Научная статья на тему 'Мвд Марийской АССР в 1945-1953 годах: перестройка организационной и кадровой работы'

Мвд Марийской АССР в 1945-1953 годах: перестройка организационной и кадровой работы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
652
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИЛИЦИЯ / НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / УПРАВЛЕНИЕ МИЛИЦИИ / МАРИЙСКАЯ АССР / РАЙОННОЕ ОТДЕЛЕНИЕ МИЛИЦИИ / ЛИЧНЫЙ СОСТАВ / КОМПЛЕКТОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Иванов Виталий Алексеевич

В статье представлен анализ организационной структуры органов милиции Марийской АССР послевоенного периода, дана оценка их кадрового потенциала, его качественной характеристики, показана определенная трансформация милицейского руководства республики в послевоенные годы. Работа подготовлена на основе систематизации большого массива историко-правового материала, значительная часть которого вводится в научный оборот впервые.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE MARI ASSR IN 1945-1953: THE RESTRUCTURING OF THE ORGANIZATIONAL AND PERSONNEL WORK

The article presents the analysis of the organizational structure of the police of the Mari ASSR in post-war period. The analysis of the human resources, its quality characteristics are given; a certain shift of the police leadership of the republic is shown in the postwar years. The work was developed on the basis of systematization of a large array of historical and legal material, far much part of which is introduced into scientific circulation for the first time.

Текст научной работы на тему «Мвд Марийской АССР в 1945-1953 годах: перестройка организационной и кадровой работы»

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

УДК 340

МВД МАРИИСКОИ АССР В 1945-1953 ГОДАХ:

ПЕРЕСТРОЙКА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ И КАДРОВОЙ РАБОТЫ

Иванов Виталий Алексеевич,

доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории государства и права Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола.

E-mail: [email protected]

В статье представлен анализ организационной структуры органов милиции Марийской АССР послевоенного периода, дана оценка их кадрового потенциала, его качественной характеристики, показана определенная трансформация милицейского руководства республики в послевоенные годы. Работа подготовлена на основе систематизации большого массива историко-правового материала, значительная часть которого вводится в научный оборот впервые.

Ключевые слова: милиция, народный комиссариат внутренних дел, министерство внутренних дел, Управление милиции, Марийская АССР, районное отделение милиции, личный состав, комплектование.

Победоносное окончание войны открыло новый исторический этап в жизни Советского государства. В сложной и напряженной послевоенной обстановке важно было в кратчайшие сроки ликвидировать тяжелые последствия войны, перевести экономику на мирные рельсы, восстановить разрушенное народное хозяйство, поднять благосостояние людей.

Необходимым условием выполнения этих задач являлось обеспечение стабильного общественного порядка, на страже которого стояла советская милиция. В мирную жизнь она вступила как важнейший институт обеспечения мобилизационных возможней социалистического государства. Как профессиональная группа работники милиции продолжали занимать важное место в социальной структуре, в политической и экономической сферах жизни страны. К концу войны численность органов милиции Марийской АССР составляла около 550 человек [1, л. 135], в 1952 г. - почти 600 [2, л. 123-124]. Увеличение в целом было незначительным. Однако, учитывая известную универсальность, МВД и милиция, ее сотрудники являлись достаточно влиятельным и авторитетным социальным слоем населения советского общества. Достаточно отметить, что удельный вес дел, возникавших в республиканской милиции, в 1948-1952 годах составлял от 50 до 62,6 % от их общей численности.

Новые задачи послевоенного возрождения требовали соответствующих изменений в управлении страной. Так, в марте 1946 г. в соответствии с законом «О преобразовании Совета Народных Комиссаров в Совет Министров СССР» НКВД СССР был пере-

16

именован в МВД СССР. По Указу Президиума Верховного Совета Марийской АССР 26 марта 1946 г. Народный комиссариат внутренних дел МАССР был преобразован в Министерство внутренних дел Марийской АССР [3]. На основании приказа МВД СССР от 13 апреля 1946 года № 526 министром внутренних дел МАССР был назначен генерал-майор Михаил Иванович Маркеев [4]. Его предшественник нарком Михаил Николаевич Иванов был переведен в Орловскую область на должность начальника УМВД.

