ная роль родителей в большой степени, по-видимому, должна зависеть от авторитета, умения, моральных и иных качеств воспитания. Одним словом, авторитет власти должен быть заменен властью авторитета, а авторитет зависит, в свою очередь, от личных качеств, личного примера.
Таким образом, семья является основным стрежнем воспитания детей, причем в самом раннем возрасте на ребенка оказывает решающее влияние мать, затем влияние родителей уравновешивается. Известный психолог А.Н. Леонтьев из всего многообразия окружающего мира, который так или иначе влияет на маленького ребенка, выделил круг интимно-близких малышу людей, к воспитательным воздействиям которых он особенно чувствителен. Оказывается, что ребенок в первые годы жизни не восприимчив к замечаниям, уговорам, советам «чужой тети» (попутчицы в транспорте, воспитательницы другой группы). Это позже, в начале подросткового возраста, ему важно мнение друга, приятеля, его задевает реплика прохожего, а первые 7—8 лет самое авторитетное — «так мама сказала», «так велел папа»1.
Исследования криминологов подтверждают, что пороки в воспитании обусловили нездоровее отношение большинства несовершеннолетних правонарушителей к родителям. Так, около 40% при анкетном опросе сообщили о своем безразличном отношении к родителям, 6,7% — о боязни и чувстве страха, 40% — о том, что они не видят в своих родителях никаких достоинств, 5% — видят определенные достоинства только у одного из родителей и т.п.2.
В качестве одной из немаловажных причин становления несовершеннолетних на преступный путь выступает в подавляющем большинстве случаев бесконтрольность со стороны родителей за их поведением. Как показывает практика, о правонарушениях своих детей родители, как правило, узнают от соседей, представителей правоохранительных органов или от других лиц.
Безусловно, причины воспитания в семье антиобщественных взглядов и привычек далеко не исчерпываются названными неблагоприятными факторами. При этом необходимо учитывать, что различные недостатки воспитания, присущие семье, накладывают определенный отпечаток на подростков, деформируют их личностные свойства, качества, приводят к совершению преступлений, но не сами по себе, а только во взаимодействии с другими факторами окружающей их среды 3.
1 Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1981. С. 584.
2 Вопросы криминологии, уголовного права, процесса и прокурорского надзора // Сборник научных трудов Всесоюзного института по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности. М., 1975. С. 31.
3 Долгова А. И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. М.: Юрид. лит., 1981.С. 53.
Климова М. В*
ПОНЯТИЕ КОРРУПЦИИ
Ключевые слова: попятив коррупции в международном праве, социологический, экономико-правовой (институциональный), криминологический подходы к понятию коррупции, законодательное определение коррупции, коррупционные преступления.
First serious investigations have one's appearance on the 1970s last century. Investigators of that time defined the definition of corruption like universal social occurrence, which has world disposition
The corruption is an international problem, which has not bounds and peculiar to all countries independently from political order and economic ?s standards of development. We can provides different defines to definition of corruption. In present time corruption is subject of scientific research in different field of knowledge: sociology, economics, criminology and other. In present time there are not common definition of corruption.
legislative definition of corruption is contained in the federal law «About counteraction of corruption».
Первые серьезные исследования коррупции появились в 1970—80-х гг. Исследователи того времени обозначили подход к понятию коррупции как к универсальному социальному явлению, имеющему общемировой характер
Не существует единого определения коррупции. И уже на уровне этимологии «коррупции» возникает проблема определения данного термина.
Термин «коррупция» имеет латинское происхождение. Он означает: 1) совращение, подкуп; 2) порчу, упадок; 3) извращенность, превратность мнений; 4) расстройство, расшатанность, плохое состояние здоровья2. Определение «согштреге» в римском праве понималось как портить, фальсифицировать, подкупать и означало в целом противоправное действие соответствующего должностного лица (магистрата)3. Произошло оно от сочетания латинских слов «соггеі» — означавшее нескольких участников в одной из сторон обязательственного отношения по поводу единственного предмета, и «штреге» — ломать, повреждать, нарушать, отменять. В результате образовался самостоятельный термин, обозначающий участие в дея-
* Аспирантка Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина. E-mail: [email protected].
