Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ'

ФОРМИРОВАНИЕ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
431
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальное государство / право / общество / личность / социальное равенство / социальная справедливость / social state / law / society / personality / social equality / social justice

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лягин Кирилл Айратович

В данной статье автором рассматриваются особенности генезиса социального государства в различные исторические периоды. В частности, обращается особое внимание на специфику формирования самостоятельной концепции социального государства, начиная с учений древних античных философов и заканчивая современными представлениями об особенностях данного феномена. В статье приводится многообразие точек зрения на данную проблему многих отечественных и зарубежных ученых, имевших разную степень актуальности в различные периоды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE THEORY OF A SOCIAL STATE: HISTORICAL AND LEGAL ASPECT

In this article, the author examines the features of the genesis of the welfare state in different historical periods. In particular, special attention is paid to the specifics of the formation of an independent concept of the welfare state, starting with the teachings of ancient philosophers and ending with modern ideas about the features of this phenomenon. The article provides a variety of points of view on this problem of many domestic and foreign scientists who had different degrees of relevance in different periods.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ»

DOI 10.24411 /2076-1503-2020-10713 ЛЯГИН Кирилл Айратович,

старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Университета управления «ТИСБИ»

e-mail: lyagin.kirill@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

Аннотация. В данной статье автором рассматриваются особенности генезиса социального государства в различные исторические периоды. В частности, обращается особое внимание на специфику формирования самостоятельной концепции социального государства, начиная с учений древних античных философов и заканчивая современными представлениями об особенностях данного феномена. В статье приводится многообразие точек зрения на данную проблему многих отечественных и зарубежных ученых, имевших разную степень актуальности в различные периоды.

Ключевые слова: социальное государство, право, общество, личность, социальное равенство, социальная справедливость.

LYAGIN Kirill Ayratovich,

senior lecturer of the theory and history department states and law University of Management "TISBI"

FORMATION OF THE THEORY OF A SOCIAL STATE: HISTORICAL AND LEGAL ASPECT

Annotation. In this article, the author examines the features of the genesis of the welfare state in different historical periods. In particular, special attention is paid to the specifics of the formation of an independent concept of the welfare state, starting with the teachings of ancient philosophers and ending with modern ideas about the features of this phenomenon. The article provides a variety of points of view on this problem of many domestic and foreign scientists who had different degrees of relevance in different periods.

Key words: social state, law, society, personality, social equality, social justice.

В современном обществе в контексте обсуждения и исследования различных актуальных вопросов и проблем, имеющих важное значение для развития современного государства и права, часто приходится слышать заявления о том, что то или иное государство является социальным. В результате, большую актуальность получает целый ряд вопросов: что же представляет собой социальное государство, в чем его специфика, каким образом реализуются права и свободы граждан в этом государстве? Чтобы ответить на эти и некоторые другие вопросы, имеющие, безусловно, весьма важное значение для современной науки, необходимо рассмотреть социальное государство с различных сторон, включающих в себя исторические аспекты возникновения и развития данного феномена, многообразие подходов к нему, а также особенности формирования в конкретных государствах. В данной статье хотелось бы уделить особое внимание непосредственно особенностям исследования генезиса социального государства в различные исторические периоды.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2020

Теория социального государства находила свое отражение в различные исторические эпохи. Свое начало данная теория берет еще с периода древних мыслителей, которые в своих трудах поднимали вопросы общего блага, а также рассматривали проблемы взаимодействия общественных интересов с интересами отдельной личности. В средние века вышеназванная теория получила достаточно серьезное развитие, однако сформировалась в самостоятельную научную концепцию только в Новое время, на основании чего мы можем сделать вывод о высокой степени актуальности данного направления, а также отметить значительный интерес многих исследователей к проблеме построения социального государства в различные периоды.

