УДК: 070
ББК: 76.0
Кихтан В.В., Мамиева Б.Ю.
К ВОПРОСУ О МАНИПУЛИРОВАНИИ В СОВРЕМЕННЫХ СМИ
Kikhtan V. V., Mamiyeva B.U.
TO THE QUESTION OF MANIPULATION IN MODERN MEDIA
Ключевые слова: манипуляция, манипулятивные технологии, манипулятивная информация, информационное воздействие, влияние, убеждение, давление, массовое сознание, информационные войны, военно-политический дискурс.
Keywords: manipulation, manipulative technologies, manipulative information, information influence, influence, belief, pressure, mass consciousness, information wars, military-political discourse.
Аннотация: актуальность данной работы обусловлена тем, что проблема манипулирования в современных средствах массовой информации стоит достаточно остро. От ее решения зависит развитие общества, без четкого понимания данной проблемы нельзя понять процессы, происходящие в современном военно-политическом дискурсе.
Современные манипулятивные технологии СМИ меняют само значение власти в международных отношениях, количество и природу участников, которые задействованы в международных политических процессах, стратегии, актуализуемые этими участниками при достижении своих целей. Лица, участвующие в формировании политических событий, задействуют манипулятивные технологии, интегрирующие «мягкое» и «интенсивное» воздействие на сознание массовой аудитории, «публичную дипломатию», которая переводит это воздействие в конкретные действия.
Цель статьи заключается в выработке основных составляющих манипулятивных методов в СМИ.
Главный научный метод - анализ и синтез актуальной информации, позволяющий на основе системного толкования различных мнений по вопросу манипулирования в средствах массовой информации.
Статья посвящена манипулятивным технологиям, которые применяются средствами массовой информации в современном военно-политическом дискурсе. Рассматриваются актуальные вопросы взаимосвязи военно-политического дискурса и информационной защиты, а также особой роли СМИ как главного канала, который определяет направление информационного давления на массовое сознание. Обосновывается мнение о том, что в ситуации ведения информационной войны воздействующая функция средств массовой информации является главной, отодвигая на второй план даже информационную функцию. Рассматривается медийная агрессия по отношению к референту и по отношению к адресату. Результаты анализа мнений разных ученых позволили сделать вывод, что главной целью информационной агрессии является преднамеренное введение масс в заблуждение и внушение определенной информации с целью идеологического подчинения.
Выводы и рекомендации, отраженные в работе, могут быть приняты во внимание при уточнении концептуальных оснований информационной политики российских и западных СМИ.
Abstract: the relevance of this work is caused by the fact that the manipulation problem in modern mass media is particularly acute enough. Development of society depends on her decision, without a clear understanding of this problem it is impossible to understand the processes happening in a modern military-political discourse.
Modern manipulative technologies of media change value of the power in the international relations, quantity and the nature of participants which are involved in the international political
processes, strategy, aktualizuyemy these participants at achievement of the purposes. The persons participating in formation of political events involve the manipulative technologies integrating "soft" and "intensive" impact on consciousness of mass audience, "public diplomacy" which transfers this influence to specific actions
The purpose of article consists in development of the main components of manipulative methods in media.
The main scientific method - the analysis and synthesis of relevant information allowing on the basis of system interpretation of various opinions concerning manipulation in mass media.
Article is devoted to manipulative technologies which are applied by mass media in a modern military-political discourse. Is considered topical issues of interrelation of a military-political discourse and information protection and also a special role of media as main channel which defines the direction of information pressure upon mass consciousness. The opinion that in a situation of conducting information war the influencing function of mass media is main is proved, pushing the background even information function. Results of the analysis of opinions of different scientists have allowed to draw a conclusion that a main goal of information aggression is deliberate introduction of masses to delusion and suggestion of a certain information for the purpose of ideological submission.
The conclusions and recommendations reflected in work can be taken into account at specification of the conceptual bases of information.
Информационное воздействие - это эффективный инструмент политического и экономического доминирования.
