Научная статья на тему 'Оренбургский государственный университет как субъект развития региона'

Оренбургский государственный университет как субъект развития региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
414
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / "ТРЕТЬЯ МИССИЯ" УНИВЕРСИТЕТА / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОСИСТЕМА / ИНЖИНИРИНГОВЫЕ ЦЕНТРЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ORENBURG STATE UNIVERSITY / REGIONAL DEVELOPMENT / "UNIVERSITY''S THIRD MISSION" / INNOVATION ACTIVITY / INNOVATION ECOSYSTEM / ENGINEERING CENTER / EDUCATIONAL PRACTICES / INTERNATIONAL COOPERATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ермакова Жанна Анатольевна

В статье представлен анализ многопрофильной деятельности Оренбургского государственного университета в контексте решения задач социально-экономического и технологического развития региона. Обозначены ключевые аспекты кадрового и инновационно-технологического сопровождения направлений развития Оренбургской области. Акцентировано внимание на вопросах интеграции образования, науки и производства, а также на развитии международной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ермакова Жанна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Orenburg State University as an Agent of Regional Development

The article presents the analysis of Orenburg State University multifunctional activity in the context of solving tasks of socio-economic and technological development of the region. Strategic tasks of University's activities in the regional context include the development of the territory, enhancing the quality of life, development of the advanced technologies, both technical and social, development of human resources. Educational and research activities of the University provide personnel and technological support of the priority areas of Orenburg region development. Key aspects of personnel and innovation-technological support of the Orenburg region development trends are indicated, such as machine building, construction, biotechnology, IT, nanotechnology, power-saving, tourism. The issues of education, science and industry integration as well as international cooperation development are highlighted. The article dwells on the realization of the "university's third mission", its societal duties and contribution to the development of the region.

Текст научной работы на тему «Оренбургский государственный университет как субъект развития региона»

Оренбургский государственный университет как субъект развития региона

Ермакова Жанна Анатольевна - д-р экон. наук, проф., ректор, член-корр. РАН. E-mail: rector_osu@mail.osu.ru

Оренбургский государственный университет, Оренбург, Россия Адрес: 460018, г. Оренбург, проспект Победы, 13

Аннотация. В статье представлен анализ многопрофильной деятельности Оренбургского государственного университета в контексте решения задач социально-экономического и технологического развития региона. Обозначены ключевые аспекты кадрового и инновационно-технологического сопровождения направлений развития Оренбургской области. Акцентировано внимание на вопросах интеграции образования, науки и производства, а также на развитии международной деятельности.

Ключевые слова.: Оренбургский государственный университет, региональное развитие, «третья миссия» университета, инновационная деятельность, инновационная экосистема, инжиниринговые центры, образовательные практики, международное сотрудничество Для цитирования:ЕрмаковаЖ.А. Оренбургский государственный университет как субъект развития региона // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 10. С. 97-107. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-10-97-107

Оренбургский государственный университет - самый крупный, динамично развивающийся вуз региона, успешно сочетающий базовые традиции классического университетского образования и инновационные подходы к реализации учебного процесса и исследовательской деятельности. Целевая модель ОГУ направлена на эффективное решение задач социально-экономического развития региона за счёт развития системы партнерства научно-образовательного сообщества с промышленными предприятиями и бизнес-структурами и роста конкурентоспособности университета на рынке образовательных услуг и инноваций. Возможности нашего университета обеспечивают не только решение основной задачи - подготовку высококвалифицированных кадров, но и комплексное влияние на технологическую и социокультурную сферу региона в целом.

