Научная статья на тему 'Социализирующий потенциал ценностей иноязычной культуры'

Социализирующий потенциал ценностей иноязычной культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
290
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ ИНОЯЗЫЧНОЙ КУЛЬТУРЫ / ДИАЛОГ КУЛЬТУР / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Валитова Лилия Радиковна

Статья посвящена образовательным аспектам реализации некоторых базовых ценностей ино/ язычной культуры, способствующих развитию навыков гуманитарного самоопределения лично/ сти в аксиологическом пространстве межкультурного взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Валитова Лилия Радиковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социализирующий потенциал ценностей иноязычной культуры»

Валитова Л.Р.

Оренбургский государственный аграрный университет E-mail: [email protected]

СОЦИАЛИЗИРУЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЦЕННОСТЕЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ КУЛЬТУРЫ

Статья посвящена образовательным аспектам реализации некоторых базовых ценностей иноязычной культуры, способствующих развитию навыков гуманитарного самоопределения личности в аксиологическом пространстве межкультурного взаимодействия.

Ключевые слова: ценности иноязычной культуры, диалог культур, социализация личности.

Современные реалии социально-экономической жизни общества обуславливают необходимость совершенствования процессов включения подрастающего поколения в многогранную и динамическую жизнедеятельность социума. В условиях комплексной и глубокой модернизации российской системы образования, вступления России в Болонский процесс, проблема эффективной социализации личности, развития ее инициативы, самостоятельности и самодеятельности входит в разряд приоритетов социальной политики государства, выступает залогом достижения гражданского мира и согласия, повышения уровня социальной комфортности жизни в целом.

Интеграция России в европейское образовательное сообщество способствует расширению спектра дружественных и профессиональных контактов, что ставит перед образованием задачу развития таких качеств личности взрослеющего человека, как толерантность, открытость, коммуникабельность, предприимчивость, ответственность.

Приоритеты повышения социальной готовности индивида к жизнедеятельности в современном мире расширяющейся глобализации и интеграции выдвинули на передний план социокультурного развития общества проблему лингвообразования как важного фактора личностного развития человека, реализующего социализирующий потенциал ценностей иноязычной культуры.

В современном обществе происходят значительные изменения: расширяется информационное пространство, повышается уровень компьютеризации, развивается глобальная компьютерная сеть Интернет, происходит стирание границ в Европе, все это ведет к интеграции культур разных народов. В настоящее время практическое владение иностранным языком стало показателем образованно-

сти человека, что связывается с содержательно-смысловой и аксиологической спецификой иностранного языка как носителя культуры. Современному человеку и, особенно, специалисту-профессионалу сегодня необходимы навыки межкультурной коммуникации, готовность и способность к диалогу культур (В.С. Библер, В.В. Бычков) [3,4]. Знания о ценностных представлениях, лежащих в основе той или иной культуры, способствуют ориентации личности на общечеловеческие, этические ценности, что определяет гуманитарный статус отношений между людьми как самоценными представителями единого человечества.

Процесс познания иноязычной культуры становится особенно актуальным в рамках образовательной культурологической модели (В.Л. Бенин, Н.Б. Крылова, В.А. Разумный, Н.Е. Щуркова) [2,8,11,13], которая предполагает реализацию механизмов культурного совершенствования человека. Особая роль в этом процессе принадлежит иностранному языку, при помощи которого становится только и возможным субъектно-центрированный диалог культур.

Иноязычная культура способствует усвоению личностью определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих ей адекватно функционировать в качестве полноправного члена общества и, тем самым, выступает важнейшей составляющей базовой культуры личности.

Образовательная реализация социализирующего потенциала ценностей иноязычной культуры не только помогает обучаемым осознать свою роль и функцию в качестве субъектов диалога культур, но и направленно способствует развитию навыков гуманитарного самоопределения в аксиологическом пространстве межкультурного взаимодействия.

Валитова Л.Р.