По мнению Я.В. Солдатова, зарождение теории социального государства не вполне корректно отождествлять с социальными идеями древних философов. Однако не следует недооценивать их роли в истории формирования этой концепции. Как известно, одной из основополагающих философских категорий, на которых базируется идея

социального государства, является «свобода», которая разрабатывалась многими поколениями древних мыслителей. При этом античные философы рассматривали ее в контексте с такими социальными принципами, как равенство, справедливость, статус собственности [6, с. 48]. Социальные мысли, формировавшиеся в трудах философов и ученых античного периода, были во многом направлены на объяснение особенностей и проблем функционирования общества. Отдельное внимание заслуживают труды древнегреческих философов Платона и Аристотеля, а также древнеримского политического деятеля Цицерона, отличительными особенностями которых выступал социологический подход, отождествлявший общество и государство. Центральным звеном их социологических взглядов являлись концепции социальной структуры и социальной справедливости.

Как отмечает Р.Ф. Степаненко, философ-ско-правовая формула справедливости, зарождающаяся в учениях эпохи становления государственных образований и эволюции отношений ранее коллективных родовых сообществ, со времен учений Платона и Аристотеля сложилась в метафизическую, гуманистическую концепцию «социальной справедливости». Вместе с тем, развитие цивилизации показало глубокие процессы трансформации представлений как о социуме, так и о справедливости, зависящие от многофакторного комплекса формальных, деятельностных, материальных, целевых причин исторического характера как в антропологическом, так и социокультурных срезах [7, с. 320].

В период античности общество и государство еще не разделялись философами и учеными того времени на отдельные самостоятельные институты и рассматривались как единое целое. Однако уже тогда активно исследовалась проблема взаимодействия государства и личности, обращалось внимание на роль, которую играет государство в жизни общества, а также признавалось, что человек не может существовать отдельно от других людей. Данные аспекты вошли в основу будущих исследований теории социального государства и послужили определенным толчком для дальнейшего изучения особенностей взаимодействия государства с обществом и с отдельными индивидами.

Осмысление роли государства в феодальном обществе средневековой Европы основывалось, прежде всего, на совокупности определенных принципов, к числу которых можно отнести, в частности личную свободу всех членов общества в плане отсутствия в социальной структуре рабов как людей, не обладающих никакими правами; наличие определенных прав, свобод и социаль-

ных гарантий, распространяющихся только в рамках некоторых сословий; договорной характер отношений между сословиями. Эти и некоторые другие принципы позволили сформировать важнейшую для генезиса социального государства идею равенства всех людей перед законом, свидетельствовавшую о том, что в условиях феодализма постепенно формируются основы защиты интересов граждан от произвола верховной власти с помощью действующего на тот момент законодательства [1].

Новое время символизировало собой определенный этап совершенствования общественной жизни. Исследование особенностей взаимоотношения между государством и обществом привело к формированию понимания того, что государство нужно рассматривать не только в контексте обязательного субъекта в жизнедеятельности граждан, но и как некую организацию, которая призвана служить личности. Важным итогом подобных преобразований стала идея правового государства, главной задачей которого должна выступать защита всех естественных прав и свобод человека и гражданина. В результате подобного подхода социальные функции государства были сведены преимущественно к защите основных неотчуждаемых прав общества в целом и каждого гражданина в частности.

Одним из главенствующих факторов, оказавших на теоретическом уровне непосредственное влияние на образование совокупности условий формирования и разработки идеи социального государства, является победа буржуазно-демократических революций в Европе и Северной Америке в конце восемнадцатого века. Данные исторические события легли в основу переосмысления роли государства в жизни общества, положили начало серьезному пересмотру взаимоотношений личности и государства, а также определили роль и значение индивида для общественного и государственного устройства. Развитие буржуазных отношений подчеркнуло неизбежность избавления граждан от тотального государственного контроля и предоставление больших возможностей при реализации ими своих неотъемлемых прав и свобод. Итогом подобных преобразований стал существенный шаг вперед в развитии экономических отношений буржуазных государств. Высокий уровень экономического развития ряда европейских государств ближе к середине Х!Х в. свидетельствует о положительных итогах развития общественных отношений, основанных на принципах свободы личности и ограниченного вмешательства государства в жизнь общества и отдельных индивидов.

