УДК 371
Каргапольцева Н.А.1, Масликова Э.Ф.2
1Оренбургский государственный университет, г Оренбург, Россия Министерство образования Оренбургской области, г Оренбург, Россия
Е-mail: [email protected]
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБЩЕГО, ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОКРУГА
Как отмечается в программных документах, определяющим направлением российской государственной образовательной политики является обеспечение каждым гражданином позитивного развития своего социокультурного, экономического и духовно-нравственного потенциала, что предполагает всемерное усиление интегративных аспектов продуктивного взаимодействия образовательных структур, подразделений и организаций в инновационной плоскости обучения, воспитания и развития личности.
Наличие интегративного импульса сотрудничества в деятельности Ассоциации «Оренбургский университетский (учебный) округ» изначально обусловлено спецификой ее структурного построения, согласно которому «ассоциация» - это одна из организационно-правовых форм некоммерческих организаций, добровольное объединение лиц, учреждений и структур одного рода деятельности для достижения общей цели. Выделенные и закрепленные в Уставе Ассоциации базовые векторы образовательного сотрудничества соответствуют стратегическим линиям развития российского образования, к которым относятся такие его сущностные характеристики, как глобализация, информатизация, гуманитаризация, гуманизация.
Опыт деятельности Ассоциации «Оренбургский университетский (учебный) округ» показывает, что продуктивное разрешение проблемы социализации и воспитания личности современного обучающегося возможно только в объединяющем потенциале совместных усилий, в развивающем пространстве образовательной интеграции, в ходе совместной реализации социально-значимых программ, инновационных проектов и гуманитарных инициатив.
Ключевые слова: университетский округ, Ассоциация, взаимодействие, интеграция, качество образования, устойчивое развитие.
Определяющей задачей отечественного образования выступает всемерное содействие многосторонней модернизации страны, что непосредственно соотносится со степенью полноты реализации каждым обучающимся своего социально-культурного, производственно-экономического и личностного капитала.
В продуктивной оптимизации процессов социализации и воспитания личности взрослеющего человека определяющее значение принадлежит формированию единой образовательной целостности личностно-развивающих факторов, происходящему в ходе продуктивного взаимодействия различных образовательных компонентов, модулей и структур, что существенно расширяет возможности ответственного выбора обучающимися индивидуального образовательного маршрута, продуктивного выстраивания планов и программ успешной самореализации в жизни и профессии.
Поэтому актуализация возможностей и резервов педагогического соработничества субъектов современного образовательного процесса является не только определяющей характеристи-
кой последнего, но и выступает главным признаком, раскрывающим его глубинные социокультурные смыслы в российской и мировой образовательной действительности [1;2;3;4;5], гуманитарные качества открытости [6;7;8] и демократические ориентиры государственно-общественного управления [9], с наибольшей успешностью реализуемых в интеграционном формате возрождающихся, точнее, уже возрожденных образовательных (университетских) округов [10;11], которые выступают ценностным вектором преемственности в отечественной истории образования [13].
Многолетний опыт педагогической деятельности Ассоциации «Оренбургский университетский (учебный) округ» позволяет сделать вполне определенный вывод о том, что современный университет, преодолевающий в образовательной политике «традиционную «замкнутость» на свой внутренний мир» (В.М. Жураковский) [цит. по 12, с. 21], выступающий системообразующей доминантой регионального университетского комплекса (округа) является действенным инициатором и объединяющим центром эффективного взаимодействия
Каргапольцева Н.А., Масликова Э.Ф._
организаций общего, дополнительного и профессионального образования, направленного на качественную оптимизацию процесса развития и саморазвития образовательных субъектов.
Располагающиеся в содержательно-смысловой плоскости модернизационных векторов отечественного образования - глобализация, информатизация, гуманитаризация, гуманизация - базовые ориентации интегратив-ного взаимодействия в пространстве университетского округа реализуются в следующих областях совместной деятельности:
- проектирование открытой образовательной среды в расширяющемся формате социального партнерства;
- реализация преобразующего потенциала взаимосвязей, оптимизация использования ресурсного потенциала образовательных субъектов в работе с талантливыми и одаренными обучающимися, поддержка профильного образования;
- актуализация возможностей информационно-коммуникационных и медийных образовательных технологий в личностно развивающей плоскости активного и интерактивного обучения;
- содействие повышению квалификации учителей, педагогов и работников образования;
- валеологизация образовательного процесса, создание здоровых и дружественных детям сред;
- повышение качества социализации и воспитания обучающейся молодежи.
Системообразующим центром формирования и развития инновационного пространства образовательного взаимодействия университетского округа, действующим примером эффективного социально-образовательного регионального партнерства выступает Оренбургский государственный университет (ОГУ).
Построение и оптимизация многогранных взаимоотношений вуза и школы - основополагающее направление в деятельности образовательного университетского округа.
