Научная статья на тему 'СТРУКТУРА И КАДРОВЫЙ СОСТАВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ БАССР В 1945–1953 гг.'

СТРУКТУРА И КАДРОВЫЙ СОСТАВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ БАССР В 1945–1953 гг. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1115
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
органы внутренних дел / кадровый состав / послевоенные годы / милиция / офицеры / солдаты. / Internal Affairs Bodies / the personnel / the postwar years / police officers / soldiers.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — А. И. Мамин

В статье рассматриваются проблемы в работе с кадровым составом органов внутренних дел БАССР, возникшие в 1945–1953 гг. в связи с тем, что политика правительства была направлена на экономию средств для восстановления народного хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRUCTURE AND PERSONNEL COMPOSITION OF THE BASSR BODIES OF INTERNAL AFFAIRS IN 1945–1953

The article deals with the structure and personnel composition of the BASSR bodies of internal Affairs in 1945–1953. There weremany problems,connected with the personnel composition, because government policy was aimed at saving funds for the recovery of the economy.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРА И КАДРОВЫЙ СОСТАВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ БАССР В 1945–1953 гг.»

УДК 930.2

СТРУКТУРА И КАДРОВЫЙ СОСТАВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ БАССР В 1945-1953 гг.

© 2017 А. И. Мамин

аспирант e-mail: aidar.mamin@yandex.ru

Башкирский государственный университет

В статье рассматриваются проблемы в работе с кадровым составом органов внутренних дел БАССР, возникшие в 1945-1953 гг. в связи с тем, что политика правительства была направлена на экономию средств для восстановления народного хозяйства.

Ключевые слова: органы внутренних дел, кадровый состав, послевоенные годы, милиция, офицеры, солдаты.

После окончания Великой Отечественной войны органам внутренних дел пришлось действовать в весьма сложных условиях. В работе с кадрами возникли проблемы, обусловленные строжайшим режимом экономии средств, которые государство направляло на восстановление народного хозяйства. Если существовавший некомплект личного состава пытались ликвидировать объявлением партийной мобилизации, что позволяло на короткий срок улучшить количественные показатели, то для улучшения качественных характеристик кадров требовались время и значительные ресурсы. В послевоенные годы со всей остротой встал вопрос о повышении общеобразовательного уровня сотрудников милиции. Низким было политико-моральное состояние, неудовлетворительными - состояние подготовки начальствующего состава, а также материально-бытовые условия личного состава. Весьма сложной была оперативная обстановка, что объяснялось, в частности, неоднократными массовыми амнистиями уголовников в честь победы в Великой Отечественной войне.

Огромные преобразования, которые коснулись органов внутренних дел, проводились в контексте совершенствования всего механизма исполнительной власти в стране. 19 марта 1946 г. Верховный Совет СССР принял Закон об образовании Правительства СССР - Совета министров СССР. Наркоматы преобразуются в министерства. В мае 1946 г. был упразднен административный отдел ГУМ МВД СССР, а его функции переданы паспортным отделам; в июле 1946 г. отдел уголовного розыска ГУМ МВД СССР преобразован в Управление. В январе 1947 г. для расследования преступлений и правонарушений, допущенных сотрудниками, создана Особая инспекция МВД СССР, в июне 1947 г. отдел борьбы с хищением социалистической собственности ГУМ МВД СССР преобразован в Управление, в августе 1947 г. из МВД в МГБ передано Управление войск правительственной связи. В 1948 году происходил ряд изменений, касающихся совершенствования организации следственной работы. В феврале в составе ГУМ был образован следственный отдел, следственные аппараты создавались во всех республиканских, краевых и областных управлениях МВД, в том числе и в БАССР.

После окончания Великой Отечественной войны остро встал вопрос укомплектования милиции опытными, знающими свое дело, надежными кадрами. За годы войны милиция потеряла многих работников: одни ушли на фронт и не

вернулись, другие погибли в схватке с преступными элементами и агентурой врага в прифронтовых районах и в глубоком тылу [Советская милиция 1987: 191].

В 1946 г. изменения в структуре МВД обусловливались двумя факторами. Во-первых, оно все больше становилось военно-хозяйственным министерством: именно на него были возложены самые ответственные задачи в этой области, в том числе строительство объектов атомной промышленности, обеспечение добычи драгоценных металлов и целый ряд других подобных функций. Это было вызвано, прежде всего, огромной нехваткой трудовых ресурсов после страшных потерь в Великой Отечественной войне, а также стремлением руководства страны использовать силовой и административный ресурс МВД для преодоления проблем в народном хозяйстве.

С другой стороны, с частью функций по поддержанию общественного порядка МВД постепенно расставалось, что объясняется как объективными, так и субъективными причинами. Одной из них, в частности, было стремление В. С. Абакумова, ставшего 04 мая 1946 г. министром государственной безопасности, сосредоточить в МГБ все функции по обеспечению государственной безопасности и правопорядка [Министерство 2004: 402].

