УДК 008.009
К. Н. Наземцева
Музыкальный музей: опыт образовательной и просветительской деятельности
В статье рассматривается один из самых актуальных вопросов - образовательная деятельность в музее. Основное внимание уделяется рассмотрению понятия «музыкальный музей» и изучению влияния просветительской деятельности на получение музыкального образования. Музыкальный музей рассматривается как фактор к образовательной деятельности в музыке. Автором рассматривается история развития просветительской деятельности в музыкальных музеях России, определяются основные критерии образовательных программ для разных категорий посетителей, приводятся основные требования к просветительским программам в музыкальных музеях. В заключение акцентируется мысль о новом этапе развития музыкальных музеев в сфере образования и просвещения.
Ключевые слова: музыкальный музей, музей, просветительская деятельность, музыкальное образование, фактор развития, познавательная деятельность, образовательная деятельность.
K. N. Nazemtseva
Music Museum: Experience of Informative and Educational Activities
The article discusses one of the most topical issues - educational activities in the Museum. The aim of this work is to review the educational activities of «music museums» and its influence on cognitive development in musical culture. It focuses on the consideration of the concept of «musical museum» and a study of the influence of educational activities on the music education. Music Museum is seen as a factor to educational activities in music. The author discusses the history of the development of educational activities in the musical museums of Russia, then are determined basic criteria of educational programmes for different categories of visitors, are presented requirements for educational programmes in music museums. In conclusion the idea of a new stage of development of Russian musical museums in the field of education is emphasized.
Keywords: music museum, museum, educational activities, music education, human development, cognitive activity, educational activity
Сегодня в мире существует большое разнообразие музеев от совсем небольших (музей-квартира) до занимающих значительные территории (музеи под открытым небом, парки, усадьбы). Исторически значительную популярность имели художественные, естественно-научные и архитектурные музеи. На их фоне «музыкальные музеи» представляют особый и иногда сугубо профессиональный интерес для посетителя.
История развития и становления музеев, имеющих музыкальное направление, показывает, что сложилось несколько групп музеев с такой тематикой. К первой группе можно отнести музеи музыкальных инструментов: Музей А. Страдивари (Stradivari Museum) в Кремоне, Музей истории европейских инструментов в Тронхейме, Государственный центральный музей музыкальной культуры имени М. И. Глинки, Шереметьевский дворец и музей граммофонов и фонографов в Санкт-Петербурге и др. Ко второй группе - музеи, посвященные деятелям музыкального искусства (Театральный музей имени А. А. Бахрушина, Дом-музей
М. Н. Ермоловой, Театральный салон на Тверском бульваре, мемориальная усадьба Ф. И. Шаляпина и др). К третьей группе, общества музыки - исследовательские центры, представляющие наследие музыкальных деятелей (И. С. Баха в Эйзенахе,
Л. Бетховена в Бонне, Дом-музей П. И. Чайковского в Клину и др.).
В каждой группе можно провести классификацию по следующим признакам: в первой группе -по типу музыкальных инструментов, во второй - по виду деятельности в музыкальном искусстве (композиторы, деятели театров, музыкальные педагоги и др.), в третьей - по роду деятельности (культурный центр, консерватория и др.) Данная классификация не является закрепленной в музееведении и составлена для конкретизации определения «музыкальный музей». В дальнейшем в статье под данным определением будет пониматься музей, имеющий значительную коллекцию музыкальных инструментов.
У общества долго существовало мнение, что «музыкальные музеи» в основном ориентированы на специалистов - музыковедов или инструменто-ведов. Данное отношение к музыкальным музеям было основано на убеждении, что тематика музея специфична и, следовательно, ориентирована на специалистов. Следует заметить, что в 1918 г., согласно статье 15-й, прим. 1-е, Декрета «О Единой Трудовой Школе Российской Социалистической Федеративной Советской Республики», отмечалось: «Два дня в неделю, но не подряд, выделяются из общего числа учебных дней, при этом один день
© Наземцева К. Н., 2017
является совершенно свободным от обычных занятий и должен быть попользован для чтения, экскурсий, спектаклей и других самостоятельных детских занятий, для чего привлекаются новые педагогические силы. Другой день является полурабочим днем с обычным педагогическим персоналом и используется для клубных и лабораторных занятий, рефератов, экскурсий, ученических собраний» [6, с. 8]. Таким образом, выделялось определенное время для самообразования, которое должно было проходить в учреждениях культуры, в том числе в музеях. Это соответствовало действительности: дети посещали музеи организованными группами.
