Научная статья на тему 'ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МВД МАРИЙСКОЙ АССР С ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, НАСЕЛЕНИЕМ И СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1980-х ГОДОВ'

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МВД МАРИЙСКОЙ АССР С ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, НАСЕЛЕНИЕМ И СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1980-х ГОДОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
229
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственные органы / коллегия МВД / общественные движения / участие граждан в обеспечении правопорядка / добровольные народные дружины / политотдел / партком / средства массовой информации. / state structures / the board of the Ministry of Internal Affairs / social movements / participation of citizens in law and order maintenance / voluntary people’s guards / political department / Communist Party committee / mass media

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Иванов Виталий Алексеевич

Работа посвящена анализу взаимодействия МВД Марийской АССР с органамигосударственной власти, населением и средствами массовой информации. В ней наоснове обширного архивного материала рассматриваются формы подобного взаи-модействия, как традиционные, проверенные временем, так и новые, рожденныев условиях перестройки и гласности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF MARI ASSR WITH STATE AUTHORITIES, POPULATION AND MASS MEDIA IN THE SECOND HALF OF THE 1980th YEARS

The work is devoted to the analysis of interaction of the Ministry of Internal Affairs of Mari ASSR with public authority’s bodies, population and mass media. On the basis of an extensive archival material the forms of similar interaction, as traditional, checked up by time, and new, born in the conditions of reorganization and publicity are considered in it.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МВД МАРИЙСКОЙ АССР С ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, НАСЕЛЕНИЕМ И СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1980-х ГОДОВ»

Марийский юридический вестник

Выпуск 9

УДК 340

В. А. Иванов

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МВД МАРИЙСКОЙ АССР С ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, НАСЕЛЕНИЕМ И СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1980-х ГОДОВ

Работа посвящена анализу взаимодействия МВД Марийской АССР с органами государственной власти, населением и средствами массовой информации. В ней на основе обширного архивного материала рассматриваются формы подобного взаимодействия, как традиционные, проверенные временем, так и новые, рожденные в условиях перестройки и гласности.

Ключевые слова: государственные органы, коллегия МВД, общественные движения, участие граждан в обеспечении правопорядка, добровольные народные дружины, политотдел, партком, средства массовой информации.

В условиях нарастания в стране деструктивных процессов, ухудшения социально-экономической и политической обстановки, с одной стороны, и развития гласности и демократических процессов, с другой, назрела особая необходимость укрепления сотрудничества органов внутренних дел с иными органами государственной власти и управления, а также с общественностью. На это нацеливали решения обкома КПСС, Верховного Совета Марийской АССР и Совета Министров республики1. На этом настаивали сами правоохранительные органы1 2.

Одной из форм подобного взаимодействия стало проведение совместных заседаний коллегии, совещаний и рабочих встреч руководителей различных министерств и ведомств. Так, в 1986 году на таких совместных мероприятиях МВД республики были рассмотрены 2 вопроса, в 1987 г. - 12, в 1988 г. - 17, в 1989 г. - 6. Наиболее часто подобные коллегии министерство внутренних дел проводило с обкомом ВЛКСМ, КГБ, министерством просвещения и министерством здравоохранения республики. Так, на совместной коллегии МВД с органами здравоохранения и просвещения республики 25 марта 1988 года были рассмотрены меры по усилению борьбы с наркоманией3. 14 апреля того же года предметом общего с министерством здравоохранения обсуждения стали вопросы выявления и лечения больных алкоголизмом. Тогда же был рассмотрен вопрос о взаимодействии органов внутренних дел, педагогических коллективов и депутатского актива в работе с неблагополучными семьями и трудными подростками4. Подобные совместные мероприятия министерств, ведомств, встречи их руководителей, проводившиеся на регулярной основе, помогали

1 Третья сессия Верховного Совета Марийской АССР (одиннадцатый созыв). 18 апреля 1986 г. Стенографический отчет. - Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1986. - С. 32-35; Пятая сессия Верховного Совета Марийской АССР (одиннадцатый созыв). 13 декабря 1986 г. Стенографический отчет. - Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1987. - С. 120.

2 Архив МВД по Республике Марий Эл. - Ф. 12. - Оп. 1. - Д. 495. - Т. 1. - Л. 157, 249; Громов С. Как требует закон // Марийская правда. - 1986. - 9 янв.

3 Архив МВД по Республике Марий Эл. - Ф. 12. - Оп. 1. - Д. 495. - Т. 1. - Л. 157.

4 Там же. - Л. 249.

28

2012

1. Вопросы теории и истории государства и права

вырабатывать единую линию борьбы с преступностью, становились заметным событием в жизни МВД МАССР, оказывали серьезное воздействие на состояние дел, улучшение всей работы.

Заседания коллегии МВД МАССР традиционно проходили с приглашением руководства обкома КПСС, Президиума Верховного Совета и Совета Министров МАССР. В них участвовали первый секретарь обкома КПСС Г. А. Посибеев, секретари обкома партии П. Г. Лимаренко, В. А. Елчев,

A. А. Смирнов, председатель Президиума Верховного Совета МАССР

B. И. Романов, председатель Совета Министров республики А. А. Васильев, заведующие отделами обкома КПСС Ю. Г. Софронов, Е. А. Хлебников, Г. Г. Ибраев. В 1987 году в работе коллегии принял участие инструктор ЦК КПСС В. А. Гуляев. На заседаниях коллегии участвовали председатель КГБ Марийской АССР А. П. Бураков, его заместитель И. П. Ситников, прокуроры республики В. Ф. Костяев, И. С. Кустов, Председатель Верховного суда МАССР В. С. Глушков, министр юстиции В. П. Леонтьев, его заместитель Н. Г. Михеев. Все это позволяло более глубоко анализировать и прогнозировать обстановку на местах, увязывать действия по охране правопорядка и борьбе с преступностью с усилиями иных правоохранительных и контрольнонадзорных органов.

