Научная статья на тему 'Понятие, содержание и виды коррупции'

Понятие, содержание и виды коррупции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
12515
1374
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / CORRUPTION / ПОДКУП / ВЗЯТКА / BRIBE / ВЫМОГАТЕЛЬСТВО / EXTORTION / ПОЛУЧЕНИЕ ВЫГОДЫ / BRIBERY / GAINING PROFIT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Новичкова Е.Е.

Существование коррупции в системе государственного управления и борьба с данным явлением является одним из самых актуальных вопросов в государстве. В данной статье автор рассматривает само понятие коррупции. Опираясь на ранее опубликованные труды, а также нормативные правовые акты, автор выделяет основные признаки коррупции и виды коррупционных преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The existence of corruption in the system of public administration and the fight against this phenomenon are among the most pressing issues in the state. In this article, the author considers the very concept of corruption. Based on earlier published works, as well as regulatory legal acts, the author outlines the main signs of corruption and types of corruption crimes.

Текст научной работы на тему «Понятие, содержание и виды коррупции»

УДК 343.9

Новичкова Е.Е. ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ВИДЫ КОРРУПЦИИ

Существование коррупции в системе государственного управления и борьба с данным явлением является одним из самых актуальных вопросов в государстве. В данной статье автор рассматривает само понятие коррупции. Опираясь на ранее опубликованные труды, а также нормативные правовые акты, автор выделяет основные признаки коррупции и виды коррупционных преступлений.

Ключевые слова: коррупция, взятка, вымогательство, подкуп, получение выгоды.

* * *

Novichkova E.E. CONCEPT, CONTENT AND TYPES OF CORRUPTION

The existence of corruption in the system of public administration and the fight against this phenomenon are among the most pressing issues in the state. In this article, the author considers the very concept of corruption. Based on earlier published works, as well as regulatory legal acts, the author outlines the main signs of corruption and types of corruption crimes.

Keywords: corruption, bribe, extortion, bribery, gaining profit.

*

Коррупция как явление существует и существовало всегда. В бытовом общении и в средствах массовой информации часто употребляется дефиниция «коррупция». Чаще всего в понимание коррупции вкладывается использование должностным лицом служебного положения с получением прибыли и льгот для себя и своих близких. Часто коррупцию понимают лишь как взяточничество. Рассмотрим, как дается определение коррупции в научных кругах.

Частота употребления понятия коррупции не дает общего понимания термина и существа явления. Образование термина «коррупция» находит свои корни в латинском языке, где «corruptio» означает «порча, подкуп».

Большинство научных дебатов проходило по поводу определения коррупции. Так, например, А.И. Долгова дает следующее определение коррупции: «социальное явление, характеризующееся подкупом-про-

* *

дажностью государственных или иных служащих и на этой основе корыстным использованием ими в личных либо в узкогрупповых, корпоративных интересах официальных служебных полномочий, связанных с ними авторитета и возможностей».

Подобное определение коррупции дают и другие ученые в области криминологии и уголовного права. Они же обращают внимание, что подобное трактование довольно узко и должно рассматриваться значительно шире. Недопустимо и одностороннее толкование коррупции.

Учеными выносятся определения, в которых суть коррупции понимается как процесс, считается что коррупция - это разложение управленческого аппарата, основанное на использовании чиновниками своего служебного положения в личных целях. Или, например, коррупция - это коррозия власти [1].

Споры в научных кругах призван решить Федеральный закон от 25 декабря 2008 г.

№ 273-Ф3 «О противодействии коррупции» (далее закон «О противодействии коррупции»), где законодательно закреплено определение коррупции как «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу, другим физическим лицам либо совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица .... »

Закон определил коррупцию как перечень видов противоправных деяний, не раскрывая качественных признаков данных преступлений. Как справедливо отмечает Д.А. Ли-пинский, определение коррупции дается путем перечисления возможных действий, являющихся ее проявлениями [2, с. 103]. Таким образом, определение, предложенное в законе, в большей мере ассоциирует коррупцию со взятками.

