DOI 10.24412/2076-1503-2021 -2-97-100 ГАРАЕВ Газинур Арамисович,
аспирант кафедры теории и истории государства и права УВО «Университет управления «ТИСБИ», e-mail: mail@law-books.ru
12.00.01 - теория и история права и государства; история правовых учений
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА: ВОПРОСЫ ИСТОРИИ И СОВРЕМЕННОСТИ
Аннотация. Актуальность исследования вызвана вопросом взаимоотношений общества и государства, которые не всегда являлись абсолютно согласованными. Напряженные дискуссии относительно совместимости этих двух понятий проходят в юридической науке постоянно. Чтобы выяснить в этой связи диалектику морали и политики государства и гражданского общества, необходимо, прежде всего, четко обозначить их функции, провести между ними демаркационную линию. Целью общества не может и не должно выступать насилие. Цель государства - защита национальных интересов классов, групп, меньшинств, личности. Государство владеет мощным силовым аппаратом и всячески постоянно применяет его для защиты тех или иных интересов. Социуму не всегда это импонирует, но государство обязано осуществлять свои функции не всегда в интересах отдельных групп. Это противоречие, видимо, будет существовать, пока есть государство как политическая форма управления обществом. В наши дни, в связи с происходящими процессами глобализации, взаимодействие общества и государства претерпевает значительные изменения и трансформацию, что подлежит концептуальному исследованию.
Ключевые слова: гражданское общество, государство, общественные задачи, исследование, политика, власть, индивидуальная свобода.
GARAEV Gazinur Aramisovich,
post-graduate student of the Department of Theory and History of State and Law of the University of Management «TISBI»
INTERACTION OF CIVIL SOCIETY AND STATE: ISSUES OF HISTORY
AND MODERNITY
Annotation. The relevance of the study is caused by the issue of relations between society and the state, which were not always absolutely consistent. Intense discussions regarding the compatibility of these two concepts are constantly taking place in legal science. In order to clarify in this regard the dialectics of morality and politics of the state and civil society, it is necessary, first of all, to clearly define their functions, to draw a line of demarcation between them. Violence cannot and should not be the goal of society. The goal of the state is to protect the national interests of classes, groups, minorities, and individuals. The state owns a powerful power apparatus and constantly uses it in every possible way to protect certain interests. This does not always appeal to society, but the state is obliged to carry out its functions not always in the interests of individual groups. This contradiction, apparently, will exist as long as there is a state as a political form of society management. Today, in connection with the ongoing processes of globalization, the interaction of society and the state is undergoing significant changes and transformation, which is subject to conceptual research.
Key words: civil society, state, social tasks, research, politics, power, individual freedom.
Исследуемая тема - взаимодействие социума и государства, к сожалению, почти не затрагивается и мало обсуждается в современных правовых исследованиях.
Хотя следует уделить ей должное внимание, поскольку существует проблема, решение которой имеет важное значение. Совмещение воедино задач государства и общества часто приво-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2021
дит к немалым проблемным последствиям, не всегда положительно сказывающихся в конечном итоге на уровне жизни народа.
Для правильного установления абстрактных границ между гражданским обществом и государством и выявления оптимальных вариантов их взаимодействия следует изучить работы авторов, посвященные теме исследования гражданского общества.
История на многих примерах доказывает, что гражданское общество развивалось путем постепенного перехода людей от нецивилизованного состояния к цивилизованному. История Нового времени обозначает этот период как переход от феодализма к республиканским, конституционно-монархическим, либеральным режимам. При этом формируются новые типы моделей гражданского общества, и, соответственно, начинаются другие взаимоотношения между ними и государством.
Еще во времена Аристотеля (XVI в.) в пояснениях к «Политике» первичные упоминания «гражданского общества» были неоднозначны и размыты. Становление данной категории, как отмечает И. Кравченко, раскрыло глубину понятия «см^» - город, град - «см!^», подразумевающего и «управление», и «государство», и «гражданство», и «политику», и «цивильность» [1].
