DOI 10.24411 /2076-1503-2020-10703 УДК 342
СОЛДАТОВА Алена Владимировна,
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права УВО «Университет управления "ТИСБИ"» г. Казань, Республика Татарстан, е-таН: [email protected]
СОЛДАТОВ Яков Владимирович,
кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права УВО «Университет управления "ТИСБИ"» г. Казань, Республика Татарстан, е-таИ: [email protected]
АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА КАК ФАКТОР РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА
Аннотация. В статье рассматриваются отдельные вопросы определения места антикоррупционной политики государства в системе факторов, способствующих реализации основ концепции социального государства на практике, в т.ч. принципов равенства, справедливости, солидарности. Внимание авторов останавливается на взаимозависимости и взаимосвязанности данных факторов, а также предпринята попытка выделить наличие эффективной антикоррупционной правовой политики в качестве одного из признаков социального государства.
Ключевые слова: социальное государство, антикоррупционная политика, принцип равенства, принцип справедливости.
SOLDATOVA Alena Vladimirovna,
PhD in Law, associate Professor, the associate Professor of the Department of the theory and history of state and law The University of management "TISBI" Kazan, Republic of Tatarstan
SOLDATOV Yakov Vladimirovich,
the candidate of the historical Sciences, the associate Professor, the associate Professor of the Department of the theory and history of state and law The University of management "TISBI" Kazan, Republic of Tatarstan
THE ANTI-CORRUPTION POLICY AS A FACTOR IN IMPLEMENTING THE PRINCIPLES OF THE SOCIAL STATE
Annotation. The article deals with some problems of the determining the place of the anti-corruption policy of the state in the system of factors that contribute to the implementation of the basic principles of the concept of the social state in practice, including the principles of equality and justice. The author's attention is focused on the interdependence and interconnectedness of such factors.
Key words: Social state, anti-corruption policy, the principle of equality, the principle of justice.
Проблемы теории и практики социального государства на протяжении уже не одного столетия составляют многогранную, неисчерпаемую тему для исследований во многих областях научного познания. Некото-
рые из них остаются дискуссионными в течение длительного времени, отдельные же являются относительно новыми либо наполняются новым смыслом и содержанием, что обусловлено их неразрывной связью с развитием социальных
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2020
ПОЛИТИКА И ПРАВО
отношений, трансформация которых ставит перед обществом и государством прежде не известные цели и задачи.
К одной из таких нерешенных проблем можно отнести и поиск консенсуса между общеправовыми принципами равенства и справедливости, образующих в числе прочего фундамент концепции социального государства. Как правило, в научной литературе данный вопрос анализируется с позиций его экономического содержания, необходимости поиска оптимального и эффективного механизма перераспределения доходов и материальных ресурсов. Неизменно ведется активный поиск компромисса между антагонистическими интересами имущих слоев общества и социально-незащищенной части населения. Однако, как представляется, выработка решения обозначенного вопроса не должна сосредоточиваться исключительно на поддержании экономического баланса. Ведь, несмотря на неразрывную связь успешности воплощения в жизнь идей социального государства с имеющимися на то экономическими возможностями, содержание принципов равенства и справедливости, а также условия и факторы их реализации многогранны, имеют сложный генезис и соответственно должны рассматриваться более широко.
На наш взгляд, к числу негативных явлений, оказывающих деструктивное воздействие на процесс построения социального государства и воплощения обозначенных принципов в социальную действительность, с полной уверенностью можно отнести такое крайне негативное, асоциальное явление, как коррупция.
Как известно, данный феномен обладает признаком исторической устойчивости, т.е. имеет давние корни и эволюционирует вместе с социумом, нанося непоправимый ущерб не только экономике, правопорядку, но и общественному правосознанию, правовой культуре в целом, снижая качество жизни людей, в т.ч. в правовом пространстве.
В целях противодействия разнообразным коррупционным проявлениям все ветви государственной власти, политические и религиозные объединения, институты гражданского общества принимают активные действия как превентивного, так и реактивного характера. В последние десятилетия значительно расширился комплекс проводимых антикоррупционных мероприятий. Однако в основном он сводится к узконаправленным, точечным мерам по преодолению последствий коррупционной составляющей (принятие Закона «О противодействии коррупции», иных нормативно-правовых актов в данной сфере, надзор за их исполнением, создание Национального антикор-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2020
рупционного совета, составление Национального плана противодействия коррупции т.д.). К сожалению, несмотря на все усилия общества и государства, преступления коррупционной направленности составляют большую часть правонарушений в экономической сфере. В этой связи, в юридической литературе подчеркивается наличие устойчивой зависимости эффективности противодействия коррупции от «построения истинно демократического политического режима, минимизирующего возможность злоупотреблений должностными полномочиями, коммерческого подкупа и других проявлений коррупционного противоправного поведения, когда наличие и осуществление властных полномочий должностных лиц находится под пристальным общественным и государственным контролем» [5, с. 107]. Для этого необходимо выработать стратегии формирования антикоррупционного правосознания граждан и должностных лиц, в структуре которого преобладающее значение имеет антикоррупционная правовая идеология.
