?ffMP"
■ SISH^ '
5. Clark I. A., Vissel B. (2015). Amyloid P: one of three danger-associated molecules that are secondary inducers of the proinflammatory cytokines that mediate Alzheimer's disease. Br J Pharmacol. ISSN 1476-5381.
6. Gallagher M., Colombo P. J. (1995). Ageing: the cholinergic hypothesis of cognitive decline. Current Opinion in Neurobiology. V. 5. ISSN 0959-4388.
7. Howard K. I., Krause M. S., Orlinsky D. E. (1986). The attrition dilemma: Toward a new strategy for psychotherapy research. Journal of Consulting and Clinical Psychology. ISSN 0022-006X.
5. Clark I. A., Vissel B. (2015). Amyloid P: one of three danger-associated molecules that are secondary inducers of the proinflammatory cytokines that mediate Alzheimer's disease. Br J Pharmacol. ISSN 1476-5381.
6. Gallagher M., Colombo P. J. (1995). Ageing: the cholinergic hypothesis of cognitive decline. Current Opinion in Neurobiology. V. 5. ISSN 0959-4388.
7. Howard K. I., Krause M. S., Orlinsky D. E.
(1986). The attrition dilemma: Toward a new strategy for psychotherapy research. Journal of Consulting and Clinical Psychology. ISSN 0022-006X.
УДК 340.12
О l_
О X
:LU
>
О l_
О
m
о
m
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ КАК ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
PUBLIC ASSOCIATIONS AS INSTITUTIONS OF CIVIL SOCIETY
© Агишев Рустям Аипович
Rustyam A. Agishev
председатель, Совет областного союза потребительских обществ Пензенской области. Chairman, Council of the regional Union of consumer societies of the Penza region.
И engels@rucoop.ru
Аннотация. Статья посвящена вопросам взаимодействия гражданского общества и правового государства, роли общественных объединений в формировании гражданского общества, их правозащитным функциям, правам и проблемам.
Ключевые слова: гражданское общество, правовая государственность, взаимодействие, общественные объединения, права и функции общественных объединений.
П!
'роблема формирования .гражданского общества, определения основных принципов его взаимодействия с государством и личностью принадлежит к числу фундаментальных научных проблем. Реализация на практике правовой государственности, цель построения которой обозначена в Конституции (ст. 1) предполагает развитие трёх важных компонентов: достижение социальной защиты граждан, построение политиче-
Abstract. The article is devoted to questions of interaction between civil society and the rule of law, the role of public associations in the formation of civil society, their human rights functions, rights and issues.
Key words: civil society, legal state, interaction of the public Association, rights and functions of public associations.
ской демократии и формирование гражданского общества. При этом важную роль играет осуществление таких базовых ценностей, как свобода, равенство, справедливость и солидарность.
Необходимость всестороннего удовлетворение потребностей личности, актуализирует вопрос о балансе трёх важных составляющих социума: личности, общества и государства. Государство через систему законодательства и государственные структуры должно гарантировать условия для всестороннего развития личности и институтов гражданского общества.
Проблемы гражданского общества исследуются в социологической, политологической, философской, юридической литературе, такими учёными, как З. Т. Голенкова, И. Б. Левин, К. С. Гаджиев, М. И. Резник, Н. И. Матузов, А. С. Федотов и многие другие [1].
Анализ литературы свидетельствует о том, что до сих пор не сформировалась единая целостная непротиворечивая концепция гражданского общества, не до конца выявлены границы воздействия на него государства, его внутренняя структура, институты, специфика отношений с другими элементами государственной и общественной системы.
Что же такое гражданское общество, и каково его место в российской общественно-политической системе?
На сегодняшний день существуют различные подходы к категории гражданского общества. Одни учёные, признавая идею гражданского общества как политического лозунга, другие, наоборот, полагают, что гражданское общество это реальное политико-правовое явление, принципы которого необходимо реализовывать на практике.
