Научная статья на тему 'Формирование антикоррупционного поведения и противодействие коррупции'

Формирование антикоррупционного поведения и противодействие коррупции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1509
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / КОРРУПЦИОННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ВЗЯТКА / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / АНТИКОРРУПЦИОННЫЙ СТАНДАРТ / CORRUPTION / CORRUPTION CRIMES / BRIBERY / PREVENTION / COUNTERACTION / ANTICORRUPTION STANDARD

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шалагин Антон Евгеньевич, Гребенкин Михаил Юрьевич

В статье рассматриваются исторические этапы противодействия коррупционным преступлениям. Определены причины и условия данного социально-негативного явления. Анализируются нормативные правовые акты в сфере предупреждения и минимизации коррупции. Особое внимание обращено на меры профилактики и формирование антикоррупционного стандарта поведения сотрудника органов внутренних дел.The article discusses the historical stages of countering corruption crimes. The causes and conditions of this socio-negative phenomenon are determined. Regulatory legal acts in preventing and minimizing corruption are analyzed. Special attention is paid to prevention measures and the formation of an anti-corruption standard of behavior for an employee of internal affairs bodies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование антикоррупционного поведения и противодействие коррупции»

УДК 343.9

Б с

/

А.Е. Шалагин М.Ю. гребенкин

формирование антикоррупционного поведения и противодействие коррупции

anti-corruption behavior enhancing and anti-corruption

countermeasures

)статьерассматриваются исторические этапы противодействия коррупционным 1 преступлениям. Определены причины и условия данного социально-негативного яв-40 ления. Анализируются нормативные правовые акты в сфере предупреждения и минимиза- 40 ции коррупции. Особое внимание обращено на меры профилактики и формирование антикоррупционного стандарта поведения сотрудника органов внутренних дел.

Ключевые слова: коррупция, коррупционные преступления, взятка, предупреждение, профилактика, противодействие, антикоррупционный стандарт

Для цитирования: Шалагин А.Е., Гребенкин М.Ю. Формирование антикоррупционного поведения и противодействие коррупции // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. 2020.Т. 5. № 1(9). С. 40 - 47.

The article discusses the historical stages of countering corruption crimes. The causes and conditions of this socio-negative phenomenon are determined. Regulatory legal acts in preventing and minimizing corruption are analyzed. Special attention is paid to prevention measures and the formation of an anti-corruption standard of behavior for an employee of internal affairs bodies.

Keywords: corruption, corruption crimes, bribery, prevention, prevention, counteraction, anticorruption standard

For citation: Shalagin A.E., Grebenkin M.Y. Anti-Corruption Behavior Enhancing and AntiCorruption Countermeasures // Scientific Notes of the Kazan Law Institute of MIA of Russia. 2020. V. 5. No 1(9). P. 40 - 47.

Коррупция как социально-негативное го Вавилона (XXIV в. до н.э.). В Римской (общественно опасное) явление человече- империи был разработан механизм пред-ству известно с древних времен. Наиболее упреждения и снижения уровня взяточни-отчетливо она проявила себя с возникно- чества, введен термин «коррупция» приме-вением государства и права. Порицание нительно к лицу, наделенному властными коррупционных действий содержится еще полномочиями и совершающему противо-в Библии и Коране. правные действия с целью личной выгоды.

Одно из первых письменных упоминаний Аристотель (384 до н.э. - 322 до н.э.) о коррупции содержится в архивах Древне- определял коррупцию как доминирую-

щий фактор, способный привести государство к вырождению и гибели. Никколо Макиавелли (1469 - 1527) рассматривал коррупцию как синдром серьезного заболевания государства, разрушающего гражданскую добродетель, этические нормы и нравственность. В своих литературных произведениях ее осуждали Данте А. (1265 - 1321), Шекспир У (1564 - 1616), Чосер Д. (1343 - 1400) и др.

«Мздоимство» и «лихоимство» упоминается в русских летописях XIII в. Одно из первых нормативных ограничений принадлежит Ивану II (1326 - 1359), а Иван IV (1530 - 1584) ввел смертную казнь за чрезмерность во взятках. Упоминания об ответственности за взяточничество можно обнаружить в Судебниках 1497 и 1550 годов.