В рассматриваемые годы кадровый состав был лишен стабильности и устойчивости. На регулярной основе тогда происходили персональные изменения не только в составе аппаратов центральных органов, но и в министерской среде, включая региональный уровень. Так, за 1945-1953 гг. четырежды менялись наркомы (министры) в НКВД (МВД) Марийской АССР (М. Н. Иванов, М. И. Маркеев, В. А. Парфенов, С. В. Годунов). Очередная смена руководства МВД МАССР состоялась в августе 1949 года. Министр М. И. Маркеев был направлен на курсы переподготовки в Высшую офицерскую школу МВД СССР. 23 июня 1949 года вместо него был назначен Владимир Александрович Парфенов - уроженец г. Москвы, участник Великой Отечественной войны. К исполнению обязанностей министра он приступил с 4 июля [5, д. 107, л. 132]. До этого выпускник Ленинградского комвуза В. А. Парфенов работал начальником отдела Управления кадров МВД СССР.

Одним из крупных подразделений МВД МАССР являлось Управление милиции. В рассматриваемые годы его возглавляли полковники милиции Захар

Марийский юридический вестник • № 4(15)/2015

Иванов В. А.

Андреевич Фатьянов (1940-1949), Калофутдин Шаго-бутдинович Япаров (1950-1955). Их заместителями работали подполковники милиции Анатолий Константинович Орфанитский (1944-1949) [6], Арсений Дмитриевич Куволкин (1949-1952), полковник милиции Семен Георгиевич Щенников (1952-1957).

С ноября 1944 года в связи с реорганизацией должность начальника политотдела УМ НКВД МАССР стала именоваться «заместитель начальника УМ НКВД МАССР по политчасти». На этой должности в интересующие нас годы состояли В. С. Поляков и Е. И. Зверев.

После войны милиция претерпела существенные изменения. Прежде всего, перемены коснулись наиболее запущенных участков работы, требовавших немедленного вмешательства, скорейшего устранения имевшихся упущений и недостатков. К ним относилась, в частности, и работа с кадрами. С учетом этого в апреле 1951 года создается отдел кадров при Управлении милиции в составе 7 единиц. Возглавил отдел уроженец д. Котяминер Косолаповского района, майор госбезопасности К. А. Лесников. Создание отдела положительно отразилось на работе по подбору и расстановке милицейских кадров. Если ко дню организации отдела кадров количественный некомплект составлял 73 единицы, или 12,3 % к штатной численности, то уже к маю 1952 года он составил 20 единиц, или 3,4 % [2, л. 123].

С целью сосредоточения руководства всей политико-воспитательной работой в одних руках в апреле 1949 г. МВД СССР издало приказ о введении должности зам. начальника по политической части в городских и районных отделах милиции. К 1950 году в органах милиции действовало 215 политорганов, состоящих из политотделов и политчастей [7]. В Марийской АССР начальником политчасти УМ был назначен Е. И. Зверев, его заместителем - подполковник милиции Н. Ф. Куприянов.

Организация борьбы со всеми видами уголовных преступлений была возложена на отдел уголовного розыска. В послевоенные годы его деятельность была отмечена качественным улучшением кадрового состава и активизацией оперативно-розыскной деятельности. В 1946-1948 годах начальником отдела УР был подполковник К. К. Горявинов. После него этот участок возглавляли подполковники милиции А. Д. Куволкин (1948-1949), Н. В. Дунаев (1951-1954) и

С. Т. Мижеров (1952-1959). В 1949 году УР из МВД был передан в Министерство государственной безопасности (МГБ), в ведении которого находился до 1954 года.

Штатная численность отдела БХСС в эти годы несколько возросла. В состав отдела вошли люди, прошедшие закалку на фронтах Великой Отечественной войны. Возглавлял ОБХСС капитан милиции

Марийский юридический вестник • № 4(15)/2015

М. А. Райхельсон (1941-1947), майор милиции В. И. Николаевский (1948-1955).

Оперативный отдел возглавляли И. И. Иванов, Д. М. Кудрявцев, Н. В. Дунаев.