Само гражданское общество как категория рассматривается традиционно в двух значениях: теретическом и юридическом (нормативном). В первом значении названная категория выражает определённый тип социальный отношений, в которых ведущим субъектом является индивид. Второе значение подчёркивает ценностный её характер, выступает ориентиром, повышающим активность граждан с целью совершенствования режимов в постсоциалистических странах.
Исследование гражданского общества характеризуется различными подходами. Учёные сходятся в одном - гражданское общество объединяет всю совокупность негосударственных (неполитических) отношений, то есть экономических, социальных, национальных, религиозных, духовно-нравственных и др.
Многосоставность гражданского общества предполагает включение в его структуру экономических отношений и институтов (собственности, предпринимательства, свободного труда), политических отношений и институтов (политических партий, общественных союзов, объединений и других формирований), социальных отношений и институтов (семья, этнос, сферу науки, культуры и образования).
Гражданское общество - это сложная и целостная система, которая отражает наиболее значимые особенности современного постиндустриального общества. Исследование гражданского общества - это анализ социальных процессов, позволяющих попять основные механизмы прогресса свободы человека в современном мире.
Наверное, не вполне правомерным является утверждение о том, что в СССР не существовало гражданского общества, тоталитарное государство его поглотило. Полагаем, что граж-
данское общество это объективная реальность, и не какой политический режим не может его ликвидировать. Другое дело - каков в данном государстве уровень развития гражданского общества, какова степень свободу и самоуправления личности, каково соотношение между публичной властью и индивидуальной свободой и т. д. Государственная власть может деформировать гражданское общество, однако полностью ликвидировать социальные, национальные и религиозные институты не может, не способно искоренить основополагающие формы организации человеческой жизни. Поэтому можно утверждать, что в любой социальной системе наряду с государством существует и гражданское общество.
В Российской концепции гражданского общества акцентируется внимание на обязанностях индивида перед обществом, взаимодействии общества и государства. Диалог, компромисс и консенсус - ключевые методы решения многих проблем в демократическом государстве, включая федерацию [2, с. 12, 13]. Современная юридическая наука связывает гражданское общество с высшими формами самоорганизации общества и народа в целом как носителя суверенитета и источника власти в государстве. Оно определяется не как производное от государства образование, а как социальный фундамент последнего.
Уровень реализации индивидуальных и коллективных потребностей субъектов гражданского общества определяется, в том числе и характером взаимоотношений гражданского общества, общественных объединений и государства. В условиях уже проведённых и продолжающихся реформ в различных сферах в нашей стране становление полноценного гражданского общества во многом зависит от успешного функционирования и взаимодействия государства и общественных объединений, налаживание диалога между этими структурами - важная задача развития правовой государственности.
В период реформ можно выделить два аспекта в процессе взаимоотношений государства и гражданского общества: с одной стороны, общество действует самостоятельно на принципах самоорганизации через общественные гражданские институты, права которых получили законодательное закрепление государством. С другой стороны, проводимые государством реформы, могут быть реализованы только в том случае, если государство будет опираться на общественные структуры и сотрудничать с гражданским обществом. Конечно, государство может по-разному воздействовать на гражданское общество, как непосредственно (разработка законодательных основ существования гражданского общества, предоставление финансовой помощи), так и опосредованно, через другие государственные и общественные институты, совместную реализацию общественно значимых проектов. При этом нормотворческая
Научно-практический журнал. ISSN2587-8042
■ вк*4'
О
о
X
О
о
Ш
о
ш
деятельность государства должна быть основана на принципах легитимности, демократизма, системности, исполнимости, адекватности нормативного акта потребностям общества и государства [3, с. 12]. Без гражданского общества не может быть демократического государства и, наоборот, государство призвано создавать экономические, правовые и иные основы развития гражданского общества.
Как отмечается в Докладе о состоянии гражданского общества в России за 2016 г., для его дальнейшего развития нужно немало сделать - некоммерческий сектор пока ещё не стал полноценным участником экономической жизни, социально ориентированным некоммерческим организациям не хватает ресурсов, компетенции и общественного доверия, система институтов общественного контроля находится в стадии формирования, не хватает площадок самого разного уровня для диалога власти, бизнеса и гражданского общества [4].