Распространенной формой взаимодействия правоохранительных органов являлось проведение совместных проверок, операций и тренировок, обмен оперативной и информационно-аналитической информацией. В этих целях осуществлялись совместные выезды в города и районы республики. Только в 1985-1986 гг. состоялось восемь выездных проверок по исполнению законодательства о борьбе с хищениями социалистической собственности, взяточничеством и спекуляцией, пьянством и тунеядством, хулиганством и рецидивной преступностью, преступлениями несовершеннолетних в Волжском, Звенигов-ском, Юринском, Сернурском, Параньгинском, Мари-Турекском и Советском районах. В ходе проверок правоохранительным органам оказывалась практическая помощь, возрастала активность народных дружин, товарищеских судов, комиссий по делам несовершеннолетних и других самодеятельных организаций. Итоги проверок рассматривались в партийных, советских органах, на совещаниях партийно-хозяйственных активов1.

В зависимости от распространенности тех или иных преступлений, от состояния оперативной обстановки в республике и районах практиковались разработка и издание министерствами и ведомствами совместных приказов и планов мероприятий по организации борьбы с преступностью. В частности, МВД МАССР совместно с прокуратурой республики разработал план мероприятий по предупреждению и раскрытию краж государственного, общественного и личного имущества на 1985-1986 годы1 2, совместно с обкомом ВЛКСМ принял постановления «О встрече молодых сотрудников милиции»

1 Пятая сессия Верховного Совета Марийской АССР (одиннадцатый созыв). 13 декабря 1986 года. Стенографический отчет. - Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1987. - С. 106.

2 Архив МВД по Республике Марий Эл. - Ф. 12. - Оп. 1. - Д. 462. - Т. 1. - Л. 26.

29

Марийский юридический вестник

Выпуск 9

(29 октября 1987 г.)1, о работе по предупреждению правонарушений среди молодежи и несовершеннолетних (18 февраля 1987 г.)1 2 и др.

22 февраля 1991 года был принят приказ прокурора МАССР и МВД республики «О создании постоянно-действующей следственно-оперативной группы по расследованию умышленных убийств». В состав опергруппы вошли работники УР - майор милиции Ю. А. Лаврентьев, капитан милиции А. В. Русаков, старший лейтенант милиции В. П. Федоров. В следственно-оперативную группу были включены эксперты-криминалисты ЭКО МВД МАССР В. Ф. Осокин и О. Ф. Лежнина. Начальнику ОУР МВД республики Е. Н. Клад-чихину и его заместителю О. А. Точилову предписывалось выезжать в составе следственно-оперативной группы для оказания практической и методической помощи в проведении осмотра места происшествия, раскрытия и расследования умышленных убийств, совершенных в условиях неочевидности3.

29 сентября 1986 года было принято постановление коллегии МВД республики, правления союза композиторов и правления союза писателей Марийской АССР «О проведении республиканского конкурса на создание песен, маршей и поэтических произведений о советской милиции, посвященного 70-летию Великой Октябрьской социалистической революции и 70-летию советской милиции».

МВД Марийской АССР регулярно информировало областной комитет партии, Президиум Верховного Совета МАССР и Совет Министров республики о состоянии дел на местах, о тенденциях развития преступности, направлял предложения по совершенствованию работы органов правопорядка. Это осуществлялось в форме представления справок, письменных отчетов4. Только в 1985 году МВД МАССР в партийные и советские органы было направлено 202 информации, в хозяйственные - 2455. Много представлений было внесено в Верховный суд, Министерство финансов, Министерство здравоохранения и другие ведомства.

МВД республики участвовало в подготовке материалов на пленумы обкома КПСС, сессии Верховного Совета МАССР, заседания Совета Министров республики. В частности, в 1985 году вопросы обеспечения сохранности народного добра 114 раз обсуждались в советских органах, 62 - в партийных, 36 - на координационных советах правоохранительных органов6. Многие из этих вопросов были поставлены на обсуждение по инициативе МВД МАССР. В этом же году министерство приняло участие в подготовке пленума обкома КПСС по вопросам обеспечения сохранности социалистической собственно-

1 Архив МВД по Республике Марий Эл. - Ф. 12. - Оп. 1. - Д. 481. - Т. 3. - Л. 49.

2 Там же. - Л. 163.

3 Там же. - Д. 535. - Т. 2. - Л. 77.

4 ГАРМЭ. - Ф. 471. - Оп. 4. - Д. 1381. - Л. 20-35, 36-38; Д. 1384. - Л. 16-17; Д. 1390. -Л. 54.

5 Архив МВД по Республике Марий Эл. - Ф. 12. - Оп. 1. - Д. 462. - Т. 1. - Л. 48.

6 Там же.

30

2012

1. Вопросы теории и истории государства и права

сти в агропромышленном комплексе1, заседания Совета Министров республики по исполнению постановления ЦК КПСС от 16 октября 1981 года1 2 и др.

Многие руководители министерства, подразделений и горрайорганов внутренних дел работали в составе партийных и комсомольских органов. Так, в состав обкома КПСС вошли министр А. И. Дранцев и командир взвода ППС Йошкар-Олинского ГОВД лейтенант милиции Н. М. Лежнин. Они участвовали на заседаниях партийных органов, в обсуждении и разработке различных документов, являлись полномочными представителями партийных комитетов в своем коллективе. Помощник начальника политотдела министерства А. С. Васенев был избран членом ЦК ВЛКСМ и обкома ВЛКСМ3. Депутатами Верховного Совета республики были избраны министр А. И. Дранцев, начальник отдела пожарной охраны Ю. А. Винокуров и старший участковый инспектор Йошкар-Олинского ГОВД Н. А. Аракчеев. Позднее Ю. А. Винокуров возглавил комиссию по вопросам законодательства, законности, правопорядка и гласности Верховного Совета МАССР. Кроме того, 77 сотрудников органов внутренних дел были избраны в местные Советы народных депутатов.

