RAR УДК 008 ББК 71
54
КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ МУЗЕЕВ РОССИИ
Наземцева Ксения Николаевна,
искусствовед, методист по научно-просветительской деятельности
Российского национального музея музыки, ул. Фадеева 4, Москва, Россия, 125047, e-mail: [email protected]
Аннотация
В статье проанализирован исторический путь музыкального просвещения в России до появления музыкальных музеев, периоды становления и бурного развития музыкальных сообществ, современное развитие. Основной акцент делается на рассмотрении культурно-образовательной деятельности научных сотрудников в музыкальных музеях Москвы и Санкт-Петербурга. Определены основные направления и формы работы с посетителями, применяемые в музыкальном просвещении XXI века.
Ключевые слова
Музей, музыкальный музей, просвещение, культурно-образовательная деятельность, музыкальное образование, образовательная деятельность, просветительская работа.
С древних времен музыка играла большую роль в воспитании. Её значение определялось общими задачами воспитания, которые выдвигала каждая эпоха по отношению к обществу.
В России в XVIII и XIX вв. музыкальное образование зависело от принадлежности детей к определенному сословию. Так, например, мальчиков для церковного хора брали из находившихся при монастырях и архиерейских домах детей священнослужителей и прочих желающих получить сан священника. Государство официально оставалось в стороне от руководства музыкальным образованием и воспитанием.
Во второй половине XIX в. Россия становится одним из центров европейского музыкального искусства. В это время музыканты и композиторы поставили перед собой задачу музыкального просвещения слушателей, развития музыкального образования и профессиональной музыкальной культуры в России. Эту задачу поддержали Императорское Русское музыкальное общество (ИРМО), Петербургское филармоническое общество, а также композиторы, входившие в состав содружества «Могучая кучка».
ИРМО — одна из старейших общественных организаций России, основанная в 1859 г. в результате сотрудничества Великой Княгини Елены Павловны и знаменитого композитора А. Г. Рубинштейна. ИРМО ставило своей целью популяризацию музыкального образования в стране, «развитие всех отраслей музыкального искусства, поощрение способных русских художников и содействие развитию «вкуса к музыке в России»1. ИРМО открыло свои отделения в большинстве крупных российских городов: Москве (1860), Киеве (186з), Казани (1864), Нижнем Новгороде (1873), Саратове (1873), Пскове (1873), Тобольске (1978). Их работа привела к активизации музыкального образования в России и способствовала созданию музыкальных образовательных учреждений: бесплатной музыкальной школы М. Балакирева и Г. Ломакина (1862-1917), Петербургской (8 сентября 1862 г.) и Московской консерваторий (1 сентября 1866 г.).
1 Валитов А. А. Тобольское отделение Императорского
музыкального общества: страницы истории // Культурное наследие России. 2017. N 1 (17). С. 55.
Музыкальному просвещению способствовало чтение публичных лекций или «объяснительные чтения» (1860-1870), лекторами которых стали музыкальный критик А. Серов и писатель, музыковед Н. Финдейзен.
Ещё одной формой культурно-образовательной деятельности в музыке были концерты: «Концерты А. Зилоти» (1903-1918), «Общедоступные концерты» (1912-1917), «Народные бесплатные концерты» (1915-1917) для малообеспеченной публики и молодежи, организатором которых выступили литератор и педагог В. Одоевский и пианист, дирижер А. Зилоти.
Важные изменения в музыкальной культурно-образовательной деятельности произошли после Октябрьской революции 1917 г. Глава Народного комиссариата просвещения А. В. Луначарский в своей статье «Ещё о пролеткульте и советской культурной работе» писал: «Что это значит: пролетарское просвещение? Это значит распространение тех общечеловеческих ценностей науки и искусства, вне которых нельзя быть знающим человеком, вне которых пролетариат останется варваром, вне приобретения которых он даже не сможет настоящим образом воспользоваться ни властью, ни орудиями производства, которые он завоевал»2. Образовательные функции музыкального воспитания и просвещения переплетались с музыкально-просветительскими, что было связано с вовлечением трудового класса в музыкальное искусство.