Приход в милицию опытных офицеров и солдат Советской армии оказал благоприятное воздействие на укрепление дисциплины, повышение боевой выучки, мастерства ее личного состава. Однако они не были знакомы со спецификой оперативно-служебной деятельности. Поэтому необходимо было на надлежащем уровне организовать профессиональную подготовку кадров милиции, обеспечить им высокий уровень квалификации и мастерства.

Профессиональная подготовка личного состава осуществлялась в самых разных формах. «Работать и учиться, учиться и работать!» - таков был девиз тех лет. В этих целях на местах комплектовались учебные группы, в которых предусматривалась служебно-отраслевая специфика. В Москве, например, наряду с другими формами была организована подготовка кадров в резервном полку, который входил в состав управления на правах самостоятельной строевой части. В нем не только велась активная подготовка вновь принятых на службу в милицию, но и производилась переподготовка и обеспечивалось повышение квалификации кадров. Полк привлекался к выполнению отдельных заданий служебно-оперативного характера, в ходе которых обучающиеся приобретали практические навыки [Советская милиция 1987: 192].

Возобновляли работу закрывшиеся во время войны школы и курсы. В 1946 г. вновь начала работу Рижская двухгодичная школа милиции, в которой обучались оперативные работники и участковые уполномоченные. Существовало заочное отделение, функционировали 10-месячные курсы переподготовки начальствующего состава [Там же].

В связи с реорганизацией высших органов управления в свете новых требований совершенствовался не только центральный аппарат, но и низовые звенья милиции.

В соответствии с постановлением Совнаркома СССР от 12 июля 1944 г. № 698, в юридические школы принимались по путевкам республиканских, краевых и областных руководящих органов лица в возрасте не моложе 23 лет, с образованием не ниже 7 классов средней школы, чей жизненный опыт, деловые и политические качества, а также состояние здоровья позволяли работать по окончании школы в качестве судей, прокуроров и следователей.

Все принятые в школу обеспечивались стипендией в размере 400 рублей в месяц для одиноких и 450 рублей для семейных.

Прием заявлений от кандидатов, рекомендованных Обкомом или Горкомом ВКП(б), производился с 1 июня по 31 июля 1946 г.1

Разнарядка горкома и Райкома о распределении мест для подбора студентов юридической школы представлена в таблице ниже2.

№ Районы БАССР Количество чел.

1 Уфгорком 6

2 Черниковск 4

3 Стерлитамак 3

4 Давлеканово 2

5 Туймазы 2

6 Бирск 1

7 Кушнаренково 1

8 Белорецк 3

9 Ишимбай 2

10 Белебей 2

11 Мелеуз 1

12 Альшеево 2

13 Янаул 2

14 Дюртюли 2

15 Чишмы 2

16 Учалы 1

17 Кармаскалы 1

18 Абзелиловского 1

19 Кигинский 1

20 Баймакский 1

Итого 40

В свете имеющихся проблем вполне оправданным было создание отдела кадров [Мулукаев 1991:42], а на местах - в республиканских и областных управлениях -отделений кадров в феврале 1947 г. в составе ГУМ МВД СССР, что, по существу, положительно сказалось на подборе и расстановке личного состава, оказало помощь в решении кадровых проблем.

В указанный период партийно-политическая работа в органах милиции строилась в соответствии с установками ЦК партии, «Положением о рабоче-крестьянской милиции», принятым СНК СССР 25 мая 1931 года и действовавшим до 1962 года [СЗ СССР 1931: 247], «Положением о политическом отделе Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР», утвержденным постановлением ЦК ВКП(б) от 15 сентября 1939 г. [Мулукаев 1991: 39]. В соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) от 15 сентября 1939 г. основная задача политорганов заключалась в коммунистическом воспитании работников милиции, укреплении их морально-политического состояния и усилении служебной дисциплины. На политотдел Главного управления милиции НКВД СССР была возложена обязанность через систему политорганов и парторганизаций милиции мобилизовать личный состав на успешное выполнение оперативно-служебных задач, развивать социалистическое соревнование, бороться за укрепление социалистической законности [Мулукаев 1991: 50].

6 апреля 1948 г. отдел Управления кадров ЦК ВКП(б) направил в МВД СССР свое заключение по отчету Управления кадров МВД СССР о работе с кадрами за 1947 г., в котором были отмечены отдельные недостатки. 7 июля 1948 г. МВД СССР

1ЦГАОО РБ. Ф. 122. Оп. 26. Д. 516. Л. 260.

2 Там же. Л. 265.

