DOI 10.24412/2076-1503-2021 -2-53-56 ГАРАЕВ Газинур Арамисович,
аспирант кафедры теории и истории государства и права УВО Университет управления «ТИСБИ»,
е-mail: [email protected]
12.00.01 - теория и история права и государства; история правовых учений
ЗНАЧЕНИЕ ПРАВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО
ОБЩЕСТВА
Аннотация. В рамках настоящей статьи автором рассмотрена роль права в формировании отношений между государством и гражданским обществом, а также раскрыты несколько теоретических подходов к тому, кто в данном взаимодействии является субъектом и объектом воздействия. Актуальность проблемы исследования обусловлена поиском путей установления баланса частных и публичных интересов на пути построения правового государства с развитым гражданским обществом.
Ключевые слова: гражданское общество, правовое государство, правовое гражданское общество, социальное государство, государство благосостояния, общественное объединение, гражданство.
GARAEV Gazinur Aramisovich,
post-graduate student of the Department of Theory and History of State and Law of the University of Management «TISBI»
THE IMPORTANCE OF LAW FOR THE DEVELOPMENT OF CIVIL SOCIETY INSTITUTIONS
Annotation. Within the framework of this article examined the role of law in the formation of relations between the state and civil society, and also revealed several theoretical approaches to who in this interaction is the subject and object of influence. The relevance of the research problem is due to the search for ways to establish a balance of private and public interests on the way of building a legal state with a developed civil society.
Key words: civil society, legal state, legal civil society, welfare state, welfare state, public association, citizenship.
Построение современного демократического государства обусловлено такими явлениями, как гражданское общество, социальное государство [4] (государство благосостояния), в котором предполагается особая защита прав и свобод граждан, а также их гарантированность. Особую роль играет правовое государство [14], в котором провозглашается принцип верховенства права. Конституциями множества современных государств провозглашаются соответствующие принципы и цели, однако их реальное достижение представляется процессом достижимым, но требующим приложения сил как со стороны государственных образований, так и гражданского общества.
Правовое сопровождение института гражданского общества осуществляется посредством диалектического взаимодействия между государством и законодательной ветвью власти, которое достигается посредством преодоления «треугольника недоверия» между государством, обще-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2021
ством, бизнесом и личностью. Роль права в данном случае сводится к установлению баланса интересов как гражданского общества, так и государства в целях формирования демократического государства, в котором воля народа имеет особое значение. Данная цель является приоритетной в государственном развитии множества современных государств, что и обусловливает актуальность настоящего исследования.
Право в демократическом обществе выступает в качестве формы взаимодействия гражданского общества и государства, однако ученые по-разному рассматривают его место в работе данного механизма.
С одной стороны, гражданское общество, отдельные его индивиды не могут существовать вне государства, т.к. лишь в рамках государства и институтов гражданства они приобретают определенный статус (гражданина, лица без гражданства, беженца и т.д.) и соответствующие данному статусу права и обязанности. Государство посред-
ством правового регулирования проникает в самые различные сферы жизни общества, как регулирующие частные интересы граждан, так и публичные. Таким образом, по мнению Ю.М. Алпатова, правовые нормы, санкционируемые и обеспеченные силой государства и не могущие угрожать государственной системе, являются по своей сути публичными [1].
В рамках данной концепции право исходит от государства, является его инструментом для регулирования гражданского общества, а при принятии правовых норм на первое место ставятся именно государственные интересы. Правовые нормы в таком случае служат некоторым ограничением, поэтому лишь в рамках очерченных им границ может действовать гражданское общество. Примером соответствующего ограничения в Российской Федерации может служить возможность участия государства в деятельности религиозных организаций. Федеральным законом от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» [10] в ст. 21 устанавливается специальная процедура для государственной регистрации общественных объединений, предполагающая двойную проверку регистрируемого общественного объединения. Проводятся дополнительные контрольные мероприятия по оценке уставных целей деятельности общественного объединения, соответствия его уставных документов законодательству Российской Федерации, а также анализ организации на предмет соответствия принципам нравственности, посягательства на чувства верующих и на отдельные национальности, которые в последующем могут послужить основанием для отказа в государственной регистрации. Следовательно, к общественным объединениям граждан, являющимся институтом гражданского общества, предъявляются специальные законодательные требования, а государству в лице его органов предоставляется большее количество оснований для отказа в государственной регистрации, которые могут быть использованы не в интересах граждан. Данная идеологическая функция и государства, и права имеет свое особое значение с позиции сохранения стабильного правопорядка.
