Научная статья на тему 'Формирование социального опыта обучающихся в межкультурной образовательной интеграции'

Формирование социального опыта обучающихся в межкультурной образовательной интеграции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
325
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / SOCIALIZATION OF PERSONALITY / SOCIAL EXPERIENCE / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / INTERCULTURAL EDUCATIONAL INTEGRATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каргапольцева Наталья Александровна, Кодякова Нелли Викторовна

В ситуации углубляющейся мировой интеграции существенно изменяется характер социализации подрастающего поколения, актуализируется задача подготовки молодого человека к продуктивному культурному, профессиональному и личностному взаимодействию с представителями стран с иными социальными традициями, общественным устройством, языковой культурой, национальным самосознанием. Возросшая социальная мобильность населения, усиливающаяся миграция больших и малых групп представителей разных народов приводят к увеличению количества межнациональных и межрелигиозных конфликтов, связанных, в том числе, со стремлением этнических и расовых меньшинств утверждать и развивать культурную идентичность, защищать свои права, особенно в многонациональных регионах и странах. В этой связи приоритетной целью современной системы образования становится утверждение ценностных доминант межкультурного диалога, укрепление субъективно значимых тенденций, стремлений и установок формирования «многонациональной идентичности» взрослеющей личности, оптимизация потенциально конфликтной сферы гуманитарного сопряжения общекультурных и национально-этнических интересов, выступающих мировоззренческой основой становления социального опыта человека XXI века. Значимая роль в этом процессе принадлежит межкультурной образовательной интеграции, выступающей базовым вектором развития открытого образования и позволяющей содержательно обогащать систему образовательного взаимодействия за счет инициативного включения обучающихся в совместные с общественными организациями и учреждениями социокультурного профиля проекты этно-национальной направленности и поликультурной ориентации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каргапольцева Наталья Александровна, Кодякова Нелли Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF LEARNERS SOCIAL EXPERIENCE IN INTERCULTURAL EDUCATIONAL INTEGRATION

In a situation of growing global integration the character of the socialization of the younger generation is changing significantly. The task of preparing a young man for a productive cultural, professional and personal interaction with the representatives of countries with different social traditions, social structures, language culture, and national identity is updating. High social mobility of the population and the increasing migration of large and small groups of different people’s representatives lead to an increase in the number of inter-ethnic and inter-religious conflicts, inter alia, with the aspiration of ethnic and racial minorities to assert and develop the cultural identity, protect their rights, especially in multi-ethnic regions and countries. Therefore the assertion of value dominants of intercultural dialogue, the strengthening of subjectively significant trends, aspirations and attitudes for the formation of a maturing personality «multi-ethnic identity», the optimization of potentially conflicting spheres of humanitarian pairing of common cultural and national-ethnic interests as the ideological basis for the formation of man’s social experience of the XXI century are the main aims of modern education system. A significant role in this process goes to intercultural educational integration, which serves as the basic vector of open education development and allows enriching the interaction of education system with new meanings due to the proactive inclusion of learners together with public organizations and institutions of socio-cultural profile into ethno-national orientation and multicultural orientation projects.

Текст научной работы на тему «Формирование социального опыта обучающихся в межкультурной образовательной интеграции»

УДК 378

Каргапольцева Н.А.1, Кодякова Н.В.2

1Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected] 2Оренбургский государственный медицинский университет e-mail: [email protected]

формирование социального опыта обучающихся в межкультурной образовательной интеграции

В ситуации углубляющейся мировой интеграции существенно изменяется характер социализации подрастающего поколения, актуализируется задача подготовки молодого человека к продуктивному культурному, профессиональному и личностному взаимодействию с представителями стран с иными социальными традициями, общественным устройством, языковой культурой, национальным самосознанием.

Возросшая социальная мобильность населения, усиливающаяся миграция больших и малых групп представителей разных народов приводят к увеличению количества межнациональных и межрелигиозных конфликтов, связанных, в том числе, со стремлением этнических и расовых меньшинств утверждать и развивать культурную идентичность, защищать свои права, особенно в многонациональных регионах и странах.

В этой связи приоритетной целью современной системы образования становится утверждение ценностных доминант межкультурного диалога, укрепление субъективно значимых тенденций, стремлений и установок формирования «многонациональной идентичности» взрослеющей личности, оптимизация потенциально конфликтной сферы гуманитарного сопряжения общекультурных и национально-этнических интересов, выступающих мировоззренческой основой становления социального опыта человека XXI века.

