Научная статья на тему 'Профилактика и предотвращение правонарушений органами внутренних дел Марийской АССР в 70-е годы XX века'

Профилактика и предотвращение правонарушений органами внутренних дел Марийской АССР в 70-е годы XX века Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
804
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ / ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ СЛУЖБА / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ МАРИЙСКОЙ АССР / ТУНЕЯДСТВО / БОРЬБА С ПЬЯНСТВОМ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА РЕЦИДИВНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бояринцева Ирина Александровна

В статье дан анализ организации профилактики и предотвращения правонарушений, осуществляемой органами внутренних дел Марийской АССР в 70-е годы XX века. Особенное внимание уделяется задачам, формам и методам проведения профилактической работы, проблемам предотвращения правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, особенностям реализации административного контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бояринцева Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профилактика и предотвращение правонарушений органами внутренних дел Марийской АССР в 70-е годы XX века»

Бояринцева И. А.

УДК 340

ПРОФИЛАКТИКА И ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ МАРИЙСКОЙ АССР В 70-е ГОДЫ XX ВЕКА

Бояринцева Ирина Александровна,

старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола.

E-mail: irinanew@yandex.ru

В статье дан анализ организации профилактики и предотвращения правонарушений, осуществляемой органами внутренних дел Марийской АССР в 70-е годы XX века. Особенное внимание уделяется задачам, формам и методам проведения профилактической работы, проблемам предотвращения правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, особенностям реализации административного контроля.

Ключевые слова: профилактика и предупреждение правонарушений, профилактическая служба, органы

внутренних дел Марийской АССР, тунеядство, борьба дивной преступности.

Одним из важнейших направлений деятельности органов внутренних дел Марийской АССР в 1970-е годы была организация профилактики и предотвращения правонарушений - иными словами, принятие мер социального, правового, воспитательного и иного характера, направленных на нейтрализацию или устранение причин и условий совершения правонарушений [6, с. 97]. Правовую основу этой деятельности на первых порах составили документы, принятые в предшествующее десятилетие - Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1966 г. «Об усилении ответственности за хулиганство», Постановление Совета Министров РСФСР» от 31 августа 1966 г. «О мерах по усилению борьбы с преступностью». В них были определены меры, направленные на профилактику отдельных видов преступлений и предусматривавшие активное воздействие со стороны органов внутренних дел и общественных организаций на лиц, нарушавших правила социалистического общежития. Речь, в частности, шла об установлении таких специальных мер социального контроля, как создание спецприемников для содержания лиц, арестованных за мелкое хулиганство, привод в органы милиции и др.

Начало процессу организационного обеспечения профилактической функции органов внутренних дел положил приказ МВД СССР от 14 апреля 1969 г. о введении в действие «Инструкции по основам организации и тактики предотвращения преступлений органами милиции». Данная Инструкция определяла предотвращение преступлений в качестве одной из основных обязанностей всех сотрудников милиции. Выполняя требования руководящих документов, органы внутренних дел активизировали работу по профилактике и предотвращению правонарушений. Их усилия позволили в начале 1970-х годов заметно снизить уровень правонарушений, создать достаточно стабильную и спокойную обстановку в стране в целом и в республике, в частности. Так, удельный вес преступлений против личности, совершенных в Марий-

Марийский юридический вестник • № 1 (12)/2015

с пьянством, несовершеннолетние, профилактика реци-

ской АССР в 1966 году, составил 8,5 %, в 1970 г. -7,6 % [1, д. 104, т. 1, л. 147].

В то же время задача снижения уровня преступности путем ее предупреждения потребовала дальнейшей регламентации и совершенствования деятельности милиции. На это были нацелены Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об основных обязанностях и правах советской милиции по охране общественного порядка и борьбе с преступностью» (19 июля 1973 г.) и постановление Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании правового регулирования деятельности советской милиции», утвердившее «Положение о советской милиции» от 8 июня 1973 г. Принятие этих документов дало новый импульс работе в области профилактики и предотвращения правонарушений.

