Научная статья на тему 'Уголовно-правовая характеристика преступлений коррупционной направленности по законодательству Республики Таджикистан: особенности и проблемы'

Уголовно-правовая характеристика преступлений коррупционной направленности по законодательству Республики Таджикистан: особенности и проблемы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
348
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
коррупция / антикоррупционное законодательство / Уголовный кодекс Республики Таджикистан / коррупционные преступления / международные правовые акты / официальная статистика. / corruption / anti-corruption legislation / the Criminal Code of the Republic of Tajikistan / corruption crimes / international legal acts / official statistics

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Камышанский Дмитрий Юрьевич

В статье рассматривается зарубежный опыт борьбы с коррупцией на основе анализа уголовного законодательства Республики Таджикистан, международных правовых актов в области противодействия коррупции, официальной статистики, научных подходов, материалов средств массовой информации и авторского понимания о преступлениях указанной категории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMINAL AND LEGAL CHARACTERISTICS OF CORRUPTION-RELATED CRIMES ACCORDING TO THE LEGISLATION OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN: FEATURES AND PROBLEMS

The article considers foreign experience of combating corruptionon the basis of analysis of the criminal legislation of the Republic of Tajikistan, international legal acts in the field of anti-corruption, official statistics, scientific approaches, media materials and the author`s understanding about the crimes of the specified category.

Текст научной работы на тему «Уголовно-правовая характеристика преступлений коррупционной направленности по законодательству Республики Таджикистан: особенности и проблемы»

DOI 10.24411/2076-1503-2020-10552 КАМЫШАНСКИЙ Дмитрий Юрьевич,

аспирант заочной аспирантуры ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, e-mail: [email protected]

12.00.08 - Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН: ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ

Аннотация. В статье рассматривается зарубежный опыт борьбы с коррупцией на основе анализа уголовного законодательства Республики Таджикистан, международных правовых актов в области противодействия коррупции, официальной статистики, научных подходов, материалов средств массовой информации и авторского понимания о преступлениях указанной категории.

Ключевые слова: коррупция, антикоррупционное законодательство, Уголовный кодекс Республики Таджикистан, коррупционные преступления, международные правовые акты, официальная статистика.

KAMYSHANSKY Dmitry Yurevich,

post-graduate student of the correspondence post-graduate

school of the Griboyedov IME

CRIMINAL AND LEGAL CHARACTERISTICS OF CORRUPTION-RELATED CRIMES ACCORDING TO THE LEGISLATION OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN: FEATURES AND PROBLEMS

Annotation. The article considers foreign experience of combating corruptionon the basis of analysis of the criminal legislation of the Republic of Tajikistan, international legal acts in the field of anti-corruption, official statistics, scientific approaches, media materials and the author's understanding about the crimes of the specified category.

Key words: corruption, anti-corruption legislation, the Criminal Code of the Republic of Tajikistan, corruption crimes, international legal acts, official statistics.

Общепризнанным является факт, что коррупция представляет собой негативное социально-правовое явление, способное оказать наибольшее дестабилизирующее воздействие как на отдельные государственные механизмы, так и на государство в целом. Латентность и массовость коррупционных правонарушений оказывают влияние на состояние экономики, а также снижают уровень жизни граждан государства.

В настоящее время на фоне складывающейся общественно-политической и социально-экономической обстановки достаточно часто констатируются факты коррупции в различных сферах жизнедеятельности государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности (далее - государства - члены ОДКБ), в т.ч. Республики Таджикистан (далее - Таджикистан, РТ).

Коррупция в органах государственной власти и управления является наиболее острой проблемой, без кардинального решения которой невозможно эффективное развитие общества.

Ни одному европейскому государству не удалось в полной мере решить проблему искоренения коррупции. Коррумпированность многих государственных служащих в большинстве стран в разное время заставила национальные власти реагировать на коррупционные проявления путем принятия различных мер, в т.ч. уголовно-правовых [1].

