Научная статья на тему 'ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА О ПРАВОВОЙ ПРИРОДЕ СОЦИАЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА'

ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА О ПРАВОВОЙ ПРИРОДЕ СОЦИАЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
908
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Ключевые слова
теория социального государства / социальные права / социальная функция государства / социальная услуга / theory of the social state / social rights / social function of the state / social service

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Солдатова Алена Владимировна, Солдатов Яков Владимирович

В статье рассматриваются отдельные аспекты истории становления и развития теории социального государства в контексте определения правовой природы деятельности государства в социальной сфере. Авторы обосновывают положение о том, что содержание социальной функции государства не должно трактоваться в качестве оказания услуг обществу и отдельным гражданам, напротив, эффективность социальной государственной политики является критерием надлежащего исполнения юридических обязанностей, корреспондирующих социальным правам человека и гражданина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE THEORY OF THE SOCIAL STATE ABOUT THE LEGAL NATURE OF THE SOCIAL FUNCTION OF THE STATE

The article considers certain aspects of the history of the formation and development of the theory of the social state in the context of determining the legal nature of the state’s activities in the social sphere. The authors substantiate the position that the content of the social function of the state should not be interpreted as providing services to society and individual citizens, on the contrary, the effectiveness of social state policy is a criterion for the proper performance of legal obligations that correspond to the social rights of a person and a citizen.

Текст научной работы на тему «ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА О ПРАВОВОЙ ПРИРОДЕ СОЦИАЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА»

DOI 10.24412/2076-1503-2021-3-77-80 СОЛДАТОВА Алена Владимировна,

УДК 342 кандидат юридических наук, доцент,

заведующая кафедрой теории и истории государства и права УВО «Университет управления "ТИСБИ"» г. Казань, Республика Татарстан, е-таН: [email protected]

СОЛДАТОВ Яков Владимирович,

кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права УВО «Университет управления "ТИСБИ"» г. Казань, Республика Татарстан, е-таИ: [email protected]

ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА О ПРАВОВОЙ ПРИРОДЕ СОЦИАЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

Аннотация. В статье рассматриваются отдельные аспекты истории становления и развития теории социального государства в контексте определения правовой природы деятельности государства в социальной сфере. Авторы обосновывают положение о том, что содержание социальной функции государства не должно трактоваться в качестве оказания услуг обществу и отдельным гражданам, напротив, эффективность социальной государственной политики является критерием надлежащего исполнения юридических обязанностей, корреспондирующих социальным правам человека и гражданина.

Ключевые слова: теория социального государства, социальные права, социальная функция государства, социальная услуга.

SOLDATOVA A.V.,

PhD in Law, Associate Professor, Associate Professor of the Department of the theory and history of state and law, University of management "TISBI", Kazan, Republic of Tatarstan

SOLDATOV Y.V.,

Candidate of the historical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of the theory and history of state and law, University of management "TISBI", Kazan, Republic of Tatarstan

THE THEORY OF THE SOCIAL STATE ABOUT THE LEGAL NATURE OF THE SOCIAL FUNCTION OF THE STATE

Annotation. The article considers certain aspects of the history of the formation and development of the theory of the social state in the context of determining the legal nature of the state's activities in the social sphere. The authors substantiate the position that the content of the social function of the state should not be interpreted as providing services to society and individual citizens, on the contrary, the effectiveness of social state policy is a criterion for the proper performance of legal obligations that correspond to the social rights of a person and a citizen.

Key words: theory of the social state, social rights, social function of the state, social service.

Теория социального государства, основанная на философских и политико-правовых воззрениях древних мыслителей и формировавшаяся под воздействием исторических факторов в Новое время, на современном этапе продолжает эволюционировать, исходя из потребностей общества в поиске оптимальной формы организации его жизнедеятель-

ности, необходимости выработки эффективной социально-экономической политики, обеспечивающей право каждого гражданина на достойный уровень жизни. В этой связи, очевидной становится ценность идей социального государства для дальнейшего успешного развития социума, что ставит перед современными исследователями все более сложные задачи по модернизации

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021

содержания рассматриваемой правовой теории, адаптации ее положений к условиям современной государственно-правовой и социально-экономической реальности. Выработка стратегии решения данных задач, как представляется, во многом зависит от ответа на вопрос о правовой природе социальной функции государства. Анализ этой проблемы надлежит начать с обращения к истории зарождения и развития теории социального государства.

