Научная статья на тему 'Культурно-образовательная среда университета: сущность, компоненты, пути совершенствования'

Культурно-образовательная среда университета: сущность, компоненты, пути совершенствования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1154
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УНИВЕРСИТЕТ / КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / КОМПО-НЕНТЫ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / СУБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ / HIGHER EDUCATION / UNIVERSITY / CULTURAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT / COMPONENTS OF CULTURAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT / SUBJECTS OF CULTURAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT / SUBJECTS'' INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Перевозный А.В.

В данной статье культурно-образовательная среда университета рассматривается как совокупность определенных условий, которые должны привести к изменению состояния ее субъектов в процессе их приобщения к ценностям культуры, осуществляющемся в ходе получения образования, а также в других видах активности. Культурно-образовательная среда университета состоит из локальных сред, сформировавшихся на факультетах и кафедрах. Раскрываются основные (образовательный процесс; научно-исследовательская работа преподавателей и студентов; общественно-досуговая активность студентов; организационно-управленческая деятельность) и вспомогательные (информационный, психологический, юридический) компоненты культурно-образовательной среды. При покомпонентном рассмотрении культурно-образовательной среды намечены пути ее совершенствования. В связи с этим особое внимание уделяется человеческому фактору, по-скольку именно он определяет эффективность культурно-образовательной среды и, следовательно, качество университетского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the university cultural and educational environment as a number of specific conditions which should lead to a change of its subjects' state during acculturation in the educational process as well as other types of activity. Cultural and educational environment of the university consists of local environments formed at the faculties and departments. The main (educational process, teachers' and students' scientific and research work, students' public and recreation activity, organizational and administrative activity) and supporting (informational, psychological, juridical) components are discussed. While considering the cultural and educational environment by component the ways of its improvement are outlined. In this connection particular attention is paid to the human factor, since it determines the effectiveness of cultural and edu-cational environment, consequently, the quality of university education.

Текст научной работы на тему «Культурно-образовательная среда университета: сущность, компоненты, пути совершенствования»

УДК 378.4 : 316.74

А. В. Перевозный

Культурно-образовательная среда университета: сущность, компоненты, пути совершенствования

В данной статье культурно-образовательная среда университета рассматривается как совокупность определенных условий, которые должны привести к изменению состояния ее субъектов в процессе их приобщения к ценностям культуры, осуществляющемся в ходе получения образования, а также в других видах активности. Культурно-образовательная среда университета состоит из локальных сред, сформировавшихся на факультетах и кафедрах.

Раскрываются основные (образовательный процесс; научно-исследовательская работа преподавателей и студентов; общественно-досуговая активность студентов; организационно-управленческая деятельность) и вспомогательные (информационный, психологический, юридический) компоненты культурно-образовательной среды. При покомпонентном рассмотрении культурно-образовательной среды намечены пути ее совершенствования. В связи с этим особое внимание уделяется человеческому фактору, поскольку именно он определяет эффективность культурно-образовательной среды и, следовательно, качество университетского образования.

The article deals with the university cultural and educational environment as a number of specific conditions which should lead to a change of its subjects' state during acculturation in the educational process as well as other types of activity. Cultural and educational environment of the university consists of local environments formed at the faculties and departments.

The main (educational process, teachers' and students' scientific and research work, students' public and recreation activity, organizational and administrative activity) and supporting (informational, psychological, juridical) components are discussed. While considering the cultural and educational environment by component the ways of its improvement are outlined. In this connection particular attention is paid to the human factor, since it determines the effectiveness of cultural and educational environment, consequently, the quality of university education.

Ключевые слова: высшее образование, университет, культурно-образовательная среда, компоненты культурно-образовательной среды, субъекты культурно-образовательной среды, взаимодействие субъектов.

Key words: higher education, university, cultural and educational environment, components of cultural and educational environment, subjects of cultural and educational environment, subjects' interaction.