В последнее время в ряде зарубежных государств осуществлены попытки по совершенствованию антикоррупционного национального законодательства. К настоящему времени во многих государствах - членах ОДКБ созданы и реализуются уголовно-правовые механизмы, направлен-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2020

ные на борьбу с коррупцией, однако все еще имеются проблемы в этой сфере.

Борьба с коррупцией и преступлениями коррупционной направленности является актуальной проблемой и для Республики Таджикистан.

Уголовно-правовое регулирование противодействия коррупции на территории Таджикистана осуществляется Уголовным кодексом РТ (далее -УК РТ) и Уголовно-процессуальным кодексом РТ (далее - УПК РТ). Основой такого регулирования является Конституция РТ, которая имеет высшую юридическую силу.

Национальное законодательство, регламентирующее вопросы противодействия коррупции в Республике Таджикистан, представлено следующими нормативными правовыми актами и официальными документами:

О борьбе с коррупцией: Закон РТ от 25 июля 2005 г. № 100 (в ред. Закона РТ № 1440 от 30 мая 2017 г.);

Стратегия по противодействию коррупции в Республике Таджикистан на 2013-2020 гг.: утверждена Указом Президента РТ от 30 августа 2013 г., № 1504 (в ред. Указа Президента РТ № 703, от

19.06.2017 г. № 892);

Гражданский кодекс Республики Таджикистан (часть первая): Закон РТ от 30 июня 1999 г. (в ред. Закона РТ от 23.07.2016 г. № 1334) // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 1999 г. № 6;

О местных органах государственной власти: Конституционный Закон РТ, принят Маджлиси намояндагон 3 марта 2004 г. // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 2004. № 5 ст. 339;

О государственной службе: Закон РТ от 5 марта 2007 г. № 233 (в ред. Закона РТ 03.08.2018 г.);

О государственных предприятиях: Закон РТ от 28 февраля 2004 г. № 10 (с изм. и доп. по состоянию на 29.12.2010 г.);

Об оперативно-розыскной деятельности: 3акон РТ от 2 марта 2011 г., № 352 // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 2011. № 3;

Послание Президента Республики Таджикистан Маджлиси Оли Республики Таджикистан

26.12.2018 г.;

О судебной практике по уголовным делам о получении, дачи взятки и коммерческом подкупе: Постановление Пленума ВС РТ № 11 от 19.12.2008 г. // Бюллетень Верховного суда РТ. 2008. № 4 и др.

В соответствии со ст. 14 Закона РТ «О борьбе с коррупцией» преступлениями коррупционного характера признаются деяния, предусмотренные особенной частью УК РТ, которые совершены лицами, уполномоченными на выполнение госу-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2020

дарственных функций, и приравненными к ним лицами из корыстной или иной личной заинтересованности и с использованием служебного положения или связаны с противозаконным предоставлением им материальных и нематериальных благ, преимуществ и иных льгот [2].

Стоит отметить, что перечень таких преступлений и порядок их статистического учета устанавливается Инструкцией статистического учета преступлений коррупционного характера и перечнем этих преступлений (далее - Инструкция), разрабатываемой координирующим органом и утверждаемой Правительством РТ.

Так, в соответствии с указанной Инструкцией к преступлениям коррупционного характера в Республике Таджикистан относятся следующие.

Из гл. 26 «Преступления против собственности» УК РТ:

присвоение или растрата с использованием служебных полномочий (п. «г» ч. 2 ст. 245), а также ч. 3 и 4 этой статьи, если они связаны с использованием служебного положения);

хищение средств, выданных в качестве кредита (ст. 246), если оно совершено с использованием служебных полномочий;

мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения (п. «г» ч. 2 ст. 247), а также ч. 3 и 4 этой статьи, если они совершены с использованием служебного положения;

хищение средств фондов иностранной помощи (ст. 257).