К сожалению, в российском государстве практика «кормления» (принятие 41 подарков, подношений, содержания) существовала достаточно долго. Она стала своего рода обычаем (традицией) и никто против этого сильно не возражал. В Соборном Уложении 1649 г. закрепляется ответственность за «посулы», т.е. различного рода подношения, связанные с желаемым разрешением дела в свою пользу.

Петр I (1672 - 1725) в 1714 г. издал Указ «О воспрещении взяток и посулов». Екатериной II (1729 - 1796) было утверждено жалование для всех категорий государственных служащих, получаемые ими иные доходы стали приравниваться к взяткам. В дальнейшем особое внимание стало обращаться на причины и условия этого противоправного явления.

Уложением о наказаниях уголовных и исправительных вводилась усиленная ответственность за взяточничество и казнокрадство. В главе «О мздоимстве и лихоимстве» появляются тринадцать норм, направленных на изобличение должностных преступников [1, с. 10 - 35].

Один из первых декретов Советской власти от 10 ноября 1917 г. упразднил

сословия, гражданские чины, звания (дворянина, купца, мещанина, крестьянина), а также графские и княжеские титулы и проч. В этом году была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с саботажем и должностными преступлениями (ВЧК). Отдельные аспекты противодействия коррупции были закреплены в Декрете СНК РСФСР от 8 мая 1918 г. «О взяточничестве». Виновными лицами считались взяткодатели, пособники, подстрекатели, взяткополучатели [2, с. 64]. Постепенно меры, направленные на профилактику и пресечение коррупционных действий, стали носить системный, комплексный и достаточно жесткий характер.

О новом всплеске коррупции заговорили после смерти И.В. Сталина (1878-1953). Во время правления Н.С. Хрущева (1894-1971) принимается Указ Президиума Верховного Совета СССР 4] от 20 февраля 1962 г. «Об усилении уголовной ответственности за взяточничество». Взяточничество признавалось как одно из самых позорных и отрицательных явлений, чуждое и совершенно нетерпимое для государства, вступившего в период развитого строительства коммунизма. Выражалась уверенность в возможности постепенного искоренения всех его форм [3, с. 125].

В 60-70 годы ХХ столетия к ответственности привлекаются крупные номенклатурные функционеры, чиновники, фарцовщики, спекулянты, валютчики. Был нанесен ощутимый удар по «торговой мафии». В последующем Ю.В. Андропов (1914-1984) провел ощутимые чистки в партийных рядах. Горбачевская перестройка принесла стране гласность, но вместе с этим увеличились политические интриги и должностные злоупотребления. Газеты и журналы стали публиковать сенсационные сообщения о воровстве и взятках в государственном аппарате [4, с. 306].

Высокая инфляция, социальная и политическая нестабильность, снижение

доходов населения, недостаточный уровень правовой культуры, многочисленные нарушения в предпринимательской деятельности, недобросовестная конкуренция, взаимосвязь представителей бизнеса с членами организованных преступных формирований в конце 80-х и в 90-е годы прошлого века дали всплеск коррупции и переходу ее на новый (более качественный) уровень. Долгий период замалчивания данной проблемы не дал возможности своевременно разработать комплекс мер по предупреждению и минимизации этого негативного, противоправного, общественно опасного явления. Только в начале XXI столетия принимается ряд нормативных актов, давших начало целенаправленной, системной, комплексной борьбе с этим социальным злом.

Коррупция является серьезным фак-42 тором, который оказывает негативное воздействие на экономическую, политическую, культурную, нравственную сферы нашего общества. В Российской Федерации с 2016 по 2019 годы было зарегистрировано около 30 тысяч преступлений коррупционной направленности, суды рассмотрели около 12 тысяч уголовных дел и назначали уголовные наказания 13 тысячам граждан, совершившим такие преступления1.

В общем объеме преступности в России доля коррупционных преступлений составляет 1,4%. При этом материальный ущерб от таких преступлений составляет 15% от всего ущерба причиненного преступностью. Существенной проблемой является возмещение ущерба от преступлений коррупционной направленности, на что нацелена прак-

тика применения антикоррупционного законодательства, согласно которому имущество государственного служащего, а также членов его семьи, законность происхождения которого не подтверждена, может быть принудительно изъято в доход государства2. Один из примеров - обращение по иску прокуратуры в доход государства денег и имущества осужденного за взятки бывшего полковника Д. Захарченко и его родственников (8,5 млрд руб., 13 элитных квартир, 14 машино-мест, 4 автомобилей представительского класса, золотой слиток)3.