Различие в понимании коррупции прослеживается и в нормативных актах. В отличие от ФЗ «О противодействии коррупции», в ст. 8 Конвенции ООН против транснациональной организованной преступно-сти2 признается преступным деянием:

- обещание, предложение или предоставление публичному должностному лицу лично или через посредников какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического или юридического лица с тем, чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей;

- вымогательство или принятие публичным должностным лицом лично или через посредников какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического или юридического лица, с тем чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей.

Публичным должностным лицом» является публичное должностное лицо или лицо, предоставляющее какую-либо публичную услугу, как это определяется во внутреннем законодательстве Государства-участника.

Конвенцией ООН более широко определяется характер противоправных действий коррупционной направленности.

Существуют и иные точки зрения относительно эффективности законодательно закрепленного определения коррупции. Так, в комментариях к федеральному закону № 273-ФЗ В.В. Григорьев отмечает, что понятие коррупции дается в совокупном понимании отдельных норм Уголовного Кодекса РФ, выраженных в диспозициях статей и опирающихся на некоторые объективные признаки составов [3].

Принимая во внимание мнения ученых, обобщая все признаки противоправного действия называемого «коррупция», можно дать собственное определение рассматриваемому событию коррупция это социальное явление, заключающееся в деятельность лиц, имеющих возможность оказывать властное воздействие на граждан, организации и иных лиц, использующих свое положение, определяющееся замещаемой должностью в корыстных целях для личного обогащения, обогащения своих родных и близких.

Подобные действия рассматриваются в мировой практике и в нашем государстве как противоправные действия и квалифицируются как преступления и правонарушения.

1 Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 "О противодействии коррупции" // Рос. газ. 2008. 30 декабря 2008.

2 Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности. Принята резолюцией 55/25 Генеральной Ассамблеи от 15 ноября 2000 года.

Ответственности за коррупцию как таковой не предусмотрено. Деяния квалифицируются по различным статьям Уголовного Кодекса РФ и Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Закон «О противодействии коррупции» не дает понятия коррупционного преступления и коррупционного правонарушения, однако данные определения закреплены в Соглашении о сотрудничестве генеральных прокуратур государств-участников СНГ в борьбе с коррупцией, которое было заключено 25 апреля 2007 г. в г. Астане. При заключении Соглашения стороны применили следующие понятия:

- коррупционное правонарушение - не влекущее уголовной ответственности нарушение существующего порядка несения службы и исполнения своих профессиональных обязанностей, допущенное лицами, которые национальным законодательством государств-Сторон отнесены к категории должностных лиц или приравненных к ним, если такое нарушение содержит признаки коррупции, а равно невыполнение ими запретов, правил, установленных национальными нормативными правовыми актами;

- коррупционное преступление - совершение лицами, которые национальным законодательством государств-Сторон отнесены к категории должностных лиц или приравненных к ним, умышленного уголовно наказуемого деяния с использованием своего статуса, статуса представляемого ими органа, должностных полномочий или возможностей, вытекающих из данного статуса и полномочий, если такое деяние содержит признаки корруп-ции3.

Итак, объективными признаками противоправного деяния, называемого коррупцией, исходя из мнений ученых, определений, закрепленных в нормативных правовых актах, являются:

- действия (бездействие) лиц, обладающих особым статусом, т.е. являющихся должностными лицами и имеющих полномочия, представляющие интерес для граждан, организаций и иных лиц;

- противоправные действия (бездействия) осуществляются в рамках исполнения указанными лицами своих должностных обязанностей;

- действия (бездействия), которые в результате приносят прибыль должностному лицу, либо членам его семьи, либо его близким;

- субъектами коррупционных отношений выступают, с одной стороны, должностные лица, с другой - представители законного либо нелегального частного сектора; объектом коррупции могут являться практически любые общественные и хозяйственные отношения.

Полагается, перечень приведенных выше признаков можно расширить.

