ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
ART 193053 DOI 10.24411/2304-120X-2019-13053 УДК 343.7
Осколкова Наталья Александровна,
помощник директора Северо-Западного института (филиала) ФГБОУ ВО «Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА)», г. Вологда [email protected]
Антикоррупционная политика Банка России
Аннотация. Статья посвящена реализации требований антикоррупционного законодательства центральным субъектом денежно-кредитной системы государства - Банком России - и принятым во исполнение данных требований нормам об антикоррупционной политике Банка России. Кроме того, автором проанализированы антикоррупционные меры, применяемые коммерческими субъектами национальной банковской системы.
Ключевые слова: банковская система, Банк России, антикоррупционная политика, законодательство, антикоррупционные требования. Раздел: 12.00.00 Юридические науки.
Соблюдение норм антикоррупционного законодательства в современном обществе является необходимым и важным для его нормального функционирования и дальнейшего поступательного развития. В частности, это касается как задачи реализации антикоррупционных функций физическими лицами, так и соответствующей деятельности на уровне организаций. Повсеместно принимаются локальные акты антикоррупционного характера, а в должностные инструкции сотрудников добавляется пункт о необходимости их соблюдения. При этом ключевым элементом в системе реализации антикоррупционной политики государства, безусловно, выступают органы государственной власти и аналогичные структуры.
Центральным элементом национальной денежно-кредитной системы в большинстве стран мира является центральный банк государства. В России это Центральный банк Российской Федерации (далее - Банк России).
Правовой статус Банка России регламентируется, в частности, федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», в котором, кроме прочего, установлен ряд требований к организации и функционированию Банка России, носящих антикоррупционный характер.
Сфера деятельности Банка России во все времена носила глобальный и масштабный характер. Особенно это касается современного этапа его развития, когда Банк России постепенно становится монополистом все в большем числе направлений финансово-экономической политики государства, полноценным «мегарегулятором», как его уже достаточно продолжительный период времени в своих интервью и научных изысканиях называют специалисты банковского дела, практикующие юристы.
Банк России как центральный элемент национальной денежно-кредитной системы обязан максимально участвовать в реализации норм антикоррупционного законодательства.
В общем и целом антикоррупционная политика подразумевает оперативную, последовательную, регулярную, научно обоснованную деятельность органов государства и местного самоуправления, их должностных лиц, институтов гражданского общества, направленную на минимизацию и устранение коррупционных проявлений во всех сферах жизнедеятельности общества и тем самым обеспечение прав и свобод
научно-методический электронный журнал
человека и гражданина, формирование правовой государственности и достижение человеческого измерения [1]. Основой для формирования и дальнейшей реализации современной антикоррупционной политики в России выступает Федеральный закон № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Закон устанавливает систему мер противодействия коррупции и предусматривает определение понятия коррупции как социально-юридического явления, понятия коррупционного правонарушения как отдельного проявления коррупции, влекущего за собой дисциплинарную, административную, уголовную или иную ответственность, и понятия противодействия коррупции как скоординированной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц по предупреждению коррупции, уголовному преследованию лиц, совершивших коррупционные преступления, и минимизации и/или ликвидации их последствий.
Настоящим федеральным законом устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и/или ликвидации последствий коррупционных правонарушений, в том числе в финансово-денежной сфере. Например, это требования ст. 11.1 закона, устанавливающие обязанности служащих Центрального банка Российской Федерации сообщать о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов в порядке, определяемом нормативными актами федеральных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации.
В финансово-кредитной сфере специалистами выделяются следующие разновидности коррупционных преступлений и правонарушений. Во-первых, это кредитная коррупция, которая связана с установлением определенных преференций в кредитных правоотношениях Банка России с должниками. Резервная коррупция основывается, как правило, на золотовалютных резервах и их размещении. Информационная коррупция подразумевает продажу инсайдерских сведений. Особо опасными, наносящими более серьезный материальный ущерб, считаются такие разновидности коррупции, как обналичивание денежных средств, легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, хищение активов банка и операционная коррупция. В своей совокупности все перечисленные виды коррупционных противоправных деяний способны нанести значительный ущерб государству и обществу, особенно в тех странах, где активы банковского сектора по своим объемам сопоставимы с размерами внутреннего валового продукта государства, в несколько раз превышая величину государственного бюджета [2].
