Научная статья на тему 'Создание единой культурно-образовательной среды: из опыта работы АНО «Университетские Образовательные округа»'

Создание единой культурно-образовательной среды: из опыта работы АНО «Университетские Образовательные округа» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
218
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / УНИВЕРСИТЕТСКИЕ ОКРУГА / ПРОЕКТ / ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АНО «УНИВЕРСИТЕТСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОКРУГА» / EDUCATION / CULTURE / CULTURAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT UNIVERSITY DISTRICTS / PROJECT / EDUCATIONAL ACTIVITY / ANO «UNIVERSITY EDUCATIONAL DISTRICT»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кипнес Людмила Владимировна

С самого начала формирования системы всеобщего образования ее отличительной чертой являлась ведущая роль просвещения в общественной жизни страны. Образование и становление личности происходит в культурно-образовательной среде, обладающей своей спецификой, связанной с пространством, окружением, условиями и т.д. Культурно-образовательная среда это исторически сложившаяся сфера жизни народа, обусловленная природными, религиозными, материальными, культурными и другими условиями. Сегодня чрезвычайно важным является создание единой культурно-образовательной среды в пределах Российской Федерации. Университеты всегда были центрами формирования и сосредоточения интеллектуального потенциала общества, вот прочему они играли важную роль в интеграции образовательных, научных, культурных и различных государственных и общественных структур. В России накоплен богатый опыт интеграции образовательных учреждений, в частности масштабные интеграционные структуры в виде университетских учебных округов, которые на протяжении всей своей истории способствовали формированию культурно-образовательной среды, эта традиция продолжается и в современных условиях. В конце прошлого столетия возродились, а в ряде случаев, и образовались университетские округа. Региональные университетские округа объединились с 2007 г. в Ассоциацию, впоследствии зарегистрированную как Автономная некоммерческая организация консолидации образовательного пространства «Университетские Образовательные Округа». В сегодняшних условиях просветительская деятельность весьма востребована и реализуется как внутри региональных университетских округов, так и через деятельность АНО «Университетские Образовательные Округа», реализующей целый ряд просветительских проектов, направленных на создание единой культурно-образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From the beginning of formation of system of universal education its distinctive feature was the leading role of education in social life of the country. The formation and development of the individual occurs in the cultural and educational environment, which has its own specifics related to the space environment, conditions, etc. Cultural and educational environment is historically a sphere of life of the people, caused by natural, religious, financial, cultural and other conditions. Today, it is extremely important the creation of a unified cultural and educational environment within the Russian Federation. Universities have always been centres of formation and concentration of the intellectual potential of society, that is why they played an important role in the integration of educational, scientific, cultural and various state and public structures. Russia has accumulated rich experience of integration of educational institutions, in particular large-scale integration of structure, University school districts, which throughout its history contributed to the formation of cultural and educational environment, and this tradition continues in the modern world. At the end of the last century was revived, and in some cases, and formed the University district. Regional University district has teamed up with 2007 the Association is subsequently registered as an Autonomous non-commercial organization consolidating educational space “of the University Educational District”. In today’s environment educational activities is highly demanded and implemented inside the regional University districts, and through the activities of ANO “University Educational District”, which implements a number of educational projects aimed at the creation of a unified cultural and educational environment.

Текст научной работы на тему «Создание единой культурно-образовательной среды: из опыта работы АНО «Университетские Образовательные округа»»

УДК 061.22

Кипнес Л.В.

Российский государственный гидрометеорологический университет, г Санкт-Петербург, Россия Е-mail: KsLudmila@yandex.ru

СОЗДАНИЕ ЕДИНОЙ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ АНО «УНИВЕРСИТЕТСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОКРУГА»

С самого начала формирования системы всеобщего образования ее отличительной чертой являлась ведущая роль просвещения в общественной жизни страны. Образование и становление личности происходит в культурно-образовательной среде, обладающей своей спецификой, связанной с пространством, окружением, условиями и т.д. Культурно-образовательная среда - это исторически сложившаяся сфера жизни народа, обусловленная природными, религиозными, материальными, культурными и другими условиями. Сегодня чрезвычайно важным является создание единой культурно-образовательной среды в пределах Российской Федерации.