Коррупция существовала и при командно-административной системе, существует и при свободно-рыночных отношениях, при тоталитаризме, авторитаризме, демократии.

В 2003 г. была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции (UNCAC), которую ратифицировала и Рос- 42 сийская Федерация. Большое значение для организации противодействия коррупции в правоохранительных органах имело принятие ряда федеральных законов4.

Обзор правоприменительной деятельности в сфере профилактики коррупции позволяет выделить основные направления, которые имеют перспективы дальнейшего развития [5, с. 38]:

- измерение масштабов коррупции (минимизация);

- антикоррупционное информирование и просвещение;

- антикоррупционная пропаганда;

- антикоррупционное прогнозирование и планирование;

- совершенствование антикоррупционного законодательства (своевременное внесение изменений и дополнений);

1Состояние преступности в России за январь-декабрь 2019 г. // Основные статистические данные ГИАЦ МВД РФ. 2019. 63 с.; Состояние преступности в России за январь-декабрь 2019 г. // Основные статистические данные о деятельности органов прокуратуры. 2019. 49 с.

2О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности и иных лиц, их доходам: Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ // СЗ РФ. 2012. № 50. (Ч. IV). Ст. 6953.

3 Полковник МВД Захарченко получил 13 лет колонии. URL:https://www.interfax.ru/russia/664661 (дата обращения: 19 июня 2019 г.).

4О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ // Доступ из СПС «КонсультантПлюс»; О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

- разработка и реализация государственных и муниципальных антикоррупционных программ;

- поощрение и стимулирование антикоррупционной деятельности [6, 412];

- экспертиза проектов нормативных правовых актов и иных документов государственных органов, управленческих решений в целях выявления и устранения в них коррупциогенных факторов;

- совершенствование кадровой работы: ознакомление государственных служащих с требованиями к служебному поведению (этикету); разъяснение положений нормативных актов, направленных на противодействие коррупции; деятельность Комиссий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов; мониторинг исполнения должностных обязанностей

43 государственными и муниципальными служащими, подверженными риску коррупционных проявлений и их устранение;

- повышение престижа государственной службы, ротация кадров;

- введение антикоррупционных ограничений, обязательств и запретов для различных категорий государственных служащих;

- совершенствование процедуры ведения общегосударственного реестра лиц, уволенных за коррупционные правонарушения в связи с утратой доверия;

- совершенствование системы имущественного декларирования;

- укрепление судебной власти, прокурорского надзора, упорядочение структуры и функций органов исполнительной власти;

- определение и внедрение антикоррупционных стандартов;

- проведение антикоррупционного аудита;

- выявление коррупционных рисков в сфере государственных заказов;

- упрощение бюрократических процедур, повышение качества государственных услуг, в том числе в электронной форме;

- взаимодействие власти со структурами гражданского общества, общественными объединениями, гражданами в вопросах предупреждения и противодействия коррупции [7, с 39].

Коррупция в правоохранительных органах может рассматриваться как подкуп (получение, обещание, предложение, дача или вымогательство взятки); любое другое противоправное использование своего служебного статуса (в целях незаконного получения имущества, прав на него, услуг или льгот имущественного характера); незаконное предоставление преимуществ другим лицам вне зависимости от того, совершены ли данные деяния лично или через посредников, вопреки законным интересам общества и государства.

Коррупционную преступность с участием сотрудников правоохранительных органов характеризуют: 43

1. повышенная общественная опасность;

2. причинение ущерба авторитету государства (должностным лицам);

3. специальный субъект совершения коррупционных преступлений;

4. использование служебного положения вопреки интересам службы в правоохранительных органах;

5. высокий уровень латентности таких преступлений;

6. наличие умысла на совершение противоправных деяний;

7. корыстная мотивация преступлений.