Рассматривая право инструментом именно государства по воздействию на гражданское общество, мы определяем государство как представителя интересов большинства лиц, проживающих на его территории. Провозглашение принципов государства благоденствия (в одной из концепций социального государства) может служить основанием для принятия законов, направленных на перераспределение материальных благ граждан и предоставление льгот и пособий нуждающимся и социально незащищенным слоям населения. В зависимости от особенностей исторического и социокультурного развития рассматривае-
мого общества, а также запросов населения на содействие государства в социальных вопросах происходит выбор модели социального государства [2]. Корпоративная модель социального государства позволяет частным лицам также участвовать в удовлетворении социальных потребностей населения (например, в Италии, Австрии, Франции, Нидерландах и других странах) [3]. Следовательно, именно само государство выбирает ту социальную модель, в рамках которой происходит удовлетворение социальных потребностей нуждающихся и решает вопросы о степени допущения или недопущении в них институтов гражданского общества. Фактически с помощью правовых механизмов, например, в Российской Федерации государство императивно удовлетворяет потребности незащищенных слоев населения путем распределения денежных средств, полученных от граждан (налогов, сборов и т.д.), что в развитом гражданском обществе могло бы быть реализовано и при поддержке иных институтов (профсоюзов, общественных организаций, партий и иных объединений граждан).
Одним из важнейших общественных объединений граждан в процессах установления баланса интересов является Общероссийский народный фронт (ОНФ), созданный в 2011 г. по инициативе Президента РФ. Главными задачами ОНФ становятся с этого времени вопросы защиты и соблюдения конституционных прав и свобод граждан, контроль за работой органов власти, борьба с коррупцией [9]. Последнее - важная сфера деятельности этой организации, выявляющая не только уже свершившиеся факты коррупции, но и ее причинность. Как отмечает Р.Ф. Сте-паненко, «рассчитывать на преодоление коррупции при помощи только юридических средств, действительно, было бы опрометчивым» [7, с. 76]. Поэтому роль и значение гражданского общества здесь достаточно велики, в т.ч. и для совершенствования законодательства.
Между тем влияние гражданского общества на деятельность государства, а также представителей органов власти проявляется не только в юридической, но и этической сферах. Например, при разрешении всевозможных социально-правовых конфликтов важное значение приобретает морально-нравственное поведение правоприменителя. Подвергавшаяся ранее острой критике судебная деятельность, сегодня регламентируется Этическим кодексом судей 2016 г., что способствует повышению ответственности в деятельности системы правосудия [6] и в чем, на наш взгляд, также есть доля участия институтов гражданского общества.
При рассмотрении права в качестве механизма воздействия на гражданское общество следует обратить внимание на то, что в случае существенного смещения государственного управле-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2021
ния с демократического пути установления правового государства, а значит, и гражданского общества становится невозможным установление баланса интересов. Правовое государство и гражданское общество, объединенные единой правовой культурой на протяжении истории развития российской государственности, являются двумя феноменами, которые не могут существовать отдельно друг от друга [12; 13]. Правовое государство предполагает установление, принятие и реализацию права, отвечающего принципам справедливости. Установление авторитарного или тоталитарного режима, в котором главенствующей является воля одного человека или группы лиц, нивелирует значение и демократии, и права.
По мнению Ф.М. Раянова, проанализировавшего историческое развитие идей гражданского общества и правового государства, правовое государство формируется свободными гражданами на основании общественного договора. Еще Д. Локк указывал, что общественный договор представляет собой «инструмент формирования и одновременного ограничения правителей». В таком правовом государстве закон является актом, исходящим именно от народа. В нем большую роль играют народные представители, а само государство ограничивается общественным договором и законами гражданского общества. «Государственная власть, где речь идет о правовом государстве, не сама ограничивает себя своими законами, как это трактуется в российской теоретической литературе, а пределы ее деятельности ограничиваются гражданским обществом с помощью не писанных и писанных конституционных актов» [5].
Именно в этом контексте обосновывалась теория разделения властей, которая призвана была не допустить концентрацию власти в одних руках, а также обеспечить реальное представительство народа в государственных органах. Однако все еще неоднозначны позиции относительно построения государства, в котором данный механизм был бы успешно реализован без существенных «перекосов» в сторону той или иной ветви власти, как в России, так и за рубежом.