Начиная с того времени название «гражданское общество» применялось к абсолютно разным, а иногда и противоположным явлениям. Например, Локк трактовал «гражданское общество» как государственность, обладающую определенными социально экономическими и духовными аспектами; Т. Пейн характеризовал, таким образом, возможность самореализации интересов частных лиц или групп; Гегель считал «гражданское общество» промежуточным звеном между семьей и государством, обеспечивающим жизнеспособность общества и выполнение гражданских прав; Маркс рассматривал понятие общества исключительно в совокупности с социально-экономическими отношениями; Токвиль вообще не связывал это понятие с государством; Фергюсон выдвигал предположения, что оно соответствует чуть ли не всему обществу в целом. Возможно, подходы настолько разнятся из-за того, что заявленная идея не имела и не имеет надлежащего общего оформления, и поэтому не определена логическая теория, которая могла бы быть принята в юриспруденции в качестве аксиомы [3; 5; 6].
До сих пор нет четкого определения и целостной системы взглядов и понятий относительно взаимодействия гражданского общества и государства, отсутствует его идеология. В связи с этим, объясняются утверждения, что идея граж-
данского общества была всего лишь «регулятивной нормой» во времена буржуазных революций и не более того, а само гражданское общество появляется лишь в период начального индустриального этапа развития, чтобы уже во второй половине XIX в. преобразоваться в массовое общество и прекратить свое существование.
Многие авторы выдвигают мысль о том, что феномен гражданского общества, будучи творчеством и продуктом эпохи Нового времени, существует и сейчас. Имеются также предположения, что идея гражданского общества никогда не была опредмечена и представляла собой всего лишь идеал. Отдельная категория исследователей пытается рассматривать «гражданское общество» без какой-либо связи с институтом государства, определяя это понятие как «ту ткань нашей совместной с другими жизни, которая для своего поддержания не нуждается в государстве, поскольку создается за счет низовых инициатив» и ориентируясь на рынок и общественность [2; 4].
Необходимо отметить, что некоторые современные авторы считают «гражданское общество» или политизированным явлением, или вовсе не политизированным. Такие теоретические разногласия объясняются постепенным процессом укрепления демократических структур в их долгом противоборстве с абсолютизмом и становлением правового государства.
В наше время считается, что «гражданское общество» включает в себя все общественные отношения, не связанные с политикой: экономические, социальные, национальные, духовно-нравственные, религиозные и т.д.
Некоторые исследователи современности объясняют это понятие, как развитую форму общности людей или совокупность их организаций, обеспечивающих свободную жизнедеятельность граждан. В то же самое время гражданское общество - объективная реальность и никакая государственная власть не может соперничать с ним, а только выстраивать разнообразные правовые формы взаимодействия. Важно понимать характерные особенности гражданского общества, какие связующие элементы и отношения закладываются в нем на определенном этапе его развития, насколько возможно или невозможно реализовать стремление членов общества к совместному творческому труду или самоуправлению, каково отношение между публичной властью и индивидуальной свободой, каково качество соблюдения и защиты конституционных прав граждан.
Государственная власть в силах подвергнуть определенной трансформации гражданское общество, изменить процессы взаимодействия и функционирования отдельных его составляющих,
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2021
свести к необходимому минимуму автономию и самостоятельность индивидов и социальных групп во имя сохранения стабильности и национальной безопасности.
Так, в советский послевоенный период в СССР во имя общего блага и развития государственности и, собственно, самого гражданского общества, с помощью правовых институтов и законодательного массива, отдельные запреты игнорировали гражданские права конкретного человека (уголовная ответственность за нарушение правил прописки, за ведение паразитического образа жизни, тунеядство и т.д.) [8]. В то же самое время большинство граждан советского государства имели право на бесплатное получение жилья, образования, медицинской помощи и др. Во имя правопорядка, устанавливаемого для большинства граждан, приходилось предпринимать не всегда демократические механизмы для достижения общих задач и целей.