Стратегические задачи деятельности нашего университета в региональном контексте - это развитие территории, повышение качества жизни, разработка и внедрение эффективных технологий (как технических, так

и гуманитарных), развитие человеческого капитала (работа с талантами). По результатам исследования региональных систем высшего образования, проведённого Высшей школой экономики, Оренбургская область входит в группу из 11 регионов, где высокая степень

влияния высшего образования наблюдается по направлениям «Экономическое развитие региона» и «Вклад в развитие человеческого капитала региона» [1]. В достижении таких результатов, безусловно, есть и огромный вклад нашего университета. Оренбургский государственный университет является крупнейшим вузом Оренбургской области, в котором обучаются студенты по 74 направлениям бакалавриата, девяти направлениям специалитета и 42 направлениям магистратуры, ведётся подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации по 21 направлению аспирантуры и четырём специальностям докторантуры. Контингент обучающихся ОГУ вместе с филиалами и колледжами на 1 сентября 2018 г. составил 23334 чел., в том числе по программам высшего образования - 19942 чел. Реализацию всех видов образовательной деятельности обеспечивают научно-педагогические работники университета. В образовательном процессе университета задействованы 1244 работника из числа профессорско-преподавательского состава, из них: 144 доктора наук, 727 кандидатов наук, 3 члена-корреспондента РАН. В состав университетского комплекса наряду с головным вузом входят три филиала (Бу-зулукский гуманитарно-технологический институт, Кумертауский филиал, Орский гуманитарно-технологический институт) и два колледжа (Университетский колледж и Бузулукский колледж промышленности и транспорта).

Оренбургская область - один из регионов Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. Территория - 124 тыс. кв. км. с населением около 2 млн. чел. Область расположена на стыке Европы и Азии, имеет границы с Татарстаном, Башкортостаном и Челябинской областью на севере, с Казахстаном - на востоке и юге, Самарской областью - на западе. Протяжённость государственной границы с Республикой Казахстан -1876 км. Оренбургская область - многонациональный регион, на её территории проживает 126 национальностей

и этнических групп. В структуре валового регионального продукта Оренбургской области преобладает промышленность, на неё же приходится и наибольшая доля занятых в экономике. Именно этот вид деятельности в конечном итоге определяет основную потребность в кадрах. Оренбургская область обладает значительным внутренним потенциалом развития, что определяется рядом конкурентных преимуществ, среди которых: значительный человеческий капитал, высокий природно-ресурсный потенциал, приграничное положение и высокие транзитные возможности, пространственная конфигурация территории.

Образовательная и научно-исследовательская деятельность ОГУ обеспечивает кадровое и инновационно-технологическое сопровождение следующих приоритетных направлений развития Оренбургской области:

• машиностроение - модернизация производства, содействие выходу на мировой рынок конкурентоспособных товаров, в том числе производство высокотехнологичного оборудования и мехатроники в машиностроении, дорожном строительстве, экологии, среде обитания;

• строительство - расширение номенклатуры, улучшение качества возводимых строительных конструкций, обеспечение доступности вводимого жилья;

• биотехнологии - производство качественных и приемлемых по ценовым факторам продуктов питания, выход на внешние рынки;

• информационные технологии - разработка и внедрение программного обеспечения для информационно-медийных услуг, развитие информационно-образовательной среды региона;

• внедрение нанотехнологий в медицину, машиностроение, в переработку сырья;

• энергосберегающие технологии - применение данных технологий в машиностроении и агропромышленном комплексе, в жилищно-коммунальном хозяйстве, в экологии,

среде обитания, в дорожном строительстве, при переработке сырья и вторичного сырья;

• туризм - создание крупных туристических комплексов на основе имеющихся уникальных природных мест, объектов исторического и археологического наследия.

В течение 64 лет вуз является основной базой подготовки кадров для экономики региона. Наш университет неоднократно являлся победителем конкурсов проектов, проводимых Минобрнауки России: «Кадры для региона», «Новые кадры ОПК», создание и развитие инжиниринговых центров на базе образовательных организаций высшего образования. Решение проблем развития территории обеспечивается разработкой и внедрением организационно-экономического механизма управления качеством в региональных инновационных системах. В этом контексте мы уделяем большое внимание необходимости эффективной реализации так называемой «третьей миссии» университетов, связанной с созданием и внедрением инноваций.

