ЗУЕВА МАРИНА АЛЕКСАНДРОВНА - соискатель ученой степени кандидата исторических наук, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
ZUEVA MARINA - a competitor of scientific degree of Historical Sciences candidate, Chuvash State University, Cheboksary, Russia.
УДК 351.74/.76
ББК 67/401 133+63.3 (2) 63
В.А. ИВАНОВ, И.А. БОЯРИНЦЕВА
О ДОБРОВОЛЬНЫХ НАРОДНЫХ ДРУЖИНАХ И РОЛИ ПАРТИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (КОНЕЦ 1950-х - СЕРЕДИНА 1980-х ГОДОВ)
Ключевые слова: милиция, органы внутренних дел, добровольная народная дружина (ДНД), общественность, общественный порядок, преступность, партия, Марийская АССР (МАССР), Коммунистическая партия, партийное руководство.
Обоснована значимость вовлечения общественности в правоохранительную деятельность как необходимого условия обеспечения безопасности государства. На основе систематизации большого массива многоаспектного материала выявлены очевидные успехи, ошибки и просчеты на данном поприще в конце 1950-х - середине 1980-х годов. Критически пересмотрены оценки роли партии в организации деятельности общественных формирований правоохранительной направленности.
V. IVANOV, I. BOYARINTSEVA ON VOLUNTARY PEOPLE'S GUARDS AND THE ROLE OF THE PARTY IN ORGANISING THEIR ACTIVITIES (LATE 1950s - MID 1980s) Key words: police, law enforcement bodies, voluntary people's guard (VPG), community, public order, crime, party, Mari ASSR (the MASSR), the Communist party, the party leadership. The authors substantiate the importance of public involvement in law enforcement as a necessary condition to ensure the security of the state. Based on the systematized data received from a large array of multiple-aspect materials, the authors reveal obvious successful moments, mistakes and failures in this sphere relating to the period of late 1950s - mid 1980s. The authors gave a critical evaluation of the role the Communist Party played in organizing community groups for law enforcement.
Научное и практическое значение заявленной темы, прежде всего, определяется тем, что привлечение населения к правоохранительной деятельности всегда было одним из важнейших направлений деятельности партийно-государственных органов, необходимым условием повышения эффективности борьбы с преступностью и охраны общественного порядка. Активность граждан в этой сфере, зрелость добровольных формирований, формы и методы воздействия на них со стороны партийных органов заметно разнились на разных этапах истории советского общества, как были разными сами органы власти и управления, состояние их боевитости, а также сознательность, организованность и активность самих масс.
Одним из самых интересных периодов в этом отношении является время конца 1950-х - середины 1980-х годов, когда в условиях ослабления политического режима, возрастания роли общественности и укрепления законности в стране формируется значительный опыт вовлечения общественности в правоохранительную деятельность, который, безусловно, заслуживает пристального внимания исследователей и практиков.
Особую значимость заявленной теме придает и то, что начавшийся в конце 80-х - начале 90-х гг. ХХ в. в России процесс формирования гражданского общества [9. С. 12; 10. С. 22] в последние годы заметно активизировался. Причем происходит это на фоне возросшего уровня преступности и правонарушений, снижения духовно-нравственного потенциала, правового нигилизма общества, отсутствия должной системы правового воспитания граждан.
Представленная тема анализируется на региональном уровне, в частности на материалах Марийской АССР. По теме уже имеются первые специальные исследования [2, 3, 11, 15]. Отдельные ее аспекты представлены в работах, посвященных истории милиции [12-14]. Анализу подверглись нормативная база функционирования формирований по охране общественного порядка, способы комплектования народных дружин, их количественный и качественный состав, деятельность дружин по охране правопорядка. В наибольшей мере эти исследования охватили довоенный и постсоветский периоды истории.
В настоящее время интерес к теме возрос повсеместно [22-24, 26]. Претерпели изменения и приобрели неоднозначный характер сами взгляды на участие общественности в обеспечении правопорядка. В этих условиях исторический опыт, знание и учет его сильных и слабых сторон могут стать гарантией успешного противостояния преступности.