Из гл. 27 «Преступления в сфере экономической деятельности» УК РТ:

воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 258);

регистрация незаконных сделок с землей (ст. 261);

легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем (в ред. Постановления Правительства РТ от 01.03.2019 г. № 85);

незаконное получение кредита (ст. 264 УК РТ), если оно совершено руководителем предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности;

незаконная выдача кредита (ст. 265); незаконное использование денежных средств (ст. 268);

монополистические действия и ограничения конкуренции, совершенные с использованием служебного положения (п. «в» ч. 3 ст. 273);

злостное нарушение порядка проведения публичных торгов, или тендера или аукционов (ст. 274);

разглашение коммерческой или банковской тайны (ст. 278);

коммерческий подкуп (ст. 279);

подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов (ст. 280);

невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 287);

контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения (п. «б» ч. 3 ст. 289), а также ч. 4 этой статьи, если в составе организованной группы имеется субъект преступления коррупционного характера;

уклонение от уплаты таможенных платежей с использованием служебного положения (п. «б» ч. 2 ст. 291);

уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с юридического лица (ст. 292);

уклонение физического лица от уплаты налогов (ст. 293) (в ред. Постановления Правительства РТ от 30.11.2007 г. № 600);

злоупотребление полномочиями служащими коммерческих и других организаций (ст. 295);

злоупотребление полномочиями аудиторами, третейскими судьями (ст. 296).

Из гл. 30 «Преступления против государственной власти и интересов государственной службы» УК РТ:

злоупотребление должностными полномочиями (ст. 314);

бездействие по службе (ст. 315) (в ред. Постановления Правительства РТ от 30.11.2007 г. № 600);

превышение должностных полномочий (ст.

316);

присвоение полномочий должностного лица (ст. 317);

незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 318);

получение взятки (ст. 319); дача взятки (ст. 320); провокация взятки (ст. 321); служебный подлог (ст. 323); получение вознаграждения путем вымогательства (ст. 324);

подкуп служащего (ст. 325); незаконная выдача разрешений на ношение и хранение огнестрельного оружия (ст. 326);

незаконное содержание личной охраны (телохранителей), а равно использование военной техники в этих целях (ст. 327).

Из гл. 32 «Преступления против правосудия» УК РТ:

воспрепятствование осуществлению правосудия, производству дознания и предварительного следствия, совершенное с использованием служебного положения (ч. 3 ст. 345);

привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности (ст. 348);

вынесение заведомо незаконного приговора, решения или других судебных актов (ст. 349);

фальсификация доказательств по уголовному делу лицом, производящим дознание, следователем, прокурором или защитником (ч. 2 и 3 ст. 359);

незаконное освобождение от уголовной ответственности (ст. 360);

неисполнение приговора, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению представителем власти, государственным служащим органа местного самоуправления, а также служащим государственного учреждения, коммерческой или иной организации (ст. 363).

Из гл. 33 «Преступления против военной службы» УК РТ:

злоупотребление властью или служебным положением, превышение должностных полномочий или бездействие власти (ст. 391) [3].

Следует отметить, что некоторые из вышеуказанных преступлений, в т.ч. «Превышение должностных полномочий» (ст. 316 УК РТ), «Присвоение полномочий должностного лица» (ст. 317 УК РТ), «Фальсификация доказательств по уголовному делу лицом, производящим дознание, следователем, прокурором или защитником» (ч. 2 и 3 ст. 359 УК РТ), «Незаконное освобождение от уголовной ответственности» (ст. 360 УК РТ), имея различные формы проявления, не всегда могут иметь коррупционный характер.

Поэтому при решении вопроса об их отнесении к коррупционным преступлениям необходимо исходить из конкретных обстоятельств дела, наличия коррупционного мотива, а также всех других элементов состава таких преступлений.

Кроме того, деяния, предусмотренные ч. 1 ст. 262 УК РТ «Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем», учитываются как коррупционные только в том случае, если они связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных в результате коррупционных деяний (в ред. Постановления Правительства РТ от 01.03.2019 г. № 85). Деяние, предусмотренное п. «в» ч. 2 данной статьи, учитывается как коррупционное, независимо от источника и форм незаконного приобретения легализованных (отмытых) доходов. Деяния, предусмотренные другими пунктами ч. 2, а также деяния, предусмотренные ч. 3 ст. 262 УК РТ, учитываются как коррупционные, если легализованные (отмытые) доходы добыты в результате коррупции или если указанные в этой статье деяния совершены лицом с использованием служебного положения (в ред. Постановления Правительства РТ от 01.03.2019 г. № 5) [3].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2020

