Научная статья на тему 'Исследование процессов манипулирования массовым сознанием в современных средствах массовой информации'

Исследование процессов манипулирования массовым сознанием в современных средствах массовой информации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
11926
1609
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАНИПУЛЯЦИЯ / MANIPULATION / МАНИПУЛЯТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / MANIPULATIVE TECHNOLOGIES / МЕТОДЫ МАНИПУЛИРОВАНИЯ / MANIPULATION METHODS / ПРОПАГАНДА / PROMOTION / ПОЗИТИВНАЯ ПРОПАГАНДА / POSITIVE PROMOTION / НЕГАТИВНАЯ ПРОПАГАНДА / NEGATIVE PROMOTION / ИНФОРМАЦИЯ / INFORMATION / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТОКИ / INFORMATION STREAMS / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / IDEOLOGICAL INFLUENCE / МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ / MASS CONSCIOUSNESS / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / PUBLIC OPINION / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL INFLUENCE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кихтан В. В.

Актуальность данной статьи обусловлена прежде всего возрастающей ролью средств массовой информации в развитии диалога основных субъектов социального взаимодействия личности. Это способствует СМИ быть универсальным инструментом постоянной многоступенчатой коммуникации. В связи с этим реализуются разные субъектные цели. В работе отмечается, что данные цели часто не соответствуют идеалам общественного развития, а порой целенаправленно искажаются в пользу частных интересов. В этом процессе СМИ выступают инструментом давления на ценностные ориентиры человека, трансформируют его мировоззренческие установки. Цель статьи заключается в анализе манипулятивных технологий в средствах массовой информации. Главный научный метод эмпирический, который позволяет на основе системного толкования различных мнений ученых по вопросу манипулирования и пропаганды в средствах массовой информации сформулировать свои выводы. В статье рассматривается актуализация использования технологий манипулирования в средствах массовой информации, его специфика, а также уделяется внимание последствиям широкого распространения манипулирования. Дается характеристика понятию «манипуляция» и «пропаганда». Раскрывается многообразие моделей и форм манипулирования массовым сознанием в средствах массовой информации. Выводы и рекомендации, отраженные в данной научной работе, могут быть использованы при изучении концептуальных манипулятивных технологий в российских и западных СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF PROCESSES OF MANIPULATION OF MASS CONSCIOUSNESS IN MODERN MASS MEDIA

The relevance of this article is caused, first of all, by the increasing role of mass media in development of dialogue of the main subjects of social interaction of the personality. It promotes media to be the universal instrument of continuous multistage communication. In this regard the different subject purposes are implemented. In work it is noted that these purposes often don't correspond to ideals of social development, and at times are purposefully distorted in favor of private interests. In this process of media act as the tool of pressure upon valuable reference points of the person, transform his world outlook installations. The purpose of article consists in the analysis of manipulative technologies in mass media. The main scientific method empirical which allows on the basis of system interpretation of various opinions of scientists concerning manipulation and promotion in mass media to formulate the conclusions. In article updating of use of technologies of manipulation in mass media is considered, its specifics and also attention is paid to consequences of wide circulation of manipulation. The characteristic is given to the concept "manipulation" and "promotion". The variety of models and forms of manipulation of mass consciousness in mass media reveals. The conclusions and recommendations reflected in this scientific work can be used when studying conceptual manipulative technologies in the Russian and western media.

Текст научной работы на тему «Исследование процессов манипулирования массовым сознанием в современных средствах массовой информации»

ББК: 76.0

Кихтан В.В.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ МАНИПУЛИРОВАНИЯ МАССОВЫМ СОЗНАНИЕМ В СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Kikhtan V. V.

RESEARCH OF PROCESSES OF MANIPULATION OF MASS CONSCIOUSNESS

IN MODERN MASS MEDIA

Ключевые слова: манипуляция, манипулятивные технологии, методы манипулирования, пропаганда, позитивная пропаганда, негативная пропаганда, информация, информационные потоки, социально-психологическое воздействие, идеологическое воздействие, массовое сознание, общественное мнение.