Сотрудники МВД Марийской АССР избирались или назначались в состав комитетов и комиссий иных органов государственной власти и управления, общественных организации. Так, министр А. И. Дранцев вошел в состав республиканского временного комитета по борьбе с преступностью (1989 г.)4, а также в состав Совета Министров МАССР (1985 г.). Внештатным консультантом комиссии законодательных предположений Верховного Совета был утвержден заместитель министра Р. Д. Пшидаток (9 июля 1987 г.). Другой заместитель министра В. В. Смоленцев входил в состав Комиссии по делам несовершеннолетних при Совете Министров МАССР (7 мая 1986 г.)5, инспектор отдела охраны общественного порядка МВД МАССР А. П. Скулкин - в состав Комиссии по борьбе с пьянством при Совмине республики (27 декабря 1988 г.). Участие в заседаниях подобных комитетов и комиссий при различных органах государственной власти, способствовало укреплению взаимодействия с партийными, государственными, иными правоохранительными и контрольно-надзорными органами, одновременно являлось свидетельством повышения авторитета милиции в глазах населения.

В рамках взаимодействия с правоохранительными органами МВД республики принимало участие в работе республиканского совещания административных работников. На нем, как правило, обсуждались наиболее злободневные вопросы борьбы с преступностью. На совещание приглашались работники правоохранительных органов, от которых зависело решение обсуждаемых проблем, представители государственных органов и общественных организа-

1 Архив МВД по Республике Марий Эл. - Ф. 12. - Оп. 1. - Д. 462. - Т. 1. - Л. 47.

2 Там же.

3 Архив МВД по Республике Марий Эл. - Ф. 41. - Оп. 8. - Д. 35. - Л. 25-26.

4 Протокол № 40 Заседания Президиума Верховного Совета Марийской АССР. 10 августа 1989 г. - Йошкар-Ола, 1989. - С. 8.

5 Протокол № 11 заседания Президиума Верховного Совета Марийской АССР. 24 мая 1986 г. - Йошкар-Ола, 1986. - С. 6.

31

Марийский юридический вестник

Выпуск 9

ций. Контроль за исполнением решений совещаний осуществляли руководители правоохранительных органов - каждый по своему ведомству.

Важное место в пресечении преступности отводилось координации деятельности правоохранительных органов1, которую осуществляла прокуратура. В период становления нового российского государства подобной координацией занимался республиканский Временный комитет по борьбе с преступностью, созданный во исполнение постановления Верховного Совета СССР «О решительном усилении борьбы с преступностью» от 4 августа 1989 года. Комитет возглавил Председатель Президиума Верховного Совета МАССР В. И. Романов. Временным комитетом был принят ряд мер, направленных на материально-техническое укрепление милиции, увеличение штатной численности участковых инспекторов. Предприятия и организации, и в первую очередь, объединение «Смена» Йошкар-Олинского мясокомбината, «Марийтехав-тодор», трест «Йошкар-Оластрой», кондитерская фабрика1 2, стали перечислять денежные средства на счет МВД. Только в 1989 году денег поступило около полумиллиона рублей3. Однако эффективность работы Временного комитета была низка: неопределенность задач и отсутствие достаточного числа подготовленных кадров не позволили должным образом справляться ему с координационными полномочиями.

Успешно велось взаимодействие между КГБ и МВД Марийской АССР. Оно осуществлялось на основании плана совместных действий4. Координацию такого взаимодействия осуществлял постоянно действующий штаб КГБ и МВД МАССР. 30 августа 1988 г. заместителем руководителя штаба был назначен А. И. Дранцев. Для пресечения «массовых вылазок антисоциалистических и других враждебных сил, националистических и хулиганских элементов» 4 января 1990 г. создается рабочая группа. В качестве ее основных функций были определены: координация работы по своевременному получению и обмену информацией о готовящихся антиобщественных акциях; организация мероприятий по локализации и пресечению антиобщественных действий; обеспечение надежной охраны партийных, советских, правоохранительных органов. Кроме того, в соответствии с утвержденным графиком проводились совместные оперативные учебно-тренировочные занятия5. МВД МАССР нередко осуществляло совместные с сотрудниками прокуратуры и КГБ Марийской АССР следственные и оперативно-розыскные действия, направленные на выявление, предупреждение и пресечение преступлений различной направленности.

1 В соответствии с Законом о Прокуратуре СССР (ст. 3) координация охватывала деятельность органов прокуратуры, внутренних дел, юстиции и судов, которые в тот период относились к правоохранительным органам.

2 Двенадцатая сессия Верховного Совета Марийской АССР (одиннадцатый созыв). 2 ноября и 14 декабря 1989 года. Стенографический отчет. - Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1990. - С. 201.

3 Архив МВД по Республике Марий Эл. - Ф. 41. - Оп. 8. - Д. 65. - Л. 39.

4 Там же. - Д. 485. - Т. 2. - Л. 40.

5 Архив МВД Марий Эл. - Ф. 12. - Оп. 1. - Д. 516. - Т. 1. - Л. 1-2.

32

2012

1. Вопросы теории и истории государства и права

Аналогичным образом строилась работа и с другими министерствами и ведомствами. Приоритетными направлениями взаимодействия МВД МАССР являлись: с прокуратурой республики - выявление, предупреждение и пресечение преступлений в различных сферах, особенно умышленных убийств; с КГБ - предупреждение и пресечение массовых и групповых антиобщественных проявлений1; с министерством здравоохранения Марийской АССР -борьба с алкоголизмом и наркоманией1 2; министерством просвещения - профилактика преступности среди несовершеннолетних3; с обкомом ВЛКСМ -организация добровольных народных дружин. Одновременно министерства и ведомства осуществляли обмен опытом работы. В этих целях проводились специальные семинары, совещания. 4 июня 1986 года, в частности, был организован совместный семинар-совещание с представителями МВД, Минздрава, аптекоуправления по основным формам и методам борьбы с наркоманией4. И таких мероприятий состоялось немало. Подобные усилия повышали уровень согласованности действий правоохранительных органов, служили важным условием повышения эффективности борьбы с преступностью. Одновременно они обеспечивали всесторонний анализ состояния преступности, ее структуры и динамики, прогнозирование тенденций, а также анализ деятельности по выявлению, расследованию, раскрытию, предупреждению и пресечению преступлений для определения основных направлений борьбы с преступностью.

