УДК 061.22
Кипнес Л.В.
Российский государственный гидрометеорологический университет, г Санкт-Петербург, Россия Е-mail: [email protected]
СОЗДАНИЕ ЕДИНОЙ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ АНО «УНИВЕРСИТЕТСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОКРУГА»
С самого начала формирования системы всеобщего образования ее отличительной чертой являлась ведущая роль просвещения в общественной жизни страны. Образование и становление личности происходит в культурно-образовательной среде, обладающей своей спецификой, связанной с пространством, окружением, условиями и т.д. Культурно-образовательная среда - это исторически сложившаяся сфера жизни народа, обусловленная природными, религиозными, материальными, культурными и другими условиями. Сегодня чрезвычайно важным является создание единой культурно-образовательной среды в пределах Российской Федерации.
Университеты всегда были центрами формирования и сосредоточения интеллектуального потенциала общества, вот прочему они играли важную роль в интеграции образовательных, научных, культурных и различных государственных и общественных структур. В России накоплен богатый опыт интеграции образовательных учреждений, в частности масштабные интеграционные структуры в виде университетских учебных округов, которые на протяжении всей своей истории способствовали формированию культурно-образовательной среды, эта традиция продолжается и в современных условиях. В конце прошлого столетия возродились, а в ряде случаев, и образовались университетские округа. Региональные университетские округа объединились с 2007 г. в Ассоциацию, впоследствии зарегистрированную как Автономная некоммерческая организация консолидации образовательного пространства «Университетские Образовательные Округа».
В сегодняшних условиях просветительская деятельность весьма востребована и реализуется как внутри региональных университетских округов, так и через деятельность АНО «Университетские Образовательные Округа», реализующей целый ряд просветительских проектов, направленных на создание единой культурно-образовательной среды.
Ключевые слова: образование, культура, культурно-образовательная среда, университетские округа, проект, просветительская деятельность, АНО «Университетские Образовательные Округа»
Начало XXI века характеризуется стремительным изменением геополитической картины мира, рядом социальных и идеологических переломов, сменой социальных и нравственных ориентиров. И в этой ситуации важно сохранить то особенное лицо России, которое на протяжении всей русской истории делало ее единой при всем разнообразии народов и народностей, проживающих на бескрайних территориях. И здесь ключевую роль играет образование, потому что именно оно во многом определяет будущее нации, является залогом благополучия страны. С самого начала формирования системы всеобщего образования ее отличительной чертой являлась ведущая роль просвещения в общественной жизни страны. К середине XIX века полностью сформировалась идея среднего образования, в которой важное место занимали гуманитарные дисциплины как средство разностороннего формирования личности на основе традиций и общечеловеческих ценностей.
Создание «пространства культуры», осознание целостной картины мира через языки и художественную литературу, вхождение в культуру и интерпретация ценностей культуры сочетались с воспитанием на выдающихся образцах служения Отечеству и любви к нему .
Хочется обратить внимание и на то, что, несмотря на различные трактовки, многочисленные интерпретации сама основа слова «образование» - показатель многозначности. Неслучайно В. И. Даль выделяет двадцать шесть оттенков слова «образ», основные из которых -икона, лик, облик, а «ование» - указание на процесс1, что отвечает современным реалиям понимания образования не как конечного результата, а как процесса. Образование - процесс обретения человеком собственного образа, отличающегося от других и стремящегося к соединению с идеальным, способ становления человека в культуре. «Мне кажется, - говорил Д.И. Писарев, - что общее образование есть
1Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка (в 4-х томах) - М., 1989.
скрепление и осмысление той естественной связи, которая существует между отдельной личностью и человечеством»2. Образование связано со всеми областями жизни общества, а реализуется эта связь через личность, «производя» самого человека, воздействуя на его интеллектуальное, нравственное, эстетическое и физическое развитие.
Образование и становление личности происходит в культурно-образовательной среде, обладающей своей спецификой, связанной с пространством, окружением, условиями и т.д. В самом общем смысле среда - окружение, с которым взаимодействует тот или иной субъект, обладающее определенными свойствами, влияющими на взаимодействие между субъектами. Таким образом, «культурная среда» предполагает взаимодействие всех ее элементов и поэтому является одновременно и культурно-образовательной.