Авторскими коллективами ОГУ разработаны следующие проекты и программные

материалы, направленные на социально-экономическое развитие региона:

• «Стратегия социально-экономического развития Оренбургской области»;

• «Концептуальные основы научно-технологического развития Оренбургской области»;

• «Стратегия инвестиционного развития муниципального образования»;

• «Программа формирования и развития производственного кластера на территории Оренбургской области»;

• «Механизм управления земельными ресурсами Оренбургской области»;

• «Стратегия туристского развития муниципальных образований»;

• «Стратегия развития импортозамеще-ния в Оренбургской области»;

• «Разработка системы мониторинга современных геотектонических процессов в восточной части Оренбургской области в естественных и антропогенно измененных условиях»;

• «Проведение перспективных научных исследований по выявлению потенци-

ально опасных психоактивных веществ для обоснования ограничения их переработки на территории Оренбургской области»;

• «Создание регионального центра коллективного доступа к образовательным программным продуктам на основе облачных технологий» и ряд других.

При выстраивании взаимодействия с регионом мы реализуем комплексную модель многофункционального и многоуровневого участия вуза в региональном развитии [2;3]. Обозначим следующие направления влияния университета на социально-экономическое развитие региона:

• трансфер знаний.. Система трансфера знаний призвана обеспечить передачу знаний, включая технологии, опыт и навыки, от университета к внешним заказчикам - предприятиям, общественным и государственным структурам, приводя к инновациям в экономике и общественной жизни. Трансфер знаний в университете имеет два основных направления реализации: коммерциализацию результатов научных исследований и реализацию образовательных программ, ориентированных на потребности региональной экономики. За последние три года для выполнения научно-исследовательских работ по региональной тематике университетом привлечено 255 млн. рублей. Начиная с 1997 года ежегодно на базе университетского Межотраслевого регионального центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов реализуются образовательные программы, направленные на сопровождение развития кадрового потенциала города и области;

• генерирование инновационных идей и проектов - продвижение инновационных идей и доведение их до конкретных производителей, активизация взаимодействия с малым, средним и крупным бизнесом посредством выполнения хоздоговорных работ, а также формирование инновационной инфраструктуры региона;

• развитие предпринимательства. Создание малых предприятий на базе университета

позволит студентам не только получать теоретические знания и навыки систематизации и анализа полученной информации, но и развивать компетенции, необходимые для осуществления предпринимательской деятельности;

• формирование эффективной системы!, непрерывного образования - подготовка и переподготовка кадров высшей профессиональной квалификации с учётом потребностей рынка труда и перспектив его развития в рамках единой социально-экономической системы региона; создание устойчивой потребности в образовании и образовательных услугах населения региона с целью развития человеческого капитала и повышения качества жизни;

• ориентация научно-исследовательской деятельности на стратегические задачи развития региона - проведение на высоком уровне прикладных научных исследований, выполнение консалтинговых разработок и проектов для предприятий региона; подготовка высококвалифицированных научно-исследовательских кадров на базе развития студенческой науки, творческой активности молодых научных кадров, расширения специальностей аспирантуры и докторантуры;

• социокультурная коммуникация - развитие социальной инфраструктуры; социализация молодежи как основа сохранения стабильности регионального сообщества; расширение опыта социальной мобильности; подготовка творческих личностей, способных создавать новые культурные ценности; формирование у студентов готовности к толерантному восприятию социальных и культурных различий субъектов общественной жизни.

Миссия ОГУ в научно-исследовательской деятельности - это поиск эффективных наукоёмких решений, обеспечивающих прорывное развитие региона, создание инновационной научной и кадровой базы для промышленного кластера Оренбуржья. Научная база университета включает: четыре научно-исследовательских института (Институт биоэлементологии, Научно-исследовательский институт истории и этнографии Южного Урала, Научно-исследовательский

институт региональной экономики, Научно-исследовательский институт строительного материаловедения), центр коллективного пользования приборным оборудованием «Институт микро- и нанотехнологий», 11 научных центров, пять научных лабораторий, метеорологическую станцию, геологический музей, экспериментально-биологическую клинику, научную библиотеку, ботанический сад, «Технопарк ОГУ». На базе ОГУ функционируют пять диссертационных советов, университет издаёт два научных журнала («Вестник ОГУ» и «Интеллект. Инновации. Инвестиции»), которые входят в перечень ВАК Минобрнауки России.

