Повышение квалификации - инструмент совершенствования менеджмента в региональном образовании
Кирьякова Аида Васильевна - д-р пед. наук, проф. E-mail: [email protected] Каргапольцева Наталья Александровна - д-р пед. наук, проф. E-mail: [email protected] Каргапольцев Сергей Михайлович - д-р пед. наук, проф. E-mail: [email protected] Оренбургский государственный университет, Оренбург, Россия Адрес: 460018, г. Оренбург, проспект Победы, 13
Аннотация. В реалиях наступившего тысячелетия повышение квалификации и управленческой грамотности учителя, преподавателя, педагога уже не является только одним из условий реализации индивидуальной профессиональной траектории, но представляет собой сущностный атрибут человеческого (культурного, цивилизационного) бытия профессионала. В этом контексте факт повышения квалификации выступает действительным и действенным инструментом совершенствования менеджмента в региональном образовании, выходящим на формирование самоуправленческого образа жизни педагога, воспитателя, наставника, тьютора. В статье обобщается опыт деятельности региональных образовательных структур Оренбургского государственного университета, включая факультет повышения квалификации, педагогическую магистратуру, Межотраслевой региональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, а также Ассоциацию «Оренбургский университетский (учебный) округ», в аспекте повышения квалификации специалистов в области инновационного менеджмента.
Ключевые слова: инновационный менеджмент, повышение квалификации, опережающее образование, гуманитарные ценности, образовательная конкурентоспособность
Для цитирования: Кирьякова А.В, Каргапольцева Н.А, Каргапольцев С.М. Повышение квалификации - инструмент совершенствования менеджмента в региональном образовании // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 7. С. 160-167. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-7-160-167
Введение организованности, мотивированности, ин-Инновационные изменения в российском формационной оснащённости совместной образовательном пространстве наряду с по- деятельности» [3, с. 360-361]. вышающимися требованиями к результатам Организация и проведение масштабной образования обусловили стратегические работы в области повышения управленче-векторы повышения квалификации всех ской квалификации работников региональ-субъектов регионального образовательного ного образования потребовали мобилизации менеджмента: директоров школ, гимназий, сил и ресурсов областной администрации, лицеев, учреждений дополнительного об- министерства образования Оренбургской разования детей, ответственных за органи- области и, главным образом, научно-педа-зацию учебной и воспитательной работы, гогических кадров Оренбургского государ- с тем чтобы обеспечить максимальное ис- ственного университета (ОГУ), поскольку пользование «суммарного ресурсного по- современный университет рассматривается тенциала организации» для достижения на- нами как системообразующий центр и эв-меченных целей [1], формирование «фунда- ристический ресурс формирования «интел-ментальных условий» развития организации лектуального пространства инновационного [2, с. 57] на основе «целеустремлённости, развития региона» [4, с. 132].
В контексте плановой деятельности профильных кафедр, ориентированных на повышение уровня предметной подготовки учителей математики, физики, истории, об-ществознания, географии, педагогическому коллективу вуза пришлось сосредоточить внимание обучающихся - менеджеров образовательных систем - на общих закономерностях, принципах, методах, функциях и технологиях образовательного менеджмента в инновационных условиях продуктивной активности. Усилиями ведущих учёных университета была разработана и представлена к внедрению модель непрерывной многоуровневой подготовки кадров для инновационных отраслей экономики, предполагающая «множество возможных образовательных траекторий при подготовке специалистов», включая «создание возможности повышения уровня профессионального образования и дальнейшего его совершенствования в системе повышения квалификации и переподготовки кадров» [5, с. 395].
Элементы системы повышения квалификации
Определяющая роль в этом процессе была отведена факультету повышения квалификации преподавателей, располагающему объёмным ресурсом инновационной работы с обучающимися, проводимой системно, направленно, последовательно и постоянно. Начиная с 2013 г. по программе профессиональной переподготовки «Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями (организациями)» прошли обучение 600 слушателей, в том числе преподаватели филиалов и колледжей ОГУ. В текущем учебном году обучение проходят 104 слушателя из различных образовательных организаций г. Оренбурга и области.