Некоторые текстовые приемы в СМИ позволяют управлять сознанием на основе смены понятий. Так из текста стараются исключить всю негативную лексику, например, такие слова «жертва», «война», «уничтожение», «гибель». И далее по тексту вводятся слова с положительной или нейтральной окраской, например, «умиротворение», «конфликт», «нейтрализация», «локация», «спорная ситуация». Таким образом, аудитория знакомится с искусственной информацией.
Манипулирование как метод воздействия представляет собой один из наиболее искусных и в то же время беспощадных форм преобразования социального поведения СМИ. Наряду с иными средствами оказания давления, принуждения, убеждения и насилия, манипулирование непосредственно соотносится с прагматической природой взаимодействия СМИ и потребителя, а именно с ментальными и культурными предпосылками возникновения подобного взаимодействия. Манипулятивный потенциал сообщений СМИ воздействует на такие потребности адресата, как стремление принадлежать к определенной социальной группе и получить признание в этой группе (А. Маслоу). Реализация указанных потреб-
ностей предстает действенным механизмом получения социального одобрения, а также формирования взгляда на действительность исключительно с позиций, характерных для данной социальной группы.
В результате манипулирование СМИ, направленное на потребителя, приобретает самые разнообразные формы, пронизывает многочисленные сферы социальной и политической деятельности. С одной стороны, в рамках общества социальная и политическая реальность предопределяется преимущественно теми образами, которые потребитель получает о соответствующих событиях из СМИ. С другой стороны, внимание СМИ к тем или иным социально-политическим событиям предстает следствием повышенного интереса потребителей к этим событиям.
Исследователи культуры СМИ концентрируют внимание в том числе на тех факторах прямого / неявного воздействия сообщения, которые нацелены на то, чтобы предопределить ментальное и физическое поведение потребителей массмедийной продукции и, в конечном счете, реализацию функции убеждения СМИ1. Функция воздействия у СМИ становится главной, отодвигая на вторые места другие функции,
1 Катенева М.Г. Механизмы и языковые средства манипуляции в текстах СМИ: дис. ... канд. фи-лол. наук. - Новосибирск, 2010. - С. 29.
даже информационную. Все информационные сообщения начинают подчиняться политическим целям, большую роль играют «концентрированные целенаправленные сгустки информационной агрессии, которые обеспечивают выполнение ... политически крупных социальных, идеологических и прочих (военных очень часто) задач»1. В последнее время эта тенденция усиливается и приобретает постоянный характер.
Ввиду этого мы становимся свидетелями того, как средства массовой информации играют деструктивную роль - обостряют политические конфликты, создают негативные стереотипы. Скрытое воздействие на аудиторию становится более явным и со временем приобретает агрессивные формы. И ведь не случайно в конце 20 века в русском языке появилось понятие «информационная война», которое вошло не только в политическую лексику. Начинается открытое обсуждение технологий давления на противника с помощью информационного воздействия. С этого времени в СМИ часто употребляется военная лексика2.
В теории журналистики убеждение интерпретируется как долгосрочный процесс, действие или активность, направленные на внедрение в сознание массовой аудитории определенных символических образов . Актуальной задачей при этом является «смещение» массовой аудитории с позиции неведения и апатичности к заранее запрограммированным действенным знаниям и гражданской активности. Манипулирование как определенный вид дискурса СМИ предполагает использование разнообразных данных и информации с единственной целью, заключающейся в том, чтобы направить внимание массовой аудитории к
1 Информационные войны в современном мире: материалы международной конференции, Москва, 2 октября 2008 года. М. : Ключ-С, 2008. [Informat-sionnye voiny v sovremennom mire: materialy mezhdu-narodnoi konferentsii, oscow, October, 2, 2008. Moscow: Klyuch-S, 2008. (In Russ).]
2 Озюменко В.И. Медийный дискурс в ситуации информационной войны: от манипуляции - к агрессии. Вестник РУДН. Серия: ЛИНГВИСТИКА. 2017. Т. 21. №1. С. 203-220.
3 Прозоров В.В. Властные функции СМИ: литературно-журнальные традиции и современная
масс-медийная практика. - Саратов: Наука, 2006. -
С. 73.
актуальному сообщению, значению и смыслу этого сообщения, посредством которых потенциально можно достигнуть контроля над получателем сообщения.