Понятие «культурно-образовательная среда» является как широко распространенным, так и сложным для однозначного определения. Многие из дефиниций, предлагаемых исследователями, обусловлены предметом их научного поиска. Так, в исследовании,

© Перевозный А. В., 2017

изучающем роль социального партнерства в области образования, культурно-образовательная среда вуза определяется как «совокупность образовательных, воспитательных, развивающих, культуросо-зидающих отношений, дающих всем субъектам среды возможность участия в системе социального партнерства, в результате чего создаются благоприятные условия для формирования личностных смыслов и ценностных регуляторов приобретаемых знаний, являющихся основой становления социальных и профессиональных компетенций, которые могут обеспечить адекватную деятельность человека в динамично изменяющихся ситуациях» [4, с. 21-22]. С точки зрения своих адаптирующих возможностей культурно-образовательная среда трактуется как «совокупность условий, обеспечивающих адаптацию студентов в процессе развития базовой культуры, способствующих реализации их потребностей, приобретению опыта образовательной деятельности» [1, с. 12]. В исследовании, касающемся психологической поддержки студентов в преодолении психической депривации, культурно-образовательная среда толкуется как «совокупность материальных факторов образовательного процесса вуза, социокультурных отношений субъектов образования и специально организованных психолого-педагогических условий формирования и развития личности специалиста» [3, с. 12].

Все приведенные выше определения соответствуют содержащемуся в информационных источниках пониманию среды как таковой. Так, в одном из справочных изданий она определяется как «совокупность условий, окружающих человека и взаимодействующих с ним как с личностью и организмом» [5, с. 363], в другом - как «совокупность экономических, социальных и бытовых условий существования индивида» [2, с. 435]. Таким образом, на основе приведенных определений в самом общем виде можно заключить, что культурно-образовательная среда представляет собой набор определенных условий, которые в совокупности должны привести к изменению состояния ее субъектов в процессе их приобщения к ценностям культуры, осуществляющемся в ходе получения образования, а также в других видах активности.

Культурно-образовательная среда университета - вид среды, внешний по отношению к обучающемуся. Предлагаемые ею условия представляют собой возможности, которыми располагает университет для личностного и профессионального развития студентов. Однако воспользоваться этими возможностями можно по-разному. Это определяется внутренней средой человека, детерминированной его личностными качествами, целевыми установками, мотивацией, которые им движут. Именно внутренние условия будут определять в конечном итоге, как сложится его образовательный путь, а также то,

какие личностные качества у него разовьются и специалистом какого уровня он станет.

Проблема мотивации студентов является в последние годы одной из самых острых. К сожалению, не все университеты могут констатировать наличие у себя контингента, настроенного на серьезную учебную работу. Это существенным образом отражается на культурно-образовательной среде, тем более что количество немотивированных обучающихся имеет тенденцию к увеличению за счет тех студентов, которые, подражая своим однокурсникам, на каком-то этапе решают, что и так сойдет. При отсутствии нескольких степеней защиты от подобного явления происходит постепенная девальвация диплома высшей школы.

Университетская среда интегрирует в себе образование как процесс, результат, ценность и систему, а также культуру, которая предстает: а) в виде совокупности этикетных норм, находящихся в основе образовательной деятельности; б) набора духовно-нравственных идей, сообщаемых молодому поколению; содержания образования, включающего в себя лучшие достижения мировой и национальной науки, техники, искусства; г) результатов изысканий, проводимых профессорско-преподавательским составом, благодаря которым происходит наращение материальных и духовных ценностей. Таким образом, в системе образования одновременно и потребляются достижения культуры, созданные на предыдущих этапах развития, и генерируются новые, что расширяет современную картину мира, обогащает человечество новым знанием.

Культурно-образовательная среда университета представляет собой совокупность локальных сред, формируемых на факультетах и кафедрах. Они могут существенно отличаться друг от друга, что определяется руководством и профессорско-преподавательским составом. Эти отличия в первую очередь касаются образовательного процесса, эвристический потенциал которого практически неограничен и актуализируется преподавателями благодаря разнообразным методикам и технологиям, выбор которых является их прерогативой. В то же время организация культурно-образовательной среды не может целиком зависеть от личностных качеств исполнителей, а должна основываться на строгом соблюдении норм и правил, зафиксированных в документах или общих для всех университетов, или относящихся к учебным заведениям одного профиля, или внутривузовским. Это позволит избежать чрезмерного усиления личностного фактора в организации университетской жизни, придать ей устойчивый характер, не зависящий всецело от воли одного человека или группы лиц. В такой среде каждый субъект знает и четко выполняет свои функциональные обязанности, не выходя за пределы установлен-

ных документами границ. Культурно-образовательная среда такого уровня приобретет внутреннюю упорядоченность, способность к воспроизведению, предсказуемость, зрелость.