В отечественной правовой действительности можно выделить довольно немного реально работающих механизмов представительства народа и возможностей его влияния на принятие законодательных актов. Большая роль в решении соответствующих вопросов все-таки принадлежит именно носителям государственной власти, что не может не отражаться на качестве, целесообразности и эффективности принимаемых актов. Решение назревающих в обществе вопросов зачастую откладывается представителями народа в органах государственной власти «в долгий ящик». Примером может служить, в частности, проект федерального закона «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федера-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2021
ции» [11]. Хотя ради справедливости стоит отметить огромную роль законодательных органов РФ и субъектов, которая существенно активизировалась в последнее время.
На наш взгляд, обе данные концепции имеют право на существование, более того, их следует не разделять, а соединить. В таком случае право может рассматриваться в качестве формы взаимного воздействия и правового государства, и гражданского общества. Анализ современной действительности показывает, что средства и инструменты влияния гражданского общества на государства путем инициирования законов или же отмены неэффективных нормативных правовых актов существенно увеличились, в т.ч. при помощи информационных технологий и открытости многих областей деятельности государства.
Из приведенного анализа видно, что право выступает в качестве средства институционали-зации гражданского общества. Именно в правовых нормах получили свое закрепление те формы, в которых могут существовать объединения граждан (политические партии, религиозные организации и т.д.), выражать, вести свою деятельность (митинги, обращения, петиции и т.д.), что говорит о значимости права в построении и укреплении гражданского общества.
Список литературы:
[1] Алпатов Ю.М. Влияние конвергенции частного и публичного права на развитие гражданского общества в современной России // Образование и право. - 2016. - № 6. - С. 157 - 161.
[2] Аникин В.А., Лежина Ю.П., Мареева С.В., Слободенюк Е.Д. Запросы россиян на содействие государства: социальное инвестирование или социальная поддержка? // [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39245480
[3] Батаев В.В. Социальное государство: сущность, история и современные модели // [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=37164875
[4] Муртузалиева М.А. Социальное и правовое государство // [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44555395 (дата обращения: 22.02.2021).
[5] Раянов Ф.М. Гражданское общество и правовое государство - суть всей современной теории общественного развития // Правовое государство: теория и практика. - 2013. - № 2 (32). - С. 10 - 19.
[6] Степаненко Р.Ф., Юн Л.В. Этические основы правоприменительной деятельности: актуальные вопросы теоретического правоведения // Вестник Казанского юридического института МВД России. - 2018. - № 2 (32). - С. 189 - 196.
[7] Степаненко Р.Ф. Причинность коррупции: методологические и общеправовые проблемы //
Ленинградский юридический журнал. - 2018. - № 3 (53). - С. 73 - 84.
[8] Рыбаков О.Ю., Бондарь Н.С., Фадеев В.И. и др. Стратегии правового развития России. Коллективная монография / под ред. О.Ю. Рыбакова.
- 3-е изд., стереотип. - М., 2016.
[9] Терентьева К., Степаненко Р.Ф. Гражданское общество: теоретико-правовой аспект // В сб.: Общество, государство, личность: модернизация системы взаимоотношений в России в условиях глобализации: материалы XV Межвуз. науч.-практ. конф. студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых (с междунар. участием) / под ред. Ф.Г. Мухаметзяновой, Р.Ф. Степаненко. - 2015.
- С. 56 - 58.
[10] Федеральный закон от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» (с изм. от 27 октября 2020 г. № 350-ФЗ) // СЗ РФ. - 2001. - № 33 (ч. I). - Ст. 3431.
[11] Проект федерального закона «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации». URL: // https://sozd.duma.gov.ru/ bill/1183390-6 (дата обращения: 02.04.2021).
[12] Юн Л.В. Правовая культура как обобщающий компонент правосознания и правового воспитания в советском государстве // В сб.: Наука и образование: Проблемы и перспективы: материалы Ежегодной науч.-практ. конф. с междунар. участием, посвященной 25-летию Университета управления «ТИСБИ». - 2016. - С. 406 - 410.
[13] Малько А.В., Гурьев В.В., Затонский В.А., Кроткова Н.В. Правовая культура, правовая политика и права человека (Обзор материалов научно-практической конференции) // Государство и право. 2021. № 2. С. 145 - 159. DOI: 10.31857/ S102694520013680-9.
[14] Кроткова Н.В. Идея правового государства и ее исторические воплощения (На примере работ С.А. Котляревского) // Юридическая наука в современном мире: Россия и Болгария / под общ. ред. Е.А. Фроловой: монография. - М.: Проспект, 2020. - С. 227-237.
