Научная статья на тему 'Взаимодействие общего, дополнительного и профессионального образования в пространстве университетского округа'

Взаимодействие общего, дополнительного и профессионального образования в пространстве университетского округа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТСКИЙ ОКРУГ / АССОЦИАЦИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / UNIVERSITY DISTRICT / ASSOCIATION / INTERACTION / INTEGRATION / QUALITY OF EDUCATION / SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каргапольцева Наталья Александровна, Масликова Эльвира Фаритовна

Как отмечается в программных документах, определяющим направлением российской государственной образовательной политики является обеспечение каждым гражданином позитивного развития своего социокультурного, экономического и духовно-нравственного потенциала, что предполагает всемерное усиление интегративных аспектов продуктивного взаимодействия образовательных структур, подразделений и организаций в инновационной плоскости обучения, воспитания и развития личности. Наличие интегративного импульса сотрудничества в деятельности Ассоциации «Оренбургский университетский (учебный) округ» изначально обусловлено спецификой ее структурного построения, согласно которому «ассоциация» это одна из организационно-правовых форм некоммерческих организаций, добровольное объединение лиц, учреждений и структур одного рода деятельности для достижения общей цели. Выделенные и закрепленные в Уставе Ассоциации базовые векторы образовательного сотрудничества соответствуют стратегическим линиям развития российского образования, к которым относятся такие его сущностные характеристики, как глобализация, информатизация, гуманитаризация, гуманизация. Опыт деятельности Ассоциации «Оренбургский университетский (учебный) округ» показывает, что продуктивное разрешение проблемы социализации и воспитания личности современного обучающегося возможно только в объединяющем потенциале совместных усилий, в развивающем пространстве образовательной интеграции, в ходе совместной реализации социально-значимых программ, инновационных проектов и гуманитарных инициатив.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каргапольцева Наталья Александровна, Масликова Эльвира Фаритовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

As noted in the program documents, the main direction of the Russian state educational policy is the provision by each citizen of the positive development of its socio-cultural, economic and spiritual-moral potential, which implies the utmost strengthening of the integrative aspects of the productive interaction of educational structures, units and organizations in the innovative area of education, upbringing and development personality. The presence of an integrative impulse of cooperation in the activities of the Association “Orenburg University (Academic) District” was originally determined by the specific nature of its structural construction, according to which “association” is one of the organizational and legal forms of non-profit organizations, a voluntary association of individuals, institutions and structures of one kind of activity to achieve common goal. The basic vectors of educational cooperation, singled out and fixed in the Association’s Charter, correspond to the strategic lines of development of Russian education, which include such essential characteristics as globalization, informatization, humanitarization, humanization. Experience of the Association “Orenburg University (Academic) District” shows that the productive solution of the problem of socialization and upbringing of the personality of the modern student is possible only in the unifying potential of joint efforts, in the developing space of educational integration, in the joint implementation of socially significant programs, innovation projects and humanitarian initiatives.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие общего, дополнительного и профессионального образования в пространстве университетского округа»

УДК 371

Каргапольцева Н.А.1, Масликова Э.Ф.2

1Оренбургский государственный университет, г Оренбург, Россия Министерство образования Оренбургской области, г Оренбург, Россия

Е-mail: [email protected]

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБЩЕГО, ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОКРУГА

Как отмечается в программных документах, определяющим направлением российской государственной образовательной политики является обеспечение каждым гражданином позитивного развития своего социокультурного, экономического и духовно-нравственного потенциала, что предполагает всемерное усиление интегративных аспектов продуктивного взаимодействия образовательных структур, подразделений и организаций в инновационной плоскости обучения, воспитания и развития личности.

Наличие интегративного импульса сотрудничества в деятельности Ассоциации «Оренбургский университетский (учебный) округ» изначально обусловлено спецификой ее структурного построения, согласно которому «ассоциация» - это одна из организационно-правовых форм некоммерческих организаций, добровольное объединение лиц, учреждений и структур одного рода деятельности для достижения общей цели. Выделенные и закрепленные в Уставе Ассоциации базовые векторы образовательного сотрудничества соответствуют стратегическим линиям развития российского образования, к которым относятся такие его сущностные характеристики, как глобализация, информатизация, гуманитаризация, гуманизация.