В первой половине XX в. были заложены методы новой музейной работы педагогики такими педагогами, как А. В. Бакушинский, И. М. Гревс, Е. И. Звягинцев, Н. П. Ациферов. Педагоги 192030-х гг. разработали уникальный метод работы школы и музея, однако с 1930 г. он перестает существовать, так как деятельность школы и музея должна сосредоточивать внимание на идеологии страны. Такое направление развития музейной деятельности продолжало существовать до 70-х гг. XX в. в большинстве музеев СССР, исключением не стали и музыкальные музеи. С 1970-х гг. в уставах музеев мира начала закрепляться образовательная функция и утверждаться музейная педагогика [1, с. 39].
В данной статье предлагается рассмотреть, как проходило развитие просветительской деятельности в музыкальных музеях.
Первые музыкальные протомузеи в Европе были основаны в XVI в. В России первые прототипы музыкальных музеев стали возникать в XIX в. в виде частых собраний и коллекций музыкальных инструментов (Петр III, Александр I и Александр III, принц А. П. Ольденбургский, граф
A. А. Бобринский; деятели русской культуры -
B. В. Андреев, А. А. Бахрушин, Н. И. Привалов, А. И. Рубец, Б. П. Сальмонт, В. Г. Свитальский, Н. Ф. Финдейзен, А. Ф. Эйхгорн) [3, с. 7]. Первый музыкальный музей (ныне Шереметьевский дворец - Музей музыки) в России существует с 1900 г. в Санкт-Петербурге, однако, как указывает исследователь В. В. Кошелев, официального открытия, «церемонии разрезания ленточки - не было!» [5, с. 38]. В Москве 11 марта 1912 г. при Московской консерватории открылся «Музей имени Н. Г. Рубинштейна», став основой к созданию Музея музыкальной культуры имени М. И. Глинки, в коллекции которого более 3000 единиц хранения музыкальных инструментов. В чсле главных сподвижников его создания выступали Н. Финдейзен, Е. А. Колчин, В. И. Сафронов и меценат, любитель музыки - Дмитрий Федорович Беляев, давший «2000 рублей наличными «на приобретение мебели для музея» [2, с. 18]. В истории становления музы-
кальных музеев в России каждый из вышеупомянутых музеев сыграл важную роль.
Согласно энциклопедическому справочнику «Музыкальные музеи России» к 2017 г. в России насчитывается 63 музыкальных музея (с учетом музеев, имеющих музыкальную тематику) [8, с. 208]. Среди них восемь (Центральный музей музыкальной культуры имени М. И. Глинки, Музей русской гармоники А. Мирека, Шереметьевский дворец - музей музыки, Музей В. В. Андреева в Бежецке, Музей музыкальных инструментов в Кургане, Музей граммофонов и фонографов В. И. Дерябкина в Санкт-Петербурге, Музей саратовской гармоники в Саратове, Музей «Музыка и время» в Ярославле, Музей балалайки в Ульяновске [7]) - музеи, имеющие основную экспозицию, посвященную музыкальным инструментам.
Просветительскую деятельность музыкальные музеи в России начали вести со дня основания, в некоторых случаях даже до официального открытия (Шереметьевский дворец - музей музыки). На протяжении XX в. проводились экскурсии, лекции, музейные занятия, концерты и другие мероприятия. Пика развитие просветительской деятельности достигло в 1930-е гг. Еще в 1919 г. новым советским правительством был взят курс на всеобщее образование: был принят декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» [10]. Интересно, что музыкальное образование было одним из приоритетных.