Одним из наиболее распространенных коррупционных преступлений в Таджикистане является взяточничество, занимающее в структуре коррупционной преступности третье место после мошенничества, присвоения и растраты. При этом доля взяточничества в общей структуре таджикской преступности составляет 1.03% [4], что, например, почти в два раза больше, чем доля взяточничества в общей структуре преступности в Российской Федерации (0.48%) [5]. В целом, этот факт может негативно характеризовать деятельность государства по борьбе с взяточничеством.

Согласно УК РТ система взяточничества представлена двумя составами преступления: получением взятки (ст. 319) и дачей взятки (ст. 320). Вместе с тем, как верно отмечает эксперт Российского университета дружбы народов, канд. юрид. наук Н. Вайсиддин, «конструкция данных норм в некоторых аспектах не соответствует современным тенденциям, а также международным антикоррупционным стандартам, что не позволяет в полной мере добиться необходимого превентивно-карательного эффекта от реализации таких норм» [6].

Кроме того, исходя из существующих правовых норм, инкриминирующих коррупционные правонарушения, предусмотренные УК РТ, Кодексом об административных правонарушениях РТ (далее - КоАП РТ) и Законом «О борьбе с коррупцией», могут возникнуть трудности практического применения антикоррупционных норм. Данные коллизии представляют серьезные коррупционные риски.

В этой связи, экспертами Четвертого раунда мониторинга Стамбульского плана действий по борьбе против коррупции1 было рекомендовано провести тщательный сравнительный анализ УК РТ, КоАП РТ и Закона «О борьбе с коррупцией»

1 Стамбульский план действий по борьбе против коррупции (далее - СПД) представляет собой субрегиональную программу взаимной оценки, начатую в рамках Сети ОЭСР по борьбе с коррупцией для стран Восточной Европы и Центральной Азии в 2003 г. СПД поддерживает антикоррупционные реформы в Армении, Азербайджане, Грузии, Казахстане, Кыргызстане, Монголии, Таджикистане, Украине и Узбекистане с помощью обзоров стран и непрерывного мониторинга усилий стран по реализации рекомендаций в поддержку выполнения Конвенции против коррупции ООН, других международных стандартов и хорошей практики.

Основными целями Сети ОЭСР по борьбе с коррупцией для стран Восточной Европы и Центральной Азии, основанной в 1998 г., является поддержка стран-членов в их усилиях по предотвращению и борьбе против коррупции, обмен информацией, разработка хорошей практики и координация донорской помощи в форме региональных встреч и семинаров, программ взаимного обучения и специализированных тематических проектов.

в целях устранения существующих противоречии и исключения возможности дискреционной и двоякой интерпретации правоохранительными органами данных правовых норм [7].

Отдельно, по нашему мнению, стоит отметить, что ряд противоречий имеется между УК РТ и УПК РТ. В частности, ст. 161 УПК РТ допускает, что деяния, предусмотренные ст. 314 «Злоупотребление должностными полномочиями» УК РТ, могут не иметь коррупционного характера, что указывает на неправильное понимание специфики и сущности коррупционного преступления. В этой связи, следует обратить внимание на то, что злоупотребление должностными полномочиями полностью охватывается определением преступлений коррупционного характера, содержащимся в Законе «О борьбе с коррупцией».

Схожая ситуация представляется и со следующими преступлениями, предусмотренными УК РТ:

злоупотребление полномочиями служащими коммерческих и других организаций (ст. 295);

злоупотребление полномочиями аудиторами, третейскими судьями или арбитрами международного коммерческого арбитража (ст. 296);

бездействие по службе (ст. 315).

Так же необходимо обратить внимание на положение ч. 7 ст. 161 УПК РТ относительно возможности совершения активных форм подкупа2 с использованием служебного положения, что не должно иметь правового значения, поскольку эти преступления, в большинстве своем, совершаются неспециальными субъектами преступления и без использования каких-либо должностных полномочий. В результате такой несогласованности между нормами УК РТ и УПК РТ на сегодняшний момент специализированный орган по борьбе с коррупцией не имеет полномочий расследовать эти преступления [7].