Опыт деятельности Ассоциации «Оренбургский университетский (учебный) округ» показывает, что продуктивное разрешение проблемы социализации и воспитания личности современного обучающегося возможно только в объединяющем потенциале совместных усилий, в развивающем пространстве образовательной интеграции, в ходе совместной реализации социально-значимых программ, инновационных проектов и гуманитарных инициатив.

Ключевые слова: университетский округ, Ассоциация, взаимодействие, интеграция, качество образования, устойчивое развитие.

Определяющей задачей отечественного образования выступает всемерное содействие многосторонней модернизации страны, что непосредственно соотносится со степенью полноты реализации каждым обучающимся своего социально-культурного, производственно-экономического и личностного капитала.

В продуктивной оптимизации процессов социализации и воспитания личности взрослеющего человека определяющее значение принадлежит формированию единой образовательной целостности личностно-развивающих факторов, происходящему в ходе продуктивного взаимодействия различных образовательных компонентов, модулей и структур, что существенно расширяет возможности ответственного выбора обучающимися индивидуального образовательного маршрута, продуктивного выстраивания планов и программ успешной самореализации в жизни и профессии.

Поэтому актуализация возможностей и резервов педагогического соработничества субъектов современного образовательного процесса является не только определяющей характеристи-

кой последнего, но и выступает главным признаком, раскрывающим его глубинные социокультурные смыслы в российской и мировой образовательной действительности [1;2;3;4;5], гуманитарные качества открытости [6;7;8] и демократические ориентиры государственно-общественного управления [9], с наибольшей успешностью реализуемых в интеграционном формате возрождающихся, точнее, уже возрожденных образовательных (университетских) округов [10;11], которые выступают ценностным вектором преемственности в отечественной истории образования [13].

Многолетний опыт педагогической деятельности Ассоциации «Оренбургский университетский (учебный) округ» позволяет сделать вполне определенный вывод о том, что современный университет, преодолевающий в образовательной политике «традиционную «замкнутость» на свой внутренний мир» (В.М. Жураковский) [цит. по 12, с. 21], выступающий системообразующей доминантой регионального университетского комплекса (округа) является действенным инициатором и объединяющим центром эффективного взаимодействия

Каргапольцева Н.А., Масликова Э.Ф._

организаций общего, дополнительного и профессионального образования, направленного на качественную оптимизацию процесса развития и саморазвития образовательных субъектов.

Располагающиеся в содержательно-смысловой плоскости модернизационных векторов отечественного образования - глобализация, информатизация, гуманитаризация, гуманизация - базовые ориентации интегратив-ного взаимодействия в пространстве университетского округа реализуются в следующих областях совместной деятельности:

- проектирование открытой образовательной среды в расширяющемся формате социального партнерства;

- реализация преобразующего потенциала взаимосвязей, оптимизация использования ресурсного потенциала образовательных субъектов в работе с талантливыми и одаренными обучающимися, поддержка профильного образования;

- актуализация возможностей информационно-коммуникационных и медийных образовательных технологий в личностно развивающей плоскости активного и интерактивного обучения;

- содействие повышению квалификации учителей, педагогов и работников образования;

- валеологизация образовательного процесса, создание здоровых и дружественных детям сред;

- повышение качества социализации и воспитания обучающейся молодежи.

Системообразующим центром формирования и развития инновационного пространства образовательного взаимодействия университетского округа, действующим примером эффективного социально-образовательного регионального партнерства выступает Оренбургский государственный университет (ОГУ).

Построение и оптимизация многогранных взаимоотношений вуза и школы - основополагающее направление в деятельности образовательного университетского округа.

Ведущие преподаватели и предметные (профильные) кафедры университета на регулярной основе оказывают всестороннюю поддержку организациям и учреждениям общего образования в подготовке и проведении тематических внутришкольных мероприятий, кон-

Взаимодействие общего, дополнительного...

ференций и научно-практических конкурсов, методических семинаров.