С наступлением хрущевской «оттепели» руководство страны сделало серьезный упор на вовлечение общественности в правоохранительную деятельность. 2 марта 1959 г. было издано Постановление Центрального Комитета КПСС (ЦК КПСС) и Совета Министров СССР (СМ СССР) «Об участии трудящихся в охране общественного порядка в стране»1. Документ законодательно регламентировал деятельность народных дружин и предписывал обеспечить их успешную деятельность по поддержанию общественного порядка в стране. Во исполнение постановления ЦК КПСС и СМ СССР в рамках реализации государственного курса по созданию «общенародного государства» и передачи части управленческих функций общественности в начале 1960-х гг. повсеместно стали энергично формироваться добровольные народные дружины.
Уже за первые пять лет они выросли и возмужали, окрепли организационно и накопили немалый опыт в работе по предотвращению правонарушений. Народный дружинник стал почетным и уважаемым человеком. Сами дружины превратились в большую общественную силу. В Марийской АССР к 1964 г. насчитывалось более 600 народных дружин, объединявших в своих рядах около 18 тыс. дружинников. Они действовали в тесном контакте с органами милиции и прокуратуры, народными и товарищескими судами. Министерством охраны общественного порядка (МООП) Марийской АССР только в 1963 г. было награждено почетными грамотами и ценными подарками около 80 дружинников [17]. В последующие годы усилия по наращиванию общественных сил правопорядка еще более возросли. К 1970 г. насчитывалось уже свыше 700 добровольных народных дружин, объединявших 22 тыс. дружинников. За 1971 г. они задержали свыше 60 уголовных преступников, более 700 мелких хулиганов, вскрыли около 220 фактов самогоноварения, доставили в медвытрезвитель свыше 2,1 тыс. человек [1. Д. 4. Т. 1. Л. 6].
С не меньшей интенсивностью и размахом работа по сформированию добровольных народных дружин велась и в последующие годы .
Надо признать, что в обстановке волюнтаристских решений в правоохранительной сфере (особенно в 1960-е гг.), явной переоценки возможностей общественности не обошлось без фальсификации численности дружинников. Многие из народных дружин числились лишь на бумаге, были малочисленны и пассивны. Отдельные дружины крайне робко включались в профилактическую работу среди населения. Много было шероховатостей и при организации
1 Об участии трудящихся в охране общественного порядка в стране: постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 02.03.1959 г. № 218 // СП СССР. 1959. № 4. Ст. 25.
2 О дальнейшем совершенствовании деятельности добровольных народных дружин по охране общественного порядка: постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР от 20.05.1974 г. № 379 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-прав. системы «КонсультантПлюс»; Об основных обязанностях и правах добровольных народных дружин по охране общественного порядка: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 20.05.1974 г. // Ведомости ВС СССР. 1974. № 31. Ст. 470.
приема в ряды ДНД. Руководящие документы требовали, чтобы к поддержанию общ3ественного порядка привлекалась «лучшая часть комсомольцев и молодежи» . В дружинники предписывалось принимать граждан, достигших 18 лет из числа передовых рабочих, колхозников, служащих, студентов, пенсионеров, способных по своим деловым и морально-политическим качествам успешно выполнять поставленные перед дружиной задачи. Однако прием в народные дружины, оперативные комсомольские отряды и иные формы участия трудящихся в борьбе с преступностью нередко производился с нарушением требований соответствующего закона. Так, в Йошкар-Олинском совхозе-техникуме в дружину были приняты 16-17-летние учащиеся. Такая же ошибка была допущена в СМУ Маркохозстройобъединения, в Советском объединении «Сельхозтехника и т.д. Объединения добровольных помощников милиции часто комплектовались по спискам, составленным администрацией и профсоюзными организациями без заявлений самих работников. Командиры и их заместители назначались администрацией в приказном порядке, хотя должны были избираться открытым голосованием на общем собрании дружинников. На многих предприятиях, в организациях Медведевского, Куженерского, Юринского и Зве-ниговского районов дружинники не принимали торжественного обещания, не проходили обучение, им даже нагрудных знаков не вручили, а к дежурствам допускали [20]. Конечно, все это вело к снижению организованности, утере заинтересованности дружинников и руководителей предприятий в их работе. Но в целом добровольные дружины сыграли свою позитивную роль в укреплении общественного порядка, в борьбе с преступностью, заслужили авторитет и признание широких масс населения.
