УДК 378
Каргапольцева Н.А.1, Кодякова Н.В.2
1Оренбургский государственный университет E-mail: karna1@yandex.ru 2Оренбургский государственный медицинский университет e-mail: kodyakova78@rambler.ru
формирование социального опыта обучающихся в межкультурной образовательной интеграции
В ситуации углубляющейся мировой интеграции существенно изменяется характер социализации подрастающего поколения, актуализируется задача подготовки молодого человека к продуктивному культурному, профессиональному и личностному взаимодействию с представителями стран с иными социальными традициями, общественным устройством, языковой культурой, национальным самосознанием.
Возросшая социальная мобильность населения, усиливающаяся миграция больших и малых групп представителей разных народов приводят к увеличению количества межнациональных и межрелигиозных конфликтов, связанных, в том числе, со стремлением этнических и расовых меньшинств утверждать и развивать культурную идентичность, защищать свои права, особенно в многонациональных регионах и странах.
В этой связи приоритетной целью современной системы образования становится утверждение ценностных доминант межкультурного диалога, укрепление субъективно значимых тенденций, стремлений и установок формирования «многонациональной идентичности» взрослеющей личности, оптимизация потенциально конфликтной сферы гуманитарного сопряжения общекультурных и национально-этнических интересов, выступающих мировоззренческой основой становления социального опыта человека XXI века.
Значимая роль в этом процессе принадлежит межкультурной образовательной интеграции, выступающей базовым вектором развития открытого образования и позволяющей содержательно обогащать систему образовательного взаимодействия за счет инициативного включения обучающихся в совместные с общественными организациями и учреждениями социокультурного профиля проекты этно-национальной направленности и поликультурной ориентации.
Ключевые слова: социализация личности, социальный опыт, образовательная среда, межкультурная образовательная интеграция.
Обострение проблем современного многонационального социума, связанное с противоречивым характером процессов этнокультурной диверсификации, происходящих в различных странах и регионах мира, провоцирует соответствующие, не всегда позитивные изменения в российском обществе, сопряженные с образовательными рисками широко понимаемой «неадекватной социализации» подрастающего поколения [7] и несущие потенциальные угрозы для общенационального единства россиян.
После распада СССР в 90-е годы прошлого века в нашем обществе, к сожалению, подверглись негативной трансформации многие социально значимые нормы и приоритеты: на первый план все чаще стали выходить материальные, предельно прагматические потребности, которые всячески рекламировались и превозносились в ценностных проекциях «нового» образа жизни. Насаждение чуждых российскому социуму ценностей и стереотипов поведения через СМИ, прежде всего посредством телевидения и Интернет-ресурса, привели к значительному снижению общеобразователь-
ного и общекультурного уровня молодежи и подростков и, как следствие, к обострению проблемы межнациональных отношений.
Исследователи, занимающиеся вопросами социального развития личности, полагают, что обозначенные кризисные явления обусловлены следующими обстоятельствами:
- своеобразным педагогическим кризисом идей и опыта ранее существовавшего «социалистического» и интернационального воспитания;
- социально-демографическими подвижками, вызванными массовым притоком беженцев и мигрантов из бывших республик Советского Союза;
- усилением процессов национально-культурного самоопределения народов Российской Федерации;
- наличием негативных националистических настроений в определенной части общества, в том числе, в молодежной среде [1], [6],
[17].
В этой связи отмечается необходимость воспитания молодых людей в духе взаимоува-
жения и толерантности, восхождения к пониманию общекультурной значимости личностного статуса «одновременной причастности к диверсифицированной общности многонационального социума» [2, с. 4], во многом обуславливающего формирование позитивного опыта совместного проживания в поликультурных реалиях современного мира. Тем более, что позитивная эффективность результатов интернационального по своей сути воспитания в условиях социального обновления общества определяются не только самим фактом усвоения и воспроизводства растущим человеком культурных ценностей и предыдущего социального опыта, сколько готовностью членов общества к самостоятельной активной деятельности, позволяющей ставить и решать задачи, не имеющие аналогов в опыте прошлых поколений [12].
Подчеркивается значимость социокультурной модернизации отечественного образования как важнейшего фактора адекватной (успешной) социализации, «особого типа социального взаимодействия» и «социальной активности» [11, с. 264], выступающего «мощным инструментом создания благоприятного демократического и гуманного социального климата» [6, с. 5], становления ценностных ориентаций, норм, поведенческих установок и стереотипов обучающихся, способствующих в итоге социальной консолидации общества, повышению уровня социального доверия, укреплению гражданской идентичности представителей различных социальных групп и национальных культур [1].