Важнейшей составляющей обозначенного сотрудничества является организация научно-исследовательской деятельности одаренных обучающихся, которая осуществляется в ходе реализации таких востребованных образовательными субъектами проектов Ассоциации, как:

- «Конкурс исследовательских работ учащейся молодежи и студентов Оренбуржья»: конкурс включен в областной перечень мероприятий на присуждение премий для государственной поддержки талантливой молодежи;

- «Университетский тьюториал для одаренных учащихся» г. Оренбурга и Оренбургского района: этот проект - результат сетевого сотрудничества Оренбургского государственного университета, Ассоциации и городского Дворца творчества детей и молодежи при поддержке управления образования г. Оренбурга; еженедельно в течение учебного года около 300 старшеклассников получают тьюторское сопровождение своих исследовательских проектов;

- «Университетский лекторий для старшеклассников»: проводимый ведущими специалистами профессорско-преподавательского состава ОГУ курс лекций по основным учебным предметам старшей школы; образовательная тематика университетского лектория обращена к широкому спектру современных научных проблем, интересующих школьников, аудитория которых обладает тенденцией к постоянному расширению за счет возможностей дистанционного образования: видеозаписи лекционных выступлений ведущих преподавателей университета перед школьниками размещаются в открытом доступе на сайтах Университета и Ассоциации.

Субъекты Ассоциации принимают активное участие в ежегодной Всероссийской научно-методической конференции «Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры» в работе секции «Университетский учебный округ в региональном образовательном пространстве».

На базе университета активно реализуются инновационные образовательные программы повышения квалификации педагогов школ и учреждений профессионального и дополнительного образования.

Педагогические науки

Приоритетным направлением интеграционной деятельности в пространстве университетского округа является поддержка профильного образования школьников.

Ассоциация организует встречи ведущих преподавателей университета со старшеклассниками с целью более углубленного знакомства с выбранным предметным направлением, со спецификой предстоящей профессиональной деятельности и с задачно-целевой проблематикой соответствующей отрасли исследовательского поиска. Осуществляется направленное способствование расширению учебно-образовательных и научно-познавательных контактов школьников, гимназистов, лицеистов, кадет с представителями университетской Научной библиотеки, университетского Ботанического сада, университетского Музея, что не только способствует расширению сферы будущего профессионального выбора, но и активно содействует гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся.

В решении задач модернизации регионального образования особая роль принадлежит стратегическому вектору информатизации, во многом реализуемого благодаря организуемому Ассоциацией сетевому взаимодействию вузов и учреждений дополнительного образования. К значимым примерам образовательного сотрудничества в этом отношении следует отнести ежегодный областной дистанционный конкурс по информатике и информационным технологий «Компьютер и К°», осуществляемый в рамках образовательного проекта Ассоциации «Педагогика медиаобразования», в котором ежегодно заявляют свои работы педагоги школ, колледжей, вузов, школьники и студенты в номинациях «Электронные учебные издания», «Урок или классный час с использованием IT-технологий», «Образовательные Интернет-издания», «Образовательные мультимедиапрезентации», «Электронный сборник тестов» и других.

Тем самым, феномен университетской образовательной интеграции способствует существенному изменению предметного и личностно-развивающего функционала взаимодействующих субъектов, прежде всего, за счет оптимизирующего влияния так называемого холизмического эффекта (от. англ. holism, от греч. holos - целый, весь), обуславливающего

появление качественных (эмерджентных) факторов и свойств.

В интеграционной акцентности образовательного взаимодействия возрастает степень «целостности и устойчивости, автономия и эффективность действия», направленно осуществляется качественное возвышение субъектов образовательной целостности, прежде всего, за счет актуализации энергий и сил объединяющего функционала «взаимопроникновения, взаимодействия, взаимовидения, взаимопредположения, взаимодополнения, взаимосочетаемости, взаимозависимости» [14,10-12].

В объединяющем потенциале совместных усилий, в развивающем пространстве образовательной интеграции, в ходе совместной реализации социально-значимых научно-исследовательских проектов и инициатив, осуществляемых в расширяющемся пространстве университетского округа, образовательные субъекты Ассоциации получают возможность системной организации своей педагогической деятельности исходя из принципов гуманизации и гуманитаризации образовательного процесса, преемственности, непрерывности и целостности личностного развития обучающихся, обеспечения максимальной креативности и вариативности образовательного становления взрослеющего человека.

Следует отметить, что отмеченные тенденции образовательного сотрудничества в качественных ориентирах личностного развития обучающихся характерны и для зарубежного опыта полифункциональной и многосторонней образовательной интеграции [15;16;17].

Направления, виды и формы образовательного сотрудничества, реализуемые в пространстве университетского округа, разнообразны и многочисленны, составляют самую суть педагогического функционала и общественно-государственного предназначения деятельности Ассоциации и в расширяющейся прогностике своего развития обращены к утверждению основных идей кластерного подхода к построению интегративной образовательной целостности регионального уровня, предполагающей совместную разработку комплексных развивающих программ, социокультурных практик и образовательных взаимодействий.