Keywords: manipulation, manipulative technologies, manipulation methods, promotion, positive promotion, negative promotion, information, information streams, social and psychological influence, ideological influence, mass consciousness, public opinion.

Аннотация: актуальность данной статьи обусловлена прежде всего возрастающей ролью средств массовой информации в развитии диалога основных субъектов социального взаимодействия личности. Это способствует СМИ быть универсальным инструментом постоянной многоступенчатой коммуникации. В связи с этим реализуются разные субъектные цели. В работе отмечается, что данные цели часто не соответствуют идеалам общественного развития, а порой целенаправленно искажаются в пользу частных интересов. В этом процессе СМИ выступают инструментом давления на ценностные ориентиры человека, трансформируют его мировоззренческие установки.

Цель статьи заключается в анализе манипулятивных технологий в средствах массовой информации.

Главный научный метод - эмпирический, который позволяет на основе системного толкования различных мнений ученых по вопросу манипулирования и пропаганды в средствах массовой информации сформулировать свои выводы.

В статье рассматривается актуализация использования технологий манипулирования в средствах массовой информации, его специфика, а также уделяется внимание последствиям широкого распространения манипулирования. Дается характеристика понятию «манипуляция» и «пропаганда». Раскрывается многообразие моделей и форм манипулирования массовым сознанием в средствах массовой информации.

Выводы и рекомендации, отраженные в данной научной работе, могут быть использованы при изучении концептуальных манипулятивных технологий в российских и западных СМИ.

Abstract: the relevance of this article is caused, first of all, by the increasing role of mass media in development of dialogue of the main subjects of social interaction of the personality. It promotes media to be the universal instrument of continuous multistage communication. In this regard the different subject purposes are implemented. In work it is noted that these purposes often don't correspond to ideals of social development, and at times are purposefully distorted in favor of private interests. In this process of media act as the tool of pressure upon valuable reference points of the person, transform his world outlook installations.

The purpose of article consists in the analysis of manipulative technologies in mass media.

The main scientific method - empirical which allows on the basis of system interpretation of various opinions of scientists concerning manipulation and promotion in mass media to formulate the conclusions.

In article updating of use of technologies of manipulation in mass media is considered, its specifics and also attention is paid to consequences of wide circulation of manipulation. The cha-

racteristic is given to the concept "manipulation" and "promotion". The variety of models and forms of manipulation of mass consciousness in mass media reveals.

The conclusions and recommendations reflected in this scientific work can be used when studying conceptual manipulative technologies in the Russian and western media.

В результате развития новых технологий и накоплении знаний во второй половине XX века началось формирование информационного общества. Основным фактором общественных изменений становятся производство и распространение информации. Начинают развиваться сложные информационные технологии, изменяются принципы социальной стратификации, возрастают роли организации и управления в обществе. Эти обстоятельства формируют новое общество1.

XX век стал важным в процессе манипулирования массовым сознанием. Сложились науки, которые занимаются данной проблемой, сформировались теории и концепции. Новые технические средства позволили сразу охватить пропагандой миллионы людей.

СМИ производят новостные сообщения, интерпретируя которые аудитория осознает текущие события, формирует о них мнение. Значительный объем подобных сообщений никак не соприкасается с личностным жизненным опытом адресата, однако является стабильным источником извлечения личностных смыслов о событиях, бесперебойно происходящих в рамках более широкого социально-политического сообщества (регионального, государственного или мирового масштаба). СМИ также можно рассматривать как канал, через которые аудитория «добывает» образы для поддержания чувства реальности, модификации объективной действительности на уровне ментальных представлений2.

В сегодняшних реалиях человек по-

1 Корогодин, В.И. Информация как основа жизни / В.И. Корогодин, В.Л. Корогодина. - Дубна: Феникс, 2000. - 11 с.

2 Скворцов Л.В. Информационная культура и цельное знание. - М.: Изд-во МБА, 2011. - С. 17; Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования. - М.: Аванти плюс, 2003. -С. 13; Желтухина М.Р. Тропологическая суггестивность массмедиального дискурса: о проблеме речевого воздействия тропов в языке СМИ. - М.: Ин-т языкознания РАН; Волгоград: ВФ МУПК, 2003. - С. 29.