Однако наряду с этим возрастает активность институтов гражданского общества, и степень доверия граждан этим институтам, особенно в кризисных ситуациях. Как свидетельствует динамика оценок одобрения деятельности общественных институтов за последний год на сайте ВЦИОМ России (если сравнивать данные ноября 2016 г. и февраля 2017 г.) - наблюдается положительная динамика: церковь - 71,2% (2016), 72,7% (2017); политические партии - 46,2% (2016), 50,7% (2017); общественная палата - 39,9% (2016), 47,8% (2017); профсоюзы - 37,8% (2016), 43,5 %(2017) [5]. Когда возникает необходимость защиты прав граждан - порой в условиях бездействия властных структур - именно институты гражданского общества выполняют эту роль.
Учёные по-разному определяют роль общественных объединений в гражданском обществе. Например:
- общественные объединения рассматриваются как элемены гражданского общества или элементы механизма гражданского общества [6, с. 15];
- общественные объединения определяются в качестве институционального фундамента формирующегося в России гражданского общества [7, с. 8];
- общественные объединения рассматриваюся как институты саморегуляции, призванные обеспечить системное и функциональное развитие общественных отношений [8, с. 3];
- общественные объединения - это институциональный элемент политической системы общества, способные обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан, социальных структур и государства;
- общественные объединения способствуют выражению функции идеологического плюрализма гражданского общества [9, с. 16].
Безусловно, общественные объединения выступают как звено социальной и политической системы России, которое призвано уравновешивать властные государственные функции, создавать необходимые противовесы административным бюрократическим структурам. Независимые от государства структуры - собственники-предприниматели, общественные организации, формирования партии и др. созданы для реализации своих индивидуальных и коллективных потребностей в различных сферах. Это должно учитываться законодателями в процессе правовой регламентации статуса общественных объединений и формировании механизмов их взаимодействия с государственными органами.
В идеальном смысле гражданское общество - это общество свободных развитых людей, для которых создан режим равенства и предоставлен широкий круг прав и свобод. Они участвуют в управлении делами общества и государства и ведут активную деятельность по созданию различных союзов и ассоциаций для защиты своих прав.
Статья 30 Конституции гарантирует свободу создания и деятельности общественных объединений в России. Указанная свобода может оказаться уязвимой в случае установления тоталитарного режима, массовых нарушений прав и свобод граждан. Именно деятельность общественных объединений по удовлетворению и защите прав граждан придаёт социальное, а не только политическое значение данной свободы.
Общественные объединения, действующие в Российской Федерации, не являются исключением из этого правила. Согласно ст. 27 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» [10], общественные объединения имеют право представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях. Это право вытекает из сущности общественных объединений как институтов гражданского общества, которые создаются на добровольной основе для защиты общих интересов и достижения общих целей.
Общественные объединения в силу своей природы как институты гражданского общества призваны способствовать консолидации людей по различным признакам, обеспечивать защиту их прав и свобод. В настоящее время общественные объединения отражают интересы
всех слоёв и структур российского общества: по возрастному и демографическому критерию - женские, молодёжные и детские; по социальному критерию - национальные объединения, казачество, ветеранов, инвалидов, профсоюзы; по интересам - экономические, политические, социальные, культурные и т. д.
К правам общественных объединений помимо распространения информации о своей деятельности, участия в выработке решений органов государственной власти и местного самоуправления, относятся представление и защита своих прав, законных интересов своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях. Кроме того, общественные объединения вправе выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти, участвовать в выборах и референдумах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст. 27 Федерального закона «Об общественных объединениях»). Эти права общественных объединений позволяют им выполнять функции институтов гражданского общества.