Долгосрочное манипулирование является частью общей пропагандистской деятельности. Под понятием «пропаганда» имеется в виду деятельность, связанная с воздействием на массовую аудиторию через распространение определенных идей. В общественных представлениях данное понятие обладает негативными коннотациями, поскольку означает распространение идей, информации, слухов с одной целью: способствовать снижению статуса и нанести урон определенному социально-
политическому институту или лицу.
Так как война - это прежде всего агрессия, то в данной ситуации можно говорить об информационной или медийной агрессии. В СМИ агрессия чаще всего проявляется двумя способами: в отношении к референту (эффективная агрессия) и в отношении к адресату (когнитивная агрессия). В связи с этим агрессию в медийном дискурсе можно определить как выражение явной неприязни, враждебности к референту и целенаправленном воздействии на сознание ад-
4
ресата для идеологического подчинения . Также возможно вторжение в когнитивное пространство адресата, в результате этого происходит навязывания адресату негативного отношения к референту высказывания5.
Прежде всего информационная агрессия направленна на собственное общество: его убеждают в наличии врага, с которым необходимо вступить в борьбу. Это не удивительно, так как от того, что транслируют информационные каналы, зависит оценка народа.
В связи с этим давление на массовое
4 Озюменко В.И. Медийный дискурс в ситуации информационной войны: от манипуляции - к агрессии. Вестник РУДН. Серия: ЛИНГВИСТИКА. 2017. Т. 21. №1. С. 203-220.
5 Воронцова Т.А. Речевая агрессия в коммуникативно-дискурсивной парадигме // Вестник ВГУ, Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2006. № 1. С. 83—86. [Vorontsova T.A. (2006) Rechevaya agressiya v kommunikativno-diskursivnoi paradigme Vestnik VGU, Seriya: Lingvistika i mezh-kul'turnaya kommunikatsiya, 1, 83—86. (In Russ).]
сознание людей со стороны власти приобретает больший агрессивный характер и работает как посредством манипулирования, так и через открытое убеждение, которое в конечном итого подчинено целям манипуляции общественным сознанием. Как считает С.Г. Кара-Мурза: человечество стоит на пороге создания такого типа общественного жизнеустройства, где манипуляция сознанием становится главным средством господства1.
Итак, манипулирование массовым сознанием - это подчинение, когда политические силы доминируют и стремятся навязать обществу определенные мнения для того, чтобы получить одобрение по отношению к своим действиям. Исследователь Т. Ван Дейк пишет, что манипуляция в социальном плане — это дискурсивная форма воспроизводства власти элиты, которая направлена против интересов большинства и выражает социальное неравенство («discursive form of elite power reproduction that is against the best interests of dominated groups and (re) produces social inequality»)2. Манипуляция осуществляется политическими элитами, у которых есть доступ к СМИ и контроль над ними.
Понятие информационной агрессии также связано с понятием власти. Именно политической элитой осуществляется информационная агрессия.
Следует вспомнить события последних нескольких лет: информационные войны предшествовали военным конфликтам. Информационные войны подготавливают население к тому, что вооруженный конфликт необходим именно здесь и именно в это время. Сегодня мы являемся свидетелями информационно-психологической войны, которая направлена против России. В ходе этой информационной войны намеренно демонизируются образ страны и ее президента. С.В. Иванов отмечает, что де-монизация противника - это основной метод информационной войны, цель которого заключается «намеренном создании нега-
1 Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М.: Алгоритм, 2004. [Kara-Murza S.G. (2004). Mani-pulyatsiya soznaniem. M.: Algoritm. (In Russ).]
2 Van Dijk, T. Discourse and manipulation. Discourse & Society. 2006, 17 (2), 359-383.
тивного, а еще более желательно — отталкивающего образа оппонента, в результате чего последний выступает во всех своих проявлениях как абсолютное зло»3. Для противостояния информационным войнам нужно изучать их причины и тактики.