Ныне многие сетуют на то, что общественная активность граждан в рассматриваемые годы инициировалась партийно-государственным аппаратом, который, мол, использовал в этих целях преимущественно административно-командные методы. С упреком говорят о минимальном уровне самостоятельности добровольных народных дружин, формальном, псевдодобровольном участии населения в их деятельности [25].
Конечно, влияние партийных органов на деятельность добровольных народных дружин являлось неизменным атрибутом советской действительности, и оно было по-настоящему значимым. В решениях бюро обкома КПСС постоянно ставилась задача добиться широкого привлечения общественности к делу охраны порядка (3 июня 1960 г.) [4. Д. 150. Л. 138-140], активизации работы добровольных народных дружин (27 сентября 1961 г.) [4. Д. 320. Л. 104]. В документах подобного рода подчеркивалось, что формирование добровольных народных дружин и обеспечение их успешной деятельности, прежде всего, призваны осуществлять партийные комитеты и первичные партийные организации (1 августа 1975 г.) [7. Д. 153. Л. 52-55].
Аналогичные задачи ставились и на совещаниях работников милиции [16], республиканских совещаниях партийного актива [18], актива органов внутренних дел [21]. Во исполнение принятых решений во всех районах и городах были созданы районные, городские штабы добровольных народных дружин. 15 из них к середине 1970-х гг. возглавлялись секретарями горкомов и райкомов партии, 2 -заместителями председателей райисполкомов. Непосредственное руководство деятельностью дружин, как правило, возлагалось на одного из заместителей председателей рай(гор)исполкомов [2. С. 113]. Подобный подход к ДНД способствовал быстрому численному росту, повышению эффективности их работы.
Надо подчеркнуть при этом, что в советские времена в деятельности по охране общественного порядка и воспитанию «нового советского человека»
решающее место (уж, в риторике властей, во всяком случае) неизменно отводилось именно методам убеждения граждан, а не принуждению. Так, в самом постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 2 марта 1959 г. № 218 «Об участии трудящихся в охране общественного порядка в стране» было предписано организовать «широкую разъяснительную работу среди населения о важности этого мероприятия и о необходимости активной поддержки деятельности добровольных народных дружин».
Понимание этого неизменно звучало в решениях как самих правоохранительных органов, так и обкома КПСС, Верховного Совета Марийской АССР и Совета Министров республики. Вот несколько примеров в подтверждение сказанного: Бюро обкома КПСС потребовало от МВД МАССР решительной активизации «воспитательной работы среди населения» (январь 1969 г.) [6. Д. 26. Л. 84]; специально обсудило вопросы правового воспитания населения (25 сентября 1970 г.) [5. Д. 40. Л. 3-7]; наметило провести научно-практическую конференцию о задачах по повышению правовой и политической активности советских граждан (16 февраля 1979 г.) [8. Д. 15. Л. 10-11].
Энергичные усилия во исполнение подобных указаний вышестоящих инстанций предпринимало МВД Марийской АССР. Так, в целях усиления связи милиции с общественностью коллегия МВД Марийской АССР от 3 февраля 1969 г. потребовала создать редакционные советы по подготовке материалов для радио, телевидения, республиканских газет «Марийская правда» и «Марий коммуна» [7. Д. 13. Т. 1. Л. 16]. Сотрудники милиции активно привлекались к правовому просвещению по линии общества «Знание».
Аналогичный подход был характерен и для решений городских и районных комитетов партии, районных советов депутатов трудящихся, горрайорга-нов внутренних дел.
