Научная статья на тему 'МВД Марийской АССР в 1953-1960 годах: в начале пути по освобождению от груза прошлого'

МВД Марийской АССР в 1953-1960 годах: в начале пути по освобождению от груза прошлого Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
394
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИЛИЦИЯ / НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / УПРАВЛЕНИЕ МИЛИЦИИ / МАРИЙСКАЯ АССР / РАЙОННОЕ ОТДЕЛЕНИЕ МИЛИЦИИ / ЛИЧНЫЙ СОСТАВ / КОМПЛЕКТОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Иванов Виталий Алексеевич

В статье представлен анализ организации и деятельности органов милиции Марийской АССР послевоенного периода, показана их трансформация в период «оттепели». Работа подготовлена на основе систематизации большого массива историко-правового материала, значительная часть которого вводится в научный оборот впервые.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Home Ministry of Mari ASSR in 1953-1960: At the beginning of the liberation from the burden of the Past

The article presents an analysis of the organization and activities of the militia Mari of ASSR in the postwar period,their transformation is shown during the «thaw». The work has been prepared on the basis of ordering a large array of historical and legal material, significant part of which is introduced into scientific circulation for the first time.

Текст научной работы на тему «МВД Марийской АССР в 1953-1960 годах: в начале пути по освобождению от груза прошлого»

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

УДК 340

МВД МАРИЙСКОЙ АССР В 1953-1960 ГОДАХ: В НАЧАЛЕ ПУТИ ПО ОСВОБОЖДЕНИЮ ОТ ГРУЗА ПРОШЛОГО

Иванов Виталий Алексеевич,

доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории государства и права Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола.

E-mail: [email protected]

В статье представлен анализ организации и деятельности органов милиции Марийской АССР послевоенного периода, показана их трансформация в период «оттепели». Работа подготовлена на основе систематизации большого массива историко-правового материала, значительная часть которого вводится в научный оборот впервые.

Ключевые слова: милиция, народный комиссариат внутренних дел, министерство внутренних дел, управление милиции, Марийская АССР, районное отделение милиции, личный состав, комплектование.

Развитие Советского государства после смерти И. В. Сталина в марте 1953 г., ставшей поворотным событием в истории страны, характеризовалось серьезной трансформацией советской государственно-политической системы. Прежде всего это нашло выражение в усилении партийного руководства органами внутренних дел, перестройке их организации и деятельности с целью укрепления правопорядка и законности, а также в ликвидации последствий сталинской репрессивной политики.

Начало этим изменениям положил июльский (1953 г.) Пленум ЦК КПСС, осудивший деятельность Берия, органов МВД и госбезопасности, наметивший большое сокращение их штатной численности и изменения в сторону демократизации задач и функций этих структур.

Применительно к Марийской АССР решения июльского (1953 года) Пленума ЦК КПСС были конкретизированы на объединенном пленуме Марийского обкома и Йошкар-Олинского горкома КПСС, состоявшемся 13 июля 1953 года. С докладом «Об итогах июльского (1953 г.) Пленума ЦК КПСС и преступных антипартийных и антигосударственных действиях Берия» на нем выступил секретарь обкома КПСС А. М. Спиридонов. В обсуждении приняли участие руководители республики, городов и районов, представители общественности. Всего в прениях по докладу выступило 20 человек. Объединенный пленум поддержал постановление Пленума ЦК КПСС от 7 июля 1953 года об исключении из членов партии и предании суду Берия как врага партии и советского народа, наметил мероприятия, направленные на

улучшение руководства хозяйственным и культурным строительством в республике.

Учитывая изменения, происшедшие в жизни страны и партии, пленум выдвинул в качестве первоочередных задач совершенствование партийного руководства органами внутренних дел, усиление контроля за их деятельностью. «Партийные организации обязаны взять под систематический и неослабный контроль всю деятельность органов Министерства внутренних дел. Это является не только правом, но и прямой обязанностью партийных организаций», - указывалось в материалах объединенного пленума.