Необходимо отметить, что личность преступника (коррупционера) не возникает внезапно, не появляется неожиданно (одновременно с совершением преступления). Она формируется постепенно, а преступление является закономерным следствием определенного поведения. В тех случаях, когда на индивида оказывают влияние преимущественно негативные факторы (индивидуального или группового, внешнего или внутреннего характера), нередко фор-

мируется личность правонарушителя и совершаются противоправные (коррупционные) поступки [8, с. 157]. Особенно это становится заметным в группе, где взятка считается нормой, должностные лица не осуждают такие факты, а наоборот, поддерживают, одобряют, подражают и покрывают друг друга.

Перечень мер по предупреждению коррупции содержится в ст. 6 ФЗ № 273 от 25 декабря 2008 г. «О противодействии коррупции», специальные мероприятия профилактической направленности закреплены в Национальной стратегии и предусматриваются национальными планами противодействия коррупции1. Кроме того, разрабатываются ведомственные правовые акты по профилактике коррупции в правоохранительных органах.

В современных условиях можно вы-44 делить следующие основные направления формирования антикоррупционного поведения сотрудников и работников правоохранительных органов:

1. Совершенствование основ правового статуса сотрудника (работника) правоохранительных органов.

2. Внедрение и соблюдение стандарта антикоррупционного поведения - единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в деятельности правоохранительных органов.

3. Нравственные основы антикоррупционного поведения - этические правила служебного поведения, которые рекомендуется соблюдать государственным служащим во избежание коррупционных поступков.

4. Применение норм юридической ответственности за коррупционные правонарушения по законодательству Российской Федерации: а) уголовной, б) административной, в) дисциплинарной, г) гражданско-правовой.

Антикоррупционные требования правового статуса находят свое применение при поступлении сотрудника на службу, когда он в обязательном порядке проходит психофизиологическое обследование, специальную проверку. Так, на кандидата, принимаемого на службу в органы внутренних дел, в обязательном порядке должен дать личное поручительство действующий сотрудник, имеющий стаж службы не менее трех лет, несущий ответственность за данное поручительство. Не принимаются на службу кандидаты, которые не согласны соблюдать обязанности, ограничения и запреты, связанные со статусом сотрудника ОВД.

После зачисления на службу и присвоения специального звания сотрудник наделяется полномочиями, правами и обязанностями по направлению деятельности и соответствующей должности. При этом большое значение имеет установленный порядок прохождения государственной службы, в процессе которого реализуются права и полномочия сотрудника (работника). Это регулируется законами, подзаконными нормативными правовыми актами, административными регламентами, должностными инструкциями, которые должны включать в себя положения, исключающие возможность для коррупционного поведения и конфликта интересов [9, с. 120].

Применяются различные механизмы контроля соблюдения антикоррупционных требований в отношении сотрудников органов внутренних дел. Внутриведомственный контроль в МВД России включает в себя проведение антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов, мониторинг применения нормативных правовых актов МВД России, отчеты об антикоррупционной работе в различных подразделениях ОВД. Вневедомственный контроль и надзор за деятельностью полиции установлен гл.

44

1О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции: указ Президента РФ от 13 апреля 2010 г. № 460 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс»; О Национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 годы: указ Президента РФ от 29 июня 2018 г. № 378 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

10 ФЗ № 3 «О полиции»1. Общественный контроль за работой полиции осуществляется со стороны граждан, общественных организаций, Общественной палаты РФ и общественных наблюдательных комиссий.

Согласно законодательству Российской Федерации, важным направлением деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является введение стандартов антикоррупционного поведения (ст. 7 ФЗ № 273 от 25 декабря 2008 г. «О противодействии коррупции») - единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции.

Антикоррупционный стандарт основан на нравственных нормах служебного поведения, правилах профессиональной этики, которым должны следовать 45 сотрудники органов внутренних дел, не допуская коррупционно опасного поведения. Сотрудникам полиции рекомендовано руководствоваться нормами Типового кодекса2. За нарушение антикоррупционного стандарта поведения предусмотрено моральное осуждение, которое учитывается при проведении аттестаций, формировании кадрового резерва, а также при наложении (снятии) дисциплинарных взысканий.

Вместе с тем следует учитывать, что на сегодняшний день отсутствует единый акт, содержащий все основные элементы антикоррупционного стандарта, они с разной степенью конкретизации указаны в различных законах и подзаконных нормативных правовых актах, что затрудняет их изучение, восприятие, исполнение сотрудниками органов внутренних дел. Так, в ФЗ № 3 «О полиции» от 7 февраля 2011 г. в п. 10, 12, 13, 14 ч.1 ст. 27 в указаны всего четыре антикоррупционные обязанности сотрудника полиции, а

в других нормативных правовых актах их насчитывается не менее девяти.