Характеризуя данный исторический период, Е.Г. Нечаева обращает внимание то, что на смену

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2020

тотальной зависимости индивида от государства приходит принципиально иное понимание сущности человеческого бытия и роли государства в нем: любой человек от природы обладает неотъемлемыми правами, которые должны быть признаны и гарантированы государством. В рассматриваемый период времени ставится вопрос о закреплении на законодательном уровне не только естественных, но и политических, социальных и экономических прав человека и гражданина [4].

Начало Х!Х в. характеризовалось активным развитием отдельных социальных концепций и идей, которые находили свое практическое отражение в ряде нормативно-правовых актов, принимаемых многими европейскими государствами. Идея социального государства еще не была сформирована как самостоятельная концепция, однако существенными предпосылками выработки и закрепления данной идеи выступали разработанные законы и иные правовые акты, направленные на регулирование общественных отношений в социальной сфере. В частности, разрабатывались законы в сфере страхования, пенсионного обеспечения по старости и инвалидности, что в дальнейшем легло в основу формирования самостоятельной идеи построения социального государства. Возрастающая роль вышеназванных социальных процессов в европейских государствах в данный исторический период находит свое отражение в ряде научных исследований представителей классической немецкой философии [5, с. 18].

Социальные идеи немецкой классической философии находили свое закрепление в трудах И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля, которые формировали основные теоретические предпосылки возникновения и развития концепции социального государства. В исследованиях немецких философов большое внимание уделялось пониманию природы права и государства, особенностям существования и развития индивидов в конкретных типах государств, проблемам взаимодействия государства и личности. Классическая немецкая философия обращала внимание на определенные заблуждения и неправильные оценки более ранней наукой особенностей взаимодействия права и закона, смешения данных понятий, отождествления закона с властной деятельностью государства.

Принимая во внимание вышеизложенное, отметим, что ближе к середине Х!Х в. в ряде европейских государств сложилось множество предпосылок для возникновения и закрепления целостной концепции социального государства. Непосредственно само данное понятие было введено немецким правоведом Лоренцом фон Штейном,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2020

чья теория социального государства в большой степени сформировалась под влиянием философских подходов Гегеля. По мнению ученого, в качестве основной своей цели государство должно декларировать равенство прав и свобод всех граждан, поддержание низших социальных слоев общества. Данный подход сложился на фоне разрастающейся роли государства в вопросах регулирования социальных отношений в обществе. Центральным звеном государства должен быть человек, его права и свободы, а также основные интересы, удовлетворение которых выступает в качестве основополагающей задачи такого государства. Служение обществу, борьба с существующими в нем социальными противоречиями, достижение высокого уровня жизни и некоторые другие аспекты, имеющие значение для каждого индивида, являются основой рассматриваемой теории социального государства [2, с. 70].

Помимо рассмотренной выше концепции социального государства Лоренца фон Штейна, данный феномен на стыке Х!Х и ХХ столетий нашел свое отражение в ряде исследований различных зарубежных и отечественных ученых. В отечественной науке идея социального государства рассматривалась преимущественно правоведом П.И. Новгородцевым [9], чьи либерально-социальные взгляды позволили сформировать самостоятельную правовую концепцию государства, высшей ценностью которого выступают права его граждан.

П.И. Новгородцев считал социальное государство высшей степенью развития правового государства. Ученый в своих исследованиях разграничивал данные категории, основываясь на том, что в правовом государстве власть ограничивается правами и свободами человека, а в социальном власть не только ограничена, но и обязана контролировать соблюдение этих прав и свобод. Социальное государство обязано обеспечивать данный контроль всеми доступными для этого средствами, гарантировать социальную стабильность внутри государства, защищенность всех субъектов от различного рода негативных посягательств, а также контролировать свободу рынка и систему налогов.

Необходимость обеспечения механизма реализации всех прав и свобод граждан на должном уровне также подчеркивалась в работах целого ряда других отечественных юристов и ученых, среди которых В.С. Соловьев, Б.А. Кистяков-ский, А.Д. Градовский, И.А. Ильин и многие другие. Исследования отечественных правоведов основывались, прежде всего, на совокупности нравственных идеалов и установок, обращались к категориям справедливости, тем самым подчеркивая, что в основе концепции социальной поли-

тики лежит нравственный долг государства. В работах данных ученых сформировалась важнейшая мысль о том, что государство должно выступать основным гарантом прав личности.