Ниже приведена таблица индекса восприятия коррупции в Республике Таджикистан по показателю распространенности коррупции в государственном секторе, рассчитанного по методике Transparency International3, основанной на комбинации общедоступных статистических данных и результатов глобального опроса.

2 Коммерческий подкуп (ч. 1 и 2 ст. 279 УК РТ), дача взятки (ст. 320 УК РТ), подкуп служащего (ст. 325 УК РТ).

3 Исследования в отношении коррупции проводятся различными независимыми и представительными организациями. Одна из таких организаций - международная неправительственная организация по борьбе с коррупцией и исследованию уровня коррупции по всему миру Transparency International. Одним из направлений деятельности данной организации является ежегодное составление индекса восприятия коррупции.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2020

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 1

Рейтинг восприятия коррупции в Республике Таджикистан

№ п/п. Год Место в рейтинге

1 2005 144

2 2006 142

3 2007 150

4 2008 151

5 2009 158

6 2010 154

7 2011 152

8 2012 157

9 2013 154

10 2014 152

11 2015 136

12 2016 151

13 2017 161

14 2018 152

15 2019 153

Рассмотрев представленную таблицу, можно сделать вывод, что, согласно оценкам международной организации, приводимым в обнародованном пресс-релизе, Таджикистан в 2019 г. занял 153-е место среди 180 стран, разделив свою позицию с Узбекистаном и практически не изменив ее по сравнению с 2018 г.

Важно отметить, что среди государств - членов ОДКБ в глобальном рейтинге его обошли Беларусь (66 место), Армения (77 место), Казахстан (113 место), Кыргызстан (126 место) и Российская Федерация (137 место) (табл. 2).

Таблица 2

Рейтинг восприятия коррупции в государствах - членах ОДКБ в 2019 г.

№ п/п. Государство Место в рейтинге

1 Республика Беларусь 66

2 Республика Армения 77

3 Республика Казахстан 113

4 Кыргызская Республика 126

5 Российская Федерация 137

6 Республика Таджикистан 153

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2020

Это свидетельствует о том, что самый большой скачок в указанном рейтинге совершила Армения, где после революции 2018 г. руководство государства осуществляет успешную антикоррупционную политику. Если в 2018 г. страна занимала 101-е место, то в новом рейтинге она поднялась на 77-е (на 23 позиции вверх). На четыре места улучшила позиции Беларусь, поскольку в 2018 г. она занимала 70-е место, а в 2019 г. - 66-е. На несколько позиций в рейтинге также поднялся Казахстан (со 124-го места на 113-е).

Следовательно, по такому объективному признаку ситуация с коррупцией в Республике Таджикистан не улучшилась, несмотря на все предпринимаемые руководством государства

меры, и она остается худшей среди государств -членов ОДКБ1.

Следует отметить, что за последние 10 лет в Таджикистане был проведен ряд серьезных социологических исследований, целью которых было определение мнения населения и экспертов по вопросам коррупции в государстве.

Так, в 2011 г. Центром стратегических исследований при Президенте Республике Таджикистан и Программой развития ООН в Таджикистане было проведено исследование «Коррупция в Республике Таджикистан. Общественное мне-ние»2, результаты которого показали, что с 2007 по 2011 г. уровень коррупции в государстве вырос на 14.2% и составил 46.1%.

В опросе участвовало 1851 мужчин и 1149 женщин (рис. 1).

Рис. 1. Распределение участников экспертного опроса по половому признаку

При этом в возрасте от 18 до 24 лет в опросе приняли участие 375 человек, от 25 до 34 лет -

606, от 35 до 44 лет - 921, от 45 до 54 лет - 711, от 55 лет и старше - 387 человек (рис. 2).

1 Лидеры рейтинга существенно не изменились - первое место разделили Новая Зеландия и Дания. В конце списка оказались государства, в которых уже длительное время нестабильная политическая ситуация и военные конфликты, а правительства лишь частично контролируют территорию - Сомали, Южный Судан и Сирия.