Как известно, теория социального государства является результатом научных изысканий известных немецких ученых XIX в. Л. фон Штейна, А. Вагнера, Ф. Науманна и др. Их труды представляли собой не только анализ социальных катаклизмов и возможных путей решения возникших в ряде западноевропейских стран в этот период острейших социально-экономических противоречий, но и итог развития идей утопического социализма эпохи Возрождения и либеральных концепций эпохи Просвещения.

Не останавливаясь на подробностях различий в интерпретации исследуемой правовой концепции, отметим, что направление научного поиска всех этих мыслителей было единым и сводилось к необходимости реформирования отношений государства, общества и личности. Реализуемые в рассматриваемый исторический период либеральные идеи показали хороший результат в высоких темпах роста экономик европейских государств. Вместе с тем, выявились и их слабые стороны, неспособность сдержать резкую имущественную поляризацию в обществе и, как следствие, рост социальной напряженности, угроза целостности общества и социальной безопасности.

Свой весомый вклад в развитие теории социального государства внесли и российские мыслители первой половины XX в. Отечественные представители марксизма и неолиберализма предприняли попытки обоснования таких категорий, как «социалистическое правовое государство», «социальное правовое государство», «социальное справедливое государство».

Так, Б.А. Костяковский представлял такое государство в виде «всеобъемлющей формы солидарности между людьми» [2, с. 472], цели и задачи которой заключаются в достижении Общего блага. Особое внимание в своей концепции автор уделял обоснованию приоритета естественных прав перед правом позитивным, которое должно иметь нравственные основания в лице прав и свобод человека. Известный российский правовед П.И. Новгородцев полагал, что правовое социальное государство должно основываться «на общем уважении и общей любви к своему общенародному достоянию, и оно должно в глу-

бине своей таить почитание своего дела, как дела Божия» [3, с. 215]. В соответствии с позицией П.Б. Струве социальное правовое государство представляет собой рациональную организацию индивидов, вместе с тем, имеющую «мистичную, сверхразумную природу» [7, с. 406], основанную на особом симбиозе права, национальной культуры, религии и нравственности, что в конечном счете должно привести к формированию национального духа Великой России. Таким образом, можно утверждать, что особое значение в своих исследованиях российские мыслители уделяли разработке аксиологической составляющей сущности социального государства. Следует отметить, что исследование данного аспекта рассматриваемой теории нашло продолжение и в современной общей теории права, в частности в научной литературе анализируется ценность личности в контексте формирования и развития социального государства [5].

В целом же, как верно отмечается в научной литературе, в российской неолиберальной политико-правовой мысли конца XIX - начала XX в. было характерно признание социального государства в качестве высшей ступени развития правового государства и «конечного российского государственно-правового идеала» [4, с. 56]. По нашему мнению, данный концепт не потерял своей актуальности и на современном этапе развития нашего государства. Не правовое государство не способно в полной мере раскрыть свою социальную суть. Оно лишь проявляет отдельные черты социальной ориентированности, озабоченности проблемами общества и отдельных категорий граждан, не принимая при этом кардинальных решений по установлению в социуме состояния господства социальной справедливости, равенства и солидарности, которые выступают в качестве концептуальных идейных основ социального государства.

Как справедливо отмечается в научной литературе, 40 - 60-е гг. прошлого столетия можно выделить в особый этап становления социального государства, который «является этапом социальных услуг и связан с приобретением государством абсолютно новых для него социальных функций. Государство берет на себя ответственность за исполнение следующих социальных обязательств: обеспечение рабочих мест для населения, создание доступной среды для инвалидов, создание программ по реабилитации некоторых социальных групп, создание государственных программ по обеспечению достойных условий для жизни отдельных категорий населения» [1, с. 653, 654].

Представляется, что дальнейшее развитие теории социального государства возможно только

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021

исходя из факта признания, что деятельность государственных органов и должностных лиц по осуществлению социальной функции государства (в сфере здравоохранения, образования, науки, социального обеспечения и т.д.) является не социальной услугой, оказываемой населению, а обязанностью государства, корреспондирующей социально-экономическим правам граждан.

Не бесспорной в современной научной мысли является точка зрения о том, что в истории развития теории социального государства можно выделить социалистический этап. Как известно, не всем государствам удалось его пройти, в связи с чем, выделение его в качестве самостоятельного периода в эволюции концепции социального государства представляется не вполне обоснованным. Однако нельзя умалять значение отечественного опыта законодательного установления социально-экономических прав граждан, а также практики реализации этих норм права. Не стоит забывать, что идеи социальной государственности на конституционно-правовом уровне впервые в мировой практике были закреплены в Конституции РСФСР 1918 г., опередив в этом отношении Конституцию Веймарской республики 1919 г.