Исследовательская деятельность, проводимая в университетах, является предпосылкой развития национальной инновационной экономики. Целью модернизации научно-исследовательской и инновационной деятельности является проектирование университетской инновационной экосистемы, которая не только создаёт условия для самореализации участников научно-образовательного процесса, но и обеспечивает производство экономических и социальных благ по приоритетным для университета и региона направлениям. Ключевую идею проектирования инновационной экосистемы университета мы определяем как переход от набора структурных элементов организации и сопровождения научно-исследовательской деятельности к построению эффективных процессов продвижения и коммерциализации исследовательских проектов. Одним из элементов инновационной экосистемы «университет - регион» мы рассматриваем инжиниринговые центры.

В конце 2016 г. ОГУ стал одним из победителей в конкурсе на предоставление государственной поддержки проектам по созданию и развитию инжиниринговых центров, созданных на базе образовательных организаций высшего образования. Наш вуз представил Стратегическую программу развития инжинирингового центра ОГУ по направлению «Комплексная переработка лежалых шлаков цветной металлургии» на период до

2021 года. Основным направлением деятельности центра является разработка технологий вторичного использования промышленных отходов различного происхождения по заказам крупных предприятий региона. Данное направление обусловлено, с одной стороны, особенностями экономического развития области (развитая добывающая и обогатительная промышленность и, соответственно, большое количество отвалов минеральных отходов и шлаков, содержащих цветные металлы и редкоземельные элементы), с другой - необходимостью решения экологических проблем. Традиционно после извлечения целевых компонентов образуются вторичные отходы, стабильность хранения которых гораздо ниже исходных, а экологическая опасность - существенно выше. Комплексное решение этих вопросов - развитие системы трансфера инновационных технологий и разработок университета в индустрию переработки промышленных отходов, в том числе лежалых шлаков цветной металлургии, - и является главной задачей нашего центра в рамках разработки соответствующих технологий. Отметим, что становление инжиниринговой деятельности в вузе возможно только при непосредственном участии надёжного промышленного партнёра, который с самого начала реализации проекта должен выступать основным заказчиком подобных работ. Университетом на достаточно хорошем уровне выстроено взаимодействие с ООО «Южнно-Ураль-ская горно-перерабатывающая компания» (г. Новотроицк Оренбургской области). Также летом этого года заключен договор о сотрудничестве с АО «Оренбургские минералы» (г. Ясный Оренбургской области), которое ведёт разработку Киембаевского месторождения хризотилового волокна. В настоящее время командой инжинирингового центра совместно со специалистами предприятия выполняется работа по определению нюансов комплексной переработки промышленных отходов предприятия с целью получения новых продуктов. Прора-

батывается вопрос о привлечении в качестве потенциальных партнёров по совместной деятельности таких крупных предприятий, как ПАО «Гайский ГОК», ООО «Медно-горский медно-серный комбинат», ООО «Южно-Уральская горно-перерабатываю-щая компания», АО «Новотроицкий завод хромовых соединений», АО «Новотроицкий цементный завод» и ряд других, в результате производственного цикла которых образуется большое количество твёрдых и жидких отходов различных классов опасности, в том числе содержащих ценные компоненты. Несмотря на все сложности развития инжиниринговой деятельности, у нас нет сомнений, что это один из самых эффективных подходов в деле выстраивания кооперации вузовской науки с промышленностью региона.

ОГУ успешно развивается и как площадка взаимодействия академической и вузовской науки. Институт степи УрО РАН и Русское географическое общество плотно и результативно взаимодействует с нашим университетом в исследовании проблем морфологии, структуры и динамики ландшафтов на основе геоинформационных технологий для целей мониторинга и прогнозирования. В этом сотрудничестве принимает участие и Русское географическое общество, совместно организованы и проведены такие образовательные и научные мероприятия, как «Географический диктант», «Степной форум Русского географического общества», школа-семинар молодых учёных «Геоэкологические проблемы степных регионов», являющаяся площадкой для общения, дискуссий, самовыражения, развития и обучения молодых учёных-степеведов. Так, в 2017 г. представители всех факультетов Бузулукского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ приняли участие в XXI сессии объединённого научного совета по фундаментальным географическим проблемам при Международной ассоциации академии наук и научного совета по фундаментальным географическим проблемам Российской академии наук. Она была посвящена Году экологии в России,

100-летию отечественного заповедного дела и 10-летию создания Национального парка «Бузулукский бор» в Оренбургской области.