Социализирующий потенциал ценностей иноязычной культуры

Социализация относится к тем явлениям, посредством которых человек учится жить, осваивать материальную и духовную культуру и эффективно взаимодействовать с другими людьми (Г.М. Андреева, И.С. Кон, А.В. Мудрик) [1,7,9].

Многовековая история человечества свидетельствует о стремлении любого общества и государства включить подрастающее поколение и другие слои населения в систему таких социальных ценностей и социальных ролей, которые в наибольшей степени способствуют воспроизводству основных, в том числе - идеологических, идейных устоев данного социума [6, с.5].

В этой связи социализация понимается в статусе двустороннего единства стихийного и целенаправленного влияния на все стороны личностного становления человека как субъекта общественных отношений. В данном контексте язык выступает не только связующим звеном, но и предпосылкой образовательной успешности осуществления всех граней социализации. При этом следует подчеркнуть, что освоение ценностей культуры и освоение языка культуры есть целостный процесс, определяющий характер и основные тенденции компетентностного развития современного образования.

Исходной позицией исследования проблемы формирования иноязычной культуры в процессе социализации личности является теоретико-методологическая опора на содержание понятий «культура и язык» и «человек - личность - индивид», рассмотрение которых в содержательно-смысловом контексте философских принципов познания, развития и системности приводит к обоснованию их интегративного (синергетивного) единства.

Иноязычная культура обладает весомым аксиологическим потенциалом реализации идей гуманитаризации образования. Сегодня элементарная языковая подготовка необходима выпускникам всех вузов независимо от профиля обучения, поскольку способствует развитию общего кругозора, расширяет и углубляет профессиональные знания, поднимает на более высокий гуманитарно-ценностный уровень мировоззрение студентов и тем самым становится существенным средством формирования конкурентоспособности личности, эффективно способствует ее социализации.

Процесс становления иноязычной культуры личности напрямую связан с формированием сферы гуманитарных ценностей и ценностных ориентаций, отражающих факт совместного (со)существования субъектов в поликультурном жизненном пространстве, развитие коммуникативных способностей, творческой активности и толерантности, необходимость адекватной ориентации в системе инокультурных ценностей.

Применительно к образовательной сфере иноязычная культура понимается нами в статусе базовой индивидуальной ценности, способствующей интеллектуально-нравственному воспитанию и компетентностному развитию личности взрослеющего человека, удовлетворению его потребности в изучении поликультурного наследия человечества и стремления к общению с представителями различных культур в условиях глобально утверждающегося многоязычия. Не случайно одним из наиболее революционных достижений за последние десятилетия, которое значительно повлияло на образовательный процесс во всем мире, стало создание всемирной компьютерной сети, получившей название Интернет, что буквально означает «международная сеть» (англ. international net).

Таким образом, сущность гуманитарного приобщения человека к ценностям иноязычной культуры трактуется как образовательное освоение образцов, идеалов и идей мировой человеческой культуры средствами родного и иностранного языков. В этом случае иностранный язык выступает действенным средством постижения мира специальных знаний и усвоения культурно-исторического и социального опыта различных стран и народов (Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров, Е.И. Пассов, В.Ю. Ро-зенцвейг) [5,10,12]. Чем шире контакты личности с мировой культурой, тем богаче перспективы формирования иноязычной культуры, тем успешнее осуществляется реализация ее социализирующего потенциала.

Будучи тесно взаимосвязана с национальной, родной культурой, иноязычная культура личности является составляющей общей культуры современного специалиста, понимается как его важнейшая профессиональноличностная характеристика. Иноязычная культура специалиста пребывает в тесном взаимодействии с профессиональной культурой, определяет профессиональную направлен-

ность иноязычной культуры. Таким образом, профессиональная культура, национальная и иноязычная культуры выступают важнейшими составляющими общей культуры личности. Взаимодействуя, они дополняют друг друга и, тем самым, способствуют ценностному обогащению формирующихся компетенций и компетентностей личности будущего специалиста в социокультурном пространстве образовательного взаимодействия.