Современные толкования, раскрывающие смысл термина «культурно-образовательная среда», опираются на идеи Павла Флоренского, отождествлявшего культуру со средой, которая растит и питает личность3. Эту же идею разделял и Д.С. Лихачев, считавший, что культурная среда необходима человеку для его духовной, нравственной жизни, самодисциплины и социальности.
Культурно-образовательная среда включает в себя систему образования, культурно-просветительских учреждений, книги, периодику, культурно-информационную систему как средство распространения знаний. В культурно-образовательной среде происходит вхождение субъектов в культуру в процессе их жизнедеятельности, что само по себе является образованием [7]. При этом необходимо помнить, что культурно-образовательная среда - это исторически сложившаяся сфера жизни народа, обусловленная природными, религиозными, материальными, культурными и другими условиями.
Сегодня, на наш взгляд, чрезвычайно важным является создание единой культурно-образовательной среды в пределах Российской Федерации. Это весьма сложная задача, посколь-
ку Россия обладает не только огромной территорией, но и является многонациональной и многоконфессиональной страной, что, безусловно, порождает целый спектр проблем на пути создания единой культурно-образовательной среды, поскольку требует интеграции множества микросред. В связи с этим нельзя не обратить внимание научно-технический прорыв второй половины ХХ столетия, который кардинально изменил облик XXI века, превратив его в эпоху информационно-коммуникационных технологий. Грандиозные научные открытия привели к тому, что научный метод познания превзошел все остальные, что весьма опасно, поскольку на первый план в этом случае выходит рационализм и прагматизм, ведущие к расколу общества, мира. Русская религиозная философия и литература еще в начале XX века предупреждали о том, что техника может действовать на мир разрушающе. Так, Н.А. Бердяев писал: «... Человек верит в чудеса техники, когда перестал верить во все чудеса. Дегуманизация и есть, прежде всего, механизация и технизация человеческой жизни, подчинение человека машине и превращение его в машину. Власть машины разлагает целостный человеческий образ. Техника рационализирует человеческую жизнь»4.
С самого зарождения мира информация играла чрезвычайно важную роль в жизни человек, поскольку являлась способом передачи от одного поколения другому опыта, помогающего выживать. С течением времени информация накапливалась и ее роль в жизни человека становилась все существеннее. Сегодня роль информации в жизни человека становится определяющей. Более того, знания становятся только информацией, а язык - средством коммуникации, то есть происходит разрыв между наукой и духовностью, наукой и искусством, и в конечном итоге наукой и миром, в котором живет человек. И, как следствие, девальвация слова, что весьма тревожно, поскольку «Мысль и слово, слово и дело нераздельны - одно и то же, тождественны.; действия есть воплощённое слово. Оно державно и мощно. Оно вещно. Оно поэтому всегда есть имя. Магия действия есть магия слов; магия слов - магия имён»5.
2Писарев Д. Школа и жизнь / Русское слово, 1865, июль (стр. 116-162), август (с. 60- 106).
3 Флоренский П. Оправдание космоса. СПб, 1994.
4 Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М., 1994. С. 344-345
Со словом необходимо обращаться осторожно, поскольку слово есть дело, поступок, оно может поразить человека, а действие его усиливается глобальной информационной структурой. Понятно, что информационные процессы, происходящие сегодня, меняют образ жизни, способ мышления, характер чувств, стиль поведения, формируют новые традиции. По мнению У. Ма-суды, информатизация изменяет природу человека, превращает его из «хомо сапианс» в «хомо интеллиженс». И гарантом сохранения уникальности человека служит только культура [8].
Университеты всегда были центрами формирования и сосредоточения интеллектуального потенциала общества, вот прочему они играли важную роль в интеграции образовательных, научных, культурных и различных государственных и общественных структур. В России накоплен богатый опыт интеграции образовательных учреждений. В связи с этим можно вспомнить создание Ломоносовской гимназии при Московском университете - свидетельство понимания необходимости объединения высшего и среднего образования. Позднее в России появились масштабные интеграционные структуры в виде университетских учебных округов. Развитие системы российского образования на основе учебных округов университетов происходило в XIX - начале XX веков, в период трансформации этой идеи с учетом культурных особенностей и территориально-национальной специфики России.
В пятнадцать учебных округов России в начале 1917 года входили Петербургский, Казанский, Московский, Харьковский, Одесский, Оренбургский, Киевский, Варшавский, Виленский, Рижский, Кавказский, ЗападноСибирский, Восточно-Сибирский, Приамурский, Туркестанский. Опыт университетских округов после революционных событий 1917 года использовался для развития сети учебных заведений [1].