Spisok lite ratury:
[1] Alpatov Yu.M. Vliyanie konvergencii chast-nogo i publichnogo prava na razvitie grazhdanskogo obshchestva v sovremennoj Rossii // Obrazovanie i pravo. - 2016. - № 6. - S. 157 - 161.
[2] Anikin V.A., Lezhina Yu.P., Mareeva S.V., Slobodenyuk E.D. Zaprosy rossiyan na sodejstvie gosudarstva: social'noe investirovanie ili social'naya podderzhka? // [Elektronnyj resurs]. URL: https:// www.elibrary.ru/item.asp?id=39245480
[3] Bataev V.V. Social'noe gosudarstvo: sushch-nost', istoriya i sovremennye modeli // [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=37164875
[4] Murtuzalieva M.A. Social'noe i pravovoe gosudarstvo // [Elektronnyj resurs]. URL: https://eli-brary.ru/item.asp?id=44555395 (data obrashcheniya: 22.02.2021).
[5] Rayanov F.M. Grazhdanskoe obshchestvo i pravovoe gosudarstvo - sut' vsej sovremennoj teorii obshchestvennogo razvitiya // Pravovoe gosudarstvo: teoriya i praktika. - 2013. - № 2 (32). - S. 10 - 19.
[6] Stepanenko R.F., Yun L.V. Eticheskie osnovy pravoprimenitel'noj deyatel'nosti: aktual'nye voprosy teoreticheskogo pravovedeniya // Vestnik Kazan-skogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. - 2018. -№ 2 (32). - S. 189 - 196.
[7] Stepanenko R.F. Prichinnost' korrupcii: metodologicheskie i obshchepravovye problemy // Leningradskij yuridicheskij zhurnal. - 2018. - № 3 (53). - S. 73 - 84.
[8] Rybakov O.Yu., Bondar' N.S., Fadeev V.I. i dr. Strategii pravovogo razvitiya Rossii. Kollektivnaya monografiya / pod red. O.Yu. Rybakova. - 3-e izd., stereotip. - M., 2016.
[9] Terent'eva K., Stepanenko R.F. Grazhdanskoe obshchestvo: teoretiko-pravovoj aspekt // V sb.: Obshchestvo, gosudarstvo, lichnost': modernizaciya sistemy vzaimootnoshenij v Rossii v usloviyah glo-balizacii: materialy HV Mezhvuz. nauch.-prakt. konf. studentov, magistrantov, aspirantov i molodyh uche-nyh (s mezhdunar. uchastiem) / pod red. F.G. Muhametzyanovoj, R.F. Stepanenko. - 2015. - S. 56
- 58.
[10] Federal'nyj zakon ot 08.08.2001 g. № 129-FZ «O gosudarstvennoj registracii yuridicheskih lic» (s izm. ot 27 oktyabrya 2020 g. № 350-FZ) // SZ RF.
- 2001. - № 33 (ch. I). - St. 3431.
[11] Proekt federal'nogo zakona «O profilaktike semejno-bytovogo nasiliya v Rossijskoj Federacii». URL: // https://sozd.duma.gov.ru/bill/1183390-6 (data obrashcheniya: 02.04.2021).
[12] Yun L.V. Pravovaya kul'tura kak obobsh-chayushchij komponent pravosoznaniya i pravovogo vospitaniya v sovetskom gosudarstve // V sb.: Nauka i obrazovanie: Problemy i perspektivy: materialy Ezhegodnoj nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem, posvyashchennoj 25-letiyu Universiteta uprav-leniya «TISBI». - 2016. - S. 406 - 410.
[13] Mal'ko A.V., Gur'ev V.V., Zatonskij V.A., Krotkova N.V. Pravovaya kul'tura, pravovaya politika i prava cheloveka (Obzor materialov nauchno-prak-ticheskoj konferencii) // Gosudarstvo i pravo. 2021. № 2. S. 145 - 159. DOI: 10.31857/S102694520013680-9.
[14] Krotkova N.V. Ideya pravovogo gosudarstva i ee istoricheskie voploshcheniya (Na primere rabot S.A. Kotlyarevskogo) // Yuridicheskaya nauka v sovremennom mire: Rossiya i Bolgariya / pod obshch. red. E.A. Frolovoj: monografiya. - M.: Prospekt, 2020.
- S.227-237.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2021