В условиях решения новых задач послевоенного строительства в системе МВД МАССР создавались новые отделы. В феврале 1948 г. был образован следственный отдел (далее - СО) в составе ГУМ МВД СССР и аналогичные отделы при республиканских, краевых и областных Управлениях МВД. В 1951 году появляется отдел дознания, его возглавил уроженец Московской области, майор милиции В. П. Аникин. В мае - ноябре 1952 года СО УМ МГБ Марийской АССР возглавлял полковник госбезопасности А. М. Кемлихер, который в ноябре 1952 года был исключен из списков личного состава как пропавший без вести. С октября 1953 года начальником СО УМ работал майор милиции В. П. Аникин.

С полной отдачей сил трудились на своих должностях такие начальники отделов МВД МАССР, как Н. А. Нехорошев (ОУС), М. А. Рачков (ОАГС), подполковники милиции Н. А. Кудрявцев (ОМС), И. Н. Николаев (паспортный отдел), И. И. Рыбаков (учетно-регистрационное отделение), майор милиции И. А. Скорняков (секретариат). Это были работники с должным уровнем политической и специальной подготовки, направлявшие деятельность республиканской милиции на решение сложных задач послевоенного периода.

В 1946 году штатная численность по центральному аппарату МВД МАССР была установлена 76 человек, фактически укомплектован на 69 единиц. Некомплект образовался исключительно потому, что в целях усиления работы уголовного розыска был пересмотрен штат в сторону увеличения на 5 единиц. Представленные мероприятия Управлением милиции были утверждены отделом кадров МВД СССР [1, л. 34].

В октябре 1949 г. по решению Советского правительства органы милиции были переданы из МВД в министерство государственной безопасности (МГБ) СССР. Недостатка в оценках данного решения нет. По мнению одних, это было сделано в целях улучшения работы милиции, укрепления ее кадрового потенциала. Другие полагают, что данное решение стало следствием начавшейся по окончании войны новой волны репрессий и переориентации органов милиции на оказание содействия органам государственной безопасности [8]. По нашему мнению, каждая из этих оценок обоснованна и имеет право на существование.

Взаимодействие органов государственной безопасности и милиции было лишено идиллий. Оно отравлялось налетом высокомерия, безнаказанности чекистских кадров, самомнением об особой важности

17

Теория и история государства и права

и значимости собственных персон ввиду причастности к КГБ. Как правило, сложившиеся отношения редко кто решался озвучивать в ходе публичных мероприятий. Чаще всего они становились объектом критики в анонимных письмах и лишь иногда выплескивались на партийных собраниях, собраниях актива коммунистов [5, ф. 26, оп. 1, д. 3637, л. 4-13]. 10 марта 1953 года МВД и МГБ были объединены в Министерство внутренних дел СССР. Объединенное МВД Марийской АССР возглавил полковник госбезопасности С. В. Годунов. Сын стеклодува уроженец п. Дуба-сово Гусь-Хрустального района Ивановской области в результате последовавшей вскоре новой реорганизации правоохранительных органов в июне 1954 года получил назначение на должность Председателя КГБ при Совете Министров МАССР.

Важное место в укреплении правопорядка в республике играли городские и районные отделения милиции. В 1946 году их штатная численность составляла 466 единиц [1, л. 34]. Всего на территории республики насчитывалось 20 районных и городских отделений милиции. При развертывании перестройки правоохранительной деятельности большое значение придавалось организации в них квалифицированного руководства. Во главе основных горрайотделений милиции были назначены опытные руководители, в том числе И. А. Светлаков, М. И. Губарев, Е. С. Музуров - начальники Моркинского РОМ, М. Х. Абдулхаков - Параньгинского, Г. З. Сметанин - Казанского, П. И. Капелькин, А. И. Токарев - Советского, И. П. Пономарев - Сотнурского, С. Р. Демин - Ново-торьяльского, П. П. Шестаков, Ф. Н. Желонкин -Медведевского, Н. А. Крымзов - Мари-Турекского, Н. Г. Шестоперов - Куженерского, А И. Кормухин, Г. О. Жилин - Семеновского.

Милицейскому руководству как немногим иным профессиональным группам была свойственна особая преданность политике Коммунистической партии, готовность высоко ставить интересы партии и государства. Одновременно партийный билет служил чуть ли не обязательным атрибутом успешной карьеры.