Важно также подчеркнуть, что сами добровольные дружины рассматривались как организации, не только ориентированные на борьбу с правонарушениями, но и призванные воспитать так называемого «нового советского человека»4 (курсив наш. - Авт.). «Нельзя забывать, что народная дружина -организация воспитательная», - указывала передовица газеты «Марийская правда» 18 октября 1959 г. «Больше проводить предупредительно-профилактических мероприятий в своих коллективах и не ограничиваться только дежурством в общественных местах и патрулированием на улицах в вечернее время», - предписывал народным дружинникам и руководитель МООП МАССР генерал Н.Ф. Попов [19].
Между тем в современных исследованиях, на наш взгляд, сквозит явное преувеличение принудительных начал в работе с общественностью. Порою складывается впечатление, что партийно-советские органы совместно с органами правопорядка только благодаря принуждению, с помощью административных ресурсов, что называется силком, загоняли людей в ряды добровольных народных дружин. Подобный подход к проблеме формирования добровольных народных дружин представляется неоправданно однобоким, существенно обедняющим широкую и неоднозначную палитру общественных отношений той поры.
Полагаем, что роль партийных органов в вовлечение общественности в охрану порядка, формы и методы их деятельности в этих целях прежде всего определялись конкретной общественно-политической обстановкой в стране и регионе. Решающее значение при этом имели уровень демократии и права, состояние законности, а также готовность самого населения к полноценной форме гражданской активности. Короткая хрущевская «оттепель» и следующий
этап в развитии советского общества, который традиционно принято называть «годами застоя», вряд ли благоприятствовали налаживанию полноценной общественной активности граждан. Поэтому партийное руководство в тех условиях являлось отчасти вынужденным и значимым фактором укрепления боеспособности народных дружин. Оно вносило в деятельность общественных формирований определенную организованность и системность. Но при этом выявилась несостоятельность попыток властей воспитать «новых советских людей» и ликвидировать преступность как социальное явление при помощи ДНД [23]. Опыт показал, что успешно противостоять преступности, нарушителям общественного порядка могут лишь профессиональные силы при поддержке общественности.
Литература и источники
1. Архив МВД по Республике Марий Эл. Ф. 41. Оп. 7.
2. Бояринцева И.А. Взаимодействие милиции Марийской АССР с общественностью в 19561985 годах // Евразийский союз ученых. 2014. № 9. С. 113.
3. Вайнштейн Г.С. Деятельность марийской областной партийной организации по привлечению трудящихся к укреплению социалистической законности и охране общественного порядка (1959-1965): дис. ... канд. ист. наук. Воронеж, 1971. 31 с.
4. Государственный архив Республики Марий Эл (далее - ГАРМЭ). Ф. П-1. Оп. 18.
5. ГАРМЭ. Ф. П-1. Оп 32.
6. ГАРМЭ. Ф. П-1. Оп. 30.
7. ГАРМЭ. Ф. П-1. Оп. 41.
8. ГАРМЭ. Ф. П-1. Оп. 46-а.
9. Гриб В.В. Взаимодействие органов государственной власти и институтов гражданского общества в Российской Федерации: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2011. 26 с.
10. Евтушенко М.В. Специфика взаимодействия гражданского общества и государства в России. Краснодар, 2009. 31 с.
11. Иванов В.А. Взаимодействие МВД Марийской АССР с органами государственной власти, населением и средствами массовой информации во второй половине 1980-х годов // Марийский юридический вестник. 2012. № 10. С. 28-44.
12. Иванов В.А. МВД по Марий Эл в реализации государственной политики: 1985-2010 гг. Йошкар-Ола: Изд-во Мар. ун-та, 2013. 611 с.
13. Иванов В.А. Милиция в Марийском крае в 1917-1941 гг.: проблемы организации и деятельности: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Н. Новгород, 2005. 58 с.
14. Иванов В.А. Укрепление партийного влияния в Марийской областной милиции в 1930-х годах: плюсы и минусы // Марийский архивный ежегодник-2004. Йошкар-Ола, 2004. С. 142-151.