22.08.2017

Каргапольцева Н.А., Масликова Э.Ф.

Взаимодействие общего, дополнительного..

Список литературы:

1.Богданова, О.Е. Образовательное партнерство в зарубежных исследованиях: теория и практика / О.Е. Богданова // Вестник Томского государственного университета. - 2012. - № 358. - С. 87-93.

2. Алешина, Е.В. Взаимодействие образовательной организации с социальными партнерами в целях расширения возможностей развития и воспитания обучающихся / Е.В. Алешина // Теория и практика образования в современном мире: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). - СПб. : СатисЪ, 2014. - С. 113-115.

3. Зайниев, Р.М. Сотрудничество образовательных учреждений - путь к повышению качества образования [Электронный ресурс] / Р.М. Зайниев : режим доступа: http://yspu.Org/images/3/31

4. Спивакова, Е.А. Сотрудничество школы и вуза - путь к повышению качества образования / Е.А. Спивакова // Территория науки. - 2013. - № 1. - С. 39-41.

5. Швецов, М.Ю. Сетевое взаимодействие образовательных учреждений профессионального образования в регионе / М.Ю. Швецов, А. Л. Дугаров // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. -2012. - № 5. - С. 33-38.

6. Королёва, Е.Г. Открытое образование как условие самореализации личности: социально-психологический аспект / Е.Г. Королёва // Человек и образование. - 2011. - № 1. - С. 27-30.

7. Соколов В.И. Что мы называем открытым образованием? [Электронный ресурс] / В.И. Соколов // Современные научные исследования и инновации. - 2011. - № 1. - режим доступа : http://web.snauka.ru/issues/2011/05/63

8. Казакова, Е.И. Об отражении понятия «открытое образование» в педагогической теории и практике [Электронный ресурс] / Е.И. Казакова, Т.Г. Галактионова // Письма в Эмиссия.ОффлайнЕ Электронный научный журнал. - 2012. - № 3. - С. 1752.

9. Терентьева, И.В. Государственно-общественное управление в сфере образования / И.В. Терентьева // Казанский педагогический журнал. - 2008. - № 4. - С. 74-83.

10. Садовничий, В.А. В поисках нового подхода к развитию образования и производительных сил в России: университетские округа (Выступление на заседании правления Российского Союза ректоров 1 марта 2000 года) / В.А. Садовничий // Университетское управление: практика и анализ. - 2000. - № 2. - С. 7-11.

11. Генкин, А. Л. Университетские образовательные округа: опыт сетевого взаимодействия / А. Л. Генкин, Л.В. Кипнес, М.В. Виноградова // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры : Материалы Всероссийской научно-методической конференции. - Оренбург : Оренбургский государственный университет, 2016. - С. 2984-2987.

12. Чурекова, Т.М. Университетский образовательный округ: аспекты управления и взаимодействия / Т.М. Чурекова //Интеграция образования. - 2003. - № 3. - С. 21-26.

13. Розов, М.А. Прошлое как ценность / М.А. Розов // Путь. Международный философский журнал. - 1992. - № 1 (2). - С. 137-151.

14. Ятайкина, А.А. Об интегрированном подходе в обучении / А.А. Ятайкина // Школьные технологии. - 2001. - № 6. - С.10-15.

15. McLaughlin C., Black-Hawkins K. School-university partnerships for educational research - distinctions, dilemmas and challenges // Curriculum Journal. 2007. Vol. 18, № 3. P. 327-341.

16. Baumfield V., Butterworth M. Creating and translating knowledge about teaching and learning in collaborative school-university research partnerships: an analysis of what is exchanged across the partnerships, by whom and how // Teachers and Teaching: Theory and Practice. 2007. Vol. 13, № 4. P. 411-427.

17. Smedley L. Impediments to Partnership: A literature review of school - university links // Teachers and Teaching: Theory and Practice. 2001. Vol. 7, № 2. P. 189-209.

Сведения об авторах:

Каргапольцева Наталья Александровна, профессор кафедры общей и профессиональной педагогики Оренбургского государственного университета, доктор педагогических наук, профессор

E-mail: [email protected]

460018, Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 3319, тел. (3532) 372591

Масликова Эльвира Фаритовна, заместитель министра образования Оренбургской области

E-mail: [email protected]

460000, Оренбург, ул. Постникова, 27

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.