1 Political Corruption. A Handbook New-York, 1989.
2 Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь. Изд. 2-е. М.: Русский язык, 1976. С. 266.
J Голованова Е.И. Правовые основы борьбы с коррупцией в России в XVI—XIX вв. М., 2004. С. 6.
тельности нескольких (не менее двух) лиц, целью которых является «порча», «повреждение» нормального хода судебного процесса или процесса управления делами общества Поэтому суть коррупции не в подкупе, продажности публичных и иных служащих, а в нарушении единства (дезинтеграции, разложении, распаде) того или иного объекта, в том числе органов государственной власти2.
Коррупция — это поистине интернациональная проблема, не имеющая границ и свойственная всем странам, независимо от их политического устройства и уровня экономического развития. Явление коррупции универсально для любого государственно-организованного общества, отличаются лишь масштаб и формы его проявления.
В конце прошлого века данная проблема переросла в глобальную, неоднократно становясь предметом обсуждения на конгрессах Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, а также многочисленных семинарах и конференциях, проводимых международным сообществом. Масштаб угрозы, которую представляет собой коррупция для развития мирового сообщества, обусловил появление основополагающих международных документов о борьбе с коррупцией:
— Конвенция ООН против коррупции от 31 октября 2003 г.;
— Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (ETS № 173) заключена 27 января 1999 г. в Страсбурге и вступила в силу 01 июля 2002 г.
Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятый Генеральной Ассамблеей ООН в 1978 г., понимает под коррупцией подкуп, продажность должностных лиц (публичных служащих) и их служебное поведение, осуществляемое в связи с полученным или обещанным вознаграждением3.
Конвенция ООН против коррупции 2003 г. не содержит определения понятия коррупции, раскрывая его через перечень подлежащих криминализации следующих деяний: активный и пассивный подкуп в публичном и частном секторах; подкуп иностранных публичных должностных лиц международных организаций; злоупотребление служебным положением, незаконное обогащение, хищение или нецелевое использование имущества публичным должностным лицом; отмывание доходов от преступлений; воспрепятствование осуществления правосудия и др.
1 Рогозин Г. Коррупция как угроза для цивилизованного развития гражданского общества// Regla. Научно-культурологический журнал. 2006. № 21. С. 16.
2 Мишин Г.К. О теоретической разработке проблемы коррупции. М.: Юристъ. С. 264.
J Международная защита прав и свобод человека: Сб. документов / сост. Г.М. Мелков. М., 1990. С. 323.
Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию в ст. 2 дает определение активного подкупа национального государственного должностного лица как преднамеренное обещание, предложение или предоставление каким-либо лицом (прямо или косвенно) какого-либо неправомерного преимущества для этого или любого иного должностного лица с тем, чтобы оно совершило определенные действия или воздержалось от их совершения при осуществлении своих функций.
Необходимо отметить, что отличительной чертой современных исследований коррупции является междисциплинарный подход: в настоящее время коррупция — это предмет исследования в различных областях знаний, что обусловлено сложностью данного явления и его причинного комплекса, многозначностью проявления его последствий во всех областях жизни общества.
Выделяются различные подходы к определению коррупции.
Социологический подход рассматривает коррупцию как социальную болезнь, синдром больного общества. Коррупция — яркий пример социальной дисфункции, обусловленной противоречием между индивидуальными целями членов социальной организации и целями самой организации, а также между формально-логической сущностью социальной организации и социальной природой
Первоисточником названной позиции можно считать разрабатывающуюся длительное время рядом американских ученых (Э. Бенфинд, М. Джонсон, Дж. Най) концепцию коррумпированного поведения, согласно которой коррупцией следует считать невыполнение или ненадлежащее выполнение политическим деятелем, государственным служащим, бизнесменом и любым другим лицом своих служебных обязанностей в личных, семейных или групповых интересах. Так, по мнению Д. Бейли, коррупция представляет собой злоупотребление властью и, как результат, ее использование в личных целях, которые необязательно должны быть материальными, а К. Фридрих считает, что коррупция — это отклоняющееся поведение, соединенное с частной мотивацией, означающей, что частные (индивидуальные, групповые) цели преследуются за публичный счет. Дж. Най определяет коррупцию как поведение, которое отклоняется от формальных обязанностей, публичной роли под воздействием частных (индивидуальных, семейных), материальных или статусных целей либо нарушает правила, запрещающие определенные виды относительно частного влияния 2. М. Джонсон в своей работе «Поиск определений: качество политической жизни и проблема коррупции» определил, что коррупция — это
1 Мишин Г.К. Коррупция: понятие, сущность, меры ограничения. М., 1991. С. 14.
