 2022.

2. Federal Law of October 6, 2003 No. 131-FZ "On the General Principles of Organization of Local Self-Government in the Russian Federation" (as amended on December 30, 2021).

3. Senyakin I.N. Law-making: concept, principles, types / / Theory of State and Law: a course of lectures / ed. N.I. Matuzov and A.V. Malko. M., 2001.

4. Cherdantsev A.F. Theory of Government and Rights. M., 1998.

5. Khachaturyan B.G. Legislative process: scientific and practical guide (lecture course). 3rd ed., updated. M., 2019.

6. Matveeva MA. Theoretical foundations of the relationship between rulemaking and lawmaking // Education and Law. 2014. No. 1112. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ teoreticheskie-osnovy-sootnosheniya-normotvor-chestva-i-pravotvorchestva (date of access: 02/12/ 2022).

7. Sinyukov S.V. On the concept of lawmaking // News of the Saratov University. Ser.: Economics. Control. Right. 2011. No. 2. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/o-ponyatii-pravot-vorchestva (date of access: 02/12/2022).

Информация об авторах

П.Р. Магомедова — кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и международного права;

А.М. Абдулгамидов — магистрант 2-го курса Юридического института.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors P.R. Magomedova — candidate of law, associate professor of the department of constitutional and international law; A.M. Abdulgamidov — 2nd year master student of the Law Institute.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 14.02.2022; одобрена после рецензирования 28.02.2022; принята к публикации 10.03.2022.

The article was submitted 14.02.2022; approved after reviewing 28.02.2022; accepted for publication 10.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.