Образовательная интеграция в региональном университетском кластере
Кирьякова Аида Васильевна - д-р пед. наук, проф., завкафедрой. E-mail: [email protected] Каргапольцев Сергей Михайлович - д-р пед. наук, проф., науч. ред. журнала «Университетский округ». E-mail: [email protected]
Каргапольцева Наталья Александровна - д-р пед. наук, проф., директор Ассоциации «Оренбургский университетский (учебный) округ». E-mail: [email protected] Оренбургский государственный университет, Оренбург, Россия Адрес: 460018, г. Оренбург, проспект Победы, 13
Аннотация. В контексте продолжающейся модернизации обозначены направления продуктивного взаимодействия субъектов общего, дополнительного и профессионального образования в расширяющемся пространстве университетского кластера. Показана системообразующая роль современного университета в становлении и развитии информационной среды образовательной интеграции. Представлен многолетний опыт Ассоциации «Оренбургский университетский (учебный) округ» - правопреемника Оренбургского учебного округа - по разработке и внедрению инновационных форм и методов регионального образовательного сотрудничества, реализации образовательного потенциала сетевого взаимодействия в области педагогической поддержки одарённых детей, информационного становления личности обучающихся, содействия профессиональному развитию педагогов, формирования исследовательской культуры школьников и студентов.
Ключевые слова.: образовательная интеграция, университетский округ, университетский комплекс, ассоциация педагогических усилий, университетский региональный образовательный кластер, сетевое образовательное сотрудничество, университетский лекторий для старшеклассников, университетский тьюториал для одарённых учащихся, поддержка профильного образования
Для цитирования: Кирьякова А.В, Каргапольцев С.М, Каргапольцева Н.А. Образовательная интеграция в региональном университетском кластере // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 10. С. 115-124. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-10-115-124
В настоящее время проблема интеграции деятельности образовательных организаций и структур имеет общемировую [1; 2], национально-региональную [3; 4], индивидуально-личностную [5; 6] значимость, непосредственно влияя на конкурентоспособность общества, государства и каждого конкретного человека. Продуктивная актуализация расширяющихся возможностей и резервов совместной образовательной деятельности является одним из главных признаков «открытости» современного образования, раскрывающим его
глубинные гуманитарные смыслы и социокультурные качества [7-9].
Одной из отличительных особенностей модернизации отечественного образования является возрождение в российском образовательном пространстве такой проверенной временем сугубо «национальной» формы соработничества на ниве просвещения, как университетские округа, позволяющие объединять различные организации и структуры в многоуровневую систему эффективного образовательного взаимодействия [10; 11]. Эта форма органически
свойственна гуманитарным векторам деятельности региональных университетских комплексов [12; 13].
Оренбургское региональное образовательное сообщество имеет почти двадцатилетний опыт организации сотрудничества и взаимодействия образовательных субъектов в рамках деятельности Ассоциации «Оренбургский университетский (учебный) округ», созданной решением учредительной конференции представителей 69 различных образовательных структур Оренбурга и Оренбургской области. Организованная в середине августа 2000 г. и юридически вступившая в свои права в феврале 2001 г., ассоциация в известном смысле выступила правопреемником Оренбургского учебного округа, созданного во второй половине XIX в. (май 1874 г.) с целью объединения населения обширной территории Оренбургской губернии высокой идеей образования, просвещения, подъёма культурного уровня народа в многонациональном и многоконфессиональном регионе. Почти полувековой опыт успешной деятельности Оренбургского учебного округа того времени (университетские округа были упразднены в январе 1918 г.) со всей очевидностью выявил достоинства централизованного объединения учебных заведений всех типов вокруг ведущего университета. На базе Оренбургского государственного университета в настоящее время сформировался университетский комплекс, включающий университетский колледж и три учреждения высшего образования на территории Оренбургской области и Республики Башкортостан. Оренбургский государственный университет является системообразующим центром модернизации инновационной образовательной среды университетского округа и университетского комплекса.