Иноязычная культура как фактор социализации личности студента понимается нами как совокупность знаний, умений и навыков в области средств общения и законов межличностного взаимодействия между представителями различных культур, способствующая образовательной социализации личности в творческом процессе освоения общекультурных смыслов и гуманитарных ценностей иностранного языка.

Педагогический потенциал иноязычной культуры как фактора социализации обуславливается актуализацией ее общечеловеческих и профессионально-жизненных ценностей на уровне индивидуального присвоения как личностного открытия, что способствует становлению интеллигентности (интеллигентных качеств личности) - важнейшей ментальной характеристики социальной зрелости будущего специалиста-профессионала. Образовательная специфика этого процесса обуслав-

ливается фактом достигаемого единства гуманитарной и профессиональной составляющих в целостной подготовке студента-будущего специалиста с учетом возрастных и социально-психологических особенности.

При таком подходе иноязычная культура рассматривается как ведущая личностная и профессиональная характеристика студентов, представляющая собой совокупность языковых, лингвокультурологических знаний, навыков и умений, аккумулируемых личностью в процессе иноязычной речевой деятельности в соответствии с конкретной коммуникативной ситуацией и, самое главное, с гуманитарно-ценностным отношением к культуре страны изучаемого языка и своей родной культуре.

Проведенное исследование показало, что социализирующий потенциал ценностей иноязычной культуры становится оптимизирующим фактором успешного включения будущего специалиста в многогранный функционал общественных связей и отношений в том случае, если в развивающем пространстве образовательного взаимодействия реализуется принципа диалога культур на занятиях иностранного языка, актуализируются социализирующие возможности учебных предметов и дисциплин, создаются ситуации максимальной приближенности к естественным коммуникативным условиям иноязычного взаимодействия.

-------------------------- 18.01.2011

Список литературы:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 378 с.

2. Бенин, В.Л. Педагогическая культура: Философско-социологический анализ / В.Л. Бенин. - Уфа: Изд-во Башкирского государственного университета, 1997. - 217 с.

3. Библер, В.С. Культура. Диалог культур / В.С. Библер // Вопросы философии. - 1989. - №6. - С. 32-41.

4. Бычков, В.В. Эстетика / В.В. Бычков. - М.: Гардарики, 2004. - 340 с.

5. Верещагин, Е.М. Язык и культура. Лингвострановедение и преподавание русского и иностранного языков / Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров. - М.: Просвещение, 1990. - 223 с.

6. Каргапольцева, Н.А. Монтессори-образование: проблема социализации и воспитания личности: монография. / Н.А. Каргапольцева. - М.: Педагогический вестник, 1999. - 184 с.

7. Кон, И.С. Ребенок и общество: историко-этнографическая перспектива / И.С. Кон. - М.: Наука, 1988. - 270 с.

8. Крылова, Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста / Н.Б. Крылова. - М.: Высшая школа, 1990. - 142 с.

9. Мудрик, А.В. Социализация личности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.В. Мудрик. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 304 с.

10. Пассов, Е.И. Коммуникативное иноязычное образование. Концепция развития индивидуальности в диалоге культур / Е.И. Пассов. - Липецк: Изд-во ЛГПИ, 1999. - С. 40-45.

11. Разумный, В.А. Система образования на рубеже третьего тысячелетия. Опыт философии, педагогики / В.А. Разумный. - М.: Педагогика, 1996. - 210 с.

12. Розенцвейг, В.Ю. Основные вопросы теории языковых контактов / В.Ю. Розенцвейг // Новое в лингвистике. - М., 1972. - Вып. 6. - С. 5-22.

13. Щуркова, Н.Е. Новое воспитание / Н.Е. Щуркова. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 128 с.

Сведения об авторе: Валитова Лилия Радиковна, старший преподаватель кафедры иностранных языков юридического факультета Оренбургского государственного аграрного университета, соискатель Оренбургского государственного университета, тел. (3532) 372997, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.