26 июня 1918 г. был организован Музыкальный Отдел Наркомпроса (МУЗО) во главе с А. В. Луначарским. В 1918 г. вышел декрет «О государственном музыкальном строительстве», подписанный В. И. Лениным. В нем музыка признавалась мощным средством коммунистической пропаганды.
Задачей музыкального просвещения являлось не только обучение игре на музыкальных инструментах, но и распространение знаний о них и в целом о музыкальном искусстве.
Следующей ступенью к развитию музыкальных музеев стала резолюция I музейного съезда, в которой были намечены перспективы перестройки музейных экскурсий: каждая экскур-
2 Мельникова Л. Л. Музыкально-просветительская деятельность в Советском государстве первой половины XX века [Электронный ресурс] // Музыкальное просветительство. URL: http://muzprosvetitel.ru/sovr1.htm (дата обращения 24.01.2018)
сия должна быть активна, на смену экскурсиям лекционного типа необходимо перейти к экскурсиям беседного и обследовательского типа. Именно в этот период посещение музыкальных музеев становится неотъемлемой ступенью в музыкальном просвещении.
Применение такой формы работы с посетителями было связано с зарождающимися идеями о применении коммуникационного подхода в музеях, как одного из самых эффективных методов, используемого в обучении. В коммуникационном подходе важны три составляющие:
1) понимание экскурсантом информации, заложенной автором в музыкальном произведении.
2) осознание смысла, который заложил в определении этого предмета музейный работник при оформлении музейного пространства.
3) анализ материала, рассказанного экскурсоводом, интерпретирующего определенный музейный объект.
Применение коммуникационного подхода способствовало увеличению количества посещений учащимися различных учебных заведений музыкальных музеев. Это послужило расширению спектра тематики экскурсий, и, следовательно, стало новой ступенью развития культурно-образовательной деятельности музыкальных музеев России.
В 1917 г. в России существовало два музыкальных музея: Музей имени Н. Г. Рубинштейна в Москве при Московской консерватории (на его базе был создан Российский национальный музей музыки) и Музей музыки при Придворном оркестре в Санкт-Петербурге (в настоящее время — Музей музыки — Шереметевский дворец, филиал Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства, неофициально открытый в 1900 г.). Советский музыковед и педагог С. Л. Гинзбург так описывает положение музыкальных музеев в СССР после революционных событий: «Эти музеи влачили достаточно жалкое существование»3. Он предложил превратить музыкальные музеи из «молчальников музыки» в звучащие музеи, способные «выявить идеологическую сущность музыки в её художественной специфике и историческом становлении»... «Задача музыкального музея — показать музыку минувших эпох в её подлинном
3 Гинзбург С. Принципы организации Центрального
государственного музыкального музея // Советский
музей. 1931. N 6. С. 53
55
56
звуковом облачении»4. Таким образом, музыкальные музеи должны были проводить широкую культурно-образовательную деятельность, цель которой — дать знания о музыке и музыкальном искусстве каждому гражданину новой страны.
Культурно-образовательную деятельность музыкальных музеев Гинзбург предложил вести в следующем формате: проведение экскурсий, культпоходов, обслуживание посетителей-одиночек, проведение эпизодических и циклических лекций, бесед и диспутов, организация тематических кружков для подготовки будущего экскурсоводческого актива из рабочих.
Однако после революции 1917 г. проведение культурно-образовательной работы в Музее имени Н. Г. Рубинштейна было невозможно, так как были разрушены витрины и испорчены некоторые музейные предметы. Лишь к 1930 гг. сотрудники музея стали активно участвовать в организации выставок, которые проходили в консерватории. Одной из них стала выставка к празднику Октябрьской революции в 1932 г. В 1934 г. Музей вошел в состав Научно-исследовательского музыкального института. Однако в январе 1938 г. вышел из состава Научно-исследовательского музыкального института по причине его расформирования. После этого события культурно-образовательная работа музея практически не велась, она активизировалась только в связи с подготовкой празднования 75-летия со дня основания Московской консерватории.