Университет, обладающий культурно-образовательной средой с обозначенными характеристиками, способен к продуктивному взаимодействию с другими учебными заведениями в рамках кластера, что создает хорошие условия для решения совместных задач. Наложение сред различных образовательных учреждений расширяет возможности учащихся по приобретению важного опыта, гибких знаний и умений, обладающих высокой адаптивностью к различным производственным ситуациям.

Взаимодействие может происходить по горизонтали (между образовательными учреждениями одного уровня) и вертикали (между образовательными учреждениями разных уровней). В первом случае создаются благоприятные предпосылки для обмена преподавателями, студентами, идеями, технологиями. Для университета учебные заведения предшествующих уровней образовательной системы становятся базами практик и экспериментов, которые проводятся с целью повышения качества образования. Они могут выступать как работодатели и поставщики абитуриентов, что также обусловливает взаимную заинтересованность в сотрудничестве. Кроме того, их работники могут привлекаться для проведения семинаров, практических и лабораторных занятий с целью ознакомления студентов с реальностью, которая их ожидает, когда они окажутся на своих рабочих местах. Университетские преподаватели в свою очередь также могут вести у старшеклассников профильные курсы, одновременно проводя упреждающую адаптацию к университетской жизни. Так происходит заимствование вузовских методов и форм обучения учреждениями среднего образования и наоборот с целью приведения образовательного процесса в соответствие с уровнем подготовки обучающихся.

Культурно-образовательная среда университета включает в себя следующие основные компоненты: образовательный процесс; научно-исследовательскую работу преподавателей и студентов; общественно-досуговую активность студентов; организационно-управленческую деятельность. Помимо компонентов, составляющих основу культурно-образовательной среды, можно выделить также и вспомогательные, обеспечивающие информационное, психологическое, юридическое сопровождение основных. Компоненты культурно-образовательной среды представляют собой целостность благодаря единой цели, что позволяет создать комфортные условия для личностного и профессионального развития ее субъектов. В то же время культурно-образовательная среда вариативна, что означает наличие у студентов условий для выбора приоритетных направлений деятельности с учетом их индивидуальных особенностей.

Рассмотрим выделенные компоненты подробнее.

Образовательный процесс - основной компонент культурно-образовательной среды вуза. Его сущностные черты определяются наличием в нем обучающего и воспитательного, репродуктивного и творческого, теоретического и практического начал. Каждое из них присутствует в образовательном процессе всегда, но в разных соотношениях, поскольку он осуществляется множеством педагогов. Тем не менее, сама постановка образовательного процесса, его цель, содержание, методы должны обеспечивать такое соотношение указанных дихотомий, которое бы оказалось оптимальным для решения обучающих, воспитательных, развивающих задач в данное время в данных обстоятельствах.

Так, например, в настоящее время одной из задач высшего образования является усиление его прикладной направленности. Это можно осуществить, увеличивая количество не только занятий соответствующей ориентации, проводимых в университетских аудиториях, но и различных видов практик. Наиболее весомые результаты могут быть получены тогда, когда студенты одновременно с изучением теоретических дисциплин наблюдают за организацией рабочих процессов на предприятиях и в организациях. Весьма важно, чтобы студенты учились соотносить во взаимосвязи все компоненты наблюдаемых ими рабочих процессов, выделяя при этом их системообразующий элемент - цель, для достижения которой подбираются соответствующие пути. Разделение студентов на микрогруппы позволяет отследить ход формирования у них понятийного аппарата, профессиональной направленности мышления; им могут быть предложены индивидуальные задания, соответствующие достигнутому продвижению.

Необходимо, чтобы практика имела не только дидактический эффект, но и воспитательный, и развивающий. В этой связи требуется, в частности, тщательный отбор баз практик и персонала, который будет обеспечивать их прохождение. Весьма большое значение имеет то, формирование каких профессиональных ценностей происходит в процессе общения студентов с работниками организаций, где они практикуются. В связи с этим уровень профессионализма руководителей практик на местах должен быть очень высоким; это же касается и их личностных качеств.

Помимо усиления прикладной направленности образования и формирования соответствующих компетенций, еще одной важной задачей является развитие у студентов исследовательских умений. Этот процесс начинается на лекциях, когда студенту представляют развертывание научной мысли по решению важных теоретико-

прикладных проблем. На семинарах, практических и лабораторных занятиях проблемное рассмотрение материала продолжается, и тем самым у части студентов возникает и закрепляется потребность в самостоятельном изучении заинтересовавших их вопросов.