По настоящему громкой акцией, направленной на то, чтобы решительно порвать с прошлым, содействовать созданию атмосферы исчезающего страха, стали собрания партийного актива МВД МАССР. Действенную роль в этом сыграли собрания партактива «О состоянии и мерах улучшения работы с кадрами в органах милиции МВД Марийской АССР» (10 июля 1953 года) [1, д. 395, л. 22], «Состояние воспитательной работы с кадрами МВД Марийской АССР» (15 декабря 1953 года) [2].

На подобных собраниях партактива в следующем году были обсуждены вопросы об итогах работы органов милиции за 1953 год и задачах на 1954 год (17 февраля 1954 г.) [3, д. 5, л. 1], о задачах партийных организаций органов милиции МВД Марийской АССР по выполнению постановления ЦК КПСС от 12 марта 1954 года (3 августа 1954 года) [3, д. 6, л. 1]. На каждом из этих форумов, ставших одновременно свидетельством растущего влияния партийных органов на органы правопорядка, приняли участие почти по сто человек. Они подводили итоги проделанной

работы, намечали очередные задачи органов внутренних дел, их партийных организаций, милиционеров-коммунистов, всего личного состава. В работе собраний получили отражение вопросы улучшения организационной и воспитательной работы среди личного состава, совершенствования форм и методов партийного руководства, усиления влияния коммунистов среди личного состава. Анализ положения дел, высокая требовательность коммунистов становились школой воспитания милицейских кадров. Участники собраний заявляли о необходимости чаще практиковать созыв подобных активов и расширять число их участников.

Партийные активы обязывали руководство МВД, партийные организации ликвидировать выявленные недостатки, прежде всего, факты бюрократического метода руководства, сосредоточить внимание руководителей на организаторской и политической работе среди личного состава. В реализации этих задач активное участие приняли все партийные организации. Итоги работы республиканских собраний партактива МВД МАССР становились предметом специального рассмотрения партийных собраний всех РО МВД [4].

Особое внимание партийные организации отводили укреплению социалистической законности в деятельности органов внутренних дел. На это было направлено обсуждение в 1953 году практически во всех парторганизациях таких вопросов, как «Об итогах Пленума ЦК КПСС о преступной антипартийной и антигосударственной деятельности Берия», «О соблюдении социалистической законности». В 1956 году милиционеры-коммунисты активно изучали закрытое письмо ЦК КПСС «Культ личности и его последствия», Постановление ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий».

Свидетельством начавшихся серьезных перемен в правоохранительной сфере стало изменение отношения к памяти Сталина. Хотя по инерции даже в докладе на собрании партийного актива органов милиции МВД Марийской АССР (10 июля 1953 г.) и в более поздних документах еще в традициях 1930-1940-х годов встречались призывы руководствоваться «мудрым ленинско-сталинским учением», «гениальным трудом И. В. Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР», «опираться на учение великого Сталина», следовать «мудрым ленинско-сталинским указаниям» приводились обширные цитаты Сталина [1; 5; 6]. И только в декабре 1953 года на собрании партийного актива органов милиции МВД Марийской АССР реверансам в сторону вождя был положен конец.

Одновременно расширяется поле критики, становится возможной полемика, столкновение мнений, что свидетельствует о появлении некоторой свободы

слова, относительной демократизации политической и общественной жизни. Так, уже на объединенном пленуме обкома и Йошкар-Олинского горкома КПСС (13 июля 1953 года) в ходе дискуссий были затронуты многие вопросы из числа тех, которые еще недавно относились к разряду «запретных» для обсуждения. Многие участники Пленума, в частности, остро и весьма заинтересованно говорили о состоянии дел в МВД республики, о серьезных недостатках в его работе: отсутствии связей с партийными организациями предприятий, учреждений города и периферий; слабом контроле за работой органов НКВД-МВД; формальном и бюрократическом отношении к делу. Выступавшие осудили получившую распространение порочную практику бюрократической переписки под грифами «Секретно» и «Строго секретно», на деле означавшей, по сути, самоустранение от решения назревших проблем. Критике подверглись также проявления неоправданной закрытости милицейской системы, ее недоступности: «чтобы попасть к ним (сотрудникам УМ - В. И.) на прием, приходилось подолгу выстаивать в очереди, отвечать на целую серию вопросов» и др. [7].