Ведущие преподаватели и предметные (профильные) кафедры университета на регулярной основе оказывают всестороннюю поддержку организациям и учреждениям общего образования в подготовке и проведении тематических внутришкольных мероприятий, кон-
Взаимодействие общего, дополнительного...
ференций и научно-практических конкурсов, методических семинаров.
Важнейшей составляющей обозначенного сотрудничества является организация научно-исследовательской деятельности одаренных обучающихся, которая осуществляется в ходе реализации таких востребованных образовательными субъектами проектов Ассоциации, как:
- «Конкурс исследовательских работ учащейся молодежи и студентов Оренбуржья»: конкурс включен в областной перечень мероприятий на присуждение премий для государственной поддержки талантливой молодежи;
- «Университетский тьюториал для одаренных учащихся» г. Оренбурга и Оренбургского района: этот проект - результат сетевого сотрудничества Оренбургского государственного университета, Ассоциации и городского Дворца творчества детей и молодежи при поддержке управления образования г. Оренбурга; еженедельно в течение учебного года около 300 старшеклассников получают тьюторское сопровождение своих исследовательских проектов;
- «Университетский лекторий для старшеклассников»: проводимый ведущими специалистами профессорско-преподавательского состава ОГУ курс лекций по основным учебным предметам старшей школы; образовательная тематика университетского лектория обращена к широкому спектру современных научных проблем, интересующих школьников, аудитория которых обладает тенденцией к постоянному расширению за счет возможностей дистанционного образования: видеозаписи лекционных выступлений ведущих преподавателей университета перед школьниками размещаются в открытом доступе на сайтах Университета и Ассоциации.
Субъекты Ассоциации принимают активное участие в ежегодной Всероссийской научно-методической конференции «Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры» в работе секции «Университетский учебный округ в региональном образовательном пространстве».
На базе университета активно реализуются инновационные образовательные программы повышения квалификации педагогов школ и учреждений профессионального и дополнительного образования.
Педагогические науки
Приоритетным направлением интеграционной деятельности в пространстве университетского округа является поддержка профильного образования школьников.
Ассоциация организует встречи ведущих преподавателей университета со старшеклассниками с целью более углубленного знакомства с выбранным предметным направлением, со спецификой предстоящей профессиональной деятельности и с задачно-целевой проблематикой соответствующей отрасли исследовательского поиска. Осуществляется направленное способствование расширению учебно-образовательных и научно-познавательных контактов школьников, гимназистов, лицеистов, кадет с представителями университетской Научной библиотеки, университетского Ботанического сада, университетского Музея, что не только способствует расширению сферы будущего профессионального выбора, но и активно содействует гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся.
В решении задач модернизации регионального образования особая роль принадлежит стратегическому вектору информатизации, во многом реализуемого благодаря организуемому Ассоциацией сетевому взаимодействию вузов и учреждений дополнительного образования. К значимым примерам образовательного сотрудничества в этом отношении следует отнести ежегодный областной дистанционный конкурс по информатике и информационным технологий «Компьютер и К°», осуществляемый в рамках образовательного проекта Ассоциации «Педагогика медиаобразования», в котором ежегодно заявляют свои работы педагоги школ, колледжей, вузов, школьники и студенты в номинациях «Электронные учебные издания», «Урок или классный час с использованием IT-технологий», «Образовательные Интернет-издания», «Образовательные мультимедиапрезентации», «Электронный сборник тестов» и других.
Тем самым, феномен университетской образовательной интеграции способствует существенному изменению предметного и личностно-развивающего функционала взаимодействующих субъектов, прежде всего, за счет оптимизирующего влияния так называемого холизмического эффекта (от. англ. holism, от греч. holos - целый, весь), обуславливающего
появление качественных (эмерджентных) факторов и свойств.
В интеграционной акцентности образовательного взаимодействия возрастает степень «целостности и устойчивости, автономия и эффективность действия», направленно осуществляется качественное возвышение субъектов образовательной целостности, прежде всего, за счет актуализации энергий и сил объединяющего функционала «взаимопроникновения, взаимодействия, взаимовидения, взаимопредположения, взаимодополнения, взаимосочетаемости, взаимозависимости» [14,10-12].
В объединяющем потенциале совместных усилий, в развивающем пространстве образовательной интеграции, в ходе совместной реализации социально-значимых научно-исследовательских проектов и инициатив, осуществляемых в расширяющемся пространстве университетского округа, образовательные субъекты Ассоциации получают возможность системной организации своей педагогической деятельности исходя из принципов гуманизации и гуманитаризации образовательного процесса, преемственности, непрерывности и целостности личностного развития обучающихся, обеспечения максимальной креативности и вариативности образовательного становления взрослеющего человека.
Следует отметить, что отмеченные тенденции образовательного сотрудничества в качественных ориентирах личностного развития обучающихся характерны и для зарубежного опыта полифункциональной и многосторонней образовательной интеграции [15;16;17].