Вместе с тем, связи между правоохранительными органами постепенно стали ослабевать, координационные мероприятия приобрели несистемный характер, что, несомненно, сказалось на ослаблении борьбы с уголовными правонарушениями. В этих условиях возросла необходимость анализа причин, негативно влиявших на это сотрудничество (слабая взаимная информированность о работе ведомств, недостатки нормативной правовой базы, коррупционность отдельных сотрудников, недостатки организационно-структурного построения аппаратов управления ведомств и т. д.), и соответствующего совершенствования межведомственного взаимодействия.

Новым явлением в практике деятельности МВД республики конца 1980-х -начала 1990-х годов становится расширение спектра его взаимодействии. Оно было связано с возникновением множества различных общественных движений. Прежде всего речь идет о Марийском отделении Республиканской партии Российской Федерации, созданном в декабре 1990 г. на базе политического клуба «Демократическая платформа вне КПСС»; Марийском отделении Демократической партии России, объединившем преимущественно представителей вузов и научно-исследовательских институтов. Блок национально-демократического движения представляли: «Марий Ушем», объединивший в своих рядах национальную интеллигенцию вузов, театра, школ, различных предприятий и организаций, расположенных в сельской местности; «Кугезе мланде», возникший в результате раскола движения «Марий Ушем»; «У вий», представлявший

1 Архив МВД Марий Эл. - Ф. 12. - Оп. 1. - Д. 516. - Т. 1. - Л. 1-2.

2 Архив МВД по Республике Марий Эл. - Ф. 12. - Оп. 1. - Д. 495. - Т. 1. - Л. 157.

3 Там же.

4 Архив МВД по Республике Марий Эл. - Ф. 12. - Оп. 1. - Д. 476. - Т. 1. - Л. 238.

33

Марийский юридический вестник

Выпуск 9

движение марийской молодежи, организатором которого стало руководство Марийского рескома ЛКСМ; «Туган тель» (Родной язык) - организация молодежи татарской национальности, которая, как и «У вий», занималась пропагандой фольклора и культуры своей национальности. Со многими из этих общественных организации министерство, горрайорганы внутренних дел имели деловые контакты. С представителями этих движений проводились встречи, изучались политическая направленность и возможности их воздействия на политическую обстановку в республике.

МВД республики активно участвовало в решении вопросов реабилитации лиц, незаконно репрессированных в 30-50-е годы XX века. В целях восстановления справедливости министерство внутренних дел оказывало помощь рес-кому КПСС в партийной реабилитации репрессированных коммунистов, а республиканскому отделению «Мемориал» - в уточнении и проверке сведений, хранящихся в уголовных делах. Уже к началу 2001 года около 5330 человек получили политическую реабилитацию. Было рассмотрено свыше 12920 заявлений, поступивших из разных уголков страны, восстановлены добрые имена людей, незаконно подвергшихся политическим репрессиям, спецпереселенцев, так называемых социально вредных элементов1.

Работники милиции были ориентированы на более частые встречи с трудящимися на предприятиях республики. Это - залог успеха в деле сокращения правонарушений и преступности, - отмечалось на сессии Верховного Совета Марийской АССР 13 декабря 1986 года1 2. Основными формами взаимодействия являлись встречи руководства МВД с населением по месту жительства и в трудовых коллективах, совместные рейды по охране общественного порядка. В 1987 году руководящим составом МВД республики было проведено 367 отчетов о работе милиции3, в 1988 г. - 17664, в 1989 году - 18005. В ходе таких встреч у населения формировалось объективное мнение о собственной защищенности, они получали ответы на волнующие их вопросы, высказывали замечания и пожелания в адрес милиции.

В сентябре 1989 года в трудовых коллективах и среди населения по месту жительства состоялся единый политдень, на котором с политическим докладом о постановлении Верховного Совета СССР «О решительном усилении борьбы с преступностью» выступили руководящие работники. До встречи с аудиторией докладчики знакомились с производственной деятельностью, морально-психологическим климатом в коллективе, населенных пунктах, выявляли недостатки, их причины.

При парткоме МВД республики действовала лекторская группа - объединение лекторов, созданное для ведения массовой пропаганды внутренней

1 К 85-летию создания информационных подразделений ОВД // Вестник МВД Республики Марий Эл. - 2003. - № 8. - С. 29.

2 Пятая сессия Верховного Совета Марийской АССР (одиннадцатый созыв). 13 декабря 1986 года. Стенографический отчет. - Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1987. - С. 122.

3 Архив МВД по Республике Марий Эл. - Ф. 15. - Оп. 85. - Д. 1477. - Т. 1. - Л. 54-55.

4 Там же. - Ф. 41. - Оп. 8. - Д. 59. - Л. 21.

5 Там же. - Д. 35. - Л. 5.

34

2012

1. Вопросы теории и истории государства и права

и внешней политики, формирования у людей правовой культуры, норм коммунистической нравственности, высокой социальной активности. Членами этой группы в 1986 году было проведено 262, в 1987 г. - 342 выступления перед трудовыми коллективами1. В условиях непосредственного взаимодействия с аудиторией лекторы органически связывали общие политические и идеологические установки с особенностями трудовых коллективов, актуальными социально-экономическими, идейно-политическими и правоохранительными задачами на местах. Это вызывало большой интерес слушателей к выступлениям лекторов, повышало эффективность их работы.

Сотрудники некоторых ГОРОВД были закреплены за предприятиями, организациями, колхозами и совхозами, в которых они вели пропагандистскую и правовую работу1 2. Подобные выступления стали для них хорошей школой, способствовали повышению их роли и ответственности, а также активности в работе по профилактике правонарушений и пропаганде правовых знаний. Так, приказом начальника Волжского РОВД 12 сотрудников, имевших высшее или среднее юридическое образование, были закреплены для оказания правовой помощи по предприятиям и организациям, расположенным на территории района. Участковые инспектора милиции, сотрудники ИДН и ОУР посещали клубы, Дома культуры и школы, принимали участие в проведении воспитательных мероприятий. В Помарской средней школе начал действовать клуб «Юный юрист», где на первом занятии в присутствии всех работников клубных учреждений района, работников культуры, сельских Советов, учителей выступил заместитель начальника РОВД по политчасти. Было принято решение создать подобные клубы во всех средних школах района, к их работе привлечь работников милиции, прокуратуры и суда3.