15. Иванов В.А. Участие граждан Марийской АССР в обеспечении правопорядка в 1920-е -1930-е гг. // Проблемы комплексного развития Республики Марий Эл: сб. науч. ст. Регионология при Мордовском университете. - Саранск, 2005. (прил. № 6 к ж.«Регионология»). С. 25-36.
16. Марийская правда. 1964. 22 июля.
17. Марийская правда. 1964. 4 марта.
18. Марийская правда. 1966. 20 авг.
19. Марийская правда. 1966. 24 авг.
20. Марийская правда. 1976. 18 февр.
21. Марийская правда. 1983. 3 февр.
22. Решмет Д.А. Влияние региональной специфики на деятельность комсомольских отрядов по охране общественного порядка в 1954-1961 гг. (на материалах Архангельской области) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 8, ч. 2. С. 160-162.
23. Рыбалка О.В. Общественная активность в СССР в начале 1960-х - второй половине 1970-х гг.: формирование и развитие добровольных народных дружин (на материалах Новгорода и Новгородской области): автореф. дис. ... канд. ист. наук. СПб., 2010. 25 с.
24. Слезин А.А. «Неужели в коммунизм возьмем и хулигана, и милиционера?». Привлечение молодежи к охране общественного порядка на рубеже 1950-1960-х годов: региональный опыт // Право и политика. 2014. № 9. С. 1459-1469.
25. Слепнев Е. А. Развитие организационно-правовых форм взаимодействия советской милиции с органами общественной самодеятельности по охране общественного порядка: На материалах РСФСР: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М.,1992. 22 с.
26. Ястребова А. И. Генезис и эволюция участия общественных организаций в охране общественного порядка // Закон и право. 2010. № 9. С. 38-45.
References
1. Arkhiv MVD po Respublike Mari El (RME). Fond 41. Opis 7 [The archives of the Ministry of Internal Affairs. Archives 41. Anagraph 7].
2. Boyarintseva I.A. Vzaimodeistvie militsi Mariiskoi ASSR s obshchestvennost'yu v 1956-1985 godakh [Cooperation of the police of the Mari ASSR with the public in 1956-1985]. Evraziiskii soyuz uchenykh [Eurasian Union of Scientists], 2014, no. 9, pp. 113-115.
3. Vainshtein G.S. Deyatel'nost' mariiskoi oblastnoi partiinoi organizatsii po privlecheniyu tru-dyashchikhsya k ukrepleniyu sotsialisticheskoi zakonnosti i okhrane obshchestvennogo poryadka (1959-1965). Avtoref. dis. ... kand. ist. nauk [The activities of the Mari regional party organization to attract workers to the strengthening of socialist legality and the protection of public order (1959-1965). Abstract of PhD thesis]. Voronezh, 1971, 31 p.
4. Gosudarstvennyi arkhiv Respubliki Mari El. Fond P-1. Opis' 18 [The state archives of the Republic Mari El. Archives P-1. Anagraph 18].
5. Gosudarstvennyi arkhiv Respubliki Mari El. Fond P-1. Opis' 32 [The state archives of the Republic Mari El. Archives P-1. Anagraph 32].
6. Gosudarstvennyi arkhiv Respubliki Mari El. Fond P-1. Opis' 30 [The state archives of the Republic Mari El. Archives P-1. Anagraph 30].
7. Gosudarstvennyi arkhiv Respubliki Mari El. Fond P-1. Opis' 41 [The state archives of the Republic Mari El. Archives P-1. Anagraph 41].
8. Gosudarstvennyi arkhiv Respubliki Mari El. Fond P-1. Opis' 46a [The state archives of the Republic Mari El. Archives P-1. Anagraph 46a].
9. Grib V.V. Vzaimodeistvie organov gosudarstvennoi vlasti i institutov grazhdanskogo ob-shchestva v Rossiiskoi Federatsii: avtoref. dis. ... d-ra yurid. nauk [Interaction of public authorities and civil society institutions in the Russian Federation. Abstract of PhD thesis]. Moscow, 2011, 26 p.