По национальному составу корпус министров внутренних дел МАССР в рассматриваемый период был однороден и представлен лишь русскими. Как правило, это были представители других регионов, прибывшие на службу в республику по направлению МВД СССР. Причем продолжительность их пребывания на должности была небольшой - от 1 года до 4 лет. Это в полной мере в рассматриваемые годы относилось к ОУР, ОБХСС и ряду других служб МВД Марийской АССР. Летом 1952 года в аппарате министерства доля мари составляла лишь 19,4 %, в отделе исправительно-трудовых колоний - 20,1 %. Обеспокоенность по этому поводу была высказана на собра-

18

нии партактива МВД МАССР 15 декабря 1953 года. Собрание отметило, что в некоторых районах (Казанском, Косолаповском, Медведевском и др.), где проживает преимущественно марийское население, «в РО МВД работников из местной национальности нет совершенно» [9, д. 73, л. 88]. По признанию МВД МАССР, это очень серьезно сказывалось в практической работе районных аппаратов, где в большинстве случаев следственную и оперативную работу приходилось вести на языке местного населения [13, д. 395, л. 33]. В связи с создавшейся ситуацией Управление милиции было вынуждено дать каждому начальнику РОМ указание - подобрать по одному человеку со средним образованием из местной национальности мари для работы в органах милиции как резерв управления милиции [13, д. 395, л. 34].

Наблюдалось еще одно упущение в работе с кадрами. Руководители МВД и милиции практически полностью состояли из мужчин. Хотя в годы войны представительство женщин в органах НКВД увеличилось в несколько раза, выдвинуться на руководящие должности в рассматриваемые годы им не удавалось.

В послевоенный период комплектование милиции преимущественно стало осуществляться за счет демобилизованных офицеров и солдат Советской Армии. Так, в 1945 году в органы милиции было принято более 140 человек [1, л. 137], в 1946 г. - 370, из них каждый второй - фронтовик [5, д. 111, л. 39]. Тем самым в послевоенный период личный состав Марийской милиции в значительной мере предстал бывшими фронтовиками. Они, как правило, не имели должного образования и профессионализма: обучались в общеобразовательной школе, заканчивали курсы усовершенствования, отделения переподготовки, проходили учебные сборы. В лучшем случае, обучались в милицейских учебных заведениях по заочной форме.

Главной школой, которая была за плечами большей части нового пополнения, - это суровые уроки военного лихолетья, выработавшие в них стойкость и мужество, готовность верой и правдой служить Родине. Тяготы и лишения войны привнесли в их деятельность ни с чем не сравнимый опыт и жизненную мудрость. Поэтому не удивительно, что в судьбе многих милицейских работников - фронтовиков война послужила своего рода социальным лифтом. И как результат - немалая их часть, начинавшая трудовую деятельность с должностей, не суливших высокое карьерное восхождение, по праву оказалась на гребне республиканской милицейской элиты. Среди них -министр внутренних дел Марийской АССР С. В. Вахрушев, в годы войны служивший офицером контрразведки; полковник милиции, кавалер ордена Славы III степени И. Г. Петров; подполковники милиции

Марийский юридический вестник • № 4(15)/2015

Иванов В. А.

Я. И. Ильин и Н. Т. Кикин, участники боев за освобождение Венгрий; подполковник внутренней службы, героически сражавшийся на фронте и получивший тяжелое ранение, И. С. Васякин и многие другие. Тем самым массовое поступление на службу в милицию демобилизованных фронтовиков оказало благоприятное воздействие на укрепление дисциплины, повышение оперативно-служебного мастерства личного состава.

Преодолеть «кадровый голод» в органах милиции на всем протяжении советского периода успешно помогала организация массовых партийно-комсомольских призывов на службу в ряды советской милиции. Этот старый, проверенный временем способ положительно зарекомендовал себя и в послевоенные годы. Так, в целях удовлетворения ходатайства МВД МАССР и на основании постановления бюро обкома партии от 29 октября 1946 года для использования на оперативной работе было направлено 30 коммунистов [1, л. 160].