Неотъемлемой частью культурно-образовательной среды университета являются студенческие научно-исследовательские лаборатории. Их деятельность, как правило, центрируется вокруг кафедральной научной темы и связана с подготовкой студентами курсовых проектов и магистерских диссертаций. Первостепенное внимание уделяется формированию у начинающих исследователей культуры изложения материала: умения правильно пользоваться научным стилем речи, аргументировать, корректно анализировать существующие в науке точки зрения по исследуемой проблеме, обобщать, при компоновке материала не отвлекаться от основной мысли, следить за тем, чтобы содержание создаваемого текста и его название соответствовали друг другу. Помимо этого, происходит усвоение логики научного исследования, его методологических основ.

Кроме того, студент, особенно второй ступени, может быть подключен к разработке индивидуальной темы преподавателя, осуществляющего руководство его научным проектом. Это, во-первых, окажет мотивирующее воздействие на самого преподавателя, во-вторых, позволит ему получить группу своих единомышленников, которые впоследствии могут стать его последователями, представителями научной школы. В-третьих, разработка совместно со студентами актуальной научной темы позволит умножить усилия по ее решению.

Место в культурно-образовательной среде различных видов общественно-досуговой активности определяется тем, что благодаря им удается формировать у студентов социально значимые личностные качества, способность взаимодействовать с представителями различных слоев общества. Участие студентов в разнообразных культурно-массовых, благотворительных, волонтерских, патриотических, спортивных акциях позволит развить у них организаторские способности, что является весьма важным при осуществлении любых видов деятельности. Кроме того, формируется чувство ответственности за взятые на себя обязательства, развивается умение работать в группе, слушать и слышать собеседников в процессе деловых обсуждений. Те компетенции, которые сформировались в процессе совместного целеполагания, прогнозирования и проектирования коллективного творческого дела, последующего осуществления задуманного, могут быть впоследствии перенесены на профессиональную деятельность.

Культурно-образовательная среда университета расширит свои развивающие возможности за счет сотрудничества с учреждениями культуры и спорта. Это дает возможность студентам не ограничиваться только учебной работой и создает условия для развития в областях, которые для них ранее не были приоритетными. С учетом того, что многие из обучающихся оказываются в крупных городах, обладающих соответствующей инфраструктурой, впервые, то решение университетом данного вопроса будет для них иметь весьма важное значение. Было бы желание воспользоваться новыми возможностями.

Характер администрирования в университете по большей части влияет на социально-психологический климат в структурных подразделениях, чем на студенческие группы. Если его определяют непродуманные реструктуризации; частые проверки; многочисленные отчеты; избыточные заседания и совещания, отвлекающие сотрудников от выполнения их прямых обязанностей; выделение групп приближенных с предоставлением им максимума социальных благ; бесцеремонное вмешательство в работу подразделений; отсутствие у работников реальной возможности влиять на назначение руководителей всех уровней; игнорирование происходящего в подразделениях моббинга кого-то из сотрудников; невнятные правила в отношении поведения и успеваемости студентов, в результате чего ответственность за все это несет преподаватель, то, как представляется, шансы создать эффективную образовательно-культурную среду стремятся к нулю, поскольку условия работы профессорско-преподавательского состава является чрезвычайно сложными, близкими к экстремальным.

Помимо основных процессов - образовательного, научно-исследовательского, общественно-досугового, организационно-управленческого, являющихся неотъемлемыми компонентами культурно-образовательной среды университета и представляющими собой неделимую целостность, существуют и дополнительные, выполняющие вспомогательные функции, но от этого не утрачивающие своей важности. Имеется в виду информационное, психологическое, юридическое сопровождение основных процессов.

Информационное сопровождение прежде всего предполагает наличие библиотеки, обладающей мощной базой данных, оборудованной электронными средствами доставки и сохранения информации, имеющей связь с крупнейшими книгохранилищами мира. Поскольку не во всех городах имеются отраслевые библиотеки, постольку университетская может стать главным источником информации по той или иной отрасли науки. В связи с этим весьма важно, чтобы имеющиеся в них фонды сохранялись, отражая не только современное состояние науки, но и обеспечивая ретроспективный

взгляд на решение исследовавшихся проблем. Фундаментальные исследования невозможны без изучения генетического аспекта вопроса, а для этого требуются соответствующие литературные источники. Их отсутствие обедняет современную картину, не дает возможности должным образом оценить вклад предшествующих поколений ученых. Сокращение библиотечных фондов за счет научной литературы минувших десятилетий, какими бы причинами это ни объяснялось, выглядит весьма недальновидным шагом, тем более что достояние университетских библиотек может приносить материальную выгоду, если их открыть для сторонних читателей.