Сложность рассматриваемого асоциального явления предопределяет и потребность в пересмотре методологических подходов в теории и практике выявления причин и формирования путей противодействия коррупции. Так, Р.Ф. Сте-паненко в своей работе, посвященной методологическим проблемам исследования причинности коррупции, аргументирует невозможность борьбы с коррупцией исключительно юридическими средствами и обосновывает вывод о необходимости развития межотраслевых и междисциплинарных связей в «методологии (в науке и практике) деятельности (в теории и практике) в превенции правонарушений, в т.ч. коррупционной направленности» [6, с. 82]. Такая позиция представляется в полной мере соответствующей сложившейся социально-экономической и правовой действительности, а также расширению исследовательских задач, в т.ч. в развитии теории социального государства.
Социальное государство, в качестве которого в Основном Законе страны провозглашена Российская Федерация, предполагает формирование и реализацию политики, направленной «на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» [1]. Для этого государство, как гарант прав человека (всех членов общества, а не отдельных социальных групп), возлагает на себя обязанность не только по оказанию социальной поддержки гражданам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, но и по обеспечению равных условий для свободного развития личности. Неукоснительное исполнение таких обязанностей позволит перейти от конститу-
ционной модели социального государства к ее реализации [3].
О том, что цели и задачи данного типа государства не достижимы без установления в нем равенства, справедливости, солидарности отмечал еще основатель данной концепции - известный немецкий ученый, правовед, экономист Лоренц фон Штейн. При этом, как представляется, равенство и справедливость в контексте анализируемой правовой концепции с учетом современных закономерностей эволюции общественных отношений должны интерпретироваться максимально разносторонне, включая, в т.ч. гарантии равного доступа к своевременному, качественному оказанию всех видов услуг и получению предусмотренных законом благ.
К сожалению, коррупция, как незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в различных формах для себя или для третьих лиц, может создать существенные препятствия для обеспечения вышеназванных гарантий. Тем самым, граждане ставятся в априори неравные условия (у кого-то отсутствует возможность выступать в качестве выгододателя, более сознательные лица не могут этого сделать в силу своих жизненных принципов и ценностей, возможны и иные причины). Однако в любом случае речь должна идти о недопустимости установления зависимости между доступом к какому-либо благу и совершением правонарушения коррупционной направленности.
Особую остроту и актуальность эта проблема приобретает в государствах, развивающих свою социальную сущность, поскольку в данном случае во главу угла ставятся права и свободы граждан, носителями которых являются и так называемые специальные субъекты, нуждающиеся в значительной поддержке как экономического, так и правового характера, - социально-незащищенные слои общества. Следовательно, в беспрепятственном свободном развитии человека нет места решению возникающих вопросов посредством коррупции, любые проявления которой оказывают разрушительное воздействие на формируемые в обществе равенство, справедливость и солидарность.
В этой связи, закономерным является вывод, что эффективная антикоррупционная политика объективно должна стать не только неотъемлемой частью политики социального государства, но и может рассматриваться в качестве одного из признаков данного типа государства, что свидетельствует о том, что без ее наличия и реализации государство не вправе претендовать на статус социального. При этом, в свете рассматриваемой
проблематики, ключевой характеристикой такой политики является ее высокая эффективность, способствующая реальному осуществлению принципов равенства и справедливости. Повышение же результативности борьбы государства и общества с коррупцией возможно в условиях тесного взаимодействия науки и практики.
Разработке проблем антикоррупционной правовой политики в юридической науке уделяется достаточно пристальное внимание: выработаны подходы к пониманию, выделены цели и задачи, обоснованы ее виды и т.д. Под данным видом правовой политики понимается «деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц, обладающих специальным статусом по созданию, обеспечению политико-правовых условий преодоления и минимизации коррупции» [4, с. 17]. Внедрение результатов проведенных исследований в практику позволит, на наш взгляд, интенсифицировать процесс построения социального государства.