В исторической литературе в последние два десятилетия утвердилась тенденция принизить роль массовых партийно-комсомольских призывов в комплектовании советской милиции. Исходя, очевидно, из политической конъюнктуры, исследователи стремятся подчеркнуть якобы крайне низкий эффект от этой меры, поскольку де «новоприбывшие на службу в органы внутренних дел вскоре по разным причинам старались покинуть их, и текучесть кадров в милиции не только не уменьшилась, но еще более усиливалась». Если быть объективным, согласиться с таким утверждением крайне сложно. Дело в том, что из милиции тогда в силу известных обстоятельств убегали многие - и те, кто пришел на службу по партийному призыву и те, кто пришел по собственной воле. Попытки установить то, кого же из них было больше, -занятие непродуктивное.

Сама по себе мобилизация коммунистов и комсомольцев на службу в милицию была тогда мерой во многом чрезвычайной, вынужденной. Власти оказались бессильны восполнить острейший дефицит милицейских кадров какими-либо иными способами. Их усилия в этом направлении сталкивались о неустроенный быт милицейских работников, непростую политическую обстановку, специфический, напряженный характер милицейской работы, финансовые трудности.

Отказываясь от попыток угодить утвердившейся моде на критику социалистического прошлого, важно признать очевидное: партийные мобилизации в послевоенные годы служили надежным, можно сказать ключевым, источником решения кадровой проблемы в деле восстановления потенциала советской милиции. В качестве доказательства можно привести

десятки, сотни имен коммунистов и комсомольцев, направленных в милицию партийно-комсомольскими органами, которые успешно трудились в рядах стражей порядка, снискали уважение и любовь граждан как настоящие профессионалы, преданные делу борьбы с преступностью. Среди них - начальник политотдела МВД МАССР К. М. Зинин, секретарь партбюро управления милиции И. Н. Николаев, секретарь парткома ГОМ МВД Шатунов и многие др.

В поисках решений кадровой проблемы в 1950 году Советское правительство принимает постановление, призванное инициировать возвращение в органы милиции тех, кто в ней служил ранее. Во исполнение постановления в органы милиции МАССР удалось вернуть ряд сотрудников, но таких оказалось немного, и видимых результатов эта мера не дала.

МВД Марийской АССР представляло большой и сложный государственный организм, располагавший многочисленными структурными подразделениями, личным составом, между которыми складывались самые различные связи и отношения. От того, каковыми они были между сослуживцами, структурными подразделениями, а также рядовыми сотрудниками и их руководителями, во многом зависел успех правоохранительной деятельности. Для большинства милицейских коллективов были характерны прочные узы товарищества и взаимопомощи, искреннего доверия и уважения друг другу. Но не везде было так гладко и безмятежно. По оценке бюро обкома партии, в конце 1940-х годов серьезные разногласия и неприязнь возникли между руководящими работниками МВД Марийской АССР - З. А. Фатьяновым, Демичевым, М. И. Маркеевым и др. [9, д. 45, л. 80]. Нелицеприятный разговор по этому поводу состоялся на бюро обкома партии в январе 1949 года. Одним из его итогов явилась скорая отставка некоторых ответственных работников министерства. Однако время шло, положение практически не менялось. В июне 1952 году бюро обкома КПСС вновь выразило озабоченность по поводу морально-политического состояния аппарата МВД МАССР. Оно осудило неспособность руководства МВД покончить в своих рядах с конфликтами и склоками [9, д. 73, л. 13]. Но навести должный порядок не удавалось. Продолжились склоки, попытки свести личные счеты, чрезмерно частыми стали жалобы в вышестоящие инстанции. Подобное положение было характерно для Йошкар-Олинского ГОМ, Параньгинского, Мари-Турекского и других РОМ [10, л. 146; 11, 12].

Недовольство граждан вызывали проявления неоправданной закрытости милицейской системы, ее недоступности: «чтобы попасть к ним (сотрудникам УМ - В. И.) на прием, приходилось подолгу выстаивать в очереди, отвечать на целую серию вопросов»

Марийский юридический вестник • № 4(15)/2015

19

Теория и история государства и права

[13, д. 33, л. 36]. Отдельные руководящие работники милиции, по признанию МВД МАССР, к делу относились формально. Бюрократическая переписка, которая ими нередко затевалась под грифами «Секретно» и «Строго секретно», часто служила для сотрудников милиции надежным способом самоустранения от решения назревших проблем.