Постоянно расширяющийся состав образовательных субъектов ассоциации «Оренбургский университетский (учебный) округ» - за счёт учреждений и структур гуманитарно-ориентированного профиля
и путём опосредованного представительства производственных предприятий, объединений, корпораций и фирм - выступает примером эффективного социально-образовательного партнёрства,, в полной мере отвечающего современным тенденциям кластеризации в образовании [14; 15], выводящего университетское образовательное пространство на уровень университетского образовательного кластера - регионального центра образования, науки и культуры.
Субъектами ассоциации в настоящее время являются 128 образовательных организаций общего, среднего профессионального, высшего образования, а также учреждения дополнительного образования детей, учреждения культуры, религиозные образовательные структуры и другие организации, причём более 75% составляют гимназии, лицеи и средние общеобразовательные школы г. Оренбурга и Оренбургской области. В структуре ассоциации три научно-исследовательские лаборатории: духовно-нравственного просвещения молодёжи, модернизации образования и мультимедийного образования, открыты два филиала ассоциации в районных центрах Орск и Бузулук.
Вектор сотрудничества обусловлен самой формой юридического представительства и спецификой организационного построения Ассоциации «Оренбургский университетский (учебный) округ» как добровольного заинтересованного объединения субъектов, организаций, учреждений для достижения общих образовательных целей, что и отражено в её уставном названии. Оренбургский государственный университет и Ассоциация «Оренбургский университетский (учебный) округ» были в числе тех, кто поддержал идею проведения I Всероссийской конференции университетских округов, состоявшуюся в феврале 2007 г. в г. Санкт-Петербурге. Участники этой конференции пришли к выводу о необходимости ежегодного проведения подобных форумов в различных регионах России. 19-21 мая 2008 г. на базе Ассоциации «Оренбургский университет-
ский (учебный) округ» была организована II Всероссийская научно-практическая конференция «Развитие университетского округа как фактор повышения инновационного и образовательного потенциала региона». В работе конференции приняли участие руководители семи университетских округов России, а также директора инновационных образовательных учреждений, победители приоритетного национального проекта «Образование», лучшие педагоги, соискатели и аспиранты вузов, студенты учебных заведений области - всего более 800 участников.
Сегодня университетские округа как корпоративная форма организационно-инновационной образовательной деятельности способствуют реализации комплексного подхода к проблемам образования с учётом особенностей социально-экономического развития страны и каждого региона, выступая:
- организационным фактором консолидации взаимодействия учебных заведений как по вертикали (дошкольное учреждение - школа - вуз - учебное подразделение повышения квалификации и переподготовки кадров), так и по горизонтали (в масштабах города, района, области, республики, края, близлежащих регионов);
- государственно-общественным коллегиальным органом координации взаимоотношений образовательных учреждений со всеми заинтересованными структурами (центральными и местными органами власти и управления, предприятиями экономики и социальной сферы, представителями родительской общественности, интеллектуальных, деловых и политических кругов);
- наиболее адекватной современному этапу научно-технологического развития общества формой повышения интеллектуального и материального потенциала образования за счёт реализации возможностей информационно-коммуникативной и инновационной интеграции.
Среди основных целей и задач Ассоциации «Оренбургский университетский (учебный)
округ»: координация и совершенствование методов общественно-государственного управления коллективами образовательных организаций; академическая интеграция, преемственность и непрерывность системы образования на всех уровнях; внедрение передовых идей в содержание регионального образования, соответствующих стратегическим векторам развития российского образования: глобализация, информатизация, гуманитаризация и гуманизация. Ведущими направлениями деятельности университетской интеграции выступают:
- распространение инновационного педагогического опыта;
- развитие творческого потенциала педагога, научно-методическое сопровождение профессиональных конкурсов;
- внедрение современных образовательных технологий;
- формирование единого информационного образовательного пространства;
- интеллектуальное развитие детей;
- организация исследовательской деятельности школьников, студентов, педагогов;
- сопровождение одарённых и способных обучающихся;
- модернизация системы профориента-ционной работы.
Официальный интернет-сайт университетского округа и содержание журнала «Университетский округ» отражают разностороннюю деятельность образовательных субъектов, ориентируют преподавателей университета, педагогов школ, обучающихся и родителей в расписании групповых и индивидуальных консультаций, занятиях университетского лектория, в различных мероприятиях ассоциации. Остановимся на некоторых из них.