При этом в выступлениях отдельных ораторов угадывалось стремление переложить всю полноту ответственности за упущения в работе, включая произвол и беззакония, на кого угодно - лишь бы вывести из-под удара самого себя. Особенно преуспел в этом министр внутренних дел республики С. В. Годунов. Он признавал ошибки в работе - «в целом по министерству, его периферийным органам...», критиковал себя - «я, как министр имею ряд существенных недостатков и ошибок в работе»; и свое окружение, -в частности, заместителя министра внутренних дел Р. М. Мамаева, обвинив его «в нарушении государственной и партийной дисциплины»; оправдывался -«Я как министр Министерства внутренних дел в своей практической работе строго руководствовался директивами партии, Президиума Центрального Комитета, строго руководствовался постановлениями ЦК нашей партии, никаких противопартийных действий не проводил»; заверял республиканский актив, что «в ближайшее время... в республике борьба с преступностью будет усилена» [1, д. 33, л. 46], указал и на виновников создавшегося положения, которыми, по его мнению, являлись руководители МВД СССР: «сколько министров Союза ССР и их заместителей в последнее время ни было, ни один из них не нацеливал наши органы на тесную связь и постоянное общение с партийными организациями предприятий и учреждений»; областной комитет партии: «я дважды выступал на активе и пленуме ОК КПСС и просил, чтобы партийные органы усилили контроль над нами. и своевременно поправляли наши недостатки,

Иванов В. А.

а подчас и ошибки» [1, д. 33, л. 46]. При этом министр рьяно пытался отгородиться от Берия [1, д. 33, л. 85].

Все это свидетельствовало, что время беззаконий, массовых репрессий уходит в прошлое, наступает новое время, час расплаты для тех, кто был повинен в массовых беззакониях. Отныне боязнь за свою жизнь, карьеру постепенно переселялась в души этих людей, немногим ранее - весьма могущественных.

Таким образом, вскрыв многие недостатки в партийном и государственном руководстве, связанные с отрицательными последствиями культа личности Сталина, решения республиканских партийных органов содействовали совершенствованию организации и деятельности органов внутренних дел, усилению партийного руководства ими, сыграли известную роль в повышении эффективности противостояния преступности.

Важнейшей составляющей эволюции системы власти в рассматриваемые годы, как уже отмечалось, явилось возрастание роли коммунистической партии, усиление партийного руководства органами внутренних дел. Конечно, этот процесс происходил непоследовательно, испытывал свои «приливы» и «отливы».

Наиболее рельефно такая непоследовательность выразилась в виде крупных организационно-структурных изменений, затронувших правоохранительные органы страны. Так, еще 6 марта 1953 года было принято решение об объединении Министерства внутренних дел и Министерства государственной безопасности в единое Министерство внутренних дел СССР во главе с Л. П. Берией. В Марийской АССР объединенное министерство внутренних дел было создано на основании Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 мая 1953 г. «О преобразовании Министерств и управлений при Совете Министров МАССР». Возглавил его упоминавшийся выше полковник госбезопасности С. В. Годунов, бывший до этого министром МГБ МАССР, который получил назначение вместо прежнего руководителя республиканского МВД полковника госбезопасности В. А. Парфенова, переведенного на другую работу.

Затем С. В. Годунова сменил полковник Степан Васильевич Вахрушев, проработавший в должности министра МВД МАССР до сентября 1961 года. Последующие 23 года ведомством руководил генерал-майор милиции Н. Ф. Попов.

Образование единого силового ведомства и связанное с этим усиление его влияния на политическую жизнь страны вызывали беспокойство партийного руководства. Как результат - в правоохранительной сфере были осуществлены крупные организационно-структурные изменения. Именно в целях ослаблении позиций объединенного МВД СССР в марте 1954 года, в частности, был образован Комитет государст-

венной безопасности при Совете Министров СССР, в состав которого вошли выделенные из МВД СССР управления, службы и отделы, занимавшиеся вопросами обеспечения государственной безопасности. Милиция осталась в составе МВД СССР. В Марийской АССР аналогичный комитет был создан в апреле того же года. Председателем комитета был назначен все тот же С. В. Годунов.

Следующим шагом в сфере реформирования правоохранительных органов, направленным на усиление контроля за деятельностью органов и подразделений органов внутренних дел на местах, явилось образование в феврале 1955 года Министерства внутренних дел РСФСР.