2 Голованова Е.И. Правовые основы борьбы с коррупцией в России в XVI—XIX вв. М., 2004. С. 8.
«поведение, отклоняющееся оттого, которое предписано должностным лицам имеющимися правилами, и обусловлено желанием получить материальные или статусные преимущества для себя, своей семьи или связанной с собой узкой группы лиц, а также нарушающее ограничения на вмешательство по личным мотивам в отправление должностных функций»1.
Таким образом, по мнению западных исследователей, выделяются следующие основные черты коррупции:
— отклоняющееся или нарушающее определенные правила поведение;
— наличие частных (индивидуальных, семейных, групповых) целей материального или иного характера, в том числе политического;
— реализация таких целей за публичный (общественный) счет2.
Сторонники экономического подхода раскрыли экономическую сущность коррупции и губительное воздействие данного явление на мировую экономическую систему. Теоретические разработки этого подхода к определению коррупции появились в работах американских экономистов нео-институционального направления в 1970-х гг. Основной идеей таковых является предположение о существование практически в каждой стране «естественного», «нормального» уровня коррупции. Последняя «появляется и растет, если существует рента, связанная с государственным регулированием различных сфер экономической жизни (введением экспортно-импорт-ных ограничений, предоставлений субсидий и налоговых льгот предприятиям или отраслям, наличием контроля над ценами, политикой множественных валютных курсов и т.д.)»3.
В отечественной криминологической науке в настоящий момент преобладают две точки зрения на определение понятия коррупции.
Первая точка зрения, определяющая коррупцию более узко, довольно долго отстаивается российскими учеными. Ее наиболее яркими представителями считаются А.И. Долгова и С.В. Ванюшкин, которые считают, что коррупция — это «социальное явление, характеризующееся подкупом- продажностью государственных и иных служащих, и на этой основе корыстным использованием ими в личных либо узкогрупповых, корпоративных интересах официальных служебных полномочий, связанных с ними авторитета и возможностей»4.
1 Международный журнал социальных наук. 1997. № 16. С. 24.
2 Наумов Ю.Г. Коррупция и общество: теоретико-экономическое и прикладное исследование. Владимир, 2007. С.19; Максимов В.К., Наумов Ю.Г. Коррупция (социально-экономические и криминологические аспекты). М., 2006. С.18.
J Наумов Ю.Г. Коррупция и общество: теоретико-экономическое и прикладное исследование. 2007. С. 29-30.
4 Криминология / под общ. ред. А.И. Долговой. М., 2001. С. 501—502; Долгова А.И.: Криминологические проблемы коррупции в России // Коррупция: политические, организационные и правовые проблемы. М., 2001. С. 151.
Н.Ф. Кузнецова считает, что, «исходя из понятия преступности как соци-ально-правовой системы, элементами которой выступают конкретные преступления, предусмотренные УК РФ, под коррупцией можно понимать лишь взяточничество, а именно: подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов (ст. 184), подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу (ст. 309), получение взятки должностным лицом (ст. 290), дача взятки (ст. 291), коммерческий подкуп (ст. 204), провокация взятки либо коммерческого подкупа (ст. 304). Так называемые преступления коррупционной направленности в это понятие не входят»1.
По мнению В.В. Астанина, коррупция — «социально-правовое явление такого разложения отношений в разных сферах управления, которое выражается в подкупе-продажности лиц, использующих служебное положение и связанные с ним возможности»2.
Вторая точка зрения трактует понятие коррупции более широко, то есть ученые рассматривают ее шире, чем подкуп-продажность должностных лиц, признавая коррупционным любое корыстное злоупотребление своим служебным положением.
По мнению проф. С.В. Максимова, коррупция — это «использование государственными или иными публичными служащими (в том числе депутатами и судьями) либо служащими коммерческих или иных организаций (в том числе международных) своего статуса для незаконного получения имущества, прав на него, услуг или льгот (в том числе неимущественного характера) либо предоставление названным лицам таких имущества, прав на него, услуг или льгот (в том числе неимущественного характера)»3.