Наши сотрудники, студенты и аспиранты неоднократно становились победителями, призёрами, лауреатами многочисленных конкурсов, олимпиад российского и международного уровней. По результатам участия в различных научно-технических мероприятиях за последний год было получено свыше 700 наград. Одна из последних - это победа студентов Аэрокосмического института ОГУ в 16-м Международном молодёжном конкурсе «Будущие асы цифрового машиностроения - 2018», который ежегодно организует компания «АСКОН» - один из крупнейших разработчиков российского инженерного программного обеспечения.

Необходимо отметить и ориентацию образовательной деятельности университета на задачи регионального развития. Университет обеспечивает запросы региона на подготовку кадров соответствующей квалификации. Кроме подготовки специалистов по основным образовательным программам высшего образования, университет осуществляет подготовку специалистов среднего звена, переподготовку кадров и повышение квалификации специалистов и руководителей предприятий и организаций региона, реализует программы дополнительного профессионального обучения.

В региональном образовательном пространстве Оренбуржья на базе ОГУ создан и успешно функционирует образовательный кластер «Университет - школы», нацеленный на обеспечение субъектов кластера научными и научно-методическими знаниями. Университет осуществляет сотрудничество более чем со 100 школами г. Оренбурга и Оренбургской области. Сотрудничество реализуется по трём ключевым направлениям: работа с педагогами, работа с учащимися и профориентационная деятельность.

Начиная с 2012 года университет активно участвует в научно-методической работе со школьными учителями. Количество направ-

лений взаимодействия ежегодно увеличивается, и в 2017-2018 учебном году в рамках сотрудничества ОГУ с Министерством образования Оренбургской области был реализован комплекс программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки для педагогов по следующим направлениям: «Методика подготовки к ЕГЭ по физике», «Развитие профессиональной компетенции учителей математики в аспекте подготовки выпускников к итоговой аттестации профильного уровня», «Тенденции развития школьного обществоведческого образования в контексте приоритетов государственной политики», «Методические аспекты подготовки школьников к итоговой аттестации по истории», «Методические аспекты преподавания математики в школе», «Инклюзивное образование в системе среднего профессионального образования. Специфика педагогической деятельности», «Профессиональная компетентность педагога общеобразовательной организации в условиях реализации ФГОС», «Методические аспекты преподавания 3D-моделирования и 3D-печати в школе» и др. На данных программах успешно прошли обучение 2340 педагогических работников г. Оренбурга и Оренбургской области.

Наш университет традиционно уделяет особое внимание поиску и поддержке талантливой молодёжи, приглашает к себе школьников на различные интеллектуальные соревнования. В 2017-2018 учебном году Оренбургский государственный университет выступил организатором более чем 20 масштабных мероприятий по поддержке талантливой молодёжи. В них приняли участие 4590 учащихся. Университет являлся соучредителем и региональной площадкой для проведения олимпиад, включённых в Перечень олимпиад школьников Министерства образования и науки РФ, дающих победителям и призёрам право льготного поступления в высшие учебные заведения. Это олимпиады: «Будущие исследователи - будущее науки», «САММАТ-2017», Олимпиада школьников по математике и криптографии, Турнир им. М.В. Ломоносо-

ва. В 2017 г. состоялся старт международного образовательного проекта «Евразийские олимпиады и конкурсы», направленного на укрепление существующих связей между субъектами евразийского образовательного пространства. Участниками этого проекта стали около 900 старшеклассников г. Оренбурга и области, а также Башкортостана, Казахстана и Крыма. Данный проект включает в себя следующие направления:

- Евразийская многопрофильная олимпиада старшеклассников «Поиск» и Университетские олимпиады старшеклассников (математика, физика, экология, география, английский язык, немецкий язык, французский язык, русский язык, прикладная математика в экономике, литература, история, обществознание, культурология, психология, право, биология, химия);

- Евразийская олимпиада по рисунку, живописи, композиции;

- Евразийская олимпиада по теории статистики;

- Евразийская олимпиада по информатике.