Многообразие точек зрения на определение коррупции свидетельствует о сложности этого явления и требует более глубокого и всестороннего его изучения.

Далее обратимся к рассмотрению видов коррупции.

Различные источники приводят и различные классификации коррупционных явлений относительно классифицирующих признаков. Полагается, приведенная классификация позволит определить общие признаки коррупции как криминального явления.

Наиболее полным представлением коррупции представляется классификация, предложенная Е.А. Музалевской, которая предлагает рассматривать коррупцию относительно следующих признаков:

1. По субъекту злоупотребления служебным положением:

- государственная (коррупция госчиновников);

- коммерческая (коррупция менеджеров фирм);

3 Соглашение о сотрудничестве генеральных прокуратур (прокуратур) государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с коррупцией. Дата подписания: 25.04.2007, дата вступления в силу: 25.04.2007 // http:// base.consultant.ru

- политическая (коррупция политических деятелей).

2. По инициатору коррупционных отношений:

- запрашивание (вымогательство) взяток по инициативе руководящего лица;

- подкуп по инициативе просителя.

3. По лицу, являющегося взяткодателем:

- индивидуальная взятка (со стороны гражданина);

- предпринимательская взятка (со стороны легитимной фирмы);

- криминальный подкуп (со стороны криминальных предпринимателей).

4. По форме выгоды:

- денежные взятки;

- обмен услугами (патронаж, непотизм).

5. По цели:

- ускоряющая взятка (чтобы получивший взятку быстрее делал то, что должен по долгу службы);

- тормозящая взятка (чтобы получивший взятку нарушил свои служебные обязанности);

- взятка «за доброе отношение» (чтобы получивший взятку не делал надуманных придирок к взяткодателю).

6. По централизации коррупционных отношений:

- децентрализованная коррупция (каждый взяткодатель действует по собственной инициативе);

- централизованная коррупция «снизу вверх» (взятки, регулярно собираемые нижестоящими чиновниками, делятся между ними и более вышестоящими);

- централизованная коррупция «сверху вниз» (взятки, регулярно собираемые высшими чиновниками, частично передаются их подчиненным).

7. По уровню распространения коррупции:

- низовая коррупция (связанная с деятельностью отдельных организаций, наделенных властными полномочиями);

- верхушечная коррупция (связанная с деятельностью государственных органов власти);

- международная коррупция (в сфере международных хозяйственных отношений).

8. По степени регулярности коррупционных связей:

- эпизодическая коррупция;

- систематическая (институциональная) коррупция;

- клептократия (коррупция как неотъемлемый компонент властных отношений).

К перечисленным видам целесообразно добавить следующие:

9. По составу преступления:

- злоупотребление служебным положением;

- дача взятки, получение взятки;

- злоупотребление полномочиями;

- коммерческий подкуп;

- иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения и др.

10. По видам государственной деятельности:

- в сфере государственных закупок;

- в судебной и правоохранительной системах;

- в сфере лицензирования;

- при операциях с земельными участками.

- при назначении на государственные должности и должности государственной службы и др.

11. По типу выгоды:

- получение прибыли;

- уменьшение расходов;

- получение нематериальной выгоды [4].

Особое внимание из всех представленных видов коррупции необходимо обратить на те виды, которые возможно квалифицировать как преступления, а именно: дача взятки (ст. 291 УК РФ), получение взятки (ст. 290 УК РФ), посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ), мелкое взяточничество (ст. 291.2 УК РФ), злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК РФ), коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ), иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения

выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц; незаконное предоставление выгоды указанному лицу, другим физическим лицам либо совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Многие ученые считают, что этот перечень не является исчерпывающим, и невозможно не согласиться с их утверждениями, поскольку Уголовный кодекс РФ дает основания отнести к коррупционным и такие преступления, как мошенничество, присвоение и растрату, совершаемые с использованием служебного положения ст. 159, 159.1-158.6, 160 УК РФ), незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ), служебный подлог (ст. 292 УК РФ), воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК РФ), ограничение конкуренции (ст. 178 УК РФ) и иные противоправные действия, совершаемые должностными лицами в корыстных целях.