Одним из важнейших направлений деятельности университетской образовательной интеграции в плоскости взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования является работа с одарёнными детьми. Совершенствование системы поиска, поддержки талантливой молодёжи, активно-
го сопровождения процесса становления научно-исследовательских компетенций формирующейся личности является приоритетным направлением системы образования.
Одним из механизмов выявления одарённых школьников выступает олимпиадно-конкурсное движение. В Оренбургской области организовано проведение трёх этапов Всероссийской олимпиады школьников -школьного, муниципального и регионального. С 2011 г. осуществляется тьюторское сопровождение участников олимпиады ведущими вузами Оренбуржья, в том числе Оренбургским государственным университетом (подготовка по предметам школьного курса: информатика, математика, физика, астрономия, французский язык, английский язык, русский язык, биология, химия, обще-ствознание, история и др.).
Важнейшей формой работы с одарёнными учащимися является организация научно-исследовательской деятельности школьников - участников олимпиадно-конкурс-ного движения. В 2017-2018 учебном году в 20-й раз состоялась работа секции «Университетские школы», приуроченная к ежегодной университетской студенческой научной конференции: более 400 школьников с 1-го по 11-й класс (три возрастные группы) представили свои научно-исследовательские работы по гуманитарному и естественнонаучному направлениям. С 2016 г. по инициативе Оренбургского государственного университета и при поддержке Министерства образования Оренбургской области реализуется проект «Евразийские олимпиады и конкурсы». За сравнительно короткий срок проект приобрёл популярность среди юных исследователей: в настоящее время в нём участвуют представители 13 российских регионов и ряда зарубежных стран - всего более 1500 человек. Начиная с 2009-2010 учебного года ОГУ является площадкой для проведения ряда межрегиональных олимпиад, входящих в Перечень олимпиад школьников, дающих льготы при поступлении в вузы Российской Федерации. В 2014 г. расширилась сеть меж-
региональных олимпиад, организуемых на базе университета, в частности были проведены олимпиады школьников по математике «САММАТ», в которых университет имеет статус соучредителя, по физике, химии и биологии «Будущие исследователи - будущее науки», по математике и криптографии.
Работа с одарёнными школьниками требует научно-методического сопровождения со стороны университета и педагогического сообщества города и области, включая:
- создание на базе учреждений среднего (полного) общего образования г. Оренбурга филиалов кафедр университета (в настоящее время их более 20);
- заключение договоров о сотрудничестве со школами города и области (49 договоров);
- открытие университетских профильных классов (социально-экономических, информационно-технологических, физико-математических) на базе ведущих образовательных организаций (лицеев) города и Оренбургского района;
- деятельность лаборатории ранней профессиональной ориентации «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем» (кафедра компьютерной безопасности и математического обеспечения информационных систем);
- функционирование школы-семинара «Математические методы в экономике» (кафедра математических методов и моделей в экономике), университетских физико-математической и компьютерной школ;
- организацию и проведение учёными университета лекционных, семинарских, лабораторных занятий по углублённым разделам школьных предметов, знакомство школьников и учителей с современными достижениями науки, разработку методического обеспечения учебного процесса;
- участие преподавателей университета в качестве научных руководителей, экспертов, членов жюри в конкурсах, олимпиадах и конференциях различного уровня для школьников.
Каждый шестой день недели Оренбургский государственный университет открывает двери для любознательных, целеустремлённых юных оренбуржцев и их родителей. Ведущие преподаватели факультетов проводят научно-популярные лекции, лабо-раторно-практические занятия, экскурсии и демонстрационные эксперименты («Университетские субботы», «Публичные лекции»).
Большое внимание Оренбургский государственный университет уделяет работе со школьными учителями. Так, ежегодно в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры» организуется секция «Университет и школы: образовательный кластер», в работе которой принимают активное участие оренбургские учителя. Кроме того, преподаватели университета проводят расширенные заседания методических объединений учителей, методические семинары и мастер-классы; для учителей действуют курсы повышения квалификации.