Наряду с базовым курсом слушатели факультета в интерактивном режиме осваивают содержание следующих направлений инновационного менеджмента в региональном образовании: «Инновационные аспекты менеджмента организаций»; «Актуальные
проблемы менеджмента в образовательных организациях»; «Комплексное сопровождение образовательного процесса и здоровье-сбережения для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья»; «Организация деятельности военно-патриотического клуба на базе образовательной организации», «Инклюзивное образование в системе среднего профессионального образования» и др.
Реализация образовательных программ осуществляется ведущими преподавателями университета, прежде всего - профессорами кафедры общей и профессиональной педагогики, имеющими многолетний опыт образовательного сотрудничества с педагогами общеобразовательных организаций и учреждений СПО. При этом постоянно расширяющаяся номенклатура инновационно центрированных программ переподготовки и повышения квалификации в полной мере соответствует требованиям совершенствования образовательного менеджмента с целью достижения заявленного уровня качественных результатов [6]. Это позволяет управленцам-практикам организовывать свою дальнейшую деятельность «опережающе и проактивно», т.е. в продуктивной прогностике <^таЛ»-управления [7, с. 65-66], а образовательным организациям ориентироваться «в большей степени на развитие, нежели на функционирование» [8, с. 130].
Особое место в региональной системе дополнительного профессионального образования принадлежит деятельности Межотраслевого регионального центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Оренбургского государственного университета. Центр предлагает дополнительные профессиональные программы, направленные на формирование перспективных ценностных ориентаций и аксиологическое развитие профессиональной компетентности специалиста, выступающей основой интеллектуального становления и нравственно-духовного формирования личности [9].
Весомый вклад в процесс повышения квалификации субъектов регионального образовательного менеджмента вносит профильная магистратура: усилиями педагогических кафедр университета реализуются программы «Менеджмент в образовательных системах» и «Социальная работа в образовательных организациях» для управленческих кадров Оренбуржья. Абитуриенты, имеющие высшее образование в различных сферах (педагогическое, экономическое, военное, техническое, юридическое), получили возможность приобретать необходимые знания для успешного освоения профессионально-педагогических компетенций менеджера. В содержании занятий акцент сделан на новых подходах к организации эффективной управленческой работы: инновационные технологии мониторинга качества образования, саморазвитие и тайм-менеджмент руководителя, образовательный маркетинг и управление персоналом, теоретико-практические аспекты информационного обеспечения системы управления образовательной организацией и др. С самого начала к основным направлениям учебного процесса были отнесены:
- обеспечение взаимосвязи педагогической науки и практики в области управления региональными образовательными организациями/системами;
- интеграция новых знаний и практического опыта деятельности менеджеров образования, директоров и завучей школ, лицеев, гимназий, колледжей, детских садов и домов творчества молодёжи;
- взаимосвязь аксиологии и инноватики (традиционного и нового) в образовательных системах;
- соединение компетентностно-ориен-тированных технологий и образовательных инноваций в реализации целей и задач регионального образовательного менеджмента.
Значимым для профессионального развития слушателей является открытый в 2005 г. на базе Оренбургского государственного университета «Региональный портал об-
разовательного сообщества Оренбуржья» (www.orenport.ru), призванный решать задачи оказания научно-методических, образовательных, телекоммуникационных, информационных, проектных услуг, а также услуг по созданию, ведению и предоставлению информационных образовательных ресурсов. Портал функционирует в интерактивном режиме и используется педагогами Оренбургской области не только как источник образовательных ресурсов, но и как площадка для обмена опытом, обсуждения инновационных планов, стратегий, задумок, идей.