Университеты всегда были центрами формирования и сосредоточения интеллектуального потенциала общества, вот прочему они играли важную роль в интеграции образовательных, научных, культурных и различных государственных и общественных структур. В России накоплен богатый опыт интеграции образовательных учреждений, в частности масштабные интеграционные структуры в виде университетских учебных округов, которые на протяжении всей своей истории способствовали формированию культурно-образовательной среды, эта традиция продолжается и в современных условиях. В конце прошлого столетия возродились, а в ряде случаев, и образовались университетские округа. Региональные университетские округа объединились с 2007 г. в Ассоциацию, впоследствии зарегистрированную как Автономная некоммерческая организация консолидации образовательного пространства «Университетские Образовательные Округа».

В сегодняшних условиях просветительская деятельность весьма востребована и реализуется как внутри региональных университетских округов, так и через деятельность АНО «Университетские Образовательные Округа», реализующей целый ряд просветительских проектов, направленных на создание единой культурно-образовательной среды.

Ключевые слова: образование, культура, культурно-образовательная среда, университетские округа, проект, просветительская деятельность, АНО «Университетские Образовательные Округа»

Начало XXI века характеризуется стремительным изменением геополитической картины мира, рядом социальных и идеологических переломов, сменой социальных и нравственных ориентиров. И в этой ситуации важно сохранить то особенное лицо России, которое на протяжении всей русской истории делало ее единой при всем разнообразии народов и народностей, проживающих на бескрайних территориях. И здесь ключевую роль играет образование, потому что именно оно во многом определяет будущее нации, является залогом благополучия страны. С самого начала формирования системы всеобщего образования ее отличительной чертой являлась ведущая роль просвещения в общественной жизни страны. К середине XIX века полностью сформировалась идея среднего образования, в которой важное место занимали гуманитарные дисциплины как средство разностороннего формирования личности на основе традиций и общечеловеческих ценностей.

Создание «пространства культуры», осознание целостной картины мира через языки и художественную литературу, вхождение в культуру и интерпретация ценностей культуры сочетались с воспитанием на выдающихся образцах служения Отечеству и любви к нему .

Хочется обратить внимание и на то, что, несмотря на различные трактовки, многочисленные интерпретации сама основа слова «образование» - показатель многозначности. Неслучайно В. И. Даль выделяет двадцать шесть оттенков слова «образ», основные из которых -икона, лик, облик, а «ование» - указание на процесс1, что отвечает современным реалиям понимания образования не как конечного результата, а как процесса. Образование - процесс обретения человеком собственного образа, отличающегося от других и стремящегося к соединению с идеальным, способ становления человека в культуре. «Мне кажется, - говорил Д.И. Писарев, - что общее образование есть

1Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка (в 4-х томах) - М., 1989.

скрепление и осмысление той естественной связи, которая существует между отдельной личностью и человечеством»2. Образование связано со всеми областями жизни общества, а реализуется эта связь через личность, «производя» самого человека, воздействуя на его интеллектуальное, нравственное, эстетическое и физическое развитие.

Образование и становление личности происходит в культурно-образовательной среде, обладающей своей спецификой, связанной с пространством, окружением, условиями и т.д. В самом общем смысле среда - окружение, с которым взаимодействует тот или иной субъект, обладающее определенными свойствами, влияющими на взаимодействие между субъектами. Таким образом, «культурная среда» предполагает взаимодействие всех ее элементов и поэтому является одновременно и культурно-образовательной.

Современные толкования, раскрывающие смысл термина «культурно-образовательная среда», опираются на идеи Павла Флоренского, отождествлявшего культуру со средой, которая растит и питает личность3. Эту же идею разделял и Д.С. Лихачев, считавший, что культурная среда необходима человеку для его духовной, нравственной жизни, самодисциплины и социальности.

Культурно-образовательная среда включает в себя систему образования, культурно-просветительских учреждений, книги, периодику, культурно-информационную систему как средство распространения знаний. В культурно-образовательной среде происходит вхождение субъектов в культуру в процессе их жизнедеятельности, что само по себе является образованием [7]. При этом необходимо помнить, что культурно-образовательная среда - это исторически сложившаяся сфера жизни народа, обусловленная природными, религиозными, материальными, культурными и другими условиями.