утвердило новый Дисциплинарный устав милиции, которым регламентировались права, обязанности и дисциплинарная ответственность лиц рядового и начальствующего состава, начальников органов и подразделений милиции.

В октябре 1948 года Приказом министра внутренних дел был объявлен и введен в действие новый Устав постовой службы милиции - УПСМ-48, предусматривающий ряд новых принципиальных положений, согласно которым патрульная служба милиции стала обязательной частью наружной службы. В Уставе определялся порядок несения службы и права патрульных, были внесены изменения в обязанности и права постовых нарядов, предусматривалась организация офицерских постов милиции, устанавливалась категория постов, порядок закрепления за ними милиционеров, уточнялись правила составления дислокации. Позднее, в 1952 году, в Устав постовой и патрульной службы были внесены дополнения [Мулукаев 1991: 39].

Проверкой, проведенной по плану обкома ВКП(б) с привлечением руководящих работников МГБ, прокуратуры БАССР и горкома ВКП(б) с 25 апреля по 25 мая 1949 г. с охватом центрального аппарата МВД, Управления милиции, партийного бюро, политчасти и 12 горрайотделений МВД республики, было установлено, что работа с кадрами в Министерстве внутренних дел БАССР находится в крайне неудовлетворительном состоянии.

Общее число сотрудников МВД и милиции, предусмотренное по штату, 4 460 человек. На 1 мая текущего года фактически было укомплектовано 95,9%, количественный некомплект составлял 210 человек, в том числе: по аппаратам МВД 36 человек, оперативного и рядового состава милиции 104 человека.

В справке о результатах проверки состояния работы с кадрами МВД Башкирской АССР отражено движение кадров Министерства внутренних дел Башкирской АССР.

Прибыло-принято

МВД 1947 1948

936ч. 654ч. Убыло-уволено

МВД 1947 1948

981 ч. 845ч.

1 кв. 1949 124 ч.= 1714

1 кв. 1949

132 чел.=1958 на 27 мая 1949 г.

Качественный состав работников МВД и милиции характеризуется следующими данными: партийная прослойка к общему числу сотрудников составляла 45,7%, комсомольцев - 11,3%, русских - 49,1%, башкир - 14%, татар - 28,3%; с высшим и незаконченным высшим образованием - 1,4%, со средним - 10%, неполным средним -31,9%, низшим - 57,7%.

В 1948 г. по сравнению с 1947 г. особых изменений в сторону улучшения состава кадров не произошло. Более того, было допущено снижение партийной прослойки на 2,7%, с высшим и средним образованием - на 2,2% и увеличилось число работников с опытом работы до 1 года на 5,3%. В работе с кадрами отсутствовало должное внимание к подбору и выращиванию работников из коренной национальности башкир, особенно по руководящему составу центрального аппарата, где из более чем 90 начальников всех рангов управления МВД милиции из башкир работали лишь 3 человека.

Руководство Министерства и его отдел кадров неудовлетворительно вели работу по изучению подбора и расстановке кадров. Работники часто подбирались без предварительного всестороннего изучения и глубокой проверки, нарушался принцип подбора по деловым и политическим признакам. Нередко подбирались случайные лица и на почве родственных связей.

Текучесть кадров являлась катастрофической - всего было уволено или переведено на другую работу: в 1947 году 31 человек, или 56,3% всего личного состава; в 1948 г. - 9 человек, или 32,7%; в 1 квартале 1949 г. текучесть составило 55 человек, или 100% всего личного состава. Иными словами, за два года состав Ишимбайского горотдела полностью сменился. Это говорит о явном неблагополучии в подборе кадров, так как 16 человек, или 28,5%, за 1947 и 1948 гг. уволены по профнепригодности, как неблагонадежные, за злоупотребления и различные аморальные поступки.

В последующем появляются новые подразделения:

- Управление уголовного сыска, для борьбы с бандитизмом, грабежами, убийствами, кражами, разбоями и другими видами уголовных преступлений;

- Управление по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией [Полиция 1995: 234].

Неоднозначная оценка данному структурному изменению (переход милиции в МГБ СССР) была дана в исторических исследованиях. По мнению А.И. Кокурина, это объяснялось растущим влиянием В. Н. Абакумова, его стремлением переподчинить себе часть аппарата МВД, с одной стороны, и желанием Сталина создать мощную централизованную службу госбезопасности - с другой.

«Стремление улучшить работу милиции, укрепить её кадры во многом предопределило её передачу в октябре 1949 г. в ведение МГБ СССР. На данное решение непосредственное влияние оказал и тот факт, что практически сразу по окончании войны начала подниматься волна репрессий и органы милиции переориентировались на оказание содействия органам государственной безопасности» [Органы... 1996: 271].

