Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2014. № 2. С. 148-152.
УДК 316.776
ПРИМЕНЕНИЕ МАНИПУЛЯТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МОДЕЛЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
MANIPULATIVE TECHNOLOGIES APPLICATION IN THE MODELS OF INTERACTION BETWEEN GOVERNMENT AND CIVIL SOCIETY
Е.А. Шпак E.A. Shpak
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
В современном обществе процветание государства зависит от многих факторов, и одним из основополагающих является уровень взаимодействия властных структур с гражданским обществом. Деятельность государственных органов по развитию осуществляется при помощи СМИ и управления информационными потоками. Для реализации эффективного взаимодействия часто требуется подталкивать государство или гражданское общество к развитию при помощи манипулятивных технологий, для применения которых необходимо первоначально определить модель взаимодействия и то, как происходит продвижение интересов власти и гражданского общества.
Существуют разные модели взаимодействия государства и гражданского общества, в данной статье рассматриваются три из них - идеальная, этатистская и деэтатистская (в разных источниках обозначается ещё как антиэтатистская модель). В идеальной модели, которую, по нашему мнению, ни одно государство не смогло воплотить в жизнь, государство и общество равны, при этом гражданское общество может высказывать свое мнение и определять цели развития, как и государство. Но данная модель может быть неустойчива и со временем перейти в деэтатистскую или этатистскую. Деэтатистская модель предполагает сильное гражданское общество и умеренно слабое государство, т. е. основную политику задаёт гражданское общество, которое включает в себя общественные организации, которые продвигают интересы населения. Государство при этом выполняет лишь административную функцию, обеспечивая целостность государства, безопасность населения и т. д. При этатистской модели в государстве преобладает власть государственных органов - они определяют стратегию развития и законодательно влияют на жизнь населения и страны.
Во всех моделях теоретически допустимо использование манипулятивных технологий, но в каждой они имеют своё место, которое определяется именно структурой взаимодействия государства и гражданского общества.
The prosperity of the state in modern society depends on many factors. One of the fundamental is the level of interaction between the authorities and civil society. The implementation of the activities of state bodies on development is carried out by mass media and information flows management. For the implementation of effective interaction it is often required to push the state or civil society to develop with the help of manipulative technologies, for the application of which there must be defined a model of interaction.
There are different models of interaction between the state and civil society. This article discusses three models: the ideal , statist, die-tetica. The ideal model, according to the authors, could not be embodied in any state. In this model, the state and society equal, both civil society and the state may express their opinion and may identify development goals. But this model may not be sustainable and will eventually go to dietetica or statist. The second model, dietetica, suggests a strong civil society and a moderately weak state, the basic policy is specified by the civil society, which includes public organizations, which promote the interests of the population. The state has only an administrative function, it ensures the integrity of the state, public safety, etc. the Third model is a statist. In a state with such a model the power of state bodies prevails. They define the development strategy and legally impact the lives of the people and the country.
All models allow to use of manipulative technologies, but they play a different role in each model, which is determined by the structure of interaction between the state and civil society.
Ключевые слова: манипулятивные технологии, власть, государство, гражданское общество, модели взаимодействия.
Key words: manipulative technologies, power, government, civil society, the interaction model.
Эффективность работы государственного аппарата зависит от различных факторов. В их числе: стратегические цели государства, модели развития общественной системы, организация системы государственной власти и ее функционирование как единого организма, уровень доверия населения к органам власти и участие в управлении государством, а также экономическая, политическая, социальная стабильность. Но основной фактор, без которого не сможет существовать государство, представ-
лен обществом, а точнее - построением взаимодействия властных структур и гражданского общества. Следует отметить, что участие граждан в управлении государством является неотъемлемой частью развитого демократического общества, поэтому данное взаимодействие определяет уровень социально-экономического развития территории.
На сегодняшний день функционирование государства и реализация его основной информационной политики осуществляется при по-
© Е.А. Шпак, 2014
мощи СМИ. Благодаря технологическому развитию и связанному с ним переходу к информационному обществу ситуация в политической сфере качественно меняется: появляются новые технологии, возможности взаимодействия органов власти с обществом и создания новых направлений организации обратной связи. Формирование обратных коммуникаций необходимо для государства, для создания положительного образа власти или отдельных её представителей, а также поддержки населением политических решений и действий государства.
В современном мире власть осуществляется на основе управления информационными потоками. Средства коммуникации, трансформирующие и дозирующие информацию, становятся главным инструментом влияния на общественное мнение в современном обществе. Для повышения эффективности реализации стратегических целей государства необходимо использовать современные информационные технологии, которые постепенно способствуют превращению общества в объект манипулирования.