В конце прошлого столетия возродились и возникли университетские округа в Саранске, Оренбурге, Санкт-Петербурге, Москве, Казани, Нижнем Новгороде, Ульяновске, Воронеже и других городах России. Деятельность региональных учебных округов сразу же ста-
5 Флоренский П. Оправдание космоса. СПб, 1994. С.42-48.
6 Модельный закон «О просветительской деятельности» СПб.
ла направлена на создание единой культурно-образовательной региональной среды: объединялись учебные заведения, научные и другие организации. По инициативе региональных университетских округов была создана ассоциация университетских образовательных округов, впоследствии зарегистрированная как Автономная некоммерческая организация консолидации образовательного пространства «Университетские Образовательные Округа» [2]. С 2007 г. организация стала организовывать мероприятия для участников из разных регионов страны, поддерживать инновационные идеи и проекты, инициированные образовательными учреждениями. Примером могут служить научно-практическая конференция «Педагогические основы филологического образования региона», проходившая в Орском гуманитарно-технологическом институте (филиале) Оренбургского государственного университета, в рамках которой были организованы лекции для студентов, авторские семинары для учителей; научно-практическая конференция для учащихся средних школ «Исторически значимые события и люди в контексте региона» на базе ГОУ «Гимназия №11» Санкт-Петербурга; совместный проект с МОУ СОШ №6 г. Сосновый Бор.
В создании единой культурно-образовательной среды большую роль играет просветительская деятельность, направленная на расширение, дополнение и углубление знаний, получаемых в учебных заведениях, и информативная, расширяющая осведомленность в вопросах науки, культуры и политики6.
В сегодняшних условиях просветительская деятельность весьма востребована и реализуется как внутри региональных университетских округов, так и через деятельность АНО «Университетские Образовательные Округа», реализующей целый ряд просветительских проектов. Хочется сказать о таком проекте как «Региональный аспект экспликации гуманитарного образования». Изначально в этом проекте участвовали ученые из разных уголков России, преподаватели вузов, средних и средних специальных учебных заведений, аспиранты, студенты и школьники, а также специалисты из центров культуры, на-
ИОВ РАО, 2001, 40 с.- с.9.
пример, Российской Национальной библиотеки, Музея-заповедника «Старая Ладога», музея-квартиры А.С. Пушкина, музея «Анна Ахматова. Серебряный век». Как отмечали все участники этого проекта, он действительно инновационный, отвечающий вызовам времени и реалиям сегодняшнего дня, как по содержанию, форме, так и по характеру. По очень точному замечанию Н.Е. Ерофеевой, это практико-ориентированный проект, направленный на развитие личностного потенциала личности, а приоритетным в нем является ценностная составляющая [4, с. 6 -7]. Очень важным, на наш взгляд, является то, что в рамках этого проекта прошли публичные лекции, семинары, экскурсии, круглые столы, конференция; студенты и аспиранты и разных уголков России получили возможность не только возможность познакомиться с культурным наследием Санкт-Петербурга и Ленинградской области, но и узнать о культурно-историческом наследии регионов. Особенность данного проекта еще и в том, что в нем сопрягаются история страны и ее отдельных регионов. Этот проект, по пожеланиям представителей региональных образовательных регионов было решено сделать регулярным. И сейчас этот проект способствует созданию единой культурно-образовательной среды, стирая границы между регионами.
Нельзя не сказать, что отчасти реализация этого проекта находит свое частичное воплощение и в многочисленных просветительских мероприятиях, организуемых Ассоциацией «Университетские образовательные округа» для школьников и студентов Санкт-Петербурга, Ленинградской области, регионов России в Российской национальной библиотеке, библиотеке им. Н.А. Некрасова, музее «Анна Ахматова. Серебряный век», Музее-квартире ФМ. Достоевского, школьном музее «Юные защитники обороны Ленинграда» в 210 школе Санкт-Петербурга, музейном комплексе 206 школы Санкт-Петербурга, музее истории «Петришуле» и других образовательных и культурных центрах. Очень важно то, что знакомство этими и многими другими учреждениями далеко выходит за привычные рамки экскурсии или конференции.