Новая ступень эволюции концепции социального государства во многом связана с именем английского политика и экономиста У. Бевериджа. В 1942 г. он выступил в британском парламенте с докладом «Полная занятость в свободном обществе». Политический деятель обосновывал тесную взаимосвязь социальной и экономической политики, составляющей основу WelfareState -государства благосостояния. Предлагалось ввести солидарную социальную ответственность трех субъектов: 1) государства, обеспечивающего базу социальной защиты всех граждан, исходя из прожиточного минимума; 2) работодателя, ответственного за страхование наемных работников; 3) работника, осуществляющего дополнительное личное страхование.

Отметим, что в западной науке и практике параллельно разрабатывалась концепция Workfare state - трудового государства, которое, с одной стороны, обеспечивает условия для удовлетворения минимальных потребностей каждого человека и даже тех, кто нетрудоспособен, с другой - распределение общественных благ предполагается в соответствии с принципом пропорциональности личного трудового вклада [8, с. 13]. Как видим, данная концепция имеет некоторые общие черты с теорией социального государства в части обоснования обязанности государства проявлять заботу обо всех членах общества. Вместе с тем, минимализм в определении пределов такой поддержки, утверждаемый данной теорией, в некоторой степени нивелирует остроту вопроса о про-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021

блеме возможности распространения иждивенчества при реализации идей социального государства.

Очередной этап в развитии теории социального государства - конституционного закрепления связан с введением после Второй мировой войны понятия «социальное государство» в Основной закон ФРГ 1949 г., Конституцию Франции 1958 г. и конституции ряда других европейских стран.

Определенный кризисный оттенок в эволюции концепции социального государства имел период конца 70-80-х гг. ХХ в., ознаменованный экономической политикой М. Тэтчер и Д. Рейгана, известной закрытием социальных программ, коммерциализацией образования, здравоохранения и проч. С 1990-х гг. начался этап реализации либеральных представлений о социальном государстве.

Как свидетельствует ретроспектива развития теории социального государства, значимые вехи в ее эволюции связаны с определенными кризисными историческими событиями, которые реанимируют социальную ценность жизни человека, его прав и свобод, осознание необходимости выполнения государством своего социального предназначения - службы обществу. Последнее подтверждается современной социально-экономической и политико-правовой действительностью, когда государство в сложных условиях борьбы с распространением новой коронавирус-ной инфекции и ее последствиями принимает беспрецедентные меры поддержки населения с детьми, субъектов малого и среднего бизнеса, граждан, ставших безработными, временно нетрудоспособными, медицинским работникам и т.д. В этой связи современный кризисный период в развитии нашего общества является очередной вехой на пути построения социального государства, своего рода переломным моментом в правовом регулировании социальной сферы. Если принимаемые меры приобретут не временный, в бессрочный характер, то они значительно приблизят перевод принципов социального государства из теоретической в практическую плоскость.

Значительный прогресс намечается и в долгосрочной перспективе развития действующего социального законодательства, в частности, в последние месяцы изменения коснулись порядка определения прожиточного минимума, минимального размера оплаты труда, введена дифференцированная шкала налогообложения и внесены иные поправки в нормативно-правовой массив, регламентирующий социально-экономические отношения. Несмотря на то что к реальному существенному улучшению благосостояния данные меры пока не привели, отрадным представляется факт правильного выбора государством вектора

дальнейшего развития социально-экономической политики.

В связи с вышеизложенным, хотелось бы подчеркнуть особую социальную ценность и назначение правоприменительной деятельности [6] для развития социального государства, реализации и защиты социально-экономических прав человека и гражданина, правовая природа которых обусловливает объективную необходимость осуществления правоприменения как юридического факта для возникновения, изменения правоотношений, связанных с использованием гражданами своих субъективных социальных прав, исполнением государством юридических обязанностей в социально-экономической сфере. Особое социальное значение правоприменительная деятельность приобретает в случаях нарушения прав человека второго поколения, что также свидетельствует о том, что осуществление социальной функции государства входит в состав его юридических обязанностей, корреспондирующим социально-экономическим правам граждан.