В современный период проблемы взаимодействия государства и гражданского общества проявляются в различных сферах. Например, в противодействии деятельности экстремистским организациям и сообществам государством предпринимаются жесткие меры запретительного характера, устанавливаемые федеральным законодательством (запрет на отдельные виды деятельности, введение т.н. «комендантского часа», запреты на передвижения отдельных лиц (групп) и контроль за их образом жизни и поведением и т.д.) [9], что необходимо для сохранения общественного порядка и безопасности. Последние события, связанные с пандемией коронавируса, и вводимые жесткие запреты (передвижения в локациях, запрет выхода на улицу, ношение масок и т.д.) вызывали непонимание и сопротивление представителей гражданского общества, особенно за рубежом. Можно наблюдать множество протестов в европейских странах, связанных с введением локдаунов, что усиливает противостояние государства с гражданским обществом.
Однако необходимо помнить, что основной участник, главное действующее лицо, ресурс гражданского общества и государства - человек. Человек как личность - это индивид, имеющий определенную систему потребностей, интересов и ценностей. Возможность реализации этой системы и превращает человека в главного участника общественного развития, члена гражданского общества, гражданина государства.
Внедрение данного аспекта в современную политико-правовую мысль отразило процесс ускорения в социуме норм индивидуальной и групповой свободы личности в сбалансированное состояние с государственным началом. По меркам гражданского общества личность и создаваемые
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2021
личностями добровольные сообщества расцениваются как самостоятельный источник влияния в социуме, противоположный государственной власти и конкурирующий с ним по многим вопросам.
Личность, как составляющее звено гражданского общества, неизбежно развивается и изменяется в соответствии со спецификой ее взаимодействия с государством и определенными функциями, осуществляемыми государством в тот или иной момент.
Иными словами, каждый раз, в зависимости от поставленных задач, взаимодействие государства с гражданским обществом принимает определенную форму, создавая социальные группы со специфическими структурными и организационными характеристиками, что требует изучения при помощи этнометодологических практик [7], которые дадут возможность выстраивания взаимоотношений государства и гражданского общества в позитивных направлениях.
Учитывая все сказанное выше, можно подвести итог - на различных этапах развития общества формировалось несколько вариантов взаимодействия гражданского общества и государства. А именно: государство берет на себя выполнение задач гражданского общества; государство и гражданское общество в политической борьбе ведут спор о распределении полномочий и компетенций; государство и гражданское общество взаимодополняют друг друга через цивилизованное разделение политических и социальных функций. Последнее, по нашему мнению, наиболее приемлемо и целесообразно.
Роль государства стараются свести к минимуму, отнести ее лишь к соблюдению прав гражданина, защиты принципов демократии. Но подобное отношение к государству уже приводит к отрицательным результатам. В сфере экономики, например, в развивающихся странах государства по факту не имеют возможности заниматься национальной экономикой, т.к. эту функцию приняли на себя транснациональные корпорации. Результат очевиден: уровень жизни большей части населения резко снизился и продолжает снижаться. Это порождает социальные катастрофы со всеми вытекающими из этого последствиями. В духовной сфере государство в такой ситуации лишается возможности содействовать сохранению национальной культуры. Миллионная миграция людей из одной страны в другую приводит к постепенному размыванию национальной идентичности. Одним словом, баланс во взаимодействиях государства и общества не должен быть нарушен.
А согласованное взаимодействие государства и гражданского общества обеспечит правопорядок на правовой карте мира.
Список литературы:
[1] Аристотель. Соч.: в 3 т. - М.: Изд-во «Мысль», 1981. - Т. 3. - 613 с.
[2] Богданова Е.Е., Богданов Д.Е., Василевская Л.Ю. Гражданское право: учеб.: в 2 т. - М.: Проспект, 2020. - Т. 2. - 448 с.
[3] Гражданское право: учеб.: в 2 т. / О.Г. Алексеева, Е.Р. Аминов, М.В. Бандо и др.; под ред. Б.М. Гонгало. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Статут, 2018. - Т. 2. - 560 с.