В понимании автора статьи манипулирование - это процесс, который позволяет скрытно управлять людьми и ставит перед собой задачу изменять мнения людей в нужную манипуляторам сторону. В качества манипуляторов могут выступать властные структуры, крупные корпорации или СМИ, ставящие своей целью сформировать в обществе положительный или отрицательный имидж, скрыть определенные факты или, наоборот, донести необходимую информацию до целевой аудитории и повлиять на общественное мнение.
В современном мире возможности СМИ в освещении различных сторон жизни могут являться мощным информационным оружием в случае корректного применения манипуля-тивных технологий. Данные технологии являются совокупностью методов, приемов и способов психологического воздействия, целью которых является побудить субъект на решение задачи, необходимой манипулятору. Впервые их применение как информационного оружия отмечено в годы Первой мировой войны, когда распространение информации осуществлялось в виде листовок и кампаний, развернутых в прессе, вследствие чего благодаря методам психологического воздействия манипуляторы доносили свои идеи до вражеских полков, вселяя в них страх, а также до своих, придавая уверенности в грядущем бою [1].
С одной стороны, частое использование манипулятивных технологий, направленных на
конкретные сферы деятельности, сознательное сокрытие реальной деятельности органов власти и неграмотное использование СМИ в реальной практике построения коммуникаций с гражданским обществом могут привести к крайне негативным последствиям. Результатом такого применения становится рост социальной напряженности, снижение политической активности, увеличение уровня недоверия граждан к власти, к СМИ и иным техно -логиям управления, что в дальнейшем может привести к социальному взрыву.
С другой стороны, органы власти могут быть склонны к регулярному использованию манипулятивных технологий для установления взаимосвязей с гражданским обществом. Этому способствует тот факт, что манипулирование является эффективным и простым способом управленческого воздействия на население и помогает достичь необходимого результата с наименьшими затратами на создание условий для развития.
Например, опыт организации системы взаимосвязи между властью и обществом во Франции показывает возможность использования умеренно этатистской модели гражданского общества, в основе которой лежит умеренно сильное государство и умеренно слабое гражданское общество. Это подтверждается наличием министерских «кабинетов» в правительстве. Министерские «кабинеты» представляют собой орган власти, где разрабатываются планы воздействия на общество, проводятся исследования, необходимые для принятия решений, и откуда контролируется их выполнение, само же министерство рассматривается как совокупность административных служб, обеспечивающих деятельность министра [2]. Во избежание давлений, идущих от общества, и сокращения риска коррупциогенных факторов в органах власти, функционирование министерских кабинетов позволяет органам власти достаточно жестко проводить свои решения в жизнь.
При анализе взаимодействия органов власти и общества возникает проблема совместимости гражданского общества с манипулятив-ными технологиями. В подтверждении совместимости можно привести трактовку гражданского общества О.В. Паслер, которая рассматривает его в качестве неотъемлемого элемента любой современной цивилизации любой политической системы [3]. По её мнению, ни один политический режим не может полностью поглотить или ликвидировать гражданское общество, встаёт вопрос лишь об уровне его раз-
вития. Гражданское общество может быть искажено или деформировано, при этом самостоятельность индивидов и социальных групп сводится к минимуму, но ликвидировать материальную и духовную жизнь людей, культуру не в состоянии. Похожей точки зрения придерживался профессор Л.С. Мамут. Он считает, что гражданское общество - это совокупность естественных форм общественной жизнедеятельности индивидов, призванных обеспечивать удовлетворение их потребностей и интересов [4]. Он также отождествляет гражданское общество с человеческим обществом во все времена и полагает, что оно развивалось вместе с государством. Автор не смешивает понятия «общество» (как человеческую общность) и «гражданское общество», при этом он утвер-
ждает, что гражданское общество появляется в тот период времени, когда появляется гражданин - как самостоятельный, индивидуальный член общества, наделенный определенным комплексом прав и свобод, социально ответственный за свои действия.
В связи с утверждениями О. В. Паслер и Л.С. Мамута можно полагать, что в системе взаимодействия государства и гражданского общества возможно применение манипулятивных технологий. Следует рассмотреть разные модели взаимодействия гражданского общества и государства. Возьмем классификацию, предложенную Г.В. Косовым и О.В. Паслер, подробно описанную в их монографии. Авторы допускают существование трех моделей взаимодействия гражданского общества и государства [5].