1 сентября 1938 г. новым заведующим музеем имени Н. Г. Рубинштейна была назначена Е. Н. Алексеева. Е. Н. Алексеева начала вести активную деятельность, в результате которой музей стал самостоятельным учреждением, не зависящим от консерватории. Она заключалась в следующем: подготовка публикаций по музыкальному искусству, создание выставок, ведение и организация экскурсий. Как отмечает исследователь истории становления музея музыки Т. В. Гинзбург, «в дневное время посетителей было мало, а вечером ... до нескольких сотен человек, что зависело, в основном, от количества публики, пришедшей на концерт»5. Следова-
4 Гинзбург С. Принципы организации Центрального государственного музыкального музея // Советский музей. 1931. N 6. С. 55
5 Гинзбург Т. В. Музей музыкальной культуры. К 90-летию со дня основания музея и 60-летию со дня при-
тельно, одним из главных способов привлечения посетителей на выставки и на постоянную экспозицию музея были концерты, проводимые в залах, располагающихся в непосредственной близости к концертному залу. Таким образом, в этот период культурно-образовательная деятельность представляла собой часто иллюстративный и редко образовательный характер.
В начале Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. культурно-образовательная деятельность Музея музыки была фактически остановлена, а затем частично восстановлена в 1942 г. Основной целью стало собирание фондов и организация выставок, посвященных музыке войны (выставка «Театр и музыка на фронте» в Центральном доме Красной Армии в 1942 г., «С. В. Рахманинов. Жизнь и творчество» в 1942 г.).
Культурно-образовательная деятельность сводилась к следующему: выступление сотрудников музея с лекциями в госпиталях Москвы и Подмосковья, экскурсии по экспозиции и временным выставкам. С 1944 г. стали проводиться музыкальные собрания — «музыкальные понедельники». Они представляли собой собрания или творческие вечера музыкантов, на которых зачитывались доклады исследователей, звучала музыка в исполнении музыкантов или в аудиозаписи.
В послевоенный период культурно-образовательная деятельность была представлена регулярными циклами концертов и выставками, посвященными юбилейным датам и музыкальным деятелям. Одним из новшеств стала организация с конца 1940-х гг. небольших передвижных выставок на планшетах, которые потом передавались в школы, кинотеатры, клубы, сады и парки культуры и отдыха. Почти каждую выставку сопровождал сотрудник музея на выездной лекции. Он представлял подробный рассказ и анализ демонстрируемых материалов. С 1959 г. музей стал направлять демонтированные выставки на периферию.
Следует отметить, что во второй половине 1950-х гг. заметно расширилась тематика экскурсий и лекций — 26 наименований. Увеличение площадей музея в 1964 г. — получение нового здания «Палат Троекуровых» — позволило расширить культурно-образовательную деятель-
своения ему статуса государственного. М.: Издательство «Дека-ВС», 2003. С. 214.
ность музея. Одной из новых форм стало создание абонементных циклов лекций и концертов «живой музыки» разнообразной тематики, создание клуба филофонистов, просуществовавшего более 20 лет, проведение семинаров мастеров смычковых инструментов и приуроченных к ним выставок современного инструментария.
Расширению культурно-образовательной деятельности музея способствовало издание в 1955 г. каталогов-справочников с описанием ценнейших фондов — автографов и материалов, посвящённых выдающимся деятелям музыкального искусства и композиторам: С. В. Рахманинову, П. И. Чайковскому, Н. А. Римскому-Корса-кову, М. А. Балакиреву и др.