Глобализация усиливает взаимозависимость государств, необходимость расширения сфер сотрудничества, сохранения национальных и культурных особенностей [11, с. 28]. Глобализация способствует формированию и новой тенденции общественного развития - построения гражданских объединений по сетевому принципу. Сети граждан и общественных объединений играют значимую роль в социальной сфере, координации деятельности между различными субъектами. Как справедливо утверждают некоторые авторы, общественные объединения способствуют становлению новой модели управления обществом при широком участии сетевого глобального гражданского общества [9, с. 10]. Поэтому важно в законах, регулирующих деятельность сетей общего пользования в России, учитывать эти обстоятельства и эту новую, важную функцию общественных объединений, связанную с защитой прав граждан.
Таким образом, разнообразные формы самоорганизации граждан в государстве заключают в себе большой потенциал социального, экономического и культурного развития России. Уровень развития гражданского общества во многом определяется уровнем правосознания граждан и должностных лиц, их стремлением последовательно реализовать на практике конституционно-правовые предписания. Гражданское общество вырастает из чувства социальной ответственности - стремления гражданина самостоятельно, либо в кооперации с другими гражданами брать на себя решение своих и общих проблем, не перекладывая их на государство.
Для достижения социального прогресса в России необходимо ответственное отношение граждан к праву, реализации своих обязанностей, а также развитое гражданское общество, констролирующее власть, и воздействующее на неё в целях защиты прав граждан. Государство должно не «контролировать» и «управлять» добровольными объединениями граждан, а поддерживать их, создавать возможности их участия в государственных делах.
Общественные объединения выступают в роли основных институтов гражданского общества и в этом качестве обладают такими характеристиками как правовые основы деятельности, внешняя институционализация, наличие конституционных принципов взаимодействия с государством, вовлечённость в процесс управления делами государства.
Общие закономерности отношений государства и гражданского общества находят своё проявление и во взаимоотношениях государственных и гражданских структур.
Зачастую бюрократизм и формализм государственных структур порождают социальную апатию и правовой нигилизм. Нередко именно органы и должностные лица, на которых законом возложена обязанность по реализации и защите прав граждан выступают субъектами их нарушения. Эти обстоятельства актуализируют вопрос об альтернативных, и, одновременно, эффективных средствах защиты конституционных прав и свобод граждан.
Действующей Конституцией РФ созданы конституционно-правовые основы всестороннего развития личности и общества, демократического развития государства. Формирующееся гражданское общество России опирается на прочный конституционный фундамент, позволяющий определять принципы партнёрских отношений государственных и общественных структур.
Развитое гражданское общество способно усилить правозащитный потенциал всех институтов гражданского общества, в том числе, общественных объединений. Накопленная положительная динамика социальных изменений способна со временем привести к прогрессу общественных отношений. Сложность реальной общественной жизни предполагает использование правового, организационного и финансового потенциала государственных и общественных структур, активизировать который способны только коллективные и инициативные объединения граждан.
Правозащитная деятельность общественных объединений играет в государстве большую роль, поэтому представляется перспективным создание государством условий для повышения правовой культуры граждан, в частности, их информированности о правовых основах статуса общественных объединений, формах участия в них граждан в целях защиты прав.
Материалы поступили в редакцию 25.10.2017 г.
Научно-практический журнал. ISSN2587-8042
?ffMP"
■ SISH^'
о о
X :LU
о l_
О
m
о
LQ
Библиографический список (References)
1. Голенкова З. Т. Гражданское общество в России / З. Т. Голенкова // Социс. 1997. № 3. С. 25-26. ISSN 0132-1625.
2. Анненкова В. Г. Конституционные основы территориальных изменений в Российской Федерации / В. Г. Анненкова // Конституция Российской Федерации - правовая основа развития современной российской государственности : матер. Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 20-летию Конституции Российской Федерации, Саратов, 19-20 сентября 2013 г.). Саратов, 2014.
3. Анненкова В. Г. Единство российского государства: проблемы конституционной теории и практики : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2006.
4. Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2016 год. [Электронный ресурс]. URL: https://www.0prf.ru/files/1_2017d0k/ D0klad_OPRF_2016_11012017.pdf (дата обращения: 17.10.2017). ISBN 978-59908886-3-0.
