Научная статья на тему 'О некоторых проблемах понятия коррупции и ее проявлениях'

О некоторых проблемах понятия коррупции и ее проявлениях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
463
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
CRIME / CORRUPTION / OFFICIAL POSITION / CRIMINAL GROUP / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / КОРРУПЦИЯ / СЛУЖЕБНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / ПРЕСТУПНАЯ ГРУППА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Филимонов А. А., Рубцов Д. И.

В статье рассмотрены особенности понятия и содержания коррупции на основе действующего законодательства Российской Федерации. Представлены особенности проявления и форм коррупции в органах государственной власти и органах местного самоуправления.The article discusses the peculiarities of the concept and content of corruption on the basis of the current legislation of the Russian Federation. The peculiarities of manifestations and forms of corruption in state and local governments are presented.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О некоторых проблемах понятия коррупции и ее проявлениях»

УДК 343.3

Юридические науки

Филимонов А. А., старший преподаватель кафедры специальных дисциплин Владивостокского филиала «Дальневосточный юридический институт

МВД России »

Рубцов Д. И.старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин юридического факультета Владимирский юридический институт

ФСИН России

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ПОНЯТИЯ КОРРУПЦИИ И ЕЕ

ПРОЯВЛЕНИЯХ

Аннотация: В статье рассмотрены особенности понятия и содержания коррупции на основе действующего законодательства Российской Федерации. Представлены особенности проявления и форм коррупции в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Ключевые слова: преступление, коррупция, служебное положение, преступная группа.

Abstract: The article discusses the peculiarities of the concept and content of corruption on the basis of the current legislation of the Russian Federation. The peculiarities of manifestations and forms of corruption in state and local governments are presented.

Keywords: crime, corruption, official position, criminal group.

Анализ ситуации, сложившейся в экономике страны свидетельствует о том, что, не смотря на принимаемые органами государственной власти меры по противодействию коррупции, ожидаемых позитивных сдвигов не наступило.

Коррупция - явление, присущее любому государству независимо от социально-экономической формации и формы правления. Особенно высокий

уровень коррупции отмечается в странах с частыми кризисными явлениями в экономике, что характерно в настоящее время для России. В связи с этим коррупция проявляется, прежде всего, в наиболее криминализированных сферах экономики. Она охватывает все формы служебных злоупотреблений, при которых должностные лица используют свои властные и иные полномочия в корыстных целях, связанных, чаще всего, с интересами организованных групп и преступных сообществ.

В юридической науке коррупционное правонарушение определяется по-разному. Наиболее приемлемым представляется определение, на наш взгляд согласно которому коррупционное правонарушение представляет собой запрещенное нормами права использование лицом, уполномоченным на осуществление государственных функций, своего статуса для получения имущества, услуг и льгот, а равно предоставление ему таких преимуществ заинтересованным лицом, а равно подстрекательство к названным деяниям или посредничество в них, либо совершение деяний, которые могут быть восприняты в общественном сознании как коррумпированное поведение. Причем для определения коррупционного правонарушения достаточно наличия любого из указанных в приведенных дефинициях признаков, характеризующих деяние, каждый из которых выражает различную степень общественной опасности данного правонарушения.

Также коррупция рассматривается как система неофициальных информационных и управленческих связей, построенных на корыстной основе и обеспечивающих законспирированность.

Борьба с коррупцией, ведется по принципу запрещения отдельных ее проявлений. Правовое преследование осуществляется за конкретные деяния, предусмотренные уголовным законом. Поэтому важно знать и умело применять основные положения уголовно-правовой характеристики преступлений, связанных с коррупционными проявлениями.

По действующему УК РФ с коррупционными проявлениями тесным образом связаны следующие преступления: присвоение или растрата (п. «в» ч. 2

ст. 160); злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285); превышение должностных полномочий (ст. 286); получение взятки (ст. 290); дача взятки (ст. 291); служебный подлог (ст. 292).

К коррупционным правонарушениям относится также ряд составов преступлений, предусматривающих квалифицирующий признак совершения этих деяний лицом (должностным лицом) с использованием своего служебного положения. К их числу относятся преступления, предусмотренные ст. 174, 174.1, 226, 229, 229.1, 272 УК РФ, если эти деяния совершены должностными лицами, государственными служащими или с их участием.

Наиболее ярким проявлением коррупции является взяточничество (ст. 290, 291, 291.1, 291.2 УК РФ). В этом смысле коррупция - как форма служебного злоупотребления - значительно шире взяточничества, хотя прямая или скрытая корысть здесь присутствует обязательно.

Наряду с проблемами правовой квалификации коррупционных преступлений не менее актуальным является вопрос о назначении виновному соразмерного вида наказания. УК РФ установлена уголовная ответственность за совершение коррупционных преступлений и, соответственно, предусмотрены следующие виды наказания: штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, принудительные работы, ограничение свободы, лишение свободы на определенный срок [5].

Для коррупции характерна высокая степень латентности, что не позволяет установить ее точные масштабы. В последние годы регистрируется в среднем до 20 тыс. преступлений [2], которые можно отнести к коррупционным правонарушениям. Однако, по оценкам экспертов-специалистов, - это малая часть от фактически совершаемых таких преступлений.

