DOI 10.24411 /2076-1503-2020-11215 ГАРАЕВ Газинур Арамисович,
аспирант кафедры теории и истории государства и права УВО «Университет управления «ТИСБИ»
e-mail: [email protected]
12.00.01 - теория и история права и государства; история правовых учений
ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА
Аннотация. Гоажданское общество представляет собой один из признаков современного демократического государства, что делает актуальным изучение его взаимодействия с государственно-правовыми институтами. Целью работы является рассмотрение существующих классификаций форм взаимодействия государства, права и общества, а также выделение оптимального, по нашему мнению, подхода. В настоящей работе автором был предложен один из вариантов классификации форм взаимодействия государства, права и гражданского общества, который выражается в воздействии различных объектов друг на друга; их взаимной обусловленности и изменениях состояний или взаимопереходе, а также порождении одним объектом другого.
Ключевые слова: гражданское общество, форма взаимодействия, государственные институты, демократия, политическая партия, саморегулирование, лицензирование, религиозные суды.
GARAEV Gazinur Aramisovich,
post-graduate student of the Department of Theory and History of State and Law, HEI «University of Management «TISBI»
LEGAL FORMS OF INTERACTION BETWEEN CIVIL SOCIETY
AND THE STATE
Annotation. Civil society is one of the signs of a modern democratic state, which makes it relevant to study its interaction with state-legal institutions. The purpose of the work is to consider the existing classifications of forms of interaction between the state, law and society, as well as to highlight the best, approach. In the present work, the author has proposed one of the options for classifying the forms of interaction between the State, law and civil society, which is expressed in the impact of various objects on each other; their mutual conditionality and changes in states or mutual transition, as well as the generation by one object of another.
Key words: civil society, form of interaction, state institutions, democracy, political party, self-regulation, licensing, religious court.
Исследуя концепцию гражданского общества и его взаимодействие с институтами государственности, зачастую исследователи сводят свои доводы к противопоставлению или отождествлению двух данных категорий. Существуют концепции, рассматривающие гражданское общество как явление, существующее наряду с государством в качестве его противоположности, как высшую ступень развития общества, приходящую на смену государственности, и др. Наиболее же обоснованным и целесообразным представляется подход, предложенный Г.В. Косовым, О.В. Паслером, которые предлагают при исследовании соотношения гражданского общества, государства и права приме-
нять принцип дополнительности, основное внимание направляя не на поиски общего и различного, а на рассмотрение взаимодействия и взаимопроникновения данных феноменов [2; 4; 6; 11].
Развитые современные государства провозглашают в своих основных законах демократические начала, которые невозможны без наличия развитого гражданского общества. Следовательно, изучение наиболее эффективного взаимодействия гражданского общества и государства представляет собой одну из актуальнейших проблем современности, разрешение которой необходимо для установления демократических, правовых начал государственности и дальнейшего развития всего общества.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
Гражданское общество в государстве позволяет устанавливать баланс интересов между личностью или группой людей и властью. Гражданское общество представляет собой систему внутригосударственных общественных отношений и институтов, дающую возможность человеку реализовать его гражданские права и выражающую разнообразные потребности, интересы и ценности членов общества [5].
В научных работах формы взаимодействия государства и гражданского общества рассматриваются через призму институтов непосредственной демократии, что приводит к отождествлению понятий форм непосредственной демократии и форм взаимодействия гражданского общества и государства. Например, М.А. Пиманова подразделяет формы прямого взаимодействия государства и гражданского общества на институты непосредственной демократии (конституционное право избирать и быть избранным), а также процедурные (референдум, общественные инициативы, публичные встречи, дебаты и др.) [7]. С.А. Авакьян в числе форм взаимодействия гражданского общества и государства предлагает рассматривать императивные, в которых воля народа имеет решающее значение и обязательна для государства (референдум, выборы и др.), и консультативные, в которых окончательное решение по вопросу принадлежит непосредственно государству в лице его органов (обращения граждан, общественные обсуждения, общественная инициатива и др.) [1].
Представляется, однако, что при таком рассмотрении форм взаимодействия государства и гражданского общества из поля зрения авторов исключаются такие важные правовые формы, как, например, коллективный иск, соглашения между государственными органами и объединениями граждан. Так же императивное воздействие в подобных классификациях сводится к одностороннему воздействию гражданского общества на государство и не учитывается обратное воздействие, опосредованное правом.