Доказанная временем успешность этой работы во многом обусловлена направленным утверждением интерактивных доминант образовательного взаимодействия и сотрудничества. В их основе - выход за пределы транслирующе-менторского стиля взаимоотношений в сторону преимущественного утверждения диалоговых форм обучения и воспитания, основанных на взаимопонимании, взаимодействии и взаимоподдержке. Обозначенный вектор успешно осуществляется в педагогической плоскости образовательных проектов и инициатив Ассоциации «Оренбургский университетский (учебный) округ». В их числе: «Интеллектуальное будущее Оренбуржья», Оренбургское региональное научное общество учащихся, Конкурс исследовательских работ учащихся и студентов Оренбуржья, «Открытие таланта», «Восхождение к Слову», «Педагогика медиаобразования», «Оренбуржье: знаем, любим, бережём!» и другие. Наряду с названными активно реализуются инновационные формы и методы работы с одарённы-
ми учащимися, такие как «Университетский лекторий для старшеклассников», «Университетский тьюториал», «Портал регионального образовательного сообщества».
В 2011 г. в соответствии с планом сотрудничества Оренбургского государственного университета и Ассоциации «Оренбургский университетский (учебный) округ» со школами началась реализация образовательного проекта «Университетский лекторий для старшеклассников». Лекторий проводится для учащихся старших (9-11-х) классов образовательных субъектов ассоциации, проживающих в г. Оренбурге и Оренбургском районе. Заседания университетского лектория проходят в дисплейной аудитории университета, что позволяет педагогам использовать мультимедийное сопровождение лекционных занятий. Педагогической формат лектория предполагает расширенный диалог между преподавателями и школьниками. Особое внимание уделяется дискуссионной части занятий, поскольку на тематические лекции приходят в основном учащиеся, которые либо склонны к выбору этой предметной дисциплины в качестве основной для будущей профессиональной деятельности, либо заняты исследовательскими проектами сопоставимой предметной тематики. Заседания университетского лектория проходят один раз в две недели.
Продуктивной моделью сетевого взаимодействия в этой сфере является проект «Университетский тьюториал для одарённых учащихся» г. Оренбурга и Оренбургского района. Этот проект - результат сотрудничества Оренбургского государственного университета, ассоциации и Дворца творчества детей и молодёжи при поддержке управления образования г. Оренбурга. Еженедельно в течение учебного года около 300 старшеклассников получают тьюторское сопровождение своих исследовательских проектов.
Деятельность ассоциации способствует расширению учебно-образовательных и научно-познавательных контактов школь-
ников, гимназистов, лицеистов, кадетов с научно-педагогическими коллективами университетской научной библиотеки, университетского Ботанического сада, университетского музея, что, наряду с профессионально-профильным просвещением молодых людей, способствует их гражданско-па-триотическому воспитанию.
Ежегодно ассоциацией совместно с подразделениями университета, а также при поддержке управления образования и молодёжной политики администрации г. Оренбурга, ОАО «Уфанет» проводится областной дистанционный конкурс по информатике и информационным технологиям «Компьютер и Ко» для педагогов и учащихся. Ежегодно педагоги школ, колледжей, вузов, школьники и студенты заявляют свои работы в номинациях «Электронные учебные издания», «Урок или классный час с использованием 1Т-технологий», «Образовательные интернет-издания», «Образовательные мультимедиа-презентации», «Электронный сборник тестов».
Начиная с 2003 г. реализуется образовательный проект «Конкурс исследовательских работ учащейся молодёжи и студентов Оренбуржья», в рамках которого организуется научно-исследовательская деятельность обучающихся. Состав его участников постоянно растёт, расширяются географические границы субъектного представительства, в том числе - за счёт молодых исследователей из других регионов, тематика исследовательского поиска включает актуальные направления современной науки. Кроме того, директора и руководители инновационных образовательных организаций, талантливые учителя и педагоги, ориентированные на творческий научный поиск, имеют возможность подготовки и последующей защиты в диссертационном совете Оренбургского государственного университета [16] и впоследствии - в объединённом формате с педагогическим университетом - своих диссертационных исследований.