Для организации самостоятельной работы магистров, аспирантов, педагогов преподавателями кафедры педагогики разработан комплекс учебно-методических пособий по актуальным проблемам педагогики и современного образования, размещённый в свободном доступе на Региональном портале образовательного сообщества Оренбуржья. Среди них: «"Проект-технология" в ком-петентностно-ориентированном образовании», «Технология дебатов», «Технология кейс-стади», «Технология портфолио», «Технология фасилитации», «Технология развития критического мышления» и др. Апробированные в университетских аудиториях магистерские программы позволили сделать повышение квалификации управленческого состава оптимальным по содержанию и способам обучения. Очно-заочный вариант обучения с использованием технологии «MOODLE», дистанционные консультации ведущих специалистов на межпредметном уровне, индивидуальное курирование опытно-экспериментальной работы слушателей курсов переподготовки - всё это способствовало существенному повышению уровня готовности обучающихся и слушателей к реализации целей и задач образовательного менеджмента в изменяющихся реалиях социума.
Важнейшими показателями качества освоения содержания предлагаемой программы выступили: отчётливое понимание магистрантами основных закономерностей
и тенденций образования нового времени, знание эволюционных этапов становления базисных аксиологических идей, составляющих управленческий фундамент образовательных систем, сложившиеся представления о поливекторной динамике развития современной науки и практики. Это особенно значимо, в частности, в контексте новых требований к управлению качеством общего регионального образования, выпускник которого призван стать подлинным субъектом своей жизнедеятельности, способным «выбирать свой путь в условиях быстро меняющейся действительности» [10, с. 293].
Магистранты должны были усвоить, что современный менеджмент - это специфический вид управленческой деятельности, ориентированный на человека, имеющий целью сделать его способным к совместным действиям, готовым вносить свой вклад в общее дело, что непосредственно зависит как от эффективности управления организацией, так и от его собственных усилий и умения реализовывать продуктивные потенциалы взаимодействия. Не случайно в так называемой «новой философии управления» предполагается составлять планы достижения поставленных целей и задач таким образом, чтобы «подчинённые работали с сознанием собственного достоинства и получали от работы удовлетворение», поэтому «мягкими опорами» гуманистического стиля управления являются «уважение и доверие к человеку» [11, с. 14, 108, 103], утверждающие возможность восхождения к гуманистическому облику образовательного менеджмента (человеколюбие, симпатия, милосердие, чуткость, альтруизм, благожелательность) [12]. Содержание программы «Менеджмент в образовательных системах» вбирает в себя значительный пласт информации историко-педагогического характера, поскольку без теоретического каркаса, который создаётся на основе базисных аксиологических идей прошлого и настоящего, невозможно определить адекватные времени, точнее, опережающие время стратегии изменений.
Фундаментальные исследования в образовании создают базис выработки стратегии, позиции. Поэтому педагогический статус магистра управления предполагает овладение методологией исследования, проектирования образовательного процесса в образовательной организации нового типа с учётом контекстов, сценариев развития систем менеджмента. С этой целью в программе предусмотрена работа по проектированию, нацеленная на выработку у магистрантов готовности решать задачи проектного характера, способности управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла [13].
Оренбургский государственный университет предоставил магистрантам за время их обучения возможность встретиться с крупными учёными-педагогами из Москвы и Санкт-Петербурга, в том числе с директором национального офиса «Эразмус плюс» О. Олейниковой, академиком Российской академии образования, директором Центра развития общего образования (РГПУ им. А.И. Герцена) А.П. Тряпицыной, профессором РУДН А. Иващенко и другими. Эти встречи придали новый ракурс видению современного контекста образования и сложных перспектив его развития.