Принимались меры по расширению права прокуратуры в области надзора за деятельностью органов государственной безопасности, милиции и исправительно-трудовых учреждений. Реализации этих задач было подчинено новое Положение о прокурорском надзоре в СССР, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 мая 1955 года.

На усиление зависимости органов внутренних дел от местного партийного и советского аппарата было нацелено постановление ЦК КПСС и Совет Министров СССР «О мерах по улучшению работы Министерства внутренних дел СССР» от 25 октября 1956 года. Этот документ предусматривал преобразование органов МВД и милиции в единые учреждения внутренних дел исполкомов Советов депутатов трудящихся. Тем самым возрождалась система их двойного подчинения: местным Советам и вышестоящим органам МВД.

На территории Марийской республики в ноябре 1956 года насчитывалось 19 районных отделений милиции: Горномарийское (г. Козъмодемьянск), Еласовское, Звениговское, Килемарское, Казанское, Косолаповское, Куженерское, Мари-Турекское, Мед-ведевское, Моркинское, Ново-Торьяльское, Оршанское, Параньгиинское, Пектубаевское, Ронгинское, Семеновское, Сернурское, Хлебниковское, Юрин-ское. Кроме того, действовали районное отделение милиции в г. Волжске (38 единиц) и Йошкар-Олинский ГОМ. Также было 6 поселковых отделений милиции: Дубовское (в Горномарийском райотделе-нии), Сидельниковское (в Звениговском), Красно-Стекловарское (в Моркинском), Суслонгерское (в Семеновском), Красногорское (в Звениговском), Юркинское (в Юринском). Штатная численность го-ро(рай)отделений милиции, без учета сотрудников Йошкар-Олинского ГОМ, тогда составила около 300 единиц.

Во второй половине 1950-х годов в связи с развитием производительных сил продолжалось объединение и укрупнение районов. В 1956 году был ликвиди-

рован Сотнурский, а в 1959 году упразднены Еласов-ский, Пектубаевский, Казанский, Косолаповский, Семеновский и Хлебниковский районы. Аппарат управления заметно уменьшился: в республике осталось 14 районов. Соответственно сократилось и количество горрайотделов внутренних дел [8].

Важной вехой на путях десталинизации Советского государства стала работа по пересмотру всех дел на лиц, осужденных за «контрреволюционные преступления», которая началась весной 1954 года согласно постановлению Президиума ЦК КПСС (4 мая 1954 г.). С этой целью в центре и на местах были созданы комиссии, в которые вошли руководящие работники Прокуратуры, МВД, КГБ и Министерства юстиции СССР. Порядок работы комиссий был определен совместным приказом Генерального прокурора СССР, Министра юстиции СССР, Министра внутренних дел СССР и председателя КГБ при Совете министров СССР от 19 мая 1954 г.

В рамках объявленного курса на освобождение от груза прошлого, от имевших место в период культа личности злоупотреблений и нарушений законности были пересмотрены дела лиц, ранее необоснованно репрессированных. Многие партийные, советские, хозяйственные, комсомольские работники, деятели науки и культуры, несправедливо осужденные, были реабилитированы. Среди них - председатель исполкома МАССР П. И. Андреев, заведующий кафедрой Маргоспединститута М. И. Веткин, старший ветврач Марийского облземуправления С. А. Глушков, редактор Маргосиздата Г. И. Голубкин, директор Марго-стеатра П. К. Карпов, преподаватель Нартасского сельхозтехникума В. А. Макаров, директор МарНИИ В. А. Мухин, председатель исполкома МАССР И. П. Петров, директор Маргосиздата А. К. Эшкинин, инженер Марбумстроя С. Г. Ягодаров, директор Цибикнурской школы Т. М. Ямбос, ученый секретарь МарНИИ М. Н. Янтемир и др. [9].

