УДК - 347 ПИСАРЕВ Александр Николаевич,
ББК - 67.404 доктор юридических наук, профессор,
профессор кафедры конституционного права имени Н.В. Витрука Российского государственного университета правосудия
+7(495)-332-52-76
12.00.03 - гражданское право; предпринимательское право; семейное право;
международное частное право
ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ОСНОВНЫХ ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫХ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ
Аннотация. В статье рассматриваются конституционно-правовые аспекты взаимодействия государства и гражданского общества, которые автор связывает с важнейшими постулатами, ценностями, целями гражданского общества, вытекающими из его публичной сущности и во многом совпадающими с основными целями и конституционными характеристиками демократического, правового, социального государства в России.
На основе анализа различных точек зрения исследователей на формы взаимодействия государства и гражданского общества в Российской Федерации выделяются такие их виды, как: императивные; консультативные; направленные на развитие гражданской правотворческой инициативы, расширение возможностей для публичного обсуждения проектов нормативных правовых актов, проведение их общественной экспертизы общественными палатами и советами; регламентирующие юридические процедуры обращения граждан в органы публичной власти, к должностным лицам и оспаривания их решений, действий (бездействия), путем предъявления административного искового заявления, протестные.
Ключевые слова: гражданское общество; государство; формы (институты) взаимодействия государства и гражданского общества; единые публично-правовые цели государства и гражданского общества; основные конституционные характеристики демократического, правового, социального государства; императивные, консультативные, протестные формы взаимодействия государства и гражданского общества; формы направленные на развитие гражданской законодательной инициативы; общественная экспертиза нормативных правовых актов; обращение граждан в органы публичной власти.
PISAREV Alexander Nikolaevich,
Doctor of legal Sciences, Professor, Professor of Constitutional Law N.V. Vitruk of the Russian state University of justice +7(495)-332-52-76
CONCEPT AND TYPES OF MAJOR PUBLICLY-LEGAL FORMS OF INTERACTION BETWEEN THE STATE AND CIVIL SOCIETY IN THE RUSSIAN FEDERATION: CONSTITUTIONAL-LEGAL ASPECTS
Abstract. The article discusses the constitutional law aspects of cooperation between the state and civil society, which the author connects with the most important postulates, values, goals, civil society arising from its public nature and largely coincide with the main objectives and characteristics of the constitutional, democratic, legal, social state in Russia. Based on the analysis of different points of view of researchers about the forms of interaction between state and civil society in the Russian Federation, are allocated to such types as: mandatory; Advisory; directed to the development of civil legislative initiative, expanding opportunities for public discussion of draft legal acts, their public examination public chambers and councils; principles
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО №11 • 2017
• ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
regulating legal procedure for citizens " appeals to public authorities, officials and challenge decisions, actions (inaction), by filing an administrative claim, protest.
Keywords: civil society; the state; forms (institutions) of interaction between the state and civil society; a unified public law purpose of the state and civil society; main constitutional characteristics of the democratic, civil, legal, and social state; mandatory, advisory, protest forms of interaction between state and civil society; forms aimed at the development of civil legislative initiative; public expertise of normative legal acts; the treatment of citizens in public authorities.
В Конституции и законодательстве Российской Федерации до настоящего времени отсутствует легальное определение (понятие) гражданского общества, его институтов и форм взаимодействия с государством, несмотря на устойчивое понимание в обществе и государстве важности и необходимости их становления и развития, а также очевидные усилия, предпринимаемые в этом направлении органами государственной власти Российской Федерации (примером этого может являться указ Президента Российской Федерации [12], в соответствии с которым основными задачами деятельности данного консультативного органа при Президенте определены: содействие процессам гуманизации и модернизации российского общества; подготовка предложений Президенту о создании благоприятных условий для развития институтов гражданского общества и расширения участия граждан в модернизации страны, в том числе, путем передачи отдельных функций государственных органов институтам гражданского общества, и др.).
Кроме того, следует признать, что в отечественной науке гражданское общество до последнего времени в основном исследовалось, прежде всего, в контексте проблематики политологии, социологии, философии, истории.