В советский и постсоветский исторические периоды отечественная юридическая наука уделяла значительное внимание вопросам социального характера и исследовала различные проблемы данной сферы. Изучение концепции социального государства преимущественно сводилось к вопросам понимания сущности, роли и социальных функций государства. Наибольшую активность обсуждение социальной проблематики с позиции теории социального государства приобрело во второй половине двадцатого века. В частности, многими российскими учеными поднимались вопросы, связанные с теоретическим моделированием концепции социального государства, исследовались его механизмы и основные институты, особое внимание уделялось проблемам управления социальными процессами в обществе.

Как отмечает И.В. Михалев, анализируя исследования концепции социального государства отечественными правоведами, можно выделить три основных подхода к формированию и закреплению основ государства, главной ценностью для которого выступают права и свободы его граждан. Первый подход характеризуется включением социальных функций в общий перечень функций органов государственного управления и государственных учреждений без выделения какой-либо специализации. Второй подход является прямо противоположным и подразумевает наличие в составе органов управления (парламенте, правительстве и других ветвях власти) специализированных структур, государственных институтов и учреждений, деятельность которых целиком и полностью направлена на решение тех или иных социальных вопросов: комитеты и советы по социальной политике, отраслевые и социальные министерства и пр. Третий подход опирается на делегирование социальных функций негосударственным органам управления, а именно органам местного самоуправления и общественно-политическим организациям, к числу которых относятся политические партии, общественные и добровольные организации, профсоюзы и иные органы. В связи с наличием столь противоречивых направлений в разработке концепции социального государства в российской науке до настоящего времени не сложилось его единого определения, в связи с чем вопрос разработки стратегии социальной политики в рамках концепции социального государства остается на сегодня одной из основополагающих задач совре-

менной науки, а также практики государственного управления [3, с. 13].

Рассуждая о современной концепции социального государства, необходимо сказать о том, что на сегодняшний день многими исследователями данный феномен по-прежнему понимается неодинаково. В зарубежной и отечественной правовой литературе встречаются разнообразные теории социального государства, предлагаются различные подходы к изучению данной теории, а также вырабатываются разного рода проблемы этого направления и предлагаются пути их решения. Теория социального государства по историческим меркам сформировалась в самостоятельную концепцию относительно недавно, несмотря на многовековые предпосылки своего становления. Принимая во внимание этот факт, а также высокую степень актуальности данного вопроса для современного общества, мы можем в очередной раз подчеркнуть острую необходимость дальнейшего скрупулезного исследования теории социального государства и ее особенностей.

Социальное взаимодействие и социальное равенство рассматриваются сегодня в разнообразных социогуманитарных концепциях, одна из которых утверждает о возможности установления социальной справедливости путем социальных революций, либо на основе реорганизаций социально-экономической системы. Последнее, по мнению РФ. Степаненко, является более предпочтительным с позиций реализации принципа социальной справедливости в иррациональном (метафизическом) и рациональном (разумном и правовом) смыслах, что требует активизации исследований в контекстах заявленной проблемы [8].

Подводя определенные итоги, необходимо отметить, что непосредственно возникновение теории социального государства по ряду закономерных причин было неизбежно. Формирование большого количества различных предпосылок, рассмотренных нами выше, в самостоятельную правовую концепцию объясняется, прежде всего, историческим развитием общества и государства. Человек по своей природе находится в постоянном поиске наиболее благоприятных условий для своего существования в независимости от конкретного исторического периода. Идеи равенства, социальной справедливости и всеобщего блага имели свою актуальность уже в догосударствен-ный период. Данные вопросы поднимались известными античными философами и получили свое развитие в более поздние периоды.

На определенном этапе своего развития человечество столкнулось с острейшими социально-экономическими проблемами, которые ставили под угрозу существовавшие политические

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2020

устои государства. Сложившаяся в силу объективных причин ситуация требовала незамедлительной реакции и сама жизнь поставила перед различными учеными, исследователями и практиками актуальнейшую проблему по выявлению роли государства и степени его непосредственного участия в справедливом перераспределении доходов, обеспечении равенства и свободы всех членов общества. Пути решения этих проблем как раз и предложила теория социального государства, которая по настоящее время находится в непрерывной разработке и процессе своей модернизации и совершенствования.