Значимая роль в этом процессе принадлежит межкультурной образовательной интеграции, выступающей базовым вектором развития открытого образования и позволяющей содержательно обогащать систему образовательного взаимодействия за счет инициативного включения обучающихся в совместные с общественными организациями и учреждениями социокультурного профиля проекты этно-национальной направленности и поликультурной ориентации.

Ключевые слова: социализация личности, социальный опыт, образовательная среда, межкультурная образовательная интеграция.

Обострение проблем современного многонационального социума, связанное с противоречивым характером процессов этнокультурной диверсификации, происходящих в различных странах и регионах мира, провоцирует соответствующие, не всегда позитивные изменения в российском обществе, сопряженные с образовательными рисками широко понимаемой «неадекватной социализации» подрастающего поколения [7] и несущие потенциальные угрозы для общенационального единства россиян.

После распада СССР в 90-е годы прошлого века в нашем обществе, к сожалению, подверглись негативной трансформации многие социально значимые нормы и приоритеты: на первый план все чаще стали выходить материальные, предельно прагматические потребности, которые всячески рекламировались и превозносились в ценностных проекциях «нового» образа жизни. Насаждение чуждых российскому социуму ценностей и стереотипов поведения через СМИ, прежде всего посредством телевидения и Интернет-ресурса, привели к значительному снижению общеобразователь-

ного и общекультурного уровня молодежи и подростков и, как следствие, к обострению проблемы межнациональных отношений.

Исследователи, занимающиеся вопросами социального развития личности, полагают, что обозначенные кризисные явления обусловлены следующими обстоятельствами:

- своеобразным педагогическим кризисом идей и опыта ранее существовавшего «социалистического» и интернационального воспитания;

- социально-демографическими подвижками, вызванными массовым притоком беженцев и мигрантов из бывших республик Советского Союза;

- усилением процессов национально-культурного самоопределения народов Российской Федерации;

- наличием негативных националистических настроений в определенной части общества, в том числе, в молодежной среде [1], [6],

[17].

В этой связи отмечается необходимость воспитания молодых людей в духе взаимоува-

жения и толерантности, восхождения к пониманию общекультурной значимости личностного статуса «одновременной причастности к диверсифицированной общности многонационального социума» [2, с. 4], во многом обуславливающего формирование позитивного опыта совместного проживания в поликультурных реалиях современного мира. Тем более, что позитивная эффективность результатов интернационального по своей сути воспитания в условиях социального обновления общества определяются не только самим фактом усвоения и воспроизводства растущим человеком культурных ценностей и предыдущего социального опыта, сколько готовностью членов общества к самостоятельной активной деятельности, позволяющей ставить и решать задачи, не имеющие аналогов в опыте прошлых поколений [12].

Подчеркивается значимость социокультурной модернизации отечественного образования как важнейшего фактора адекватной (успешной) социализации, «особого типа социального взаимодействия» и «социальной активности» [11, с. 264], выступающего «мощным инструментом создания благоприятного демократического и гуманного социального климата» [6, с. 5], становления ценностных ориентаций, норм, поведенческих установок и стереотипов обучающихся, способствующих в итоге социальной консолидации общества, повышению уровня социального доверия, укреплению гражданской идентичности представителей различных социальных групп и национальных культур [1].

В обозначенном аспекте образовательной социализации феномен социального опыта понимается важнейшей гуманитарной компонентой человеческой культуры, «исторически аккумулированной в общественном сознании» формой осуществления «любой социально значимой деятельности и взаимодействия людей» [16], которая, выступая поведенческим базисом становящейся «социальной компетентности» личности, призвана являться по своей сути также и опытом противостояния «контркультуре, деструктивной пропаганде в современном информационном пространстве», проявлениям «социальной агрессии, межнациональной розни, экстремизма и терроризма» [13], одним из действенных социокультурных факторов

(механизмов) гармонизации межнациональных отношений [2].