Как социально-политический феномен манипулирование проявляется преимущественно на лингвистическом уровне инициируемого сообщения, отражая сильную связь с риторическим потенциалом языка4. СМИ делают ставку на субъективность восприятия манипулятивной информации, реализуя попытку достигнуть обратной связи с целевой аудиторией. Указанная закономерность получает оптимальное объяснение в рамках психологической теории социального влияния5. В социальных науках в целом понятие манипулирования неразрывно связывается с такими феноменами, как власть, превосходство, подчинение воли вне зависимости от того, обладают ли эти феномены политической окраской. Воля как способность к сознательным, намеренным и безграничным действиям или, наоборот, воздержанию от действий предстает объектом исполнительной власти.
Власть можно рассматривать как проявление таких социальных отношений, при
3 Иванова С.В. Лингвистическая ресурсная база информационной войны: создание эффекта демо-низации // Политическая лингвистика. 2016. № 5 (59). С. 28—37. [Ivanova S.V. (2016) Linguistic resources employed in an information warfare: demoniza-tion effect techniques. Political Linguistics Journal. № 5 (59). S. 28—37. (In Russ.)]
4 Горбачев А.А. Манипулирование электоратом в избирательном процессе современной России: автореф. дис. ... канд. полит. наук. - М., 2011; Грон-ская Н.Э. Языковые механизмы манипулирования массовым политическим сознание // http:// www.unn.ru/pages/issues/vestnik/9999-
0200 West MO 2003 1/22.pdf; Зелинский С.А. Манипулирование личностью и массами: манипулятив-ные технологии власти при атаке на подсознание индивида и масс. - СПб: Скифия, 2008.
5 Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. - СПб: Питер, 2001; Канарская М.И. Социальное влияние и его роль в формировании ограничивающих убеждений личности // Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей: Мат-лы II Всероссийской научно-практической (заочной) конференции. - МО: Свифт, 2012; Мекаева Ю.Ю. Социальная память как инструмент социального влияния: дис. ... канд. социолог. наук. - М., 2011.
которых воля одного субъекта навязывается другому субъекту посредством ограничения / полного порабощения воли последнего. Подобное понимание власти характерно, в частности, для воззрений М. Вебера, который определяет ее как безграничную возможность реализации воли в рамках конкретных социальных отношений вне зависимости от источника порождения этой возможности1. Проблема оказания манипу-лятивного воздействия фактически основывается на представленном выше понимании власти.
Любая форма манипулятивного воздействия / влияния - это, своего рода, давление, предотвращение возможного сопротивления, которое имеет непосредственное отношение к стремлению идеологически доминировать, проявлять исключительное единоволие. Как и власть, манипулятивное воздействие базируется на отношениях превосходства / подчинения. Возможность навязывания своих взглядов на действительность другим индивидам проистекает из умения завладеть их вниманием к собственным интересам и потребностям, задействовать других индивидом в групповой активности в процессе преследования специфических целей и актуализации не менее специфических ценностей. Превосходство субъекта манипулятивного воздействия над объектами данного воздействия можно интерпретировать как проявление властных отношений. Оказание манипулятивного воздействия есть не что иное, как усиление власти; удержание власти - долгосрочное поддержание воздействия, что, в свою очередь, является основным атрибутом властных отношений.
С точки зрения перспективы политического взаимодействия, социотехническая сфера иллюстрирует не только авторитарную потребность в подчинении других индивидов, достижении их повиновения, но также определенную аналогию с такими сферами, как убеждение и манипулятивные техники. Несмотря на тот факт, что сама
1 Более подробно см.: Красненко О.А. Концепция власти М. Вебера в исследовании политической культуры Великобритании и России // http://ecsocman.hse.ru/data/2010/06/21/1212534454/Kra snenko_N3_fin.indd-11.pdf
социальная организация в идеале не идентифицируется с негативно маркируемым понятием манипулирования, на практике она, как правило, управляется механизмами, которые неразрывно связаны со сферой усиленного влияния / воздействия. Потенциальная возможность совмещать социальную организацию с усиленным воздействием последовательно отражается в таком понятии, как пропаганда.
Манипулирование и убеждение анализируются как самостоятельные категории порождения социальной осознанности2. Сущность персуазивных действий заключается в том, чтобы предоставить объекту воздействия возможность выбора, т.е. признается проявление свободной воли в процессе принятия сообщения. Манипулирование исключает возможность выбора: реальность преподносится в таком виде, чтобы создать иллюзию того, что инициируемое сообщение является единственно возможным способом концептуализации реальности, единственно оптимальным выходом из сложившейся ситуации.