Сегодня, на наш взгляд, чрезвычайно важным является создание единой культурно-образовательной среды в пределах Российской Федерации. Это весьма сложная задача, посколь-

ку Россия обладает не только огромной территорией, но и является многонациональной и многоконфессиональной страной, что, безусловно, порождает целый спектр проблем на пути создания единой культурно-образовательной среды, поскольку требует интеграции множества микросред. В связи с этим нельзя не обратить внимание научно-технический прорыв второй половины ХХ столетия, который кардинально изменил облик XXI века, превратив его в эпоху информационно-коммуникационных технологий. Грандиозные научные открытия привели к тому, что научный метод познания превзошел все остальные, что весьма опасно, поскольку на первый план в этом случае выходит рационализм и прагматизм, ведущие к расколу общества, мира. Русская религиозная философия и литература еще в начале XX века предупреждали о том, что техника может действовать на мир разрушающе. Так, Н.А. Бердяев писал: «... Человек верит в чудеса техники, когда перестал верить во все чудеса. Дегуманизация и есть, прежде всего, механизация и технизация человеческой жизни, подчинение человека машине и превращение его в машину. Власть машины разлагает целостный человеческий образ. Техника рационализирует человеческую жизнь»4.

С самого зарождения мира информация играла чрезвычайно важную роль в жизни человек, поскольку являлась способом передачи от одного поколения другому опыта, помогающего выживать. С течением времени информация накапливалась и ее роль в жизни человека становилась все существеннее. Сегодня роль информации в жизни человека становится определяющей. Более того, знания становятся только информацией, а язык - средством коммуникации, то есть происходит разрыв между наукой и духовностью, наукой и искусством, и в конечном итоге наукой и миром, в котором живет человек. И, как следствие, девальвация слова, что весьма тревожно, поскольку «Мысль и слово, слово и дело нераздельны - одно и то же, тождественны.; действия есть воплощённое слово. Оно державно и мощно. Оно вещно. Оно поэтому всегда есть имя. Магия действия есть магия слов; магия слов - магия имён»5.

2Писарев Д. Школа и жизнь / Русское слово, 1865, июль (стр. 116-162), август (с. 60- 106).

3 Флоренский П. Оправдание космоса. СПб, 1994.

4 Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М., 1994. С. 344-345

Со словом необходимо обращаться осторожно, поскольку слово есть дело, поступок, оно может поразить человека, а действие его усиливается глобальной информационной структурой. Понятно, что информационные процессы, происходящие сегодня, меняют образ жизни, способ мышления, характер чувств, стиль поведения, формируют новые традиции. По мнению У. Ма-суды, информатизация изменяет природу человека, превращает его из «хомо сапианс» в «хомо интеллиженс». И гарантом сохранения уникальности человека служит только культура [8].

Университеты всегда были центрами формирования и сосредоточения интеллектуального потенциала общества, вот прочему они играли важную роль в интеграции образовательных, научных, культурных и различных государственных и общественных структур. В России накоплен богатый опыт интеграции образовательных учреждений. В связи с этим можно вспомнить создание Ломоносовской гимназии при Московском университете - свидетельство понимания необходимости объединения высшего и среднего образования. Позднее в России появились масштабные интеграционные структуры в виде университетских учебных округов. Развитие системы российского образования на основе учебных округов университетов происходило в XIX - начале XX веков, в период трансформации этой идеи с учетом культурных особенностей и территориально-национальной специфики России.

В пятнадцать учебных округов России в начале 1917 года входили Петербургский, Казанский, Московский, Харьковский, Одесский, Оренбургский, Киевский, Варшавский, Виленский, Рижский, Кавказский, ЗападноСибирский, Восточно-Сибирский, Приамурский, Туркестанский. Опыт университетских округов после революционных событий 1917 года использовался для развития сети учебных заведений [1].

В конце прошлого столетия возродились и возникли университетские округа в Саранске, Оренбурге, Санкт-Петербурге, Москве, Казани, Нижнем Новгороде, Ульяновске, Воронеже и других городах России. Деятельность региональных учебных округов сразу же ста-

5 Флоренский П. Оправдание космоса. СПб, 1994. С.42-48.