На государственной итоговой аттестации магистранты показали высокие результаты как теоретического, так и практического плана, и они были закономерны, поскольку высок уровень образовательной деятельности организаций, в которых они работали. Среди выпускников - лучшие директора школ, гимназий, лицеев Оренбурга и области, руководители подразделений Президентского кадетского училища, директора детских домов, руководители структурных подразделений Министерства образования Оренбургской области, обладатели грантов губернатора Оренбургской области, лауреаты конкурсов. При моделировании образовательной парадигмы, теоретических коллоквиумов, практических занятий, научно-методических конференций максимально учитывались высокие запросы магистран-
тов, поэтому в процессе обучения сложилась особая атмосфера сотрудничества и творческого поиска. Междисциплинарный экзамен проходил с учётом новых требований федеральных государственных образовательных стандартов к организации итоговой аттестации. Билеты содержали масштабные концептуальные вопросы, отражающие все модули и компетентностно-ориентированные задания, что позволило магистрантам продемонстрировать не только полученные знания, но и свободную ориентацию в теоретических исследованиях современных проблем обучения и воспитания, выразить собственную позицию, раскрыть индивидуальный педагогический опыт.
Всестороннее содействие повышению квалификации учителей, педагогов и работников образования выступает одним из стратегически значимых направлений деятельности Ассоциации «Оренбургский университетский (учебный) округ», учредителем которой является Оренбургский государственный университет. Субъекты Ассоциации принимают активное участие в ежегодной Всероссийской научно-методической конференции «Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры». Направления, виды и формы образовательного сотрудничества, реализуемые в пространстве университетского учебного округа, разнообразны и многочисленны, предоставляют широкий круг возможностей для обогащения опыта инновационных подходов к реализации базовых педагогических целей и задач. В частности, в рамках образовательного сотрудничества ведущие преподаватели и предметные (профильные) кафедры университета на регулярной основе оказывают всестороннюю поддержку организациям и учреждениям общего и дополнительного образования в подготовке и проведении тематических мероприятий, конференций и научно-практических конкурсов, проблемно-методических семинаров, эвристических круглых столов.
В перспективе Ассоциация «Оренбургский университетский (учебный) округ» видит свою цель в утверждении основных идей кластерного подхода к построению ин-тегративной образовательной среды регионального уровня, предполагающей совместную разработку комплексных развивающих программ и организацию образовательных практик сетевого взаимодействия. Это должно позитивно повлиять на содержательно-смысловые аспекты повышения квалификации специалистов в области образовательного менеджмента [14, с. 76].
Образование - это всегда поиск нового, освоение неизвестного, творческое созидание собственного контента профессионально-личностного и повседневного бытия, а не только изучение уже открытого, сделанного, готового. В этом плане инновационный менеджмент в образовании является базовым условием успешной реализации современной образовательной парадигмы.
Литература
1. Пернай Н.В. Проблемы образовательного менеджмента. Три трактата. Братск, 2002. 237 с. URL: http://www.pl63.edu.ru /arhiv/7/ menedg. html
2. Гуськова Т.В. Реализация принципов процессного и системного подходов к менеджменту качества образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015. № 1. С. 57-60.
3. Шипилина Л.А. Качество управления образовательным учреждением и необходимость профессионализации менеджмента в образовании // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 1. С. 360-372.
4. Кирьякова А.В, Ольховая Т.А. Методологические основы реализации инновационных проектов в условиях университетского образования // Вестник Оренбургского государственного университета. 2013. № 2(151) С. 132-139.
5. Шухман А.Е., Белоновская И.Д, Цветкова К.Е. Модель непрерывной многоуровневой подготовки специалистов для инновационных отраслей экономики // Вестник Оренбург-
ского государственного университета. 2011. № 2(121). С. 390-395.
6. Карелина И.Г. Современные модели оценки качества образования в России и за рубежом: аналитический обзор. Воронеж: ВГУ, 2006. 181 с.
7. Ильина М.А. Стратегия реализации инновационного проекта «От СМАРТ-класса к СМАРТ-гимназии» // Дорожная карта информатизации: от цели к результату: тезисы докладов открытой Международной научно-практической конференции (11 февр. 2016 г., г. Минск, Беларусь) / Под. общ. ред. Т.И. Мороз. Минск: МГИРО, 2016. С. 65-66.