В обозначенном аспекте образовательной социализации феномен социального опыта понимается важнейшей гуманитарной компонентой человеческой культуры, «исторически аккумулированной в общественном сознании» формой осуществления «любой социально значимой деятельности и взаимодействия людей» [16], которая, выступая поведенческим базисом становящейся «социальной компетентности» личности, призвана являться по своей сути также и опытом противостояния «контркультуре, деструктивной пропаганде в современном информационном пространстве», проявлениям «социальной агрессии, межнациональной розни, экстремизма и терроризма» [13], одним из действенных социокультурных факторов
(механизмов) гармонизации межнациональных отношений [2].
В отличие от стихийной социализации воспитание в различных видах организаций, как считает А.В. Мудрик, дает человеку более или менее систематизированный опыт позитивного и/или негативного взаимодействия с людьми, создает условия для того или иного по характеру самопознания, самоопределения, самореализации и самоизменения, а в целом - для приобретения опыта приспособления, обособления и продуктивной активности в социуме [12], что, в гуманитарном аспекте расширяющейся интеграции, выступает сущностной характеристикой современного «открытого образования», интегрирующего «различные способы освоения человеком мира» [3].
Многочисленные исследования последних десятилетий, проводимые педагогами, психологами, социологами, свидетельствуют, что поддержка всех видов образования вне школы и вуза критически важна для психического и социального развития личности, повышения уровня ее учебных достижений, равно как и для преодоления рисков формирования у молодежи негативной социальной идентичности, распространения в подростковой среде различных форм девиантного поведения (алкоголизм, употребление наркотиков, суицид), а также нарастания в обществе экстремизма, насилия и националистических настроений [15].
Особую значимость в этом отношении приобретают так называемые «профилактические мероприятия», проводимые в общеобразовательных, дополнительных и профессиональных учебных заведениях, при организации которых необходимо учитывать не только социально-экономические, средовые условия конкретного места проживания (региона, страны), но и возрастные, психолого-педагогические особенности обучающихся.
Наиболее опасным с точки зрения вхождения в поле экстремистской активности является «студенческий» возраст от 17 до 22 лет. В этот период молодые люди, продолжая послешколь-ное образование, а также выходя на работу после окончания школы и желая выглядеть более взрослыми, оказываются в ситуации и свободы, и социальной незащищённости, что в отдельных случаях может подвигнуть к социально
опасным «экспериментам», к участию в различного рода противоправных действиях [4], [17].
Кроме того, следует принимать во внимание и тот факт, что дети и подростки в силу своих возрастных и психологических особенностей достаточно легко усваивают внушаемые им стереотипы поведения и общения, в том числе, негативные.
Поэтому совместная деятельность семьи, школы, образовательных организаций и других заинтересованных социальных структур должна быть направлена на создание куль-туросообразной среды активного гуманизма, взаимопомощи, понимания и поддержки, способствующей успешной социализации обучающихся, формированию позитивного социального опыта взрослеющей личности как действительного и действенного субъекта межкультурной интеграции и этно-национального диалога.
Средовое окружение оказывает определяющее влияние на формирование поведенческих стереотипов подрастающего поколения, концентрированно отраженных содержанием становящегося социального опыта личности [12] и, главным образом, социальная среда как бытийная конкретика личностно-развивающих общественных отношений [14], являясь, по своей сути, социокультурным, национально и этнически центрированным пространством пребывания образовательных субъектов, которое оказывает на них социализирующее воздействие, в той или иной мере способствуя трансформации реально существующих отношений в качества личности.
Однако для того, чтобы средовое взаимодействие образовательных субъектов способствовало формированию положительного социального опыта, устойчивых нравственно-духовных качеств личности, необходимо направленное (инициативное) вовлечение всех участников образовательного процесса в активные социально значимые отношения взаимопонимания, сотрудничества и поддержки.
В этой связи приоритетная роль в формировании социального опыта современной молодежи принадлежит аксиоцентрированному вектору личностного отношения, непосредственно связанного с реализацией гуманистического потенциала воспитания.
Как полагают исследователи, социальная ориентация молодого человека будет во многом «ущербной», если отсутствует выраженная сформированность субъективно значимого и ценностно-культурного отношения к многообразным явлениям и смыслам окружающего социума. И, наоборот, чем полнее и глубже, обобщеннее субъективное отношение к широко понимаемому миру человеческого бытия, тем самостоятельнее, увереннее в своей социокультурной адекватности жизненные ориентиры взрослеющей личности [9].