П.А. Кабанов считает, что коррупция — социальное явление, заключающееся в корыстном использовании должностным лицом служебного положения для личного обогащения4.
Г.К Мишин определяет коррупцию как «явление в сфере социального управления, выражающееся в злоупотреблении субъектами управления своими властными полномочиями путем их использования в личных (в широком смысле — индивидуальных и групповых, материальных и иных) целях»5.
Ю.Г. Наумов определяет коррупцию в общественно-социальном значении как «девиантное поведение публичных должностных лиц, выража-
1 Криминология. М., 2007. С. 164.
2 Астатш В.В. Коррупция и борьба с ней в России второй половины XVI—XX вв. (криминологическое исследование). Дис.... канд. юрид. наук. М., 2001. С. 35.
J Максимов С.В. Коррупция. Закон. Ответственность. М., 2000. С. 9.
4 Кабанов П.А. Коррупция и взяточничество в России: исторические, криминологические и уголовно-правовые аспекты. Нижнекамск, 1995. С. 7.
5 Мишин Г.К. Коррупция: понятие, сущность, меры ограничения. М., 1991. С. 13.
ющееся в нелигитимном использовании, вопреки интересам общества, государства и других лиц, имеющихся полномочий, вытекающих из них возможностей, а также иных общественных ресурсов, доступ к которым эти лица имеют в связи со своим статусом или фактическим положением, для извлечения выгоды в личных, узкогрупповых или корпоративных целях»1.
Л.Н. Колодкин считает, что коррупция как общественное (социальное) явление выражается в использовании работниками государственных органов служебного положения в целях получения неправомерных, личных выгод материального или имущественного характера 2.
Л.Д. Гаухман определил понятие коррупции в общесоциальном понимании как «использование должностным лицом предоставленных ему полномочий и вытекающих из них возможностей для незаконного личного обогащения... как в рамках полномочий должностного лица, так и за их пределами, но в связи с его статусом. В любом случае — это использование авторитета власти, который может распространяться, в зависимости от уровня должностного положения, на различные сферы, порой бесконечно разнообразные»3.
Таким образом, сторонники «широкого» определения понятия коррупции выделяют следующие признаки коррупции:
— несомненное социально-общественное значение данного феномена;
— определенный круг специальных субъектов, имеющих властные полномочия, статус и соответствующее положение в обществе и иных социальных слоях и группах;
— неправомерное использование субъектами коррупции служебных полномочий, связанных с ними авторитета и возможностей;
— наличие корыстных и иных мотивов в личных либо узкогрупповых или корпоративных целях вопреки интересам общества, государства и иных лиц4.
Законодательное определение коррупции содержится в Федеральном законе от 25 декабря 2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» (далее
— Закон о коррупции). Определение коррупции дано в ст. 1: «Коррупция — это злоупотребление служебным положением, дача и получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное
1 Наумов Ю.Г. Коррупция и общество: теоретико-экономическое и прикладное исследование. С. 21; Максимов В.К., Наумов Ю.Г. Коррупция (социально-экономические и криминологические аспекты). С. 26.
2 Административно-правовые проблемы предупреждения коррупционной и организованной преступности (круглый стол) // Государство и право. 2002. № 1. С. 104.
3 Гаухман Л.Д. Коррупция и коррупционные преступления // Законность. 2000. № 6. С. 2.
4 Наумов Ю.Г. Коррупция и общество: теоретико-экономическое и прикладное исследование. С. 23; Максимов В.К., Наумов Ю.Г. Коррупция (социально-экономические и криминологические аспекты). С. 22—23.
использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды данному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица»1.
В Федеральном законе «О противодействии коррупции» прямо не говорится, какие преступления следует относить к коррупционным. Таким образом, данный Закон о борьбе с коррупцией не предусмотрел исчерпывающих перечней коррупционных преступлений или иных правонарушений. В самом общем смысле коррупционные преступления — это общественно опасные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена Уголовным кодексом Российской Федерации. Отсутствие законодательного закрепления перечня коррупционных преступлений в недавно принятом нормативноправовом акте, содержащем определение коррупции и основных направлений борьбы с ней, внесло только определенность в полемику ученых по поводу отнесения к коррупционным преступлений, совершаемых в негосударственном секторе, в связи с чем оставляя открытой дискуссию ученых-кри-минологов относительно понятия коррупционных преступлений и, соответственно, причисления к ним различных составов преступлений.