Приверженцем такого направления был ведущий педагог 1920-1930-х гг. Станислав Теофило-вич Шацкий. Организующим ядром школьной жизни С. Т. Шацкий считал эстетическое воспитание, которое охватывает весь мир прекрасного (музыку, живопись, театр, прикладное искусство и т. д.) и в единстве с трудовым воспитанием выступает катализатором творческого потенциала личности и коллектива. Он считал, что в структуре системы эстетического воспитания происходит соединение воздействий на личность через активизацию познавательных и эмоционально-эстетических процессов. По мнению педагога, искусство открывает перед человеком суть бытия, позволяет выйти за пределы обыденных эмоций, эмпирического опыта; гармонично формируя все компоненты личности, оно способно изменить духовный мир человека, его эмоции, переориентировать цели и идеалы личности [10]. К сожалению, данный курс не смог существовать в связи с «Постановлением ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Нарком-просов» 4 июля 1936 г.» [9]. Началась эпоха «идеологизации», в которой музыкальному образованию отводилась особая роль: развитие музыкальных способностей у подрастающего поколения должно было идти в соответствии с проводимой политикой государства. Этого направления придерживались до
1980-х, с наступлением 1991 г. ситуация изменилась в связи с распадом СССР и последующим кризисом. С началом 2011-х гг. ситуация вновь изменилась - причиной стало реформирование сферы образования и культуры. Образование должно проходить с использованием подлинных источников -экспонатов музея и галерей. Как указано в «Концепции развития музейной деятельности Российской Федерации, «музей становится необходимым элементом социума, к которому каждый может обратиться за удовлетворением потребности в знаниях, впечатлениях и общении» [4]. Исходя из данного положения посещение музыкальных музеев ВМОМК имени М. И. Глинки становится толчком к познанию музыкального искусства, его изучению, а следовательно - к самообразованию в данной области.
Таким образом, перед отделом просветительской деятельности музея стояла задача не только «просвещения», но и «образования». Данные понятия имеют общую границу соприкосновения. Посетитель получает дополнительные знания, а следовательно, происходит процесс самообразования.
С 2011 г. во ВМОМК имени М. И. Глинки просветительский отдел стал активно развиваться. Одной из ступеней развития просветительской деятельности стало расширение аудитории музея. Если раньше основной аудиторией считались посетители, имеющие музыкальное образование или изучающие музыку, что придало музею статус «особенного» или только «для избранных», то на сегодняшний момент значительную часть посетителей составляют люди, не имеющие специального музыкального образования. Одна из задач просветительского отдела - просвещать и образовывать в сфере музыкального образования каждого посетителя, не ставя перед ним воображаемых и мнимых барьеров. В связи с этим был выдвинут лозунг - «В мир музыки - вместе с нами!», который на сегодняшний день является актуальным. Еще «древнегреческий философ Пифагор сравнивал общественную жизнь с музыкальным ладом и оркестром, в котором каждому человеку, подобно инструменту, отведена своя роль... Он видел в ней средство гармонизации жизни отдельного индивидуума с жизнью общества. В современном мире именно музыка, наполняя жизнь разнообразием ритмов и мелодий, заполняет все жизненное пространство человека - от концертного зала до квартиры и автомобиля. В системе искусств музыка относится к временным искусствам и отличается особой возможностью передавать и вызывать эмоциональные впечатления» [11, а 17], - пишет Б. А. Столяров в своем методическом пособии «Музыка в музее». Сегодня музыка является важным условием жизни. Именно поэтому необходимо понимать ее и уметь слушать, чтобы получить как можно больше удовлетворения от ее прослушива-
ния. Для этого необходимо изучать ее и понимать. В школьной программе предмету «музыка» отводится сравнительно мало часов, поэтому в рамках школьного курса невозможно охватить все темы. Эту функцию реализует уже несколько лет ВМОМК имени М. И. Глинки в Москве.
Основной формой работы с посетителем во ВМОМК имени М. И. Глинки стало музейное занятие (или интерактивное занятие), так как оно обладает большим эмоциональным влиянием на посетителя и информативностью предмета. Главное в данной форме работы это то, что на занятии создается особая атмосфера, позволяющая ощутить удивительное пространство музыки и музыкальных инструментов, где каждый инструмент «говорит с посетителем». Сегодня экскурсия в музыкальном музее, в отличие от музейного занятия, существует, но стала включать не только демонстрацию и показ экспонатов, но и непосредственное общение посетителя с музейным объектом (посетитель прикасается к нескольким музыкальным инструментам, пробуя извлечь звуки). Однако в экскурсии больше преобладают рассказ, демонстрация и диалог ведущего, а активная деятельность составляет 30 % от всего времени экскурсии. На занятиях используются либо реплики экспонатов, либо музыкальные инструменты из вспомогательного фонда и отдела просветительской деятельности. Важно отметить, что на интерактивном занятии активная деятельность занимает около 90 % времени занятия. Интерактивное занятие - это новый вид работы с посетителями, появившийся сравнительно недавно (2000-е гг.) и завоевавший популярность у многих посетителей. Следует вспомнить, что о данной форме работы в какой-то степенишла речь на I Всероссийском музейном съезде в декабре 1930 г. -«каждая экскурсия должна быть активна» [12, а 16]. Это высказывание можно считать «первым заявлением» о новой форме работе в музее с посетителем.