2 В опросе приняли участие 3000 респондентов по выборке, репрезентующей городское и сельское население РТ в возрасте от 18 лет и старше. Исследование проводилось выборочно среди женщин и мужчин в Согдийской, Хатлонской областях, РРП, ГБАО и города Душанбе, на местах, в свободное от работы время.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2020

Рис. 2. Распределение участников экспертного опроса по возрасту

К пятерке лидеров по коррумпированности, согласно указанному опросу, были отнесены правоохранительные органы (милиция, налоговая служба, таможенная служба) - 15.5%, высшие учебные заведения -10.7%, администрация и сотрудники больниц и поликлиник -8.4%, администрация города, района, поселка и кишлаков -6.5%, Правительство РТ (кабинет министров) -4.7%, высшие суды - 4.7%, нижестоящие суды -3.8%, Маджлиси Оли, Маджлиси намояндагон -3.3%.

Респонденты выделяют в качестве самой главной причины масштабности коррупции «низкую заработную плату чиновников» - 65.8%. При этом около 1/3 опрошенных отмечает, что причины коррупции связаны с проблемой бюрократии, обилием инструкций, разрешений, проверок, ревизий, дающих чиновнику полный простор для произвола, шантажа, вымогательства взятки.

Около 2/3 респондентов считают, что уровень коррупции в государстве высок и не изменится в ближайшее время. При этом основная часть населения констатирует факт высокого уровня коррупции, однако полагает, что относится к ней негативно и считает, что можно и нужно бороться. Однако есть часть населения, которая придерживается другого мнения. Почти 1/4 респондентов считает, что взяток можно избежать, но с ними легче решить проблемы - 24.9%, а по мнению 18.5%, - необходимая часть нашей жизни [8].

Так же в конце 2016 г. экспертами Transparency International было проведено социологическое исследование «Люди и коррупция»1, результаты которого показали, что около 50% респондентов от Таджикистана платили взятки за государственные услуги в течение последних 12 месяцев. По мнению авторов доклада, это самый высокий показатель среди государств, в которых был проведен опрос.

Кроме того, в 2019 г. Агентством по финансовому контролю и борьбе с коррупцией Таджикистана (далее - Агентство) было проведен социологический опрос по вопросам противодействия коррупции в государстве2. Указанное исследование было проведено в целях подведения итогов реализации Стратегии противодействия коррупции на 2013 - 2020 годы, определения причин и факторов коррупции, отношения к коррупции и противодействия ей.

Так, результаты опроса свидетельствуют, что 4 из 10 респондентов выразили тревогу по поводу высокого уровня коррупции в государственных органах, а половина опрошенных считают прокуратуру, таможню, налоговые и судебные органы,

1 В указанном опросе приняли участие почти 60 тыс. респондентов из 42 стран Европы и Центральной Азии.

2 Всего в опросе приняли участие около 88 тыс. граждан Таджикистана. Опрос проходил в министерствах и ведомствах, государственных структурах и местных исполнительных органах государственной власти.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2020

милицию и ГАИ самыми коррумпированными субъектами в стране. Около 35% респондентов отметили, что уровень коррупции остается высоким в сфере образования и медицины.

Результаты проведенного анализа нормативных правовых актов, официальных статистик, научных трудов представителей научного сообщества и социологических опросов населения свидетельствуют о том, что в настоящее время борьба с коррупцией во всех сферах жизнедеятельности государства является приоритетной задачей для Таджикистана.

Доктор юридических наук, председатель Союза криминологов Казахстана им. Елегена Каиржанова, директор НИИ государства и права им. Г. Сапаргалиева Н.Н. Турецкий верно отмечает, что «для полномасштабного противодействия коррупции требуется комплексная система национальной неподкупности, которая предполагает реальный гражданский контроль в установленных законом рамках, а нетерпимое отношение к коррупции со стороны общества создаст благоприятную среду для борьбы с этим социальным злом. В связи с важностью антикоррупционной политики в государстве целесообразно принятие не отраслевой, а государственной программы по противодействию коррупции» [9].