Кроме того, п. 10 ч.1 ст. 27 указанного закона обязывает сотрудника полиции представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Вместе с тем ФЗ № 342 «О службе в органах внутренних дел» п. 9 ст. 12 предписано представлять не только сведения о доходах, но и сведения о расходах, не уточняя необходимые для этого условия.

В п.13 ч.1 ст.27 ФЗ № 3 «О полиции» от 7 февраля 2011 г. указана обязанность сообщать непосредственному начальнику о возникновении личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов при выполнении служебных обязанностей, и принимать меры по предотвращению такого конфликта, но при этом не указаны сроки и форма уведомления3.

Исходя из норм, существующих в различных нормативных правовых актах, сотрудникам органов внутренних дел не всегда понятно, кого именно они должны уведомлять в случае возникновения личной заинтересованности при исполнении служебных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов. Так, ФЗ № 273 от 25 декабря 2008 г. (ред. от 26.07.2019) «О противодействии коррупции» обязывает служащего «уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения»; ФЗ № 342 «О службе в органах внутренних дел» в ч.4 ст. 71 указывает, что сотрудник органов внутренних дел

45

1О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № Э-ФЗ // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

2 Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих: одобрен решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г., протокол № 21.

3 О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

обязан «уведомить непосредственного руководителя (начальника)»1; а приказ МВД России от 03 мая 2017 г. № 258 требует, чтобы сотрудники и работники не позднее рабочего дня, следующего за днем, когда им стало известно о возникновении личной заинтересованности, должны представить представителю нанимателя (работодателю) в ходе личного приема или через кадровое подразделение соответствующее уведомление в письменной форме»2.

Представляется необходимым устранить эти и другие разночтения в антикоррупционном стандарте поведения сотрудников органов внутренних дел. В связи с чем в ч.1 ст. 27 в ФЗ № 3 от 7 февраля 2011 г. «О полиции», вместо

пунктов 10, 12, 13, 14 оставить пункт о том, что сотрудник полиции обязан выполнять требования антикоррупционного стандарта поведения сотрудника ОВД, а сам антикоррупционный стандарт поведения изложить в специальной главе ФЗ № 342 от 30 ноября 2011 г. «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» либо в «Кодексе антикоррупционного поведения сотрудников ОВД», в который необходимо поместить систематизированные, четко и однозначно сформулированные, унифицированные с федеральными законами, подзаконными нормативными правовыми актами нормы антикоррупционного поведения сотрудников (работников) МВД России.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Правовые основы противодействия коррупции: учебник и практикум / А.И. Землин, В.М. Корякин, О.М. Землина, В.В. Козлов. М.: Юрайт, 2019. 197 с. 46 2. Шалагин А.Е., Кабиров Д.Э. Приоритетные направления предупреждения коррупционной преступности на современном этапе // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2015. № 1(19). С. 63 - 67.

3. Противодействие коррупции: учебник и практикум / под общ. ред. Е.В. Охотского. М.: Юрайт, 2016. 367 с.

4. Кирпичников А.И. Российская коррупция. СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. 439 с.

5. Ильичев И.Е. МВД в системе противодействия коррупции // Проблемы правоохранительной деятельности. 2019. № 1. С. 28 - 42.

6. Кабанов П.А. Реализация принципа поощрения антикоррупционной деятельности в Российской Федерации // Юридическая техника. 2020. № 14. С. 410 - 425.

7. Гребенкин М.Ю., Шалагин А.Е. Антикоррупционные меры и их применение в органах внутренних дел // Совершенствование деятельности правоохранительных органов и институтов гражданского общества по противодействию коррупции: материалы всероссийского круглого стола. Казань: КЮИ МВД России, 2019. С. 37 - 40.

8. Личностные характеристики преступников: монография / под ред. Ю.М. Антоняна. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2018. 311 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Шалагин А.Е., Гребенкин М.Ю. Меры антикоррупционной профилактики и их реализация // Совершенствование деятельности правоохранительных органов и институтов гражданского общества по противодействию коррупции: материалы международного круглого стола / под ред. С.Н. Миронова. Казань: КЮИ МВД России, 2018. С. 119 - 122.