В отличие от стихийной социализации воспитание в различных видах организаций, как считает А.В. Мудрик, дает человеку более или менее систематизированный опыт позитивного и/или негативного взаимодействия с людьми, создает условия для того или иного по характеру самопознания, самоопределения, самореализации и самоизменения, а в целом - для приобретения опыта приспособления, обособления и продуктивной активности в социуме [12], что, в гуманитарном аспекте расширяющейся интеграции, выступает сущностной характеристикой современного «открытого образования», интегрирующего «различные способы освоения человеком мира» [3].

Многочисленные исследования последних десятилетий, проводимые педагогами, психологами, социологами, свидетельствуют, что поддержка всех видов образования вне школы и вуза критически важна для психического и социального развития личности, повышения уровня ее учебных достижений, равно как и для преодоления рисков формирования у молодежи негативной социальной идентичности, распространения в подростковой среде различных форм девиантного поведения (алкоголизм, употребление наркотиков, суицид), а также нарастания в обществе экстремизма, насилия и националистических настроений [15].

Особую значимость в этом отношении приобретают так называемые «профилактические мероприятия», проводимые в общеобразовательных, дополнительных и профессиональных учебных заведениях, при организации которых необходимо учитывать не только социально-экономические, средовые условия конкретного места проживания (региона, страны), но и возрастные, психолого-педагогические особенности обучающихся.

Наиболее опасным с точки зрения вхождения в поле экстремистской активности является «студенческий» возраст от 17 до 22 лет. В этот период молодые люди, продолжая послешколь-ное образование, а также выходя на работу после окончания школы и желая выглядеть более взрослыми, оказываются в ситуации и свободы, и социальной незащищённости, что в отдельных случаях может подвигнуть к социально

опасным «экспериментам», к участию в различного рода противоправных действиях [4], [17].

Кроме того, следует принимать во внимание и тот факт, что дети и подростки в силу своих возрастных и психологических особенностей достаточно легко усваивают внушаемые им стереотипы поведения и общения, в том числе, негативные.

Поэтому совместная деятельность семьи, школы, образовательных организаций и других заинтересованных социальных структур должна быть направлена на создание куль-туросообразной среды активного гуманизма, взаимопомощи, понимания и поддержки, способствующей успешной социализации обучающихся, формированию позитивного социального опыта взрослеющей личности как действительного и действенного субъекта межкультурной интеграции и этно-национального диалога.

Средовое окружение оказывает определяющее влияние на формирование поведенческих стереотипов подрастающего поколения, концентрированно отраженных содержанием становящегося социального опыта личности [12] и, главным образом, социальная среда как бытийная конкретика личностно-развивающих общественных отношений [14], являясь, по своей сути, социокультурным, национально и этнически центрированным пространством пребывания образовательных субъектов, которое оказывает на них социализирующее воздействие, в той или иной мере способствуя трансформации реально существующих отношений в качества личности.

Однако для того, чтобы средовое взаимодействие образовательных субъектов способствовало формированию положительного социального опыта, устойчивых нравственно-духовных качеств личности, необходимо направленное (инициативное) вовлечение всех участников образовательного процесса в активные социально значимые отношения взаимопонимания, сотрудничества и поддержки.

В этой связи приоритетная роль в формировании социального опыта современной молодежи принадлежит аксиоцентрированному вектору личностного отношения, непосредственно связанного с реализацией гуманистического потенциала воспитания.

Как полагают исследователи, социальная ориентация молодого человека будет во многом «ущербной», если отсутствует выраженная сформированность субъективно значимого и ценностно-культурного отношения к многообразным явлениям и смыслам окружающего социума. И, наоборот, чем полнее и глубже, обобщеннее субъективное отношение к широко понимаемому миру человеческого бытия, тем самостоятельнее, увереннее в своей социокультурной адекватности жизненные ориентиры взрослеющей личности [9].

Особое значение в формировании социального опыта обучающихся в настоящее время приобретает сетевое взаимодействие школ, вузов и учреждений дополнительного образования детей, которое предполагает организацию совместной деятельности нескольких образовательных учреждений, направленную на повышение качества обучения, оптимизацию процессов обмена опытом социокультурного взаимодействия, а также проектирование, разработку и апробирование (внедрение) учебно-методических комплексов и воспитательных технологий, новых механизмов управления образованием [8] и уже изначально в своих ведущих гуманитарных чертах обладает выраженным социализирующим потенциалом, поскольку приоритетно обращено к совместной деятельности обучающихся и педагогов, инициативно осуществляемой в личностно-развивающем контексте принципов взаимопринятия, творчества, паритетности, доверия и сотрудничества.