Все сказанное, по нашему мнению, во многом предопределило, прежде всего, в юридической науке и дискуссионность термина «гражданское общество», и ошибочное представление некоторых исследователей о том, что общественные отношения, возникающие в процессе организации и функционирования гражданского общества, не только не имеют конституционно-
правовой природы, но и не могут регулироваться нормами публичного права, в котором, как известно, одним из субъектов правоотношений является орган публичной власти.
Например, М.В. Баглай, с одной стороны, признавая, что «конституционное право создает необходимые условия для гражданского мира и согласия, сдерживая борьбу за власть различных политических, в том числе экстремистских и реставраторских, сил в рамках цивилизованных правил поведения», с другой стороны, утверждает, что «в подлинно гражданском обществе, которое сейчас складывается в России, конституционное право не может регулировать и устанавливать отношения человека с обществом, основы общественного строя, принципы гражданского общества, поскольку гражданское общество независимо от государства и стоит над ним, оно строится на признании свободы и инициативы человека и объединений людей как в политической, так и в экономической областях» [1, с. 18].
В этом же контексте Н.С. Бондарь пишет, что гражданское общество — это не юридическая и не государственно-правовая категория; государство не может, не способно «учредить», «декретировать», «установить» своими законами желательный для него образ гражданского общества, поскольку гражданское общество -это порядок реальных общественных отношений, который складывается объективно [2, с. 29].
С учетом отмеченных известных случаев использования, особенно в последнее время в странах Ближнего Востока и странах бывшего СССР, массовых протестных акций гражданского неповиновения в ка-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2017
честве инструмента для совершения государственных антиконституционных переворотов, разрушения или ослабления государства и его институтов представляется, что формы взаимодействия государства и гражданского общества должны иметь прочную конституционно-правовую основу.
Тогда они могут рассматриваться одновременно в качестве конституционно-правовых институтов, представляющих собой совокупность правовых норм права, призванных регулировать качественно однородные, общественные отношения, возникающие в процессе реализации членами гражданского общества своего права на волеизъявление в детально регламентированных в законодательстве формах непосредственной или представительной демократии.
Однако, по точному замечанию А.В. Ла-гуткина и Л.Ю. Грудцыной, в настоящее время Конституция России 1993 г., хотя и является документом прямого действия, не обеспечивает в полном объеме реальное, адекватное сотрудничество государства и общества во многом из-за того, что в ней отсутствует глава, посвященная гражданскому обществу, имевшаяся в первоначальном конституционном проекте 1992 г., разработанном Конституционной комиссией [5, с. 25].
С точки зрения конституционно-правовой проблематики гражданское общество может быть рассмотрено в качестве общественно-полезной (публичной) деятельности, осуществляемой гражданами индивидуально или в составе созданных ими в соответствии с законодательством организаций в целях реализации, охраны и защиты конституционных прав и свобод, становления, развития, обеспечения реальности и исполнимости основных конституционных постулатов, ценностей, характеризующих демократическое, правовое, социальное и светское государство в Российской Федерации.
Поэтому при определении основных форм взаимодействия государства и гражданского общества необходимо ориентироваться на важнейшие постулаты, ценности, цели гражданского общества, вытека-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО №11 • 2017
ющие из его публичной сущности и во многом совпадающие с основными конституционными характеристиками демократического, правового, социального государства в России [8, с. 130-150; 9, с. 24].
Из сказанного следует, что такого рода взаимодействие должно осуществляться, прежде всего, в детально регламентированных в Конституции и законодательстве формах непосредственной демократии.
При этом следует признать, что, несмотря на понимание важности детальной правовой регламентации институтов непосредственной демократии в качестве важнейших форм взаимодействия государства и гражданского общества, в отечественной юридической науке и практике правового регулирования до настоящего времени не сложилось четкого представления о соотношении указанных институтов и форм.
Например, в одних случаях к формам взаимодействия государства и гражданского общества относят такие институты непосредственной демократии, как выборы, референдум, народные обсуждения проектов важных государственных и территориальных решений и законов, петиции, народные инициативы, собрания (сходы) граждан по месту их жительства, опросы населения [10, с. 588]. В других - выборы органов государственной власти и должностных лиц, референдум, собрания (сходы) граждан по месту жительства, отчеты, досрочный отзыв депутатов и выборных должностных лиц, обращения, петиции граждан и народную правотворческую инициативу, институты собраний, митингов, шествий, демонстраций и пикетирования [6].