К 1949 г. МВД СССР было настолько многоотраслевым ведомством, преимущественно занимавшимся строительством, добычей золота и редкоземельных элементов, леса, что ему было трудно ко всему еще отслеживать особенности преступности, разрабатывать соответствующие оперативные меры для борьбы с ней. Выделение отдельного ведомства, занимающегося борьбой с преступностью, было целесообразнее. На политотдел Главного управления милиции НКВД СССР, в частности, возлагалась обязанность - через систему парторганизаций направлять личный состав на успешное выполнение оперативно-служебных задач, бороться за укрепление социалистической законности. При этом лозунг о соблюдении революционной законности носил явно декларативный характер. В период сталинских репрессий понятие законности подвергалось заметной деформации, что и привело к дезориентации личного состава милиции, к созданию такой обстановки, которая способствовала сужению в понимании сотрудниками представлений о сути понятий и границах законности [Емелин 2009: 345-346].

В 1952 г. Главное управление милиции МГБ СССР представляло собой наиболее многочисленную структуру, включающую в себя:

1) политотдел;

2) управление милицейской службы;

3) управление уголовного сыска;

4) управление по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией;

5) отдел розыска;

6) паспортно-регистрационный отдел;

7) дорожный отдел;

8) спецотдел;

9) секретариат;

10) управление охраны на транспорте [ГАРФ].

На милицию решением Совета министров СССР в октябре 1952 г. была возложена охрана объектов торговли, а также некоторых учреждений и предприятий промышленности. Постановление Совета министров СССР от 29 октября 1952 г., положившее начало организации вневедомственной охраны, в общих чертах определяло структуру её аппарата на различных уровнях. Образованный в составе Главного управления милиции МГБ СССР отдел охраны стал центральным органом управления [Полиция 1995: 234].

В 1952 г. Московская школа милиции была преобразована в высшее юридическое учебное заведение, которое в 1954 г. стало называться Высшей школой МВД СССР. Срок обучения на основном факультете составлял три года. При школе функционировали одногодичные курсы усовершенствования руководящего состава и факультет заочного обучения (четырехгодичный) [Советская милиция 1987: 192].

Новый этап преобразований начался в 1953 г. с объединением МВД и МГБ в единое Министерство внутренних дел, осуществленным 6 марта, что повлекло за собой некоторое изменение существующей структуры. В частности, ряд производственно-строительных управлений МВД СССР был передан в ведение других министерств, а ГУЛАК и Отдел детских колоний переведены из МВД в Министерство юстиции СССР.

Таким образом, в первые послевоенные годы практически все оперативные подразделения вышли из системы МВД. За министерством оставался лишь оперативный контроль за исправительно-трудовыми колониями, спецпереселенцами и ссыльными. МВД в основном занималось различного рода хозяйственной деятельностью, преимущественно за счет сил заключенных ГУЛАГа. Введение органов внутренних дел в состав МГБ СССР имело ряд достоинств: была проведена серия мероприятий, укрепляющих оперативную оснащенность и материально-бытовое положение милиционеров. Обеспечивалось более тесное взаимодействие органов госбезопасности и милиции в борьбе с преступностью. Повышался общеобразовательный норматив для поступающих на службу в органы внутренних дел [Милиция 2008: 279].

Организационное положение органов внутренних дел в БАССР в послевоенный период, в целом, повторяло общесоюзное. Структура республиканского министерства и областных управлений МВД с 1945 г. претерпела незначительные изменения. До 1949 г. не было существенных изменений в руководящем составе управлений и отделов.

Итак, в послевоенный период партия и советское правительство прилагали усилия по укреплению кадрового потенциала органов милиции. Острый дефицит людских и материальных ресурсов в эти годы сильно сказывался на характере решений партии и правительства, придавая партийно-политической работе с милицейскими кадрами присущий только этому времени стиль.

Библиографический список

ГАРФ. Ф. 9415. Оп. 3с. Д. 186. Л. 147.

ЦГАОО РБ. Ф. 122. Оп. 26. Д. 516

Емелин С.М. Органы внутренних дел на Южном Урале в 1939-1953 годы: основные этапы развития и деятельности. М.: АЭБ МВД России, 2009.

Милиция Оренбуржья: служба высокого напряжения: сб. очерков / под ред. В.Л. Кубышко. М., 2008.

Министерство внутренних дел. 1902-2002: исторический очерк / под общ. ред. Р.Г. Нургалиева. М., 2004.

Мулукаев Р. Скилягин А.Т. История советской милиции: хронологический справочник. Л., 1991.

Органы и войска МВД России: краткий исторический очерк. М., 1996. Полиция и милиция России: страницы истории / сост. А.В. Борисов, А Н. Дугин, Р.С. Мулукаев, А.Я. Малыгин и др. М., 1995. СЗ СССР 1931 г., № 33. С. 247.

Советская милиция: история и современность 1917-1987 / под ред. А.В. Власова. М., 1987.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.