46

1О службе в органах внутренних дел Российской Федерации: Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

2Об утверждении Порядка уведомления сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, федеральными государственными гражданскими служащими системы МВД России и работниками, замещающими отдельные должности в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед МВД России, о возникновении личной заинтересованности при исполнении служебных (должностных, трудовых) обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов: приказ МВД России от 3 мая 2017 г. № 258 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

REFERENCES

1. Pravovye osnovy protivodejstviya korrupcii: uchebnik i praktikum / A.I. Zemlin, V.M. Koryakin, O.M. Zemlina, V.V. Kozlov. M.: YUrajt, 2019. 197 s.

2. SHalagin A.E., Kabirov D.E. Prioritetnye napravleniya preduprezhdeniya korrupcionnoj prestupnosti na sovremennom etape // Vestnik Kazanskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. 2015. № 1(19). S. 63 - 67.

3. Protivodejstvie korrupcii: uchebnik i praktikum / pod obshch. red. E.V. Ohotskogo. M.: YUrajt, 2016. 367 s.

4. Kirpichnikov A.I. Rossijskaya korrupciya. SPb.: YUridicheskij centr Press, 2004. 439 s.

5. Il'ichev I.E. MVD v sisteme protivodejstviya korrupcii // Problemy pravoohranitel'noj deyatel'nosti. 2019. № 1. S. 28 - 42.

6. Kabanov P.A. Realizaciya principa pooshchreniya antikorrupcionnoj deyatel'nosti v Rossijskoj Federacii // YUridicheskaya tekhnika. 2020. № 14. S. 410 - 425.

7. Grebenkin M.YU., SHalagin A.E. Antikorrupcionnye mery i ih primenenie v organah vnutrennih del // Sovershenstvovanie deyatel'nosti pravoohranitel'nyh organov i institutov grazhdanskogo obshchestva po protivodejstviyu korrupcii: materialy vserossijskogo kruglogo stola. Kazan': KYUI MVD Rossii, 2019. S. 37 - 40.

8. Lichnostnye harakteristiki prestupnikov: monografiya / pod red. YU.M. Antonyana. M.: YUNITI-DANA: Zakon i pravo, 2018. 311 s.

9. SHalagin A.E., Grebenkin M.YU. Mery antikorrupcionnoj profilaktiki i ih realizaciya // Sovershenstvovanie deyatel'nosti pravoohranitel'nyh organov i institutov grazhdanskogo obshchestva po protivodejstviyu korrupcii: materialy mezhdunarodnogo kruglogo stola / pod red. S.N. Mironova. Kazan': KYUI MVD Rossii, 2018. S. 119 - 122.

47 Шалагин Антон Евгеньевич, кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры крими- 47 нологии и уголовно-исполнительного права Казанского юридического института МВД России e-mail: aeshalagin@yandex.ru

Гребенкин Михаил Юрьевич, старший преподаватель кафедры криминологии и уголовно-исполнительного права Казанского юридического института МВД России e-mail: mikegrebenkin@mail.ru

Shalagin Anton Yevgenjevich, Head of Criminology and Penal Enforcement Law Department, the Kazan Law Institute of MIA of Russia, Candidate in Law (Research doctorate), Associate Professor e-mail: aeshalagin@yandex.ru

Grebenkin Mihail Yurjevich, Lecturer of Criminology and Penal Enforcement Law, the Kazan Law Institute of MIA of Russia e-mail: mikegrebenkin@mail.ru

© Шалагин А.Е., 2020 © Гребенкин М.Ю., 2020

Статья получена: 20.03.2020. Статья принята к публикации: 15.04.2020. Статья опубликована онлайн: 30.04.2020.

Заявленный вклад авторов:

Шалагин Антон Евгеньевич - разработка концептуальных подходов исследования; поиск исторических и аналитических материалов в научных источниках; обобщение и систематизация материалов исследования, итоговое редактирование.

Гребенкин Михаил Юрьевич - анализ научной литературы; подготовка первоначального варианта текста; формулирование выводов; оформление справочно-библиографического аппарата.

Против размещения полнотекстовой версии статьи в открытом доступе в сети Интернет не возражаем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.