Вместе с тем, оздоровить обстановку в полной мере не удалось. В 1974 году криминогенная ситуация в Марийской АССР резко ухудшилась [3, д. 54, л. 3]. Серьезная обеспокоенность по этому поводу была выражена в специальном письме МВД СССР от 7 февраля 1975 г. «О серьезных недостатках в профилактической и оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел Марийской АССР в 1974 году» [1, д. 107, т. 1, л. 8]. В документе, в частности, был отмечен резкий скачок наиболее опасных видов преступлений - убийств, нанесений тяжких телесных повреждений, грабежей и краж. Увеличилось число преступлений, совершенных несовершеннолетними. В республике намного ниже средних по стране и Российской Федерации оказались и показатели раскрываемости преступлений [1, д. 107, т. 1, л. 82]. По оценке МВД СССР, одной из причин ухудшения криминогенной обстановки стал низкий уровень организации оперативно-розыскной и профилактической деятельности.

В целях усиления противодействия преступности в 1974 г. в аппаратах уголовного розыска Марийской АССР была создана профилактическая служба. В ее состав вошли следующие структурные подразделе-

33

Теория и история государства и права

ния: общей профилактики, индивидуальной профилактики и руководства участковыми инспекторами, профилактики правонарушений несовершеннолетних.

Профилактическая служба не была обособлена [7, с. 181]. Работой по предупреждению правонарушений занимались все отраслевые службы - ГАИ, БХСС, служба противопожарной безопасности, уголовный розыск. В своей деятельности они опирались на широкую общественность - добровольные народные дружины по охране общественного порядка, товарищеские суды, уличные домовые комитеты, родительские комитеты школ и др. Важный вклад в координацию профилактической деятельности внес преобразованный из организационно-инспекторского отдела штаб МВД МАССР [14, с. 17].

Одним из главных направлений профилактической деятельности являлось выявление лиц, ведущих антиобщественный образ жизни. В те годы особое внимание уделялось борьбе с тунеядством - длительным проживанием совершеннолетнего трудоспособного лица на нетрудовые доходы с уклонением от общественно полезного труда [11, с. 61]. В рамках противодействия тунеядству органы внутренних дел осуществляли широкий комплекс профилактических мероприятий. Причем выявлением неработающих занимались практически все службы горрайорганов внутренних дел и профилактические аппараты МВД: приемник-распределитель для бродяг, спецприемник для административно арестованных, детский приемник-распределитель, медицинские вытрезвители, паспортные аппараты, дежурные и патрульно-постовые наряды. Была упорядочена система взаимной информации о выявленных неработающих лицах. Вся информация сосредотачивалась в службе профилактики, где принимались меры к ее немедленной проверке и профилактированию таких лиц по месту жительства.

Профилактика тунеядства и совершаемых на этой почве правонарушений велась в тесном взаимодействии с общественностью. На всех выявленных неработающих лиц в органах внутренних дел составлялись карточки профилактического учета и направлялись в опорные пункты правопорядка по месту жительства, где организовывалась регулярная проверка этих лиц и их профилактирование. Если в 1976 году в опорных пунктах по республике профилактика осуществлялась в отношении 460 человек, в 1977 году - 660. По итогам проведенной работы удалось трудоустроить соответственно 196 и более 300 человек [1, д. 107, т. 1, л. 3].

Эффективной формой предотвращения правонарушений стали комплексные профилактические операции «Заслон», «Забота», «Якорь», «Быт», «Выстрел», одной из основных задач которых было выявление и профилактирование неработающих, бродяг и другого «паразитического» элемента [1, д. 107, л. 3]. Подобные операции проводились на регулярной основе и вели к заметному снижению уровня преступности среди неработающих.