Университет успешно реализует и собственные конкурсные проекты для старшеклассников и учащейся молодёжи. Среди них - олимпиада школьников «Управление персоналом: шаг в профессию», конкурс исследовательских работ учащейся молодёжи и студентов Оренбуржья, областная олимпиада старшеклассников по обществознанию «Человек. Общество. Экономика». Кроме того, в 2017 г. Оренбургский государственный университет стал площадкой подготовки олимпиады Национальной технологической инициативы по профилям: «Большие данные и машинное обучение»; «Интеллектуальные энергетические системы»; «Интеллектуальные робототехнические системы»; «Новые материалы и сенсоры». За очень короткий период нами получен и первый положительный результат. В финал вышли школьники, подготовленные нашими преподавателями по профилям «Интеллектуальные энергетические системы» и «Финансовые технологии».

Развитие нашего приграничного региона невозможно вне международного сотрудничества. Международная деятельность университета ориентирована на интернационализацию образования и интеграцию международной составляющей в образовательную, научно-исследовательскую и административную деятельность вуза. Она рассматривается нами как инструмент усиления влияния университета в стране и за рубежом через развитие стратегических партнёрств и расширение круга академического сообщества, привлечение иностранных исследователей и преподавателей, мобилизацию внутренних интеллектуальных ресурсов, расширение компетенций выпускников в соответствии с вызовами глобального рынка труда. В настоящее время в университете обучается 1158 иностранных студентов, за последние пять лет число иностранных студентов не опускалось ниже 1100. Международное сотрудничество Оренбургского государственного университета осуществляется в рамках более 60 договоров с иностранными учебными заведениями и организациями стран Европы, Азии и Америки. Только за 2017-2018 учебный год в число иностранных партнёров ОГУ вошли 12 университетов, среди которых вузы Финляндии, Франции, Португалии, Таджикистана, Киргизии, Казахстана, Белоруссии. Международные договоры предусматривают возможность сотрудничества по широкому спектру направлений: академические обмены, стажировки, совместные исследования, организация и проведение конференций, семинаров, летних школ, совместное участие в программе Европейского союза Erasmus +.

В университете успешно функционируют шесть языковых центров, среди них Центр китайского языка и китайской культуры и Японский информационный центр, задачей которых является развитие российско-китайского и российско-японского сотрудничества на университетском и региональном уровнях в следующих направлениях: наука и образование, культура и экономика. Центр китайского языка и китайской культуры - самый

молодой в ОГУ. За такой короткий срок он стал самым популярным в регионе центром по изучению китайского языка и проведению культурных мероприятий. К преподаванию китайского языка Оренбургский государственный университет привлекает преподавателей из университетов Китая. Так, например, два года в университете работал лектор из Хэбейского технологического университета г. Тяньцзинь. Занятия в центре ведутся также и преподавателями факультета филологии и журналистики ОГУ, которые имеют соответствующую квалификацию и прошли обучение в ведущих университетах КНР.

Японский информационный центр функционирует в университете с 2004 г. Ежегодно центр проводит фестиваль «Дни Японии в ОГУ» и фестиваль японского кино, организуемый при непосредственной поддержке посольства Японии в России, Японского фонда, Правительства Оренбургской области, Японского центра в Нижнем Новгороде, с которыми Японский информационный центр активно сотрудничает. В рамках фестиваля «Дни Японии в ОГУ» ежегодно при поддержке филиала АНО «Японский центр по развитию торгово-экономических связей» проводятся бизнес-семинары с представителями японских компаний. В период с 2006 по 2018 гг. организовано 15 бизнес-семинаров с участием компаний «Мицуби-си Хэви Индастриз», «Джеепен Тул Сервис ЛТД», «Хирошима Индастриал Промошин Организейшен», «Шимадзу», Исследовательского института Номура, Токийского университета, Медицинского университета Хоккайдо, Всемирной ассоциации бизнеса ^ВА), Университета Дж. Ф. Оберлин, Японской организации развития внешней торговли (JETRO), представительства японской деловой ассоциации «РОТОБО», консалтинговой компании «ЛОГО».