Основное содержание деятельности Ассоциации «Оренбургский университетский (учебный) округ» по профессиональному развитию педагогов включает следующие формы и методы:
- разработка идей и механизмов непрерывного образования, ориентированного на создание условий для проектирования и реализации педагогом индивидуальной образовательной траектории, позволяющей выбирать оптимальные сроки для усвоения программ, содержания и форм обучения;
- создание единого научно-методического образовательного пространства как открытой среды, в которой педагог может выбирать собственную траекторию развития, определять содержание, формы, варианты становления профессионализма.
При этом парадигма непрерывного профессионально-личностного становления утверждается в качестве важнейшего интеграционного фактора образовательного пространства университетского округа и определяющей характеристики университетского образовательного кластера, ориентированного на экономическое и социокультурное развитие региона.
Традиционно образовательные субъекты Ассоциации «Оренбургский университетский (учебный) округ» ежегодно принимают участие в проведении всероссийских научно-практических конференций университетских округов, тематика которых свидетельствует об интеграционной направленности их образовательной деятельности. В их числе: «Университетский округ в региональной образовательной системе: опыт, проблемы, перспективы», «Университетские округа России: глобальные и региональные аспекты развития российского образования», «Университетские округа: открытый диалог школы и вуза» и др. При поддержке Правительства и Министерства образования Оренбургской области в рамках декады учительства в сентябре 2017 г. проведена научно-практическая конференция с международным участием «Стратегические направления разви-
тия образования в Оренбургской области», в которой приняли участие более 400 человек из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Нижнего Новгорода, Уфы, Волгограда, Иркутска, Самары, Кызылорды (Республика Казахстан). Среди них - члены-корреспонденты Российской академии образования, свыше 40 докторов наук, 60 кандидатов наук, академик Академии педагогических наук Казахстана. Оренбуржье представляли научно-педагогические работники вузов и колледжей, руководители образовательных организаций общего, дополнительного и специального образования, методисты и учителя. По мнению министра образования Оренбургской области В. Лабузова, благодаря совместной работе учителей, руководителей управления образования всех уровней, работников высшей школы, сложившегося университетского кластера в пространстве Ассоциации «Оренбургский университетский (учебный) округ», Оренбургская область в сфере образования находится в числе лучших среди регионов Российской Федерации [17]. На пленарном заседании прозвучали доклады о роли педагогической науки в развитии образования, воспитании личности в новых реалиях современного мира, интегративном подходе к обучению в системе дуально-ориентированного образования, проблемах профессионального развития педагога в современной школе.
Содействие восхождению «человека взрослеющего» к обретению своего подлинно человеческого, человечного образа - это высокий долг, забота и обязанность страны, государства, общества, всех, кто причастен к воспитанию, особенно тех, кто может и имеет право именовать себя педагогом не только по профессии, но и по сердечному призванию [18]. В современной терминологии подобное долженствование соотносится с феноменом общественно-государственного управления сферой образования: её проблемы должны решаться «всем миром», обществом и государством, а значит - каждым из нас.
Литература
1. Кехян М.Г. Основные тенденции глобализации сферы образования // Креативная экономика. 2013. № 1 (73). С. 84-88.
2. Богданова О.Е. Образовательное партнерство в зарубежных исследованиях: теория и практика // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 358. С. 87-93.
3. Ашихмина Я.Г. Интеграционные проекты в современной России: виды и характеристики // Научный ежегодник Института философии и права УрО РАН. 2010. № 10. С. 193-203.
4. Терентьева И.В. Государственно-общественное управление в сфере образования // Казанский педагогический журнал. 2008. № 4. С. 74-83.
5. Зайниев Р.М. Сотрудничество образовательных учреждений - путь к повышению качества образования. URL: http://yspu.org/ images/3/31
6. Спивакова Е.А. Сотрудничество школы и вуза - путь к повышению качества образования // Территория науки. 2013. № 1. С. 39-41.
7. Королёва Е.Г. Открытое образование как условие самореализации личности: социально-психологический аспект // Человек и образование. 2011. № 1. С. 27-30.
8. Соколов В.И. Что мы называем открытым образованием? // Современные научные исследования и инновации. 2011. № 1. URL : http:// web.snauka.ru/issues/2011/05/63
9. Казакова Е.И, Галактионова Е.И. Об отражении понятия «открытое образование» в педагогической теории и практике // Письма в Эмиссия. ОффлайнЕ. Электронный научный журнал. 2012. № 3. С. 1752.