С 1982 г. был завершен переезд музея в новое здание на улице Фадеева, 4, что позволило увеличить площадь для постоянной экспозиции и временных выставок, кроме того, в новом здании было два концертных зала, в том числе — концертный зал с органом. Это позволило расширить тематику образовательных мероприятий и привлечь новые категории посетителей. Одним из важнейших достижений в этот период стало открытие 24 июля 1985 г. постоянной экспозиции «Музыкальные инструменты народов мира», с возможностью демонстрации редких аудио и видеозаписей. Такое нововведение значительно увеличило возможности проведения культурно-образовательной деятельности. Однако был и минус данного новшества — на экспозиции могла находиться только одна группа. Несмотря на это, количество желающих услышать редкие записи игры на музыкальных инструментах разных народов мира не становилось меньше. Следует заметить, что благодаря новой возможности демонстрации, в несколько раз увеличилось посещение музея школьниками.
В 1980-90-е гг. музей начинает выполнять роль культурно-образовательного центра, в задачу которого входило чтение лекций и экскурсий, проведение абонементских циклов. Перечень экскурсионно-лекционной тематики включал более двухсот наименований, что говорит об огромной культурно-образовательной деятельности, проводимой сотрудниками музея.
Рассматривая историю развития Российского национального музея музыки, следует отметить, что расширение площадей музея, увеличение количества экспонируемых предметов, издание научных трудов по материалам музея
и введение новых технических средств, способствующих лучшему восприятию информации, положительно повлияло на развитие культурно-образовательной деятельности в Москве. Музей стал центром, координирующим работу не только музыкальных музеев, но и музеев, имеющих в своих фондах материал по музыкальному искусству.
В Петрограде после революции 1917 г. культурно-образовательной деятельностью в области музыки занимался заведующий Музыкально-историческим музеем Н. Ф. Финдейзен. Он развил многоплановую работу по собиранию, сохранению и популяризации фондов, что способствовало расширению тематики проводимых в музее экскурсий, лекций и концертов. Н. Ф. Финдейзен соблюдал традиции, установленные основателем музея К. К. Штакельбергом, одна из которых гласила: «Музей должен существовать при оркестре и, во многом за счет этого, быть звучащим». О его деятельности свидетельствуют его дневниковые записи 1920-х гг.: «только за два сезона — 1925-1927 гг. — было проведено 50 музыкальных вечеров»6.
Таким образом, главной формой культурно-образовательной деятельности Музыкально-исторического музея был концерт. Н. Ф. Финдейзен как и К. К. Штабельберг считал, что аудиовизуальное восприятие обладает большим эмоциональным воздействием на человека, способствующим культурному образованию, так как не требует от слушателей профессиональных знаний в области музыкального искусства. Вхождение в 1921 г. музея в состав филармонии оказало положительное влияние на развитие культурно-образовательной деятельности и соотносилось с заложенными ранее идеями К. К. Штакельберга: «музей при оркестре»7. Это способствовало увеличению количества и тематики концертов, проводимых на различных площадках города.
6 Космовская М. Л. «Мир, далекий от нынешней удрученно настроенной, серой и томительной улицы.»: Н. Ф. Финдейзен и дворец Шереметевых на Фонтанке // 300 лет усадьбе графов Шереметевых «Фонтанный дом». Материалы межд. научно-практической конф., Санкт-Петербург, 18-21 апр. 2012 г. СПб.: СПб ГБУК «СПб ГМТиМИ», 2012. С. 108.
7 Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства. Коллекция музыкальных инструментов. Научный ката-
лог/Авт.-сост. Кошелев В. В., 2014. Том 1. С.15
57
58
В целях распространения музыкального образования в стране Н. Ф. Финдейзен написал педагогическую работу для 25-й единой советской трудовой школы: «Программа курса Всеобщей истории музыки (18 сентября 1918 года)», а в 1925 г. им была вычерчена Таблица с нотными записями. В 1925-1927 гг. Н. Ф. Финдейзен выступил в Российском географическом обществе как главный организатор Комиссии по изучению народной музыки, занимавшейся изучением музыки различных народов России, особенно финно-угорских народностей8. Работа Н. Ф. Финдей-зена стала примером реализации образовательной деятельности по музыкальному искусству на базе музыкального музея и школы, а также музеев, имеющих другую направленность, например художественную, но имеющих фонды с музыкальной тематикой. Приверженцем его идей стал первый хранитель Эрмитажа, член Археологического института Н. Г. Пиотровский (1918 г.).