Комплекс интерактивных программ был разработан таким образом, чтобы каждое следующее занятие становилось открытием для посетителя и вызывало желание посетить музей снова и снова с целью получения знаний, которые помогают понимать мир музыки и других смежных наук. Интерактивные программы, таким образом, стали выступать фактором познавательной и образовательной деятельности в изучении музыкального искусства.
Каждая программа включает три основные составляющие: игра, просвещение и обучение. При этом игра - основная форма работы и с детьми, и со взрослыми. Основная часть экскурсий и интерактивных программ была разработана для Центрального музея музыкальной культуры по главной экспозиции «Музыкальные инструменты народов ми-
ра». Это связано с наличием здесь большого музейного пространства.
Интерактивные программы ориентированы на широкий круг посетителей, имеющих разный уровень знаний в области музыки. Главной задачей являлось получение знаний о музыке и музыкальных инструментах путем непосредственного общения с музейными экспонатами. Непосредственное общение с экспонатом в музыкальном музее сводиться к выдаче экскурсантам музыкального инструмента и возможностью извлечения звуков непосредственно на нем. Музейный экспонат выступает в роли действующего лица и превращается в исследуемый объект, без которого невозможен процесс познания музыкальной культуры и истории. Он не стоит между ведущим и посетителем, он - участник всего происходящего. Музыкальный инструмент «разговаривает» с посетителем непосредственно через звуки, которые на нем воспроизводят. Ведущий в данный момент выступает в роли собеседника, который вместе с посетителем находится в мире звуков. Ведущего можно назвать «переводчиком», поскольку он, по сути, помогает посетителю общаться с экспонатами музея. Такая форма работы применяется в экскурсиях и позволяет повысить интерес к музыкальному искусству
Интерактивные программы в Центральном музее музыкальной культуры имеют ряд особенностей: наличие нестандартного сценария, 50 % времени всей программы составляет игра на музыкальных инструментах, наличие образовательного момента, создание импровизированных музыкальных оркестров.
Для достижения всех целей интерактивные программы в музыкальных музеях были разбиты на 5 возрастных групп в соответствии с психологическим, физиологическим и умственным развитием посетителей:
— Дети 3-4-х лет и их родители.
— Дети 5-7 лет и их родители.
— Дети 8-9 лет.
— Дети 10-12 лет.
— От 12 и старше.
Основная задача интерактивных программ - получение знаний о музыкальном искусстве.
Для первой группы посетителей интерактивные программы стали разрабатываться с 2012 г. и пользуются популярностью как у детей, так и у родителей. Они построены таким образом, чтобы посетитель смог почувствовать себя музыкантом и первооткрывателем, а главное - чтобы процесс познания был интересным. Для этого в большинстве программ обязательно присутствует процесс разбора и создания музыкальных инструментов, который позволяет понять появление музыкального звука. К ним относятся следующие программы: «Шум или музыка?», «Давайте разыграем спектакль «Репка».
Конечно, на эти программы выдаются современные аналоги музыкальных инструментов, но они всегда сравниваются с предшественниками для формирования основных понятий о музыкальном инструменте определенного времени. Принцип анализа и сопоставления применяется в каждой программе для формирования у посетителей специальных знаний и умений в области музыки и истории развития музыкальных инструментов.
Интерактивные программы возрастной группы «дети 5-7 лет и их родители» направлены на закрепление имеющихся и приобретение новых знаний и умений вместе с родителями. В них часто используются межпредметные знания из разных областей науки - чаще всего литературы, истории, географии, иностранных языков, культурологии и др. Это позволяет участнику проявить свои умения, знания на практике в нестандартных условиях и получить новые знания.