Для более эффективного противодействия коррупции в Республике Таджикистан важными перспективным представляется заимствование положительных достижений развитых зарубежных государств, в т.ч. государств - членов ОДКБ, в правотворческой и правоприменительной деятельности в сфере борьбы с коррупцией.

Так же представляется целесообразным проведение сравнительного анализа УК РТ, УПК РТ, Закона «О борьбе с коррупцией» и других соответствующих нормативных правовых актов Республики Таджикистан с целью гармонизации уголовного антикоррупционного законодательства государства.

Субъектами коррупционных преступлений, как правило, являются физические лица, осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления; государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных силах, войсках и воинских формированиях.

Ярким отличительным признаком, отражающим коррупционную направленность преступлений, в основном является незаконное использование лицом своего должностного положения и связанных с ним полномочий вопреки законным интересам общества и государства в целях получения

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2020

имущественной выгоды для себя и для третьих лиц [10].

В этой связи, необходимо осуществить комплексную проверку законодательных положений Республики Таджикистан о субъектах коррупционных преступлений с целью принятия соответствующих изменений, которые обеспечат возможность привлечения к ответственности всех без исключения представителей публичного и частного сектора за совершение таких преступлений. Так же есть необходимость введения единого понятия «должностного лица», с учетом того, чтобы оно охватывало все категории лиц, указанных в Конвенции ООН против коррупции, в т.ч. лиц, выполняющих какую-либо публичную функцию [7].

Таким образом, несмотря на то что в Таджикистане предпринимаются определенные действия в сфере противодействия коррупции, зачастую они носят ограниченный характер, а бессистемность используемых подходов иногда сказывается на их низкой эффективности.

Для эффективного противодействия коррупции необходим системный подход, все элементы которого (в т.ч. нормы уголовного права) должны быть четко согласованы между собой.

Немаловажно, что многие рассмотренные проблемы противодействия коррупции в Республике Таджикистан постепенно решаются. В государственных органах и научных организациях Таджикистана постоянно разрабатываются проекты поправок в действующее антикоррупционное законодательство, направленные на его совершенствование.

Список литературы:

[1] Камышанский Д.Ю. Об опыте Республики Казахстан по противодействию коррупции // Образование и право. - 2019. - № 8; Потоцкий Н.К. Об оптимизации антикоррупционного образования // Уголовное судопроизводство: проблемы теории и практики. - 2018. - № 1.

[2] О борьбе с коррупцией: Закон РТ от 25 июля 2005 г. № 100 (в ред. Закона РТ № 1440 от 30 мая 2017 г.).

[3] Инструкция статистического учета преступлений коррупционного характера и перечень этих преступлений (в ред. Постановления Правительства РТ от 30.11.2007 г. № 600, от 01.03.2019 г. № 85).

[4] Послание Президента Республики Таджикистан Маджлиси Оли Республики Таджикистан 24 декабря 2019 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.president.tj/ru/node/19582 (дата обращения: 03.07.2020).

[5] Состояние преступности в России за январь-декабрь 2019 г. [Электронный ресурс].

URL: https://мвд.рф/reports/item/12177824 (дата обращения: 03.07.2020).

[6] Нурализода В. Уголовная ответственность за взяточничество в Республике Таджикистан: дис. ... канд. юрид. наук. - М.: РУДН, 2019.

[7] Антикоррупционные реформы в Таджикистане. Четвертый раунд мониторинга Стамбульского плана действий по борьбе против коррупции // Сеть ОЭСР по борьбе с коррупцией для стран Восточной Европы и Центральной Азии. ОЭСР. -

2017.

[8] В Таджикистане растет уровень коррупции [Электронный ресурс]. URL: https://bhr.tj/ analytics/v-tadzikistane-rastet-uroven-korrupcii (дата обращения: 03.07.2020).

[9] Турецкий Н.Н. Антикоррупционная политика Казахстана на современном этапе // Диалектика противодействия коррупции: материалы II Всеросс. науч.-практ. конф., 7 декабря 2012 г. Казань, 2012.