Среди оперативно-начальствующего состава не чувствовалась ответственность за порученное дело, царила атмосфера беспечности и благодушия. Все это сопровождалось ухудшением криминогенной обстановки, ослаблением оперативной работы по борьбе с преступностью, снижением ее раскрываемости [13, д. 396, л. 67]. Так, в 1952 году в сравнении с предыдущим годом рост преступности произошел по таким видам преступлений, как бандитизм, разбои, изнасилования, дерзкое хулиганство и другие. В частности, число раздеваний пьяных возросло в 11 раз, изнасилований - в 3 раза, грабежей - более чем в 2 раза и т. д. [13, д. 396, л. 67].

Одновременно в работе органов милиции наблюдались многочисленные факты грубого нарушения социалистической законности, служебной дисциплины, а также аморальные поступки и другие недостатки. Так, в первом квартале 1946 года в камерах предварительного задержания РО МВД республики содержалось 4,5 тыс. человек, из них незаконно - 120 [14]. Расследования нарушений проводились поверхностно и с опозданием. Многие факты нарушений служебной дисциплины и аморальных проявлений замалчивались и оставались без последствий. Суд чести как одна из форм воспитания не использовался.

Сотрудников милиции, безусловно, больно задевал недостаток внимания к материальному состоянию, условиям их жизни. По этому поводу на собраниях коммунистов часто высказывались укоры в адрес милицейского и партийного руководства. «Начальство не интересуется, где и как живут милиционеры, какое у них материальное положение? Рыбаков ночует где попало из-за отсутствия квартиры, никаких мер по поводу предоставления ему квартиры не принимается» - отмечалось в одном из выступлений на партийном собраний в ГОМ в феврале 1953 года [10, л. 62]. «В отношении квартир нет никакого сдвига, лишь одни обещания и звучат. В отношении рабочего дня: сотрудники не видят своих детей, не ходят в кино, неужели нет закона для милиции ?», - вопрошал сотрудник Волжского РОМ в 1953 году.

Принимая во внимание такое положение, 29 апреля 1953 года бюро обкома КПСС специально рассмотрело вопрос «О К. Ш. Япарове». За неудовлетворительную работу и слабое реагирование на факты нарушения социалистической законности со стороны работников милиции начальнику Управления мили-

20

ции К. Ш. Япарову было наложено партийное взыскание [13, д. 69, л. 153; 13, д. 51, л. 77-79].

Таким образом, проведенное исследование позволяет утверждать, что в послевоенные годы в МВД Марийской АССР активно осуществлялись организационно-кадровые изменения. Наиболее заметным из них стал перевод органов милиции в МГБ СССР, создание новых отделов в составе Управления милиции. Эти структурные преобразования оказали в целом положительное воздействие на правоохранительную деятельность в республике. В то же время работа милиции велась в условиях продолжающихся грубейших нарушений социалистической законности, свертывания многих демократических процедур, которые, в свою очередь, сопровождались снижением авторитета правоохранительных органов, падением общественного престижа их представителей.

Литература

1. Государственный архив Республики Марий Эл. Ф. П-1. Оп. 15-а. Д. 3.

2. Государственный архив Республики Марий Эл. Ф. П-263. Оп. 1. Д. 32.

3. Органы государственной власти и управления Республики Марий Эл. 1921-1991 гг.: справочник / под ред. К. Н. Санукова. Йошкар-Ола, 2002. С. 269-270.

4. М. И. Маркеев родился в Сызрани Симбирской губернии в 1905 году в семье машиниста. В республику прибыл с должности наркома-министра внутренних дел Молдавской ССР (01.04.44-03.04.46). Кавалер двух орденов Красного Знамени, ордена Красной Звезды и 3 медалей. Награды были получены во время службы в тыловых подразделениях в системе НКВД. Руководил депортацией калмыков в 1943году. В июле 1954 года был уволен из МВД на пенсию по служебному несоответствию. Умер в Москве в 1970 году.

5. Архив МВД по РМЭ. Ф. 12. Оп. 1.

6. 29 июня 1949 года был отозван в распоряжение Управления кадров МВД СССР.