В самом законе «О противодействии коррупции» называется еще один вид коррупционного преступления - сокрытие информации о коррупции.

Перечень видов коррупционных деяний, возможно, более обширен, время вносить свои коррективы, т.к. преступные действия становятся более изощренными, виды коррупции более сложными.

На данном этапе исследования необходимо отметить причины коррупции. Основными причинами противоправных деяний, совершаемых должностными лицами и имеющих коррупционную составляющую, являются, по мнению многих ученых, проблемы экономического характера на уровне страны; политические изменения, происходящие в государстве; отсутствие внешнего контроля за деятельностью государственных органов и органов местного самоуправления.

Более подробно изучая природу конкретных противоправных деяний корруп-

ционного характера, понимается, что причин гораздо больше, и чаще всего коррупционной зависимости подвергаются лица, психологически и социально не подготовленные к ситуациям, когда у последних возникает желание воспользоваться своим положением в корыстных целях. А значит, воспитание общества есть основной способ значительно снизить уровень коррупционной преступности в обществе.

В юридической литературе называется достаточное количество причин, порождающих коррупцию, к ним относятся:

1. Несовершенство законодательства. Отсутствие либо недостаточность нормативного регулирования, позволяющего предупреждать и пресекать правонарушения и преступления коррупционной направленности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Неэффективность институтов власти. Громоздкая структура аппарата государственного управления, слабое реагирование на изменения в стране, что влечет отставание институтов власти от этих изменений.

3. Нежелание менять систему государственного управления. Бюрократия заинтересована сохранить свое состояние, всячески противодействуя динамическим изменениям.

4. Слабый отбор на должности государственной службы. В органы государственной власти попадают субъекты, стремящиеся на должности государственных служащих с целью получения выгоды. Нередко встречается прямое делегирование субъектов из коммерческих структур в административные.

5. Слабость гражданского общества, отрыв общества от власти. Ухудшение социально-экономического положения граждан влечет за собой отчуждение общества от власти, ее изоляции.

6. Слабая развитость правового сознания общества. Неспособность граждан оказывать сопротивление коррупционным посягательствам. Правовой нигилизм.

Перечень можно значительно расширить. В некоторых источниках называется такая причина, как недостаточное материальное обеспечение государственных служащих, что влечет желание последних находить способы зарабатывания материальных благ незаконными методами. Хочется не согласиться с подобным мнением, поскольку попытки повысить денежное содержание государственным служащим не искоренили коррупцию. Думается, что основной причиной является слабое воздействие правоохранительных органов, безнаказанность коррупционеров.

Обращая внимание на случаи выявления преступлений коррупционного характера за последнее время, можно отметить тот факт, что лица, совершающие подобные деяния, достаточно обеспечены материально и имеют достаточно высокое денежное содержание по замещаемой должности. Примером может являться ряд громких событий по выявлению преступлений, один из которых - задержание губернатора Сахалинской области А. Хорошавина в 2015 году [5]. Из опубликованных данных известно, что правоохранительными органами было изъято

денежных средств в количестве 60 миллионов рублей, что дает представление о размерах коррупции, а социальный уровень коррупционера характеризует его как достаточно обеспеченного гражданина.

Таким образом, учитывая вышесказанное можно сделать следующие выводы:

- коррупция всегда связана с государственной службой, властью;

- коррупция выходит за пределы взяточничества;

- коррупция включает в себя многочисленные формы незаконного присвоения публичных средств для личного, группового или корпоративного использования;

- коррупция как злоупотребление властью может осуществляться для получения выгоды не только в целях личного, но и корпоративного, кланового интереса. Это не всегда прямо связано с присвоением материальных ценностей, так как корпоративный интерес порой преследует политические цели: создание политических условий, обеспечивающих возможности «легального», «законного» захвата, присвоения в будущем материальных и финансовых средств [6].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Коррупция: состояние противодействия и направления оптимизации борьбы. / Под ред. Проф. А.И. Долговой. М., Российская криминологическая ассоциация, 2015. [Электронный ресурс]. // http://crimas.ru/_books/korruptcia_sost_protivod_2015.pdf (дата обращения 11.01.2018 г.)