[10] Камышанский Д.Ю. Об особенностях уголовно-правового определения по законодательству государств - членов ОДКБ субъектов преступлений коррупционной направленности // Экономическая безопасность как неотъемлемая составляющая коллективной безопасности: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 28 ноября 2018 г.) / под ред. П.П. Рябухина, В.В. Бондуровского,И.В. Лосева,Г.И. Перекопского. - СПб.: Секретариат Совета Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ, 2019.

Spisok literatury:

[1] Kamyshanskij D.YU. Ob opyte Respubliki Kazahstan po protivodejstviyu korrupcii // Obra-zovanie i pravo. - 2019. - № 8; Potockij N.K. Ob opti-mizacii antikorrupcionnogo obrazovaniya // Ugolov-noe sydoppoizvodstvo: ppoblemy teopii i ppaktiki. -

2018. - № 1.

[2] O bor'be s korrupciej: Zakon RT ot 25 iyulya 2005 g. № 100 (v red. Zakona RT № 1440 ot 30 maya 2017 g.).

[3] Instrukciya statisticheskogo ucheta prestu-plenij korrupcionnogo haraktera i perechen' etih prestuplenij (v red. Postanovleniya Pravitel'stva RT ot 30.11.2007 g. № 600, ot 01.03.2019 g.

№ 85).

[4] Poslanie Prezidenta Respubliki Tadzhikistan Madzhlisi Oli Respubliki Tadzhikistan 24 dekabrya 2019 g. [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.presi-dent.tj/ru/node/19582 (data obrashcheniya: 03.07.2020).

[5] Sostoyanie prestupnosti v Rossii za yan-var'-dekabr' 2019 g. [Elektronnyj resurs]. URL: https:// mvd.rf/reports/item/12177824 (data obrashcheniya: 03.07.2020).

[6] Nuralizoda V. Ugolovnaya otvetstvennost' za vzyatochnichestvo v Respublike Tadzhikistan: dis. ... kand. yurid. nauk. - M.: RUDN, 2019.

[7] Antikorrupcionnye reformy v Tadzhikistane. CHetvertyj raund monitoringa Stambul'skogo plana dejstvij po bor'be protiv korrupcii // Set' OESR po bor'be s korrupciej dlya stran Vostochnoj Evropy i Central'noj Azii. OESR. - 2017.

[8] V Tadzhikistane rastet uroven' korrupcii [Elektronnyj resurs]. URL: https://bhr.tj/ analytics/v-tadzikistane-rastet-uroven-korrupcii (data obrashcheniya: 03.07.2020).

[9] Tureckij N.N. Antikorrupcionnaya politika Kazahstana na sovremennom etape // Dialektika pro-tivodejstviya korrupcii: materialy II Vseross. nauch.-prakt. konf., 7 dekabrya 2012 g. Kazan', 2012.

[10] Kamyshanskij D.YU. Ob osobennostyah ugolovno-pravovogo opredeleniya po zakonod-atel'stvu gosudarstv - chlenov ODKB sub»ektov prestuplenij korrupcionnoj napravlennosti // Ekonom-icheskaya bezopasnost' kak neot»emlemaya sostav-lyayushchaya kollektivnoj bezopasnosti: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Sankt-Peterburg, 28 noyabrya 2018 g.) / pod red. P.P. Ryabuhina, V.V. Bondurovskogo, I.V. Loseva, G.I. Perekopskogo. - SPb.: Sekretariat Soveta Mezhparlamentskoj Assamblei gosudarstv - uchastnikov SNG, 2019.

V.

4

ЮРКОМПАНИ

www. law-books, ru

Юридическое издательство «ЮРКОМПАНИ» издает научные журналы:

• Научно-правовой журнал «Образование и право», рекомендованный ВАК Министерства науки и высшего образования России (специальности 12.00.01,12.00.02), выходит 1 раз в месяц.

• Научно-правовой журнал «Право и жизнь», рецензируемый (РИНЦ, Е-1лЬгагу), выходит 1 раз в 3 месяца.

/

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2020

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.