6 Модельный закон «О просветительской деятельности» СПб.

ла направлена на создание единой культурно-образовательной региональной среды: объединялись учебные заведения, научные и другие организации. По инициативе региональных университетских округов была создана ассоциация университетских образовательных округов, впоследствии зарегистрированная как Автономная некоммерческая организация консолидации образовательного пространства «Университетские Образовательные Округа» [2]. С 2007 г. организация стала организовывать мероприятия для участников из разных регионов страны, поддерживать инновационные идеи и проекты, инициированные образовательными учреждениями. Примером могут служить научно-практическая конференция «Педагогические основы филологического образования региона», проходившая в Орском гуманитарно-технологическом институте (филиале) Оренбургского государственного университета, в рамках которой были организованы лекции для студентов, авторские семинары для учителей; научно-практическая конференция для учащихся средних школ «Исторически значимые события и люди в контексте региона» на базе ГОУ «Гимназия №11» Санкт-Петербурга; совместный проект с МОУ СОШ №6 г. Сосновый Бор.

В создании единой культурно-образовательной среды большую роль играет просветительская деятельность, направленная на расширение, дополнение и углубление знаний, получаемых в учебных заведениях, и информативная, расширяющая осведомленность в вопросах науки, культуры и политики6.

В сегодняшних условиях просветительская деятельность весьма востребована и реализуется как внутри региональных университетских округов, так и через деятельность АНО «Университетские Образовательные Округа», реализующей целый ряд просветительских проектов. Хочется сказать о таком проекте как «Региональный аспект экспликации гуманитарного образования». Изначально в этом проекте участвовали ученые из разных уголков России, преподаватели вузов, средних и средних специальных учебных заведений, аспиранты, студенты и школьники, а также специалисты из центров культуры, на-

ИОВ РАО, 2001, 40 с.- с.9.

пример, Российской Национальной библиотеки, Музея-заповедника «Старая Ладога», музея-квартиры А.С. Пушкина, музея «Анна Ахматова. Серебряный век». Как отмечали все участники этого проекта, он действительно инновационный, отвечающий вызовам времени и реалиям сегодняшнего дня, как по содержанию, форме, так и по характеру. По очень точному замечанию Н.Е. Ерофеевой, это практико-ориентированный проект, направленный на развитие личностного потенциала личности, а приоритетным в нем является ценностная составляющая [4, с. 6 -7]. Очень важным, на наш взгляд, является то, что в рамках этого проекта прошли публичные лекции, семинары, экскурсии, круглые столы, конференция; студенты и аспиранты и разных уголков России получили возможность не только возможность познакомиться с культурным наследием Санкт-Петербурга и Ленинградской области, но и узнать о культурно-историческом наследии регионов. Особенность данного проекта еще и в том, что в нем сопрягаются история страны и ее отдельных регионов. Этот проект, по пожеланиям представителей региональных образовательных регионов было решено сделать регулярным. И сейчас этот проект способствует созданию единой культурно-образовательной среды, стирая границы между регионами.

Нельзя не сказать, что отчасти реализация этого проекта находит свое частичное воплощение и в многочисленных просветительских мероприятиях, организуемых Ассоциацией «Университетские образовательные округа» для школьников и студентов Санкт-Петербурга, Ленинградской области, регионов России в Российской национальной библиотеке, библиотеке им. Н.А. Некрасова, музее «Анна Ахматова. Серебряный век», Музее-квартире ФМ. Достоевского, школьном музее «Юные защитники обороны Ленинграда» в 210 школе Санкт-Петербурга, музейном комплексе 206 школы Санкт-Петербурга, музее истории «Петришуле» и других образовательных и культурных центрах. Очень важно то, что знакомство этими и многими другими учреждениями далеко выходит за привычные рамки экскурсии или конференции.

Говоря о создании единого культурно-образовательной среды АНО «Университетские Образовательные Округа» нельзя не отметить и издательскую деятельность, которая также яв-

ляется приоритетной. За это время было издано свыше 150 печатных изданий, включающих монографии, материалы конференций, учебные, и учебно-методические пособия, адресованные студентам, школьникам, учителям, профессорско-преподавательскому составу высших учебных заведений.