Прекращение массовых репрессий способствовало стабилизации общественного развития, но покончить с попранием прав человека в полной мер не удалось. Укоренившаяся практика нарушения законности при проведении следственных действий изживалась с трудом. Многие сигналы о противоправных действиях работников милиции оставались без внимания. Так, в июле 1953 года З. Г. Русинова, имевшая 8-месячного грудного ребенка, была осуждена к 6 годам лишения свободы за то, что якобы она похитила 500 рублей денег у мужа гражданки Гороховой. Русинова, считая приговор суда незаконным, подала кассационную жалобу в Верховный суд Марийской АССР. На заседании судебной коллегии осужденная Русинова суду сообщила, что никаких краж она не совершала, а дала ложные показания на себя лишь

потому, что следователи Йошкар-Олинского городского отделения милиции вынуждали ее сделать это. Кроме того, ее без санкции прокурора незаконно содержали под арестом в дежурной камере ГОМ и не давали ей пищи с 8 по 13 июня 1953 года. Также она сообщила, что работники милиции пытались ее изнасиловать.

Прокурор города Йошкар-Ола Швалев, народный судья Кузнецова знали об этих фактах, но никак не реагировали. Даже заместитель прокурора республики Вершинин отказался выступать по этому делу в Кассационной коллегии Верховного суда, заявив, что «такими пустяковыми делами заниматься не будет». Верховный суд республики был вынужден отменить приговор народного суда [1, д. 69, л. 162-163].

С просьбой проверить силами партийных органов конкретные факты подобных беззаконий в августе 1953 года к секретарю Марийского обкома партии обратился заместитель министра юстиции РСФСР Г. Анашкин. Приняв во внимание данное обращение, вопрос «О фактах нарушения социалистической законности в органах милиции» был обсужден на бюро Марийского обкома КПСС 22 октября 1953 года [1, д. 69, л. 139]. Тщательно изучив вопрос, бюро обкома КПСС пришло к выводу, что в деятельности органов милиции продолжают иметь многочисленные случаи нарушения социалистической законности, произвола и грубого попирания прав граждан, гарантированных Конституцией СССР. Расследование уголовных дел, по данным бюро обкома, нередко проводилось поверхностно, без глубокого исследования всех обстоятельств, что приводило к необоснованным арестам и привлечению граждан к уголовной ответственности. За 1952 год и семь месяцев следующего года судебными органами республики по делам органов милиции было оправдано и освобождено от наказаний более 40 обвиняемых, из которых 11 человек длительное время незаконно содержались под стражей. Особенно много незаконных задержаний осуществлялось Йошкар-Олинским и Волжским отделениями милиции.

При рассмотрении уголовных дел имели место факты применения запрещенных методов ведения следствия, производства незаконных обысков и других грубых нарушений процессуального законодательства. Все эти факты нарушения со стороны руководства Управления милиции должным образом не пресекались.

Отметив «совершенно неудовлетворительное состояние соблюдения социалистической законности в работе органов милиции», бюро обкома партии предложило начальнику Управления милиции К. Ш. Япа-рову коренным образом улучшить работу по повышению деловой квалификации и изучению советского законодательства всеми сотрудниками милиции,

Иванов В. А.

обратив особое внимание на повышение культуры в работе каждого работника.

Одновременно бюро обкома предложило начальнику УМ К. Ш. Япарову освободить от занимаемых должностей начальника Горномарийского РОМ Муратова, старшего следователя Волжского РОМ Виноградова, систематически допускавших нарушения социалистической законности. От прокуратуры республики обком партии потребовал усилить прокурорский надзор за работой органов милиции, не оставлять без соответствующего реагирования ни одного факта нарушения социалистической законности и прав граждан со стороны работников милиции.

Важнейшей сферой деятельности органов милиции оставалась охрана общественного порядка и борьба с преступностью. По оценке Управления милиции МВД Марийской АССР, в начале 1950-х годов оперативная обстановка в области борьбы с преступностью коренным образом изменилась. Прежде всего, резко возросло количество преступлений. Во многом это стало результатом амнистии, объявленной после смерти Сталина 27 марта 1953 года. Так, по сравнению со 2 полугодием 1952 года в первом полугодии 1953 г. уголовных преступлений по республике было совершено на 26,8 % больше, причем главным образом за счет дерзких хулиганских проявлений. Если во II полугодии 1952 года их было зарегистрировано 46 случаев, то в I полугодии 1953 года - 132 случая, т. е. увеличение составило почти в 3 раза. Были обворованы 47 магазинов, лотков, киосков и складов и нанесен в общей сложности громадный ущерб государственным объектам. Произошло также 16 случаев разбойных нападений на граждан с целью овладения их собственностью и 95 других краж [1, д. 69, л. 162-163].