34

По мере углубления перестроечных процессов отношение государства и общества к борьбе с лицами, ведущими антиобщественный паразитический образ жизни, претерпело заметные изменения. Постепенно она угасала и со временем оказалась исключенной из приоритетных направлений деятельности МВД [9, с. 157].

Серьезной проблемой для органов внутренних дел являлась профилактика рецидивной преступности. Значимость ее определялась, прежде всего, тем, что она концентрировала в себе наиболее опасные негативные явления, свойственные преступности: криминальный профессионализм, организованность, субкультура преступного мира и т. п. В то же время в эти годы наиболее рельефно выявились недостатки в проведении предупредительно-профилактической работы с лицами, склонными к совершению преступлений. В частности, лишь незначительная часть прибывших из исправительно-трудовых учреждений была поставлена на профилактический учет (в 1973 году 10 из 45, в 1974 году -2 из 34). [3, д. 54, л. 5]. Почти не использовались возможности административного надзора. Под надзор брали только 4-5 человек в год. В то же время ранее судимыми лицами совершалось каждое третье преступление, регистрировавшиеся по линии уголовного розыска [3, д. 54, л. 5].

Профилактика рецидивной преступности велась и в последующие годы. Был вынесен ряд специальных приказов МВД МАССР, принят ряд решений его коллегии, призванных повысить качество осуществления административного надзора, оперативной осведомленности о поднадзорных, а также определить дополнительные меры по совершенствованию учета особо опасных рецидивистов.

Однако потенциал оперативно-профилактических мероприятий не был реализован в полной мере. Тем не менее, вопреки многочисленным изъянам и недостаткам в работе правоохранительных органов по профилактике рецидивной преступности, уровень ее организации в 1970-е годы был на порядок выше, нежели в последующие годы.

Большое внимание уделялось проведению мероприятий по предупреждению безнадзорности и профилактике правонарушений несовершеннолетних. Значительная часть из их числа на момент совершения преступления нигде не училась и не работала. Причем большинство совершаемых ими преступлений были тяжкими и особо тяжкими, направленными против личности. С учетом этого МВД Марийской АССР в первом полугодии 1974 года разработало и утвердило совместные мероприятия республиканской комиссии по делам несовершеннолетних и МВД МАССР по усилению воспитательной работы среди подростков. Все это дало свои результаты. Во второй половине 1970-х годов подростковая преступность несколько сократились. Так, в сравнении с 1975 г. число несовершеннолетних осужденных в 1977 г. сократилось на 21,6 % [8, с. 17].

Марийский юридический вестник • № 1 (12)/2015

Бояринцева И. А.

Практика показала, что обуздать подростковую преступность лишь усилиями правоохранительных органов практически невозможно. Важно было решать вопросы школьного образования и воспитания, шире открывать двери стадионов и спортивных площадок, сплотить возможности государства и общественности по поддержке любых начинаний по защите интересов молодежи.

На органы внутренних дел также было возложено непосредственное участие в комплексной профилактической работе, направленной против пьянства и алкоголизма. Этот участок работы приобрел особое значение в первой половине 1970-х годов, когда ситуация с потреблением алкоголя в стране и республике заметно ухудшилась, что привело в том числе и к резкому скачку преступности. С учетом этого в 1972 году было издано Постановление Совета Министров СССР «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма». Постановление предусматривало ограничение производства и продажи алкогольных напитков, особенно крепких. На фоне непрекращающейся борьбы с пьянством оно знаменовало еще одну попытку качественного усиления противодействия этому социальному злу.

Применительно к Марийской АССР задачи по реализации указанного постановления были конкретизированы в постановлении бюро обкома КПСС от 3 июля 1972 года «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма» и в постановлении секретариата обкома партии от 31 августа 1973 года «О мероприятиях по усилении антиалкогольной пропаганды».