Если дополнительно рассмотреть отдельно розничное и корпоративное кредитование, то можно выделить еще ряд разновидностей коррупционных преступлений, процент совершения которых достаточно высок по сравнению с другими:
- фальсификация залога;
- мошенничество с просроченной задолженностью;
- взяточничество в кредитных отношениях;
- получение аккредитации;
- контрольно-кассовое обслуживание;
- иные.
Поэтому значимость реализации антикоррупционной политики в данной сфере нельзя переоценить, этот вопрос в полной мере требует серьезного внимания как законодателя, так и правоприменителя.
научно-методический электронный журнал
В апреле 2019 г. Банком России был утвержден приказ, закрепляющий основные положения антикоррупционной политики, реализуемой им в процессе своей деятельности. В настоящей статье будут рассмотрены основные требования, установленные данным документом.
Прежде всего, важно отметить, что приказ (что логично) основан на нормах федерального антикоррупционного законодательства и полностью соответствует ему. В частности, в документе выделяются следующие задачи антикоррупционной политики Банка России:
- формирование методических основ противодействия коррупции в Банке России;
- обеспечение соблюдения служащими Банка России положений законодательства Российской Федерации, нормативных и иных актов Банка России о противодействии коррупции;
- минимизация рисков вовлечения Банка России, его служащих в коррупционную деятельность;
- формирование у служащих Банка России нетерпимости к любому коррупционному поведению (действию (бездействию), влекущему совершение (способствующему совершению) коррупционного правонарушения либо риск его совершения) в Банке России, а также у партнеров (потенциальных контрагентов) при взаимодействии с Банком России.
Деятельность Банка России в рамках соблюдения антикоррупционных требований основана на традиционных принципах конституционного и отраслевого законодательства - например, приоритете защиты и охраны прав и свобод человека и гражданина, неотвратимости наказания за совершение антикоррупционных правонарушений и преступлений, иных принципах.
В рамках реализации данной политики, как отмечается, Банк России использует различные формы и методы, как традиционные для данной деятельности, так и особенные. В частности, это стандартные ограничения и запреты, применяемые при принятии на должности государственных служащих и, соответственно, применяемые Банком России при принятии на должность служащих его сотрудников. Кроме того, в качестве таковых можно указать, например, создание структурных подразделений, отвечающих непосредственно за реализацию норм антикоррупционного законодательства, и определение соответствующих ответственных сотрудников и лиц.
Положительным моментом Приказа необходимо назвать уделение внимания превентивной функции. Это отражается, в частности, в использовании в качестве инструментов определения коррупционных рисков, сбора, систематизации и анализа направлений деятельности Банка России, при реализации которых может возникнуть опасность создания коррупционной ситуации. Значительную роль в данном аспекте играет антикоррупционная экспертиза издаваемых Банком России актов, которой также справедливо уделяется внимание в документе.
Необходимо положительно охарактеризовать и то, что Банк России не забывает о необходимости проведения мероприятий в сфере повышения правовой грамотности населения, уделяя внимание проведению учебных и консультационных мероприятий по разъяснению гражданам норм антикоррупционного законодательства.
Кроме того, к числу инструментов, реализуемых Банком России в данной сфере, относятся противодействие возникновению конфликта интересов, соблюдение антикоррупционных мер при содействии с контрагентами и при закупочной деятельности, профилактические методы, а также иные. Приказ закрепляет довольно широкий и полный перечень форм борьбы с коррупцией, рассматривая данную деятельность с различных аспектов и стараясь всесторонне работать по этому направлению [3].
научно-методический электронный журнал
Для сравнения различных антикоррупционных мер, применяемых субъектами банковской сферы коммерческого и некоммерческого характера, дополнительно проанализируем также антикоррупционные правила, реализуемые в некоторых российских банках.
Как уже отмечалось выше, ввиду того что деятельность кредитных организаций носит коммерческий характер, дополнительно к традиционным антикоррупционным требованиям, установленным ненормативными актами Банка России, в локальных актах банков также прописаны, например, меры, применяемые при благотворительной и спонсорской деятельности, общественной и политической работе. Так, относительно осуществления спонсорской деятельности документом установлено, что это обязательно возмездная функция, выполняемая по соответствующему договору. Нормы о благотворительной деятельности в качестве превентивной меры прописывают, что в банке принимаются меры к тому, чтобы получателем помощи являлся добросовестный благотворительный фонд или иная организация, и не было оснований полагать, что фонд или иная организация прямо или косвенно управляются для извлечения выгоды, в том числе государственным служащим или лицам, тесно связанным с ним. Кроме того, работникам банка запрещается вручать подарки, делать взносы в политических целях либо организовывать развлекательные мероприятия для политических партий или кандидатов на политические должности от имени банка или участника группы.