Причем, если раньше значительное количество преступлений как в городах, так и в сельской местности совершалось лицами, не имевшими в прошлом судимости, не привлекавшимися к уголовной ответственности и зачастую занимавшимися общественно-полезным трудом, то в новых условиях подавляющее большинство уголовных преступлении стало совершаться рецидивистами и лицами, не занимавшимися общественно-полезным трудом. Многие преступники-рецидивисты ушли в глубокое подполье, меняли притоны, стали устанавливать надежные связи, действовать настороженно, тщательно подготавливать преступления и заметать свои следы [1, д. 395, л. 49-50].

27 марта 1953 г. Совет Министров СССР принял постановление «О мерах по усилению охраны общественного порядка и борьбы с уголовной преступностью». Немногим позднее, 12 марта 1954 г., издается постановление ЦК КПСС «Об основных задачах МВД». В документах были определены меры, направ-

ленные на укрепление кадров уголовного розыска, улучшение службы участковых уполномоченных, постовой и патрульной службы.

Во исполнение принятых решений в Марийской АССР были осуществлены соответствующие мероприятия по профилактике преступлений, повышению качества ведения следствия по уголовным делам и укреплению наружной службы. В результате в 1954 году, по сравнению с предыдущим годом, в республике уголовная преступность снизилась на 11,3 %, раскрываемость преступлений повысилась на 3,4, улучшился розыск скрывавшихся преступников. Несколько сократился брак в следственной работе: снизился процент возвращаемых на дополнительное расследование и прекращаемых уголовных дел [3, д. 7, л. 19].

В 1954 году работниками милиции было пресечено 90 преступлений, раскрыто 352 преступления, задержано 426 преступников, 1,2 тыс. нарушителей общественного порядка, более 1 тыс. нарушителей паспортного режима, изъято с улиц 130 нищих, задержано 16 беспризорных и 244 безнадзорных детей, составлено почти 2,5 тыс. административных протокола.

В середине 1950-х годов за рост уголовной преступности в республике ее милицейское руководство неоднократно получало предупреждения МВД СССР и Главного Управления милиции [3, д. 7, л. 16-об.]. Однако грозные окрики Москвы перелома в работу республиканской милиции не внесли.

Особенно серьезные недостатки имелись в работе ОБХСС. В результате «нашего ротозейства», - отмечалось на партийном активе в апреле 1955 года, - «государству были причинены большие убытки» [3, д. 7, л. 16-об.]. В 1955 году, по оценкам МВД МАССР, по республике было допущено растрат и хищений на сумму до 7 млн рублей [10].

В постановлении Совета Министров и бюро обкома КПСС Марийской АССР от 28 ноября 1956 года «О мерах по улучшению работы Министерства внутренних дел Марийской АССР» отмечалось, что Министерство, органы внутренних дел на местах не приняли необходимых мер к повышению качества своей работы и неудовлетворительно выполняли основную функцию - обеспечение охраны общественного порядка и слабо вели борьбу с преступниками и другими злостными нарушителями законности, не обеспечивали надежной охраны жизни граждан и их имущества от посягательств со стороны уголовных элементов.

По оценке обкома КПСС, оперативная работа по предупреждению и раскрытию преступлений была поставлена плохо. Многие опасные преступления -убийства, разбойные нападения, кражи государствен-

ного, общественного и личного имущества оставались нераскрытыми [11, л. 49]. Работа уголовного розыска находилась в разваленном состоянии.

Одной из главных причин серьезных недостатков в работе учреждений внутренних дел республики являлась неудовлетворительная работа по воспитанию личного состава. Слабо была поставлена работа по подбору и расстановке кадров. Имели место случаи, когда на важные участки оперативной и следственной работы в милиции назначались лица без надлежащей подготовки. Значительная часть работников городских и районных отделов милиции, участковых уполномоченных не отвечала предъявляемым требованиям.