Многие исследователи, исходя из принятой в советской правовой науке методологической установки, к числу институтов прямой демократии, в том числе призванных обеспечить взаимодействие органов власти и гражданского общества, относят все институты, не относящиеся к институтам представительной демократии [11].
М.А. Пиманова выделяет две группы прямого демократического взаимодействия государства и гражданского общества. В первую группу она относит, в том
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
числе, институты непосредственной демократии, связанные с реализацией таких конституционных прав и свобод, как право избирать и быть избранным, право голосовать за или против кандидатов. Во вторую группу она включает такие институты непосредственной демократии, которые предусматривают соответствующие юридические процедуры, а именно: референдум, публичные встречи, гражданские форумы и дебаты, гражданские инициативы, общественные советы, гражданские обсуждения законопроектов [7].
В.В. Комарова помимо императивной выделяет регулятивную, консультативную и комплексную группы форм непосредственной демократии [4].
Заслуживает внимания мнение В.В. Гриб о том, что_ключевой формой взаимодействия органов государственной власти и институтов гражданского общества является деятельность общественных советов (палат) [3, с. 144].
Анализ различных точек зрения на формы (институты) взаимодействия государства и гражданского общества позволяет прийти к пониманию форм взаимодействия государства и гражданского общества как детально регламентированных в нормах конституционного законодательства основных институтов (форм) непосредственной и представительной демократии, направленных на реализацию важнейших постулатов и ценностей, вытекающих из конституционных характеристик демократического, правового, социального государства в России.
Кроме этого, подобный подход позволяет выделить следующие виды форм взаимодействия государства и гражданского общества в зависимости от их содержания и характера принимаемых решений.
Правовое регулирование общественных отношений, возникающих в процессе взаимодействия государства и гражданского общества, относится к предмету конституционного права, поскольку направлено на регулирование публичных властных отношений, субъектами которых являются не только граждане, реализующие свои конституционные права и свободы, но и создаваемые ими организации, выступа-
ющие в данном случае в качестве элементов гражданского общества.
1. Императивные формы (референдум, выборы, голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования), которые позволяют выявить обязательную для исполнения волю гражданского общества (местного сообщества).
2. Консультативные формы, позволяющие органам публичной власти выявить мнение, интересы гражданского общества (местного сообщества) и учитывать их в правотворческой и правоприменительной деятельности органов публичной власти (публичные слушания; консультативные опросы; собрания, сходы конференции (собрание делегатов) граждан; территориальное общественное самоуправление; обсуждения региональных и местных проблем в средствах массовой информации).
3. Формы, направленные на развитие гражданской правотворческой инициативы, расширение возможностей для публичного обсуждения проектов нормативных правовых актов, проведение их общественной экспертизы общественными палатами и советами, создаваемыми при органах публичной власти.
4. Формы, регламентирующие юридические процедуры обращения граждан в органы публичной власти, к должностным лицам, в том числе, в интерактивной форме «электронной демократии» и оспаривания их решений, действий (бездействия) путем предъявления административного искового заявления гражданином, организацией, иными лицами, которые могут обратиться в суд, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
5. Протестные формы публичных мероприятий, призванные привлечь внимание власти к существующим проблемам (митинги, шествия, демонстрации, пике-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2017
тирования и др.). Такие формы должны обеспечить населению возможность выразить свое мнение по тем или иным вопросам общественной и политической жизни, гармонизировать взаимодействие общества и институтов власти в целях решения, прежде всего, на региональном и местном уровнях публичной власти таких социально-экономических проблем, как рост тарифов в области жилищно-коммунального хозяйства, безработица, коррупция, рост преступности, экологические проблемы и др.
Список литературы:
[1] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М.: Норма, Инфра-М, РИОР. 2013.
[2] Бондарь Н.С. Гражданин и публичная власть: Конституционное обеспечение прав и свобод в местном самоуправлении. М., 2004.