Предлагаемый современными учеными-правоведами широкий подход к рассмотрению причин коррупции, имеющих многоплановый генезис, а также путей их устранения, обеспечит, по нашему мнению, переход от реактивности принимаемых антикоррупционных мер к их системности, предполагающей создание не только специальных, но и общих гарантий законности в этой сфере (удовлетворение интересов и потребностей всех слоев общества). Подчиняясь всеобщим законам диалектики, развитие социальной сферы положительным образом скажется на действенности антикоррупционной политики, высокая эффективность которой, в свою очередь, благотворно влияет на развитие социально-экономической сферы. Взятый в научных исследованиях курс позволит, с нашей точки зрения, преодолеть отмечаемые в научной литературе «статико-ори-ентированность и малопригодность для экстраполяции на текущие и будущие динамические процессы трансформации социальности государства и социального государства» [2, с. 3] подходов к интерпретации концепции социального государства.
Таким образом, политика по противодействию коррупции имеет судьбоносное значение для построения современного социального государства, обязательное наличие ее эффективности может рассматриваться в качестве признака данного типа государства, что возможно исключительно в условиях симбиоза науки и практики, основанном, учитывая сложность анализируемых феноменов, на методологии междисциплинарно-сти.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2020
ПОЛИТИКА И ПРАВО
Список литературы:
Spisok literatury:
[1] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «Консуль-тантПлюс».
[2] Аристов Е.В. Социальность государства: зарубежный опыт конституционно-правового обеспечения: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 2017. - 46 с.
[3] Бакулина Л.Т. Социальное государство: от конституционной модели к практике реализации // В сб.: Социальное государство и основные направления современной российской правовой политики: материалы «круглого стола» юридического факультета НОУ ВПО «Университет управления "ТИСБИ"». - 2014. - С. 36-45.
[4] Рыбаков О.Ю. Антикоррупционная правовая политика: понятие и структура. Мониторинг правоприменения. - 2016. - № 1 (18). - С. 11-19.
[5] Солдатова А.В., Солдатов Я.В. Антикоррупционная идеология в структуре российской правовой системы // В сб.: Совершенствование деятельности правоохранительных органов и институтов гражданского общества по противодействию коррупции: материалы Междунар. «круглого стола» / под ред. С.Н. Миронова. - 2018. - С. 106-108.
[6] Степаненко Р.Ф. Причинность коррупции: методологические и общеправовые проблемы // Ленинградский юрид. журнал. - 2018. - № 3 (53). -С.73-84.
[1] Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 s izmeneni-yami, odobrennymi v hode obshcherossijskogo golosovaniya 01.07.2020) // SPS «Konsul'tant-Plyus».
[2] Aristov E.V. Social'nost' gosudarstva: zarubezhnyj opyt konstitucionno-pravovogo obespe-cheniya: avtoref. dis. ... d-ra yurid. nauk. - M., 2017. - 46 s.
[3] Bakulina L.T. Social'noe gosudarstvo: ot konstitucionnoj modeli k praktike realizacii // V sb.: Social'noe gosudarstvo i osnovnye napravleniya sovremennoj rossijskoj pravovoj politiki: materialy «kruglogo stola» yuridicheskogo fakul'teta NOU VPO «Universitet upravleniya "TISBI"». - 2014. - S. 36-45.
[4] Rybakov O.Yu. Antikorrupcionnaya pravo-vaya politika: ponyatie i struktura. Monitoring pravo-primeneniya. - 2016. - № 1 (18). - S. 11-19.
[5] Soldatova A.V., Soldatov Ya.V. Antikorrupcionnaya ideologiya v strukture rossijskoj pravovoj sistemy // V sb.: Sovershenstvovanie deyatel'nosti pravoohranitel'nyh organov i institutov grazhdan-skogo obshchestva po protivodejstviyu korrupcii: materialy Mezhdunar. «kruglogo stola» / pod red. S.N. Mironova. - 2018. - S. 106-108.
[6] Stepanenko R.F. Prichinnost' korrupcii: metodologicheskie i obshchepravovye problemy // Leningradskij yurid. zhurnal. - 2018. - № 3 (53). - S. 73-84.
4
ЮРКОМПАНИ
www. law-books, ru
л_
Юридическое издательство
«ЮРКОМПАНИ»
Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.
Профессионально.
В максимально короткие сроки.
Размещаем в РИНЦ, Е-ЫЬгагу.
Г
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2020