Особое значение в формировании социального опыта обучающихся в настоящее время приобретает сетевое взаимодействие школ, вузов и учреждений дополнительного образования детей, которое предполагает организацию совместной деятельности нескольких образовательных учреждений, направленную на повышение качества обучения, оптимизацию процессов обмена опытом социокультурного взаимодействия, а также проектирование, разработку и апробирование (внедрение) учебно-методических комплексов и воспитательных технологий, новых механизмов управления образованием [8] и уже изначально в своих ведущих гуманитарных чертах обладает выраженным социализирующим потенциалом, поскольку приоритетно обращено к совместной деятельности обучающихся и педагогов, инициативно осуществляемой в личностно-развивающем контексте принципов взаимопринятия, творчества, паритетности, доверия и сотрудничества.
Существенному улучшению воспитательной работы в учебных заведениях будет способствовать инициативное привлечение к этому процессу общественных организаций, в том числе, молодежных, что позволит активнее вовлекать молодых людей в социально-творческую деятельность, практиковать проведение молодёжных форумов, встреч, конференций с участием различных представителей многонационального региона.
Инициативное включение обучающихся в различные виды самостоятельной, учебно-поисковой и научно-исследовательской, творческой, волонтёрской и других видов деятельности способствует развитию у них чувства сопричастности, ответственности, рефлексии
в оценивании своей работы, раскрытию творческого потенциала, становлению ценностных ориентаций личности молодого человека, содействует успешному формированию его социального опыта через межкультурную интеграцию, о чем свидетельствуют образовательно-педагогические традиции и педагогический опыт межкультурной образовательной социализации личности, сложившиеся в Оренбуржье.
В нашем регионе проживают представители практически всех наций и народностей российского социума, поэтому в гуманитарной плоскости формирования социального опыта молодежи традиционно большое внимание уделяется межкультурной образовательной интеграции, под которой мы понимаем становление и развитие педагогически значимых форм непосредственного общения обучающихся с представителями различных культур (национальностей, этносов), способствующих гуманизации опыта социальных отношений и ослаблению (вплоть до преодоления) возможных негативных «стереотипных установок» в пользу становящейся способности «увидеть» в человеке другой расы или национальности не частный случай «этнического типа», а конкретного человека [10].
Как представляется, одна из базовых (культурно-образовательных, средовых) категорий, утверждающих мировоззренческие приоритеты «образа друга» и в значительной мере способствующая мировоззренческому нивелированию негативного потенциала образного восприятия/ принятия «другого» - «чужой», «посторонний», «мигрант», «недруг», вплоть до дегуманизиро-ванного «образа врага», лишенного «каких бы то ни было человеческих черт, человеческого лица» [4, с. 7] - выступает общекультурная категория «дом», которая в своих глубинных содержательных основах сопрягается с гуманитарным потенциалом таких общекультурных понятий, как «род», «поколение», «семейство», «семья» и предметно-чувственно, наглядно, художественно-эстетически внешним видом и внутренним убранством гуманистически конкретизирует известное утверждение «Земля - наш общий дом», равно как и образует смысловой центр этически упреждающей народной мудрости: «Худу быть, кто не умеет домом жить» [5].
В этом отношении формирующему становлению гражданско-патриотической составляющей социального опыта обучающихся способствует образовательный потенциал музейной педагогики, где общекультурная категория «дом», объединяющая и предметно-визуализирующая гуманитарные аспекты традиций, обычаев, нравов, национально-этническую специфику быта занимает одно из центральных мест.
Уже несколько лет в областном центре существует своеобразный «музей под открытым небом» - культурный комплекс «Национальная Деревня», где представлены подворья проживающих в Оренбуржье десяти национальных диаспор (национально-культурных объединений), наглядно раскрывающих культурно-национальную предметность быта, народных промыслов, образующих содержание сближающих народы категории «дом».
Во всех десяти подворьях организованы музеи истории, культуры и быта, библиотеки с литературой на родном языке, редакции газет на родных языках, офисы национально-культурных центров, представлена возможность ознакомиться с предметами, отражающими быт и культуру этнических общностей, блюдами национальной кухни. По линии реализации культурно-просветительских и образовательных проектов и программ организованы регулярные посещения комплекса обучающимися, школьниками и студентами города и области, что, несомненно, способствует становлению социального опыта дружбы и межнационального согласия, уважительного отношения друг к другу, духовного взаимообогащения и единения народов Оренбургского края.