Важным направлением международной деятельности ОГУ является создание постоянно действующих площадок для образовательной и научной коммуникации. С 2016 г. в ОГУ ежегодно проводится международная

летняя школа «Современная российская наука и культура», которая собирает студентов из иностранных вузов-партнёров ОГУ, прежде всего из Японии, Германии, Франции, Казахстана. Данное мероприятие ориентировано на повышение конкурентоспособности и улучшение имиджа университета в мировом образовательном пространстве, а также на рост экспорта образовательных услуг. В этом году летняя школа проходила в ОГУ в сентябре, в ней участвовали студенты из Университета Хиросимы и Университета Эхимэ. Студенты нашего университета также ежегодно принимают активное участие в летней школе Университета Хиросимы, активно участвуют в программах ДААД, Erasmus +, FIRST +, JASSO и других международных организаций. Увеличилось количество стипендиальных программ по поддержке академической мобильности. В течение 2017-2018 учебного года более 90 студентов и преподавателей университета приняли участие в мероприятиях и программах, проводимых в зарубежных вузах-партнёрах. Из них 41 сотрудник университета выезжал за рубеж для участия в международных мероприятиях, проводимых в Германии, Италии, Испании, Китае, Португалии, Франции, Чехии, Японии. Более 50 студентов нашего университета прошли обучение и производственную практику в зарубежных вузах и организациях, шесть магистрантов - годовую стажировку в вузах Китая, один магистрант проходит трёхгодичную стажировку в Университете Хиросимы. В течение 2017-2018 учебного года было принято более 20 иностранных делегаций из Корейской Республики, Японии, Казахстана, Германии, Киргизии, Белоруссии, Донецкой Народной Республики, Таджикистана и др. Общее количество иностранных гостей составило более 60 человек.

Продолжается многолетнее сотрудничество ОГУ с профессором Университета прикладных наук города Лейпцига (Германия) Клаусом Хэнссгеном. Уже четвертый год он принимает непосредственное участие в об-

разовательном процессе, читая лекции бакалаврам и магистрантам факультета математики и информационных технологий ОГУ. В ближайшее будущее данное сотрудничество продолжится не только в образовательной, но и научной сферах. В прошлом учебном году профессор К. Хэнссген впервые принял участие в работе государственной аттестационной комиссии и отметил высокий уровень теоретической и практической подготовки выпускников университета. В сентябре текущего года в Оренбургском государственном университете на кафедре механики материалов, конструкций и машин находился с рабочим визитом профессор факультета машиностроения, директор Центра двигательной и транспортной техники Университета прикладных наук имени Георга Агриколы (г. Бохум, Германия) Штефан Фёт (StefanVбth). Визит немецкого коллеги стал продолжением реализации намеченных планов в рамках подписанного в январе 2018 г. договора о сотрудничестве.

Социокультурный аспект деятельности университета направлен на актуализацию творческих и социальных возможностей ОГУ в развитии местных сообществ, городской и региональной среды. В современных условиях одним из стратегических приоритетов является использование возможностей университета как интегратора социальных и культурных процессов. Ключевая задача университета в этом направлении состоит в формировании благоприятной креативной «среды обитания», наполненной многообразными культурными и социально значимыми событиями и проектами. В качестве примера приведем деятельность Студенческого центра ДК «Россия» (СЦ ДК «Россия»), активно участвующего в реализации ключевых направлений государственной молодёжной политики и организации воспитательной деятельности в университете. В СЦ ДК «Россия» работают 25 творческих коллективов, кружков, студий, в которых занимаются 2000 человек. Здесь проводятся традиционные университетские меропри-

ятия, вечера отдыха и профессиональные праздники, утренники для детей и подростков, тематические вечера и развлекательные шоу-программы для студентов, юбилейные торжества, выставки и презентации, конференции, семинары, деловые встречи. Факультет общественных профессий (ФОП), работающий на базе Студенческого центра, предоставляет реальную возможность студентам параллельно с учёбой в университете получить дополнительную творческую профессию. В университете активно развивается и волонтёрская деятельность, которая на данный момент времени является весьма востребованной и в регионе, и в стране.