Один из примеров - интерактивные программы, построенные по сюжету известных литературных произведений с музыкальной тематикой. К таким программам относятся «Музыкальные инструменты в сказках и легендах» (0+), «Легенды тростниковой дудочки» (0+), «Буратино и скрипичный ключик» (0+), «Белоснежка и семь нот» (0+), «Волшебный мир музыкальных сказок» (0+), «Чи-поллино и его друзья» (0+), «В гостях у Хозяйки Медной горы» (6+). Дети и родители, посетившие данные программы, отмечали, что у них появилось желание вновь прочитать то или иное произведение, посмотреть балет. Это является важным показателем того, что посещение музыкального музея стало фактором развития познавательной и образовательной деятельности у посетителя. Данные программы направлены также на развитие воображения и мелкой моторики рук, которая, в свою очередь, является ключевым в развитии мышления и речи. В XXI в. это становится одной из главных проблем для дошкольников и школьников. Появление компьютеров, планшетов, телефонов с сенсорными экранами привело к ухудшению речи детей. Так как при постоянном использовании новейших технологий исчезает моторика рук, развитие речи происходит медленно, все чаще появляются школьники с «клиповым мышлением». Так как игра на музыкальном инструменте требует четкого движения пальцев рук, регулярные упражнения приводят к развитию мелкой моторики, что, естественно, положительно влияет на развитие речи. Этом - еще один положительный фактор музыкального образования. Конечно, в данном случае нельзя считать, что музыкальный музей выполняет функцию обучения игры на музыкальном инструменте, однако он может способствовать этому.
К третьей группе (дети 8-9 лет) относятся следующие программы: «Корабль странствий» (6+),
«Музыкальный тайник» (6+), «Волшебные клавиши» (6+), «В гостях у скрипичного мастера» (6+) и др. Основу деятельности участников программы составляет совместная работа в группе и проведение совместных или единоличных исследований (в случае индивидуального посещения). Разноплановая тематика направлена на охват разных интересов экскурсантов в группе и дает разностороннее представление о предмете, что сказывается на проявлении заинтересованности в представленном музейном экспонате.
Четвертую и пятую группы (дети 10-12 лет и дети старше 12 лет) составляют программы «Легенды и мифы Древней Греции» (12+), «В Джазе только.» (12+), «Ритмы мира» (12+) и др. Здесь применяется метод театрализации, цель которого -погружение в атмосферу музыки и знания по определенной тематике. Данные программы используются в двух возрастных категориях, так как темы входят в образовательный процесс школ и др.
К ведущим интерактивных программ предъявляются следующие требования: наличие музыкального образования, высшего педагогического / музейного / искусствоведческого / культурологического образования, способность совмещать роль экскурсовода, аниматора, медиатора.
Появление нестандартных музейных программ привлекло посетителей, большинство из которых ранее боялись приходить в музей из-за недоступной для понимания информации. Практически каждый второй посетитель отмечал, что основной причинной непосещения ранее данного музея становилась его тематика - музыка, позиционирование музея как «специфического». Такое название нередко слышится и сегодня от «старейших сотрудников» музея, проработавших в нем более 30 лет. Конечно, с этим можно согласиться, однако важно отметить, что развитие человечества сегодня идет значительно быстрее, чем несколько десятков лет назад, а обучение музыке и приобщение общества к музыкальной культуре происходило еще во времена античности, так почему сейчас нужно отказывать людям в знакомстве с музыкальным искусством, если они не имеют музыкального образования? Этот вопрос останется без ответа, так как ответ уже не нужен, результат отдела просветительской деятельности - увеличение числа посетителей, формирование постоянного состава посетителей и привлечение новых с каждым годом, участие в формировании у посетителя осознанного желания учиться игре на музыкальном инструменте или стать в будущем мастером музыкальных инструментов.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что музыкальные музеи могут и должны выступать как фактор развития познавательной и образовательной деятельности в музыке. Расширяя границы музыкального образования, они позволят
людям осознано подходить к прослушиванию музыкального произведения или игре на музыкальном инструменте. Появление нестандартных программ в музыкальных музеях позволит открыть музей для всех посетителей и сделать его посещение увлекательным и интересным приключением или праздником.