Оцифровка фондов, проводимая библиотеками, создает глобальное информационное пространство, благодаря чему читатели, находящиеся в разных частях земного шара, получают необходимые источники для решения возникших научных задач. Это особенно важно, если необходимы редкие книги, которые существуют в нескольких экземплярах. Такая возможность в полной мере касается и студентов, вовлеченных в научно-исследовательские проекты.

Установление в университетах зон беспроводного Интернета способствует получению студентами и преподавателями, находящимися в аудиториях, нужной информации. Эти качественно иные возможности культурно-образовательной среды существенным образом влияют на информационную насыщенность учебных занятий, предоставляют материал для создания задач высокого уровня про-блемности.

Психологическое сопровождение субъектов университетского образования имеет большое значение в связи с увеличением количества стрессогенных факторов, включая информационный. Психологическая служба имеется в каждом университете, однако вопрос заключается в эффективности ее работы, доступности для студентов и преподавателей, наличии квалифицированных кадров, способных помочь обратившимся на высоком профессиональном уровне.

Преподаватель не может обеспечить студенту эффективную психологическую поддержку в разнообразных жизненных ситуациях, поскольку это требует соответствующих компетенций. Кроме того, такие попытки могут привести к усилению эмоциональной нагрузки на преподавателя-предметника, что повысит вероятность его психического выгорания. Однако он способен создать благоприятную среду на своих занятиях, контрольных мероприятиях всех видов; объяснить студентам, как правильно организовать работу по усвоению излагаемого материала с учетом его объема и уровня трудности, попытаться создать у своих подопечных положительную мотивацию на осуществление учебной деятельности.

Говоря о юридическом сопровождении субъектов образовательного процесса, необходимо отметить важность строгой регламентации их взаимодействия, что позволило бы избежать множества недоразумений, возникающих при его осуществлении. Это касается, к примеру, пропусков студентами занятий, нарушений дисциплины, отсутствия на обязательных контрольных мероприятиях, некачественной подготовки к семинарам и практическим занятиям. Соблюдение регламента можно было бы поручить соответствующему персоналу в деканатах. В результате не преподаватель принимал бы решения организационно-административного характера, а специальный сотрудник с предъявлением официальной аргументации. В настоящее время нередко возникают ситуации, когда именно преподаватель остается единственным, кто настаивает на соблюдении существующих норм и правил, навлекая на себя недовольство студентов, их родителей, а также и деканатов в лице их «добреньких» сотрудников, выступающих в роли защитников своих незадачливых подопечных, руководствуясь не нормативными документами, а собственным пониманием сложившейся ситуации, весьма далеким от реального.

В этом же ряду может быть рассмотрен вопрос о культуре отношений, складывающихся между многочисленными сотрудниками деканатов, разнообразных отделов, управлений и служб университета и профессорско-преподавательским составом. Каждый работник имеет утвержденный перечень своих функциональных обязанностей, которые ему надлежит исполнять. Однако служащие офисов не всегда ограничиваются только ими. Если, к примеру, специалист по работе со студентами, а по сути делопроизводитель деканата, вдруг начинает оценивать личностные качества преподавателя, стиль его педагогической деятельности, рассуждать о степени важности его предмета, апеллируя при этом к собственному опыту в далеком прошлом (неизвестно какого уровня) и вдобавок ко всему рекомендует, какие отметки следует выставлять обучающимся, то это разрушающе действует на культурно-образовательную среду, поскольку подобные идеи транслируются студентам, что де-мотивирует их, а также стрессирует преподавателя, который вынужден каким-то образом реагировать, не имея шансов на понимание. Присвоение частью офисных сотрудников университета функций, выходящих за пределы должностных инструкций, приводит к их грубому вмешательству в педагогическую деятельность преподавателя, что фактически означает некоторую девальвацию его статуса.

Социально-психологическое самочувствие педагога, работающего в университете, - важная характеристика культурно-образовательной среды. Если, с точки зрения преподавателя, она

отличается чрезмерной агрессивностью по отношению к нему, то вряд ли будет способствовать повышению качества образовательного процесса, формированию приверженности учреждению, в котором он работает. Исход мыслящих преподавателей, которые и создают развивающую культурно-образовательную среду университета, факультета, кафедры, обеспечивают личностное и профессиональное становление будущих специалистов, наносит ущерб учебному заведению, поскольку в конечном итоге приводит к утрате его позиций на рынке образовательных услуг.