При выстраивании стратегии взаимодействия «университет - регион» необходимо учитывать специфику каждого конкретного региона страны. Для того чтобы играть значимую роль в развитии своего региона, университету недостаточно традиционного выполнения образовательной функции и сохранения стереотипного отношения к научно-исследовательской деятельности. Перед региональными университетами стоит задача постоянного мониторинга потребностей региона, поиска новых вариантов взаимодействия с местным сообществом, бизнесом, промышленностью и органами власти. Это означает, прежде всего, максимально

эффективное использование имеющегося у университета образовательного, инновационного и научно-исследовательского потенциала для определения наиболее результативных сфер взаимодействия вуза и региона с учётом экономических, технологических и социальных факторов. Оренбургский государственный университет, осуществляя сотрудничество со многими областными предприятиями, принимает участие в формировании научно-технической политики и решении стратегических задач социально-экономического развития региона.

Литература

1. Оценка вклада региональных систем высшего образования в социально-экономическое развитие регионов России / О.В. Лешуков, Д.Г. Евсеева, А.Д. Громов, Д.П. Платонова; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2017. 30 с.

2. Перфильева О.В. Университет и регион: на пути к реализации третьей функции // Вестник международных организаций. 2011. №1 (32). С. 132-143.

3. Мархл М, Паусист А. Методология оценки третьей миссии университетов // Непрерывное образование: XXI век. 2013. Вып. 1. С. 1-13.

Статья поступила в редакцию 16.09.18 Принята к публикации 24.09.18

Orenburg State University as an Agent ofRegional Development

Zhanna A. Ermakova - Dr. Sci. (Economics), Rector, Prof., Corresponding Member of Russian Academy of Sciences, e-mail: rector_osu@mail.osu.ru Orenburg State University, Orenburg, Russia Address: 13, Prosp. Pobedy, Orenburg, 460018, Russian Federation

Abstract. The article presents the analysis of Orenburg State University multifunctional activity in the context of solving tasks of socio-economic and technological development of the region. Strategic tasks of University's activities in the regional context include the development of the territory, enhancing the quality of life, development of the advanced technologies, both technical and social, development of human resources. Educational and research activities of the University provide personnel and technological support of the priority areas of Orenburg region development. Key aspects of personnel and innovation-technological support of the Orenburg region development trends are indicated, such as machine building, construction, biotechnology, IT, nanotechnology, power-

saving, tourism. The issues of education, science and industry integration as well as international cooperation development are highlighted. The article dwells on the realization of the "university's third mission", its societal duties and contribution to the development of the region.

Keywords: Orenburg State University, regional development, "university's third mission", innovation activity, innovation ecosystem, engineering center, educational practices, international cooperation

Cite as: Ermakova, Zh. A. (2018). [Orenburg State University as an Agent of Regional Development]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 27. No. 10, pp. 97-107. (In Russ., abstract in Eng.)

DOI: https://doi.org/l0.31992/0869-3617-2018-27-10-97-107

References

1. Leshukov, O.V., Evseeva, D.G., Gromov, A.D., Platonova, D.P. (2017). Otsenka vklada regional'nykh system vysshego obrazovaniya v sotsial'no-ekonomicheskoe razvitie regionov Rossii [Evaluation of the Contribution of the Regional Systems of Higher Education to Economic and Social Development of the Regions in Russia]. Moscow: Higher School of Economics, Institute of Education Publ. 30 p. (In Russ.)

2. Perfil'eva, O.V. (2011). [University and Region: On the Way to the Realization of the "Third Mission"]. Vestnik mezhdunarodnykh organizatsii = International Organisations Research Journal. No. 1 (32), pp. 132-143. (In Russ., abstract in Eng.)

3. Marhl, M., Pausist, A. (2011). Third Mission Indicators for New Ranking Methodologies. Ne-preryvnoe obrazovanie: XXI vek = Lifelong Education: The XXI century. No. 1, pp. 1-13. DOI: 10.15393/j5.art.2013.1949 (In Russ., transl. from Eng.)

The paper was submitted 16.09.18 Accepted for publication 24.09.18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.