Таким образом, история и современное состояние теории социального государства и практика реализации ее идей подтверждают тезис о том, что деятельность государства в социальной сфере не может и не должна рассматриваться как оказание различного рода социальных услуг, что придает ей характер одолжения, снисхождения до оказания помощи и поддержки нуждающимся субъектам в случае острой необходимости. Напротив, эффективная социальная политика -это добросовестное исполнение государством своих обязанностей, за неисполнение которых в правовом социальном государстве должна наступать юридическая ответственность.

Список литературы:

[1] Захарьян Д.А. Социальное государство: основные этапы развития и современное состояние // Вестник РУДН. Сер.: Социология. - 2016. - Т. 16. - № 3. - С. 649 - 658.

[2] Кистяковский Б. Государство правовое и социалистическое // Вопросы философии и психологии. - М., 1906. - Т. XVII. - Кн. V (85). - С. 469 -507.

[3] Новгородцев П.И. О путях и задачах русской интеллигенции // Из глубины. - М.: Правда, 1990.

[4] Попова А.В. Социальное правовое государство как государственно-правовой идеал в российской неолиберальной политико-правовой доктрине // Правовое государство: проблемы понимания и реализации: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 10-летию журнала «Правовое государство: теория и практика». -2015. - С. 54 - 59.

[5] Степаненко Р.Ф. Социальное государство и личность в философско-правовом измерении // Права и обязанности гражданина и публичной власти: поиск баланса интересов: XVII Междунар. науч.-практ. конф. (Кутафинские чтения) МГЮУ им. О.Е. Кутафина (МГЮА) и XX Междунар. науч.-практ. конф. юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ): в 5 ч. - М., 2020. - С. 354 - 361.

[6] Степаненко Р.Ф., Лягин К.А. Социальное назначение правоприменения: актуальные вопросы теоретического правоведения // Вестник экономики, права и социологии. - 2018. - № 2. - С. 137 - 141.

[7] Струве П.Б. Patriota: политика, культура, религия, социализм / сост. В.Н. Жукова и А.П. Полякова [вступ. ст. и примеч. В.Н. Жукова] - М.: Республика, 1997. - 527 с.

[8] Чиркин В.Е. Конституция и социальное государство в сравнительном измерении // Труды ИГП РАН. - 2008. - № 6. - С. 5 - 36.

Spisok literatury:

[1] Zahar'yan D.A. Social'noe gosudarstvo: osnovnye etapy razvitiya i sovremennoe sostoyanie // Vestnik RUDN. Ser.: Sociologiya. - 2016. - T. 16. - № 3. - S. 649 - 658.

[2] Kistyakovskij B. Gosudarstvo pravovoe i socialisticheskoe // Voprosy filosofii i psihologii. - M., 1906. - T. XVII. - Kn. V (85). - S. 469 - 507.

[3] Novgorodcev P.I. O putyah i zadachah russ-koj intelligencii // Iz glubiny. - M.: Pravda, 1990.

[4] Popova A.V. Social'noe pravovoe gosudarstvo kak gosudarstvenno-pravovoj ideal v rossi-jskoj neoliberal'noj politiko-pravovoj doktrine // Pravovoe gosudarstvo: problemy ponimaniya i realizacii: sb. st. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., posvyash-chennoj 10-letiyu zhurnala «Pravovoe gosudarstvo: teoriya i praktika». - 2015. - S. 54 - 59.

[5] Stepanenko R.F. Social'noe gosudarstvo i lichnost' v filosofsko-pravovom izmerenii // Prava i obyazannosti grazhdanina i publichnoj vlasti: poisk balansa interesov: XVII Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Kutafinskie chteniya) MGYuU im. O.E. Kutafina (MGYuA) i XX Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. yuridi-cheskogo fakul'teta MGU im. M.V. Lomonosova (MGU): v 5 ch. - M., 2020. - S. 354 - 361.

[6] Stepanenko R.F., Lyagin K.A. Social'noe naznachenie pravoprimeneniya: aktual'nye voprosy teoreticheskogo pravovedeniya // Vestnik ekonomiki, prava i sociologii. - 2018. - № 2. - S. 137 - 141.

[7] Struve P.B. Patriotisa: politika, kul'tura, religiya, socializm / sost. V.N. Zhukova i A.P. Polyak-ova [vstup. st. i primech. V.N. Zhukova] - M.: Respub-lika, 1997. - 527 s.

[8] Chirkin V.E. Konstituciya i social'noe gosudarstvo v sravnitel'nom izmerenii // Trudy IGP RAN. -2008. - № 6. - S. 5 - 36.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.