Сферы коррупции весьма многообразны. Коррупция наиболее четко проявляется: в государственных властных структурах, обеспечивающих реализацию программ приватизации собственности, кредитно-финансовой системы, внешнеэкономической сферы; в органах, ведающих лицензированием,

регистрацией предпринимательских и коммерческих структур; на транспорте; на рынке ценных бумаг, потребительском рынке. Также ею поражены новые земельные отношения, автобизнес и эксплуатация автотранспорта, финансовый, эпидемиологический и иной контроль деятельности предпринимательских и коммерческих структур.

Современная коррупция последовательно расширяет свои границы, зоны влияния. Она проникла в такие сферы, которые ранее от нее были защищены -это правоохранительная система и деятельность спецслужб.

Обладая высокой степенью адаптации к внешним условиям, коррупция приобретает «респектабельный» характер и все более уходит вглубь общества, становясь своеобразным путем «легитимной». В настоящее время коррупционеры являются надежным прикрытием организованной преступности, ее стимулятором.

В нынешних условиях коррупция получила прочную опору в виде безнаказанности коррумпированных государственных чиновников. В России действует система, согласно которой существует целый пласт лиц обладающих статусом неприкосновенности из числа представительных органов власти, являющихся практически неподсудными.

Высокая степень коррумпированности стала одной из характерных черт деятельности многих региональных органов власти и местного самоуправления. В условиях жестокой конкуренции за право контролировать прибыльные сферы экономики лидеры организованной преступной среды проникают в органы государственной власти и местного самоуправления с помощью коррупционных связей. Наиболее распространенными формами коррумпированного поведения являются совместительство, соучредительство, занятие частной предпринимательской деятельностью государственными служащими. Например органами внутренних дел ежегодно выявляется в среднем до тысячи государственных служащих, совмещающих через посредников службу в органах исполнительной власти с работой в коммерческих структурах. Одним из важнейших инструментов предупреждения коррупции в организации является

выявление и урегулирование конфликта интересов. Государственным организациям этому следует уделять особое внимание [1].

Коррупция в органах местного самоуправления может проявляться в хищении бюджетных средств, ведении региональными чиновниками коммерческой деятельности. Распространенным проявлением коррупции на местах является взяточничество [3; 4].

Коррупция в условиях напряженной криминогенной обстановки расставляет приоритеты таким образом, что деяния «тотально» подкупаемых чиновников становятся привычными.

Большинство государственных чиновников в силу служебного положения получило дополнительные возможности бесконтрольно распоряжаться инвестициями, целевыми кредитами, иными бюджетными средствами в своих корыстных интересах. В частности, испытывая неуверенность в завтрашнем дне, многие «старые» и «новые» чиновники стремятся максимально использовать свой депутатский и иной статус в целях быстрого обогащения, в том числе для создания стартовых капиталов и участия в предпринимательской деятельности. Известны случаи совершения противоправных хозяйственно -финансовых операций (например, бартерных сделок во внешнеэкономической сфере) депутатами различных уровней, одновременно являющихся руководителями крупных предприятий.

В настоящее время отмечается стремление лидеров преступной среды к продвижению в органы исполнительной власти всех уровней своих представителей, через которых они впоследствии получают возможность реализовать свои корыстные интересы. О коррумпированности должностных лиц органов исполнительной власти, использующих свое служебное положение в интересах организованной преступной среды, свидетельствуют различные обстоятельства и указывающие на них характерные признаки, которые относятся к предмету доказывания. Прежде всего, это установленные факты:

- совместительства должностными лицами, государственными служащими своих непосредственных функций с участием в коммерческой деятельности конкретных организаций - для извлечения корпоративной прибыли;

- использования должностными лицами своего статуса для вывода государственных средств на счета подконтрольных коммерческих организаций, находящихся под контролем криминальных сообществ, а также для «отмывания» денежных средств;

- неконтролируемой раздачи должностными лицами лицензий, предоставляющих «право» распоряжения по своему усмотрению определенной частью государственной собственности людям из числа близкого окружения;

- незаконного освобождения (полностью или частично) от финансовых обязательств перед государством конкретных физических и юридических лиц, связанных с криминальными структурами;

- выделения незаконных материальных и иных льгот.

За последние годы государством было принято множество организационно-правовых мер, направленных на противодействие коррупции, очевидно, что все положительное, которое несет в себе реформирование системы государственного управления, невозможно внедрить в жизнь, не осуществляя борьбу с коррупцией. Это вызывает объективную необходимость осуществления и совершенствования системы противодействия коррупционным проявлениям, а также мер по своевременному выявлению, предупреждению, пресечению фактов коррупции и разоблачению коррумпированных лиц, использующих свое служебное положение в интересах организованных преступных структур.

Библиографический список:

7. Давыдова Е.В. Минтруд о предупреждении коррупции в организациях // Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения. 2019. № 10. С. 51 - 60.

8. Данные судебной статистики за 2016-2019 год. // ЬАр:/А№№^сёер.ги/тёех.рЬр?1ё=79&йет=4572 (дата обращения 11.03.2020).

9. Подчерняев А.Н. Некоторые вопросы уголовно-правовой оценки получения взятки должностными лицами органов местного самоуправления // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2019. № 3. С. 27 - 28.

10. Соловьева Ю.И. Коррупционные преступления // СПС КонсультантПлюс. 2020.

11. Уголовное право. Общая часть: учебник / под общ.ред. д-ра. юрид. наук С.А. Денисова, д-ра. юрид. наук, доц. Л.В. Готчиной, канд. юрид. наук, доц. А.В. Никуленко. - М.: ДГСК МВД России, 2018. - 368 с.

12. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-Ф3 (ред. от 16.12.2019) «О противодействии коррупции».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.