10. Evtushenko M.V. Spetsifika vzaimodeistviya grazhdanskogo obshchestva i gosudarstva v Rossii: nauchnoe izdanie [The specificity of interaction between civil society and state in Russia]. Krasnodar, 2009, 31 p.
11. Ivanov V.A. Vzaimodeistvie MVD Mariiskoi ASSR s organami gosudarstvennoi vlasti, nasele-niem i sredstvami massovoi informatsii vo vtoroi polovine 1980-kh godov [The interaction of the Ministry of internal Affairs of the Mari ASSR with public authorities, communities and the media in the second half of 1980s]. Mariiskii yuridicheskii vestnik, 2012, no. 10, pp. 28-44.
12. Ivanov V.A. MVD po Marii El v realizatsii gosudarstvennoi politiki: 1985-2010 gg. [The Ministry of internal Affairs on Mary El in the implementation of public policy: 1985-2010]. Yoshkar-Ola, 2013, 611 p.
13. Ivanov V.A. Militsiya v Mariiskom krae v 1917-1941 gg.: problemy organizatsii i deyatel'nosti: avtoref. dis. ... d-ra yurid. nauk [Police in Mari region in 1917-1941: problems of organization and activities. Abstract of PhD thesis]. Nizhnii Novgorod, 2005, 58 p.
14. Ivanov V. A. Ukreplenie partiinogo vliyaniya v Mariiskoi oblastnoi militsii v 1930-kh godakh: plyusy i minusy [The strengthening of party influence in the Mari regional police in the 1930-ies: pros and cons]. Mari arhivnyj ezhegodnik [Mari archiving yearbook]. Yoshkar-Ola, 2004, pp. 142-151.
15. Ivanov V.A. Uchastie grazhdan Mariiskoi ASSR v obespechenii pravoporyadka v 1920-e -1930-e gg. [The pearticipation of the citizens in public order]. Problemy kompleksnogo razvitiya Respubliki Marii El: sb. nauchnykh statei. NII Regionologiya pri Mordovskom universitete [Proc. of science articles «Problems of the integrated development of the Republic Mari El»]. Saransk, 2005, pp. 25-36.
16. Mariiskaya pravda [Mari truth], 1964, July 22.
17. Mariiskaya pravda [Mari truth], 1964, March 4.
18. Mariiskaya Pravda [Mari truth], 1966, August 20.
19. Mariiskaya Pravda [Mari truth], 1966, August 24.
20. Mariiskaya Pravda [Mari truth], 1976, February 18.
21. Mariiskaya Pravda [Mari truth]. 1983, February 3.
22. Reshmet D.A. Vliyanie regional'noi spetsifiki na deyatel'nost' komsomol'skikh otryadov po okhrane obshchestvennogo poryadka v 1954-1961 gg. (na materialakh Arkhangel'skoi oblasti) [The influence of regional characteristics on the activities of the Komsomol groups for the protection of public order in 1954-1961 century (by the materials of the Arkhangelsk region)]. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki [Historical, philosophical, political and law Sciences, Culturology and study of art. The theory and practice], 2013, no. 8, pp. 160-162.
23. Rybalka O.V. Obshchestvennaya aktivnost' v SSSR v nachale 1960-kh - vtoroi polovine 1970-kh gg.: formirovanie i razvitie dobrovol'nykh narodnykh druzhin (na materialakh Novgoroda i Nov-gorodskoi oblasti): avtoref. dis. ... kand. ist. nauk [Public activity in the USSR in the early 1960s and the second half of the 1970s: the formation and development of voluntary national teams (on materials of Novgorod and the Novgorod region). Abstract of PhD thesis]. St. Peterburg, 2010, 25 p.
24.Slezin A.A. Neuzheli v kommunizm voz'mem i khuligana, i militsionera? Privlechenie molodezhi k okhrane obshchestvennogo poryadka na rubezhe 1950-1960-kh godov: regional'nyi opyt [Would we take a bully and policeman into communism? Attracting young people to the protection of public order at the turn of the 1950-1960-ies: regional experience]. Pravo ipolitika [History and policy], 2014, no. 9, pp. 1459-1469.