10. Чурекова Т.М. Университетский образовательный округ: аспекты управления и взаимодействия // Интеграция образования. 2003. № 3. С. 21-26.
11. Каргапольцева Н.А, Масликова Э.Ф. Взаимодействие общего, дополнительного и профессионального образования в пространстве университетского округа // Вестник Оренбургского государственного университета. 2017. № 10 (210). С. 74-77.
12. Ковалевский В.П. Университетский комплекс и инновационный потенциал региона // Высшее образование в России. 2007. № 4. С. 3-11.
13. Чекмарев В.В, Кондрат И.Н, Кондрат Е.Н. Институционализация роли университетских комплексов в инновационном развитии регионов // Экономика образования. 2015. № 1. С. 69-71.
14. Кластеризация в современном образовании: методология и практика / Н.М. Большаков, В.В. Жиделева, Л.А. Гурьева, Е.А. Рауш; науч. рук. Н.М. Большаков. СПб.: СПбГЛТУ, 2016. 200 с.
15. Смирнов А.В. Образовательные кластеры и инновационное обучение в вузе. Казань: РИЦ «Школа», 2010. 102 с.
16. Матушкин С.Е, Кирьякова А.В. Деятельность диссертационного совета как фактор развития научно-педагогического потенциала университета // Вестник Оренбургского государственного университета. 2012. № 2(138). С. 122-128.
17. Лабузов В.А. Стратегия развития регионального образования в Оренбуржье // Вестник Оренбургского государственного университета. 2017. № 10(210). С. 92-96.
18. Каргапольцев С.М. Образотворческие проекции педагогического взгляда // Вестник Оренбургского государственного университета. 2015. № 8(183). С. 182-188.
Статья поступила в редакцию 18.07.19 Принята к публикации 15.09.18
Educational Integration in the Regional University Cluster
Aida V. Kiryakova - Dr. Sci. (Education), Prof., e-mail: [email protected] Sergey M. Kargapoltsev - Dr. Sci. (Education), Prof., sci. editor of the University district journal, e-mail: [email protected]
Natalia A. Kargapoltseva - Dr. Sci. (Education), Prof., Director of the Association "Orenburg University (Academic) District", e-mail: [email protected] Orenburg State University, Orenburg, Russia Address: 13, prosp. Pobedy, Orenburg, 460018, Russian Federation
Abstract. In the context of continuing educational modernization, the paper identifies the areas of productive interaction between subjects of general, complementary and professional education in the expanding space of university cluster. The authors show the system-forming role of a modern university in the formation and development of the information environment of educational integration. The paper also presents a long-term experience of the Association "Orenburg University (Academic) District", which is an assignee of the Orenburg Educational District, - on the development and implementation of innovative forms and methods of regional educational cooperation, the realization of the educational potential of networking in the pedagogical support of gifted children, the information development of students' personality, the promotion of teachers' professional development, the formation ofschoolchildren's and students' research culture.
Keywords: educational integration, university district, university complex, association of pedagogical efforts, university regional educational cluster, network educational cooperation, university lecture school for high school students, university tutorial for gifted students, support for profile education
Cite as: Kiryakova, A.V., Kargapoltsev, S.M., Kargapoltseva, N.A. (2018). [Educational Integration in the Regional University Cluster]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 27. No. 10, pp. 115-124. (In Russ., abstract in Eng.)
DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-10-115-124
References
1. Kekhyan, M.G. (2013). [Main Tendencies of the Globalization of the Sphere of Education]. Krea-tivnaya ekonomika [Creative Economy]. No. 1 (73), pp. 84-88. (In Russ., abstract in Eng.)
2. Bogdanova, O.E. (2012). [Educational Partnership in Foreign Research: Theory and Practice]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Tomsk State University]. No. 358, pp.87-93. (In Russ., abstract in Eng.)
3. Ashikhmina, Ya.G. (2010). [Integration Projects in Modern Russia: Types and Characteristics]. Nauchnyj ezhegodnik Instituta filosofii i prava UrO RAN [Scientific Yearbook of the Institute of Philosophy and Law, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences]. No. 10, pp. 193-203. (In Russ., abstract in Eng.)