Для давления на сознание людей используются механизмы подмены дискурсивных переменных.
Так как целенаправленное информационное воздействие почти всегда предшествует силовым действиям, то такое давление ведется в отношении сознания:
1) представителей гражданского общества и вооруженных сил инициатора силовой акции;
2) представителей гражданского общества стран и отдельных территорий, имеющих значение для данной силовой акции;
3) представителей гражданского общества и вооруженных сил страны — цели силовой акции;
4) возможных оппозиционно настроенных групп в стране — цели силовой ак-
2 Лобас П.П. Тропика, синонимика, топика как средства убеждения и манипулирования: дис. ... канд. филол. наук. - Ростов-на-Дону, 2011; Мачина А.А. Манипулирование сознанием посредством информационной системы: дис. ... канд. социол. наук. - М., 2003; Пую Ю.В. Социально -философские основания антропологии манипулирования: дис. ... докт. философ. наук. - СПб, 2010.
ции1.
Вышеупомянутые манипулятивные технологии далеко не все. В сегодняшних СМИ их намного больше. Например, американский автор Mariana Achugar пишет о том, что «изучение процессов и способов создания и распространения текстов о войне имеет серьезный интерес для науки, представители которой занимаются исследованиями массмедиа, используя для этого различные подходы»2
В современном обществе ведущим каналом воздействия на массовое сознание являются средства массовой информации. Акторы, которые контролируют СМИ, задают вектор распространения информационных потоков. Они контролируют и определяют, какую информацию нужно скрыть, а на каком материале сделать больший акцент. В связи с этим создаются определенные тенденции для использования военно-политического дискурса. Чтобы оказать определенное давление на индивидов СМИ прибегают к двум основным способам подачи информации: последовательный и фрагментарный. Последовательный способ распространения информации - тщательная, разнообразная проработка и анализ материала по определенной тематике. Фрагментарный способ распространения информации предусматривает неполную и частичную подачу информации, искажение фактов. Именно данный способ распространения информации позволяет манипуляторам акцентировать внимание на том факте, который они считают важным3.
Современная действительность показывает, что большинство людей не хотят, а часто и не могут анализировать информационные материалы. Именно в такой ситуации манипуляторы преподносят ложные сообщения. Такие обстоятельства успешно используются западными специалистами для манипуляции массовым сознанием. Американские исследователи отмечают, что тер-
1 В.Д. Бачурин Манипулятивные технологии, применяемые СМИ в современном военно -политическом дискурсе. Политическая лингвистика 4 (50) 2014.
2 Achugar M. What we remember a construction of memory in military discourse. - Hardbound, 2008.
3 Дейк Тен ван. Дискурс и власть. - М.: Либро-
ком, 2013.
мин «манипуляция» подразумевает способ управления сознанием большого количества людей по средствам создания иллюзий или условий для контролирования поведения. Такое воздействие происходит скрыто на психическом уровне человека. Основной задачей данного давления является изменение собственного мнения. Манипуляция массовым сознанием является главным элементом психологических операций и информационной войны4.
Таким образом, в сфере международных отношений манипулирование может быть определено как системное искажение фактов, выборочное освещение актуальной информации посредством эксплуатации потенциальных возможностей неявных целей, непрозрачных технологий, характерных для мира политики. Риторический характер данного определения выявляет сущность манипулирования не только в международной сфере, но и в аспекте социально-политических отношений.
Из-за быстрого распространения информационных сообщений в Интернете, видеосюжеты и интернет-сайты блогеров являются самыми востребованными среди аудитории. Именно здесь явно прослеживается манипуляция с военным контентом в западных электронных СМИ.
Согласно мнению большинства исследователей, манипулирование - это прежде всего обман (военных, экономических или политических) оппонентов в плане освещения реальных намерений субъекта манипулирования, направленный на ослабление активности оппонентов посредством дезинформации. В рамках нашей диссертационной работы манипулирование интерпретируется как операционно-процедурная технология, в рамках которой ложь и обман (как форма лжи) оказывается приоритетной стратегией. Манипулирование реализуется как форма дезинформации, воздействующее информационное вмешательство в дискурсивное пространство оппонента.