25. Slepnev E.A. Razvitie organizatsionno-pravovykh form vzaimodeistviya sovetskoi militsii s organami obshchestvennoi samodeyatel'nosti po okhrane obshchestvennogo poryadka: Na materialakh
RSFSR: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk [Development of organizational-legal forms of cooperation with the Soviet police bodies of public Amateur performance for the protection of public order: On materials of the RSFSR. Abstract of PhD thesis]. Moscow, 1992, 22 p.
26. Yastrebova A.I. Genezis i evolyutsiya uchastiya obshchestvennykh organizatsii v okhrane obshchestvennogo poryadka [The Genesis and evolution of the participation of public organization in the protection of public order]. Zakon ipravo [Law and right], 2010, no. 9, pp. 38-45.
ИВАНОВ ВИТАЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ - доктор юридических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права, Марийский государственный университет, Россия, Йошкар-Ола ([email protected]).
IVANOV VITALIY - Doctor of Law, Professor, Department of State and Law Theory and History, Mari State University, Yoshkar-Ola, Russia.
БОЯРИНЦЕВА ИРИНА АЛЕКСАНДРОВНА - аспирантка кафедры отечественной истории, Марийский государственный университет, Россия, Йошкар-Ола ([email protected]).
BOYARINTSEVA IRINA - Post-Graduate Student, Russian History Department, Mari State University, Yoshkar-Ola, Russia.
УДК 343.91-053.6 (470.344) ББК Х518.8 (2 Рос.Чув.)
Н.В. ИВАНОВ, С.Ю. МИХАЙЛОВА
ХОД И РЕЗУЛЬТАТЫ БОРЬБЫ ОРГАНОВ МИЛИЦИИ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ЧУВАШИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 50-х - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 60-х ГОДОВ ХХ ВЕКА
Ключевые слова: Чувашия, органы милиции, борьба с преступностью несовершеннолетних и детской беспризорностью и безнадзорностью, кража, ученики. Статья нацелена на изучение исторических аспектов проблемы взаимодействия власти и общества по борьбе с преступностью несовершеннолетних. Актуальность тематики обусловлена объективной необходимостью извлечения и использования исторических уроков для более эффективного противодействия правоохранительных органов росту детской и подростковой преступности в России и ее регионах на современном этапе. В содержании статьи отражено состояние дел с преступностью среди несовершеннолетних в Чувашии во второй половине 1950-х - первой половине 1960-х гг. Проанализированы данные милицейской статистики о количестве преступлений, выделены наиболее распространенные их виды, выявлено различие уровней преступности в городской и сельской местности, определены причины, толкавшие несовершеннолетних на противоправные поступки. Рассмотрена борьба органов милиции Чувашской АССР с ростом детской и подростковой преступности и дана оценка ее результативности в контексте конкретно-исторических условий.
N. IVANOV, S. MIKHAYLOVA COURSE AND RESULTS OF POLICE FIGHTING JUVENILE DELINQUENCY IN CHUVASHIA IN YEARS INCLUDING SECOND HALF OF 1950s - FIRST HALF OF 1960s
Key words: Chuvashia, law enforcement agencies, fighting juvenile delinquency, child neglect and homelessness, theft, school children.
The article is aimed at investigating the historical aspects of cooperation between the government and the society on fighting juvenile delinquency. The topicality is determined by the objective necessity of drawing and using historical lessons for the present day law enforcement agencies to counteract against the increase in child and juvenile delinquency in Russia and its regions in a more effective way. The article reflects the state of affairs concerning juvenile delinquency in the Chuvash Republic in the second half of the 1950s - the first half of the 1960s. The authors analyze the data of the police statistics on the number of crimes, highlight the most common types of crimes, reveal the difference in the levels of crime in urban and rural areas, and show the causes of the minors' illegal actions. The authors consider the struggle of the police of the Chuvash ASSR against the growth of child and juvenile delinquency and estimate its effectiveness in the context of the specific historical conditions.
Дети и подростки являются одной из наиболее уязвимых категорий российского общества. Его трансформации сопровождаются, как правило, повы-