4. Terent'yeva, I.V. (2008). [State-Public Management in the Sphere of Education]. Kazanskii pedagogicheskii zhurnal [Kazan Pedagogical Journal]. 2008. No. 4, pp. 74-83. (In Russ.)
5. Zainiev, R.M. Sotrudnichestvo obrazovatel'nyh uchrezhdenij - put' k povysheniyu kachestva obrazovaniya [Cooperation Between Educational Institutions - a Way to Improve the Quality of Education]. Available at: http://yspu.org/images/3/31 (In Russ.)
6. Spivakova, E.A. (2013). [Cooperation Between School and University - a Way to Improve the Quality of Education]. Territoriya nauki [Territory of Science]. No. 1, pp. 39-41. (In Russ., abstract in Eng.)
7. Korolyova, E.G. (2011) [Open Education as a Condition of Self-Realization of Personality: So-cio-Psychological Aspect]. Chelovek i obrazovanie [Human and Education]. No. 1, pp. 27-30. (In Russ., abstract in Eng.)
8. Sokolov, V.I. (2011). Chto my nazyvaem otkrytym obrazovaniem? [What Do We Call Open Education?]. Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovatsii [Modern Scientific Research and Innovations]. No. 1. Available at: http://web.snauka.ru/issues/2011/05/63 (In Russ., abstract in Eng.)
9. Kazakova, E.I., Galaktionova, E.I. (2012) [On the Reflection of the Concept of "Open Education" in Pedagogical Theory and Practice]. Pis'ma v Emissiya.OfflainE. Elektronnyi nauchnyi zhurnal =The Emissia. Offline Letters. No. 3, p. 1752. Available at: http://www.emissia.org/ (In Russ., abstract in Eng.)
10. Churekova, T.M. (2003). [University Educational District: Aspects ofManagement and Interaction]. Integratsiya obrazovaniya [Integration ofEducation]. No. 3, pp. 21-26. (In Russ.)
11. Kargapol'tseva, N.A., Maslikova, E.F. (2017). [Interaction of General, Additional and Professional Education in the Space of the University District]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstven-nogo universiteta [Bulletin of the Orenburg State University]. No. 10 (210), pp. 74-77. (In Russ., abstract in Eng.)
12. Kovalevskiy, V.P. (2007). [University Complex and Innovative Potential of the Region]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher education in Russia. No. 4, pp. 3-11. (In Russ.)
13. Chekmarev, V.V., Kondrat, I.N., Kondrat, E.N. (2015). [Institutionalization of the Role of University Complexes in the Innovative Development of Regions]. Ekonomika obrazovaniya [Economics of Education]. No. 1, pp. 69-71. (In Russ., abstract in Eng.)
14. Bolshakov, N.M., zhideleva, V.V., Gurieva, L.A., Raush, E.A. (2016). Klasterizatsiya v sovre-mennom obrazovanii: metodologiya i praktika [Clustering in Modern Education: Methodology and Practice]. St. Petersburg: SPbGLTU Publ., 200 p. (In Russ.)
15. Smirnov, A.V. (2010). Obrazovatel'nye klastery i innovatsionnoe obuchenie v vuze [Educational Clusters and Innovative Education at University]. Kazan: School Publ., 102 p. (In Russ.)
16. Matushkin, S.E., Kir'yakova, A.V. (2012). [The Activity of Dissertation Council as a Factor in the Development of Scientific and Pedagogical Potential of University]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of the Orenburg State University. No. 2 (138), pp. 122-128. (In Russ., abstract in Eng.)
17. Labuzov, V.A. (2017). [Strategy of the Development of Orenburg Regional Education]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of the Orenburg State University. No. 10 (210), pp. 92-96. (In Russ., abstract in Eng.)
18. Kargapol'tsev, S.M. (2015). [Educational Projections of the Pedagogical View]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of the Orenburg State University. No. 8 (183), pp. 182-188. (In Russ., abstract in Eng.)
The paper was submitted 18.07.18 Accepted for publication 15.09.18