2. Липинский Д.А. К вопросу о понятии коррупционного правонарушения // Юридическая наука и правоприменительная практика. 2017. № 3 (41). С. 100-108.

3. Григорьев В.В. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 25 декабря 2008 года № 273-Ф3 «О противодействии коррупции». М., Деловой двор, 2009. 208с.

4. Музалевская Е.А. Коррупция в системе государственной службы в России: истоки и тенденции: 1992-2005 гг.: дисс... канд. истор. наук. М., 2006. 219с.

5. Свиридов П. В сейфе задержанного губернатора Сахалина найдено 60 миллионов рублей. [Электронный ресурс]. Комсомольская правда. // http://www.kp.ru/daily/26349/ 3231824/ (дата обращения 11.01.2018 г.)

6. Айрапетян Э.С. Причины и условия, порождающие коррупцию в Российской Федерации в современных условиях [Текст] // Актуальные вопросы юридических наук: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, ноябрь 2012 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2012. С. 68-71.

5. Свиридов П. В сейфе задержанного губернатора Сахалина найдено 60 миллионов рублей [Электронный ресурс]. Комсомольская правда // http://www.kp.ru/daily/26349/3231824/ (дата обращения: 11.01.2018 г.).

6. Aйрапетян Э.С. Причины и условия, порождающие коррупцию в Российской Федерации в современных условиях // Aктуальные вопросы юридических наук: Материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, ноябрь 2012 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2012. С. 68-71.

REFERENCES

1. Korruptsiya: sostoyaniye protivodeystviya i napravleniya optimizatsii bor'by / Pod red. рш£ A.I Dolgovoy. M.: Rossiyskaya kriminologicheskaya assotsiatsiya, 2015. [Elektronnyy resurs]. // http:// crimas.ru/_books/korruptcia_sost_protivod_2015.pdf (data obrashcheniya: 11.01.2018 g.).

2. Lipinskiy D.A. K voprosu o ponyatii korruptsionnogo pravonarusheniya // Yuridicheskaya nauka i pravoprimenitel ' naya praktika. 2017. №° 3 (41). S. 100-108.

3. Grigor'yev V.V. Nauchno-prakticheskiy kommentariy k Federal'nomu zakonu ot 25 dekabrya 2008 goda №2 273-FZ «O protivodeystvii korruptsii». M. : Delovoy dvor, 2009. 208 s.

4. Muzalevskaya Ye.A. Korruptsiya v sisteme gosudarstvennoy sluzhby v Rossii: istoki i tendentsii: 1992-2005 gg.: Вis. ... kand. istor. nauk. M., 2006. 219 s.

5. Sviridov P. V seyfe zaderzhannogo gubernatora Sakhalina naydeno 60 millionov rubley. [Elektronnyy resurs]. Komsomol'skaya pravda // http://www.kp.ru/daily/26349/3231824/ (data obrashcheniya: 11.01.2018 g.).

6. Ayrapetyan E.S. Prichiny i usloviya, porozhdayushchiye korruptsiyu v Rossiyskoy Federatsii v sovremennykh usloviyakh // Aktual'nyye voprosy yuridicheskikh nauk: Materialy Mezhdunar. nauch. konf. (g. Chelyabinsk, noyabr' 2012 g.). Chelyabinsk: Dva komsomol'tsa, 2012. S. 68-71.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

НОВИЧКОВА Елена Евгеньевна, старший преподаватель кафедры административного права и административной деятельности ОВД, Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации.

E-mail: qwerpoiu07@rambler.ru

Рецензент:

д.ю.н., профессор Майоров В.И.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.