В то же самое время выявление и установление этих обратных связей между государством и гражданским обществом устанавливается в Основном Законе, где, с одной стороны, ключевую роль играют правоохранительные нормы, обеспечивающие публично-политические и личные права и свободы человека и гражданина как участника гражданского общества, с другой - посредством установления общностей субъектов правоотношений гарантируется функционирование справедливого правопорядка в обществе, и только при таком взаимодействии возможно эффективное функционирование и государства, и гражданского общества [8], отмечает Р.Ф. Степаненко.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020
Понятие взаимодействие в словаре русского языка С.И. Ожегова определяется как взаимная связь двух явлений. Взаимодействие - одна из основных философских категорий, которая отражает процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и изменение состояния или взаимопереход, а также порождение одним объектом другого. Исходя из этого, можно сделать вывод о существовании трех основных форм взаимодействия, рассмотрим их проявление при исследовании гражданского общества и государства.
Первой формой взаимодействия государства и гражданского общества следует считать их воздействие друг на друга. Воздействие гражданского общества на государство проявляется в таких демократических институтах, как референдум, выборы, общественные обсуждения, общественная инициатива и т.д. Обратное же воздействие, по нашему мнению, проявляется посредством законодательства, устанавливающего определенные пределы, формы, в которых гражданское общество может проявляться, в частности, в формах участия некоммерческих организаций, в соответствии с положениями о проведении митингов, протестов и т.д. В данном случае право служит важнейшим инструментом для сохранения порядка в обществе, не позволяя учинять беспорядки, сохраняя основы государственного устройства.
Вторая форма взаимодействия государства и общества выражается в их взаимной обусловленности и изменении состояния или взаимопереходе институтов гражданского общества и государства.
Отражением данной формы взаимодействия можно считать распределение части функций по правовому регулированию отдельных видов деятельности между государством и иными видами регулирования общественных отношений. Так, отечественное законодательство идет по пути от лицензирования к саморегулированию, к иным способам самозащиты прав граждан. Получают свое развитие децентрализованные виды правового регулирования (дополнительное регулирование). Именно в рамках такого подхода, например, строительная деятельность была передана в 2010 г. под контроль саморегулируемых организаций. В зарубежной практике имеются случаи и обратного характера: отказ от саморегулирования ввиду его неэффективности в пользу государственного регулирования. Например, Великобритания передала в 2001 г. функции СРО в области рынка ценных бумаг Управлению финансовых услуг (Financial Services Authority - FSA) [10].
Другим примером данной формы взаимодействия можно считать появление в различных
странах религиозных судов. Например, шариатские суд, кажущиеся анархизмом в XIX в., активно действуют в Великобритании, Греции, Австрии и в ряде других стран. Наиболее ярким примером служат страны англосаксонской системы права, в частности Великобритания, где шариатские суды действуют уже с 1982 г. Н.А. Голованова отмечает, что религиозные суды по своей сути превратились в отдельный правовой институт, существующий параллельно со светской правовой системой, или же как религиозный арбитраж [3]. Следовательно, в современных государствах внутри национальной правовой системы силами некоторых групп граждан формируется совершенно новый религиозный суд, действующий независимо от судебных органов государства, преобразуя его правовую систему. В настоящее время правовое регулирование, а также определение правовой природы религиозных судов представляется проблемным для законодателей, однако в Греции деятельность религиозных судов успешно имплементирована в правовую и государственную системы. Данный пример показывает, что иногда правовые институты могут быть подвержены изменениям, инициированным институтами гражданского общества.
Значительную роль в регулировании взаимодействия государства и гражданского общества сегодня приобретают морально-нравственные, этические нормы. Например, активно принимаемые кодексы этики работников правоохранительной системы (кодекс судейской этики, кодекс этики работников полиции, адвокатуры, нотариата и т.д.) способствуют установлению нравственного климата во взаимодействии государства и гражданского общества [9].
Третья форма взаимодействия раскрывается как образование одним объектом другого. В рамках исследования проблематики взаимодействия гражданского общества и государства проявление данной формы можно рассмотреть на примере института политических партий. Появление политических партий инициируется среди групп людей, формирующих условия для дальнейшей реализации поставленных перед собой задач через органы власти государства. Лишь соблюдение определенных условий и наличие голосов на выборах позволяют им вступать в политическое взаимодействие, влияя на состояние государственности. Зарождаясь как институт гражданского общества, политические партии, получившие в рамках права место в парламенте, становятся частью государственного механизма. Однако же не все создаваемые политические партии могут пройти такой путь, некоторые из них так и остаются вне государства, фактически оставаясь вне правового поля.
С другой стороны, как ранее уже было сказано, законодательные органы государства при нормотворчестве могут допускать существование тех или иных институтов гражданского общества, формы выражения данных институтов (вводить новые организационные формы юридических лиц, регламентировать способы участия групп граждан в обсуждении законопроектов и т.д.), что также влияет на состояние гражданского общества и состояние правопорядка в государстве.
Таким образом, перечисленные и рассмотренные нами различные формы правового взаимодействия гражданского общества и государства, получающие развитие в современных общественных отношениях, следует изучать с учетом всех изменений как самих социальных коммуникаций, так и развития законодательства, призванного обеспечить правопорядок в любом государстве.