Продуктивному решению этой важной социально-образовательной задачи служит и проведение ежегодного фестиваля «Многонациональная весна», организаторами которого являются управление молодежной политики г. Оренбурга, ведущие вузы города, молодежные общественные организации. Главная цель фестиваля - формирование толерантного отношения к духовным и художественно-эстетическим ценностям различных этнических групп населения Оренбуржья, популяризацию самобытных национальных культур, формирование уважительного отношения к взглядам, традициям
и убеждениям разных народов. В рамках фестиваля среди студентов и участников молодежных общественных объединений проводится фотоконкурс «Наш многонациональный Оренбург!», направленный на популяризацию культурных традиций разных наций и народностей.
Подобные мероприятия, проектно реализующие потенциал социализации личности и существенно расширяющие возможности образовательной микро- и макросреды в формирова-
нии социального опыта обучающихся, направлены на создание социально значимых условий для культурного обмена и взаимодействия, укрепления межнациональных и межкультурных связей, формирования опыта межнационального общения в личностно-развивающей парадигме межкультурной образовательной интеграции, несомненная успешность педагогической реализации основных положений которой столь актуальна в настоящее время.
03.06.2016
Список литературы:
1. Асмолов, А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности / А.Г. Асмолов // Вопросы образования. - 2008. - №1. - С. 65-86.
2. Волков, В.Н. Насилие и толерантность как принципы бытия в современном мире / В.Н. Волков // Образование и общество. -2005. - №1. - С. 56-63.
3. Галактионова, Т.Г. Об отражении понятия «открытое образование» в педагогической теории и практике [Электронный ресурс] / Т.Г. Галактионова, Е.И. Казакова // Письма в Эмиссия. Оффлайн: Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал). - Март, 2012 г. - Режим доступа: http://www .emissia.org/offline/2012/1752.htm
4. Гасанов, И.Б. Национальные стереотипы и «образ врага» / И.Б. Гасанов. - М.: Российская Академия управления, 1994. -258 с.
5. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль. - Т. 1. А-О. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - 1280 с.
6. Джуринский, А.Н. Поликультурное образование в многонациональном социуме / А.Н. Джуринский. - М.: Юрайт, 2014. -260 с.
7. Зубков, В.И. Девиантность молодежи как результат ее неадекватной социализации / В.И. Зубков // Социально-гуманитарные знания. - 2011. - №4. - С. 156-171.
8. Каргапольцева, Н.А. Сетевое взаимодействие вузов и учреждений дополнительного образования детей Оренбуржья в решении задач модернизации образования [Электронный ресурс] / Н.А. Каргапольцева // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всероссийской научно-методической конференции (с международным участием). - Оренбург: Участок оперативной полиграфии ОГУ 2015. - С. 2960-2963.
9. Кирьякова, А.В. Реализация аксиологического подхода в конструировании образовательного процесса / А.В. Кирьякова // Университетский Округ: информационно-методический журнал. - Оренбург. - 2012. - №15. - С. 23-25.
10. Кон, И.С. Психология предрассудка (О социально-психологических корнях этнических предубеждений) / И.С. Кон // Новый Мир. - 1961. - №10. - С. 187-205.
11. Корнеева, Е.Н. Образовательное взаимодействие как особый тип социального взаимодействия / Е.Н. Корнеева // Ярославский педагогический вестник. - Т. II (Психолого-педагогические науки). -2014. - №4. - С. 264-268.
12. Мудрик, А.В. Воспитание как социальный феномен / А.В. Мудрик // Сибирский педагогический журнал. - 2006. - №1. -С. 126-128.
13. О направлении Программы (вместе с «Программой развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях»): Письмо Минобрнауки России от 13.05. 2013 № ИР-352/09 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru
14. Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы. Справочное издание [Электронный ресурс] / Автор-составитель Н.И. Конюхов.- М.,1992. - Режим доступа: http://www.klex.ru/9sd
15. Развитие сферы образования и социализации в Российской Федерации в среднесрочной перспективе. Доклад экспертной группы // Вопросы образования. - 2012. - № 1. - С. 6-58.
16. Социальный опыт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. Terme.ru/dictionary/172/word/socialnyi-opyt.
17. Халеева, И.И. Профилактика экстремизма в поликонфессиональном и многонациональном обществе / И.И. Халеева // Материалы Всероссийской научно-практической конференции по профилактике экстремизма. - М.: ФГБОУ ВПО МГЛУ 2014. - С. 11-18.
Сведения об авторах:
Каргапольцева Наталья Александровна, профессор кафедры общей и профессиональной педагогики Оренбургского государственного университета, директор Ассоциации «Оренбургский (университетский) учебный округ», доктор педагогических наук, профессор E-mail: karna1@yandex.ru
Кодякова Нелли Викторовна, старший преподаватель кафедры иностранных языков Оренбургского государственного медицинского университета E-mail: kodyakova78@rambler.ru