УДК 343.353
H. П. Бородко, ст. преподаватель КОРРУПЦИЯ И ЕЕ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОПАСНОСТЬ
The article considers with the concept, structure and character of such negative social phenomenon, as corruption on the basis of the analysis of anticorruption conventions of the United Nations, the Council of Europe, ratified Belarus, the national legislation. The attention is focused to public danger of corruption crimes. The author comments the separate norms about responsibility for corruption offences. Reveals the socio-political nature of corruption in modern conditions. institution and legal framework for combating this public hazard and criminological characteristics of crimes against the interests of the service.
Введение. Дошедшие до нас правовые памятники цивилизации позволяют заключить, что коррупция - ровесник человечества. Ранние упоминания о коррупции, «поразившей» государственную службу, можно обнаружить в архивах Древнего Вавилона, сформировавшихся примерно 4500 лет назад. Термин «коррупция» применительно к социальному его значению начинает употребляться значительно позже -в античный период.
Определение коррупции нашло отражение в Конвенции Совета Европы 1999 г. об уголовной ответственности за коррупцию. Большинство европейских стран (в том числе и Республика Беларусь) в г. Страсбурге договорились о достаточно широком понимании коррупции. Законом Республики Беларусь от 26 мая 2003 г. данная Конвенция ратифицирована.
Законом Республики Беларусь от 25 ноября 2004 г. была также ратифицирована Конвенция ООН против коррупции. Глава III данной Конвенции «Криминализация и правоохранительная деятельность» предусматривает возможность принятия каждым государством-участником таких законодательных и других мер, какие могут потребоваться, чтобы признать в качестве уголовно наказуемых следующие деяния, когда они совершаются умышленно: подкуп национальных публичных должностных лиц (ст. 15), подкуп иностранных публичных и должностных лиц публичных международных организаций (ст. 16), злоупотребление служебным положением (ст. 19). Анализ действующего национального законодательства свидетельствует о том, что принятые в последнее время в процессе активизации борьбы с коррупцией нормативные акты в большей степени соответствуют общепризнанным принципам и нормам международного права в данной сфере.
Так, в главе 2 Государственной программы по борьбе с коррупцией на 2007-2010 гг., утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 7 мая 2007 г. № 220, характеризующей структуру преступности, связанной с коррупцией, обращено внимание на доминирующую позицию взяточничества, а также на существенное увеличение количества злоупотреблений властью или служебными полномо-
чиями. Для решения основных задач Государственной программы одним из намеченных для осуществления мероприятий является разработка программы специальных курсов по изучению законодательства в сфере борьбы с коррупцией для учащихся учреждений, обеспечивающих получение среднего специального и высшего образования, исполнителем которой является Министерство образования.
Основная часть. В целях более эффективного противодействия имеющим место проявления коррупции и создания единой правовой основы для борьбы с ней 20 июля 2006 г. принят Закон Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией», в котором впервые дано четкое определение понятия коррупции.
Согласно ст. 1 Закона, это умышленное использование государственным должностным лицом или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей, сопряженное с противоправным получением имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равно подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления им преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное лицо или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей.
Как видно из определения, сущность данного явления состоит в корыстном использовании должностными или приравненными к ним лицами своего служебного положения ради получения какой-либо выгоды, а также использовании служебного положения этих лиц другими (не должностными) лицами для достижения своих целей.
При этом наибольшую общественную опасность составляют преступления, совершенные именно должностными лицами.
Каковы последствия коррупции?
1. Коррупция не позволяет государству добиться осуществления стоящих перед ним
задач, если эти задачи противоречат интересам бюрократической олигархии, сконцентрировавшей в своих руках основные властные и экономические ресурсы общества.
2. Коррупция в высших эшелонах власти, даже не становясь достоянием гласности, подрывает доверие к ней и, вследствие этого, ставит под сомнение ее легитимность.
3. Коррупция отрицает демократию по существу, поскольку базовым признаком демократического правления являются равнодоступность к общественным ресурсам, справедливость законотворчества и правоприменения.
4. Коррупция среди высшего чиновничества способна воспроизводить стереотипы «имущественной нескромности» и подражания в стяжательстве среди сотен государственных служащих, для которых основным критерием служебной этики является не закон, а образ жизни начальника.
5. Коррумпированный управленческий персонал психологически не готов поступаться своими личными интересами ради процветания общества и государства.
6. Коррупция резко ухудшает инвестиционный климат, в результате чего частному бизнесу не остается ничего иного, как стремиться к получению скорой прибыли (часто - сверхприбыли) в непредсказуемых условиях, поскольку условия для долгосрочного инвестирования отсутствуют.
7. Коррупция оказывает разлагающее воздействие на управленческий аппарат как в государственной, так и в негосударственной сферах, снижая стимулы для честной работ («общий уровень этики снижается, и каждый задает себе вопрос, почему именно он должен быть единственным, кто соблюдает нормы нравственности»).
8. Коррупция обессмысливает правосудие, поскольку в коррумпированном суде правым всегда оказывается тот, у кого больше денег и меньше нравственно оправданных самозапретов.
9. Прием за взятки в престижные государственные вузы лишает общество значительной части интеллектуального потенциала, не позволяя получить высшее образование талантливым молодым людям, приводит к искаженной ориентации интеллектуальную элиту общества, ориентируя ее не на творческие достижения, а на достижения имущественного успеха любой ценой.
Среди коррупционных правонарушений можно выделить четыре вида: гражданско-правовые деликты, дисциплинарные проступки, административные проступки, преступления. Стоит отметить, что разделение дисциплинарных (служебных) и административных проступков достаточно условное.