Практиковалась форма отчета молодых сотрудников органов внутренних дел в трудовых коллективах, рекомендовавших их на работу в милицию. В 1987 году состоялось 72 таких отчета. Большинство сотрудников трудилось честно и самоотверженно. Этому способствовало социалистическое соревнование, развернувшееся в честь 70-ой годовщины Октябрьской революции и 70-летия советской милиции4.

Работа среди населения осуществлялась различными средствами. Этим целям служили деятельность идеологических учреждений МВД республики -ДК им. Ф. Э. Дзержинского, музей МВД МАССР, ставший важнейшим центром пропаганды героического прошлого марийской милиции, коллективы художественной самодеятельности горрайорганов внутренних дел, которые регулярно проводили концерты в Домах культуры райцентров, предприятий, колхозов и совхозов. В частности, двери ДК им. Дзержинского всегда были широко открыты для посетителей, которые могли здесь позаниматься в читальных залах, подобрать интересующую их литературу, послушать интересную лекцию, посмотреть кинофильм.

1 Архив МВД по Республике Марий Эл. - Д. 1476. - Т. 1. - Л. 153.

2 ГАРМЭ. - Ф. 1. - Оп. 77. - Д. 852. - Л. 84-85.

3 Архив МВД по Республике Марий Эл. - Ф. 41. - Оп. 8. - Д. 33. - Л. 200.

4 Там же. - Ф. 15. - Оп. 85. - Д. 1477. - Т. 1. - Л. 54-55.

35

Марийский юридический вестник

Выпуск 9

Еще одной формой взаимодействия МВД с населением являлось участие граждан в обеспечении правопорядка. В 1985 году, по оценкам МВД, в республике насчитывалось 995 народных дружин, объединявших свыше 37 тыс. дружинников, действовало 517 специализированных дружин, групп дружинников, из которых 61 - по борьбе с хищениями социалистической собственности, 342 - по безопасности дорожного движения, 108 оперативных комсомольских отрядов дружинников. Они имели четкую правовую базу - совместное постановление ЦК КПСС и Совмина СССР «О дальнейшем совершенствовании деятельности добровольных народных дружин по охране общественного порядка»1. Издавались республиканские нормативные правовые акты. В частности, в мае 1985 года вышло постановление Президиума Верховного Совета Марийской АССР «О мерах по дальнейшему совершенствованию правового всеобуча управленческих кадров и общественного актива, усилению правового воспитания населения» (май 1985 года), предусматривавшее принятие дополнительных мер по упорядочению системы правового обучения членов самодеятельных общественных организаций1 2. Эти и другие документы давали дружинникам право обеспечивать общественный порядок на улицах, стадионах, в парках и других общественных местах, задерживать правонарушителей и доставлять их в отделы милиции, а также предусматривали определенное материальное вознаграждение за участие в обеспечении охраны общественного порядка.

В целях укрепления дисциплины в дружинах, обеспечения их организованности и сплоченности МВД республики большое внимание уделяло информированию штабов дружин о состоянии правопорядка на закрепленной за ними территории, обучению дружинников формам и методам борьбы с правонарушениями, их правовому воспитанию. В горрайорганах внутренних дел были определены ответственные за организацию работы с ДНД, утверждена памятка по проведению инструктажей, определена их тематика3. В этих целях использовались факультеты правовых знаний народных университетов, лектории и школы дружинников. Благодаря принятым мерам, ежегодно правовые знания в республике стали получать свыше 15 тыс. дружинников, 14 тыс. народных контролеров, 4,5 тыс. хозяйственных руководителей4.

В повышении роли и значения народных дружин в охране прав и законных интересов граждан, в обеспечении общественного порядка и борьбе с правонарушениями заметную роль сыграл смотр работы оперативных комсомольских

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 мая 1974 года № 379 «О дальнейшем совершенствовании деятельности добровольных народных дружин по охране общественного порядка». Не действует на территории Российской Федерации на основании постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 733. См.: http://www.kodeks-luks.ru; Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об основных Обязанностях и правах добровольных народных дружин по охране общественного порядка».

2 Протокол № 2 заседания Президиума Верховного Совета Марийской АССР. 30 мая 1985 г. - Йошкар-Ола, 1985. - С. 25.

3 Архив МВД по Республике Марий Эл. - Ф. 12. - Оп. 1. - Д. 462. - Т. 1. - Л. 154.

4 Протокол № 2 Заседания Президиума Верховного Совета Марийской АССР от 30 мая 1985 г. - Йошкар-Ола, 1985. - С. 14.

36

2012

1. Вопросы теории и истории государства и права

отрядов дружинников (ОКОД), проводившийся в 1982-1987 годы. Он был организован в соответствии с постановлением бюро обкома ВЛКСМ и коллегии МВД МАССР от 24 ноября 1982 года. Победителем смотра в 1986 году был признан ОКОД МарГУ, насчитывавший в своих рядах 47 человек. В течение года они провели более ста рейдов, дежурств, задержали 93 человека. Руководил отрядом штаб, в состав которого входили командир, комиссар, начальник штаба. Отряд был разделен на 4 специализированные группы: по работе с подростками, состоявшими на учете в ИДН, по содействию УР, ОБХСС, ППС. Интенсивность работы каждого дружинника составила 36 часов в месяц.

Успешно работали ОКОД ЗПП г. Йошкар-Олы, Марийского филиала ВНИИБ ВНПОбумпрома г. Волжска, Марийской государственной сельхозопытной станции Медведевского района, Оршанской центральной районной больницы, колхоза имени Ленина Мари-Турекского района, РПО «Сельхозхимия» Сернурского района.