Особую роль в жизни страны сыграл XX съезд КПСС (14-25 февраля 1956 г.). На нем были всесторонне обсуждены вопросы дальнейшего укрепления советского общественного государственного строя. Центральное место в работе форума занял вопрос о преодолении культа личности И. В. Сталина и его последствий. Съезд подверг резкой критике ошибки и извращения, связанные с культом личности, и наметил меры по их устранению.

Во исполнение решений XX съезда КПСС правоохранительные органы провели значительную работу по укреплению социалистической законности, преодолению последствий культа личности Сталина. «Ряд отделений милиции исполнительных комитетов районных Советов теперь работает значительно лучше. В своей практической деятельности они держат тесную связь с партийными, советскими, профсоюзными и комсомольскими организациями и трудящимися», - указывала в своей передовице «Марийская правда» 27 января 1957 года.

Наряду с определенным улучшением, в деятельности органов внутренних дел все еще сохранялись серьезные недостатки. На прошедших в конце 1956 года городской и районных партийных конференциях органы милиции были подвергнуты справедливой критике. Объектом критики в их деятельности стали факты волокиты, бюрократизма и либерального отношения к расхитителям социалистической собственности. Указывалось, что они слабо реагируют на критические замечания, не принимают надлежащих мер к улучшению работы. В учреждениях милиции были не изжиты многочисленные факты нарушения сроков расследования уголовных дел, невнимательного отношения к жалобам и заявлениям трудящихся об охране их законных интересов [12].

В конце 1950-х годов несколько активизировалась борьба с преступностью. Органами милиции при помощи общественности был ликвидирован ряд бандит-ско-грабительских и воровских групп, разоблачены крупные расхитители социалистической собственно-

сти в торговых и промышленных предприятиях. За различные уголовные преступления в 1957 г. в республике было осуждено 3 652 человека, в 1958 г. -4 782.

Была проведена заметная борьба с хулиганством и самогоноварением. За короткий срок самогонщики добровольно сдали свыше 9 700 самогонных аппаратов. Однако основные виновники в изготовлении и продаже самогона часто оставались безнаказанными, к ответственности привлекались не они, а их родственники - престарелые и женщины. В 1958 году за самогоноварение было осуждено 850 человек, из них 663 (78 %) - женщины [11, л. 49].

Однако обстановку неотвратимости наказания в республике создать не удалось. По многим видам преступность не сокращалась. В судебно-следствен-ных органах продолжали иметь место факты волокиты, бюрократизма, грубого нарушения социалистической законности. В городах Волжске и Йошкар-Оле, Оршанском, Юринском, Горномарийском и некоторых других районах допускалось сокрытие от учета заявлений о совершенных преступлениях, необоснованно выносились постановления о прекращении и об отказе в возбуждении уголовных дел. В результате ослаблялась борьба с преступностью, искусственно снижались показатели количества фактически совершенных преступлений, повышался процент раскрываемости, создавалась видимость благополучия в работе следственных органов. В расследовании уголовных дел часто нарушались установленные сроки, некачественно велось следствие, ряд крупных уголовных дел (по горпищеторгу, горкоопторгу и др.) были заволокичены и незаконно прекращены. В органах милиции не были изжиты факты незаконных арестов, привлечения и осуждения советских граждан. Так, в 1958 году ими неосновательно было привлечено к уголовной ответственности более 100 человек [11, л. 45].

В условиях господства социалистической формы собственности особую тревогу властей вызывала организация охраны государственного добра. Только в 1958 году в системе государственной и кооперативной торговли было расхищено 2600 тыс. рублей, много было хищений также в промысловой кооперации, лесной промышленности и в колхозах [11, л. 48]. Больше стало происходить убийств и злостных хулиганств.

В качестве основной причины неудовлетворительного состояния противодействия преступности стали слабые усилия правоохранительных органов по борьбе за неотвратимость наказания. К 1 января 1959 года числилось 471 нераскрытое преступление, том числе 14 убийств, 36 разбоев, 189 краж государственного и общественного имущества, 190 краж личной

Иванов В. А.