7. Ахмадеев Ф. Х., Катаев Н. А., Хабибулин А. Г. Становление и развитие органов советской милиции и исправительнотрудовых учреждений: учебное пособие. Уфа, 1993. С. 112.

8. Органы и войска МВД России: Краткий исторический очерк. МВД 200 лет / В. Ф. Некрасов (рук.), А. В. Борисов, М. Г. Детков и др.; гл. ред. А. Г. Горлова. М.: Объед. редакция МВД России, 1996. С. 271.

9. Государственный Ф. П-258. Оп. 1. архив Республики Марий Эл.

10. Государственный Ф. П-821. Оп. 1. Д. 9. архив Республики Марий Эл.

11. Государственный Ф. П-504. Оп. 1. Д. 3, л. 84. архив Республики Марий Эл.

12. Государственный Ф. П-269. Оп. 1. Д. 27, л. 21 архив Республики Марий Эл.

13. Государственный Ф. П-1. Оп. 7. архив Республики Марий Эл.

14. Государственный архив Ф. Р-684. Оп. 1. Д. 112. Л. 17. Республики Марий Эл.

Марийский юридический вестник • № 4(15)/2015

Иванов А. А., Бояринцева И. А.

V. A. Ivanov

THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE MARI ASSR IN 1945-1953:

the restructuring of the organizational and personnel work

The article presents the analysis of the organizational structure of the police of the Mari ASSR in post-war period. The analysis of the human resources, its quality characteristics are given; a certain shift of the police leadership of the republic is shown in the postwar years. The work was developed on the basis of systematization of a large array of historical and legal material, far much part of which is introduced into scientific circulation for the first time.

Key words: police, people's Commissariat of internal Affairs, the Ministry of internal Affairs, Police department, Mari ASSR, regional police station, the personnel, the acquisition.

IVANOV Vitaliy Alexeevich - Doctor of Law, Professor, Head of the Department of Theory and History of State and Law, the Mari State University, Yoshkar-Ola.

E-mal: [email protected]

УДК 351.74/.76

БОРЬБА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ МАРИИСКОИ АССР С ПРАВОНАРУШЕНИЯМИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ (1960-1980-е гг.)

Иванов Алексей Ананьевич,

доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры отечественной истории Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола.

E-mail: [email protected]

Бояринцева Ирина Александровна,

старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола.

E-mail: [email protected]

Авторы представляют ряд вопросов, посвященных борьбе с правонарушениями несовершеннолетних в 1960-1980 годы. Наряду с достижениями в этом направлении деятельности марийской милиции, авторы отмучают недостатки и упущения, которые не позволили к середине 1980-х годов уменьшить количество правонарушений, совершаемых подростками.

Ключевые слова:органы внутренних дел, Марийская АССР, преступность, несовершеннолетние.

В 1960-е гг. особое значение приобрела борьба с преступностью и иными правонарушениями несовершеннолетних. Прежде всего, это было связано с резким ростом числа несовершеннолетних, совершивших преступления. В 1966-1970 гг. в совершении преступлений участвовало в три раза больше несовершеннолетних, чем в 1961-1965 годы. Судимость среди несовершеннолетних опережала темпы роста детского населения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Причинами подростковой преступности считались недостатки в деятельности субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, семейное неблагополучие, пьянство родителей, незанятость и т. п. [2, с. 74].

С учетом сложившейся ситуации в 1965-1967 гг. в СССР и РСФСР был принят ряд законодательных актов, направленных на усиление ответственности лиц,

Марийский юридический вестник • № 4(15)/2015

совершивших преступления, устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений подростками, и усиление профилактических мер в данной сфере. Среди них - Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 23 июля 1966 г. «О мерах по усилению борьбы с преступностью», Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении ответственности за хулиганство», Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних от 3 июня 1967 г., наделявшее комиссии новыми, более значимыми полномочиями по борьбе с преступными проявлениями подростков. Все названные законодательные акты свидетельствовали о готовности власти жестко и планомерно решать возникшие перед ней проблемы. Их принятие оказало серьезное влияние на активизацию борьбы ОВД с подростковой преступностью. По их инициативе на местах стали создаваться

21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.