Гражданско-правовые коррупционные деликты. К гражданско-правовым коррупционным
деликтам относятся обладающие признаками коррупции и не являющиеся преступлениями нарушения правил дарения, предусмотренных главой 32 Гражданского Кодекса Республики Беларусь, а также нарушения порядка предоставления услуг.
Например, государственный служащий не вправе принимать имущество, в том числе подарки или другую выгоду в виде услуги в связи с исполнением служебных обязанностей, за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий. При этом сувениры, стоимость которых превышает 5 базовых величин, передаются в доход государства. При превышении указанные действия образуют состав гражданско-правового деликта. В этих случаях речь, конечно, идет о принятии подарков лишь за законные действия и о понятии именно подарка - имущества или имущественных благ безвозмездно, т. е. без оказания каких-либо ответных услуг или иного ответного вознаграждения.
Дисциплинарные коррупционные проступки. Дисциплинарные коррупционные проступки, обычно проявляющиеся в таком использовании служащим своего статуса для получения благ, за которое предусмотрено дисциплинарное взыскание (например, осуществление работником прокуратуры предпринимательской деятельности вопреки ст. 22 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь»), с трудом поддаются систематизации, поскольку в действительности достаточно произвольно определяются руководящими органами огромного числа государственных, коммерческих и иных организаций. Грань между коррупционным дисциплинарным проступком и преступлением оказывается настолько слабо различимой, что даже специалисты затрудняются однозначно ответить на вопрос: где оканчивается дисциплинарный проступок и начинается незаконное участие в предпринимательской деятельности или злоупотребление служебными полномочиями. Актуальность этой проблемы в значительной степени возрастает применительно к лицам, занимающим государственные должности и, соответственно, не являющихся государственными служащими.
Административные коррупционные проступки. К административным коррупционным правонарушениям могут быть отнесены обладающие признаками коррупции и не являющиеся преступлениями правонарушения, за которые установлена административная ответственность.
В частности, к числу административных коррупционных проступков относятся нарушение порядка льготного кредитования, т. е. включение в списки для льготного кредитования лиц, не состоящих на учете нуждающихся
в улучшении жилищных условий либо принятых на такой учет с нарушением законодательства, либо подлежащих снятию с учета (ст. 23.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).
Преступления. В рамках реализации требований Закона о борьбе с коррупцией для повышения результативности борьбы с коррупционными преступлениями совместным постановлением Прокуратуры Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Комитета государственной безопасности Республики Беларусь от 5 апреля 2007 г. № 17/94/11 утвержден перечень коррупционных преступлений. К ним относятся:
1. Хищение путем злоупотребления служебными полномочиями (ст. 210 Уголовного кодекса Республики Беларусь - далее УК).
2. Контрабанда (ч. 3 ст. 228 УК).
3. Легализация («отмывание») материальных ценностей, приобретенных преступным путем, совершенная должностным лицом с использованием своих полномочий (ч. 2 и ч. 3 ст. 235 УК).
4. Финансирование террористической деятельности, совершенное должностным лицом с использование своих служебных полномочий (ч. 2 ст. 2901 УК).
5. Злоупотребление властью или служебными полномочиями из корыстной или иной личной заинтересованности (ч. 2 и ч. 3 ст. 424 УК).
6. Бездействие должностного лица из корыстной или иной личной заинтересованности (ч. 2 и ч. 3 ст. 425 УК).
7. Превышение власти или служебных полномочий, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности (ч. 2 и ч. 3 ст. 426 УК).
8. Служебный подлог (ст. 427 УК).
9. Незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 429 УК).
10. Получение взятки (ст. 430 УК).
11. Дача взятки (ст. 431 УК).
12. Посредничество во взяточничестве (ст. 432 УК).
13. Получение незаконного вознаграждения работниками государственного органа либо иной государственной организации (ст. 433 УК).
14. Злоупотребление властью, превышение власти либо бездействие власти, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности (ст. 455 УК).
Составы преступлений, предусмотренные статьями 424, 430-432 УК, доминируют среди перечисленных.
При этом следует подчеркнуть, что наибольшую общественную опасность составляют преступления, совершенные должностными лицами.
Субъектами преступления, предусмотренного ст. 432 УК (посредничество во взяточничестве), могут являться как должностные, так и не должностные лица.
Очень трудно бороться с коррупцией в обществе, объявляя преступлением то, что стало социальной нормой.
В атмосфере постоянной готовности к подкупу правовые запреты мертвы. Сговор подкупающего и подкупаемого предопределяет высокий уровень неуязвимости коррупции.
Одним из наиболее сложных вопросов организации борьбы с коррупцией является вопрос о том, в каком соотношении должны находиться между собой профилактические и карательные меры. Необходимость обеспечения приоритета предупреждения коррупции перед наказанием за нее смело можно отнести к числу застывшим аксиом.
В действительности же большинство современных государств тратит на преследование за коррупционные правонарушения гораздо больше средств, чем на их предупреждение.
Мысль о том, что легче предупредить коррупцию, чем быть вынужденным наказывать за нее, верна лишь отчасти.
Заключение. Распространенность коррупционных (равно как и других преступлений) в значительной степени зависит от их раскрываемости, а точнее, от неотвратимости ответственности за них.
Сравнительный анализ законодательства Республики Беларусь и международных стандартов в части, относящейся к мерам ответственности за коррупционные правонарушения, позволил выявить пробел, требующий законодательного разрешения со стороны нашего государства.
Так, законодательство Республики Беларусь не предусматривает ответственности за коррупционные правонарушения, совершенные юридическими лицами (ст. 26 Конвенции ООН против коррупции).
Борьба с коррупцией затрагивает интересы каждого гражданина, общества, государства.
Литература
1. О борьбе с коррупцией: Закон Республики Беларусь от 20 июля 2006 г. № 122: текст по состоянию на 02.08.2006 г. // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2006. -№ 122. - 2/1262.