8. Писарева С.А. Инновационные процессы в образовании: развитие в ситуациях взаимосвязи теории и практики // Проблемы педагогической инноватики в профессиональном образовании: Материалы 15-й Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Н.Н. Суртаева, А.А. Макареня, С.В. Кривых. Санкт-Петербург: Экспресс, 2014. С. 127-131.
9. Кирьякова А.В., Бероева Е.А. Ценностные аспекты развития профессиональной компетентности специалиста в системе дополнительного профессионального образования
// Вестник Оренбургского государственного университета. 2016. № 3 (191). С. 14-19.
10. Лазарев В.С. Проектная деятельность в школе: неиспользуемые возможности // Вопросы образования. 2015. № 3. С. 292-307. DOI: 10.17323/1814-9545-2015-3-292-307
11. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутри-школьное управление. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. 224 с.
12. Каргапольцев С.М. Эмоционально-нравственная категория симпатии: историко-пе-дагогический аспект // Вестник Оренбургского государственного университета. 2017. № 10 (210). С. 70-73.
13. Прикот О.Г, ВиноградовН.В. Образовательные организации: предпосылки креативного управления // Человек и образование. 2013. № 4(37) С. 23-27.
14. Каргапольцева Н.А, Масликова Э.Ф. Взаимодействие общего, дополнительного и профессионального образования в пространстве университетского округа // Вестник Оренбургского государственного университета. 2017. № 10(210). С. 74-77.
Статья поступила в редакцию 25.05.19 Принята к публикации 16.06.19
Advanced Training as a Tool for Innovative Management in Regional Education
Aida V. Kiryakova - Dr. Sci. (Education), Prof., e-mail: [email protected] Natalia A. Kargapoltseva - Dr. Sci. (Education), Prof., e-mail: [email protected] Sergey M. Kargapoltsev - Dr. Sci. (Education), Prof., e-mail: [email protected] Orenburg State University, Orenburg, Russia Address: 13, Prosp. Pobedy, Orenburg, 460018, Russian Federation
Abstract. In the educational realities of the new millennium, the improvement of professional qualifications and managerial literacy of a teacher, pedagogue, university lecturer is no longer just one of the possible conditions for individual professional trajectory, but is the identification (essential) attribution of the actual human (cultural, civilizational) being. Only in this case, the fact of advanced training is a valid and effective tool of innovation management in regional education, truly coming to the formation of the (self) managerial lifestyle of a teacher, educator, mentor, tutor. The article summarizes the experience of a regional educational institution - the Orenburg State University, including the faculty of advanced training, pedagogical magistracy, the Intersectoral Regional Center for Advanced Studies and Professional Retraining, as well as the Association "Orenburg University (Educational) District" in the aspect of raising the skills of specialists as an instrument ofinnovation management in regional education.
Keywords: innovation educational management, advanced training, advanced education, humanitarian values, educational competitiveness
Cite as: Kiryakova, A.V., Kargapoltseva, N.A., Kargapoltsev, S.M. (2019). Advanced Training as
a Tool for Innovation Management in Regional Education. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher
Education in Russia. Vol. 28, no. 7, pp. 160-167. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/l0.31992/0869-3617-2019-28-7-160-167
References
1. Pernay, N.V. (2002). Problemy obrazovatel'nogo menedzhmenta. Tri traktata. [Problems of Educational Management. Three Treatises]. Bratsk. 237 p. Available at: http://www.pl63.edu.ru/ arhiv/7/menedg.html (In Russ.)
2. Gus'kova, T.V. (2015). [The Implementation of the Principles of Process and Systemic Approaches to the Quality Management of Education]. Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarst-vennogo universiteta. Seriya: Pedagogika, psikhologiya = Vector of Sciences. Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology. No. 1, pp. 57-60. (In Russ.)