[4] Долинская В.В. Гражданское право. Юридические факты: учеб. пособие / отв. ред. В.В. Долинская, В.Л. Слесарев. - М.: Проспект, 2017.
- 172 с.
[5] Филиппова С.Ю. Юридические факты в гражданском праве: в 3 ч. - М.: Статут, 2020. - Ч. 1: Правомерные юридические действия: гражданско-правовые проблемы квалификации. - 366 с.
[6] Шевчук С.С. Юридические факты в российском гражданском праве: монография / С.С. Шевчук, Н.В. Петров, И.С. Херовинчук. - Невинно-мысск: НИЭУП, 2018. - 235 с.
[7] Степаненко Р.Ф. Этнометодологические практики в доктрине правовой политики: общетеоретические проблемы // Право и политика. - 2016.
- № 2. - С. 287 - 295.
[8] Степаненко Р.Ф. Институциональное содержание общеправовой теории маргинально-сти. - Казань, 2015.
[9] Шляхтин Е.П., Степаненко Р.Ф. Противодействие деятельности экстремистских организаций и сообществ: актуальные проблемы теории и практики // Вестник Казанского юридического института МВД России. - 2017. - № 2 (28). - С. 100
- 104.
Spisok iteratury:
[1] Aristotel'. Soch.: v 3 t. - M.: Izd-vo «Mysl'», 1981. - T. 3. - 613 s.
[2] Bogdanova E.E., Bogdanov D.E., Vasile-vskaya L.Yu. Grazhdanskoe pravo: ucheb.: v 2 t. - M.: Prospekt, 2020. - T. 2. - 448 s.
[3] Grazhdanskoe pravo: ucheb.: v 2 t. / O.G. Alekseeva, E.R. Aminov, M.V. Bando i dr.; pod red. B.M. Gongalo. - 3-e izd., pererab. i dop. - M.: Statut, 2018. - T. 2. - 560 s.
[4] Dolinskaya V.V. Grazhdanskoe pravo. Yurid-icheskie fakty: ucheb. posobie / otv. red. V.V. Dolinskaya, V.L. Slesarev. - M.: Prospekt, 2017. -172 s.
[5] Filippova S.Yu. Yuridicheskie fakty v grazh-danskom prave: v 3 ch. - M.: Statut, 2020. - Ch. 1: Pravomernye yuridicheskie dejstviya: grazhdan-sko-pravovye problemy kvalifikacii. - 366 s.
[6] Shevchuk S.S. Yuridicheskie fakty v rossi-jskom grazhdanskom prave: monografiya / S.S. Shevchuk, N.V. Petrov, I.S. Herovinchuk. - Nevinnomyssk: NIEUP, 2018. - 235 s.
[7] Stepanenko R.F. Etnometodologicheskie praktiki v doktrine pravovoj politiki: obshcheteoretich-eskie problemy // Pravo i politika. - 2016. - № 2. - S. 287 - 295.
[8] Stepanenko R.F. Institucional'noe soderzh-anie obshchepravovoj teorii marginal'nosti. - Kazan', 2015.
[9] Shlyahtin E.P., Stepanenko R.F. Protivode-jstvie deyatel'nosti ekstremistskih organizacij i soob-shchestv: aktual'nye problemy teorii i praktiki // Vest-nik Kazanskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. - 2017. - № 2 (28). - S. 100 - 104.
\
ЮРКОМ ПАНИ
www. law-books, ru
Юридическое издательство «ЮРКОМПАНИ» издает научные журналы:
• Научно-правовой журнал «Образование и право», рекомендованный ВАК Министерства науки и высшего образования России (специальности 12.00.01,12.00.02), выходит 1 раз в месяц.
• Научно-правовой журнал «Право и жизнь», рецензируемый (РИНЦ, Е-1лЬгагу), выходит 1 раз в 3 месяца.
Г
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2021