Вместе с тем, в условиях нараставшей социальной напряженности в обществе уровень и эффективность работы народных дружин все более снижались, обрастали формализмом. Слабо использовались возможности дружин в обеспечении порядка на улицах и в других общественных местах, борьбе против хулиганства, пьянства, хищений, в предупреждении правонарушений несовершеннолетних, в правовой пропаганде среди населения. При комплектовании дружин нередко нарушался принцип добровольности, допускались факты неоправданного расширения их количественного состава. По официальным оценкам численность ОКОД в республике сокращалась, в 1986 г. она составила 2400 человек, в 1987 г. - 2290, в 1989 г. - 1680. Это явилось свидетельством того, что уровень взаимодействия органов внутренних дел с населением республики не соответствовал духу времени, потребностям правоохранительной политики государства.

Сокращение числа общественных формирований правоохранительной направленности, уменьшение их активности в значительной мере были связаны со снижением материальных и моральных стимулов. Дело в том, что в марте 1987 года Совета Министров СССР издал постановление, в соответствии с которым дружинники были лишены права дополнительного трехдневного отпуска, предоставлявшегося им с 1966 года в качестве поощрения1. На деятельности народных дружин отрицательно сказался и территориально-производственный принцип их построения. Дружинники, как правило, патрулировали те микрорайоны, предприятия и общественные места, где сами не проживали. Иными словами, они охраняли не свой дом, не свою дорогу, не свой интерес, следовательно, выходили на дежурства под прессом руководства предприятий и организаций.

В этих условиях МВД пыталось предпринять меры, призванные сыграть определяющую роль в перестройке работы по дальнейшему совершенствованию деятельности народных дружин. Этот вопрос специально рассматривался

1 МВД России: энцикл. - М.: Объед. ред. МВД России; Изд. дом «ОЛМА-ПРЕСС», 2002. -С. 343.

37

Марийский юридический вестник

Выпуск 9

на коллегии министерства в марте 1986 года1 и на совместном заседании коллегии МВД МАССР и Республиканского штаба ДНД 29 марта 1988 года. Чтобы повысить роль и значение народных дружин в охране прав и законных интересов граждан, в обеспечении общественного порядка и борьбе с правонарушениями, было предложено принять меры к укреплению дружин лучшими представителями трудящихся, коммунистами и комсомольцами, честными, принципиальными и энергичными людьми, строго соблюдая при этом принцип добровольности. Было рекомендовано исключать из состава ДНД лиц, пассивно выполнявших свой общественный долг и не являвшихся примером в труде, учебе и в быту. Однако эти решения, будучи весьма правильными, оказалась малопродуктивными, а усилия по их реализации - тщетными.

Происходившие в стране глубокие перемены в системе социального управления, масштабное внедрение в общественное сознание разноречивого понимания роли и места народных дружин в условиях формирования и развития основ гражданского общества и становления демократического правового государства сделали нереалистичной задачу дальнейшего организационного укрепления дружин и повышения их активности в охране правопорядка. Однако добровольные народные дружины, создавшиеся в советские времена, были исторически обусловлены, отвечали природе социалистического государства. Они сыграли свою позитивную роль в укреплении общественного порядка, в борьбе с нарушениями правил социалистического общежития и другими антиобщественными проявлениями, заслужили авторитет и признательность у широких масс населения.

Большое внимание МВД республики уделяло установлению тесных деловых контактов со средствами массовой информации, являвшимися мощным инструментом поддержки деятельности органов внутренних дел. Арсенал республиканских СМИ в 1985 году включал в себя 4 республиканских газеты, три журнала и 15 районных газет (большинство из них имело и русский, и марийский варианты)1 2. С сентября 1989 г. стал выходить информационный вестник правовых служб «Сигнал», призванный освещать организационные процессы в аппарате министерства, а также практику работы подразделений и органов внутренних дел. Всемерно расширялся охват населения радио и телепрограммами. Действенным средством идеологического воздействия являлась ведомственная (МВД СССР), а также всесоюзная пресса.

Значимость СМИ повышало и то обстоятельство, что в условиях советской действительности государственные органы имели возможность непосредственно управлять ими, использовать их в своих целях. Мощным стимулом для открытого вещания о криминологической обстановке в республике, трудностях и проблемах милиции стало принятие Закона СССР «О печати и других средствах массовой информации», а также Закона РФ «О средствах массовой информации».

1 Архив МВД по Республике Марий Эл. - Ф. 12. - Оп. 1. - Д. 462. - Л. 152.

2 Ефимова Н. А. Журналистика Республики Марий Эл в трех политических системах. Часть III. Журналистика постсоветского периода (1985-2000 годы): учеб. пособие. - Йошкар-Ола, 2003. - С. 29.

38

2012

1. Вопросы теории и истории государства и права

МВД республики постоянно заботилось о том, чтобы журналисты глубоко анализировали криминогенную обстановку, поднимали актуальные, волнующие людей проблемы, предлагали пути их решения, активно поддерживали органы правопорядка, содействовали формированию положительного образа их сотрудников. Для этого в республиканских СМИ были введены специальные рубрики: «Внимание - подросток», «Случилось это так», «Хроника происшествий», «Следствие просит помощи», «Пожар - бедствие, осторожно с огнем», «Дорога, транспорт, человек», «Общественный порядок и законность», «Актуальное и интервью» и др. Под этими рубриками выступали сотрудники органов внутренних дел, журналисты. Они информировали население о законодательстве, направленном на борьбу с преступностью, и практике его применения, конкретных криминальных событиях; о фактах реальной защиты интересов и прав граждан и др. Сообщения о положительных примерах в деятельности сил правопорядка, их успехах в борьбе с преступностью не только повышали авторитет органов внутренних дел, но и помогали законопослушным гражданам чувствовать себя уверенней, жить без страха перед преступниками.