После смерти Н. Ф. Финдейзена на пост директора музея был назначен С. Л. Гинзбург (19011978 гг.). В период его работы — в 1929-1932 г. — фонды музея постепенно пополнялись новыми музыкальными инструментами, велась активная культурно-образовательная деятельность. Под руководством С. Л. Гинзбурга музей в 1931 г. становится самостоятельным учреждением и получает название «Государственный Музыкальный музей» («Центральный музыкальный музей СССР»). Однако уже 18 мая 1932 г. по просьбе С. Л. Гинзбурга состоялась официальная передача музея и его фондов в Эрмитаж, где музей получил новый статус «Отдел музыкальной культуры и техники». В этот период культурно-образовательная деятельность отдела заключалась в проведении в здании Эрмитажа концертов, которые стали пользоваться большим вниманием посетителей.
В 1938 г. руководителем «Отдела музыкальной культуры и техники» был назначен инстру-ментовед К. А. Вертков, а уже в 1940 г. «Отдел музыкальной культуры и техники» становится «Музеем истории музыкальной культуры» при Государственном научно-исследовательском институте театра и музыки. С 1959 г., применя-
8 Космовская М. Л. Инструментальное музицирование как особая этнографическая сфера бытия: от Н. Ф. Финдейзена — к нашим дням // Музыка. Искусство, наука, практика. N 3 (11) 2015. С. 38.
ется инновационный прием для оживления экспозиции — использование магнитофонных записей музыкальных инструментов в экспозиции музея, подведенных к каждой витрине, где располагались музейные предметы.
Расширению культурно-образовательной деятельности способствовало издание более 20 научных трудов сотрудников музея по различной тематике. Среди научных трудов можно выделить труды К. А. Верткова: «Русская роговая музыка» (1948), «Русские народные музыкальные инструменты» (1975) и «Атлас музыкальных инструментов народов СССР» (1963, 1975), Г. И. Бла-годатова «Русская гармоника» (1960) и «История симфонического оркестра» (1969), С. Я. Левина «Духовые инструменты в истории музыкальной культуры» (1973) и др.
В 1974-1983 г. руководителем музея был доктор искусствоведения С. Я. Левина (1920-1990). В этот период было принято решение о создании двух фильмов: «В мире музыкальных инструментов» (1966) и «Рассказы о музыкальных инструментах» (1978), что увеличило количество посетителей, а, следовательно, способствовало расширению культурно-образовательной деятельности музыкального музея. Этому же способствовало и вхождение музея в 1984 г. в состав Ленинградского государственного музея театрального и музыкального искусства, и переезд в 1990 г. в Шереметевский дворец.
Основными формами работы с посетителями являлись экскурсии, концерты, совместные и собственные выставки, творческие встречи с современными петербургскими композиторами, издание каталогов, подготовка конференций. Расширению культурно-образовательной деятельности музыкального музея способствовало и открытие постоянной экспозиции музыкальных инструментов «Открытые фонды» 27 октября 1997 г., создание в 2000 г. компьютерной образовательной программы «Энциклопедия звука».9
Таким образом, развитие культурно-образовательной деятельности в музыкальных музеях России, в частности, в Москве и Санкт-Петербурге, развивалось параллельно с преобразованием
9 Великанова О. В. Шереметевский дворец: последнее двадцатилетие // 300 лет усадьбе графов Шереметевых «Фонтанный дом». Материалы международной научно-практической конференции. Материалы межд. научно-практической конф., Санкт-Петербург, 18-21 апр. 2012 г. СПб.: СПб ГБУК «СПб ГМТи-МИ», 2012. С.41
музеев в самостоятельные структурные единицы. Следует отметить, что на этапе зарождения музыкальных музеев в Москве и Санкт-Петербурге использование концертной формы работы как основного метода приобщения к музыкальному искусству народа было предпочтительнее. В Москве это реализовывалось на базе Московской консерватории, в Санкт-Петербурге — на базе филармонии, Эрмитажа и др.