Говоря о создании единого культурно-образовательной среды АНО «Университетские Образовательные Округа» нельзя не отметить и издательскую деятельность, которая также яв-
ляется приоритетной. За это время было издано свыше 150 печатных изданий, включающих монографии, материалы конференций, учебные, и учебно-методические пособия, адресованные студентам, школьникам, учителям, профессорско-преподавательскому составу высших учебных заведений.
Вхождение в культуру необходимо начинать с самого раннего возраста, поэтому для нас стали значимы проекты для школьников 1 - 6 классов «Басни далекие и близкие», «Сохраним зеленую планету»; для школьников 9-11 классов «И.А. Бунин и традиции мировой культуры», конкурсы для школьников 5-11 классов по изобразительному искусству и литературе «Этот мир очарования, этот мир из серебра», посвященный культуре Серебряного века, «Ищу я в этом мире сочетанья прекрасного и вечного...», посвященный творчеству И.А. Бунина.
Важным проектом, направленным на создание единой культурно образовательной среды, стал совместный проект с Государственным культурным Центром-музеем В.С. Высоцкого «Дом Высоцкого на Таганке» «Поэзия В.С. Высоцкого и XXI век». Этот проект, начавшийся 25 января 2013 г. в стенах «Дома Высоцкого на Таганке», объединил представителей разных возрастов буквально из каждого уголка России, участников из зарубежных стран. Ежегодно в этом проекте принимают участие более тысячи человек. Проект включает в себя конкурс, научные семинары, публичные лекции, посвященные поэзии В.С. Высоцкого. Конкурс проводится по следующим номинациям: сочинение, исследовательские работы, метафорическое рисование, проект «Визуализация творчества В.С. Высоцкого» (экскурсия, выставка, игра, викторина сценарий фильма (мультфильма) по произведениям В.С. Высоцкого и другие формы). Участвуют в конкурсе учащиеся средних и высших учебных заведений. Отдельно проводится конкурс методических материалов, посвященных изучению творчества В.С. Высоцкого среди учителей средних учебных заведений и преподавателей вузов.
В рамках данной статьи представлены только некоторые наиболее значимые примеры деятельности АНО «Университетские Образовательные Округа», направленные на создание единой культурно-образовательной среды.
23.08.2017
Список литературы:
1. Генкин А. Л. О возрождении университетских образовательных округов // Университетский округ в региональной образовательной системе: опыт проблемы, перспективы: Материалы Первой Российской научно-практической конференции университетских округов России, 7-8 февраля 2007 г./ отв. ред. С.Б. Смирнов. - СПб.: Ассоциация «Университетский образовательный округ Санкт-Петербурга и Ленинградской области», 2007 г. С. 14-23
2. Генкин А. Л. О миссии организации «Университетские Образовательные Округа»// Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры. Материалы Всероссийской научно-методической конференции (с международным участием); Оренбургский гос. ун-т. — Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2013. - 3335 с.
3. Генкин А.Л. Роль университетских округов в консолидации образовательного пространства// Университетские округа и перспективы развития отечественного образования: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции, 26-27 апреля 2011 г., Санкт-Петербург - Санкт-Петербург: Университетский образовательный округ Санкт-Петербурга и Ленинградской области, 2011. С.28-34.
4. Ерофеева Н.Е. Педагогические основы научно-практической конференции как формы воспитания и образования// Региональный аспект экспликации гуманитарного образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 8-12 февраля 2010. - СПб.: Университетский образовательный округ к Санкт-Петербурга и Ленинградской области, 2010
5. Кипнес Л.В. Просветительская деятельность в условиях модернизации образования. Университетские округа и перспективы развития отечественного образования: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции, 26-27 апреля 2011 г., Санкт-Петербург - Санкт-Петербург: Университетский образовательный округ Санкт-Петербурга и Ленинградской области, 2011. С.48-53.
6. Лосев А.Ф. Философия имени. М., 1990.
7. Сластенин В. А. Педагогика. Учебное пособие., М.: 2000, 512 - с.
8. http://magref./ru/osoennosti-sovremennoy-kulturyi-nachalo-xxi-veca/
9. Flynn /. The University Reform of tsar Alexander I. 1802—1835. Washington, 1988.
Сведения об авторе:
Кипнес Людмила Владимировна, заведующий кафедрой русского языка и литературы Российского государственного гидрометеорологического университета, директор АНО «Университетские Образовательные Округа, кандидат педагогических наук, доцент
E-mail: [email protected]
195196, г. Санкт-Петербург, Малоохтинский проспект, д. 98.