стоянно нуждается в своевременном притоке информации. Неразрывная информационная связь с окружающей действительностью - одно из важнейших условий нормальной жизнедеятельности человека в обществе. Большое давление на человека оказывает не только постоянный контакт с обществом, но и количество, объем, содержание поступающей информации.

Термин «манипуляция» произошел от латинского слова manipulare и означает «управлять», «управлять со знанием дела», «оказывать помощь» и т.д. В современном мире манипулирование представляет собой систему способов идеологического и социально-психологического воздействия с целью изменения своих собственных выводов и поведения. Также существуют определения термина «манипуляции» как вида мошенничества и махинации. Однако необходимо отметить, что манипуляции не может быть явно насильственной, она носит добровольно-принудительный характер. Некоторые исследователи в области манипуляции убеждены, что манипулирование - есть выражение инстинктивной потребности человека в неизменности общества3. В связи с вышесказанным манипуляциию можно определить как психологическое давление, направленное на управление поведением людей, носящее скрытый характер и основанное на полном доверии людей, воспринимающих любую информацию. Успешной является та манипуляция, которая незаметна никому.

Важность слова, роль выбора слова, внимательность в работе со словом как инструментом манипулирования отмечают многие исследователи. Р.М. Блакар писал, что язык для манипулятора является важным инструментом изменения смысла, для того чтобы скрыть реальную ситуацию4.

3 Мельникова Т.С. Пропаганда как технология политического манипулирования. Власть. 2010 №8, С. 47.

4 Блакар Р. М. Язык как инструмент социальной власти // Язык и моделирование социального

Слова, которые характеризуют манипуляцию, чаще всего призваны вызывать негативное впечатление: скрыто, неявно, обман, господство, управление, принуждение, применение силы, структурирование мира в интересах манипулятора, вразрез с волей другого, мастерство и сноровку1. Далее рассмотрим приемы манипулирования по средствам языка:

- манипуляция словами-амебами. Использование в тексте большого количества слов с размытым значением, которое не понятно адресату. Чаще всего слова-амебы - это заимствованные или русские слова, с размытыми семантическими границами, которые не связаны с контекстом реальной жизни, используемые для воздействия на сознание масс;

- манипулирование при помощи контраста и обобщения. Манипулирование по средствам объединения в тексте противоположных сведений;

- манипуляция с помощью подмены понятия - заменить одно понятие другим, уменьшить объем понятия, изменить контекст;

- манипулированное обращение к идентичности. Идентификация людей с группой - важный элемент манипуляции. К такому виду языковой манипуляции чаще всего прибегают в рекламе. Например: «Внимание, оптовики, открылся новый рынок!», «Пенсионеры за Иванова, коммунисты за Петрова!». Обращение к идентичности призвано сплочению, гарантирует узнаваемость.

Манипулирование - это многоступенчатый процесс, который включает разные категории: воздействие, убеждение, внушение, подчинение, управление, контроля. В манипуляции главное - воздействовать на психику и вызвать побуждение к действию. Как правило, манипуляция всегда имеет четкий и спланированный характер. Это свойство манипуляции крайне важно, так как отражает намеренность и продуманность действий манипулятора. Благодаря преднамеренности в манипуляции, можно выделить первичную и вторичную манипу-

взаимодействия. М., 1987. С. 131-169.

1 Доценко Е.Л. Психология манипуляции. —

М., 1996.

ляцию.

Первичная манипуляция - продуманный процесс, у которого есть заказчик, исполнитель, и который имеет четкие цели и приемы. Вторичная манипуляция - прежде всего это результат первичной манипуляции, который может распространяться самими жертвами манипуляции. Яркий пример вторичной манипуляции - посты в социальных сетях в Интернете людей, которые были подвержены манипуляции, и теперь эту информацию распространяют дальше.

Как правило, средства массовой информации нацелены на широкую аудиторию, испытывающую к ним большое доверие, в связи с этим СМИ выступают исполнителем манипуляций для заказчика.