Ю.Г. Наумов достаточно полно и точно определяет коррупционное преступление как «предусмотренные уголовным законом общественно опасные деяния, посягающие на охраняемые законом права и интересы граждан, государства, общества и государственной службы либо службы в органах местного самоуправления, коммерческих и иных организаций, а также на авторитет указанных институтов, совершенные должностными лицами, главами органов местного самоуправления, лицами, занимающими государственную должность Российской Федерации или ее субъекта либо выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации, а также государственными служащими или служащими органов местного самоуправления с использованием своего служебного положения и должностных полномочий для личного обогащения или в личных интересах, узкогрупповых и корпоративных целях либо выразившиеся в предоставлении им иными лицами возможностей и средств для достижения указанных целей»2, при этом выявляя в обязательном порядке следующие признаки коррупционных преступлений:
1 Российская газета. № 266, 30 декабря 2008.
2 Наумов Ю.Г. Коррупция и общество: теоретико-экономическое и прикладное исследование. 2007. С. 57.
— причинение ущерба охраняемым законом авторитету, интересам государства, государственной службы, службы в органах местного самоуправления, коммерческих и иных организациях, а также интересам и правам граждан и общества в целом;
— наличие специального субъекта, признаки которого указаны в примечаниях к ст. 201 и 285 УК РФ, за исключением субъектов дачи взятки, активного коммерческого подкупа и иных преступлений, связанных с активным подкупом лиц некоторых категорий;
— незаконный характер извлекаемых субъектами преступления преимуществ и иных средств для удовлетворения как личных, так и узкогрупповых, корпоративных целей;
— использование субъектами, вопреки интересам службы своего должностного и фактического положения, имеющихся должностных и служебных полномочий, вытекающих из их возможностей
В современной криминологии дискуссионным также является вопрос отнесения тех или иных составов преступлений к коррупционным. Законодательно незакрепленный перечень коррупционных преступлений не даст поставить точку в этой полемике ученых.
Большинство ученых выделяют в основном три группы коррупционных преступлений 2. По мнению диссертанта, исходя из законодательного определения коррупции, можно выделить следующие группы коррупционных преступлений.
Первую группу составляют основные коррупционные преступления, которые отнесены к таковым законодателем в определении коррупции, а именно:
— злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285);
— злоупотребление полномочиями (ст. 201);
— злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами (ст. 202);
— дача взятки (ст. 291);
— получение взятки (ст. 290);
— коммерческий подкуп (ст. 204).
К дополнительным коррупционным преступлениям относятся преступления, названные законодателем как иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения (в целях получения выгоды для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами):
1 Наумов Ю.Г. Коррупция и общество: теоретико-экономическое и прикладное исследование. 2007. С. 57.
2 Там же. С. 58—59; Эминов В.Е., Максимов С.В., Мацкевич И.М. Коррупционная преступность и борьба с ней. М., 2001. С. 16—18.
— воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий в случае совершения путем подкупа либо с использованием своего служебного положения (пп. «а», «б», ч. 2, 3 ст. 141);
— нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума (ст. 141.1);
— фальсификация избирательных документов, документов референдума (ст. 142);
— невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат (ст. 145.1);
— мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения (п. «в» ч. 2 ст. 159);
— присвоение и растрата (ч. 3 ст. 160);
— хищение предметов, имеющих особую ценность, в случаях совершения соответствующего деяния путем мошенничества, присвоения или растраты лицом с использованием своего служебного положения (ст. 164);
— воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности (ст. 169);
— регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170);
— незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, если оно совершено путем подкупа (ст. 183);
— подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных и зрелищных коммерческих конкурсов (ст. 184);
— контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения, при наличии корыстной или иной личной заинтересованности, узкогруппового или корпоративного интереса (п. «б» ч. 3 ст. 188);
— превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб при наличии корыстной или иной заинтересованности у виновного (ст. 203);
— организация преступного сообщества (преступной организации), при наличии цели совершения тяжких и особо тяжких коррупционных преступлений (ст. 210);
— хищение либо вымогательство ядерных материалов или радиоактивных веществ, совершенные лицом с использованием своего служебного положения (п. «в» ч. 2 ст. 221);
— хищение либо вымогательство огнестрельного оружия, комплектующих деталей к нему, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных ус-
тройств, совершенные лицом с использованием своего служебного положения (п. «в» ч. 3 ст. 226);
— незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, совершенные лицом с использованием своего служебного положения (п. «б» ч. 3 ст. 229);
— нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1);
— нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (ст. 285.2);
— превышение должностных полномочий в случае совершения из корыстных или узкогрупповых, корпоративных интересов (ст. 286);
— присвоение полномочий должностного лица при наличии корыстных или узкогрупповых, корпоративных интересов (ст. 288);
— незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289);
— служебный подлог (ст. 292);
— провокация взятки или коммерческого подкупа (ст. 304);
— подкуп или принуждение к даче показаний либо к неправильному переводу (ст. 309).
К третьей группе преступлений, непосредственно связанных с коррупционными, относятся следующие общественно опасные деяния, запрещенные соответствующими статьями Уголовного кодекса Российской Федерации:
— легализация (отмывание денежных средств или иного имущества, приобретенного незаконным путем, в случаях приобретения соответствующих денежных средств или иного имущества в результате совершения любого из коррупционных преступлений (ст. 174);
— укрывательство преступлений в случае заранее не обещанного укрывательства: организации преступного сообщества (преступной организации) (ст. 210), созданного для совершения любых тяжких или особо тяжких коррупционных преступлений (ст. 316).
Кроме того, к последней группе могут быть отнесены и другие преступления в случае, если их составы прямо предусматривают в качестве квалифицирующего признака использование своего служебного положения.
Таким образом, законодательное определение коррупции, которое было столь необходимо, не смогло обеспечить максимальной криминализации коррупционных деяний.
ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
Абрамов A.B.*
О СООТНОШЕНИИ ПОНЯТИЙ «ОПЕРАТИВНАЯ ОБСТАНОВКА»
И «КРИМИНОЕЕННАЯ ОБСТАНОВКА»
Понятийный аппарат, применяемый в науке для определения свойств объектов и явлений окружающего мира, состоит как из отдельных слов, так и их сочетаний. Словосочетания эти возникают, когда научные работники желают ввести определение, предполагая, что определяемое свойство есть лишь новое проявление уже известного. В методической литературе, практике деятельности следственных подразделений органов внутренних дел наблюдается довольно распространенная терминологическая несогласованность в употреблении и интерпретации основополагающих понятий. В частности, для определения состояния преступности, ее динамики развития употребляется разнообразная терминология, устоявшаяся и как бы не подлежащая обсуждению в силу ее очевидности. Речь идет о таких категориях, как «криминогенная обстановка» и «оперативная обстановка».
В работе следственных аппаратов органов внутренних дел Российской Федерации чаще всего используется понятие «оперативная обстановка», которое стало в соответствующих нормативных и литературных источниках номенклатурной категорией Как профессиональный термин, «оперативная обстановка» широко применяется в нормативных, организационно-методических и иных документах, а также в специальной литературе органов внутренних дел.
В свое время А.П. Ипакян, глубоко и квалифицированно исследуя методологические вопросы моделирования, связанные с оперативной обстановкой, отмечал, что данное понятие употребляется применительно к конкретным оперативным ситуациям и к функционированию органов внутренних дел в целом. Возникнув как ограниченно узкая категория, «оперативная обстановка» в ее современном понимании не укладывается в эти рамки и, конечно, уже не соответствует своему строго семантическому значению. С исторической точки зрения содержание данного понятия формировалось не семантически, а путем эволюции практики его применения. Причем, будучи заимствованным у военных лишь внешне, оно наполнялось специ-фическим ведомственным содержанием, в котором словом «оперативная» подчеркива-
* Соискатель Академии управления МВД России. E-mail: [email protected].
1 См. Пучков А.П. Аналитическая функция в механизме совершенствования органами внутренних дел. Дис.... канд. юрид. наук. М.: Академия управления МВД России, 2006. С. 36, 50.