[3] Гриб В.В. Взаимодействие органов государственной власти и институтов гражданского общества в Российской Федерации: конституционно-правовые аспекты: Монография. 2-е изд. М.: Юрист, 2011.
[4] Комарова В.В. Формы непосредственной демократии в России: Учеб. пособие. М.: Ось-89, 1998. - 298 с.
[5] Лагуткин А.В., Грудцына Л.Ю. Конституция как правовой инструмент управления гражданским обществом // Ученые записки Академии адвокатуры и нотариата. 2015. № 3(38).
[6] Нудненко Л.А. Непосредственная демократия и местное самоуправление. Барнаул: Изд-во Алтайского ун-та, 2000. - 299 с.
[7] Пиманова М.А. Правовой статус государственно-общественных объединений: конституционно-правовое исследование: Дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.02. Тюмень, 2007. - 231 с.
[8] Писарев А.Н. Актуальные проблемы конституционного права Российской Федерации: Учебное пособие. М.: РГУП, 2016.
[9] Писарев А.Н. Конституционно-правовые основы определения основных направлений административной реформы в субъектах Российской Федерации (на примере г. Москвы) // Вестник Академии права и управления. 2014. № 34.
[10] Российская юридическая энциклопедия. М., 1999.
[11] Руденко В.Н. Конституционно-правовые проблемы прямой демократии в современном обществе: Дисс. ... докт. юрид. наук. Екатеринбург, 2003. - 488 с.
ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО №11 • 2017
[12] Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2011 г. № 120 «О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека» (в редакции от 18 февраля 2016 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 6. Ст. 852.
Spisok literatury:
[1] Baglaj M.V. Konstitucionnoe pravo Rossijskoj Federacii. M.: Norma, Infra-M, RIOR. 2013.
[2] Bondar' N.S. Grazhdanin i publichnaya vlast': Konstitucionnoe obespechenie prav i svobod v mestnom samoupravlenii. M., 2004.
[3] Grib V.V. Vzaimodejstvie organov gosudar-stvennoj vlasti i institutov grazhdan-skogo obshhestva v Rossijskoj Federacii: konstitucion-no-pravovy'e aspekty': Monogra-fiya. 2-e izd. M.: Yurist, 2011.
[4] Komarova V.V. Formy' neposredstvennoj demokratii v Rossii: Ucheb. posobie. M.: Os'-89, 1998. - 298 s.
[5] Lagutkin A.V., Grudcy'na L.Yu. Konstitu-ciya kak pravovoj instrument upravleniya grazhdanskim obshhestvom // Ucheny'e zapiski Akademii advokatury' i notariata. 2015. № 3 (38).
[6] Nudnenko L.A. Neposredstvennaya demo-kratiya i mestnoe samoupravlenie. Barnaul: Izd-vo Altajskogo un-ta, 2000. - 299 s.
[7] Pimanova M.A. Pravovoj status gosudar-stvenno-obshhestvenny'x ob»edinenij: kon-stitucionno-pravovoe issledovanie: Diss. ... kand. yurid. nauk: 12.00.02. Tyumen', 2007. - 231 s.
[8] Pisarev A.N. Aktual'ny'e problemy' konstitucionnogo prava Rossijskoj Federa-cii: Uchebnoe posobie. M.: RGUP, 2016.
[9] Pisarev A.N. Konstitucionno-pravovy'e osnovy' opredeleniya osnovny'x napravle-nij administrativnoj reformy' v sub»ektax Rossijskoj Federacii (na primere g. Moskvy') // Vestnik Akademii prava i upravleniya. 2014. № 34.
[10] Rossijskaya yuridicheskaya e'nciklope-diya. M., 1999.
[11] Rudenko V.N. Konstitucionno-pravovy'e problemy' pryamoj demokratii v sovre-mennom obshhestve: Diss. . dokt. yurid. nauk. Ekaterinburg, 2003. - 488 s.
[12] Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 1 fevralya 2011 g. № 120 «O Sovete pri Prezidente Rossijskoj Federacii po razvitiyu grazhdanskogo obshhestva i pravam chelove-ka» (v redakcii ot 18 fevralya 2016 g.) // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federa-cii. 2011. № 6. St. 852.