С учетом новых веяний постепенно расширялась тематика газетных и журнальных статьей. Появились материалы о сталинских репрессиях, месте и роли НКВД в жизни советского общества. Красноречивы названия этих публикаций: «История и гласность», «Ни в чем антисоветском я не виновен», «Дело в том, Иосиф Виссарионович...» и другие (автор их К. Сануков), «Владимир Мухин (К. Васин), «Годы под конвоем» (Е. Сидоркина) и др.1 Больше стало разоблачительного материала о злоупотреблениях чиновничьего аппарата, бездеятельности и упущениях в работе милицейских чинов.

Роль средств массовой информации в жизни общества усиливалась, более благоприятными становились условия взаимодействия с ними. Впервые были открыты для общественности данные уголовной статистики, преданы гласности ранее скрывавшиеся от общественности социальные болезни советского общества. «Гласность объявляет ... милиция», - под таким заголовком газета «Молодежный курьер», опубликовала итоги брифинга, проведенного МВД МАССР1 2.

В практику работы МВД республики входит проведение пресс-конференций и брифингов. Они посвящались наиболее актуальным вопросам деятельности органов внутренних дел. Но проводились они редко, и организация таких мероприятий носила пока единичный характер. В 1987 году, к примеру, был проведен 1 брифинг с работниками средств массовой информации, 7 деловых встреч, 3 прямых провода3.

1 Ефимова Н. А. Журналистика Республики Марий Эл в трех политических системах. Часть III. Журналистика постсоветского периода (1985-2000 годы): учеб. пособие. - Йошкар-Ола, 2003. - С. 24.

2 Молодежный курьер. - 1991. - 17 апр.

3 Архив МВД по Республике Марий Эл. - Ф. 15. - Оп. 85. - Д. 1477. - Т. 1. - Л. 55.

39

Марийский юридический вестник

Выпуск 9

Укреплялось взаимодействие МВД с Государственным комитетом республики по телевидению и радиовещанию. Радио и теле передачи «Общество и закон», «Актуальная камера», «В понедельник вечером», «Республиканские вести» регулярно информировали население о состоянии борьбы с преступностью, показывали повседневную работу милиции, других подразделений органов внутренних дел, рассказывали о раскрытых правонарушениях и розыске преступников. В 1987 году состоялось 168 выступлений по радио и 23 - по телевидению1, в 1988 г. - соответственно 151 и 441 2.

Освещение в СМИ деятельности правоохранительных органов всегда вызывало повышенный интерес у населения. Материалы на правоохранительную тему, сообщения криминального характера почти всегда интересны, остры, необычны и потому востребованы читателями и зрителями. Особую популярность у населения завоевала телепередача «Человек и закон», которую вел начальник политотдела МВД республики подполковник милиции В. Б. Яковлев. Большой резонанс вызвала передача этого цикла «Трагедия в поселке Красногорском». В ней шла речь о дерзком преступлении Т., изнасиловавшего, а затем и убившего свои жертвы. Суд приговорил насильника и убийцу к высшей мере наказания - к расстрелу. В адрес передачи поступили многочисленные отклики, в которых люди требовали одного - незамедлительного исполнения приговора3.

По мере развертывания в стране гласности СМИ стали все большее внимание уделять правоохранительной тематике. В 1987 году в газетах было помещено 314 публикаций сотрудников милиции на различные правовые темы4, в 1988 году - 1335. С особым интересом читатели знакомились с публикациями руководителей МВД МАССР, их интервью6. Органы внутренних дел стали чаще обращаться к помощи печати в деле раскрытия и предотвращения преступления, розыска преступника и по другим вопросам7.

В 1989 году на эту тему в республиканской прессе было опубликовано свыше 900 материалов и подготовлено около ста теле и радиопередач. Выступления, содержавшие по-настоящему злободневный материал, принципиальную критику, становились предметом обсуждения на заседаниях коллегии МВД республики, партийных и комсомольских собраниях, товарищеских су-дах8. Контроль за своевременным реагированием на проблемные выступления стала осуществлять пресс-группа министерства. Так, 14 апреля 1988 года

1 Архив МВД по Республике Марий Эл. - Ф. 15. - Оп. 85. - Д. 1477. - Т. 1. - Л. 54-55.

2 Там же. - Ф. 41. - Оп. 8. - Д. 59. - Л. 21.

3 Там же. - Д. 65. - Л. 37.

4 Там же. - Ф. 15. - Оп. 85. - Д. 1477. - Т. 1. - Л. 54-55.

5 Там же. - Ф. 41. - Оп. 8. - Д. 59. - Л. 21.

6 Дранцев А. И. До стабильности пока не дошло // Марийская правда. - 1989. - 21 окт.; Смоленцев В. В. О законе РСФСР «О милиции» // Республика. - 1991. - 21 июня; он же. Наша служба на детектив не похожа // Там же. - 1991. - 13 сент.; Григорьев В. А. Щит правопорядка // Марийская правда. - 1996. - 7 нояб. и др.

7 Республика. - 1991. - 14 июня, 22 нояб. и др.

8 Архив МВД по Республике Марий Эл. - Ф. 41. - Оп. 8. - Д. 59. - Л. 25.

40

2012

1. Вопросы теории и истории государства и права

коллегия министерства обсудила статью о преступности несовершеннолетних «Наверное, будем драться...», опубликованную в газете «Марийская правда». Она потребовала от начальников ГОРОВД принять меры к тому, чтобы проблемы воспитания молодежи чаще освещать в СМИ, больше заботиться об идейном уровне и результативности таких выступлений1.

Ежегодно проводился конкурс республиканских, районных и многотиражных газет на лучшее освещение вопросов укрепления правопорядка и деятельности органов внутренних дел. Соответствующее Положение о конкурсе было утверждено МВД и Правлением союза журналистов МАССР 7 июня 1989 года1 2. Целью конкурса стала пропаганда деятельности органов внутренних дел, расширение гласности в их работе и укрепление взаимодействия с органами печати.