4 Серебрянников Б. А. Общее языкознание: общие методы лингвистических исследований. - М.: Наука, 1973.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бачурин, В.Д. Манипулятивные технологии, применяемые СМИ в современном военно-политическом дискурсе // Политическая лингвистика. - 2014. - 4 (50).
2. Воронцова, Т.А. Речевая агрессия в коммуникативно-дискурсивной парадигме // Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2006. - № 1. - С. 83-86. [Vorontsova T.A. (2006) Rechevaya agressiya v kommunikativno-diskursivnoi paradigme Vestnik VGU, Seriya: Lingvistika i mezhkul'turnaya kommunikatsiya, 1, 83—86. (In Russ).]
3. Горбачев, А.А. Манипулирование электоратом в избирательном процессе современной России: автореф. дис. ... канд. полит. наук. - М., 2011; Гронская Н.Э. Языковые механизмы манипулирования массовым политическим сознание // http://www.unn.ru/ pages/issues/vestnik/9999-0200_West_MO_2003_1/22.pdf; Зелинский С.А. Манипулирование личностью и массами: манипулятивные технологии власти при атаке на подсознание индивида и масс. - СПб.: Скифия, 2008.
4. Дейк Тен ван. Дискурс и власть. - М. : Либроком, 2013.
5. Зимбардо, Ф., Ляйппе, М. Социальное влияние. - СПб.: Питер, 2001; Канарская М.И. Социальное влияние и его роль в формировании ограничивающих убеждений личности // Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей: Мат -лы II Всероссийской научно-практической (заочной) конференции. - МО: Свифт, 2012; Ме-каева Ю.Ю. Социальная память как инструмент социального влияния: дис. ... канд. социолог. наук. - М., 2011.
6. Иванова, С.В. Лингвистическая ресурсная база информационной войны: создание эффекта демонизации // Политическая лингвистика. - 2016. - № 5 (59). - С. 28-37. [Ivanova S.V. (2016) Linguistic resources employed in an information warfare: demonization effect techniques. Political Linguistics Journal. № 5 (59). S. 28-37. (In Russ.)]
7. Информационные войны в современном мире: материалы международной конференции, Москва, 2 октября 2008 года. - М.: Ключ-С, 2008. [Informatsionnye voiny v sovremen-nom mire: materialy mezhdunarodnoi konferentsii, oscow, October, 2, 2008. Moscow: Klyuch-S, 2008. (In Russ).]
8. Кара-Мурза, С.Г. Манипуляция сознанием. - М.: Алгоритм, 2004. [Kara-Murza S.G. (2004). Manipulyatsiya soznaniem. M.: Algoritm. (In Russ).]
9. Красненко, О.А. Концепция власти М. Вебера в исследовании политической культуры Великобритании и России // URL: ,http://ecsocman.hse.ru/data/2010/06/21/1212534454/ Krasnenko_N3_fin.indd-11.pdf (дата обращения 18.03.2018 г.).
10. Лобас, П.П. Тропика, синонимика, топика как средства убеждения и манипулирования: дис. ... канд. филол. наук. - Ростов н/Д., 2011; Мачина А.А. Манипулирование сознанием посредством информационной системы: дис. ... канд. социол. наук. - М., 2003; Пую Ю.В. Социально-философские основания антропологии манипулирования: дис. ... докт. философ. наук. - СПб., 2010.
11. Озюменко, В.И. Медийный дискурс в ситуации информационной войны: от манипуляции - к агрессии // Вестник РУДН. Серия: ЛИНГВИСТИКА. - 2017. - Т. 21. №1. - С. 203220.
12. Серебрянников, Б.А. Общее языкознание: общие методы лингвистических исследований. - М.: Наука, 1973.
13. Achugar, M. What we remember a construction of memory in military discourse. - Hardbound, 2008.
14. Van Dijk, T. Discourse and manipulation. Discourse & Society. 2006, 17 (2), 359-383.