5. Деятельность общественных институтов [Электронный ресурс] // Всероссийский центр изучения общественного мнения. URL: https://wciom. ru/news/ratings/odobrenie_deyatelnosti_ obshhestvennyx_institutov/ (дата обращения: 17.10.2017).
6. Струсь К. А. Государство и гражданское общество: проблемы правового взаимодействия в России : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2003.
7. Лысенко В. В. Общественные объединения как форма реализации конституционного права на объединение в Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001.
8. Шеломенцев В. Н. Общественные объединения в России: теоретико-пра-вовойй и институциональный анализ : автореф. дис. ... д-ра юрид наук. М., 2006.
9. Михейкин С. В. Теоретико-правовые основы формирования гражданского общества в условиях глобализации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Белгород, 2013.
10. СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930; 2011. № 27. Ст. 3880; 2016. № 5. Ст. 559.
11. Заметина Т. В. Российский федерализм и процессы глобализации / Т. В. Заметина // Современные проблемы юридической науки и практики : матер. конф. Энгельс, 2015.
1. Golenkova Z. T. (1997). Grazhdanskoe obsh-hestvo v Rossii [Civil society in Russia]. Socis. No 3. Pp. 25-26. ISSN 0132-1625.
2. Annenkova V. G. (2014). Konstitucionnye osnovy territorial'nyh izmenenij v Rossijskoj Federacii [The Constitutional basis for territorial changes in the Russian Federation]. Konstitucija Rossijskoj Federacii - pravovaja osnova raz-vitija sovremennoj rossijskoj gosudarstvennosti. Mater. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf, posvjashh. 20-letiju Konstitucii Rossijskoj Federacii. Saratov.
3. Annenkova V. G. (2006). Edinstvo rossijskogo gosudarstva: problemy konstitucionnoj teorii i praktiki [The Unity of the Russian state: problems of constitutional theory and practice]. Moscow.
4. Doklad o sostojanii grazhdanskogo obshhestva v Rossijskoj Federacii za 2016 god. [A report on the state of civil society in the Russian Federation for the year 2016]. URL: https://www.oprf.ru/ files/1_2017dok/Doklad_OPRF_2016_11012017. pdf (accessed 17 October, 2017). ISBN 978-59908886-3-0.
5. Dejatel'nost' obshhestvennyh institutov [The activities of public institutions]. Vserossijskij centr izuchenija obshhestvennogo mnenija. URL: https://wciom.ru/news/ratings/odobrenie_dey-atelnosti_obshhestvennyx_institutov/ (accessed 17 October, 2017).
6. Strus' K. A. (2003). Gosudarstvo i grazhdans-koe obshhestvo: problemy pravovogo vzaimodejst-vija v Rossii [The State and civil society: problems of legal interaction in Russia]. Saratov.
7. Lysenko V. V. (2001). Obshhestvennye ob#edinenija kakforma realizacii konstitucionnogo prava na ob#edinenie v Rossijskoj Federacii [Public enterprises as a form of realization of the constitutional right of Association in the Russian Federation]. Moscow.
8. Shelomencev V. N. (2006). Obshhestvennye ob#edinenija v Rossii: teoretiko-pravovojj i institucional'nyj analiz [Public enterprises in Russia: theoretical and pravovoyi and institutional analysis]. Moscow.
9. Mihejkin S. V. (2013). Teoretiko-pravovye osnovy formirovanija grazhdanskogo obshhestva v uslovijah globalizacii [Teoretiko-legal bases of formation of civil society in the context of globalization]. Belgorod.
10. SZ RF. 1995. No 21. Art. 1930; 2011. No 27. Art. 3880; 2016. No 5. Art. 559.
11. Zametina T. V. (2015). Rossijskij federalizm i processy globalizacii [Russian federalism and the processes of globalization]. Sovremennye problemy juridicheskoj nauki i praktiki. Jengel's.