Существенному улучшению воспитательной работы в учебных заведениях будет способствовать инициативное привлечение к этому процессу общественных организаций, в том числе, молодежных, что позволит активнее вовлекать молодых людей в социально-творческую деятельность, практиковать проведение молодёжных форумов, встреч, конференций с участием различных представителей многонационального региона.

Инициативное включение обучающихся в различные виды самостоятельной, учебно-поисковой и научно-исследовательской, творческой, волонтёрской и других видов деятельности способствует развитию у них чувства сопричастности, ответственности, рефлексии

в оценивании своей работы, раскрытию творческого потенциала, становлению ценностных ориентаций личности молодого человека, содействует успешному формированию его социального опыта через межкультурную интеграцию, о чем свидетельствуют образовательно-педагогические традиции и педагогический опыт межкультурной образовательной социализации личности, сложившиеся в Оренбуржье.

В нашем регионе проживают представители практически всех наций и народностей российского социума, поэтому в гуманитарной плоскости формирования социального опыта молодежи традиционно большое внимание уделяется межкультурной образовательной интеграции, под которой мы понимаем становление и развитие педагогически значимых форм непосредственного общения обучающихся с представителями различных культур (национальностей, этносов), способствующих гуманизации опыта социальных отношений и ослаблению (вплоть до преодоления) возможных негативных «стереотипных установок» в пользу становящейся способности «увидеть» в человеке другой расы или национальности не частный случай «этнического типа», а конкретного человека [10].

Как представляется, одна из базовых (культурно-образовательных, средовых) категорий, утверждающих мировоззренческие приоритеты «образа друга» и в значительной мере способствующая мировоззренческому нивелированию негативного потенциала образного восприятия/ принятия «другого» - «чужой», «посторонний», «мигрант», «недруг», вплоть до дегуманизиро-ванного «образа врага», лишенного «каких бы то ни было человеческих черт, человеческого лица» [4, с. 7] - выступает общекультурная категория «дом», которая в своих глубинных содержательных основах сопрягается с гуманитарным потенциалом таких общекультурных понятий, как «род», «поколение», «семейство», «семья» и предметно-чувственно, наглядно, художественно-эстетически внешним видом и внутренним убранством гуманистически конкретизирует известное утверждение «Земля - наш общий дом», равно как и образует смысловой центр этически упреждающей народной мудрости: «Худу быть, кто не умеет домом жить» [5].

В этом отношении формирующему становлению гражданско-патриотической составляющей социального опыта обучающихся способствует образовательный потенциал музейной педагогики, где общекультурная категория «дом», объединяющая и предметно-визуализирующая гуманитарные аспекты традиций, обычаев, нравов, национально-этническую специфику быта занимает одно из центральных мест.

Уже несколько лет в областном центре существует своеобразный «музей под открытым небом» - культурный комплекс «Национальная Деревня», где представлены подворья проживающих в Оренбуржье десяти национальных диаспор (национально-культурных объединений), наглядно раскрывающих культурно-национальную предметность быта, народных промыслов, образующих содержание сближающих народы категории «дом».

Во всех десяти подворьях организованы музеи истории, культуры и быта, библиотеки с литературой на родном языке, редакции газет на родных языках, офисы национально-культурных центров, представлена возможность ознакомиться с предметами, отражающими быт и культуру этнических общностей, блюдами национальной кухни. По линии реализации культурно-просветительских и образовательных проектов и программ организованы регулярные посещения комплекса обучающимися, школьниками и студентами города и области, что, несомненно, способствует становлению социального опыта дружбы и межнационального согласия, уважительного отношения друг к другу, духовного взаимообогащения и единения народов Оренбургского края.

Продуктивному решению этой важной социально-образовательной задачи служит и проведение ежегодного фестиваля «Многонациональная весна», организаторами которого являются управление молодежной политики г. Оренбурга, ведущие вузы города, молодежные общественные организации. Главная цель фестиваля - формирование толерантного отношения к духовным и художественно-эстетическим ценностям различных этнических групп населения Оренбуржья, популяризацию самобытных национальных культур, формирование уважительного отношения к взглядам, традициям

и убеждениям разных народов. В рамках фестиваля среди студентов и участников молодежных общественных объединений проводится фотоконкурс «Наш многонациональный Оренбург!», направленный на популяризацию культурных традиций разных наций и народностей.