т

собственности граждан. Многие жулики и дельцы, пробиравшиеся к материальным ценностям, годами оставались неразоблаченными. Подавляющее большинство преступлений в сфере экономики раскрывалось в результате проведения обычных внутриведомственных ревизий, а не оперативно-следственными путями. Так, в 1958 году в торговых организациях было выявлено 315 крупных растрат, а оперативным путем - лишь 25. В колхозах и совхозах часто без внимания милицейских органов оставались многие факты порчи семенного материала, падежа и разбазаривания скота, случаи растранжиривания и хищения кормов. Ослабла борьба со спекуляцией.

Все эти недостатки служили серьезным препятствием в деле борьбы с преступностью и нарушениями общественного порядка. Более того, они способствовали значительному росту в республике особо опасных преступлений.

С учетом сложившейся ситуации 21 апреля 1959 года бюро Марийского обкома приняло постановление «О серьезных недостатках в работе судебно-следственных органов республики по борьбе с преступностью» [11, л. 45]. Работа МВД МАССР в нем была признана неудовлетворительной. Бюро обкома партии обязало министра С. В. Вахрушева принять все необходимые меры для скорейшего устранения выявленных недостатков и ошибок, обеспечить четкую работу органов милиции по борьбе с преступностью.

Таким образом, начиная с марта 1953 года стали происходить заметные изменения во внутриполитическом курсе Советского государства, в соответствии с которыми совершенствовалась и деятельность правоохранительных органов. В Марийской АССР, как и в целом в стране, была проведена значительная работа, направленная на развитие демократии и советской государственности, укрепление законности и право-

порядка. Были приняты действенные меры по установлению контроля за работой органов МВД. Положительную роль сыграло введение двойного подчинения милиции. Важное значение имело «Положение о прокурорском надзоре в СССР», утвержденное в мае 1956 года. Однако эти реорганизации нередко были должным образом непродуманными и являлись мгновенной реакцией на складывавшиеся в обществе социально-экономические и политические процессы. Причем подобные шаги, надо признать, давались нелегко.

Литература

1. Государственный архив Республики Марий Эл. Ф. П-1. Оп. 7.

2. Государственный архив Республики Марий Эл. Ф. П-258. Оп. 1. Д. 73. Л. 31.

3. Архив МВД по РМЭ. Ф. 41. Оп. 6.

4. Государственный архив Республики Марий Эл. Ф. П-660. Оп. 1. Д. 4. Л. 37, 63, 112, 122-126.

5. Государственный архив Республики Марий Эл. П-821. Оп. 1. Д. 9. Л. 120-121, 124.

6. Государственный архив Республики Марий Эл. П-701. Оп. 1. Д. 6. Л. 161 и др.

7. Иванов В. А. МВД Марийской АССР в 1946-1953 годах: перестройка организационной и кадровой работы // Марийский юридический вестник. Государство и право: актуальные вопросы истории и современности. Йошкар-Ола, 2015. № 4 (15). С. 17-18.

8. Марийская областная организация КПСС в цифрах. 1921-1986. Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1986. С. 138.

9. Сануков К. Н. Из истории Марий Эл: Трагедия 30-х годов: монография. 2-е изд., доп. / Мар. гос. ун-т. Йошкар-Ола, 2005. С. 77-79, 89.

10. Государственный архив Республики Марий Эл. Ф. П-263. Оп. 1. Д. 32. Л. 16.

11. Государственный архив Республики Марий Эл. Ф. П-1. Оп. 15-а. Д. 12. Л. 39.

12. Марийская правда. 1957. 27 янв.

V. A. Ivanov

HOME MINISTRY OF MARI ASSR IN 1953-1960: AT THE BEGINNING OF THE LIBERATION FROM THE BURDEN OF THE PAST

The article presents an analysis of the organization and activities of the militia Mari of ASSR in the postwar period,their transformation is shown during the «thaw». The work has been prepared on the basis of ordering a large array of historical and legal material, significant part of which is introduced into scientific circulation for the first time.

Key words: militia, People's Commissariat of the Home Affairs, the Home Ministry, department of the militia, Mari ASSR, the district department of the militia, personnel, recruitment.

IVANOV Vitaliy Alexeevich - Doctor of Law, Professor, Head of the Department of Theory and History of State and Law, the Mari State University, Yoshkar-Ola. E-mal: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.