Кроме специального документа, содержащего антикоррупционные требования, отдельные нормы также включены в иные акты - например, Устав общества, кадровая политика и политика об оплате труда, политика по управлению конфликтов интересов, иные [4].
Объемный пласт узкопрофильных документов антикоррупционного характера содержит система локальных актов ПАО «Россельхозбанк». Например, это приказ «Об утверждении и введении в действие Регламента уведомления работодателя о фактах обращения в целях склонения работников АО "Россельхозбанк" к совершению коррупционных правонарушений», приказ АО «Россельхозбанк» «Об утверждении и введении в действие Положения о сообщении работниками АО "Россельхозбанк" о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими должностных обязанностей», иные. Кроме того, руководство банка подготовило ряд отдельных локальных актов антикоррупционного характера специально для дочерних организаций. В целом, анализируя антикоррупционные требования общества, нужно отметить, что, во-первых, политике противодействия коррупции в кредитной организации уделяется солидное внимание, о чем свидетельствует издание документов достаточно узкопрофильного характера, которые, например, не выделяются в отдельные акты в других банках. Во-вторых, антикоррупционные требования и инструменты, применяемые в «Россельхозбанке», являются традиционными и стандартными по сравнению с аналогичными формами и методами, которые используются в других отечественных банках. Логично, что все они основываются на нормах федерального антикоррупционного законодательства и уточняющих нормативных актах Банка России [5].
Почему же соблюдение антикоррупционных требований в финансовой сфере является таким важным? Во-первых, это именно тот сектор, где максимально повышена опасность возникновения коррупционных ситуаций, причем как на национальном, так и на международном уровнях. Во-вторых, именно денежно-кредитная сфера в силу своей специфики может способствовать развитию коррупции и ее более широкому распространению. Например, это касается несовершенств налогового законодательства, недостатков бюджетной сферы, а также иного. Банковская система по-прежнему выступает основой национальной экономики, ключевым направлением для ее дальнейшего развития, субъектом внутригосударственных и международных финансовых отношений.
научно-методический электронный журнал
В качестве наиболее простого инструмента часто выбирают реформы законодательства - не только и не столько ужесточение наказаний за коррупцию, сколько упрощение и уменьшение государственного контроля (уменьшение частоты проверок, понижение налогов) для снижения самих возможностей злоупотреблять служебным положением. В арсенале государственных мер по борьбе с коррупцией есть и довольно простые меры по элементарному ужесточению контроля. В постсоветской Грузии, например, введена система, в соответствии с которой правительственные чиновники обязаны декларировать свои доходы в тот период, когда они вступают в должность, так же как и тогда, когда они покидают свои посты [6, 7].
Важно отметить, что антикоррупционная деятельность рассматриваемых субъектов банковской системы в соответствии с требованиями законодательства активно освещается на их официальных сайтах. Так, интернет-портал Банка России содержит отдельную вкладку, посвященную антикоррупционной работе https://www.cbr.ru/an-ticor/. Кроме перечня законодательных актов, на которых базируется деятельность по соблюдению антикоррупционных норм, вкладка также включает в себя методические рекомендации, локальные акты органа по данному вопросу, разъяснения и уточнения, список часто задаваемых вопросов, а также положения об особенностях проведения антикоррупционной экспертизы документов. Отдельный раздел посвящен структуре и деятельности Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, которая была создана в Банке России в 2017 г. Там же опубликованы протоколы заседаний Комиссии, в которых также зафиксированы рекомендации антикоррупционной направленности и итоги рассмотрения спорных служебных конфликтов.
Как указывалось ранее, аналогичные вкладки и разделы расположены и на официальных сайтах кредитных организаций - во исполнение требований норм статей Федерального закона «О противодействии коррупции». Кроме того, важно отметить, что Банк России осуществляет работу по правовому просвещению населения, размещая на своем сайте формы (заявления, уведомления, справки) и программное обеспечение, необходимые при подготовке обращений о фактах совершения нарушений антикоррупционного законодательства, а также образцы их заполнения.
Банк России также публикует на официальном сайте сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера служащих Банка России.