Специфика манипуляции средств массовой информации заключается в вовлечении массы в процесс манипулирования. Аудитория средств массовой информации производит тиражирование информации, воспринимая ее за истинную.

Как правило, манипулятивные технологии реализованы в средствах массовой информации. СМИ «отбирают большую часть информации и дезинформации, которыми пользуется аудитория для оценки социально-политической действительности. Отношение к проблемам и явлениям, даже сам подход, что считать проблемой или явлением, во многом предопределены теми, кто контролирует коммуникации»2.

На сегодняшний день манипулятив-ные технологии в средствах массовой коммуникации всем хорошо известны. Этой тематике посвящено большое количество научных исследований. Причинами манипуля-тивности современных средств массовой информации исследователи называют следующие:

- субъективность. Люди, работающие в средствах массовой коммуникации, преподносят информацию согласно своим индивидуально-психологическим, личностным особенностям, политическим симпатиям и пристрастиям, что ведет к искажению информации;

- политическими, социально-

2 Паренти М. Демократия для немногих - М., 1990, с. 216.

экономическими и организационными условиями, в которых работают СМИ;

- процесс функционирования СМИ. Средства массовой информации при подготовке информации руководствуются за общие правила и требования, так как вынуждены бороться за аудиторию1.

В связи с этим В.П. Пугачев отмечает: «взятые им на вооружение принципы отбора материалов плохо совместимы с глубокими аналитическими сообщениями и часто препятствуют созданию информационной картины мира, более или менее адекватной реальности»2. В его работе выделено пять принципов отбора информации:

1. Приоритетность и интерес темы для аудитории. Согласно этому принципу большинство сообщений в СМИ касаются угрозе граждан и миру, терроризма, катастроф.

2. Необычность фактов. Современные средства массовой информации склоны к сенсационной подаче информации, поэтому сообщения о происшествиях преобладают над новостями о будничной жизни людей в обществе.

3. Новизна фактов. Привлечь большее внимание к информации в СМИ возможно, если эта информации еще нигде не была опубликована.

4. Успех. Содержание этого принципа заключается в том, что большой спрос имеют материалы, посвященные звездам в политике, искусстве и спорте.

5. Высокий общественный статус. Чем значимее источник информации, тем весомее считается интервью или передача. В связи с этим большой доступ к информации имеют лица, занимающие высокие места в политической, военной, церковной и в других структурах.

Считается, что успешным условием манипуляции является то, что современная аудитория СМИ ленива и не желает тратить ни умственных, ни эмоциональных ресурсов для того, чтобы усомниться в правдивости поданной информации. Основной целью

1 Бражкина Е.Е., Ефимова Е.С. Информационно -психологическая безопасность и манипулирование информацией СМИ. Успехи в химии и химической технологии. Том XXVI. 2012. №9 (138), С. 16-17.

2 Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в по-

литологию. М.: Аспект-пресс, 2000, С. 246.

манипулирования массовым сознанием - не дать манипулируемому адекватно осознать свои интересы.

Существуют трактовки методов манипулирования в средствах массовой информации, попытаемся их выделить:

1. Фабрикация фактов. Очень часто СМИ маскируют сообщение, которое невозможно избежать, потоком не важных и не нужных информационных сообщений.

2. Подмена смысла слова и понятия.

3. Сенсационность. На некоторых не особенно важных событиях средства массовой информации заостряют особое внимание, а тем временем скрывают другую информацию.

4. Внушение. Журналист убеждает читателей в своей компетентности, тем самым попадает к ним в доверие.

5. Перенос частного к общему.

6. Создание лжесобытий. Журналист использует не проверенные факты, а порой даже слухи и домыслы в непонятной политической или социальной ситуации.

7. Фрагментация. Информационные потоки разбиваются на отдельные фрагмен-тальные блоки, в результате чего не удается сформулировать правильной и полноценной картины мира3.

На самом деле манипулятивных технологий в средствах массовой информации на много больше, мы остановились на более распространённых.