Власть
Гражданское
общество
Общество:
- граждане;
- семьи
Разработанная система применения манипулятивных технологий
Развитие в необходимом направлении
Рис. 1. Схема применения манипулятивных технологий в обществе с идеальной моделью взаимодействия государства и общества (сост. по: [3])
Первая модель - идеальная (рис. 1). В её основе лежит «сильное государство - сильное гражданское общество». В рамках данной модели действует принцип паритета, однако реальный образ данной модели в истории, по мнению авторов, в завершенной форме не удалось построить ни одному государству. Но в искусственно созданной модели применение манипулятивных технологий возможно. Для этого тому элементу системы взаимосвязи, который будет заинтересован в развитии государства в его интересах, предстоит построить систему применения манипулятивных технологий, которая будет воздействовать на общество. Индивиды в такой модели по своей совокупности составляют институт гражданского общества. Данная модель может перерасти в одну из других моделей - этатистскую или деэтатисткую, в зависимости от того, у кого будет доступ к манипулятивным технологиям.
Вторая модель - умеренно деэтатистская (в некоторых источниках она представлена как антиэтатистская модель). Она представляет со-
бой активное гражданское общество, которое определяет стратегию развития государства. Это означает, что сама власть, по сути, является обеспечением жизнедеятельности государства и выполняет роль администратора, который исполняет права граждан. Ярким примером такой модели выступают США. Образование американской нации не является результатом действий централизации власти, а наоборот, на протяжении всей истории исходило от индивидов, сплоченных в ассоциации гражданского общества, стимулирующих политическую жизнь и влияющих на функционирование государственного механизма. С момента образования США их политический режим основывался на признании со стороны элит необходимости общественного договора с народом как прочной основы американской общественной системы.
Применение манипулятивных технологий в этой модели может исходить с двух субъектных сторон. Одними манипуляторами могут быть органы власти, другими - ассоциации и
общественные организации. Деятельность и тех и других сосредоточена на общество с использованием технологий манипулирования. В большинстве случаев манипулирование будет опираться на некоммерческий сектор, по-
скольку в данной модели некоммерческим сектор имеет больший вес и влияние как на общество, так и на власть, поскольку через него проходят основные требования граждан от государства (рис. 2).
Рис. 2. Схема применения манипулятивных технологий в обществе с умеренно деэтатистской моделью взаимодействия государства и общества (сост. по: [3])
Третья модель - умеренно этатистская -предполагает сильное государство и умеренно слабое гражданское общество. Данная модель применима к большинству стран Западной Европы, ее суть заключается в концепции правового государства, в которой государство занимает особое место в жизни общества: оно, будучи сильным, гарантирует защиту прав людей, их свободу, а также обеспечивает порядок в обществе. В этом случае идея государственного порядка и национального единства ста-
вится выше ценности свободы личности. Сила государства обеспечивается профессиональной и сплоченной администрацией, что формирует её независимость от давления гражданского общества. В рамках данной модели гражданское общество может влиять на развитие государства двумя основными способами: процедурами лоббирования и участия в выборах и референдумах. Манипулятивные технологии могут применяться в основном для сохранения социальной стабильности в государстве (рис. 3).
Рис. 3. Схема применения манипулятивных технологий в обществе с умеренно этатистской моделью взаимодействия государства и общества (сост. по: [3])
В любой из представленных моделей го- сформировав взаимосвязь с гражданским обще-
сударство может эффективно развиваться и осу- ством. При этом в разных моделях могут про-
ществлять свои поставленные цели, но только исходить изменения, которые могут способст-
вовать развитию манипулятивных технологий в обществе. Эти изменения могут исходить как от общества, так и от органов власти. Для успешного манипулирования в разных моделях будут применяться разные технологии, в одних - технологии лоббизма, в других - пропаганда, утаивание информации, работа со СМИ и т. д. Для определения манипулятивных технологий, которые стоит применять в разных условиях, для начала необходимо выяснить, к какой из моделей взаимодействия власти и гражданского общества они относятся и как происходит продвижение интересов в стране.
1. Серов А. О роли дезинформации в современных конфликтах и войнах // Зарубежное военное обозрение. - 2011. - № 7. - С. 15-18.
2. Козырин А. Н., Глушко Е. К., Штати-на М. А. Публичная администрация и админи-
стративные реформы в зарубежных странах : учебное пособие. - М. : Теис, 2006. - 287 с.
3. Паслер О. В. Модели взаимодействия гражданского общества и государства // Пятый всероссийский конгресс политологов (Москва, 20-22 ноября 2009 г.). - ИКЬ : www.civis-book.ru/files/File/Pasler_RAPN.pdf.
4. Мамут Л. С. Гражданское общество и государство: проблема соотношения // Общественные науки и современность. - 2002. - № 5. - С. 94-103.
5. Косов Г. В., Паслер О. В. Модели взаимодействия гражданского общества и государства в глобальной общественно-политической системе : моногр. / под ред. А. А. Вартумяна. -Ставрополь : Ставролит, 2010. - 154 с.