Таким образом, подводя итог рассматриваемому вопросу, следует отметить, что деятельность по противодействию коррупции проводится обширно и во всех сферах функционирования государства и общества, в том числе в финансовой. Принятые Банком России в апреле 2019 г. положения по антикоррупционной политике объединяют в себе деятельность по борьбе с коррупцией и инструменты по соблюдению антикоррупционного законодательства, являются ключевым документом локального характера банковской сферы по противодействию коррупции. В частности, многие нормы этого документа можно найти в локальных актах отдельных кредитных организаций.
В целом, если анализировать антикоррупционные меры, применяемые в банковской сфере, то их можно признать стандартными, с объяснимым уклоном в финансовые аспекты.
Ссылки на источники
1. Антикоррупционная политика в современной России: учеб. пособие / под ред. А. А. Шаповалова. -Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2018. - 88 с.
2. Закиева Э. Ш. Коррупция в банковской системе. - URL: http://www.novainfo.ru/article/13043.
научно-методический электронный журнал
3. Приказ Банка России от 17.04.2019 № ОД-867 «Об утверждении Антикоррупционной политики Банка России». - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. Политика ПАО Сбербанк по противодействию коррупции. - URL: http://www.sberbank.ru/common/img/uploaded/files/harmony_society/anticorruptionpolicyrus.pdf.
5. Официальный сайт ПАО «Россельхозбанк»: локальные акты. - URL: https://www.rshb.ru/anticorruption/acts/
6. Каримова И. Р., Владимиров И. А. Экономический анализ коррупции // Экономическая наука и практика: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2012 г.). - Чита: Молодой ученый, 2012. - С.10-12.
7. Горшенков Г. Н. Антикоррупционная политика и деятельность // Актуальные проблемы экономики и права. - 2014. - № 1. - С. 10-18. - URL: https://cyberleninka.ru/article/v/antikorruptsionnaya-politika-i-deyatelnost.
Natalya Oskolkova,
Assistant Director, North-West Institute (branch) of the Moscow State Academy of Law named after
0. E. Kutafin, Vologda [email protected]
Anti-Corruption Policy of the Bank of Russia
Abstract. The article is devoted to the implementation of the anti-corruption legislation requirements by the central subject of the state monetary system - the Bank of Russia and to the norms adopted for the implementation of these requirements on anti-corruption policy of the Bank of Russia. In addition, the author analyzed the anti-corruption measures used by commercial entities of the national banking system. Key words: banking system, Bank of Russia, anti-corruption policy, legislation, anti-corruption requirements. References
1. Shapovalov, A. A. (ed.) (2018). Antikorrupcionnaya politika v sovremennoj Rossii: ucheb. posobie, Sara-tovskij social'no-ekonomicheskij institut (filial) REU im. G. V. Plekhanova, Saratov, 88 p. (in Russian).
2. Zakieva, E. Sh. Korrupciya v bankovskoj sisteme. Available at: http://www.novainfo.ru/article/13043 (in Russian).
3. Prikaz Banka Rossii ot 17.04.2019 № OD-867 "Ob utverzhdenii Antikorrupcionnoj politiki Banka Rossii". Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy "Konsul'tantPlyus" (in Russian).
4. Politika PAO Sberbank po protivodejstviyu korrupcii. Available at: http://www.sberbank.ru/com-mon/img/uploaded/files/harmony_society/anticorruptionpolicyrus.pdf (in Russian).
5. Oficial'nyj sajt PAO "Rossel'hozbank": lokal'nye akty. Available at: https://www.rshb.ru/anticorruption/acts/ (in Russian).
6. Karimova, I. R. & Vladimirov, I. A. (2012). "Ekonomicheskij analiz korrupcii", Ekonomicheskaya nauka i praktika: materialy Mezhdunar. nauch. konf. (g. Chita, fevral' 2012 g.), Molodoj uchenyj, Chita, pp. 10-12 (in Russian).
7. Gorshenkov, G. N. (2014). "Antikorrupcionnaya politika i deyatel'nost'", Aktual'nye problemy ekonomiki i prava, № 1, pp. 10-18. Available at: https://cyberleninka.ru/article/v/antikorruptsionnaya-politika-i-deyatelnost (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «<Концепт»
Поступила в редакцию Received 18.06.19 Получена положительная рецензия Received a positive review 09.07.19
Принята к публикации Accepted for publication 16.07.19 Опубликована Published 31.08.19
? ¿SOI
www.e-koncept.ru
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2019 © Осколкова Н. А., 2019