Направления, виды и формы образовательного сотрудничества, реализуемые в пространстве университетского округа, разнообразны и многочисленны, составляют самую суть педагогического функционала и общественно-государственного предназначения деятельности Ассоциации и в расширяющейся прогностике своего развития обращены к утверждению основных идей кластерного подхода к построению интегративной образовательной целостности регионального уровня, предполагающей совместную разработку комплексных развивающих программ, социокультурных практик и образовательных взаимодействий.
22.08.2017
Каргапольцева Н.А., Масликова Э.Ф.
Взаимодействие общего, дополнительного..
Список литературы:
1.Богданова, О.Е. Образовательное партнерство в зарубежных исследованиях: теория и практика / О.Е. Богданова // Вестник Томского государственного университета. - 2012. - № 358. - С. 87-93.
2. Алешина, Е.В. Взаимодействие образовательной организации с социальными партнерами в целях расширения возможностей развития и воспитания обучающихся / Е.В. Алешина // Теория и практика образования в современном мире: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). - СПб. : СатисЪ, 2014. - С. 113-115.
3. Зайниев, Р.М. Сотрудничество образовательных учреждений - путь к повышению качества образования [Электронный ресурс] / Р.М. Зайниев : режим доступа: http://yspu.Org/images/3/31
4. Спивакова, Е.А. Сотрудничество школы и вуза - путь к повышению качества образования / Е.А. Спивакова // Территория науки. - 2013. - № 1. - С. 39-41.
5. Швецов, М.Ю. Сетевое взаимодействие образовательных учреждений профессионального образования в регионе / М.Ю. Швецов, А. Л. Дугаров // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. -2012. - № 5. - С. 33-38.
6. Королёва, Е.Г. Открытое образование как условие самореализации личности: социально-психологический аспект / Е.Г. Королёва // Человек и образование. - 2011. - № 1. - С. 27-30.
7. Соколов В.И. Что мы называем открытым образованием? [Электронный ресурс] / В.И. Соколов // Современные научные исследования и инновации. - 2011. - № 1. - режим доступа : http://web.snauka.ru/issues/2011/05/63
8. Казакова, Е.И. Об отражении понятия «открытое образование» в педагогической теории и практике [Электронный ресурс] / Е.И. Казакова, Т.Г. Галактионова // Письма в Эмиссия.ОффлайнЕ Электронный научный журнал. - 2012. - № 3. - С. 1752.
9. Терентьева, И.В. Государственно-общественное управление в сфере образования / И.В. Терентьева // Казанский педагогический журнал. - 2008. - № 4. - С. 74-83.
10. Садовничий, В.А. В поисках нового подхода к развитию образования и производительных сил в России: университетские округа (Выступление на заседании правления Российского Союза ректоров 1 марта 2000 года) / В.А. Садовничий // Университетское управление: практика и анализ. - 2000. - № 2. - С. 7-11.
11. Генкин, А. Л. Университетские образовательные округа: опыт сетевого взаимодействия / А. Л. Генкин, Л.В. Кипнес, М.В. Виноградова // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры : Материалы Всероссийской научно-методической конференции. - Оренбург : Оренбургский государственный университет, 2016. - С. 2984-2987.
12. Чурекова, Т.М. Университетский образовательный округ: аспекты управления и взаимодействия / Т.М. Чурекова //Интеграция образования. - 2003. - № 3. - С. 21-26.
13. Розов, М.А. Прошлое как ценность / М.А. Розов // Путь. Международный философский журнал. - 1992. - № 1 (2). - С. 137-151.
14. Ятайкина, А.А. Об интегрированном подходе в обучении / А.А. Ятайкина // Школьные технологии. - 2001. - № 6. - С.10-15.
15. McLaughlin C., Black-Hawkins K. School-university partnerships for educational research - distinctions, dilemmas and challenges // Curriculum Journal. 2007. Vol. 18, № 3. P. 327-341.
16. Baumfield V., Butterworth M. Creating and translating knowledge about teaching and learning in collaborative school-university research partnerships: an analysis of what is exchanged across the partnerships, by whom and how // Teachers and Teaching: Theory and Practice. 2007. Vol. 13, № 4. P. 411-427.
17. Smedley L. Impediments to Partnership: A literature review of school - university links // Teachers and Teaching: Theory and Practice. 2001. Vol. 7, № 2. P. 189-209.
Сведения об авторах:
Каргапольцева Наталья Александровна, профессор кафедры общей и профессиональной педагогики Оренбургского государственного университета, доктор педагогических наук, профессор
E-mail: [email protected]
460018, Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 3319, тел. (3532) 372591
Масликова Эльвира Фаритовна, заместитель министра образования Оренбургской области
E-mail: [email protected]
460000, Оренбург, ул. Постникова, 27