Подобные мероприятия, проектно реализующие потенциал социализации личности и существенно расширяющие возможности образовательной микро- и макросреды в формирова-

нии социального опыта обучающихся, направлены на создание социально значимых условий для культурного обмена и взаимодействия, укрепления межнациональных и межкультурных связей, формирования опыта межнационального общения в личностно-развивающей парадигме межкультурной образовательной интеграции, несомненная успешность педагогической реализации основных положений которой столь актуальна в настоящее время.

03.06.2016

Список литературы:

1. Асмолов, А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности / А.Г. Асмолов // Вопросы образования. - 2008. - №1. - С. 65-86.

2. Волков, В.Н. Насилие и толерантность как принципы бытия в современном мире / В.Н. Волков // Образование и общество. -2005. - №1. - С. 56-63.

3. Галактионова, Т.Г. Об отражении понятия «открытое образование» в педагогической теории и практике [Электронный ресурс] / Т.Г. Галактионова, Е.И. Казакова // Письма в Эмиссия. Оффлайн: Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал). - Март, 2012 г. - Режим доступа: http://www .emissia.org/offline/2012/1752.htm

4. Гасанов, И.Б. Национальные стереотипы и «образ врага» / И.Б. Гасанов. - М.: Российская Академия управления, 1994. -258 с.

5. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль. - Т. 1. А-О. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - 1280 с.

6. Джуринский, А.Н. Поликультурное образование в многонациональном социуме / А.Н. Джуринский. - М.: Юрайт, 2014. -260 с.

7. Зубков, В.И. Девиантность молодежи как результат ее неадекватной социализации / В.И. Зубков // Социально-гуманитарные знания. - 2011. - №4. - С. 156-171.

8. Каргапольцева, Н.А. Сетевое взаимодействие вузов и учреждений дополнительного образования детей Оренбуржья в решении задач модернизации образования [Электронный ресурс] / Н.А. Каргапольцева // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всероссийской научно-методической конференции (с международным участием). - Оренбург: Участок оперативной полиграфии ОГУ 2015. - С. 2960-2963.

9. Кирьякова, А.В. Реализация аксиологического подхода в конструировании образовательного процесса / А.В. Кирьякова // Университетский Округ: информационно-методический журнал. - Оренбург. - 2012. - №15. - С. 23-25.

10. Кон, И.С. Психология предрассудка (О социально-психологических корнях этнических предубеждений) / И.С. Кон // Новый Мир. - 1961. - №10. - С. 187-205.

11. Корнеева, Е.Н. Образовательное взаимодействие как особый тип социального взаимодействия / Е.Н. Корнеева // Ярославский педагогический вестник. - Т. II (Психолого-педагогические науки). -2014. - №4. - С. 264-268.

12. Мудрик, А.В. Воспитание как социальный феномен / А.В. Мудрик // Сибирский педагогический журнал. - 2006. - №1. -С. 126-128.

13. О направлении Программы (вместе с «Программой развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях»): Письмо Минобрнауки России от 13.05. 2013 № ИР-352/09 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru

14. Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы. Справочное издание [Электронный ресурс] / Автор-составитель Н.И. Конюхов.- М.,1992. - Режим доступа: http://www.klex.ru/9sd

15. Развитие сферы образования и социализации в Российской Федерации в среднесрочной перспективе. Доклад экспертной группы // Вопросы образования. - 2012. - № 1. - С. 6-58.

16. Социальный опыт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. Terme.ru/dictionary/172/word/socialnyi-opyt.

17. Халеева, И.И. Профилактика экстремизма в поликонфессиональном и многонациональном обществе / И.И. Халеева // Материалы Всероссийской научно-практической конференции по профилактике экстремизма. - М.: ФГБОУ ВПО МГЛУ 2014. - С. 11-18.

Сведения об авторах:

Каргапольцева Наталья Александровна, профессор кафедры общей и профессиональной педагогики Оренбургского государственного университета, директор Ассоциации «Оренбургский (университетский) учебный округ», доктор педагогических наук, профессор E-mail: [email protected]

Кодякова Нелли Викторовна, старший преподаватель кафедры иностранных языков Оренбургского государственного медицинского университета E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.