Иванов А. А., Бояринцева И. А.
V. A. Ivanov
THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE MARI ASSR IN 1945-1953:
the restructuring of the organizational and personnel work
The article presents the analysis of the organizational structure of the police of the Mari ASSR in post-war period. The analysis of the human resources, its quality characteristics are given; a certain shift of the police leadership of the republic is shown in the postwar years. The work was developed on the basis of systematization of a large array of historical and legal material, far much part of which is introduced into scientific circulation for the first time.
Key words: police, people's Commissariat of internal Affairs, the Ministry of internal Affairs, Police department, Mari ASSR, regional police station, the personnel, the acquisition.
IVANOV Vitaliy Alexeevich - Doctor of Law, Professor, Head of the Department of Theory and History of State and Law, the Mari State University, Yoshkar-Ola.
E-mal: [email protected]
УДК 351.74/.76
БОРЬБА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ МАРИИСКОИ АССР С ПРАВОНАРУШЕНИЯМИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ (1960-1980-е гг.)
Иванов Алексей Ананьевич,
доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры отечественной истории Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола.
E-mail: [email protected]
Бояринцева Ирина Александровна,
старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола.
E-mail: [email protected]
Авторы представляют ряд вопросов, посвященных борьбе с правонарушениями несовершеннолетних в 1960-1980 годы. Наряду с достижениями в этом направлении деятельности марийской милиции, авторы отмучают недостатки и упущения, которые не позволили к середине 1980-х годов уменьшить количество правонарушений, совершаемых подростками.
Ключевые слова:органы внутренних дел, Марийская АССР, преступность, несовершеннолетние.
В 1960-е гг. особое значение приобрела борьба с преступностью и иными правонарушениями несовершеннолетних. Прежде всего, это было связано с резким ростом числа несовершеннолетних, совершивших преступления. В 1966-1970 гг. в совершении преступлений участвовало в три раза больше несовершеннолетних, чем в 1961-1965 годы. Судимость среди несовершеннолетних опережала темпы роста детского населения.
Причинами подростковой преступности считались недостатки в деятельности субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, семейное неблагополучие, пьянство родителей, незанятость и т. п. [2, с. 74].
С учетом сложившейся ситуации в 1965-1967 гг. в СССР и РСФСР был принят ряд законодательных актов, направленных на усиление ответственности лиц,
Марийский юридический вестник • № 4(15)/2015
совершивших преступления, устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений подростками, и усиление профилактических мер в данной сфере. Среди них - Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 23 июля 1966 г. «О мерах по усилению борьбы с преступностью», Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении ответственности за хулиганство», Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних от 3 июня 1967 г., наделявшее комиссии новыми, более значимыми полномочиями по борьбе с преступными проявлениями подростков. Все названные законодательные акты свидетельствовали о готовности власти жестко и планомерно решать возникшие перед ней проблемы. Их принятие оказало серьезное влияние на активизацию борьбы ОВД с подростковой преступностью. По их инициативе на местах стали создаваться
21
Теория и история государства и права
общественные Советы, комнаты школьников, детские комнаты на общественных началах [3, д. 155, л. 4-5].
Сотрудники милиции вносили большой вклад в работу комиссий по делам несовершеннолетних, деятельность которых основывалась на Положении, утвержденном Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 г. Показательным в этом плане является работа Йошкар-Олинской комиссии. В ее состав, утвержденный на сессии городского Совета, входило 17 человек (председатель, зам. председателя, секретарь и члены комиссии), включая сотрудников милиции. В 1967 г. комиссия провела 40 заседаний. Было рассмотрено по представлениям прокуратуры города, отдела милиции 153 дела о правонарушениях несовершеннолетних, обсуждены 244 учащихся школ, училищ, техникумов и 66 работающих подростков. Все дела на учащихся и подростков рассматривались в присутствии родителей, представителей школ, а в отношении работающих - представителей с места работы [3, д. 155, л. 4-5]. По результатам рассмотрения были вынесены решения о направлении в спецучилище 11 подростков в возрасте от 14 до 18 лет.
Большая работа по предупреждению детской беспризорности и преступности среди несовершеннолетних проводилась сотрудниками милиции в Медведев-ском районе [3, д. 178, л. 60]. Сотрудники милиции регулярно выступали с докладами и лекциями во всех средних и восьмилетних школах. Комиссия по делам несовершеннолетних выезжала по месту жительства подростков. Мелкие правонарушения обсуждались в детских комнатах милиции, в педагогических коллективах с участием общественных инспекторов. Только в 1965 г. за мелкое хулиганство в районе к ответственности было привлечено 350 несовершеннолетних [3, д. 155, л. 2]. Энергично работали сотрудники Мед-ведевского отдела милиции и в последующие годы. В 1967 г. они провели 120 рейдов по выявлению беспризорных и безнадзорных подростков, нарушителей общественного порядка, лиц, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством [3, д. 178, л. 60].
Вместе с тем в организации борьбы с безнадзорностью и преступностью среди несовершеннолетних было немало недостатков и упущений. На это в апреле 1969 г. в специальном постановлении указало бюро Марийского обкома КПСС и одновременно потребовало немедленно устранить выявленные упущения [3, д. 191, л. 7].
Руководствуясь решением обкома КПСС, органы милиции усилили противодействие подростковой преступности. В республике были созданы детские комнаты милиции на общественных началах. Они охватывали собой большой актив пенсионеров, учителей, служащих-энтузиастов, добровольцев, имеющих удостоверения внештатных сотрудников милиции. Чаще стали проводиться рейды по выявлению беспризорных подростков, нарушителей обществен-
22
ного порядка. Ход выполнения постановления бюро обкома КПСС постоянно находился в поле зрения МВД республики. 20 января 1970 г. этот вопрос специально обсуждался на заседании коллегии МВД МАССР. По оценке коллегии постановление обкома партии выполнялось неудовлетворительно [1, д. 279, л. 1].