Особо ярко приемы манипулирования проявляются в пропаганде. Термин «пропаганда» произошел от латинского «propaganda» и означает «распространение» и имеет большое количество определений, постараемся выделить основные:

1) система деятельности, направленная на распространение знаний, ценностей и другой информации с целью формирования определенных взглядов, представлений, эмоциональных состояний, оказания влияния на социальное поведение людей;

2) распространение в массах идеологии и политики определенных классов, партий, государств;

3 Бражкина Е.Е., Ефимова Е.С. Информационно-психологическая безопасность и манипулирование информацией СМИ. Успехи в химии и химической технологии. Том XXVI. 2012. №9 (138), С. 19.

3) средства манипуляции массовым сознанием1.

Мы считаем, что под политической пропагандой следует понимать политически заинтересованное информационно-психологическое давление на эмоциональную составляющую массового сознания, с помощью которого навязываются политические идеалы, мнения, установки и формируемое политическое поведение.

Главная психологическая цель пропаганды - давление на систему идейных, общественных и политических установок людей, которую возможно изменить благодаря формированию новых установок или через изменение уже существующих.

С появлением глобального телевидения и развитием дифференцированных стратегий паблик рилейшнз пропаганда на новый профессиональный уровень, задействует потенциал субъективной составляющей языка, таким образом, моделируя образ и внедряя этот образ в сознание массовой аудитории, потребителя СМИ. Новостные сообщения концентрируют внимание адресата на текущих событиях, фактически не озвучивая фоновой информации об исторических предпосылках конфликта. В результате массовая аудитория воспринимает актуальные события как борьбу добра со «злом», что, в свою очередь, наглядно демонстрирует важность коммуникативных стратегий в освещении хода событий. Роль коммуникации как доминирующего стратегического механизма воздействия находит оптимальную реализацию в потребностях СМИ представлять актуальные события впечатляющим и эффектным образом.

В первую очередь под воздействие попадают психологические установки - эмоции. От того, какие эмоции порождает пропаганда, различают позитивную и негативную пропаганду2. Позитивная пропаганда реализует воспитательную и информационную функции, нацелена на социальную гармонию, воспитание людей согласно общепринятым нормам и ценностям. Она функционирует в интересах адресата. Именно позитивная пропаганда не

1 Вылегжанин Д.А. Введение в политическую имиджелогию. - М., 2008, с. 89- 90.

2 Цуладзе А. Большая манипулятивная игра. -М.: Алгоритм, 2000, с. 100-101.

реализует жесткие манипулятивные технологии. Негативная пропаганда нацелена на создание иллюзорной, параллельной реальности, которая выгодна пропагандисту с целью манипулирования массовым сознанием в интересах узкой группы лиц. Негативная пропаганда способна созданию социальной вражды, конфликтов и противоречий. В связи с этим возможно разобщение людей и навязывание выгодных определенным лицам убеждений и стереотипов.

Именно политическую пропаганду многие исследователи считают мощным средством психологического давления на массовое сознание и мнение с целью формулирования определенных выводов. Выделим основные приемы пропаганды:

1. Эффект ореола. Данный эффект направлен на склонность человека мыслить ложными аналогиями.

2. Эффект первичности. При получении какого-либо сообщения впервые человек именного его воспринимает верным, все последующие кажутся ему ложными. Источник, первым опубликовавший новость, получает психологическое преимущество у своей аудитории, так как его содержание

3

поступило адресату первым .

3. Эффект контраста. Данный прием функционирует на основе социального фона, на котором воспринимается информация. Например, на фоне злых и несправедливых людей добрый человек воспринимается с особой симпатией.

4. Использование медиаторов. Медиаторы - высокопоставленные члены общества, мнения которых по определенным вопросам имеют большую ценность. Именно медиаторы играют решающую роль в формировании отношения аудитории к проблеме, описанной в пропагандистском материале. Это явление нашло отражение в модели двухступенчатой коммуникации американского исследователя П. Лазарсфель-да4. Предложенная им теория гласит: от средств массовой коммуникации информация поступает «медиаторам», а от них ко

3 Репко С.И. Геополитика.- М. : ЗАО Центрпо-лиграф, 2009.