Таким образом, наличие разнообразных интерактивных программ, разработанных музейными сотрудниками с учетом особой специфики темы и музейного пространства, стало важным фактором развития познавательной и образовательной деятельности у посетителей ВМОМК имени М. И. Глинки, что является одной из главных целей музейной деятельности. Музыкальные музеи могут являться центром популяризации культуры и средством решения задач эстетического воспитания и образования в XXI в.
Библиографический список
1. Буров, Н. В. Современный музей: от просветительства к образовательно-воспитательной деятельности современного музея [Текст] / Н. В. Буров // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. - 2010. - № 1(5). -С. 36-42.
2. Гинзбург, Т. В. Музей музыкальной культуры. К 90-летию со дня основания Музея и 60-летию со дня присвоения ему статуса государственного [Текст] / Т. В. Гинзбург. - М., 2003. - С. 214.
3. Коллекция музыкальных инструментов [Текст] : научный каталог / Том 1: Хордофоны щипковые: струнные щипковые музыкальные инструменты / науч. ред. Н. Б. Захарьина. - СПб., 2014. - С. 309.
4. Концепция развития музейной деятельности в российской федерации на период до 2020 года : офиц. текст. [Электронный ресурс] // Министерство культуры Российской Федерации. Официальный сайт. - Режим доступа: http://mkrf.ru/
5. Кошелев, В. В. Санкт-Петербургский музей музыкальных инструментов: ранняя история [Текст] / В. В. Кошелев // Музыка Кунсткамеры: К 100-летию Санкт-Петербургского музея музыкальных инструментов : материалы Первой инструментоведческой научно-практической конференции «Музыка Кунсткамеры». - СПб., 2002. - С. 13-54.
6. Крючкова, Е. Музей и школа в 1920-30-е годы. Невыученный урок [Текст] / Е. Крючкова // «Урок в музее»: проект единого образовательного пространства музея и школ. - М., 2016. - С. 7-6.
7. Музей балалайки [Электронный ресурс] // Официальный сайт. - Режим доступа: http://www.balalaikamuseum. сот/тиБеит/
8. Музыкальные музеи России [Текст] : энциклопедический справочник. - М., 2017. - С. 278.
9. Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» 4 июля 1936 г. [Электронный ресурс] // Исторические материалы. -Режим доступа: http://istmat.info
10. Развитие школы и педагогики в России после октябрьской революции (1917 г.) [Электронный ресурс] // Пятифан - Режим доступа: http://5fan.ru/wievjob.php?id=8190
11. Столяров, Б. А. Музыка в музее : методическое пособие [Текст] / Б. А. Столяров. Вып. 1. - СПб., 2007. - 71 с.
12. Хугаева, М. Г. Культурно-образовательная деятельность музея: проблемы формы и содержания [Текст] / М. Г. Хугаева // Труды Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Музейная педагогика в современной музейной коммуникации : материалы научно-практической конференции. - СПб., 2008. -Вып. 19. - С. 16-28.
Bibliograficheskij spisok
1. Burov, N. V Sovremennyj muzej: ot prosvetitel'stva k obrazovatel'no-vospitatel'noj dejatel'nosti sovremennogo muzeja [Tekst] / N. V. Burov // Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. - 2010 - № 1(5) - S. 36-42.
2. Ginzburg, T. V Muzej muzykal'noj kul'tury. K 90-letiju so dnja osnovanija Muzeja i 60-letiju so dnja pris-voenija emu statusa gosudarstvennogo [Tekst] / T. V. Ginzburg. - M., 2003. - S. 214.
3. Kollekcija muzykal'nyh instrumentov [Tekst] : nauchnyj katalog / Tom 1: Hordofony shhipkovye: strun-nye shhipkovye muzykal'nye instrumenty / nauch. red. N. B. Zahar'ina. - SPb., 2014. - S. 309.
4. Koncepcija razvitija muzejnoj dejatel'nosti v ros-sijskoj federacii na period do 2020 goda : ofic. tekst. [Jel-ektronnyj resurs] // Ministerstvo kul'tury Rossijskoj Federacii. Oficial'nyj sajt. - Rezhim dostupa: http://mkrf.ru/
5. Koshelev, V V Sankt-Peterburgskij muzej muzykal'nyh instrumentov: rannjaja istorija [Tekst] / V V Koshelev // Muzyka Kunstkamery: K 100-letiju Sankt-Peterburgskogo muzeja muzykal'nyh instru-mentov : materialy Pervoj instrumentovedcheskoj nauch-no-prakticheskoj konferencii «Muzyka Kunstkamery». -SPb., 2002. - S. 13-54.