Список литературы:

[1] Кочеткова Л.Н. Теория и практика социального государства: социально-философский анализ: дис. ... д-ра филос. наук / Российский государственный социальный ун-т. - М., 2010.

[2] Кочеткова Л.Н. Теория социального государства Лоренца фон Штейна // Философия и общество. - 2008. - № 3 (51). - С. 69-79.

[3] Михалев И.В. Концепция социального государства: теория и методология // Сервис plus. - 2009. - № 3. - С. 11-16.

[4] Нечаева Е.Г. Социальное государство: правовое понимание и практика: дис. . канд. юрид. наук. - М., 2007.

[5] Петров А.В., Жичкина С.Е. Формирование теории социального государства в работах классиков немецкой философии // Вестник Челябинского гос. ун-та. - 2015. - № 4 (359). - С. 17-20.

[6] Солдатов Я.В. К вопросу о теории развития социального правового государства // В сб.: Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики: материалы XIII Междунар. науч.-практ. конф.: в 5 т. - 2016. - С. 47-52.

[7] Степаненко Р.Ф. Принцип социальной справедливости: рациональное и иррациональное // Юрид. техника. - 2020. - № 14. - С. 319323.

[8] Степаненко Р.Ф. Справедливость и зако-нопорядок: теоретико-методологический аспект // Государство и право. - 2020. - № 6. - С. 79-89.

[9] Кроткова Н.В. 150-летие со дня рождения П.И. Новгородцева (1866-1924) («Круглый стол» кафедры теории государства и права и политологии юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова и кафедры теории государства и права МГЮУ им. О.Е. Кутафина (МГЮА)) // Государство и право. - 2016. - № 9. - С. 110-121.

Spisok literatury:

[1] Kochetkova L.N. Teoriya i praktika social'nogo gosudarstva: social'no-filosofskij analiz: dis. ... d-ra filos. nauk / Rossijskij gosudarstvennyj social'nyj un-t. - M., 2010.

[2] Kochetkova L.N. Teoriya social'nogo gosudarstva Lorenca fon Shtejna // Filosofiya i obsh-chestvo. - 2008. - № 3 (51). - S. 69-79.

[3] Mihalev I.V. Koncepciya social'nogo gosudarstva: teoriya i metodologiya // Servis plus. - 2009. - № 3. - S. 11-16.

[4] Nechaeva E.G. Social'noe gosudarstvo: pravovoe ponimanie i praktika: dis. ... kand. yurid. nauk. - M., 2007.

[5] Petrov A.V., Zhichkina S.E. Formirovanie teorii social'nogo gosudarstva v rabotah klassikov nemeckoj filosofii // Vestnik Chelyabinskogo gos. un-ta. - 2015. - № 4 (359). - S. 17-20.

[6] Soldatov Ya. V. K voprosu o teorii razvitiya social'nogo pravovogo gosudarstva // V sb.: Tatish-chevskie chteniya: aktual'nye problemy nauki i prak-tiki: materialy XIII Mezhdunar. nauch.-prakt. konf.: v 5 t. - 2016. - S. 47-52.

[7] Stepanenko R.F. Princip social'noj sprav-edlivosti: racional'noe i irracional'noe // Yurid. tekh-nika. - 2020. - № 14. - S. 319-323.

[8] Stepanenko R.F. Spravedlivost' i zakonopo-ryadok: teoretiko-metodologicheskij aspekt // Gosudarstvo i pravo. - 2020. - № 6. - S. 79-89.

[9] Krotkova N.V. 150-letie so dnya rozhdeniya P.I. Novgorodceva (1866-1924) («Kruglyj stol» kafedry teorii gosudarstva i prava i politologii yuridich-eskogo fakul'teta MGU im. M.V. Lomonosova i kafedry teorii gosudarstva i prava MGYuU im. O.E. Kutafina (MGYuA)) // Gosudarstvo i pravo. - 2016. -№ 9. - S. 110-121.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.