4 Katz E., Lazarsfeld P. Personal Influence: the Part Played by People in the Flow of Mass Communications. - N.Y., 1965.

всей аудитории в целом. Поступая из средств массовой коммуникации, информация интерпретируется в результате межличностного общения. Для каждой категории аудитории выступает свой медиатор. Чаще всего медиаторами являются политические лидеры, представители религиозных конфессий, деятели науки, культуры и искусства.

5. Повторение - самый эффективный способ пропаганды. Постоянное повторение одной и той же информации. Убедительной является та информация, которую человек запомнил и смог повторить. Таким образом, эффективная пропаганда должна быть простой и повторяться несколько раз.

6. Констатация факта. Желаемое предлагается за уже свершившееся. В СМИ данный прием часто преподносится в виде опроса.

7. Создание угрозы. Главная задача -создать мнимую угрозу. Чаще всего реальную угрозу средства массовой информации многократно усиливают, вызывая массовую панику, тем самым создается благоприятная обстановка для пропаганды. Причиной может быть отвлечение от актуальных проблем1 .

Развитие информационных процессов усиливает давление средств массовой информации на массовое сознание. Данное явление показывает важнейшую роль СМИ в обществе.

В своей работы мы выделили основные методы пропаганды, на самом деле их

массовое сознание путем изменения образов и стереотипов, лежащих в основе поведения.

Обращаясь к проблеме манипулирования, мы выяснили, что данное явление глубоко и неоднозначно. Прежде всего мани-пулятивные технологи применяют для воздействия на эмоции человека. Манипуляция приводит к искажению действительности в мире, трансформации представлений, знаний, образов, формирующих сознание человека.

Таким образом, современная реальность предполагает активное использование специальных средств в СМИ для достижения определенных целей. Прежде всего к ним относится манипулирование. Пропаганда является мощным средством манипулирования, играет определенную роль в формировании массового сознания, способствует изменению своего мнения и поведения.

Итак, становится очевидным поиск предметов защиты от манипуляции. По мнению психологов, в большей степени внушению поддаются люди с низким уровнем образования и мало осведомлённые в определенной ситуации. На наш взгляд, главный способ защиты от манипуляции -мыслить самостоятельно. Думающая и анализирующая аудитория нуждается в доказательствах, замечает логические ошибки средств массовой информации, относится к информации критически.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Блакар, Р.М. Язык как инструмент социальной власти // Язык и моделирование социального взаимодействия. - М., 1987. - C. 131-169.

2. Бражкина, Е.Е., Ефимова, Е.С. Информационно-психологическая безопасность и манипулирование информацией СМИ. Успехи в химии и химической технологии. Том XXVI. -2012. - №9 (138). - С. 16-21.

3. Вылегжанин, Д.А. Введение в политическую имиджелогию. - М., 2008. - С. 89-90.

4. Доценко, Е.Л. Психология манипуляции. - М., 1996.

5. Дудихин, В.В. В какой степени сегодня информация СМИ может считаться достоверной? - URL: http://www.psychology-online.net/articles/doc- 808.html (дата обращения 18.03.2018 г.)

существует намного больше, но суть их всех состоит в том, чтобы воздействовать на

1 Дудихин В.В. В какой степени сегодня информация СМИ может считаться достоверной? // http://www.psychology-online.net/articles/doc- 808.html

6. Корогодин, В.И. Информация как основа жизни / В.И. Корогодин, В.Л. Корогодина. - Дубна: Феникс, 2000. - 11 с.

7. Мельникова, Т.С. Пропаганда как технология политического манипулирования // Власть. - 2010. - №8. - С. 47.

8. Паренти, М. Демократия для немногих. - М., 1990. - С. 216.

9. Пугачев, В.П., Соловьев, А.И. Введение в политологию. - М.: Аспект- пресс, 2000. -С. 246.

10. Репко, С.И. Геополитика. - М. : Центрполиграф, 2009.

11. Цуладзе, А. Большая манипулятивная игра. - М. : Алгоритм, 2000. - С. 100-101.

12. Katz, E., Lazarsfeld, P. Personal Influence: the Part Played by People in the Flow of Mass Communications. - N.Y., 1965.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.