Итоги конкурса подводились на совместных заседаниях коллегии МВД МАССР, Г осударственного комитета по телевидению и радиовещанию, президиума Правления союза журналистов республики3. В 1991 году по их итогам получили дипломы коллективы редакций газет «Марийская правда» (редактор

B. Н. Карташов) и «Марий коммуна» (редактор В. А. Матюшев), а также вестника правовых служб Марийской АССР «Сигнал» (редактор Е. М. Журавлев). Денежными премиями и дипломами были награждены журналисты А. И. Алтышева, Л. Н. Музафарова, С. А. Щеглов. Бесплатной годовой подписки на журнал «Советская милиция» были удостоены Г. Ф. Емельянов,

C. Д. Яшин, В. Ф. Ларин. Награды достались и авторам из числа сотрудников органов внутренних дел: капитану внутренней службы, старшему инспектору службы по работе с личным составом МВД МССР С. П. Власову, капитану милиции, эксперту ЭКО В. М. Кириллову, майору милиции, старшему экспер-ту-криминалисту Йошкар-Олинского ГОВД В. Н. Леухину4.

Журналисты привлекались к участию в рейдах, патрулировании и других мероприятиях. СМИ отвечали взаимностью. По их приглашению сотрудники органов внутренних дел стали активными участниками Всесоюзного рейда «За эффективный труд и здоровый быт», который проводился с 1 февраля по 31 июля 1986 года по инициативе газеты «Правда». Главная цель его состояла в том что, чтобы придать борьбе с любыми нарушениями дисциплины, с пьянством и алкоголизмом по-настоящему массовый наступательный характер. Организаторами рейда на местах выступали первичные журналистские организации и организации общества борьбы за трезвость, обеспечившие в нем широкое участие своих активистов, народных корреспондентов, всех работников средств массовой информации.

В ходе рейдовых проверок его участники побывали в трудовых коллективах, культурно-просветительных учреждениях, на предприятиях торговли

1 Архив МВД по Республике Марий Эл. - Ф. 12. - Оп. 1. - Д. 495. - Т. 1. - л. 249.

2 Там же. - Д. 520. - Т. 3. - Л. 87.

3 Там же. - Ф. 41. - Оп. 8. - Д. 65. - Л. 37.

4 Там же. - Ф. 12. - Оп. 1. - Д. 536. - Т. 3. - Л. 1-2.

41

Марийский юридический вестник

Выпуск 9

и общественного питания, в местах отдыха и досуга людей. Они тщательно разбирались, как практически выполнялись требования партии и правительства, связанные с наведением порядка, укреплением дисциплины, использованием клубов и спортивных сооружений, искоренением пьянства и алкоголизма, утверждением повсюду трезвого образа жизни. Рейдовые группы не только вскрывали недостатки, но и способствовали их устранению, обобщали опыт лучшей организации эффективного труда, содержательного досуга и здорового быта, об этом ярко и убедительно рассказывали на страницах прессы1.

Однако нараставший кризис в стране кризис требовал, помимо тематического разнообразия и усиления критического начала, увеличения самого количества печатных изданий, многообразия форм их организации. Вместе с тем, реализация провозглашенной свободы печати, открытости и гласности шла нелегко. Советские средства массовой информации не стали тогда еще «зеркалом, отображающим действительность». Со значительными искажениями освещались проблемы правоохранительных органов. Деятельность милиции продолжала лакироваться, замалчивались многие ее проблемы, равно как не высказывалось серьезных опасений по поводу все более ухудшавшейся криминогенной ситуации. Писать и говорить было категорически запрещено о межнациональной розни, неуставных отношениях и преступлениях в армии, проституции, наркомании, положении в местах лишения свободы1 2.

Таким образом, с началом перестройки взаимодействие МВД с трудовыми коллективами, партийно-советскими органами, средствами массовой информации приняло новые черты. За счет возникновения новых общественных движений расширилось число их участников. На коллегии МВД МАССР в декабре 1990 года отмечалось, что это способствовало дальнейшему формированию общественного мнения в поддержку органов внутренних дел3. Однако кардинальных изменений в организации взаимодействия со СМИ и общественными объединениями не произошло. МВД Марийской АССР, обладая достаточными информационными возможностями, не использовало их в полной мере для поддержания авторитета, формирования и укрепления положительного образа сотрудников органов внутренних дел. Подразделениям и органам внутренних дел «не удалось добиться улучшения контактов с населением, трудящимися, общественностью», - отмечало МВД Марийской АССР в 1990 году4. Уровень взаимодействия с ними оценивался министерством как слабый5.

1 Марийская правда. - 1986. - 2, 20 февр.

2 Источниковедение: Теория, История. Метод. Источники российской истории: учеб. пособие / И. Н. Данилевский, В. В. Кабанов, О. М. Медушевская, М. Ф. Румянцева. - М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1998. - С. 625.

3 Архив МВД по Республике Марий Эл. - Ф. 12. - Оп. 1. - Д. 532. - Т. 2. - Л. 202.

4 Там же. - Д. 531. - Т. 1. - Л. 18.

5 Архив МВД по Республике Марий Эл. - Ф. 41. - Оп. 8. - Д. 59. - Т. 1. - Л. 171.

42

2012

1. Вопросы теории и истории государства и права

V. A. Ivanov

INTERACTION OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF MARI ASSR WITH STATE AUTHORITIES, POPULATION AND MASS MEDIA IN THE SECOND HALF OF THE 1980th YEARS

The work is devoted to the analysis of interaction of the Ministry of Internal Affairs of Mari ASSR with public authority's bodies, population and mass media. On the basis of an extensive archival material the forms of similar interaction, as traditional, checked up by time, and new, born in the conditions of reorganization and publicity are considered in it.

Keywords: state structures, the board of the Ministry of Internal Affairs, social movements, participation of citizens in law and order maintenance, voluntary people's guards, political department, Communist Party committee, mass media.

ИВАНОВ Виталий Алексеевич - доктор юридических наук, профессор, декан юридического факультета Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола.

E-mail: [email protected]

IVANOV Vitaly Alexeevich - Doctor of Legal Sciences, Professor, the Dean of the Law Faculty of Mari State University, Yoshkar-Ola.

E-mail: [email protected]

43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.