6. Kijuchkova, E. Muzej i shkola v 1920-30-ye gody. Nevyuchennyj urok [Tekst] / E. Krjuchkova // «Urok v muzee»: proekt edinogo obrazovatel'nogo prostranstva muzeja i shkol. - M., 2016. - S. 7-6.
7. Muzej balalajki [Jelektronnyj resurs] // Oficial'nyj sajt. - Rezhim dostupa: http://www.balalaikamuseum.com/museum/
8. Muzykal'nye muzei Rossii [Tekst] : jenciklope-dicheskij spravochnik. - M., 2017. - S. 278.
9. Postanovlenie CK VKP(b) «O pedologicheskih izvrashhenijah v sisteme Narkomprosov» 4 ijulja 1936 g [Jelektronnyj resurs] // Istoricheskie materialy. - Rezhim dostupa: http://istmat.info
10. Razvitie shkoly i pedagogiki v Rossii posle ok-tjabr'skoj revoljucii (1917 g.) [Jelektronnyj resurs] // Pjatifan - Rezhim dostupa: http://5fan.ru/wievj ob.php?id=8190
11. Stoljarov, B. A. Muzyka v muzee : metodicheskoe posobie [Tekst] / B. A. Stoljarov. Vyp. 1. -SPb., 2007. - 71 c.
12. Hugaeva, M. G. Kul'turno-obrazovatel'naja deja-tel'nost' muzeja: problemy formy i soderzhanija [Tekst] / M. G. Hugaeva // Trudy Gosudarstvennogo muzeja istorii Sankt-Peterburga. Muzejnaja pedagogika v sovremennoj muzejnoj kommunikacii : materialy nauchno-prakticheskoj konferencii. - SPb., 2008. - Vyp. 19. -S. 16-28.
Reference List
1. Burov N. V Modern museum: from enlightenment to educational and upbringing activity of the modern museum // the Bulletin of St. Petersburg State University of culture and arts. - 2010 - № 1(5) - P. 36-42.
2. Ginzburg T. V Museum of musical culture. To the 90 anniversary from the date of foundation of the Museum and to the 60 anniversary from the date of assignment to it the state status. - M., 2003. - P. 214.
3. Collection of musical instruments: scientific catalogue / Volume 1: Chordophones plucked: string plucked musical instruments / scientific editor N. B. Zakharyin. -SPb., 2014. - P. 309.
4. The concept of museum activity development in the Russian Federation upto 2020: official text. [Electronic resource] // Ministry of Culture of the Russian Federation. Official site. - Access mode: http://mkrf.ru/
5. Koshelev V. V. The St. Petersburg museum of musical instruments: early history // Music of the Cabinet of curiosities: To the 100 anniversary of the St. Petersburg museum of musical instruments: materials of the First organology scientific and practical conference «Music of the Cabinet of Curiosities». - SPb., 2002. - P. 13 -54.
6. Kryuchkova E. Museum and school in the 1920-30-s. Unlearned lesson // «Lesson in the museum»: project of uniform educational space of the museum and schools. - M., 2016. - P. 7-6.
7. Museum of a balalaika [An electronic resource] // Official site. - Access mode: http://www.balalaikamuseum. com/museum/
8. Musical museums of Russia: encyclopedic reference book. - M., 2017. - P. 278.
9. The resolution of the All-Union Communist Party (bolsheviks) of the Central Committee «About pedologist perversions in the Narkompros system» on July 4, 1936 [An electronic resource] // Historical materials. - Access mode: http://istmat.info
10. Development of school and pedagogics in Russia after the October Revolution (1917) [An electronic resource] // the Five-fan - the access Mode: http://5fan.ru/wievj ob.php?id=8190
11. Stolyarov B. A. Music in the museum: manual. Issue 1. - SPb., 2007. - 71 p.
12. Khugaeva M. G. Cultural and educational activity of the museum: problems of form and content // Works of the State Museum of St. Petersburg History. Museum pedagogics in modern museum communication: materials of a scientific and practical conference. - SPb., 2008. -Issue 19. - P. 16-28.