В 1970-е гг., опираясь на предшествующий опыт, органы внутренних дел наращивали свои усилия по противодействию преступности несовершеннолетних. Особое внимание при этом сосредоточивалось на усилении профилактической деятельности, проведении индивидуальной работы с несовершеннолетними, привлечении к ней широкой общественности. Так, за подростками, склонными к правонарушениям, в 1975 г. было закреплено около 300 общественных воспитателей и более тысячи шефов. Ежегодно министерством совместно с комсомолом и школами проводилась работа по включению трудновоспитуемых подростков в студенческие строительные отряды и охвату их другими формами организованного летнего отдыха. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 февраля 1977 г. на базе детских комнат были созданы инспекции по делам несовершеннолетних.
Новый импульс активизации этой работы дало постановление ЦК КПСС от 2 августа 1979 г. «Об улучшении работы по охране правопорядка и усилении борьбы с правонарушениями», в котором особое внимание было уделено совершенствованию работы по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних в учебных заведениях, трудовых коллективах и по месту жительства [4, с. 462-468].
Во исполнение постановления ЦК КПСС гор(рай)органы внутренних дел разработали дополнительные мероприятия по улучшению работы среди несовершеннолетних. .Во всех районах республики утвердили графики индивидуальных встреч и бесед руководителей прокуратуры, милиции, суда с несовершеннолетними, состоящими на учете, и их родителями. Более целенаправленно стала проводиться праворазъяснительная работа среди молодежи. Улучшилась работа инспекции и комиссии по делам несовершеннолетних по координации усилий в борьбе с преступностью [3, д. 329, л. 241].
В то же время в работе органов внутренних дел отсутствовало должное взаимодействие с общественными организациями (особенно по месту работы родителей подростков), низка была эффективность работы. Отмечалось, что инспекции и комиссии по делам несовершеннолетних не располагали полностью сведениями о профилактической работе, проводимой общественными воспитателями. Многие воспитатели лишь числились в отчетных показателях, а фактически никакой работы не проводили [3, д. 329, л. 245].
Марийский юридический вестник • № 4(15)/2015
Кузьмин Е. П.
Однако главным фактором недостатков в этой сфере стало то, что на рубеже 1970-1980-х гг. выявились существенные противоречия между партийными декларациями и советской действительностью. Прежде всего в предполагаемые сроки не было построено коммунистическое общество, не удалось сформировать нового человека, живущего и мыслящего в соответствии с коммунистическими идеалами, которому чуждо преступное поведение. Более того, произошло падение нравов в советском обществе, усилились пьянство, наркомания, проституция, другие негативные явления. Несмотря на это, основной упор правоохранительные органы продолжали делать на воспитательные меры, что вызывало у преступников-
подростков чувство полнейшей безнаказанности. Все это не только не приводило к снижению преступности, а, наоборот, способствовало ее росту.
Литература
1. Архив МВД по РМЭ. Ф. 12. Оп. 1. Д. 279. Л. 1.
2. Иванов В. А., Бояринцева И. А. Марийская милиция в борьбе с пьянством и алкоголизмом (середина 1960-середина 1980-х годов) // Вестник Марийского государственного университета. 2015. № 1 (1). С. 74-77.
3. Государственный архив Республики Марий Эл (ГА РМЭ). Р-731. Оп. 2. Д. 155. Л. 2.
4. КПСС в резолюциях. Т. 13. С. 462-468.
A. A. Ivanov, I. A. Boyarintceva
the struggle of bodies of internal affairs of the mari assr with juvenile delinquency (1960-1980)
The authors present a series of questions dedicated to the fight against juvenile delinquency from 1960 to 1980.
Along with the achievements in this direction the activities of Mari militia, the authors mark flaws and omissions that are not allowed to reduce the number of offences committed by adolescents by the middle of 1980-s.
Key words: human resources, the Mari ASSR, crime, minors.
IVANOV Alexei Ananjevich - Doctor of History, Professor, Department of National History, the Mari State University, Yoshkar-Ola.
E-mal: [email protected]
BOYARINCEVA Irina Aleksandrovna - Senior Lecturer of the Department of Theory of the History of the State and Law of the Mari State University, Yoshkar-Ola.
E-mail: [email protected]
УДК 340
законы, коррупция и дорожный вопрос в России xviii века
Кузьмин Евгений Петрович,
кандидат исторических наук, заместитель директора по научной работе Национального музея РМЭ им. Т. Евсеева, г. Йошкар-Ола.
E-mail: [email protected]
Статья посвящена проблеме подходов к организации строительства и содержания дорожной инфраструктуры России в XVIII веке. Автор, используя законодательные акты и архивные документы, приходит к выводу, что неудовлетворительное состояние дорог в России являлось прямым следствием использования непрофессионального труда крестьян в виде натуральной дорожной повинности и коррупцией в местном управлении.
Ключевые слова: дорожная повинность, история российских дорог, воеводское управление, Царевокок-шайский уезд.
Как известно, дороги являются кровеносными сосудами любого государства. Поэтому во все времена строительству дорог и связанных с ними коммуникаций (мостов, переправ, тоннелей и т. п.) придавали особое значение. При этом к организации и исполнению работ по строительству и содержанию дорожных
коммуникаций в разных государствах подходили по-разному. Преобладающей до XVII-XVIII века в европейских странах была форма натуральной повинности, которую отбывало непривилегированное население, в основном крестьяне. Но с развитием производительных сил и капиталистических отноше-
Марийский юридический вестник • № 4(15)/2015
23