Список литературы:
[1] Авакьян С.А. Конституционное право России: учеб. курс: учеб. пособие: в 2 т. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма: ИНФА-М., 2014. - Т. 1. - 864 с.
[2] Бакунин М.А. Философия. Социология. Политика. - М.: Правда, 1989. - 623 с.
[3] Голованова Н.А. Шариатские суды в Великобритании: параллельная правовая система или религиозный арбитраж? // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. - 2017. - № 3 (64). - С. 23 - 29.
[4] Гумбольдт В. фон. Опыт установления границ деятельности государства // Гумбольдт В. фон. Язык и философия культуры. - М., 1985. - 451 с.
[5] Зотова З.М. Власть и общество: проблемы взаимодействия / под общ. ред. С.А. Попова. - М.: ИКФ «Омега-Л», 2001. - 346 с.
[6] Модели взаимодействия гражданского общества и государства в глобальной общественно-политической системе: монография / Косов Г.В., Паслер О.В.; под ред. А.А. Вартумяна. - Ставрополь: Ставролит, 2010. - 154 с.
[7] Пиманова М.А. Правовой статус государственно-общественных объединений: конституционно-правовое исследование: дис. ... канд. юрид. наук. - Тюмень, 2007. - 231 с.
[8] Степаненко РФ. Справедливость и зако-нопорядок: теоретико-методологический аспект // Государство и право. - 2020. - № 6. - С. 79 - 89.
[9] Степаненко РФ., Юн Л.В. Этические основы правоприменительной деятельности: актуальные вопросы теоретического правоведения // Вестник Казанского юридического института МВД России. - 2018. - № 2 (32). - С. 189 - 196.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
[10] Чулюков Ю.В. Развитие законодательства о саморегулировании в сфере паевых инвестиционных фондов // Законодательство. - 2007. -№ 4. - С. 39 - 45.
[11] Шабров О.Ф. Реформа государственной службы: открытость и эффективность, // Социология власти. - 2005. - Т. 5. - № 3. - С. 5 - 16.
Spisok literatury:
[1] Avak'yan S.A. Konstitucionnoe pravo Rossii: ucheb. kurs: ucheb. posobie: v 2 t. - 5-e izd., pererab. i dop. - M.: Norma: INFA-M., 2014. - T. 1. - 864 s.
[2] Bakunin M.A. Filosofiya. Sociologiya. Poli-tika. - M.: Pravda, 1989. - 623 s.
[3] Golovanova N.A. Shariatskie sudy v Veliko-britanii: parallel'naya pravovaya sistema ili religioznyj arbitrazh? // Zhurnal zarubezhnogo zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniya. - 2017. - № 3 (64). -S. 23 - 29.
[4] Gumbol'dt V. fon. Opyt ustanovleniya granic deyatel'nosti gosudarstva // Gumbol'dt V. fon. Yazyk i filosofiya kul'tury. - M., 1985. - 451 s.
[5] Zotova Z.M. Vlast' i obshchestvo: problemy vzaimodejstviya / pod obshch. red. S.A. Popova. - M.: IKF «Omega-L», 2001. - 346 s.
[6] Modeli vzaimodejstviya grazhdanskogo obshchestva i gosudarstva v global'noj obshchest-venno-politicheskoj sisteme: monografiya / Kosov G.V., Pasler O.V.; pod red. A.A. Vartumyana. - Stavropol': Stavrolit, 2010. - 154 s.
[7] Pimanova M.A. Pravovoj status gosudarst-venno-obshchestvennyh ob"edinenij: konstitucion-no-pravovoe issledovanie: dis. ... kand. yurid. nauk.
- Tyumen', 2007. - 231 s.
[8] Stepanenko R.F. Spravedlivost' i zakonopo-ryadok: teoretiko-metodologicheskij aspekt // Gosu-darstvo i pravo. - 2020. - № 6. - S. 79 - 89.
[9] Stepanenko R.F., Yun L.V. Eticheskie osnovy pravoprimenitel'noj deyatel'nosti: aktual'nye voprosy teoreticheskogo pravovedeniya // Vestnik Kazan-skogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. - 2018. -№ 2 (32). - S. 189 - 196.
[10] Chulyukov Yu.V. Razvitie zakonodatel'stva o samoregulirovanii v sfere paevyh investicionnyh fondov // Zakonodatel'stvo. - 2007. - № 4. - S. 39 - 45.
[11] Shabrov O.F. Reforma gosudarstvennoj sluzhby: otkrytost' i effektivnost', // Sociologiya vlasti.
- 2005. - T. 5. - № 3. - S. 5 - 16.
ЮРКОМ ПАНИ
www. law-books, ru
л_
Юридическое издательство
«ЮРКОМПАНИ»
Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.
Профессионально.
В максимально короткие сроки.
Размещаем в РИНЦ, Е-ПЬгагу.
f
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020