3. Shipilina, L.A. (2009). [The Quality of Management of an Educational Institution and the Need for Professionalization of Management in Education]. Sibirskii pedagogicheskii zhurnal = Siberian Pedagogical Journal. No. 1, pp. 360-372. (In Russ.)
4. Kiryakova, A.V., Olkhovaya, T.A. (2013). Methodological Fundamentals of Innovation Projects Realization in Conditions of University Education. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of the Orenburg State University. No. 2 (151), pp. 132-139. (In Russ., abstract in Eng.)
5. Shukhman, A.E., Belonovskaya, I.D., Tsvetkova, K.E. (2011). Model of Constant Multilevel Preparation of Specialists for Innovation Branches of Economy. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of the Orenburg State University. No. 2 (121), pp. 390-395. (In Russ., abstract in Eng.)
6. Karelina, I.G. (2006). Sovremennye modeli otsenki kachestva obrazovaniya v Rossii i za rubezhom: analiticheskiy obzor [Modern Models for Assessing the Quality of Education in Russia and Abroad: An Analytical Review]. voronezh: voronezh State Univ. Publ., 181 p. (In Russ.)
7. Ilyina, M.A. (2017). [Strategy for the Implementation of the Innovation Project "From the SMART-Class to the SMART-Gymnasium"]. In: Dorozhnaya karta informatizacii: ot tseli k rezul'tatu: tezisy dokladov otkrytoi Mezhdunarodnoy nauch.-prakt. konf. (11 fevr. 2016 g, g. Minsk, Belarus') [Informatization Roadmap: From Goal to Result: Theses of Reports of the Open Int. Scientific-Practical Conf. (Feb. 11, 2016, Minsk, Belarus)]. Minsk: MGIRO Publ., pp. 65-66. (In Russ.)
8. Pisareva, S.A. (2014). [Innovative Processes in Education: Development in Situations of Interrelation of Theory and Practice]. In: Problemy pedagogicheskoy innovatiki v professional'nom obrazovanii: Materialy 15-i Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoy konferentsii [Issues of Pedagogical Innovation in Vocational Education: Materials of the 15th International Scientific and Practical Conference]. St. Petersburg: Ekspress Publ., pp. 127-131. (In Russ.)
9. Kiryakova, A.V., Beroeva, E.A. (2016). Axiological Aspects of Additional Professional Education as a Factor of the Professional Competence Development of the Specialist. Vestnik Oren-burgskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of the Orenburg State University. No. 3 (191), pp. 14-19. (In Russ., abstract in Eng.)
10. Lazarev, V.S. (2015). Project Activity at School: Unused Opportunities. Voprosy obrazovaniya= Educational Studies Moscow. No. 3, pp. 292-307. DOI: 10.17323/1814-9545-2015-3-292-307 (In Russ., abstract in Eng.)
11. Konarzhevsky, Yu.A. (2000). Menedzhment i vnutrishkol'noe upravlenie [Management and In-terschool Management]. Moscow: Pedagogicheskiy poisk Publ., 224 p. (In Russ.)
12. Kargapoltsev, S.M. (2017). Emotional-Moral Category of Sympathy: The Historical and Pedagogical Aspect. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of the Orenburg State University. No. 10 (210), pp. 70-73. (In Russ., abstract in Eng.)
13. Prikot, O.G., Vinogradov, N.V. (2013). [Educational Organizations: Prerequisites for Creative Management]. Chelovek i obrazovanie = Man and Education. No. 4 (37), pp. 23-27. (In Russ.)
14. Kargapoltseva, N.A., Maslikova, E.F. (2017). Interaction of the General, Additional and Professional Education in the Space of the University District. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of the Orenburg State University. No. 10 (210), pp. 74-77. (In Russ., abstract in Eng.)
The paper was submitted 25.05.19 Accepted for publication 16.06.19