Культурно-образовательная среда учебного заведения приобретет качественно новый уровень, если преподаватель получит возможность: повышать свою профессиональную квалификацию в ходе самостоятельной работы, в процессе прохождения стажировок в крупных, в том числе зарубежных, центрах с отрывом от производства и без сокращения выплат всех видов; реализовать свой творческий потенциал, проводя индивидуальные и участвуя в коллективных исследованиях, в том числе вместе со студентами; участвовать в управлении образовательным учреждением, выбирая руководителей всех уровней, обладая правом решающего голоса в случае коллегиального решения возникших проблем; иметь такое вознаграждение за свой труд, которое позволит ему удовлетворять материальные и духовные потребности как собственные, так и своей семьи; конструктивно решать возникающие у него проблемы с руководителями всех уровней; посещать культурно-зрелищные мероприятия и тренажерные залы по социальным ценам, участвовать в туристических поездках по льготным тарифам.

Какими бы передовыми ни были образовательные технологии, совершенными технические средства обучения, комфортабельными корпуса, эффективность культурно-образовательной среды определяет все-таки человеческий фактор. Преподаватель, удовлетворенный своей профессиональной судьбой, будет осуществлять педагогическую деятельность иначе, чем его коллега, которому повезло меньше. Для студентов гораздо более продуктивным будет взаимодействие с преподавателем информированным, творчески реализовавшим себя в научно-исследовательской работе, несуетливым, уважающим себя, свое дело, других людей. Педагоги, достигшие такого уровня личностного и профессионального развития, смогут создать благоприятную для развития каждого студента культурно-образовательную среду, делясь своими знаниями, идеями, транслируя систему ценностных ориентиров, способствуя тем самым формированию у молодого поколения такого потенциала, благодаря которому оно внесет весомый вклад в настоящее и будущее своей страны.

Список литературы

1. Гингель Е.А. Педагогическое сопровождение адаптации студентов к культурно-образовательной среде вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Омск, 2011. - 23 с.

2. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. - М.: Проспект, 2010. - 560 с.

3. Крылова А.В. Психологическая поддержка студентов в преодолении психической депривации в культурно-образовательной среде вуза: автореф. ... дис. канд. психол. наук. - Екатеринбург, 2010. - 23 с.

4. Мазуренко А.В. Педагогические условия становления и развития социальных качеств студенческой молодежи в культурно-образовательной среде вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ростов-н/Д., 2006. - 23 с.

5. Словарь-справочник по педагогике / авт.-сост. В.А. Мижериков; под общ. ред. П И. Пидкасистого. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 448 с.

УДК 377.5 : 37.012

Т. Н. Резникова, Н. В. Самсонова, И. Мампе

Дидактический потенциал метода имитационной фирмы в среднем профессиональном образовании

В статье рассматривается проблема формирования компетенции доку-ментационного обеспечения у студентов, анализируются возможности имитационной фирмы как педагогического средства профессионального образования.

In article the problem of formation of competence of documentary providing at students is considered, possibilities of imitating firm as pedagogical means of professional education are analyzed.

Ключевые слова: профессиональное образование, компетенция доку-ментационного обеспечения, педагогические средства, активные методы обучения, имитационная фирма.

Key words: professional education, competence of documentary providing, pedagogical means, active methods of training, imitating firm.

В теории и методике профессионального образования существуют исследования в области документационного обеспечения управления как важнейшего компонента при реализации компетент-ностного подхода.

Принимая во внимание логику описания компетенции как навыков и умений, которыми должен обладать специалист для достижения положительных результатов при осуществлении профессиональной деятельности, компетенция документационного обеспечения деятельности может быть определена как специализированные профессиональные знания, умения, навыки, обеспечивающие успешное освоение востребованных работодателями и потребителями видов деятельности.

Определим основные понятия выделенной компетенции. Под документом будем понимать некоторую документированную информацию, которая зафиксирована на определенном носителе с определенными реквизитами [6].

Системой создания, интерпретации, передачи, приема и архивирования документов, а также контроля за их исполнением и защиты от несанкционированного доступа является документооборот, который осуществляется с целью обеспечения управления информацией о состоянии дел в организации для принятия обоснованных

© Резникова Т. Н., Самсонова Н. В., Мампе И., 2017

297

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.