Анализ показывают, что во исполнение требований партийно-советских органов сотрудники милиции в эти годы не ограничивались элементарным изъятием пьяных с улиц и иных общественных мест, наложением на них соответствующих мер административного воздействия. Стали проводиться комплексные профилактические меры борьбы с пьянством, милиция наладила тесное взаимодействие с иными правоохранительными органами, а также различными общественными объединениями, действовавшими в данной сфере [5, оп. 5, д. 277, л. 116]. Более широкий размах приобрела разъяснительная работа среди населения по профилактике пьянства и совершаемых на этой почве правонарушений, активизировалось участие работников милиции в проведении тематических вечеров молодежи, участились рейды по выявлению фактов самогоноварения и т. д. [3, д. 92, л. 124-125]. Новым явлением в борьбе с пьянством стало создание ЛТП (лечебно-трудовых профилактория), куда отправляли людей добровольно-принудительно.

С 1977 года в Марийской АССР вся профилактическая работа стала проводиться на основе Комплексных планов мероприятий по усилению борьбы с преступностью и правонарушениями в республике, утверждавшимися постановлениями обкома КПСС и Совета Министров МАССР и рассчитанными на один

Марийский юридический вестник • № 1 (12)/2015

год. Одновременно разрабатывались аналогичные комплексные планы в районах республики [10, с. 130].

Но и эти меры не дали существенных результатов. Подавляющее большинство преступлений против жизни и здоровья граждан в середине 1970-х годов было совершено на почве пьянства. Особое распространение пьянство получило в сельской местности. Пьяная преступность возникала в связи с бытовыми конфликтами и неурядицами [13, с. 93]. Причины сложившегося положения, не смотря на старания заключались в неумелой уровне организации профилактической работы и борьбы с пьянством [1, д. 107, т. 1, л. 222].

Еще более сложный характер ситуация с пьянством приобрела в конце 1970-х годов. По уровню преступности на почве пьянства республика скатилась на 62-ом месте в РСФСР из 73-х административных регионов [1, д. 147, т. 1, л. 75].

С учетом сложившейся ситуации МВД СССР в конце 1970-х годов прилагает новые усилия, направленные на совершенствование деятельности по предотвращению правонарушений. В частности, в 1978 г. МВД СССР были введены в действие «Положение об основах организации профилактики преступлений органами внутренних дел», «Инструкция по организации и ведению органами внутренних дел справочной картотеки лиц, совершивших правонарушения», «Наставление по профилактике преступлений аппаратами уголовного розыска».

Таким образом, в 70-80-х годах прошлого столетия в органах внутренних дел сложилась достаточно стройная система профилактики правонарушений. [12, с. 207] В начале 1990-х годов она лишилась былой стройности и системности, стала разрозненной и малоэффективной. По оценке прокуратуры Республики Марий Эл, тогда все жизнеспособные формы профилактики были разрушены и ничего не создано взамен [4, д. 1565, л. 5-6]. В связи с этим сегодня важно возвратиться к целесообразным мерам профилактики правонарушений, применявшимися органами внутренних дел в рассматриваемые годы.

Литература

1. Архив МВД по Марий Эл. - Ф. 33. - Оп. 8.

2. Государственный архив Республике Марий Эл. -Ф. П-1. - Оп. 32.

3. ГАРМЭ. - Ф. П-1. - Оп. 41.

4. ГАРМЭ. - Ф. Р-471. - Оп. 4

5. ГАРМЭ. - Ф. Р-415. - Оп. 5.

6. Ахмедшина Н. В. К вопросу о профилактике правонарушений в Российской Федерации // Вестник Томского государственного университета - 2013. - № 366 - С. 97-98.

7. БрежневМ. А. Министр Щелоков. - М., 2014. - 543 с.

8. И дух, и буква закона: сборник выступлений

В. С. Глушкова, председателя Верховного суда Марийской АССР в 1971-1990 годах / Мар. гос. ун-т; сост.: Ф. В. Габрах-манов, Ю. Н. Маляшова. - Йошкар-Ола, 2009. -143 с.

35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.