Расширению культурно-образовательной деятельности музыкальных музеев в России способствовало увеличение экспозиционных площадей, издание научных трудов, использование аудиозаписей при проведении экскурсий по экспозиции, пополнение фондов музея, приобретение самостоятельности и самоидентичности, использование новейших технологий в области воспроизведения и демонстрации звука.
В настоящее время культурно-образовательная деятельность музыкальных музеев развивается стремительными темпами, что связано с применением опыта крупнейших музеев России и зарубежных стран, а также развитием новых информационных технологий. Одним из ведущих направлений становится работа в области инклюзии, арт-терапии, создание специальных «музыкальных уроков», включающих в себя главную функцию — получение знаний в условиях глобальной информатизации.
Список литературы
1. Валитов А. А. Тобольское отделение Императорского музыкального общества: страницы истории // Культурное наследие России. 2017. N 1 (17). С. 54-59.
2. Великанова О. В. Шереметевский дворец: последнее двадцатилетие // 300 лет усадьбе графов Шереметевых «Фонтанный дом». Материалы межд. научно-практической конф., Санкт-Петербург, 18-21 апр. 2012 г. СПб.: СПб ГБУК «СПб ГМТиМИ», 2012. С. 31-51.
3. Гинзбург С. Принципы организации Центрального государственного музыкального музея. // Советский музей. 1931. N 6. С. 53-64.
4. Гинзбург Т. В. Музей музыкальной культуры. К 90-летию со дня основания музе и 60-летию со дня присвоения ему статуса государственного. М.: Издательство «Дека-ВС», 2003.
5. Космовская М. Л. Инструментальное музицирование как особая этнографическая сфера бытия: от Н. Ф. Финдейзена — к нашим дням // Музыка. Искусство, наука, практика. 2015. N 3 (11). С.38
6. Она же. «Мир, далекий от нынешней удрученно настроенной, серой и томительной улицы..»: Н. Ф. Финдейзен и дворец Шереметевых на Фонтанке // 300 лет усадьбе графов Шереметевых «Фонтанный дом». Материалы межд. научно-практической конф., Санкт-Петербург, 1821 апр. 2012 г. СПб.: СПб ГБУК «СПб ГМТиМИ», 2012. С.108-111.
7. Мельникова Л. Л. Музыкально-просветительская деятельность в Советском государстве первой половины XX века [Электронный ресурс] // Музыкальное просветительство. иКЬ:Ы!р:// muzprosvetitel.ru/sovr1.htm (дата обращения 24.01.2018)
8. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства. Коллекция музыкальных инструментов. Научный ка-талог/Авт. сост. Кошелев В. В. 2014. Том 1. С. 312.
59
EDUCATIONAL ACTIVITIES OF MUSIC MUSEUMS IN RUSSIA
Nazemtseva Ksenia Nikolaevna,
art critic, metodist of scientific and educational activities of RNMM,
St. Fadeeva, Moscow, Russia, 4,125047, e-mail: [email protected]
Abstract
The article analyzes the historical way of music education in Russia before the appearance of music museums, the periods of formation and rapid development of music communities now. The main emphasis is on the consideration of educational activities carried out by researchers in music museums in Moscow and St. Petersburg. The main directions and forms of work with visitors, used in musical education in museums of the XXI century.
Keywords
Museum, music Museum, education, cultural and educational activities, music education, educational activity, educational work.
60