Вхождение в культуру необходимо начинать с самого раннего возраста, поэтому для нас стали значимы проекты для школьников 1 - 6 классов «Басни далекие и близкие», «Сохраним зеленую планету»; для школьников 9-11 классов «И.А. Бунин и традиции мировой культуры», конкурсы для школьников 5-11 классов по изобразительному искусству и литературе «Этот мир очарования, этот мир из серебра», посвященный культуре Серебряного века, «Ищу я в этом мире сочетанья прекрасного и вечного...», посвященный творчеству И.А. Бунина.

Важным проектом, направленным на создание единой культурно образовательной среды, стал совместный проект с Государственным культурным Центром-музеем В.С. Высоцкого «Дом Высоцкого на Таганке» «Поэзия В.С. Высоцкого и XXI век». Этот проект, начавшийся 25 января 2013 г. в стенах «Дома Высоцкого на Таганке», объединил представителей разных возрастов буквально из каждого уголка России, участников из зарубежных стран. Ежегодно в этом проекте принимают участие более тысячи человек. Проект включает в себя конкурс, научные семинары, публичные лекции, посвященные поэзии В.С. Высоцкого. Конкурс проводится по следующим номинациям: сочинение, исследовательские работы, метафорическое рисование, проект «Визуализация творчества В.С. Высоцкого» (экскурсия, выставка, игра, викторина сценарий фильма (мультфильма) по произведениям В.С. Высоцкого и другие формы). Участвуют в конкурсе учащиеся средних и высших учебных заведений. Отдельно проводится конкурс методических материалов, посвященных изучению творчества В.С. Высоцкого среди учителей средних учебных заведений и преподавателей вузов.

В рамках данной статьи представлены только некоторые наиболее значимые примеры деятельности АНО «Университетские Образовательные Округа», направленные на создание единой культурно-образовательной среды.

23.08.2017

Список литературы:

1. Генкин А. Л. О возрождении университетских образовательных округов // Университетский округ в региональной образовательной системе: опыт проблемы, перспективы: Материалы Первой Российской научно-практической конференции университетских округов России, 7-8 февраля 2007 г./ отв. ред. С.Б. Смирнов. - СПб.: Ассоциация «Университетский образовательный округ Санкт-Петербурга и Ленинградской области», 2007 г. С. 14-23

2. Генкин А. Л. О миссии организации «Университетские Образовательные Округа»// Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры. Материалы Всероссийской научно-методической конференции (с международным участием); Оренбургский гос. ун-т. — Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2013. - 3335 с.

3. Генкин А.Л. Роль университетских округов в консолидации образовательного пространства// Университетские округа и перспективы развития отечественного образования: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции, 26-27 апреля 2011 г., Санкт-Петербург - Санкт-Петербург: Университетский образовательный округ Санкт-Петербурга и Ленинградской области, 2011. С.28-34.

4. Ерофеева Н.Е. Педагогические основы научно-практической конференции как формы воспитания и образования// Региональный аспект экспликации гуманитарного образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 8-12 февраля 2010. - СПб.: Университетский образовательный округ к Санкт-Петербурга и Ленинградской области, 2010

5. Кипнес Л.В. Просветительская деятельность в условиях модернизации образования. Университетские округа и перспективы развития отечественного образования: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции, 26-27 апреля 2011 г., Санкт-Петербург - Санкт-Петербург: Университетский образовательный округ Санкт-Петербурга и Ленинградской области, 2011. С.48-53.

6. Лосев А.Ф. Философия имени. М., 1990.

7. Сластенин В. А. Педагогика. Учебное пособие., М.: 2000, 512 - с.

8. http://magref./ru/osoennosti-sovremennoy-kulturyi-nachalo-xxi-veca/

9. Flynn /. The University Reform of tsar Alexander I. 1802—1835. Washington, 1988.

Сведения об авторе:

Кипнес Людмила Владимировна, заведующий кафедрой русского языка и литературы Российского государственного гидрометеорологического университета, директор АНО «Университетские Образовательные Округа, кандидат педагогических наук, доцент

E-mail: KsLudmila@yandex.ru

195196, г. Санкт-Петербург, Малоохтинский проспект, д. 98.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.